🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

§ 1. Вступление в средневековой истории Украины (учебник)

А.А. Мартынюк, О.В. Гисем

 

История Украины

 

7 класс

 

§ 1. Вступление в средневековой истории Украины

Обработав этот параграф вы узнаете:

      что такое история Украины как наука иучебный предмет;

      каковы источники изучения средневековойистории Украины;

      что будете изучать в курсе средневековойистории Украины;

      как работать с учебником;

      что такое «история», «исторический факт», «историческаясобытие »,« история Украины »,« периодизация »,« исторические источники »,« летопись ».

 

      Задание наповторение

1.   Что такое история?

2.   Что изучает наука история?

3.   Какой период всемирной истории и историиУкраина вы изучали в прошлом году? Назовите его хронологические рамки.

4.   Какие события древней истории Украины вамзапомнились больше всего?

 

1.   История Украиныкак наука и учебный предмет. Закончились летние каникулы и начался новый учебныйгод. В 7 классе вы, среди прочих предметов, продолжите изучениесистематического курса истории, - как всемирной, так и истории Украины.

Слово «история»,как вы знаете, древнегреческого происхождения и переводится как «исследование»,«Повествование о событиях». Древнегреческий писатель и ученый Геродот, которого считают«Отцом истории», называл «историями» свои рассказы о греко-персидские войны.

Термин «история»имеет несколько значений. История как наука изучает прошлое человеческих сообществ, которыезаселяли нашу планету от древнейших времен и до современности.

Ученых,исследуют то, что происходило в прошлом человеческих сообществ, называютисториками. В основу их интересной, но и очень сложной работы положены исследованияисторических фактов и исторических событий.

 

Термины и понятия

Исторические факты - Действительные, не выдуманные случаи, которые происходилидействительности.

Исторические события - Совокупность связанных между собой важных фактовобщественной жизни, которые составляют единое целое.

 

Неотъемлемойсоставляющей всемирной истории есть история Украины. Это наука, изучающая развитиечеловеческого общества на украинских землях в хронологической последовательности иопределяет его основные закономерности. Она исследует историю украинскогонарода, его борьбу за государственную независимость и связанные с ней подвиги,драмы, триумфы и трагедии.

Историческая наукане стоит на месте. Благодаря новым открытиям она обновляет и углубляет нашизнания об исторических событиях. На основе исследований ученых-историков созданоучебный предмет «история Украины», изучение которого вы продолжите этого года.Он отражает современное видение прошлого нашей Родины.

2.   Периодизацияистории Украины. Источники изучения средневековой истории Украины. Историючеловечества, как вы знаете, исследователи делят на определенные периоды. Периодизацияистории Украины в целом соответствует всемирной истории, но имеет такжеособенности, отражающие специфику становления и развития человеческогообщества на украинских землях.

 

Термины и понятия

Историческаяпериодизация - Разделение историина определенные периоды, являются историческими этапами общественного или культурного развитиястран и народов и характеризуются выдающимися событиями, явлениями или процессами.

 

Согласносуществующей сегодня периодизации истории Украины разделяют:

      древняя история. Самый длительный период,охватывающая события от появления людей на территории Украины и до Великого переселениянародов;

      средневековая история. Рассказывает особытия, происходившие в период от Великого переселения славян и до конца XVвека;

      новая история. Характеризует развитиеукраинских земель в XVI-XIX века;

      новейшая история. Знакомит с событиями отначале XX в. и до сегодняшнего дня.

Познания прошлогопроисходит на основе изучения и анализа исследователями исторических источников.

 

Термины и понятия

Исторические источники - Все созданное в процессе деятельности человека, сохранившееся донаших дней, что позволяет изучать прошлое человеческого общества и отражает егоисторическое развитие.

 

Исследуяразнообразные исторические источники, ученые узнают о том, какой была жизнь людейв разные исторические периоды. Существуют различные типы исторических источников, среди которыхосновными являются вещественные, устные, письменные, языковые, этнографические, фото-и кинодокументы.Каждое отдельное источник отражает лишь определенную грань прошлого и содержит ограниченныйобъем исторической информации. Поскольку творцами всех памятников прошлого былилюди, то исторические источники отражают их видение и восприятие событий. Вследствиеэтого полную картину жизни людей в определенный период можно воссоздать только путемсочетание и сравнения информации из различных исторических источников.

Основнымиисторическими источниками, по которым ученые исследуют средневековую историю Украины,есть вещественные, письменные, устные, языковые и этнографические.

Источники изучениясредневековой истории Украины

 

Типы исторических источников

Вещественные источники

Остатки  зданий, захоронение, орудия труда, быта, оружие, украшения и т.п.

Устные источники

Легенды,  былины, предания, сказки, песни и т.д.

Письменные источники

Летописи,  документы, договоры и т.п.

Языковые источники

Данные по истории  развития языка

Этнографические источники

Результаты  исследований этнографов

 

 

Памятники,содержащие данные об особенностях бытия, культуру и обычаи народа

3.   Изучающийсредневековая история Украины? Книга, которую вы держите в руках, поможет вам узнать,что происходило на украинских землях в период средневековой истории. Работаяс ней, вы сможете сформировать представление о том, как после Великого переселенияславян началось формирование восточнославянской государственности. Узнаете отом, как возникла и развивалась образована восточными славянами крупнейшее государствоевропейского средневековья - Киевская Русь. Узнаете о Галицко-Волынскоекняжество и его место в развитии украинской государственности. Проследите, как ипочему украинские земли оказались в составе Великого княжества Литовского,Польского королевства и других государств во второй половине XIV-XV вв.

На страницахучебника перед вашими глазами предстанут храбрые князья, надменные бояре, мудрыедеятели церкви и талантливые строители. У вас будет возможность заглянуть за завесувремени и попытаться понять действия и поступки людей, живших задолго до вашегорождения. Узнав об их вкладе в событиях украинского средневековья, высможете убедиться, как много они сделали для своей Родины. Этопозволит вам понять, почему можно утверждать, что в этот сложный и далекийвремя закладывались основы будущей независимой Украины.

Итак, приглашаемвас к интересной и увлекательной поездки путями средневековой Украине. Пустьвашим путеводителем в ней станет этот учебник.

 

4.   Как работать сучебником. До работы с учебником, необходимопознакомиться с его содержанием и структурой. Материал учебника объединены впять тем, каждая из которых содержит от четырех до шести параграфов, что, в своюочередь, подразделяются на несколько пунктов. В тексте вы встретите слова и даты,выделены черным шрифтом. Это означает, что на них необходимо обратить особоевнимание. Как вы уже знаете из прошлого года, история, как и любая другая наука, имеетсобственную терминологию, которую необходимо понимать. Учебник содержит даты основныхсобытий, определения понятий и терминов, информацию о выдающихся исторических деятелей.Работая на уроках и дома, необходимо обязательно проверять себя, чтобыубедиться, правильно ли вы запомнили хронологию событий, имена лиц, новыепонятия и термины.

Важную роль дляпонимание материала имеют приведенные в учебнике документы, иллюстрации, карты исхемы. Работая с соответствующим параграфом, необходимо прочитать включен внего документ и ответить на поставленные вопросы. Рассматривая иллюстрации,обязательно обращайте внимание на подписи, поясняющие смысл изображенного. Схемараскроет вам связи между составляющими определенного исторического явления, объяснит егоособенности и т.п. Работа с исторической картой позволит выяснить, где именнопроисходили события, о которых говорится в тексте, или какие изменения они повлекли.

После каждогопункта расположены вопросы и задания. Обращайте внимание на условные обозначениярядом с ними. Они помогут вам лучше понять, что и как необходимо выполнить.

Закончивучебную тему, вы будете иметь возможность подытожить изученный материал поприведенным после нее обобщающими заданиями. Тестовые задания к темепозволяют вам осуществить самопроверку уровня своих знаний по ее материалом.

Для того чтобы вамбыло удобнее работать с учебником, необходимо обращать внимание на размещенные наего страницах обозначения и их значение.

      «Проработав этот параграф, вы узнаете»- Эта рубрика расположена после названия пункта и содержит краткое изложениеосновных учебных задач.

      «Задача на повторение» - вопросы изадача этой рубрики в начале параграфа помогут вам вспомнить изученноераньше и подготовиться к восприятию нового материала.

      «Документы рассказывают» - приведены здесьфрагменты из исторических источников следует прочесть и дать ответы навопрос к ним.

      «Интересные факты» - в этой рубрике вы найдетенемало интересных исторических фактов, связанных с содержанием того, о чем говорится впараграфе.

      «Фигура в истории» - под такой рубрикойрасположена информация о выдающихся исторических деятелей, которая поможет вампонять их вклад в историю.

      «Термины и понятия» - здесь вы найдететолкования приведенных в тексте понятий и терминов.

      «Запомните даты» - эта рубрика содержит датыисторических событий, которые необходимо запомнить.

      «Проверьте себя» - приведенные здесь вопросыпомогут вам осуществить самопроверку, убедиться в том, что вы запомнилив тексте параграфа.

      «Подумайте и ответьте» - вопросэтой рубрики позволят вам осмыслить прочитанное.

      «Выполните задание» - эта рубрика содержитзадачи, направленные на формирование у вас умений работать с исторической картой,составлять планы, таблицы, исторические портреты деятелей и т.д.

      «Для любознательных» - в этой рубрике вынайдете исторические задачи, задания для подготовки сообщений. Эти задачивыполняются по указанию учителя или теми учениками, которые стремятся углубить своизнания.

      Выводы. Людям необходимо изучать историю,поскольку без знания своего прошлого им не понять современность испрогнозировать будущее. История Украины содержит немало ценного для пониманиянастоящего.

      В Украине в прошлом происходили процессы,похожие на те, что и в других частях Европы и мира. Поэтому историю Украины, как ивсемирную историю, разделяют на древний, средневековый, новый и новейшийпериоды.

      Узнать о различных событиях прошлого можнотолько объединяя информацию, полученную из различных исторических источников.

     

Вопросы и задания

Проверьте себя

1. Какпереводится слово «история»? 2. Что такое исторические факты и исторические события?3. Которая изучает и исследует история Украины? 4. Что такое историческая периодизация? 5.На какие периоды делится история Украины? 6. Что такое исторические источники? 7.Какие типы исторических источников? 8. По каким типам исторических источниковизучают средневековую историю Украины?

     

Подумайте и ответьте

1.   В чем заключается связь между историей Украиныкак наукой и учебным предметом?

2.   Что вы знаете о периодизации историиУкраина?

3.   Расскажите о том, по каким типам источниковисследуют средневековую историю Украины.

4.   Изучающая средневековая история Украины?

     

Выполните задание

Обратите внимание навыводы с пунктом. Объясните их смысл, приводя факты из учебника. (Вдальнейшем такое упражнение можно выполнять после каждого параграфа с цельюсамопроверки своих знаний.)