🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

§ 33. Украинская литература, искусство и музыка во второй половине XIX в. (учебник)

§ 33. Украинская литература, искусство и музыка во второй половине XIX в.

 

1. Развитие украинской литературы во второй половине XIX в.

Во второй половине XIX в. романтизм в литературе уступил место реализму. Последний предполагал отражения реальной действительности и окружения героя, точное воспроизведение всех аспекты жизни, обоснование действий и чувств персонажей психологическими и социальными условиями. Как и в других европейских литературах, в украинский литературе зародыши реалистического стиля были связаны с фольклором, с народными юмористическими и сатирическими рассказами, а также с древней литературой.

Своеобразие украинской литературы сказывались и на особенности украинского реализма. Обращение к народных источников, захват этнографизмом и длительное господство романтических взглядов, замедленный и деформированное вследствие исторических обстоятельств развитие литературы в предыдущий период обусловили то, что романтизм с его увлечением героизмом прошлого, поэтизацией сильных страстей и крепких людей казацкой суток сосуществовал с реализмом в творчестве писателей второй половины XIX в.

Художественные и публицистические произведения выдающихся деятелей украинской культуры второй половины XIX в. содержащие размышления о тогдашнем настоящем и будущем украинского народа, отражают исторические подвиги прошлого, воспевают освободительную борьбу за государственной независимости Украины.

Переход от романтизма к реализму хорошо заметно на творчестве Марко Вовчок (Мария Вилинская-Маркович, 1834-1907). Она продолжила тему творчества Тараса Шевченко, посвященную положению закрепощенного крестьянства, особенно женщин («Одарка», «Аграфена», «Казачка»). Средствами фольклора писательница воспользовалась в сказках и рассказах для детей.

Судьбой простой крестьянки проникалась в своих произведениях Ганна Барвинок (1828-1911). Народническо-просветительскую идеологию исповедовал Степан Руданский (1833-1873). Популярными стали его юмористические «Юморески», где переплелись национальные и социальные наблюдения. Хорошо знали в школах басни Леонида Глебова. На Буковине Юрий Федькович (1834-1888) соединил влияния западноевропейской поэзии с буковинским фольклором.

Реалистично изобразил историю Украинский села Иван Нечуй-Левицкий (1838-1918). В повести «Микола Джеря» изображены мытарства крестьянина, сбежавшего от барщины, а в повести «Кайдашева семья» с любовью и болью за родной народ раскрыто бедность и ограниченность сельского жизнь. Величайший социальный роман своей эпохи «Разве ревут волы, когда ясли полные »(« Пропащая сила ») написал Панас Мирный (1849-1920) вместе с братом Иваном Билыком.

Неперевершиним достоянием Украинский литературы стало творчество гениального писателя Ивана Франко (1856-1916). Мастерство стиля, злободневность проблем, богатство жанров и многоплановость тем, а также активная общественная позиция отличали И. Франко в истории украинской культуры. От романтизма и бытового реализма писатель перешел к реалистическим, психологически насыщенных произведений, сравнявшись с выдающимися прозаиками Западной Европы. Прозаические произведения, в частности «Борислав смеется »,« Захар Беркут », детские рассказы Ивана Франко стали хрестоматийными. Что касается поэзии, то, скажем, цикл «Осенние думы» и «Карта любви », стихотворение« Ой ты, девушка, из ореха зернышко ... »и другие возвышали художника к группы прославленных лириков мира.

 

2. Развитие изобразительного искусства

Весомые сдвиги в общественно-политической, экономической жизни второй половины XIX в. способствовали утверждению в изобразительном искусстве тенденции к реалистического отражения мира.

Под влиянием идей народников художники-реалисты создали Товарищество передвижных художественных выставок, которое ставило себе цель распространить искусство в массах. Идейной основой художников-передвижников был критический реализм, то есть реалистическое отображение пороков общественно-политической жизни.

Среди художников-передвижников и приверженцев других художественных течений было немало украинский происхождением и душой, которые были очарованы Украины и в своем творчестве стремились воссоздать пейзажи, быт, национальный характер украинский.

Одним из самых ярких художников был Украинский происхождению Илья Репин (1844-1930), автор известных полотен на украинскую тематику: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Вечерницы» и др. О том, что его вдохновило на написание «Запорожцев», Репин писал: «Чертовски народ?? Никто во всем свете НЕ чувствовал так глубоко свободы, равенства, братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ниче не подчинилось? "

Любовь к Украине и ее народу прослеживается в творчестве В. Маковского («Ярмарка в Полтаве», «Праздничный день на Украине »), прославленного мариниста И. Айвазовского (« Млечный путь »,« Свадьба на Украине »), Н. Ге и др.

Наконец, в кругу русских художников постепенно сложилась группа художников, которая начала самостоятельный развитие украинского искусства. Среди них - С. Васильковский (1854–1917), Н. Пимоненко (1862–1912), М. Самокиш (1860–1944), К. Трутовский (1826–1893), А. Сластион (1855–1933), И. Ижакевич (1864-1962) и др. В 1887 украинские художники создали Киевское общество художественных выставок (Организационно оформилось 1893 г.), а 1890 в Одессе - Товарищество южнорусских художников.

Также сформировались украинская художественные центры - Харьковский, основанный первой профессиональной женщиной-художница Марией Раевской-Ивановой, Одесский во главе с Кирьян Костанди и Киевский с художественной школы Н. Мурашко.

Украинские художники начали не только уделять больше внимания бытовым темам украинского села, но и обращаться к исторических тем, в частности героических событий казацкой эпохи. Одним из величайших Украинский маляров, знатоком народного орнамента и искусства был Сергей Васильковский. Вместе с историком Д. Яворницкий и художником М. Самокишем работал над альбомом «С украинским старины ». Его картины на историческую тему отражали героико-романтическое прошлое: «Бой запорожцев с татарами», «Избрание полковником Мартына Пушкаря», «Сторожа запорожских вольностей» и др. Мировую славу Васильковский получил пейзажами, в которых отражал красоту и величие родного края: «Весна на Украине», «По Донцу», «После дождя», «Бездорожье», «Закат» и др.

Другой выдающийся украинский художник - Николай Мурашко(1844-1909) был не только живописцем, но и педагогом, идеологом украинский искусства. С 1869 г. он преподавал рисование в киевских средних школах, а 1875 открыл Киевской рисовальной школе, которой руководил в течение 25 лет. Финансовую поддержку школе оказывал владелец сахарных заводов Иван Терещенко. По годы существования школы из ее стен вышли такие выдающиеся художники, как Н. Пимоненко, А. Мурашко, И. Ижакевич и др.

 

М. Мурашко

 

И. Терещенко

 

Среди украинских художников этого периода также следует отметить Николая Самокиша, Одного из известнейших баталистов. Он учился в Париже и ставил себе целью воссоздать исторические события и национальные особенности жизни и быта украинского народа. Так возникла целая череда батальных картин с казацких времен.

Художественные полотна Николая Пимоненко, В которых поэтически воспето Украина и ее народ, не раз экспонировались за рубежом. Такие картины, как «Жертва фанатизма», «Конокрад», «Проводы рекрутов», «На Дальний Восток» и др. разоблачали темные стороны жизни тогдашнего украинского села, мракобесие самодержавия.

Для популяризации достижений Украинский живописи и графики большое значение имели музее. Киевский музей старины и искусства и Одесский городской музей изящных искусств был основан 1899 г., Харьковский городской художественный музей - 1886 г., Феодосийская картинная галерея И. Айвазовского - 1880

Развитие украинского искусства обеспокоил властные структуры, которые, видя в нем проявление «мазепинства», начали оказывать ему всяческие препятствия.

На западноукраинских землях развитие украинского изобразительного искусства происходило в непростых условиях. Польские, австрийские, немецкие художественные школы, которые доминировали в искусстве Австро-Венгрии, пропагандировали академизм, основой которого был классицизм, мешали становлению украинской художественной школы. Но и здесь художники облюбовали темы с народной жизни и быта. Первым, кто обратился к этой тематике, был К. Костиянович («Бойковская пара», «Гуцулка у источника», «Шевченко на ссылке »).

Из западноукраинских художников второй половины XIX в. следует отметить И. Труша, А. Кульчицкую, А. Куриласа, А. Манастырского, Ю. Пигуляка, Н. Ивасюка и др.

И. Труш (1869-1941), прибегнув к возрождению галицкого живописи. Его наследие составляет более 6000 картин. Произведения Труша отмечаются лаконизмом и простотой композиции. В 1898 по его инициативе было основано Общество по развитию Украинский искусства, целью которого стала популяризация украинского искусства.

Процесс утверждения реализма происходил и в скульптуре. Самым значительным украинским скульптором второй половины XIX в. был Л. Позен (1849-1921). В скульптуре малых форм он создал различные социальные типы людей («Шинкарь», «Кобзарь»), отразил социальные явления («Переселенцы», «нищий», «Пахота в Малороссии»). Кроме того, Позен увлекался исторической тематикой. Большой популярностью пользовались его работы «Скиф», «Запорожец в разведке». Другой мастер - П. Забила (1830-1917) выполнил мраморный портрет Т. Шевченко для музея в Чернигове. Гипсовая копия этого произведения распространена в Украине. Мировую славу снискал скульптор Михаил Паращук. Вместе с Антоном Попелем он создал памятник Адаму Мицкевичу во Львове, знаменитыми являются его скульптурные портреты И. Франко, В. Стефаника, М. Лысенко, С. Людкевича.

Скульпторы Украине пробовали свои силы и в монументальной скульптуре. Скульптор М. Микешин (1835-1896) создал в 1888 г. памятник Б. Хмельницкому в Киеве.

 

3. Архитектура

Вторая половина XIX в. в архитектуре отмечена влиянием различных исторических стилей и направлений, которые объединялись в одном здании. Это сочетание (эклектизм) и было наиболее характерным для городского общественного и жилищного строительства. Тогда в строительстве уже начали массово использовать новые технологии и материалы (бетон, железо, железобетон т.п.).

Из направлений архитектурного искусства отличались венский неоренессанс и стиль французского возрождения. Неоренессанс распространился в западноевропейских странах, добрался Черновцов, Львова, Киева, Одессы, Херсона, Харькова и других украинских городов. Наиболее типичными являются сооружения городских театров (Киев, Львов, Одесса) и общественные здания.

Наиболее значительными достижениями отличились архитекторы А. В. Беретти (Владимирский собор, дом Первой гимназии в Киеве), А. Шредер (здание оперного театра и театра Соловцова в Киеве), П. Главка (здание резиденции митрополита Буковины в Черновцах), И. Гохбергер (дом Галицкого сейма), В. Садливський (железнодорожный вокзал в Львове) и др.

 

А. Беретти

 

Владимирский собор. Конец XIX в.

 

Первая киевская мужская гимназия

 

Оперный театр. Начало ХХ века

 

Львов. Железнодорожный вокзал

 

В конце XIX - начале XX в. на основе народного искусства и украинского барокко возродился Украинская стиль. Выдающимся архитектором этого направления был Василий Кричевский (1873-1952) - автор проекта здания Полтавского земства, ряда проектов государственных и частных зданий, Мемориального музея возле могилы Тараса Шевченко По проектами Ивана Левинского (1851-1919) и других архитекторов во Львове сооружены здания страхового общества «Днестр», бурсы Украинского педагогического общества, академических дома, гимназии и др.

 

4. Театр. Музыкальная жизнь

Несмотря правительственные преследования украинства, во второй половине XIX в. украинское театральное искусство продолжало развиваться. Украинские пьесы ставились на сценах российских театров, пользуясь значительной популярностью, а украинские актеры делали славу российскому театра.

В 1881 г. министр внутренних дел России Лорис-Меликов отменил запрет украинских спектаклей, что способствовало росту количества театральных трупп и возрождению украинского театра. Однако это разрешение было обставлено всевозможными ограничениями. Так, в частности, запрещалось ставить пьесы на историческую и социальную тематику, переводные пьесы. Украинские трупы были обязаны вместе с украинскими спектаклями ставить еще и русский с таким же количеством актеров. Эти запреты отрицательно сказывались на тематике Украинский спектаклей, которые ограничивались освещением крестьянской жизни.

В конце 70-х гг завершилось становление нового, профессионального, собственно украинского театра. Он возник на базе любительских коллективов, действовавших в 60-70 гг. В 1882 под руководством М. Кропивницкого в Елисаветграде был создан первую украинскую профессиональную труппу, в состав которой вошли Н. Садовский, М. Заньковецкая, А. Маркова, И. Бурлака и др. После гастролей в Киев в 1883 в труппу Кропивницкого присоединилась любительская труппа М. Старицкого, который и возглавил театр.

 

М. Садовский

 

М. Заньковецкая

 

Несмотря на признание зрителей и театральных специалистов, жизни украинского театра было сложным. В 1883 г. киевский генерал-губернатор запретил на 10 лет гастроли труппы Кропивницкого в Киевской, Черниговской, Полтавской, Волынской и Подольской губерниях. На резонный вопрос, почему украинская театру разрешается выступать в Петербурге и Москве, но запрещается в Киеве, ответил: «Там театр - искусство, здесь - политика».

 

Труппа первого украинского профессионального театра под руководством Марка Кропивницкого. 1886

 

Однако остановить развитие Украинский театрального искусства уже было невозможно. В 80-90-е гг действовало около 30 небольших трупп, которые ставили украинские пьесы. В 1891 г. в Киеве был основан первый постоянно действующий театр.

На ниве драматургии плодотворно работали Михаил Старицкий (1840–1904), Марко Кропивницкий (1840–1910), Иван Тобилевич (Карпенко-Карого, 1845-1907). Лучшие драматурги были также ведущими режиссерами и руководителями театральных трупп.

 

М. Кропивницкий

 

М. Кропивницкий написал более 40 оригинальных или переделанных из других произведений театральных пьес, в которых воспроизводил быт Украине и ее зависимое положение. Тонко чувствуя народную душу он давал чрезвычайно живые и остроумные сцены из народной жизни.

 

На западноукраинских землях украинский профессиональный театр был основан 1864 актером и режиссером А. Бачинским при культурно-образовательном обществе «Русская беседа». В 70-е гг театральные деятели из Приднепровской Украине, в частности М. Кропивницкий, оказали ему значительную помощь. В 1869 г. возникли любительские театральные кружки при черновицкой «Русской беседе». Значительному повышению театрального искусства способствовало созданное 1884 С. Воробкевича «Русское литературно-драматическое общество ».

 

А. Бачинский

 

Развитие литературы и театра в второй половине XIX в. предоставил импульс процессу создания национальной классической музыки. В 1862 г. С. Гулак-Артемовский написал первую украинскую оперу «Запорожец за Дунаем ». Украинский композиторов вдохновляли произведения известных украинских писателей и поэтов, в частности Т. Шевченко. Шевченко пьеса «Назар Стодоля» побудила П. Нищинского написать к ней музыкальную вставку - «Вечерницы», с которой родилась популярная песня «Закувала седая кукушка».

Вторая половина XIX в. в Украинский музыке стала временем ввода народной песни в профессиональную музыкальную культуру. Произошло не просто воспроизведение народной музыки, а подъем ее до высокопрофессионального уровня, превращение песни на современный в европейском понимании музыкальное произведение. Значительное влияние на украинскую классическую музыку мало хоровое искусство как галицкое, так и Надднепрянское.

Основоположником украинский классической музыки был Н. В. Лысенко, который написал замечательные оперы «Рождественская ночь», «Утопленница», «Наталка Полтавка», «Тарас Бульба», «Энеида», оперетту «Черноморцы», оперы для детей «Господин Коцкий», «Коза-дереза» и т.д., которые базировались на огромном этнографическом материале. Также он положил на музыку почти 80 произведений из «Кобзаря» Т. Шевченко. Создан Лысенко вариант «Завещания» Шевченко мы поем до сих пор. А «Молитва за Украину» стала духовным гимном.

 

Н. Лысенко

 

Значение Лысенко для украинском музыкальной культуры является огромным, как и творчество. Имея блестящую профессиональную подготовку (учился в Лейпциге и Петербурге), он сумел ввести в современную ему музыку огромный этнографический материал. Своим творчеством он впервые попробовал суммировать период развития отечественной музыки. Лысенко сформировал и обогатил почти все имеющиеся в украинской музыке творческие жанры. Своими теоретическими трудами в области музыкального фольклора он значительно развил отечественную науку о народном музыкальное творчество, а педагогической деятельностью заложил основы высшего специализированного музыкального образования в Украине.

В Западной Украине следует отметить творчество М. М. Вербицкого, И. Лавровского, Воробкевича, А. Вахнянина и др.

 

М. Вербицкий

 

Большое значение для становления национального самосознания на западноукраинских землях творчество Михаила Вербицкого (1815-1870). Положен им на музыку Шевченко «Завещание» стал очень популярным в Галичине. А музыка к стихотворению П. Чубинского «Ще не вмерла Украина» стала украинская национальным, а с 1992 г. - государственным гимном Украины. Стихотворение Чубинского «Ще не вмерла Украина »появился 1863 во львовском журнале «Мета». Сразу же композитор Вербицкий сочинил музыку, в следующем году хор уже исполнял ее в Львовском Украинском театре, а 1865 ней завершили программу Шевченко праздники в Перемышле.

Итак, вторая половина XIX в. была сложным и противоречивым периодом в развитии украинской культуры. Несмотря на трудности, культура обогатилась выдающимися достижениями практически в всех ведущих отраслях.

 

Вопросы и задания

1. Подготовьте на основе пункта развернутый план темы: «Развитие украинской культуры во второй половине XIX века »

2. Какие черты были присущи Украинский изобразительному искусству второй половины XIX века?

3. Назовите причины утверждения в Украинский искусстве реалистического изображения мира.

4. Какая тематика произведений преобладала в украинской литературе второй половины XIX в. и почему?

5. Какое влияние на развитие Украинский культуры имела политика царского правительства?

6. Что нового появилось в архитектуре второй половины XIX века? Почему в XIX в. так и не было выработано единого архитектурного стиля?

7. Охарактеризуйте развитие Украинский театр и музыку. Чем был обусловлен их расцвет в конце XIX века?

8. Назовите ведущих украинских музыкантов и Охарактеризуйте их творчество.

9. Какова роль Н. Лысенко в становлении Украинский классической музыки?

 

 

  Далее>>