🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

Общественно-политическая жизнь на украинских землях в первой половине XIX века

1. Масонские ложи и тайные политические кружки

Великая французская революция дала начало борьбе населения за социальные и политические права. Стремление к переменам охватили почти все слои общества. По всей Европе формировались различные клубы, тайные общества, которые ставили своей целью осуществить изменения в существующем строе. Активно формируются либеральные, консервативные, социалистические учения, возникают политические организации, тайные общества, масонские ложи. Все они стремились к изменениям. Под влиянием этих процессов в Украине тоже начинают возникать тайные политические общества.

Непосредственным толчком для их образования послужившие настроения, которыми прониклись российские офицеры-дворяне после победы над Наполеоном. Вернувшись из победных походов по Европе они совсем другими глазами смотрели на российскую действительность. Политический режим самодержавия и крепостников сильно контрастировали с идеями, лозунгами, которые провозгласила Великая французская революция: "Свобода, равенство, братство!"

Тайные общества, возникавшие в Украину, убирали форму модных в то время масонских лож. В 1818-1819 гг такие ложи возникли в Киеве ("Соединенные славяне") и в Полтаве ("Любовь к истине"), Одессе, Житомире, Каменце-Подольском. Среди их членов были известные украинские деятели Иван Котляревский, Василий Капнист, Василий Лукашевич, а также поздние лидеры декабристского движения Павел Пестель, Михаил Орлов, Михаил Бестужев-Рюмин. Хотя эти ложи были созданы в Украину, их деятельность не имела украинского национального характера. Одной из целей, которые ставили перед собой организаторы первых тайных обществ в Украине, было привлечение малороссийского дворянства к оппозиционному всероссийского движения. Украинские дворяне-масоны не выдвигали специфически национальных требований. Иной характер имели ложи, которые действовали на Правобережной Украине. Их членами были польские шляхтичи, не связанные с российским масонством. Своей главной политической целью эти ложи считали восстановление Польского государстви в границах 1772 г. Многие из членов масонских лож в Украине вошли в состав декабристских организаций. Украина наряду с Санкт-Петербургом стала основным полем деятельности декабристов - только в этих двух центрах декабристского движения дошло до открытого вооруженного выступления против самодержавия.

В 1822 г. царское правительство запрещает деятельность лож, а их члены подвергаются преследованию.

В 20-х годах XIX в. в Украине появляются тайные политические кружки. Одним из первых был основан кружок "Малороссийское Тайное общество", председателем которого был В. Лукашевич. В программе общества ("Катехизис автономиста") провозглашалось стремление добиться отсоединения Украины от России и присоединение к возрожденной Польше.

конце 1820-х годов в Харьковском университете и Нежинской гимназии образовались тайные кружки, которые распространяли запрещенную литературу, на своих заседаниях критиковали существующий строй.

В отличие от Ливовобережнои Украине, на Правобережье не проводилось длительное время мероприятий, которые бы ставили целью более тесной интеграции этого края в состав Российской империи. Царское правительство молчаливо признавал порядки, которые существовали еще во времена Речи Посполитой на Правобережной Украины и оставил практически неизменными права и привилегии местной польской шляхты. Значительная часть правобережных шляхтичей были потомками украинских родов, ополяченный после принятия католической веры в ХVII-ХVIII вв. Они мечтали о восстановлении Речи Посполитой в границах 1772 г. Поэтому в первой трети XIX в. Правобережная Украина была территорией активизации польского движения.

Польское восстание 1830-1831 гг против самодержавия не был поддержан украинским населением Правобережья. Восстание было подавлено. Казацкие полки, сформированные для разгрома повстанцев, был превращен в регулярные войска, остальные переведены на Кавказ. Царское правительство закрыл Виленский университет и Кременецкий лицей. В 1839 г. на Правобережье было отменено церковную унию, а всех греко-католических верующих принудительно перевели в православие. Репрессиям подверглись польскую шляхту.

Правобережная Украина в течение 1830-1840-х годов была полем битвы между русскими и польскими влияниями. Обе стороны сходились между собой в отрицании права украинского народа на свободное самостоятельное развитие.

2. Декабристское движение в Украине

Потеря надежды на либерализацию царского самодержавия, отмена крепостного права, усиление реакции после войны 1812-1814 гг. способствовали росту в России, а, соответственно, и в Украину оппозиционных настроений. Ведущую роль в этом движении играли дворянские революционеры-декабристы. Декабристы создают тайные политические кружки, которые ставили целью прежде всего борьбу за отмену крепостного права и ликвидации самодержавия. Так, в 1816 г. в Петербурге был создан "Союз спасения", в 1818 г. - "Союз благоденствия" в Москве. Они ставили задачу внедрить конституционное представительное правление, ликвидировать самодержавие, отменить крепостное право путем военного переворота. Членами организаций были оппозиционно настроенные офицеры. В 1818 г. после прибытия на службу в Киев генерала М. Орлова город становится центром деловых встреч членов "Союза благоденствия".

В 1821 г. декабристы реорганизовали свои объединения и создали две ячейки - Северное общество с центром в Петербурге и Южное общество с центром в г. Тульчине. Председателем последнего был избран полковник П. Пестеля, членами общества стали офицеры полков, находившихся в Украину. Вскоре, кроме Тульчинской управы, был основан еще две управы: Каменскую - во главе с В. Давыдовым и С. Волконским - и Васильковскую, возглавляемую подполковником С. Муравьевым-Апостолом. Время от времени происходили конспиративные совещания обществ. Для этого использовали Контрактовая ярмарка. Хотя на совещаниях обсуждались вопросы совместных действий, между этими организациями замечалось значительное расхождение: Южное общество было более радикальным, чем Северное, которое ограничивалось в своих планах свержением абсолютизма и установлением конституционной монархии.

Председатель Южного общества П. Пестель заключил политический трактат (Конституцию) "Русская правда", в котором подробно определил программу действий после свержения царизма. По этой программе все народы России объединяются в централизованную республику с однопалатным парламентом. Крепостное отменяется. Все граждане республики равны перед законом. Сохраняется частная собственность на землю, но половина земли считается общественным, отдельные участки можно брать для возделывания. Полная свобода торговли и промышленности

В 1823 г. в Новоград-Волынском было Основанный третьим тайную организацию - Общество соединенных славян, основателями которой были братья Борисовы. Своим демократизмом оно отличалось от Южного общества. В 1825 г. эти общества объединились.

В декабре 1825 г. в Таганроге умер царь Александр I. Наследником был его брат Константин, но женитьба на польке лишало его прав на престол. Второй брат Николай сначала отказался от престола. Наступило "междуцарствия". Северное общество решило воспользоваться этим и 14 декабря 1825 подняло восстание в Петербурге. Но оно не было как следует подготовлено. Солдаты полков, выведенных на Сенатскую площадь, даже не знали цели восстания. Население не поддержало акцию, и царские войска легко рассеяли восставших. Начались аресты.

Неудача петербургского восстания заставила руководителей Южного общества ускорить выступление, к которому оно также не было готово.

13 декабря арестован П. Пестеля. Руководство перешло к С. Муравьева-Апостола, и 28 декабря он поднял Черниговский полк. Но не пошел на Киев и потерял напрасно три дня, ища союзников. Между тем навстречу повстанцам отправились правительственные войска. Уже в первой схватке был тяжело ранен командир полка С. Муравьева-Апостола. 900 солдат сдались без боя

Руководителей восстания были доставлены в Петербург на суд. Пятеро из них повешены: К. Рылеева, М. Каховского, С. Муравьева-Апостола, М. Бестужева-Рюмина и П. Пестеля. На Кавказ и в Сибирь сослали многих офицеров. Солдат наказан шпицрутенами и переведен в других полков

Причин неудачи восстания декабристов в Украине много, главная же заключалась в том, что его цель была непонятной для народа.

Для последующих поколений декабристы были образцом мужества, героизма, самопожертвования и преданности революционному делу. Дворяне по социальному происхождению, декабристы пожертвовали всеми благами своего класса для прогресса общества.

3. Польское восстание 1830-1831 гг

В 1830 г. украинские земли оказались в водовороте событий, связанных с польским национально-освободительным восстанием против российского господства, которое началось в Королевстве Польском.

Созданный в Варшаве результате победы восстания Национальное правительство выдвинул программу возрождения Речи Посполитой в границах 1772 г. На предложения поляков начать переговоры император Николай I ответил, что восставшие могут рассмотреть лишь два его предложения: капитуляция или уничтожение. Следовательно польские повстанцы выдвинули знаменитый лозунг: «За нашу и вашу свободу!" Они рассчитывали на объединение в борьбе против имперского порабощения всех оппозиционных сил из массы россиян, украинский, белорусов, литовцев. На Правобережье они призвали землевладельцев крайней мере пообещать предоставить крестьянам землю, чтобы привлечь их на свою сторону, но большинство польской шляхты отвергла это предложение

На помощь восставшим выступили отряды польской шляхты с Правобережья. Украинское крестьянство считало их действия чисто «панской делом», и для того, чтобы убедить его присоединиться к польских шляхтичей, одних лозунгов было недостаточно

Российское правительство поначалу оказался в весьма затруднительном положении, но очень быстро нашел выход. Главнокомандующий русскими войсками, фельдмаршал Ф.Остен-Сакен обратился к украинским крестьянам Правобережья. «Не верьте им (т.е. полякам), - призвал он, - и тех, которые будут уговаривать и принуждать к бунту, старайтесь схватить и доставить начальству. Вы уже никогда не будете принадлежать тем помещикам, которые восстанут против законной власти ». Содержание этого воззвания, которую читали во всех церквях Правобережья, крестьяне поняли как возможность освободиться из-под панского ига. Они охотно хватали шляхтичей-бунтовщиков и передавали их российским властям. Одновременно имперские чиновники решили, как и во всех предыдущих боя, использовать военные таланты потомков украинских казаков. Появился имперский указ о формировании полков малороссийского казачества в Черниговской и Полтавской губерниях. Желающих записаться в них оказалось много, поскольку было заявлено, что все они навсегда останутся на козацький службе. За шесть недель малороссийский генерал-губернатор Николай Репнин (1778-1845) сформировал 8 полков по 1 тыс. душ в каждой. Однако в подавлении восстания казачьи полки принять участие не успели

Между тем российские войска в июне 1831 г. подавили выступления взбунтовавшей польской шляхты на Правобережье, а в начале сентября штурмом овладели Варшавой. Сформированы казачьи полки были разученные. Польская шляхта подверглась репрессиям

4.Початок национального возрождения в Приднепровской Украине

На фоне политических движений, имевших место на украинских землях в начале XIX в. быстрыми темпами стал происходить процесс, получивший название украинского национального возрождения

Современные историки выделяют в развитии национальных движений Восточной Европы три этапа, которые условно можно назвать фольклорно-этнографическим, культурным и политическим. На фольклорно-этнографическом этапе небольшая группа ученых с целью подтверждения самобытности собственного народа собирала и изучала исторические документы, этнографические экспонаты, фольклорные памятники. Содержанием культурнического этапа является возрождение языка народа, борьба за расширение сферы ее потребления, особенно в литературе и образовании. Политический этап характеризуется большим организационным сплочением национальных сил, появлением и укреплением их политических организаций, осознанием национальных интересов, активной борьбой за национальное освобождение.

Ликвидация автономного устройства Слободской Украине, Запорожье, Гетманщины в 60-80-х годах XVIII века вызвала протест среди значительной части казацкой старшины, права которого на дворянский титул неохотно признавались Санкт-Петербургом. К тому же украинская шляхта пользовалась широкими привилегиями, чем российские дворяне. Так, шляхтичи были освобождены от обязательной государственной и военной службы, их имения не подлежали государственной конфискации, их могли судить только такие, как они. Защищая свои сословные права и привилегии, шляхта одновременно отстаивала автономные права Украины. Кроме автономистских настроений потомков казацкой старшины, мощным толчком к украинскому национальному возрождению стали новые международные реалии и мировоззренческие и политические теории. Французская революция вызвала к жизни новую модель нации (независимо от общественного слоя все граждане государства считались представителями единой нации), которая стала примером для других народов Европы. Другим сильным раздражителем вкраинска движения было распространение романтизма. Романтики прославляли народ, его песенную культуру, традиции как проявление своеобразного национального духа

Концепции романтиков повлияли на сбор этнографического материала. В 1819 г. в Петербурге вышла в свет первый сборник украинских исторических дум, которые собрал М. Цертелева. В 1827 г. появилось издание украинских песен, подготовленных Михаилом Максимовичем. Этот сборник повлияла на творчество Шевченко, Гоголя, Пушкина и др.

Влияние романтизма особенно был ощутимым на Слобожанщине. В Харьковском университете, который был открыт 1805 г., в 1820-1830-х годах действовал литературный кружок, который сыграл значительную роль в развитии новой украинской литературы. Душой кружка был филолог И. Срезневский. В 1831 г. он издал "Украинский альманах" - сборник народных песен и оригинальных стихов харьковских поэтов, а в 1833-1838 гг - шесть выпусков "Запорожской старины". Срезневский стал проводником идей славянского единства

Романтический направление в украинской литературе до 30-40-х годов XIX в. сосуществовал с классицизмом. Это хорошо заметно в творчестве И. Котляревского. Поэма "Энеида" (1798 г.) является образцом литературы классицизма, а пьеса "Недоросль" - романтизма

Наряду с активными попытками этнографов и литераторов расширить интеллектуальные горизонты украинского мира, появляются первые профессиональные исторические труды - "История Малой России" (1822) Дмитрия Бантыш-Каменского, "История Малороссии" Николая Маркевича

Исторические и фольклориста исследования давали ответы на вопросы об исторических корнях и культурное отличие украинской нации. Хотя этот литературно-научное движение не имел организованную форму, сбор культурного наследия создало благоприятную среду для формирования новой украинской сознания

5. Кирилло-Мефодиевского общества - первая политическая организация. Т. Шевченко

то время как в Европе распространялись идеи Великой французской революции, социального и национального освобождения, происходила политизация национально-освободительной борьбы славянских народов, в Российской империи жестокий самодержавный режим Николая I преследовал любые проявления либерализма и свободомыслия.

В таких условиях в начале 1846 г. в Киеве был образован настоящую нелегальную украинскую политическую организацию - Кирилло-Мефодиевского общества (братство), названное в честь известных славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Среди учредителей были учитель из Полтавы Василий Белозерский, служащий канцелярии Киевского генерал-губернаторства Николай Гулак и профессор Киевского университета Николай Костомаров. Активное участие в деятельности общества принимали Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш и др.

Главной целью общество провозглашало борьбу против крепостничества и национальное освобождение украинского народа. Украинское государство члены общества видели в федеративном союзе независимых славянских государств, каждое из которых должна составлять штат или размежевывалась бы на несколько штатов. Киев должен был стать центральным городом этой федеративной союза, в котором раз в четыре года собирался бы высокий общий консультативно-регулирующий орган - собор (или сейм). Для защиты федерации от внешних врагов предполагалось иметь небольшое регулярное войско, а каждый штат, кроме того, имел бы и свои вооруженные силы. Идею освобождения славянских народов от иноземного гнета и их единения предусматривалось распространять главным образом литературно-просветительской деятельностью. Они стремились перестроить общество на принципах христианской морали.

Программу деятельности Общества были изложены в историко-публицистическом сочинении "Книга бытия украинского народа", или "Закон Божий". В нем изложены 109 положений религиозно-учебного и историко-публицистического характера. В основном их содержание касается событий всемирной и отечественной истории. В произведении рассказывается об освободительной борьбе украинского казачества и развитие деспотического самодержавия в России, о Великой французской революции и подвиг декабристов, о разделы Польши соседними империями. Кирилло-мефодиевцы были убеждены, что именно украинский народ выпала историческая миссия быть инициатором борьбы за национальное и социальное освобождение славянских народов. Кроме программы, были разработаны Устав организации. В нем конкретизировались идеи равноправия народов, государств, будущих славянской республиканской федерации, излагались уставные права и обязанности членов Кирилло-Мефодиевского общества.

Свою практическую деятельность кирилло-мефодиевцы сосредоточили на научно-образовательной ниве. "Братчики" собирали средства на издание популярных книг, составляли проекты внедрения в Украине сети начальных учебных заведений, заключали школьные учебники.

Кирилло-Мефодиевского общества просуществовало чуть больше года. Весной 1847 г. царские власти арестовали 12 постоянных членов общества и отправили в Петербург. Всех участников Кирилло-Мефодиевского общества был сослан в разных мест Российской империи. Тяжелее наказали Шевченко, потому при аресте нашли рукописи его антицарской и антикрепостнических произведений. Его сослали на 10 лет рядовым солдатом в малозаселенные тогда оренбургские степи с строжайшим запретом царя хоть что-нибудь писать и рисовать.

Значение Кирилло-Мефодиевского братства заключается в том, что это была первая попытка украинской интеллигенции перейти к политической борьбе; братство впервые разработало широкую политическую программу национально-освободительного движения, которая стала примером для его преемников.

Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861) сыграл исключительную роль в украинском национально-освободительном движении. Родившись в семье крепостного, он благодаря своему таланту и судьбы сумел получить волю, получить хорошее образование. Его достижения как художника были немалые. Но еще большим проявился его поэтический талант. Его сборник стихов "Кобзарь", увидевшей свет в 1840 г., стала одной из основ украинской идеи и украинского движения

Значение "Кобзаря" выходило за рамки литературы. Шевченко язык был не просто воспроизведением народного языка, он творил ее на основе трех украинских диалектов (юго-восточного, северного и северо-западного), элементов церковнославянского языка, а также языкового материала ранних украинских литературных произведений. Результат отличался естественностью и простотой звучания, выражало гениальность поэта. Шевченко заложил прочные основы современной украинской литературы, а в широком смысле - и украинского национального возрождения

Еще большее значение имел политический аспект его творчества. Поэмы "Сон", "Кавказ", "И мертвым, и живым?" и "Завет" пробуждали национальные чувства и давали видение будущего Украины как независимого государства. Он, как никто другой до него, обвинял русских императоров в порабощении Украины

Другой большой заслугой Шевченко было то, что в своем творчестве он соединил два до тех пор отделены струи казацкой традиции - простолюдний и старшины. Его ненависть к социальной несправедливости и переживания за свободу и достоинство простого человека выводились из его крестьянского происхождения. Но своими интеллектуальными достижениями он обязан воздействиям украинского дворянства. Шевченко могли читать все слои общества, находя в его поэзии отражение своих интересов. Шевченко призыв к национальному и социальному освобождению стал идеологической основой новой Украине

Шевченко творчество является водоразделом в развитии украинской идеи. Она заложила основы преобразования этнического сообщества в политически сознательную нацию. Весь поздний украинское национальное движение той или иной степени выводился из его поэзии. А его мученическая личная судьба стала источником для творения сильного национального мифа, который вдохновлял последующие поколения украинских деятелей

6. Подъем национально-освободительной борьбы в Галичине в 20-30 гг XIX в. "Русская троица"

Западноукраинские земли (Галичина, Буковина, Закарпатье) на конец XVIII века оказались под властью Австрийской империи. Их включение в состав империи совпало с реформаторской деятельностью императоров Марии-Терезии и Иосифа II. Реформы способствовали пробуждению национальной жизни в западноукраинских землях. Специфика национального возрождения в этом регионе заключалась в том, что основными носителями украинской национальной идеи было духовенство

Национальное возрождение сначала охватило Закарпатья, где благодаря деятельности будителей конце XVIII - начале XIX в. появилась плеяда выдающихся деятелей. Так, первым ректором Петроградского университета был Михаил Балудянский, директором Нежинской гимназии Иван Орлай, активно действовал на научной ниве Юрий Гуца Венелин. Во львовском университете преподавали профессора Михаил Щавницький, Иван Земанчик, Петр Лодий

выдающимся будителем был первый историк Закарпатье Иоанникий Базилович. Продолжил его деятельность Михаил Лучкай

Благодаря деятельности епископа Андрея Бачинского (1772-1809), основателя мукачевской епархии, и М. Лучкая удалось сохранить и возродить национальную самобытность украинского населения Закарпатья

С начала XIX в. процесс национального возрождения охватил и Галичину. В 1816 г. по инициативе священника И. Могильницкого в Перемышле возникла первая в Галиции культурно-образовательная организация - "Общество священников", вокруг которого объединившийся патриотически настроенное греко-католическое духовенство. Общество стало активным защитником прав украинского языка, поборником украинизации школ. Члены общества энергично способствовали принятию императором решение 1818 о допущении в начальную школу украинского языка. Из-под пера его участников вышли первые грамматики украинского языка - И. Могильницкого, И. Лозинского, И. Левицкого

В первой половине XIX в. центром национального движения в Галичине стал Львов. Здесь в начале 30-х годов возникло полулегальное демократически-просветительское и литературное группировки "Русская троица" (учредители - М. Шашкевич, И. Вагилевич и Я. Головацкий), которое выступило в защиту украинского языка (термин "русская" для галичан означал украинских )

Особенностью возникновения и деятельности общественно-культурного объединения "Русская троица" является то, что оно, будучи ярким самобытным представителем культурнического этапа украинского национального движения, одновременно сохраняло определенные черты этапа фольклорно-этнографического и делало первые попытки прорыва в политический этап

Находясь под значительным влиянием поляков, произведений историков (Д.Бантыш-Каменского), этнографов (М. Максимовича) и литераторов (И. Котляревского) правобережную Украину, члены "Русской троицы" свою главную задачу видели в подъеме статуса и авторитета украинского языка, расширении сферы ее использования и влияния, стремлении "поднять дух народный, просветить народ", максимально способствовать пробуждению его национального сознания

Свою деятельность члены кружка начали с изучения жизни, традиций и истории собственного народа. С тетрадями в руках Я. Головацкий и И. Вагилевич побывали во многих городах и селах Галичины, Буковины и Закарпатья. Результатом этого своеобразного "хождения в народ" стали не только многочисленные подборки материалов по народоведения, фольклористики, истории и языкознания, но и знание реального современного положения украинского народа под иностранным гнетом. Во время своих этнографических путешествий они контактировали с польскими подпольщиками, которые готовили антиправительственное выступление, но "Русская троица" не пошла за революционными заговорщиками, сосредоточив усилия на культурной просветительской деятельности

В первом рукописном сборнике стихов и переводов под названием "Сын Руси" (1833), они призывали к народного единения и национального пробуждения. Следующим шагом "Русской троицы" стал подготовленный к печати сборник "Заря" (1834), который содержал песни, оригинальные произведения кружковцев, исторические и публицистические материалы. Лейтмотивом рукописи было осуждение иностранного господства, прославление борьбы народа, воспевание казацких вожаков - Б. Хмельницкого и С. Наливайко. Прозвучал в сборке и призыв к единению украинский Галиции и Приднепровья. Издание этой книги было запрещено и венской, и львовской цензурой. Первая пыталась подавить проявления украинского движения в Галичине, опасаясь, что он в перспективе может стать пророссийским. Вторая, отражая интересы консервативных лидеров греко-католической церкви, выступала не столько против содержания, сколько против формы: появление книги на украинском языке посягала на монополию и авторитет языка церковнославянского. Для молодых авторов запрещенной "Зари" начался период преследований, обысков, доносов, обвинений в неблагонадежности. Принципиальное обвинение было сформулировано директором львовской полиции: "Эти безумцы хотят воскресить ... мертвую русинскую национальность"

Однако даже в этих неблагоприятных условиях члены "Русской троицы" не прекращали активной деятельности. Они, ломая консервативную традицию, которая предусматривала вынесение официальных речей латинском, польском или немецком языках, одновременно в трех церквях Львова прочитали религиозно-нравственные проповеди на украинском языке. "Трийчаны" энергично выступали против латинизации письменности, всячески поддерживали возвращение родного языка в быт национальной интеллигенции. В 1836 г. М. Шашкевич подготовил учебник для младших школьников - "Читанку", написанную живым украинским языком

конце 1836 (в книге указано 1837 год) в Будапеште увидел свет альманах "Русалка Днестровая". И хотя идеи освобождения прозвучали в ней со значительно меньшей силой, чем у "Зари", только 200 экземпляров этого сборника попали в руки читателей, остальные была конфискована. Что же испугало официальную власть на этот раз? Это был новаторское произведение и по форме, и по содержанию. Он написан живым народным языком, фонетическим правописанием, "гражданским" шрифтом. Все это выделяло сборник из литературного потока, делало ее близкой и понятной широким массам. Три идеи пронизывают содержание "Русалки Днестровской": признание единства украинского народа, разделенного границами разных государств, и призыв к ее обновления; позитивное отношение к общественным движений и прославление народных вожаков - борцов за социальное и национальное освобождение; пропаганда идей собственной государственности и независимости. Совершенно очевидно, что авторы сборника определенной мере вышли за рамки культурной-просветительской деяности и вторглись в политическую сферу.

Анализируя причины запрета произведения "Русской троицы", И. Франко отмечал: "Русалка Днестровая", хоть и который незначительное содержание, которые неясные мысли в ней высказано - была в свое время явлением насквозь революционным "Это был решительный протест против традиционных политических и социальных авторитетов

Вскоре это объединение распалось. Преследуемый светской и церковной властью, на 32-м году жизни скончался М. Шашкевич. В 1848 г. перешел на пропольские позиции И. Вагилевич, который начал проповедовать идею польско-украинского союза под главенством Польши. Дольше отстаивал идеи "Русской троицы" Я. Головацкий. Но и он под влиянием М. Погодина присоединился к москвофилов и в 1867 г. эмигрировал в Россию

7. События революции 1848-1849 гг на западноукраинских землях. Головна Руська Рада

В 1848-1849 гг Европу охватила общеевропейская демократическая революция. Она была направлена против режима реакции, установившийся после разгрома империи Наполеона, против пережитков феодализма. В результате революции впервые в истории в политической жизни Европы могли участвовать широкие народные массы. В европейских странах началось становление демократических институтов, гражданского общества. Демократизация жизни, подъем социальных движений, дало толчок к развертыванию национально-освободительной борьбы угнетенных народов Восточной и Центральной Европы.

В годы революции центром украинского национального движения стала Восточная Галичина. Его основала группа представителей греко-католического духовенства, которое обратилось к австрийскому императору 19 апреля 1848 с петицией. В ней высказывались пожелания: введение в школах и общественных учреждениях Восточной Галиции украинского языка, обеспечения украинским доступа ко всем должностей и уравнивание в правах духовенства всех конфессий.

2 мая 1848 во Львове была основана первая украинская политическая организация - Главная русская (украинская) совет, который взял на себя роль представителя украинского населения Галичины перед центральным правительством и выполняла ее протяжении 1848-1851 гг совет, который состоял из 30 постоянных членов - представителей светской интеллигенции, высшего и низшего духовенства, возглавил епископ Григорий Яхимович.

Печатным органом Главной русской совета стала "Зоря Галицкая" - первая во Львове газета на украинском языке, которая начала выходить из 15 Мая 1848

По инициативе ГРР за национальную символику галицких Украинский было принято сине-желтый флаг и герб с изображением золотого Льва на синем фоне. ГРР, выступая за проведение демократических реформ, добивалась обеспечения свободного национального развития украинского населения Восточной Галиции. Осуществления своей программы они связывали с преданностью Австрийской конституционной монархии. В городах, городках и селах Восточной Галиции организовалось около 50 местных русских советов, в состав которых избирались представители различных слоев, главным образом крестьяне, мещане, светская интеллигенция (учителя), представители низшего духовенства, которые развернули активную общественно-политическую и культурно-образовательную деятельность . Началось формирование отрядов самообороны - Национальной гвардии

Русские совета стали организаторами борьбы украинского населения за отделение Восточной Галиции от Западной (польского) и превращения ее в отдельную провинцию, то есть по ее национально-территориальную автономию, введение обучения во всех учебных заведениях на родном языке и тому подобное. / p>

Правящие круги Австрии, игнорируя требования украинский, все же согласились на введение с 1848 г. обучение на украинском языке в народных школах и преподавание этого языка как обязательного предмета в гимназиях. В начале 1849 г. открыто кафедру украинского языка во Львовском университете. Ее первым профессором стал Я. Головацкий.

Составной частью борьбы за демократические преобразования стало оживление культурно-образовательного движения в крае. В октябре 1848 г. во Львове состоялся первый съезд деятелей украинской культуры и науки. Согласно решению съезда во Львове был основан "Галицко-русскую матицы" - культурно-образовательную организацию, которая имела задачей издание популярных книг для народа

Национальное движение на западноукраинских землях 1848-1849 гг выработал широкую программу национально-политического и духовного утверждения украинства в рамках конституционной Австрийской монархии. Летом 1849 г. после разгрома объединенными силами Австрии и России венгерской революции в империи Габсбургов была восстановлена абсолютистский режим с его централистские-бюрократической системой. Австрийскую конституцию отменен. Летом 1851 распущен Главную русскую Раду. Важными были социальные последствия революции 1848-1849 гг. Так, было отменено барщину, крестьяне получили полную личную свободу. Земля, которой крестьяне пользовались, переходила в их собственность. Однако лучшая земля, общинные земли (леса, пастбища) оставались в руках помещиков