🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

§ 25. Культура Древней Индии (учебник)

§ 25. Культура Древней Индии

1. Научные знания

Больших успехов индейцы достигли в математике. В ДревнейИндии умели добывать квадратные и кубические корни, был открыт теорему, которую мызнаем как "теорему Пифагора". Цифры, которыми мы пользуемся иназываем арабскими, на самом деле изобретены древними индийцами. От них они перешлик арабам. Именно в Индии начали принимать знак для обозначения нуля. Число 10 икратное десяти считалось у древних индийцев священным, отсюда пошладесятичная система счета. Сейчас индийской счетом пользуется почти весь мир.

Определенные достижения имелись и в астрономии. По древнеиндийскимкалендарю год делился на 12 месяцев, каждый месяц делился на 30 дней. Черезкаждые пять лет добавляли високосный месяц. В V-VI вв. н.э. в Индии ужезнали закон о земном притяжения, что Земля имеет формушара и вращается вокруг своей оси.

В Древней Индии знали секрет выплавки чистогожелеза. Даже в наше время в крупных лабораториях ученые могут добыть тольконесколько граммов такого железа. В V в. н.э. из чистого железа былавылитая в Индии семиметровая колонна весом шесть тонн. И через 1 500 летна этой колонне нет ржавчины.

Наибольшее развитие в Древней Индиидостигла медицина. Ее достижения успешно используют и современные врачи. Дляизготовление лекарств зачастую употреблялись целебные травыи минералы. Индийские врачи умели вправлять кости, лечить переломы,восстанавливать носы, уши, губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда.Индийские хирурги успешно делали сложные операции. Но не все секретыдревнеиндийской медицины удалось раскрыть в наше время. Даже теперь можновстретить в Индии человека, который, пользуясь только своими пальцами, без крови ибезболезненно вырвет больной зуб, и не будет каких-либо осложнений. В III в. до н.э.впервые в мире в Индии было создано больнице.

 

2. Архитектура и искусство в Древней Индии

Виднейшими памятниками Древней Индии были ступы- Куполообразные сооружения, в которых хранились буддийские святыни (частитела Будды и его последователей). В Санчи в III в.до н.э. было построено ступу Она окружена круглой оградой, в центре которойпостроены ворота "Торан"На нихмногофигурные изображения, проникнуты чувством любви к природе.

В Древней Индии строили пещерные храмы - чайтья. Их вырубали в скале: сначаладелалось помещения, а потом скульптурные изображения Будды и святых. Вчайтья в Карли (юго-восточнее Бомбея) сохранилосьмного скульптурных памятников. Над входом сделано арку, которой дневной светпопадает в храм. Изменение света (днем солнечное, а ночью ламповое) создаютбольшой эффект, изменяют вид статуй, которые отражаются на потолке.

Большой интерес представляет скульптура Древней Индии. До нас дошли со времен государства Маурья вырезаны из каменной глыбы колонны. На одной из нихстояли четыре каменные львы, смотрели на четыре стороны света, будтоохраняя границы царства.

Очень много до нас дошло статуй и скульптурных изображенийБудды и других божеств. Так, стены пещерного храма в Элефантукрашенные статуями, бюстами, пейзажными мотивами, бытовыми сценами из жизнииндийского народа.

Древние индийцы изобрели игру в шахматы. Она называлась"Четыре рода войск" и была задумана как битва между двумя армиями.Пешки служили пехоту. В центре второй линии находились царь и его советник -ферзь, вдоль них - слоны, а на флангах - конница. Завершали построениевойска корабли и колесницы.

 

3. Веды

Большое значение для изучения истории, верований и взглядовдревних индейцев имеют их религиозные собрания, так называемые Веды. Этисвященные книги Древней Индии относятся к II тыс. до н.э. инаписанные на санскрите. Древнейшей из этих сборников является "Ригведа",которая содержит в основном религиозные гимны, посвященные богам.

В Ведах можно найти несколько легенд о сотворении мира.Одна из них рассказывает: когда не было ничего - ни звезд, ни луны, ни солнца. Лишь один хаос царил Вселенной.И вот возникли воды, которые затем породили огонь. Впоследствии теплом былорожденное Золотое Яйцо, которое плавало в водах бескрайнего океана.

Через год у Золотого Яйца родился Прародитель Брахма, А из двух половинок Яйца возникли Небо и Земля, междукоторыми Брахма вместил воздушное пространство. По разнымчастей тела Брахма создал богов и людей.

В Ведах сохранился древнеиндийское сказание о потопе.Однажды мужчине по имени Ману принесли воды, чтобы помыть руки. В этой водеон увидел маленькую рыбку и поймал ее. "Сохрани мне жизнь, и яспасу тебя ", - сказала ему рыбка. Удивился Ману и спросил:" Отчего же ты спасешь меня? "-" От потопа, который уничтожит все живыесущества, - отвечала ему рыбка. "Пока я маленькая, - продолжалаона, - меня может сожрать другая рыба. Поэтому держи меня в кувшине. Когда я вырасту,то пересели меня в яму. Когда и в яме мне будет тесно, то перенеси меня вморе ". Поверил ей Ману и сделал, как она велела. За этот период рыба значительновыросла. Когда уплывала в море, она сказала: "Потоп наступит через нескольколет. За это время сделай корабль и жди меня ".

Все сделал Ману, как рыба велела. И вот через несколько летначался потоп. Ману взошел на корабль, к нему подплыла рыба: "Привяжикорабль к моему рога ", - сказала она Ману и потащила его ксеверной горы. Рыба велела привязать корабль к дереву на горе исойти с корабля только после окончания потопа. Так спасся Ману, а все остальныесущества были уничтожены.

 

4. Древнеиндийская литература

Из произведений древнеиндийской литературы можно узнатьмного интересного о жизни, верования и воззрения народов Древней Индии.Исключительной популярностью в стране пользовались крупные эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна".

"Махабхарата"("Большая рассказ о потомков Бхарати")является крупнейшим произведением индийской литературы.

Она состоит из 18 книг и содержит 200 000стихов.

В поэме рассказывается о борьбе между двумя враждующимиродами - Куру и Панду. "Рамаяна"состоит из семи книг. В ней рассказывается о злоключениях и подвигахцаревича Рамы.

Популярными в Индии были поучительные истории, притчи,сказки, басни. В них индийский народ высмеивал глупости, лесть, жадность.

В одной из басен рассказывается, как шакал увидел ворону.Она сидела на дереве и держала в клюве пищу. Хитрый шакал началвосхвалять ее голос и попросил, чтобы она спела. Ворона на это соблазнилась игромко каркнул. А в этот момент лакомый кусок пищи выпал из ее клюва и добралсяшакалов.

В сказке "О крокодила и обезьяну" рассказывается,как крокодилиха захотела полакомиться сердцем обезьяны. Онапросит своего мужа-крокодила, чтобы тот поймал ей обезьяну. Тогда крокодилподплыл к берегу и предложил одной из обезьян перевезти ее на другой берегреки. Не подозревая ничего плохого, обезьяна села на его спину. Когда ониотплыли от берега, крокодил рассказал обезьяне, какая судьба ее ожидает. Хитрая обезьянане растерялась. Она говорит крокодилу, что оставила свое сердце на берегу и ейнужно вернуться на берег, чтобы взять его. Крокодил поверил словам обезьяны ипоплыл обратно к берегу. А обезьяна быстро залезла на дерево и начала смеяться надобманутой крокодила. Многие литературные произведения Древней Индии еще в далекуюдревности были переведены на языки многих народов мира и обогатили ихлитературу. Древние индийцы наряду с другими народами Древнего Востокавнесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.

 

Интересно знать

Содержание поэмы "Рамаяна".

В стране Кошала правил справедливый царь. Было унего от трех жен четыре сына. Рама был любимым сыном царя и как старшийдолжен был наследовать престол. Но однажды царь дал слово одной из своих женвыполнить любое ее желание. Попросила она отправить Раму на 14 лет визгнание, а наследником престола сделать ее сына. Как ни умолял царь женуизменить свое желание, но не смог ее убедить. Когда Рама узнал, в котороезатруднительное положение попал его отец, он добровольно ушел в изгнание.Вместе с ним пошли его жена-красавица Сита и брат Локшмана. Поселились они в лесу, в простой хижине, которуюсами  построили. Там с ними творятся разныесказочные приключения.

Услышал о красавице Ситу могущественный царь  демонов Равана,обладатель царства Цейлон на острове Ланка. Имел он 20 сильных рук и 10 хитрыхголов. Хитростью царь демонов похитил красавицу и унес ее на Ланку. Только старыйцарь ястребов видел это и вступился за Ситу. Номощный Равана в кровопролитном поединке отрубилему ноги и крылья. Пролетая в небе, Сита увиделавнизу обезьян. Она бросила им клочки своего платья, чтобы они сообщили Раме, гденаходится его жена.

Узнав от умирающего ястреба, где находится Сита,Рама и Лакпимана отправляются за ним на юг. им напомощь пришло войско обезьян и медведей. Обезьяны построили огромный мост наостров Ланку, которым переправилось все войско. Впереди войска йпилы Рама и его брат.

Наконец разъяренный Равана вступил с Рамой впоединок. Сам бог Индра решил прислать Раме своюблестящую колесницу, в которой были его лук, стрелы, дротик и доспехи. И поднялсятакой бой, которого никто не видел со дня сотворения мира, с неба по этомупоединком наблюдали и боги, и демоны. Воины Рамы и Раваныпрекратили бой и тоже следили за ними. Волшебные стрелы царя демонов вращалисьв полете на ядовитых змей. И навстречу им летели стрелы Рамы, которыепревращались в золотых птиц и уничтожали змеев на лету. Казалось,победа склонялась на сторону Рамы. Он отсекал своими стрелами головы царядемонов, но они сейчас же проросли. Тогда вынул Рама из колчана Индры горящую стрелу и выпустил ее из лука. И дико закричал Равана, Когда стрела пробила ему грудь. Десятиголовий царьдемонов упал с колесницы и лежал мертвый. Так была одержана великая победа.Рама избавил Ситу и вернулся с ней в Кошала, Где стал царем.

 

Вопросы и задания

1. Какие научные открытия и изобретения были впервые сделаныдревними индейцами?

2. Расскажите об особенностях индийской архитектуру.

3. В Ведах сохранились легенды о сотворении мира и потоп.Знаете ли вы похожи легенды у других народов Древнего Востока? Что у них естьобщего, а что отличного?

4. Назовите две крупнейшие древнеиндийские поэмы.

5. Какие древнейшие представления людей о природеотразились в этих поэмах?

6. Прочитайте содержание поэмы "Рамаяна".Подумай, какие качества человека уважал и ценил индийский народ. Какие чертыон осуждал и презирал?

7. Что вам понравилось в произведениях индийского искусства? Чем именно?

 

 

Индия и Китай в I тыс.до н.э. - II тыс. н.э.