🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

7. КУЛЬТУРА УКРАИНЫ В ГОДЫ ВОЙНЫ (учебник)

§ 7                                                                              КУЛЬТУРА УКРАИНЫ В ГОДЫ ВОЙНЫ

 

1. Образование. Наука. Украинский пресса

Обстоятельства военной времени заставили эвакуировать школы Украины в восточные районы СССР. Средние общеобразовательные учреждения с украинским языком обучения открывались в областях, где находилось значительное количество украинского населения.

Около 5,5 тыс. украинских педагогов работали в Саратовской, Куйбышевской, Сталинградской, Новосибирской, Пермской, Свердловской, Омской областях и в Средней Азии. Здесь функционировало около 100 общеобразовательных школ с украинским языком обучения.

Десятки тысяч детей война сделала сиротами. Для них в восточных районах создавались детские дома и интернаты, которые находились на государственном обеспечении. Сюда были перемещены из Украины 500 детских садов и интернатов, 257 детских домов, в которых находилось 40 тыс. детей и 15 тыс. воспитателей.

Среди школьников проводилась постоянная воспитательная работа, направленная на формирование у них чувства патриотизма. Учеников постоянно информировали о развитии событий на фронтах Отечественной войны, в школах выпускались боевые листки. Активно велась переписка классов и школ с фронтовиками. Массового распространение получили ученические художественные самодеятельные коллективы, которые давали концерты в госпиталях для раненых бойцов и командиров.

Оккупанты в Украину поступали настоящий вандализм в сфере народного образования. Только в Киеве десятки школ были преобразованы на конюшне, а учителя вынуждены были работать уборщиками, грузчиками, на различных подсобных работах.

Образовательная политика фашистов в Украину была направлена на онемечивания украинского населения. «Новый порядок» гитлеровцев предусматривал обучение местного населения лишь элементарной счете (в пределах 500) и введение всеобщей грамоты в объеме 4-классной школы. Было введено в обязательном порядке изучения немецкого языка. По преподаванию географии оккупанты цинично заявляли: «Обучение географии может быть ограничено одной единственной фразой: «Столица рейха Берлин ».

Немецко-фашистские захватчики подвергали педагогов невиданным репрессиям, рассматривая их как потенциальных участников движения Сопротивления. Только в Киевской области захватчики замучили и убили около двухсот учителей.

Нацистский кровавый террор охватил и вузовскую научную интеллигенцию. В начале войны агрессоры совершили тотальную бойню в Львовском университете, расстреляв 42 профессора, доценты и преподаватели. Жертвами гитлеровского геноцида стали 7 тыс. представителей интеллигенции Харькова.

С началом войны главные научно-исследовательские центры Украина была передислоцирована на Восток. В составе АН УССР было эвакуированы почти 400 академиков, членов-корреспондентов и других научных работников. Президиум АН УССР и основной состав научных кадров находились в Уфе (С июня 1943 АН УССР и ведущие научно-исследовательские учреждения Украины перевели из Уфы в Москвы).

При Президиуме АН УССР был образован Научно-технический комитет содействия обороне, который возглавил президент Академии Наук УССР О. Богомолец. Перед учеными Украины были поставлены важные задачи, которые требовали срочного решения. «Мы понимали, констатировал академик А. Палладин, что перед нами поставлены сложные задачи, которые нужно было решить немедленно, в кратчайший срок, не растягивая их на долгое время ».

Научно-исследовательские работы проводились силами отделений Академии Наук УССР (физико-химического и математического, биологической, технического и общественных наук).

На оборонную программу работали 8 лабораторий Физико-технического института АН УССР, Они разрабатывали военные приборы для авиации, радиолокации и пеленгования. Институт черной металлургии испытывал боевые качества артиллерийских систем. Институт строительной механики выполнял задания командования военно-воздушных сил.

Институт электросварки АН УССР на главе с известным ученым Е. Патоном применил метод автоматической дуговой сваркипод флюсом при сборке корпусов танков Т-34. Благодаря этому нововведению улучшилось качество и прочность боевых машин. Скоростное электросварки было внедрено на 10 танковых заводах и 6 заводах для изготовлению авиабомб. В целом же на прогрессивный метод автоматической электросварки под флюсом перешло 40% танковых заводов.

Война стала суровым испытанием для медицинской и биологической наук. Академик О. Богомолец вместе С коллективом Института физиологии изобрел сыворотку для лечения ран. За 1943 г. для нужд военных госпиталей этой сыворотки было изготовлено в количестве трех миллионов доз.

Институт биохимии АН УССР (академик А. Палладин) создал препарат для свертывания крови. В Новосибирске успешно действовал институт-госпиталь с диагностики и терапии проникающих ранений грудной клетки. Благодаря новым методикам лечения раненых воинов смертность среди них снизилась с 25-30% до 7%.

Академик М.Стражеско руководил в Уфе Украинским институтом клинической медицины. Группа научных сотрудников института под его руководством интенсивно осуществила изучения раневой инфекции и раневого сепсиса. Позже в Москве, в центральном госпитале Красной Армии, М.Стражеско успешно продолжал исследования, которые спасли жизни сотен тысяч солдат и офицеров.

Хирург-офтальмолог, академик В. Филатов возглавил в Ташкенте украинский институт глазных болезней и эффективно делал пересадку роговицы глаза раненым бойня. Вылечен советский офицер с благодарностью писал ученому: «Мой родной Владимир Петрович! Это письмо пишет Вам лейтенант Жуков ... Все мои друзья думали, что я приеду с поводырем, но я сам прибыл ... Прошла уже неделя, как я снова на фронте ».

Огромную работу в армии проводили профессора Киевского медицинского института. С первого дня войны находились на фронте медики хирургической клиники Киевского института усовершенствования врачей. Руководитель этого заведения М.Коломийченко стал главным хирургом прославленной 62-й армии.

Ученые-общество-знатоки укрепляли моральное состояние действующей армии. Специалисты гуманитарных наук входили в бригад лекторов, которые выступали с лекциями по военно-исторической тематики на передовой, в гарнизонах городов, истребительных батальонах т.д. Перед слушателями воинами Украинских фронтов сотрудники Академии наук раскрывали историю героической борьбы украинского народа против иноземных поработителей.

Таким чинам, научные учреждения помогали Вооруженным Силам. В действующей армии находилось свыше 300 сотрудников Академии наук УССР, из них 130 докторов и кандидатов наук.

Не прекратила свое существование Украинского пресса. В тылу выдавались украинским республиканские газеты, в первую очередь партийных и советских органов, «Коммунист» (с января 1943 «Советская Украина») и «Советская Украйна »(с января 1944 «Правда Украины»), Дважды в месяц выходила газета «Литература и искусство» орган Союзов писателей, художников и композиторов УССР.

В общественно-политических журналах «Украинская литература», «Украина» и др. ведущие украинские литераторы печатали произведения патриотической тематики.

 

2. Начало восстановления системы образования в 1943-1944 годах

С изгнанием немецких оккупантов на территории Украины началось восстановление разрушенной образовательной отрасли.

Показательным был, например, такой факт: следующий же день после освобождения Харькова более 700 учителей, которые находились в оккупации, приступили к работе. Буквально через неделю, 1 сентября 1943, учебный год в городе начался в трех школах, 5 сентября в 29, 10 сентября - еще в 8.

Быстро росло число действующих школ. Если на конец 1943/44-го учебного года работали всего 12 802 начальные, семилетние, средние школы с контингентом учащихся 1 млн. 770 тыс. человек, то на начало 1944/45-го учебного года в Украине действовало почти 24 тыс. школ, где обучалось 4 млн. 132 тыс. учащихся и работало 145 тыс. учителей.

Значительное внимание уделялось подбору руководителей школ и обеспечению их педагогическими кадрами в западных областях УССР. На начало 1944/45 учебного года здесь работало около 5,7 тыс. школ, в которых насчитывалось 840 тыс. учеников и 23,3 тыс. учителей. В связи с нехваткой педагогических кадров 10 тыс. учителей прибыли сюда из восточных районов.

Исключительно важным делом было налаживание нормального учебно-воспитательного процесса. Работники школ восстанавливали школьные помещения, учебное оборудование. Остро ощущался недостаток лабораторных приборов, учебников, карт, классных досок, письменных принадлежностей для учащихся и т.д.

 

3. Литература и искусство

В борьбе против фашизма украинские литераторы и работники искусств были в первых рядах защитников Отечества. Через несколько дней после начала войны в помещении штаба Киевского военного округа добровольно явились Андрей Головко. Иван Ле, Семен Скляренко, Яков Качура, Леонид Первомайский. Павел Усенко, Савва Голованевский и др. Семен Скляренко в своих произведениях вспоминал: «Никто им не говорил, что писатель должен идти на фронт. Наоборот, им предлагали «броню» для творческой работы в тылу. Но они просили отправить их на фронт, потому что так предписывалось сердце, совесть, непоколебимая вера в победу ... »

7 июля 1941 в Киеве состоялись собрание Союза советских писателей Украины, на которых были организованы три бригады из 50 писателей для работы в воинских частях, госпиталях, на оборонных предприятиях.

Во время обороны столицы Украины поэт П.Усенко создал «Песню киевских ополченцев», которая поднимала боевой дух защитников Киев. 109 із 200 членов Союза писателей находились па фронте. По время войны украинские писатели написали более 120 книг, сборников, брошюр. В основном они работали военными корреспондентами, редакторами дивизионных изданий в редакциях почти 50 газет фронтов и армий. Например, в Киеве 22 июня 1941 уже действовала редакция газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», В которой работали писатели М. Бажан, С.Голованевский, В. Кондратенко, И.Ле, А. Малышко. Л. Первомайский.

31 Июль 1941 вышел первый номер газеты «За Советскую Украину!», предназначенной для партизан. В редколлегию газеты входили М. Бажан, В. Василевская, А. Корнейчук.

Военным корреспондентом газеты «Красная Армия», Затем «Известий», Был писатель и режиссер А. Довженко, который добровольно прибыл на Юго-Западный фронт. А. Довженко за военные заслуги был награжден орденом боевого Красного Флага.

Большое значение придавалось изданию литературы патриотического содержания. Только в 1943 г. было осуществлено издание 20 тысяч экземпляров «Кобзаря» Т. Шевченко. Большинство книг была отправлена в партизанский край и на оккупированную территорию.

В грозный час войны публицистика стала главным оружием художников. Писатель-публицист А. Довженко опубликовал в это время глубоко реалистические произведения: «Перед боем», «Мать» (1943 г.). Преисполненный драматизма произведение «Украина в огне» (1943 г.) и др.

Широко известными были в это время стихи «Мы идем на бой »и«Побеждать и жить! П. Тычины, «Слово о Родине» М. Рыльского, «Клятва» М. Бажана, патриотические сборки В. Сосюры.

Примером гражданской лирики составил цикл стихов «Украина моя» А. Малышко. Историческая тема освещена в эпическом произведении «Даниил Галицкий» М. Бажана, где идея единства народа Украина перед лицом военной опасности становится определяющей.

Военные журналисты, писатели-фронтовики не раз были примером для бойцов и командиров. Не раз они показывали личный пример отваги.

Так, корреспондент 18-й армии Юго-Западного фронта "Знамя Родины»Майор Сергей Борзенко командовал десантной группой на Керченском полуострове в 1943 г. За мужество в бою он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Писатель Ефим Мартич возглавил атаку бойцов, заменив погибшего командира.

Смертью храбрых погибли многие члены Союза писателей Украины (СПУ), за родную землю жизнь отдал каждый четвертый писатель-фронтовик. Посмертно приняты к СПУ молодые поэты-воины В.Булаенко, Л. Левицкий, М.Шуть и др.

Сталинское руководство внимательно следило за деятельностью украинских писателей. Свидетельством этого стал инцидент, связанный с докладом М. Рыльского «Киев в истории Украины», произнесенной на собрании эвакуированной интеллигенции и напечатанной украинской прессой.

Как писал в подготовленном по заказу ГК КП(Б) В закрытой рецензии на доклад М. Рыльского один компартийный идеолог, «с 33-х страниц доклада только на двух листах в конце Рыльский сказал общие фразы о большевиках, о Ленине, Сталине ». ГК КП(Б) У решил, что М. Рыльский заслуживает острой критики в прессе.

Большую актуальность приобрело чтение художественных произведений по радио в военный период. В ноябре 1941 г. начали работу украинский радиостанции имени Тараса Шевченко в Саратове и «Советская Украина »в Москве.

Радиостанция «Партизанка» (1942 г.) вела специальные передачи для партизан. Радиостанция им.Т.Шевченко стала центр популяризации украинской культуры. 26 ноября 1941 в Саратове она транслировали Первый антифашистский митинг представителей украинского народа. Диктор Мария Пригара вспоминала об этом событии: «вскоре Максим Фаддеевич читал «Слово о Родине», Бажан «Клятву», которая зазвучала песней в эфире:

Никогда, никогда не будет Вкраина

Рабой фашистских палачей!

А через несколько дней стало известно митинг слушали! С 1943 г. в прифронтовой полосе стала работать передвижная радиостанция «Днепр». В трудный период начала войны активно действовала фронтовая редакция радиостанции Юго-Западного фронта в районе Броваров. Вещание велось преимущественно с блиндажа. Дикторы читали фронтовые очерки, оперативные корреспонденции с мест бои ». Как вспоминал диктор радиостанции С. Марченко, писатели постоянно выступали на радиостанции: «В каждой передаче участвовал кто-то из писателей, как только вернулся из огневых позиций ». Перед микрофоном выступали Иван Ле, Леонид Первомайский, Ефим Мартич, Яков Качура, Александр Довженко, Андрей Малышко, Александр Корнейчук. Ванда Василевская, Анатолий Шиян и другие.

«Фронт в эфире» мобилизовал населения страны на справедливую борьбу против захватчиков. И оккупанты боялись его воздействия на народные массы. Немецкая комендатура в Житомире извещала населения: «За слушания радиостанции имени Т. Шевченко смерть через повешение ». Такой «отзыв» противника свидетельствует об эффективности работы радиовещания.

На оккупированных нацистами территориях ширилась устное народное творчество, отражала ненависть и презрение украинского народа к захватчикам.

Среди людей ширилисьразнообразные пословицы: «Что фашист, что волк один толк »или« фашиста убить грех скупить ».

 

4. Деятельность театра в условиях войны

Из Украины было эвакуированыпочти 50 театров. Разрабатывая новые формы художественной агитации, они работали с особым подъемом.

Театральное искусство перенеслось на передовую. Так, выпускной курс Театрального института г. Киева прямо со студенческой скамьи почти в полном составе добровольно ушел на фронт.

Народная артистка СССР О.Кусенко писала в своих воспоминаниях «С верой в Победу»: «Моему артистическом поколению, которое накануне Великой Отечественной войны еще только приобретало театральное образование и мечтало о сцене, выпали тяжелые испытания. Это были и огненные фронтовые дороги, и партизанские походы, и подпольная борьба с врагом на временно оккупированной родной земле, и неутомимый труд в советском тылу ».

После окончания шестимесячных курсов медицинских сестер А.Кусенко несла службу в одном из военно-санитарных поездов. Фронтовой Дом Красной Армии Юго-Западного фронта направил актрису до Ансамбля фронтовой эстрады, который работал на передовой линии фронта под самым Сталинградом. Началось беспокойное художественная жизнь. «Никогда не забуду солдатских глаз, вспоминала актриса, которые горели ненавистью к врагу, когда они слушали рассказы (А. Японского «Украина» После концерта в одной из воинских частей 4-го Украинского фронта старший лейтенант И.Пропенкописал А.Кусенко: «Ваши правдивые слова доходят до самой глубины души и зажигают ее на борьбу, на лютую месть врагу, призывают идти вперед по жизни миллионов, идти даже на смерть ... »

Артистка Харьковского театра им.Т.Шевченко Н.Тимошенко в годы войны стала медсестрой, участвовала, в боях за освобождение Новороссийска, видела драму Аджимушкайского гарнизона, который до последнего сопротивлялся врагу, Фронтовые актеры дивизии в начале 1944 г. собрали бригаду и начали давать концерты перед бойцами.

Артистка Тернопольского театра имени Т. Г. Шевченко С. Коваль была медсестрой на Сталинградском фронте. В своем очерке «Панорама памяти» она писала: «Мы, актеры, помогали медработникам вашего корпуса чем могли. Выполняли всю черновую работу: ухаживали за больными, отправляли тяжелораненых бойцов в тыл ... Работали, не чувствуя усталости. Никто не позволял себе и минутного отдыха. Все были одержимы одной идеей: идеей победы над врагом ». С. Коваль вспоминает, что наибольшим успехом у зрителей пользовался стихотворение І.Франко «Земля, моя всеплодющая мать ». Это стихотворение она сохраняла в своем репертуаре почти все годы войны. Страстное слово Каменяра вдохновляло бойцов в ожесточенной борьбе с врагом.

В концертах перед фронтовиками выступали мастера театрального искусства из Украины І.Качай, /.Паторжинский, М. Гришко и др.

В Ворошиловграде при оборонительных боев (1941 г.) был создан фронтовой музыкально-драматический коллектив, который дал около 300 спектаклей и концертов для военных частей и госпиталей.

 

Бригада киевских артистов выступает перед танкистами

3-го Украинского фронта

 

Эвакуированы на восток украинские театры комплектовали фронтоне бригады с участием лучших актеров. Киевский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко создал 22 бригады, которые работали на четырех фронтах и дали 920 концертов. Знаменитый дуэт Карася и Одарки с оперы «Запорожец за Дунаем» сотни раз был выполнен І.ПаторДзержинского и М.Литвиненко-Вольгемут на фронте и в госпиталях.

І.Паторжинскийвспоминал о фронтовых выступления: «Три месяца нашего присутствия на фронте дали нам очень много. Мы видели примеры самоотверженного служения Отчизне, героизма ... Я пришел к убеждению, что бойцов не надо агитировать песнями о героике .. Юмор и сатира остро воспринимались бойцами. Они давали отдых после их тяжелой ратного труда ».

Особенно нравился бойцам юмористический дуэт молодых исполнителей Ю. Тимошенко и Ю. Березина (Тарапуньки и Штепселя.

Боевые будни фронтовиков скрашивали концертные выступления фронтовых ансамблей украинской песни и танца. Один из них, под руководством Л. Чернышевой, действовал на семи фронтах. Он дал 2 850 концертов для сотен тысяч воинов. Артисты ансамбля преодолели 80 тыс. км военных дорог. В боевых условиях выступления ансамбля были нередко связанные с риском для жизни. Выступая в 383-й стрелковой дивизии Южного фронта, ансамбль потерял несколько артистов. За самоотверженный труд и целью популяризации патриотической украинской песни в действующей армии 68 артистов были награждены орденами и медалями.

Большого патриотического содержания приобретали песни, особенно партизанские. В песне, посвященной партизанам Украины, поэт-писатель И. Стецюк писал:

 

Мы называемся мстители народа,

Фашистскую уничтожаем породу,

Бьемся за родной край,

Чтобы солнце свободы не угасало,

Чтобы наше счастье расцветало,

К бою. брат, вставай!

 

5. Документальный и художественный кинематограф

С началом войны особой важности приобрела кинодокументалистика. В начале сентября 1941 Украинский студией хроникального фильма был выпущен первый кинорепортаж «С фронтов Отечественной войны».

С началом войны при штабах всех фронтов, в частях и соединениях действующей армии были созданы специальные группы кинооператоров. Ими готовились боевые кинозбирникы, кинорепортажи, киноочерк о боевые события на фронте, оборонно-инструктивные фильмы. Всего на фронте Работали 50 операторов украинских киностудий. За период войны они отсняла 300 документальных фильмов и киносюжетов.

Фронтовые кинооператоры зафиксировали на пленке события всех крупных боевых операций. Кинооператор-киевлянин В.Орлянкин прошел с кинокамерой в руках путь от Волги до устья Дуная, был ранен. В Сталинграде он зафиксировал «Дом Павлова », командующего 62-й армии генерала В.Чуйкова. В.Орлянкин оставил для военной истории фотопортреты командира чехословацкого батальона полковника Л. Свободы, трижды Героя Советского Союза А. Покрышкина.

Особую ценность имели документальные фильмы А. Довженко «Битва за нашу Советскую Украину »(1943 г.) и «Победа на Правобережной Украина »(1945 г.).

Тысячи километров партизанскими соединениями Украине прошел фронтовой кинооператор Я.Давидзон. Героями его картин стали прославленные партизанские руководители, рядовые бойцы-партизаны, дети-герои.

Украинские киностудии были эвакуированы в Среднюю Азию: Киевская к Ашхабад, Одесская в Ташкент. Выпущенные ими художественные кинофильме были полны глубоким патриотизмом.

В 1943 г. режиссер Марк Донской поставил фильм «Радуга» за одноименной повести Ванды Василевской. Этот фильм стал лучшим достижением украинской художественной кинематографии военного времени. Картина получила «Оскар» премию Академии киноискусства США, а в 1946 г. была удостоена Государственной премии СССР.

 

 

Документ

Из выступления И. Сталина на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) «О антиленинские и националистические искажения в кiнoпoвiсти А. Довженко «Украина в огне» (31 января 1944)

Тов. Довженко написал кiнoпoвiсть под названием «Украина в огне».

... Прежде всего очень странно то, что в кiнoпoвiсти Довженка ... которая должна показать полное торжество ленинизма, под флагом которого Красная Армия ycпишноосвобождает сейчас Украина от немецких захватчиков, нет ни слова о нашем учителя - великого Ленина.

... Довженко выступает здесь против классовой борьбы, он пытается запятнать политику i всю практическую деятельность партии по ликвидации кулачества как класса.

... Националистическая поволока настолько затмила сознание Довженко, что он перестал видеть ту огромную воспитательную работу, которую провела наша партия в народы.

Кiнoпoвiсть является антисоветской, ярким проявлением нациокации и профессионализма, узкой национальной ограниченности.

Следовало бы опубликовать киноповесть Довженко так, чтобы от него осталось самое мокрое место ...

Вопросы документа

Чем, по Вашему мнению, киноповесть А. Довженко вызвало возмущение Сталина?

 

6. Развитие Украинский изобразительного искусства в годы войны

С началом войны тема защиты Отечества стала основной в творчества украинских художников. Объединены в творческие бригады, они проводили активную художественную пропаганду: создавали плакаты, листовки, «агитвикна». рисовали карикатуры для военной прессы. В жанре плаката и политической сатиры работала подавляющее большинство художников Украины. Эмоционально насыщенным был плакат А. Александрова «Раздавит фашистскую гадину (1941 г.)

Cерия В.Касияна«Гнев Шевченко - оружие победы» (1942-1943 pp.) включала 8 плакатов по текстам произведений Т. Г. Шевченко. Она подавала образ Великого Кобзаря, зовущий украинском народ борьбы с врагом. Плапалач «На бой, славяне! В. Касияна символизировал нарастающий народный гнев против гитлеровской глазупации.

Плакат «В фашистской НЕволи »(1942 г.) -это рассказ о страдания женщин Украины от фашистского господства. Общее поднесения народной борьбы в тылу врага воспроизводил плакат «Украины борется », плакат« Известныести! »содержал призыв к мести нациста.

 

Враг приближается. Художник Т. Яблонская

 

Март 1943 в плакатах украинский художников ведущей темой стало наступление советских войск, освобождение Украина от фашистов. Тема освобождения имела тогда особое значение. Лучшим плакатом по этой тематике считается произведение «Украине свободна! »В. Литвиненко (1944 г.). Динамизм наступления советских войск, образ воина-освободителя, воспроизведены в плакате, имели большое эмоциональное воздействие.

 

Вопросы и задачи

1. Кого из украинских актеров, выступавших перед фронтовыми частями, Вы можете назвать?

2 В чем проявился патриотизм украинских писателей в годы войны?

3. Которые Вам известны украинским paдiocmaнцiи, Действовавших в годы войны?

4. Назовите выдающихся украинских кинодеятелей nepioдy войны.

5. Какую цель преследовала политика нацистов в области освиты в Украине?

6. Расскажите о вклад украинских ученых в дело укрепление мощи советской армии.

7. Что такое «публицистика»?

8. В чем было значение работы фронтовых тоатральних i концертных бригад?

9. Почему именно в жанрах плаката и политической сатиры работало большинство художников Украина во время войны?

10. В чем заключались особенности развития Украинский художно искусства в годы войны?

11. Какие достижения украинской науки в период Великой Отечественной войны были актуальны i в последующие годы?

12. Изменились формы идеологического контроля над художникамы со стороны сталинского руководства в годы Великой Отечественной войны?

13. В чем, по Вашему мнению, заключается вклад деятелей культуры в победу над врагом?

14. Насколько важно, на Ваш взгляд, является фактор морального пиподготовка боевых частей?

15. Как Вы считаете, почему художественное творчество пepioдy войны пользовалась большой популярность i в последующие годы?