🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

21. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ УКРАИНЫ в 80-годы (учебник)

 

Тема V                                                                     РАСПАД СОВЕТСКОГО СОЮЗА И СТАНОВЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ УКРАИНЕ

 

 

§ 21                                        ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЖИЗНЬ УКРАИНА в 80-е годы

 

1. Изменения в высшем партийно-государственном руководстве после смерти Брежнева

В начале 80-х годов стало очевидным, что советское общество нуждается в глубоком реформировании всех сфер жизни.

Широкие круги общественности понимали, что кардинальные преобразования могут начаться только при условии прихода на высшие партийные и государственные должности политиков, способных реально оценить ситуацию, переосмыслить устаревшие догмы, обратиться к опыту развитых стран мира, выработать и реализовать новые подходы к развитию общества.

Между тем Л. Брежнев в последние годы своей жизни перестал глубоко вникать в государственные дела. Вместо обновления руководящих кадров, был выдвинут лозунг стабильности кадров, что вполне соответствовало интересам партийно-государственной номенклатуры.

Со смертью Брежнева в ноябре 1982 г. начался переходный период в реорганизации высшего партийно-государственного руководства. Преемником Л. Брежнева стал Ю. Андропов.

Его недолгие руководство характеризовалось попытками укрепить административно-командную систему. Ю. Андропов считался опытным советским политиком, хорошо знающим в работе партийно-бюрократического аппарата, способным провести изменения, но он не успел реализовать свои намерения, поскольку на посту генерального секретаря ЦК КПСС находился только два года.

Когда умер Ю. Андропов, его место заступил А. Черненко сторонник консервативного бюрократического режима, не желавший проводить реформы, которых нуждалась страна.

Росло отчуждение Коммунистической партии от народа, падал ее авторитет в обществе. Резко усилилась недоверие населения к официальных властей. Страна находилась на грани общеполитического кризиса.

 

2. Михаил Горбачев и поиски путей выхода из кризиса

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. Горбачев, молодой в то время член Политбюро. Его избрание свидетельствовало об отходе правящей верхушки от тогдашней традиции, когда высшие должности занимали, как правило, пожилые кадры.

 

Фигура

Горбачев Михаил Сергеевич (1931р.н.) - Советский политический и государственный деятель. В 1966-1968 - первый секретарь Ставропольского горкома КПСС. В 1968-1970 - второй, с апреля 1970 - первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС. В 1978-985 - секретарь ЦК КПСС. С 1980 - член Политбюро ЦК, с марта 1985 - Генеральный секретарь ЦК КПСС, с 1988 - Председатель Президиума Верховного Совета СССР, с 1990 - Президент СССР. С декабря 1991 - президент Международного фонда социально-экономических и политологических исследований («Горбачев-фонд»). Лауреат Нобелевской премии мира (1990).

Новый лидер, опираясь на новаторское крыло в высшем руководстве, пытался проводить реформы так, чтобы не изменить социально-экономическую и политическую систему, а только обновить ее, сохраняя в этой плановую экономику, строгую централизацию власти и господствующее положение Коммунистической партии.

На апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС было заявлено о необходимости коренных изменений в экономике, социальном и духовной жизни.

Такой курс со временем получил название «Перестройка» и сводился к зак-ликов «Ускорение », «Демократизации» и «гласности». Обновление общества предполагалось провести через серию мероприятий, которые вводились бы центральным руководством и строго контролировались его структурами на местах.

«Перестройка» началась по экономике, с попытки вывести ее из кризисного состояния и обеспечить ее эффективное развитие.

Центральные органы во традиционно оптимистичными лозунгами создавали и широко рекламировали различные долгосрочные программы, направленные на ускоренное социально-экономическое развитие страны.

Однако задуманные реформы, хотя и назывались радикальными, все же не смогли привести к коренным изменениям.

Предполагалось, в частности, широко использовать достижения науки и техники, активизировать деятельность производителей на основе принятого закона о трудовых коллективах, ввести систему государственного прием произведенной продукции, частично реорганизовать управленческие структуры. Приоритетное внимание уделялось машиностроительной отрасли, планировалась ее модернизация.

Экономическая реформа должна реорганизовать управления хозяйством на принципах хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования. Расширялись права предприятий, началось внедрение арендных и акционерных форм хозяйствования, создавались кооперативы в торговле и промышленности.

Успех ускорения связывался с децентрализацией управления народным хозяйством. Составным элементом этой реформы в Украине должна была стать вводимая с апреля 1988 генеральная схема управления, предусматривающая переход предприятий от административно-командных к экономических методов хозяйствования.

Новым руководством была поставлена задача существенно повысить производительность труда на основе новой техники, технологии, мировых достижений в этом направлении. Между тем, в 80-е годы уровень применение науки и техники, новейших технологий в СССР, в том числе и в Украина, был в десятки раз ниже, чем в США, Японии, Германии.

На основе ускоренных преобразований в экономике предполагалось также решить социальные проблемы.

С этой мстою на государственном уровне принимались многочисленные программы, среди них: продовольственная, социального переустройства сел, жилая т.д.

Планировалось интенсивное наращивание производства товаров народного потребления и объемов платных услуг населению, укрепление материально-технической базы основных товаровиробляючихотраслей.

В решении социальных проблем существенную роль должны играть предприятия и местные органы власти.

Однако провозглашенные программы вновь были нацелены на отдаленное будущее и потому в основном носили декларативный характер. В частности, созванный в феврале 1986 г. XXVII съезд КПСС принял жилищную программу обеспечения каждой советской семьи к 2000 г. отдельной квартирой. Программа в научном и экономическом отношениях была необоснованной, ее реализация не обеспечивалась надлежащими ресурсами.

Социально-экономические реформы, провозглашенные М. Горбачевым, не дали ощутимых результатов.

Сама модель преобразований конструировалась в центре, без учета назревших потребностей и возможностей регионов, на реализацию этих преобразований выделялись незначительные материальные и финансовые ресурсы.

А главное, сохранялся ведомственный диктат, поэтому, например, перевода предприятий на самофинансирование стало разрушительным для экономики. Ведь хранился план, и он централизованно приходился сверху, а это не стимулировало руководителей предприятий увеличивать доходы за счет эффективности и качества работы, а толкало их на повышение цен на производимую продукцию, В результате это приводило к полному игнорированию интересов потребителя, неконтролируемого роста денежных затрат на развитие производства.

Постепенно к центральному руководству пришло понимания, что экономические реформы должны проводиться параллельно с хотя бы какими, хотя ограниченными политическими преобразованиями, с либерализацией политического режима.

Именно поэтому на январском (1987 г.) пленуме ЦК КПСС заговорили о консерватизме, критиковали тех, кто не желал поступиться принципами, а на первый план выдвигалось уже не ускорение, а демократизация общественной жизни.

На такое изменение акцентов в политике во многом повлияли массовые Народные фронты и движения, неформальные организации, возникавшие во всех регионах страны. Они требовали предоставление суверенитета республикам, демократизации избирательной системы, решение национального вопроса, проведения не этажных, а радикальных реформ.

 

3. Политика руководства Украина в годы «перестройки»

Постепенно в республиках происходила либерализация общественно-политической жизни.

С 1986 г. на волю выпускали диссидентов, которые были изолированы от общества. С тюрем, концлагерей и ссылки в Украину вернулось более 300 политзаключенных. Среди них В. Чорновил, М. Горынь, позже Л. Лукьяненко. Из Уголовного кодекса УССР были изъяты статьи, по которым судили людей за их идейные убеждения или даже за критическое слово в адрес партийно-государственной власти.

Новым явлением общественной жизни в условиях «Перестройки» стала провозглашенная сверху «Гласность», которая постепенно переросла в свободу слова.

Власть была отменить цензуру на средства массовой информации. Этого требовали демократические силы, в республиках появилось немалое количество внецензурного изданий, газет, журналов. Прекратилось «Глушение» зарубежных радиостанций.

Благодаря «гласности» люди стали получать беспристрастную информацию и делать собственные выводы о события общественной жизни; обществе назревало размежевание политических сил.

Демократические силы требовали от властей восстановления начатой в хрущевскую «оттепель» реабилитации репрессированных лиц и незаслуженно забытых имен.

В Украину из второй половине 1988 г. началась реабилитация тех, кто был безосновательно осужден в 30-40-х и начале 50 годов. Для координации этой работы было создано специальную республиканскую комиссию.

Уже к началу августа 1989 было реабилитирован более 59 тыс. человек, которые несправедливо пострадали от репрессий тоталитарного режима.

Однако работа в этом направлении проводилась непоследовательно. Оставались нерассмотренными в судебном порядке дела еще 370 тыс. человек. Власти не реагировали на требования общественности реабилитировать людей, которые преследовались властями и были осуждены и 60-80-х годах.

В июне 1988 г. в центральном руководстве возникла идея активизировать народное представительство и использовать его в укреплении партийной власти.

Замысел заключался в постепенной передаче власти от партийного аппарата в государственные органы. Было решено совместить должности секретарей партийных комитетов с введенными должностями председателей Советов (Областей, городов, районов). Планировалось пропустить местных партийных руководителей через выборы, обеспечив единство партийной и государственной власти.

Но партаппарат, который сначала согласился с таким решением, вскоре побоялся, что избиратели могут не поддержать партийную номенклатуру на тайных выборах, и поэтому добился отмены этого нововведения.

Тогда было объявлено о выборах делегатов Съезда народных депутатов СССР и предложен новый избирательный закон.

Впервые за советское время этот закон содержал элементы альтернативности, предусматривая выборы депутата из нескольких кандидатов. Но, вместе с тем, отдавал треть мест представителям партийной номенклатуры, а также общественных организаций, находившихся под влиянием Коммунистической партии. Вследствие этого значительная часть депутатов так и не избиралась избирателями, а фактически предназначалась партийным аппаратом.

В марте мае 1989 г. состоялись выборы делегатов Съезда народных депутатов СССР Это были первые свободные выборы в советское время. В состав депутатов наряду с коммунистической номенклатурой были представителями демократических сил.

В мае того же года начал свою работу Первый съезд народных депутатов СССР. Депутатский корпус Украины с учетом представителей общественных организаций составлял 321 человек, из них около 50 были сторонниками демократических реформ. Избиратели частично использовали имеющиеся возможности, чтобы выразить недоверие кандидатам консервативного партаппарата, в частности выразили недоверие председателю Киевского горисполкома, командующим Черноморским флотом и Южной группой войск. Тогда же на выборах проиграли первые секретари четырех обкомов Компартии Украины: Ворошиловградского, Закарпатской, Львовской, Черниговского, а также первый секретарь Киевского горкома партии.

М. Горбачев, инициатор всех «перестроечных»Процессов, тоже стал восприниматься неоднозначно. «С кем ты Михаил Сергеевич? " таким был лозунг транспарантов на многочисленных в те годы митингах.

Летом 1989 г. на арену политической борьбы вышел рабочее движение.

В условиях социальной напряженности особенно активно заявили о себе шахтеры. их забастовка первый открытый за много десятилетий охватил важнейшие угледобывающие регионы Союза: Воркуту и Кузбасс, на Украину Донбасс и Львовско-Волынский угольный бассейн.

Шахтеры выразили недоверие забюрократизированным профсоюзам. Правительство вынуждено было признать справедливыми экономические требования забастовок и принял меры для их удовлетворения. После восстановления работы шахт забастовочные комитеты Донбасса не распускались, они стали одной из форм общественно-политической активности рабочих.

Забастовка шахтеров показал, что рабочий движение политизируется, он перестал доверять профсоюзным лидерам, которые представляли официальную партийную номенклатуру.

Перестроечные процессы в Украине в целом совпадали с общесоюзными общественными преобразованиями.

Украинская официальная власть неуклонно придерживалась политики центрального руководства. Сам М. Горбачев, как и его предшественники, хорошо осознавал значение Украины для Союза и до последних дней своего лидерства пристально следил за ситуацией в республике, стараясь во что удержать ее в составе СССР.

Став Генеральным секретарем, он уже в июне 1985 г. прибыл в республику, демонстрируя в выступлениях и разговорах свою приверженность идеям сохранения целостности СССР.

Изменения, происходили в Украине, существенно отставали от соответствующих процессов в других республиках, особенно Прибалтийских. В то время как у них проводились изменения в составе высшего партийного руководства, первым секретарем ЦК Компартии Украины вплоть к осени 1989 г. оставался В. Щербицкий, имевший репутацию консерватора.

Окружение В. Щербицкого отдавало преимущество командно-административным методам руководства, соблюдалось централизма и строгой регламентации всех сфер жизни общества. Проблемы развития государственности Украины, по мнению В. Щербицкого, вообще не существовало. Украинский народ, утверждал он, удовлетворившисьсоциалистической государственностью, достиг подлинного национального возрождения.

Ничего не изменилось в политике Компартии Украины и за наследника В. Щербицкого В. Ивашко, который с самого начала продемонстрировал полную преемственность политического курса предшественника.

Занимая на протяжении десятилетий монопольное положение в украинском обществе, почти трехмиллионной Компартия Украины не была подготовлена к деятельности в условиях конкуренции, которую начали создавать ей демократические силы, в частности, Народный Рух, Украинский Хельсинский Союз, Ассоциация «Зеленый мир» т.д.

Руководящая партийная элита не желала прислушаться к голосу критически мыслящих коммунистов, которые в условиях «перестройки» предлагали, чтобы Компартия Украины вышла из состава КПСС, провозгласила свою самостоятельность и проводила политику в интересах украинского народа. Руководство Компартии Украина отклонило такие предложения и продолжало идти традиционным курсом, формировался в Москве и не учитывал национальные особенности и назревшие потребности республики.

Первые шаги демократизации политической системы не внесли существенных изменений в правовое положение союзных республик. Поэтому в конце 80-х годов требования демократических сил обеспечить реальную самостоятельность республик активизировались.

В ноябре 1988 г. государственный суверенитет провозгласила Эстония. О государственном суверенитете также заявили Литва, Латвия, Азербайджан, Молдова. 12 июня 1990 была принята Декларация о государственном суверенитете России.

16 Июль 1990 Декларацию о государственном суверенитете республики приняла Верховная Рада Украины. Провозглашение суверенитета союзных республиками получило название «Парад суверенитетов ».

«Перестройка» не достигла поставленных целей. Она не вывела страну из экономического и политического кризиса, не обеспечила стабильное развитие общества. Наоборот, она показала, что существующая система не подвергнется глубокому реформированию.

Причинами этого были унитарный характер централизованного государства, существование общесоюзного хозяйственного комплекса, сохранение административно-командных методов управления.

Кроме этого, начальный период «Перестройки» был временем упущенных возможностей, поскольку в условиях существования сильной партийной и государственной власти можно было провести радикальные реформы. Однако отсутствие развернутой и четкой программы «Перестройки», слабость реформационной ядра в правящей партии не дали возможности осуществить коренные преобразования.

«Перестройка» не достигла намеченных целей и потому, что ее инициаторы пытались решить задачи, которые исключали друг друга, а именно: соединить самостоятельность предприятий с централизованным планированием, политический плюрализм с монопольным руководством КПСС, суверенитет республик с сохранением единого союзного государства.

Жизнь требовала осуществления реальных шагов в решении назревших задач, «Перестроечные» процессы активизировали демократические силы Украины, которые начали выступать за реальный суверенитет республики.

 

Документ

В. Литвин. Политическая арена Украины (отрывок из книги)

Непреклонность руководящей элиты Украины стала одной из веских оснований для распространения утверждений: республика - «Заповедник застоя». И действительно, хотя с провозглашением «сверху» курса на «Перестройку» люди стали смотреть на многие вещи совсем другими глазами, видеть то, чего раньше не замечали, и сомневаться в том, что недавно считалось само собой разумеющимся, хотя появился особый спрос на личностей, реальный шанс каждому почувствовать себя по-настоящему «сознательным историческим деятелем», для Украины определенное время (почти три года) характерным было преобладание исполнительного «Синдрома», а за главный побудительный мотив к действию правила команда «сверху». Это создавало тем самым препятствия для прогрессивной тенденции к высвобождению сознания от старых представлений о «вождей» и «винтиков», «вождей» и «масс» и истории.

Руководство Украины неуклонно выполняло «маневры» центра для осуществления перестройки, в истории которой В.Согрин различает 4 периода: первый - март 1985 - Январь 1987 года, проходил под лозунгом «больше социализма», второй - 1987-1988 года, имел новый лейтмотив - «больше демократии», третий - 1989-1990 годы - период разграничений и расколов в лагере перестройки; четвертый этап совпал с 1991 годом и ознаменовался резким изменением соотношения сил в пользу радикально-реформаторских группировок, приходом их к власти и началом соединения идейно-политической революции с радикальными социально-экономическими преобразованиями.

Вопросы документа

            1. Какие аргументы приводит В. Литвин, называя Украины в период «перестройки» «заповедником застоя »? Согласны ли Вы с этим тезисом? Аргументируйте свое мнение.

            2. Проанализируйте приведенную в тексте периодизация «перестройки» в СССР. Можно ли, по Вашему мнению, эту периодизацию применить к характеристике времен «перестройки» в Украине? Попробуйте определить собственную периодизацию этого этапа украинской истории.

 

Документ

ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТЕ УКРАИНА. Принятые Верховной Радой УКРАИНСКАЯ ССР 16 Июля 1990 г. (Извлечение)

Верховная Рада Украинская ССР, выражая волю народа Украины, стремясь создать демократическое общество, исходя из потребностей всестороннего обеспечения прав и свобод человека, уважая национальные права всех народов, заботясь о полноценном политическом, экономическое, социальное и духовное развитие Украины, определяя необходимость построения правового государства, имея целью утвердить суверенитет и самоуправление народу Украины, провозглашает государственный суверенитет Украины как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории и равноправие во внешних сношениях.

И. Самоопределение украинской нации.

Украинская ССР как суверенное национальное государство развивается в существующих границах на основе осуществления Украинский нацией своего неотъемлемого права на самоопределения.

Украинская ССР осуществляет защиту и охрану национальной государственности украинского народа.

Любые насильственные действия против национальной государственности Украины со стороны политических партий, общественных организаций, других группировок или отдельных лиц преследуются законом.

II. Народовластия.

Граждане Республики всех национальностей составляют народ Украины. Народ Украины является единственным источником государственной власти в Республике. Полновластие народа Украины реализуется на основе Конституции Республики как непосредственно, так и через народных депутатов, избранных в Верховную и местные Советы Украинская ССР.

От имени всего народа может выступать исключительно Верховный Совет Украинской ССР. Ни одна политическая партия, общественная организация, другая группировка или отдельное лицо не могут выступать от имени всего народа Украины.

Вопросы документа

            1. Как раскрыто понятие государственного суверенитета и народовластия в документе?

            2. Какие положения Декларации, на Ваш взгляд, свидетельствовали об уходе Украины от советской модели государственности? В чем состоит историческое значение Декларации?

 

Вопросы и задания

1. Какие изменения произошли в партийно-государственном руководстве СССР после смерти Л. Брежнева?

2. Какие экономические реформы проходили в ходе «Перестройки»?

3. Как можно охарактеризовать руководство республики времен «Перестройки» как консервативное или прогрессивное?

4. Когда была принята Декларация о государственном суверенитете Украина?

5. Что такое «перестройка»?

6. Что такое «гласность»?

7. Почему выборы в марте 1989 года называют первыми свободными выборами в СССР?

8. Определите хронологическую последовательность событий:

- Первый съезд народных депутатов СССР;

- принятия Декларации о государственном суверенитете Украина;

- Активизация рабочего движения в Украине.

9. Дайте характеристику основным направлениям политики «Перестройки».

10. Какую позицию по поводу объявленных реформ занимало руководство Украины во времена «перестройки»?

11. Охарактеризуйте политическую ситуацию, обозначенную как «парад суверенитетов ».

12. Определите причины усиления центробежных тенденций и СССР во времена «перестройки».

13. Подумайте, имела «перестройка» в СССР реальные шансы на достижение целей, поставленных ее инициаторами?

14. Представители некоторых политических сил заявляют, что «перестройка» стала причиной распада СССР. Согласны ли Вы и настоящим? Приведите свои аргументы.

15. Почему, на Ваш взгляд, «перестройку» не удалось свести только к косметических, поверхностных изменений, как это планировало руководство СССР?

16. Чем, по Вашему мнению, можно объяснить тот факт, что изменения в Украине в период «оттепели» и «перестройки» происходили медленнее, чем в других регионах СССР?