🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

§ 32. Индия (учебник)

§ 32. Индия

1. Последствия первой мировой войны

Перваямировая война привела к социально-экономических сдвигов, которые вызвали новоеобострение противоречий между индийским народом и английскими колонизаторами.Во время войны колониальные власти обещали предоставить Индии самоуправление. Однаконадежду индийцев не оправдались. Это дало новый толчок к антиколониальнойборьбы. Во главе этой борьбы стали индийская интеллигенция и национальнаябуржуазия.

Индийская буржуазия в годы войны получила возможностьбыстрого обогащения. Выросли, в частности, доходы в области хлопчатобумажнойпромышленности, чему способствовали военные заказы и сокращения импортаанглийских тканей. Расширялся металлургический завод Тата, получивший значительныезаказы для армии.

Индийские промышленники в период войны вкладывали их капиталыв дальнейшее производство. Ощутимой была зависимость от поставок оборудования изАнглии. Имперская политика торможения промышленного развития Индии благодаряувеличению цен на оборудование ограничивала предпринимательскую деятельность. Вследствиеэтого росли противоречия между индийской национальной буржуазией ианглийскими колонизаторами в сфере экономики.

Обострились противоречия и в политической сфере. Да? индийскаяэлита поддержала военныеусилия Англии, надеясь после войны расширить свое участие в управлениистраной. Индийский национальный конгресс (ИНК) помогал вербовать солдат ванглийской армии и способствовал распространению военных займов. Надежды на уступки неоправдались, Индия и дальше страдала от политического бесправия. Война ухудшилаположение значительной части населения. В городах росла стоимость жизни,уменьшилась заработная плата рабочих. Крестьяне были подавлены налогами.

Всенедовольные существующим строем стали в оппозицию к английским властям. Ноединства в оппозиционном движении не было.

Английскийколониальная администрация в ее борьбе против освободительного движения находилаподдержку среди части индийского общества - раджей (князей),крупных землевладельцев, активно разжигала религиозные и кастовые споры.

2.Национально-освободительное движение. Кампании гражданского неповиновения

Революционныйдвижение в Европе имел огромное влияние на индийское общество. Непосредственнымтолчком к подъему национально-освободительного движения 1918-1921 гг былиреформы, которые закрепляли колониальное положение Индии. Колониальнаяадминистрация получила чрезвычайные полномочия в борьбе противнационально-освободительного движения.

М. Ганди, Д. Неру, А. К. Азат -лидеры ИНК

 

Наглаве национально-освободительного движения оставался ИНК, признанным лидером которого былМ. Ганди. Идеологией индийского национального движения стал гандизм. Он совмещалв себе политические, морально-этические и философские концепции, укорененные виндийсь-ку культуру.

Гандизм,благодаря его социальным идеям о создании общества на принципахсправедливости (сарвадайя), находил отклик в широких масс индийскогокрестьянства и городских низов. Заслугой Ганди было то, что идеи борьбы занезависимость и преобразования общества он изложил в доступных и приемлемых длябольшинства населения образах. В народе его называли Махатмой, что означает"Великая душа". Широкой поддержкой пользовались методы борьбы,их предложил Ганди. Эти методы не предполагали насилия (бойкот, мирныедемонстрации, отказ от сотрудничества и др.). Важным было то, что Гандипротест совмещал с терпимостью к колонизаторов (сатьяграха).

В условиях Индии с ее многонациональным населением, пестрымрелигиозным и социальным составом ненасильственные действия были единственным принятымсредством для привлечения населения к общей борьбе.

Итак,гандизм объединил индийское общество в общей борьбе и, наконец, заставилколонизаторов без кровопролитной вооруженной борьбы предоставить стране независимость.Ганди и его учение подвергались критике со стороны радикально настроенных деятелей зато, что он шел на компромисс с колонизаторами и не реализовывал сполна всереволюционные возможности.


 

 


Сарвадайя

Сатьяграха

-  возвращение к истокам, к «золотому веку», когда индейцы жили в гармонии с  природой, когда господствовала крестьянская община, взаимопомощь;

-  защита человека от разрушительного воздействия индустриальной цивилизации;

-  национальное и духовное освобождение от колониализма;

социальная  равенство и справедливость;

-  символом  сарвадайи была ручная прялка, которая впоследствии стала гербом независимой Индии.

-  преданность религиозным, философским и культурным национальным традициям;

-  протест против колониального статуса в сочетании с терпением и терпимостью  (Толерантнисю);

 

- Ненасильственных методах борьбы (ахимса) за независимость: митинги,  демонстрации, отказ от участия в работе колониальной администрации, бойкот  английских товаров, как крайнее средство -  демонстративное нарушение законов колонизаторов т.д.

 

В 1918 г. ИНК превратился в массовую общеиндийскихпартию. Организованные им акции имели широкую поддержку у населения. Кроме ИНК?развернула свою деятельность и Мусульманская лига, которая иногда прибегала к вооруженнымакций.

Репрессии колониальных властей усиливалинационально-освободительную борьбу. Послевоенное подъем национально-освободительнойборьбы началось с массовых забастовок в крупных промышленных центрах Бомбее,Мадрасе, Канпуре, Ахмадабаде.

Английскийколониальная администрация, чтобы хоть как-то унять стихийное движение, удалась, запредложению министра по делам Индии Монтегю, к реформе управления страной. В1919 английский парламент принял закон об управлении Индией. Онподтверждал колониальный статус Индии. Реформа предусматривала расширениеиндийского представительства в совете при вице-короли Индии и губернаторахпровинций, а также увеличение числа избирателей с 1 до 3%. Одновременно был принятзакон Роулетта, определявший наказания за антиправительственные акции.

Действияколониальной администрации, особенно закон Роулетта, дали мощный толчок кразвертывание массового движения гражданского неповиновения.

6Апрель 1919 Ганди призвал к свертыванию любой деловой активности изакрытие магазинов в знак протеста против закона Роулетта.

Ответомколонизаторов стало насилие. 13 апреля 1919 в Амритсаре, провинцияПенджаб, англичане расстреляли мирную демонстрацию. Погибло более 1 тыс. человек, 2тыс. были ранены. Эта акция насилия могла спровоцировать стихийный бунт, ноблагодаря Ганди его удалось избежать.

Разгон английской полициеймирной демонстрации

 

Осенью1919 на съезде ИНК было принято решение о бойкоте выборов по законуМонтегю. Бойкот достиг своей цели.

События1919 привели Ганди к мысли о необходимости четкого плана дальнейшейборьбы. Он выработал тактику ненасильственного сопротивления британским колонизаторам.На первом этапе предусматривалась кампания бойкота колониальных учреждений и товаров.На втором - уклонение от уплаты налогов. Это уже означало открытый конфликтс колониальной администрацией.

Кампанияненасильственного сопротивления началась 1 августа 1920 Ее возглавили ИНК, которыйв то время насчитывал 10 млн. членов, и Мусульманская лига.

Наначале 1922 г. произошли события, заставившие прекратить кампанию. В одномпоселке толпа крестьян сжег заживо нескольких полицейских. В мусульманскихрайонах вспыхнуло восстание. Колонизаторы бросили против восставших войска.Ганди осудил такие действия и объявил о прекращении акции.

Периодстабилизации (1922-1929 гг) Индия пережила без значительных потрясений, хотяименно в то время один из лидеров ИНК Джавахарлал Неру выдвинул программное лозунг"Пурна сварадж" - полная независимость.

3. Проблемы деколонизации и будущего страны

Мироваяэкономический кризис тяжело поразил экономику Индии. Упали цены на ее главныеэкспортные товары. Разорения и обнищания значительной части крестьян и предпринимателейпобудили к развертыванию новой волне национально-освободительного движения. Новый периодантиколониальной борьбы отмечался большей организованностью и четкостьюцели - независимости и конституция.

Толчкомк борьбе стал приезд комиссии британских политических деятелей во главе сСаймоном, которые должны были выработать новую конституцию для Индии. Общественность Индиибыла возмущена тем, что от разработки конституции было устранено известнейшихиндийских деятелей. Все индийские организации бойкотировали работу комиссииСаймона.

Порешением ИНК началось проведение новой кампании гражданского неповиновения. Онапроходила по той же схеме, что и в 20-е гг 26 января 1930было провозглашено Днем независимости Индии. Сигналом к началу второго этападолжно было стать демонстративное нарушение существующей в Индии монополии колониальныхвластей на добычу и продажу соли.

Ганди во время "Соляного похода"

 

Вмарте 1930 г. Ганди в сопровождении своих последователей отправился в трехнедельныйпоход к побережью Аравийского моря, чтобы выпарить соль из морской воды. Этотпоход имел огромное влияние на индийскую общественность. В некоторых городах началисьстихийные восстания. Беспорядки перекинулись и на армию. Колониальные властиобъявила ИНК вне закона. 60 тыс. участников похода были брошены в тюрьмы.Но движение не прекращалось и приобрел еще больший размах. По всей стране населениепротестовало против ареста своего лидера. Участники  массовых демонстраций, которые были отданызаветам Ганди, не применяли силу, даже когда их жестоко избивали. Такпроизошло в Джахарасани 21 мая 1930 Газета «Нью-Йорк тайм» писала об этихсобытия: «Неожиданно отряд местной полиции набросился на демонстрантов и сталбить их обитыми железом палками. Ни один из демонстрантов даже не поднял руки,чтобы защититься от удара. Я слышал жуткие звуки ударов палками по черепам ивидел, как люди падают на землю с пробитыми головами. На их белых одеждах быстрорасплывались п мятная крови. Другие, не нарушая рядов, двигались вперед до техпор, пока перед цепью полицейских не образовалась непрерывная куча окровавленныхтел, шевелятся ».

Войска на улицах индийскогогорода (1930 г.)

 

И все же многие участники движения отходили от принципов сатьяграхи, вступаяв столкновения с полицией, поднимая настоящие восстания (в городах Шолапур, Алигарх,Пешавар. Волнанасилия заставила колонизаторов и лИдэр ИНК пойти на переговоры.

В1931 между лидерами ИНК и британской администрацией было заключеносоглашение, по которому колонизаторы прекращали репрессии и освобождали заключенных, солянаямонополия ликвидировалась, а ИНК прекращал кампанию гражданского неповиновения.Вице-король Индии Едвард Ірвин (лордГалифакс) дал туманный обицямку в будущем предоставить Индии независимость.

На конференции "круглогостола "в Лондоне

 

Гандидал согласие на участие в конференции "круглого стола", созванное вЛондоне для обсуждения проблем Индии. Следовательно борьба была перенесена за столпереговоров. На конференции ИНК подал проект конституции под названием "Оосновные права и обязанности граждан Индии ", где были такие пункты:

·   введение в Индии демократических свобод;

·   признание кастовой и религиозной основе;

·   административно-территориальная перестройкастраны с учетом религиозного фактора;

·   установление минимума заработной платы;

·   ограничение арендной платы за землю;

·   уменьшения налогов.

Конференция завершилась полным провалом. Тогда ИНК в 1932 г.объявила новую компанию гражданского неповиновения. В ответ колонизаторызапретили ИНК и бросили в в `тюрьмы Ганди.

Но английское правительство понимал, что сИндией надо что-то делать, потому что со временем индийцы сами решат проблемунезависимости в свою пользу.  В 1935 г. британскийпарламент принял Акт об управлении Индией, по которому Индийская империя имелапревратиться в федеральный доминион, состоявший из отдельных штатов. Избирательноеправо получили 12% населения, были расширены права местных законодательныхорганов, однако колониальный положение сохранялось.

Демонстрация,организована "Мусульманской лигой"

 

В 1937 г. были проведены выборы, которые засвидетельствовалиавторитет ИНК. Членами ИНК были 5 млн человек. Он получил большинство в 8 из 11 провинций исформировал местные правительства. Это был большой шаг вперед в получении власти и внакоплении демократического, парламентского опыта. Несмотря на такой успехИНК не смогла объективобъединить людей всех религиозных концессий Индии.Мусульманская лига призвала своих сторонников бороться за создание отдельноймусульманской провинции - страны Пакистан ("Страны чистых").

С началом Другой мировой войны вице-король Индии объявил странувоюющей стороной. Индия выступила на стороне антигитлеровской коалиции.Реализацию положений Акта было отложено.

4. Бирма

Осветает из составляющих Индийской империи была Бирма, чтобыла захвачена англичанами в XIX в. Колонизаторы превратили Бирму на одиниз своих аграрно-сырьевых придатков, который поставлял рис, нефть, руду,древесину, был выгодным рынком сбыта для промышленной продукции метрополии.

Втягивание Бирмы в мировой рынок вело к подрывутрадиционного общества. Однако процесс проникновения новых рыночных отношений былмедленным. Предприниматели, наемные рабочие были преимущественно индейцы. Подавляющая массабирманцев была занята в сельском хозяйстве.

В национально-освободительном движении Бирмы четко прослеживаются дветечения: консервативная, представители которой стремились к восстановлению доколониальнойположения, и новейшая, представители которой сочетали национальное освобождение смодернизацией страны на европейский манер. Значительный плыл на национальноосвободительное движение в Бирме имели идеи Ганди. Особенностью национально-освободительногодвижения стало то, что его основой была буддистские молодежь, которая 1906 создалапервый загальнобирманську политическую организацию, которая впоследствии стала ведущейсилой в борьбе. С 1920 г. она стала называться Генеральным советом бирманскихассоциаций (ГРБА). ГРБА использовала в борьбе методы ИНК.

Серьезнымтолчком для роста политической борьбы бирманского народа был отказанглийского правительства распространить на Бирму даже те реформы, которые он собиралсяпровести в Индии. Эта дискриминация вызвала энергичное движение протеста. В Бирмевпервые произошли массовые политические забастовки. В Рангуне вспыхнули забастовкирабочих, преимущественно индийцев.

Особоеразмах антиколониальное движение приобрело в конце 1920 г., когда началсязабастовка студентов Рангунського университета. Бойкот, который проходил под руководствомГРБА? взволновал страну? вызвал симпатию у всех национальных слоев иперерос в движение за национальную культуру, за освобождение бирманцев от духовногорабства и колониализма. Он привел к созданию независимых от властинациональных школ? из которых вышло немало будущих политических деятелей Бирмы.Общенациональное значение бойкота заключалась в том, что он наряду с другимипатриотическими выступлениями заставил провести в Бирме реформы управления наиндийский манер.

Увидевна практике, что означали эти реформы для Индии, ГРБА решила их бойкотировать. В1921 на конференции ГРБА была принята резолюция с требованиями предоставитьБирме статуса доминиона (самоуправления). Поскольку в ней миновали слова "впределах Британской империи ", это фактически означало требование независимости.Формы борьбы были разнообразными: от политических митингов и бойкотаиностранной продукции к деятельности тайных крестьянских организаций и забастовокрабочих.

Значительныйвлияние на развитие событий в Бирме имела экономический кризис 1929-1933 гг Попериод кризиса цены на рис, главной экспортной культуры,  в Бирме снизились вдвое, а то и втрое. Ибез того нищенские доходы бирманцев резко сократились. Поскольку большинствокрестьян была в долгу у ростовщиков, те начали массово отбирать земли. Крестьянскоеземлевладение было подорвано. К ростовщикам перешло несколько миллионов акровлучших рисовых земель. Это усилило недовольство среди крестьян.

Кризисухудшила и положение рабочих. Снизилась заработная плата, выросла безработица.Обанкротились многие предприниматели и ремесленников.

Вдекабря 1930 г. в округе Нижняя Бирма, наиболее пострадавшей отэкономического кризиса, началось восстание крестьян. Оно охватило значительную территорию иперекинулось на Верхнюю Бирму. Восстание возглавила тайная организация галлонов.Галлон по бирманской мифологии - сказочная птица огромной силы,убивает в поединке дракона. В этом случае галлон символизировал бирманскогопатриота - борца за свободу, а дракон - угнетателя-иностранца.Организацию галлонов возглавил Сая Сан. В восстании приняли участие и рядовыебуддийские монахи, которые пользовались среди крестьян традиционным авторитетом.

Политическойцелью восстания была ликвидация иностранного господства. Согласно традициям СаяСан объявил себя королем. В 1932 г. восстание было подавлено.

Причинамипоражения восстания были, с одной стороны, военно-организационные просчеты, сдругой - то, что сознание повстанцев оставалась ограниченной традиционнойкрестьянской идео-логии. Восстание имело большое значение в истории Бирмы: оностало одним из этапов освободительного движения, а впоследствии - наукой для будущихборцов за свободу Бирмы.

Стремясьослабить освободительное движение в Бирме, английское правительство решило выделить Бирму сИндии в особую колонию, которой руководили бы непосредственно из Лондона. Это решениеколонизаторов подавалось как проявление заботы о самоопределении бирманцев.

Когдаанглийский парламент принял закон об управлении Индией, частью его сталзакон об управлении Бирмой. Согласно этому закону в Бирме, которая отделяласьот Индии, расширялось избирательное право, создавался двухпалатный колониальныйпарламент, колониальный кабинет министров. Одновременно английский губернаторБирмы хранил все прерогативы власти и никогда не мог отменить действие новойконституции.

Наначале 30-х гг группа патриотически настроенных молодых бирманцев создалановое политическое общество - ассоциация "Наша Бирма". Членыобщества стали добавлять к своему имени слово "Такин"(Бирманской - хозяин). Называя себя Такин, они таким образомподчеркивали, что настоящими хозяевами Бирмы является бирманцы, а не иностранцы. ЦельюТакин стало достижение независимости Бирмы.

Полнойстепени движение Такин развернулся во второй половине 30-х, когдаассоциация с небольшого интеллигентского кружка превратилась в массовуюорганизацию.

Течение1938-1939 гг вся Бирма бурлила. В разных местах, особенно в Рангуне и Мандалае,происходили политические и экономические забастовки, митинги, бойкоты, демонстрации.Участники движения требовали отмены колониальной конституции и английскоговласти, которые колонизаторы использовали для подавления массовых движений,проведения земельной реформы для крестьян и принятие законов о труде длярабочих.

В1939 была создана Коммунистическая партия Бирмы. Коммунисты сразу жепоставили вопрос об организации единого национального фронта. Некоторая частьлидеров национального движения стали полагаться на поддержку Японии в борьбепротив англичан.

 

Документы, материалы

Выступление Ганди на "показательном суде" (1922 г.)

"Я считаю добром быть нелояльным по отношению к правительству,который наносит вреда больше, чем все предшествующие ему? Я знаю, что достойных сыновейнашей Родины были осуждены по этой статье. Поэтому обвинение по этойстатьей я считаю для себя честью? Ненасилия допускает добровольное подчинениенаказанию за отказ сотрудничать со злом. Это наказание может быть наложено наменя за то, что согласно закону, является сознательным преступлением, является для меня высшимобязанностью гражданина.

Единственный путь для вас, судей и присяжных, заключается вот в чем:

·   илиуйти в отставку и этим отмежеваться от зла,  если вы понимаете, что закон, осуществлять который вы призваны,  является злом и что в действительности  невинен;

·   илиналожить на меня найсуровише наказания, если вы верите,  что правительство и закон,  которому вы служите,  является благом для народа этой страны и что,   как следствие,  моя деятельность вредит общему благу ".

 

Вопросы к документу

1. Которыеидеи Ганди отражено в этой речи на суде?

2. Будучисудьями, как вы отнеслись бы к словам М. Ганди?

 

Ганди о несотрудничества и ненасилия

"Корни моего несотрудничества - не в ненависти,а в любви? Целью несотрудничества не является наказание противника или причинения емуущерба. По моему несотрудничества - всегда непреодолимое желаниесотрудничать даже с худшими из моих недругов?

Истинная ахинса (безусловное непротивления насилию - Ред) Должна означать полную свободуот злой воли, гнева и ненависти и безграничную любовь ко всему сущему ".

"Я не верю в быстрое поступування насилия к успеху.Настоящее добро никогда не может стать результатом лжи и насилия? Я твердоверю в то, что свобода, завоеванная кровопролитием и обманом, - это несвобода ".

 

Вопросы к документу

1. ПочемуГанди осуждал насилие?

2. Какидеи Ганди повлияли на национально-освободительное движение в Индии?

3.Выразит свое отношение к идеям Ганди.

 

Из речи Саи Сана - руководителя восстания галлонов

"Я создал организацию галлонов для свержения чужеземногогнета. Я привлекал к ней людей, чтобы уничтожить законы о лесе и всякие другие законывсеми возможными средствами, потому что, только уничтожая закон и порядок существующегоправительства, мы, угнетенные бирманцы,  сможемсоздать собственное правительство,  который принесетсвободу всем бирманском крестьянству? Я не боюсь смерти. Я знал,  що  если меня арестуют,  то рано илипоздно я буду приговорен к смертной казни. Но  явыполнил свой долг и надеюсь, что мои революционные последователибороться до победного конца ".

 

Вопросы к документу

1. Против коговыступал Сая Сан и его организация? Выясните причины восстания галлонов.

2. Какимибыли результаты и последствия восстания галлонов?

 

Закон об управлении Индией

(Извлечение)

О Бирму

Статья 46. Пункт 2. Бирма дальнейшем не будет входить в составИндии.

Статья 311.Бирма охватывает (на основе осуществления ЕгоВеличеством всех полномочий, которыми Он наделен относительно изменения ееграниц) все те территории, которые непосредственно перед вступлением в силу частитретьего этого акта входили в состав Индии как территории, лежащей к востоку отБенгали, государства Манапура, Ассама и земель племен, смежных с Ассам.

"Британская Бирма" означает Бирму, принадлежащего ЕгоВеличества.

"Земли племен" означают земли вдоль границыИндии или Белуджистана, не входящих в состав Британской Индии или Бирмы, иликакой-либо из индийских государств, или иностранных государств.

 

Вопросы к документу

1. Чембыло вызвано принятие этого закона и выделения Бирмы в особую колониальнуюединицу?

2. Какповлиял этот закон на политическое развитие Бирмы?

 

Вопросы и задания

1. Которыемероприятия английских колонизаторов способствовали развертыванию массовогонационально-освободительного движения в Индии после первой мировой войны?

2. Которыеметоды применял ИНК в борьбе за независимость Индии?

3. Какуюцель преследовал "соляной поход"?

4. Выяснитеосновные этапы национально-освободительной борьбы индийского народа в20-30-х гг

5. Ктовозглавлял национально-освободительное движение в Индии?

6.Охарактеризуйте идеологическую основу борьбы индийского народа за независимость.

7. Когда икакие акции гражданского неповиновения провел ИНК?

8. ПочемуДж. Неру назвал конституцию 1935 рабским?

9. Какуюполитику проводила английская колониальная администрация отношениинационально-освободительного движения?

10.Раскройте особенности национально-освободительной борьбы бирманского народа.

11. Охарактеризуйтедвижение Такин в Бирме.

 

Запомните даты:

1919- Закон об управленииИндией.

26 января 1930- Провозглашение Днянезависимости Индии.

Март 1930- "Солянойпоход "Ганди.

1930- Начало движения Такинв Бирме.

1935- Акт об управленииИндией.