§ 15. Европейская литература
Вспомните:
1.Какие литературные жанры существовали за средневековья?
2.Произведения литературы средневековья вы помните? О чем в них рассказывалось?
Гуманистические идеалы культуры нового времени получили достойное воплощение в европейской литературе XVI-XVII ст.
Традиционная народная культура и идеалы Высокого Возрождения объединились в творчестве выдающегося французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле. В произведениях двух великих теоретиков-гуманистов Возрождения англичанина Томаса Мора и флорентийца Никколо Макиавелли европейцы увидели две противоположные концепции государства и две разные системы нравственных ценностей. Сутки барокко стала благодаря творчеству Мигеля Сервантеса золотым веком испанской литературы, а в тогдашней Англии наступила "эпоха Шекспира". Произведения этих авторов стали известными далеко за пределами их стран. Итак, окунемся в мир европейской литературы XVI-XVII века, познакомимся с произведениями, которыми увлекались европейцы.
1. Франсуа Рабле (1494-1553). Этот французский писатель XVI в. своим творчеством ответил на вопрос: Сколько надо написать книг, чтобы зажить мировой славы? Рабле написал только одну - "Гаргантюа и Пантагрюэль", но что это была за книга! Этот сатирический роман современники называли величайшим произведением французской художественной литературы XVI в.
"Гаргантюа и Пантагрюэль "- книга-сказка, в которой действуют герои-великаны, хорошо знакомые во Франции детям и взрослым. Однако в старинные сказки и легенды Рабле вложил новое содержание. Он безжалостно высмеял обычаи и жизни феодалов, выступил против католической церкви и власти папы римского. В противовес феодально-католическом обществу он придумал страну-мечту, которой никогда не существовало, - Телем. "Делай то, что хочешь" - Главный закон этой страны. Каждый должен выполнять ту работу, которая ему нравилась, и работать для общего благосостояния. Наряду с этой страной существовала другая - Папомания. Там жили ревностные католики, которые вели борьбу против Папофигии, жители которой показали фигу портрету папы римского. В таких смелых и острых шутках Рабле насмехался над порядками, которые существовали в тогдашней Европе.
После появления частей книги против Рабле выступила католическая церковь. Книга была запрещена, но ничто не могло стлумиты ее безумной популярности в Европе. Ее читали тайком, передавали друг другу и смеялись, смеялись, смеялись ... Говорят, что человечество, смеясь,расстается со своим прошлым. Читая книгу Ф. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", Европа прощалась со своим прошлым и вступала в новые времена.
2. Томас Мор (1478-1535) был канцлером короля Англии Генриха VIIИ в то время, когда в стране происходили большие изменения, видел страдания народа во время ограждения. В романе-трактате "Утопия" он остро критиковал Англию времен Генриха VIII, где "овцы съедали людей ", крестьян было преобразовано в нищих, а дворяне и церковь дармоидствувалы.
В этом романе Т. Мор изложил свое видение идеального общества. От имени путешественника, побывал на острове Утопия (в переводе с древнегреческого - несуществующее место), он рассказывал об этом общество. Все жители острова работали, занятые ремеслом, и почережно - сельским хозяйством. У них не было богатых и бедных, не было эксплуатации. Работали все утопийцы по 6 часов в день. Благодаря своей работы они имели достаточно продуктов, распределялись по потребностями жителей бесплатно, с общественных складов. В домах не было замков, поскольку не существовало частной собственности, поэтому каждые десять лет утопийцы обменивались зданиями и вещами. Денег они не признавали, из золота ковали цепи для преступников или совершали ночные горшки. Преступниками становились те, кто нарушал законы Утопии. Обществом руководили граждане, которых избирали максимум на год, за исключением князя, выбираемого до конца жизни. Все важнейшие дела утопийцы решали на народных собраниях. На острове существовало и рабство. Рабами становились преступники, они выполняли наиболее грязную и тяжелую труд.
Таким было идеальное общество в воображении Томаса Мора, хотя он сам не верил в то, что такое общество может быть создано в Европе. Это, скорее, был не проект создания нового общества, а протест против существующего.
3. Никколо Макиавелли(1469-1527) - один из известнейших теоретиков политической мысли XVI в. Споры вокруг взглядов Макиавелли не прекращаются со времени появления его произведений. Одни считают его беспринципным негодяем, другие - твердым реалистом, который осмелился изобразить мир таким, каким он был в действительности.
На протяжении всего жизни Макиавелли Италия была разодрана на десятки мелких княжеств и привлекала этим лакомых к наживе обладателей соседних государств. Постоянные внутренние распри, нападения чужеземных войск подталкивали итальянцев к размышлению над тем, каким должен быть правитель, способный объединить Италию и крепкой рукой навести порядок в стране. Над этим вопросом задумывался и Макиавелли. По этому поводу он написал несколько книг, среди которых наиболее известной является книга "Государь" (1516 г.), посвящена правителю Флоренции Лоренцо Медичи. В своем произведении Макиавелли поставил вопрос о том, как именно должен осуществлять правитель власть в государстве и как соотносятся мораль и власть. Он считал, что власть принадлежит тому, кто сумеет ее взять. Государь, который является сочетанием таланта и хитростей, должен постоянно считаться с действительностью и забыть о любых угрызения совести. Совесть может только мешать правителю в его деятельности. Главная мысль этой книги заключается в том, что когда правитель хочет добиться успеха, он должен отбросить моральные принципы и полагаться на силу и хитрость.
Одним из первых Макиавелли выдвинул идею, что государство создается не Богом, а людьми. Поскольку интересы людей различны и очень часто даже противоположными, талант правителя заключается в умении понимать потребности общества и учитывать человеческую психологию.
В своем произведении Макиавелли советовал правителю заботиться о поддержании народа, поскольку в противном случае с наступлением опасности у него не будет сторонников. Он понимал и то, что для ограждения своей власти правитель должен предпринимать и непопулярные меры. Поэтому Макиавелли советовал победителю, который захватил государство, сразу принимать меры, чтобы не возвращаться к этому позже.
На природу человеческой натуры Макиавелли смотрел очень трезво. Он утверждал, что люди сладострастный, боязливые, склонны к измене, а когда собираются в толпу - сразу смелеют и могут действовать безрассудно. Чтобы успешно руководить, правитель должен использовать эти человеческие черты в свою пользу: привлекать к себе людей обещаниями и подарками, сталкивать противников, чтобы не дать им объединиться. Если убийство или подкуп может приблизить правителя к осуществлению цели - он также не должен останавливаться перед этим.
Немногих людей так сокрушительно обвиняли и критиковали, как Макиавелли за его книгу. Решительно приговорила его произведение католическая церковь, как несовместимый с христианской этикой. Большинство правителей европейских стран также были возмущены принципами, провозглашенными Макиавелли. Однако в действительности и католическая церковь, и европейские монархи уже давно действовали согласно принципам "Государя". Флорентийский мыслитель лишь первым высказал то, что было политической действительностью его времен.
4. Уильям Шекспир (1564-1616) - яркий английский писатель XVI в. Его жизнь и творчество связаны с театром. Сначала он был актером, погодя - совладельцем лондонского театра "Глобус", затем начал создавать пьесы для театра. Всего В. Шекспир написал 37 пьес и 154 сонеты.
Большую популярность у зрителей имели комедии Шекспира "Укрощение строптивой", "Комедия ошибок", "Как вам это понравится", "Двенадцатая ночь", "Два веронцев", "Сон в летнюю ночь". В этих пьесах уславлювалася красота человека и его чувств, а почет ей складывалась не за деньгами или происхождению, а по поведению в различных ситуациях и личными качествами.
Всемирно известными стали трагедии В. Шекспира "Ромео и Джульетта", "Гамлет", "Король Лир", "Отелло".
Герои первой трагедии, юные Ромео и Джульетта, страстно любили друг друга, но преградой для их чувств стала давняя вражда семей. Не выдержав борьбы, юные герои погибли. Трагедия стала гимном любви, не знает границ и не желает считаться с семейными обычаями и законами.
В своих исторических драмах ("Генрих I", "Ричард III", "Король Джон", "Генрих IV", "Генрих V") В. Шекспир воссоздал захватывающую панораму истории средневековой Англии. Но он не только изобразил события прошлого, но и дал им свою оценку. Шекспир осуждал тиранов и самовластие, защищал идеалы человечности, утверждал право людей на равенство. Устами героя одной из своих пьес Шекспир сказал: "Какое прекрасное человечество! " Эти слова могут стать девизом для творчества не только В. Шекспира, но и всех писателей эпохи Возрождения.
5. Мигель Сервантес де Сааведра(1547-1616). Его творчество стало вершиной испанской литературы XVII в. Жизнь этого писателя напоминало авантюрный роман. После окончания университета молодого идальго (дворянина) Сервантеса завербовали в армию, и он принял участие в морской битве против турок у Лепанто. Получив тяжелое ранения, Сервантес был вынужден оставить армию. При возвращении на Родину его и брата захватили в плен морские пираты. Долгие пять лет Сервантес провел в плену в Алжире, несколько раз пытался бежать, но неудачно, и только за большой выкуп он был освобожден. В Испанию он вернулся бедняком и, не имея средств к существованию, пошел работать сборщиком налогов. Эта работа ему очень не нравилась, но другого выхода не было. После одной из очередных неприятностей Сервантес оказался в тюрьме, где начал работу над романом "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский".
Главный герой романа, дворянин Алонсо Кихано, который представил себя странствующим рыцарем, мечтал возродить рыцарские времена, когда они уже давно прошли. Он один не понимал этого и, как последний рыцарь, представлял собой смешную и неуместную фигура. Дон Кихот собирался сам, собственноручно изменить существующие порядки, защитить вдов и сирот, наказать виновников их страданий. На самом деле он создавал только беспорядок. Впрочем, мотивы его поступков - человечные и благородные. Герой Сервантеса - настоящий гуманист. "Пусть слезы бедняка, - говорил Дон Кихот, - вызовут у тебя все равно сильного чувства справедливости больше сочувствия, чем жалобы богача ". В этих словах - эхо мыслей, которые были крайне смелыми, даже опасными в Испании XVII века
Наряду с Дон Кихотом в романе - его верный товарищ крестьянин Санчо Панса. Он часто бывает неуместным, смешным, но одновременно является носителем народного юмора, характера и премудростям.
Роман "Дон Кихот" стал большой книгой великого писателя, который всем сердцем любил людей.
Кроме этого, Сервантес создал новеллы, пьесы, интермедии, но в мировой литературе навсегда остался как автор романа о последнем рыцаря земли - идальго Дон Кихота.
Документы. Факты. Комментарии
1. Выдержки из "Утопии" Томаса Мора
"Неоднократно и внимательно наблюдая за цветущими современными государствами, я могу убежденно утверждать, что они есть не что иное, как какая заговор богачей, которые, прикрываясь именем государства, заботятся о собственной корысти.
... Провалиться мне на месте, если я найду в них хоть какие-то следы справедливости и беспристрастности. Какая же это будет справедливость, если все эти люди абсолютно ничего не делают или же их деятельность не является необходимым для государства, а жизнь их проходит среди блеска и роскоши ... С Кроме того человек подавляет бесплодна и бесприбыльная труд и убивает мысль о нищую старость.
... Я полностью убежден, что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять всеми человеческими делами возможно только в общем уничтожив собственность. Если она останется, то в наибольшей, лучшей части людей навсегда останется груз забот и попрошайничества ".
Подумайте:
1.В чем усматривал Т. Мор несправедливость существующих порядков в обществе?
2.Что, по мнению Т. Мора, необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию?
2. Выдержки из произведения Никколо Макиавелли "Государь"
"Действуя в отдельных случаях жестоко, государи поступают милосерднее, чем тогда, когда от излишней снисходительности позволяют развиваться беспорядкам, следствием которых является грабежи и насилия. Беспорядки - беда всего общества, а казни касаются лишь отдельных лиц ...
Государь должен одинаково заботиться о том, чтобы излишняя доверчивость не повлекла недальновидность, и одновременно не стать невыносимым благодаря своей подозрительности.
По этой двойственности, необходимой для Государя, вытекает вопрос: что для Государя лучше - вызвать страх или любовь? Что для него полезнее - чтобы его любили или боялись?
Я считаю, что желательно достигать и того и второго, и так осуществить это трудно и правителям, обычно приходится выбирать, то скажу, что полезнее держать подданных в страхе. Вообще люди неблагодарные. Непостоянны, лживы, трусливы и похотливые; если правители дают им блага, они их поддерживают, но только появится опасность - готовы предать.
Заставляя бояться себя, правители должны стараться не вызывать ненависти.
Есть два способа действий для достижения своей цели: путь закона и путь насилия, первый способ - человеческий, другой - способ диких животных; и поскольку первый способ не всегда позволяет достичь желаемого цели, люди пользуются вторым. Правители должны уметь пользоваться обоими способами ...
... Государи должны обладать большим искусством обмана, потому что люди обычно бывают настолько слепы и увлечены своими ближайшими нуждами, что человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдет достаточное количество легковерных людей, которые подвергаются заблуждении ... Также для правителей очень важно казаться милосердными, верными своему слову, человечными, религиозными и откровенными; быть такими действительности не вредно только тогда, если, в случае необходимости, Государь сумеет подавить их и проявить совершенно противоположные качества ".
Подумайте:
1. Какие качества считал Макиавелли необходимыми для правителя?
2. Макиавелли говорил: "Цель оправдывает средства". Объясните, как вы его понимаете, исходя из документа.
3. Из книги Мигеля Сервантеса "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский "(Советы Дон Кихота Санчо Панса)
"... Посмотри внутрь себя и попробуй познать себя, это познание является самым тяжелым из всех, которые могут быть. Когда узнаешь себя, то перестанешь надуваться будто лягушка, которая захотела сравняться со вола.
... Людям незнатного происхождения, занимают высокие должности, надлежит быть мягкими и снисходительными к другим. Это, вкупе с разумной осторожностью, позволит избежать едкая клеветы, а иначе от них ни на какой должности не защитишься ...
Помни, Санчо, если ты пойдешь путем добродетели и пытаться делать добрые дела, тебе не придется завидовать делам князей и сеньоров, потому что благородство наследуется, а добродетель приобретается, и она имеет свою стоимость, в отличие от благородства, которая столь стоимости не имеет. Ни в коем случае не руководствуйся в своих действиях законами личного произвола: этот закон всегда распространен среди невежд, которые считают себя разумными.
Пусть слезы бедняка вызовут у тебя одинаково сильного чувства справедливости больше сочувствия, чем жалобы богача. Всячески старайся выяснить истину, что бы обещал и давал богатой и хотя бы как плакал и умолял бедняк. В тех случаях, когда возможно быть снисходительным, не карай виновного высшей мерой наказания, так как наказание судьи сурового ничем не лучше, чем судьи милосердного.
Если когда-нибудь жезл правосудия согнется в твоей руке, то пусть это произойдет не под тяжестью подарков, а под давлением сочувствие. Если тебе когда-нибудь придется разбирать жалобу врага своего, прогони от себя любую мысль о совершенном тебе неправду и думай только о том, на чьей стороне правда. Если ты накажешь кого-либо действием, не наказывай его еще и словом, потому что с виновного достаточно муки телесного наказания, и добавлять к этому суровые речи нет никакой необходимости ... Если ты, Санчо, дотримуватимешся всех этих установок и правил, то жизнь твоя будет долгой, слава твоя длительной, награду ты получишь большую ...".
Подумайте:
1. Какие черты, на взгляд М. Сервантеса, должны быть присущи совершенному правителю?
2. Сравните взгляды Н. Макиавелли и М. Сервантеса на роль правителя в государстве.
Вопросы и задания
1. Чем прославился французский писатель-гуманист Ф. Рабле?
2. Подумайте, почему взгляды Т. Мора сложились именно в Англии в XVI в.
3. Каким видел Т. Мор идеальное общество?
4. Охарактеризуйте основные принципы политики правителя, сформулированные Н. Макиавелли.
5. Кто, по ваш взгляд, знал лучше человеческую натуру - Т. Мор или Макиавелли? Какое значение творчестве обоих мыслителей?
6. Охарактеризуйте творчество В. Шекспира.
7. Расскажите о жизни и творчестве М. Сервантеса.
8. Определите основные социальные проблемы, которые нашли отражение в творчестве выдающихся европейских писателей XVI - начала XVII в.
9. Составьте таблицу "Выдающиеся деятели европейской литературы XVI-XVII вв." по схеме:
Писатель |
Годы жизни |
Главные произведения |
Основные идеи его произведений |
Значение творчества |
|
|
|
|
|