🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

Тема 4. Противоречивые процессы модернизации общественной жизни (учебник)

Тема 4. Противоречивые процессы модернизации общественной жизни

  • Положение населения.
  • Процессы модернизации повседневной жизни.
  • Судьба женщины.
  • Усиление миграции украинского крестьянства.

 

      • Основные термины и понятия темы

Модернизация повседневной жизни, урбанизация, эмансипация, миграция населения, эмиграция

  • Какие слои населения составляли социальную структуру общества в последние десятилетия XIX века?
  • Каким было их положение?
  • Какими основными чертами характеризовалось повседневную жизнь людей в украинских землях во второй половине XIX века?
  • Как на нем отражались модернизационные процессы?
  • Что вы знаете о судьбе женщин людей в украинских землях во второй половине XIX века?
  • Когда и почему начались миграции сельского населения?

 

1.Становище населения

  • Какие слои населения составляли социальную структуру украинских земель в начале ХХ века?
  • Какие из них были недовольны своим положением?
  • Какие из них имели противоположные интересы?
  • Как это могло повлиять на стабильность общества?

Развитие рыночных отношений существенно повлиял на положение украинский  населения. Каждое лицо теперь имела право покупать или продавать землю, недвижимость и другие товары, заниматься предпринимательством, процветать или бедствовать согласно своих усилий и возможностей.
Господствующее положение в экономической сфере занимала буржуазия. Она формировалась из той части дворян и помещиков которые смогли приспособить  свои имения в условиях рыночных отношений, торговцев, зажиточных крестьян и др.

 

Обратимся к источникам

Из воспоминаний украинского помещика П. Скоропадского
Когда  моему брату исполнилось 10 лет, а мне 8, дед (мой дед ...- бывший полтавский губернский предводитель дворянства) позвал нас в кабинет и серьезно заявил, что ... нам нужно знать, как люди зарабатывают себе на хлеб. Нам объявили, что будут строить для нас крестьянский дом и мы должны помогать рабочим ... Через месяц дом   была уже под соломенной крышей ... Потом нас повели в поле и заявили, что  это поле дедушка отдал нам, и мы его должны подготовить под пшеницу, засеять, а осенью, если хлеб родит, то дедушка урожай у нас  купить. Нас научили пахать ... Затем от руки засевали вспаханное нами поле. Уродил хлеб. Мы молотили его, а затем урожай завезли волами до  дедушку.
Как вы думаете, зачем помещичьи дети привлекались к хозяйственной деятельности? Каким образом они поощрялись? Считаете вы эффективным такой метод воспитания, почему?

По своему имущественному положению буржуазия делилась на крупную, среднюю и мелкую. Крупная буржуазия - помещики, богатые торговцы, владельцы банков и крупных предприятий - не была многочисленной, но обладала значительным капиталом. Среднюю буржуазию составляли владельцы средних промышленных предприятий, купцы и др. Мелкую буржуазию представляли зажиточные крестьяне,  владельцы небольших промышленных предприятий, ремесленных мастерских, магазинов и др. Буржуазия принимала активное участие в предпринимательской деятельности и использовала наемную рабочую силу. По этническому составу она была многонациональной, причем украинский не имели среди нее большинства.
Наиболее многочисленным слоем населения украинских земель было крестьянство. По имущественному уровню оно расслаивалось на богатых, середняков и бедняков. Зажиточные крестьяне ориентировали свое хозяйство на производство товарной продукции на рынок и приближались по своим возможностями к буржуазии. Они сами работали в собственном хозяйстве и  использовали наемную рабочую силу. Прибыли от продажи сельскохозяйственной продукции они покупали необходимую технику, качественный   посевной материал и др. и повышали производительность своих хозяйств. Вместе зажиточные крестьяне пытались увеличить свои земельные  владения, скупая наделы обедневших односельчан.
Крестьяне-середняки владели наделами по 8-10 га и имели тягловую силу (Лошади, волы), обычно несколько голов крупного рогатого скота. Они вели  хозяйство опираясь преимущественно на силы своей семьи. Большая часть урожая шла у них на собственные нужды, остальное продавали и покупали  инвентарь и другие товары, необходимые для жизни.


Украинское село. Начало ХХ века

Значительную часть сельского населения составляли бедные крестьяне - те, кто имели земельные наделы до 5 га или вовсе их не имели. Затруднительное положение заставляло их арендовать земельные участки у зажиточных крестьян, или помещиков или наниматься на сезонную работу в богатых хозяйствах. Однако арендная плата часто достигала до 60% собранного урожая. Вместе с тем, заметим, что причинами тяжелого положения сельской бедноты были  не только малоземелья и безземелья, а иногда и неумение хозяйствовать,  проблемы со здоровьем или лень.

 

Обратимся к источникам

Из воспоминаний крестьянина из Галиции Д. покупала
«Мои  родители были малоземельными. Хлеба нам хватало, но уже на обувь, или убранства надо было зарабатывать, где попало. ... Мои родные постоянно выезжали на сезонные работы в Германию. Со увлечением слушал рассказ о жизни другого народа ... о образцовые порядки в немецких   хозяев. Отец употреблял очень мало алкоголя ... Был верующим человеком. От нас детей требовал дисциплины и порядка ».

Из записок французского вице-консула, 1910 г.
«? Крестьяне Юга (который считался центром товарного сельскохозяйственного производства) производят лишь 1 / 10 продукции французских крестьян и значительно уступают в качестве продукции немецким колонистам. Аграрии Юга, «уверены в плодородия своих черноземов отказываются, - свидетельствовал французский вице-консул, - использовать     немного удобрений и позволяют земли постепенно истощаться. Слишком склонны к рутине, они никогда не имели желания воспользоваться импортным  инвентарем, и будучи ленивыми от природы, работают по минимуму, ради буханки хлеба во время многочисленных праздников, которыми перемежено православный календарь ... »
Проанализируйте и сравните содержание обоих документов. Как характеризуются в них крестьяне? В чем можно видеть противоречивый характер модернизации на селе?

В условиях дальнейшего развития рыночных отношений утверждалась новая слой населения - промышленные рабочие. Поскольку избыточная рабочей силы в селах Приднепровья составлял более 9 млн человек, то примерно 1 млн из них пополняли число рабочих. В начале ХХ в. в Приднепровье они составляли 7% от имеющейся рабочей силы.
По своему составу промышленные рабочие тоже не были однородной слоем. Часть из них работали на предприятиях постоянно. Для них единственным источником существования становилась заработная плата. Значительную долю составляли сезонные работники из сельской бедноты, которые по завершению сельскохозяйственных работ, шли на подработку на промышленные предприятия, а с началом полевых работ возвращались в село. Их нежелание порывать с деревней обусловливалось тем, что имея земельные наделы, они надеялись за счет подработок прикупить землю и улучшить свое социальное положение. Кроме того, их отпугивал характер работы в шахтах, рудниках и других промышленных предприятиях. Не имея собственного жилья, они жили в рабочих казармах, либо нанимали жилье, платя за него значительную часть своего заработка. Тяжелые жилищные и бытовые условия, антисанитария, в которых находились рабочие поселки, часто были причиной заболеваний, с которыми немногочисленные медицинские работники не могли справиться.


Жилье шахтеров в начале ХХ в.

  • Почему люди соглашались жить в таких условиях?
  • Как это влияло на их образ жизни и мышления?

 

Заработная плата постоянных рабочих была различной в зависимости от квалификации и характера труда, однако по сравнению с оплатой крестьянской труда, она была значительно выше. Например, на Луганском патронном заводе она колебалась от 8 до 125 рублей в месяц, а рабочий на добыче нефти в Галиции зарабатывал за месяц в среднем 100 крон, что равнялось двухлетнем дохода крестьянина.
В 1900 г. средний дневной заработок горняка Голубовского рудника составил 1 рубль 42 коп, а рабочего прокатного цеха Луганского паровозостроительного завода 1 рубль 47 коп. Если сопоставить заработок рабочего с ценами на продукты питания, то картина была такая: 1 килограмм ржаного хлеба стоил 5 копеек, пшеничной - 7 коп, говядины 40-80 коп, свинины 30-50 коп, сахара - 38 копеек, лососины - 1 рубль, картофеля - 3-5 коп. Однако, цены на одежду, обувь, жилье были высокими, поглощая до 60% заработка, а работа на предприятиях и шахтах изнурительной и опасной.

Древний способ откатки угля. Донбасс, 1911 г.

  1. Какими были условия труда шахтеров?
  2. Как вы понимаете распространенный в то время в Донбассе выражение «шахтеры не знают старости»?

 

Кроме того, на предприятиях совладельцами которых обычно были иностранцы, устанавливались жесткие порядки. Так, на Юзовском металлургическом заводе за халатное отношение работника к своим обязанностей наказывали штрафом - 3 рубля, за курение во время работы - 2 рубли, за опоздание на 15 минут лишали дневного заработка.
Более высокий жизненный уровень имели семьи квалифицированных рабочих. Они лучше питались, покупали дорогую одежду, обустраивали свое жилье  качественной мебелью. Высококвалифицированные рабочие выписывали журналы, брали в библиотеках книги. В выходные дни посещали с семьей кинематограф, народные дома культуры, воскресные школы.
В целом уровень жизни населения украинских земель, входивших в состав России был в 2 раза ниже, чем в Германии, и в четыре раза - чем в Англии.
Положение рабочих на западноукраинских землях определялось переплетением в экономике капиталистических форм развития и хозяйственной  отсталости. В начале XX в. продолжительность рабочего дня на предприятиях в Галичине была гораздо длиннее, чем в других провинциях Австро-Венгрии, и составляла от 11 до 16 часов. Постоянным бедствием был травматизм рабочих. Только за 1902-1904 гг на предприятиях Галичины произошло около 8,5 тыс. несчастных случаев. Причем владельцы, заводов и шахт уклонялись от выплаты какой-либо компенсации пострадавшим. Заработная плата западноукраинских рабочих была наиболее низкой в Австро-Венгрии и не обеспечивала прожиточного  минимума. Жили они в основном в лачугах, бараках и т.п.
Крайне неудовлетворительным было положение этого слоя рабочих как сельскохозяйственные. Несмотря на уход части крестьянства на заработки, основная масса его на Правобережье и Левобережье нанималась к  местных помещиков и зажиточных крестьян на кабальных условиях. Среди основных форм найма рабочей силы (поденной, месячной, срочной и годовой) преобладали поденная и летняя формы. К найму прибегали преимущественно малоземельные и безземельные крестьяне за очень низкую заработную плату. Например, на Правобережье в 1910 г. она составляла от 62 до 86 коп. в день. Оплата труда женщин и подростков составляла 42-77% заработка «полного» рабочего. Рабочий день практически длился от восхода до заката солнца. Отсутствие какой-либо охраны труда часто приводило к несчастным случаям. Применение запутанной системы штрафов открывало широкий простор для злоупотреблений со стороны администрации имений.
В структуре украинского общества, кроме названных слоев, были и такие социальные группы как военные, чиновники, духовенство, торговцы и другие.

2. Процессы модернизации повседневной жизни

  • Составьте цепочку вопросов к тексту (по одному на каждый абзац), начиная со сходными со слова «почему».
  • Обменяйтесь вопросами в парах и попробуйте ответить на них.

В начале ХХ в. вследствие модернизации, которая предусматривала переход к более высокому уровню хозяйственной жизни с соответствующими структурными сдвигами в обществе, произошли значительные изменения и в повседневной жизни население украинских земель.
Одним из важных признаков этого процесса было вытеснение старой дворянской элиты буржуазией, утверждалась как новая господствующая слой. Для старой элиты было характерно сохранение дворянской чести, высокая образованность, благородное воспитание и аристократическая манера поведения, что проявлялось во внешней изысканности, утонченности и надменности. Она любила торжественные приемы и роскошные балы.
Буржуа были людьми с предпринимательской жилкой, не все из них имели высшее образование, предпочтение отдавалось приобретению знаний связанных с практической деятельностью, коммерцией. Иными были и развлечения. Купечество, например, любило собираться в своих клубах и устраивать банкеты на празднования различных событий с пышным застольем и угощением.
Старая элита с презрением относилась к буржуазии, но теряя свои позиции в обществе вынуждена была считаться с новой слоем, питавшей своим капиталом экономику и претендовала на политическую власть.
Следствием модернизации стала имущественная поляризация * среди населения. Однако, в быту зажиточные крестьяне, середняки и бедные почти не отличались  между собой. Все носили примерно одинаковую одежду, не существенно отличалось  и домашнее убранство. Крестьяне вместе ходили в церковь, на сельские сборы. Между собой были вежливы, здоровались друг к другу, несмотря на уровень достатка.
В городе имущественная поляризация была более контрастной извне. Состоятельные жители (банкиры, предприниматели, купцы) не скупились на возведение собственного элитного жилья. Оно строилось в изысканных архитектурных стилях, обустраивалось бытовыми удобствами (электрическое освещение, телефон, водопровод, канализация), роскошно меблювалося.


Бывшая вилла р.Ковшевича, г.Львов

  1. Какие чувства вызывает у вас этот дом?
  2. Какие процессы модернизации повседневной жизни он отражает?

 

Одновременно на городских задворках, оврагах теснились дома городских низов. Нередко владельцы такого жилья сдавали его часть семьям рабочих, пытаясь таким образом улучшить свое материальное положение. Семьи  рабочих искали жилье подешевле и часто селились в так называемых квартирах кроватная-ячеистая типа. Все обустройство состояло из кровати, сундуки, небольшого стола и пары стульев. Жили такие семьи от зарплаты до зарплаты, часто находились в долгах, питались плохо. Одежду носили дешевый иногда самодельный.
Отношения между богатыми горожанами и городской беднотой были не дружелюбны, а часто и неприязни.
Модернизация усилила процесс урбанизации. Рост городского населения в основном происходило с приходом большого количества крестьян, которые, потеряв на селе средства существования, искали работу в   городе.

Урбанизацияколичественное увеличение и развитие городов, увеличение городского населения, перемещение сельского населения в города и приобщение его к ценностям городской жизни, к городского быта.

Городское население в украинских землях в составе России (1910 - 1913 гг.)

Россия

Украинские земли

США

Франция

Германия

Англия

13%

15%

42%

47%

57%

78%


О каких особенностях модернизаций них процессов свидетельствуют отражены в таблице данные?

 

Увеличение спроса на дешевое жилье привело к появлению в городах ночлежных домов, бараков, где жили новоявленные горожане, которые еще не успели приспособиться к городской среде. Они отошли от крестьянской культуры побуду и не вошли в ритм городской жизни. Положение этих людей было шатким, поскольку вследствие низкой квалификации   происходило колебания спроса на их труд, и определенная часть из них пополняла ватаги городских преступников, бродяг, нищих. Все это усиливало напряжение в обществе, поскольку количественно растущие городские низы "тиражировали» среди определенной части городского населения требования к уравниловки и потребительские настроения.
Значительные противоречия порождал и национальный состав городов, поскольку городское население пополнялось, в основном, не только украинское сельской беднотой, но и переселенцами из российских губерний. Они приходили в украинские города со своей ментальностью, культурой, языком. В  городах Приднепровья утверждалось русскоязычная среда. Эту тенденцию усиливала и имперская русификаторская политика. Значительный процент населения городов Украины составляли евреи, так же, как и иностранцы (англичане, немцы, французы, бельгийцы и др.), которые занимались предпринимательской деятельностью, работали инженерами, мастерами на промышленных предприятиях, преподавали в высших учебных заведениях, не знали украинского языка и средством общения с местным населением для них становился русский. Вследствие этого, украинская культура и язык теряли свои позиции в украинских городах. В частности в Киеве в начале ХХ в. Украинский язык считали родным лишь 16% горожан.
Менялась инфраструктура города. Центральные улицы городов забруковувалися, тротуары мостили кирпичом, гранитом, плитами, позже - асфальтом. В Одессе центральные улицы были вымощены гранитом. Городская власть уделяла большое внимание озеленению городов, например, улицы Киева украшали аллеи лип, каштанов, тополей. В южных городах - Екатеринославе, Одессе, Мариуполе, Бердянске высаживались акации. Особое внимание уделялось паркам, скверам -  «Легким города». Городские парки стали излюбленным местом отдыха и развлечений граждан. Летом здесь играли оркестры, в павильонах можно было попробовать мороженое, молоко. Летом часть парка превращалась в кафешантан, зимой на каток.
Еще во второй половине 60-х гг XIX в. в городах появляется газовое освещение, а в конце 80-х гг электрическое. Правда, освещались лишь центральные улицы и в основном в крупных административных или промышленных городах, мелкие городки и на окраине крупных после заката оказывались в темноте.
Важным участком городской инфраструктуры * было строительство водопроводов,  возникших в Киеве, Одессе, Харькове, Житомире, Александровске. Однако, водопроводной водой обеспечивалась небольшая, привилегированная часть  городского населения, большинство использовали воду рек и колодцев.
Совершенствуются в городах и транспортные средства, например городской конный рельсовый транспорт (конка). На рубеже веков во многих городах конки с тентами для пассажиров существовали вместе с новыми видами транспорта: электрическими трамваями, автомобилями, ускоряли ритм городской жизни. Главным средством сообщения во Львове был трамвай с начала конный, а впоследствии электрический. Первую трамвайную линию в России и Приднепровской Украины протяженностью 1,5 км. был построен в Киеве. В конце XIX в. трамвайное движение открылся в Одессе, Екатеринославе,   Житомире, Елизаветграде, в начале ХХ века - в Полтаве и Херсоне и других городах.
В начале ХХ в. проявились порожденные индустриализацией экологические проблемы. Ушли в прошлое времена, когда в Северском Донце, Орели водилась крупная рыба - вырезуб, в южных степях можно было встретить диких лошадей, в лесах было много медведей, горностаев, диких коз. Редели лесные массивы - деревья рубили не только на строительство жилья, но переводили массу древесины на винокурение.

3. Судьба женщины

Как изменился статус и жизнь женщины во модернизации общества?

 

Процессы модернизации повлияли и на судьбу женщин. Они становились все более активными участниками хозяйственной жизни. Росло число женщин, работали. Так, в Одессе среди россиянок работающих было  33%, евреек - 19%, украинок - 8%. Стремясь повысить жизненный уровень своих семей, женщины устраивались надомниц, в магазинах, на фабриках. Обычно, не имея квалификации, они работали на подсобных работах. Причем заработная плата женщин составляла 1 / 2, или в лучшем случае 2 / 3 от заработной платы мужчин.  Такая дискриминация вызвала недовольство среди работниц и они пытались оказывать ей сопротивление путем создания обществ по защите работающих женщин.


Выгрузка кокса из ковша на металлургическом заводе в м.Юзивка. 1914

  • Какое участие женщин в этих работах?
  • Работают они наравне с мужчинами?
  • К каким последствиям в жизни женщин это приводило?

Однако развертывание женского движения в украинских землях не ограничивалось только экономическим защитой работающих женщин. В начале ХХ в. Начал набирать силу движение эмансипации (Или феминизма) *. Участницы этого движения выступали за равные права с мужчинами в  политической, общественной и профессиональной сферах. Первыми организаторам этого движения стали в Приднепровье - общественная деятельница А. Доброграева, а в Галиции - Н. Кобринская.
В политической жизни украинского общества появились национально-патриотически настроенные общественные деятельницы как Х. Алчевская, Н. Гринченко, А. Королева, К. Лозенко и др.
Женщины активно боролись равное право с мужчинами на образование. В конце XIX в. в украинских землях грамотных женщин (в возрасте 9-49 лет) насчитывалось 14%, в то время как мужчин 40%. Стараниями женщин и прогрессивной общественности ситуацию удалось изменить к лучшему, в частности завоевав право на открытие гимназий для девушек. Дочери лиц духовного звания получали образование в семилетних епархиальных школах. Уже в 1910 г. в Киевской школьной округе 60% от числа учащихся составляли девушки.

 

Обратимся к источникам

А Т Е С Т А
Предьявниця  этого, ученица 7-го класса Одесской Мариинской Общительной Женской Гимназии Евгения Софронова, как видно из документов, дочь Стародубского мещанина, православного исповедания, родившейся 21 Февраль 1880, поступила по свидетельство Вознесенской женской прогимназии в 4-й класс Одесской Мариинской Общительной Женской Гимназии  в сентября 1892 г. и, находясь в ней до полного курса обучения, в течение всего этого времени вела себя отлично и переводилась, по испытаниям, в высшие классы, а именно: в 1893 г. в  V кл, 1894 - VI кл, 1895 - VII кл.
В этом году, при окончательном испытании учениц VII кл, она показала в обязательных предметах гимназического курса нижеследующие познания:

  • В законе Божием - отлично (5)
  • В русском языке с Церковно-славянском и Словесности - хорошо (4) и произведения на русском языке написала хорошо.
  • В математике - удовлетворительно (3)
  • В Географии Всеобщей и Русской - хорошо (4)
  • В Естественной истории - отлично (5)
  • В истории Всеобщей и Русской - хорошо (4)
  • В Физике Математической и Физической Географии - хорошо (4)

Из всех этих предметов получила в общем и среднем выводу отметку 4,1.
Затем чистописание и рукоделие училась хорошо.
Сверх плана, с необязательных предметов гимназического курса она училась педагогике хорошо (4) и рисованию удовлетворительно (3).
Поэтому, на основании установленных правил, она Евгения Софронова  удостоена звания ученицы, окончила полный курс обучения в женской гимназии, с распространением на нее прав преимуществ, предоставленных ст. 45 Положения о женских гимназии и прогимназии Министерства Народного Просвещения, Высоко утвержденного 24 мая / 8 июня 1870, и ст.12 мнения Государственного Совета  по вопросу о специальных испытания по Министерству Народного Образования, утвержденного 22-го апреля 1868
В удостоверение чего и дан ей, Евгения Софроновой этот аттестат, по определению Педагогической Совета Одесской Мариинской Товарищеской Женской Гимназии, который состоялся 1-го июня 1896
Одесса, июня 1-го 1896
Председатель
Секретарь Педагогической Педагогической Совета ___________________________
Начальник Гимназии ______________________________________________
Члены Совета ____________________________________________________
Совета
Чему учили в женский гимназии? Или обращалось внимание на особенности женщин и их будущую жизнь? Аргументируйте свой ответ

Значительных достижений достигло женщины и в высшей школе. Для них было открыто Высшие женские курсы в Киеве и Харькове с отделениями: физико-математическое, историко-филологическое, юридические, медицинское, экономическое, Женские медицинские институты в Киеве, Харькове и Одессе, Женский политехнический институт в Харькове, Педагогические Фребелевский курсы в Харькове. Впоследствии женщины завоевали право поступать на учебу в университетов.
В западноукраинских землях женщины также мало весомые достижения в сфере образования, в частности высшего. В Австро-Венгрии еще 1900 было принят закон о допуске женщин к обучению в университетах. Однако, получить среднее и высшее образование могли далеко не все женщины, которые имели желание учиться поскольку обучение было платным. Постепенно стали возникали здесь и женские организации.


Фундуклеевская гимназия (женская гимназия)


Институт благородных девиц


Н.Полонска-Василенко - гимназистка

4. Усиление миграции и трудовой эмиграции украинского населения

Определите и кратко запишите причины и последствия трудовой миграции и эмиграции украинский.

Тяжелое социально-экономическое положение части украинского населения побудило его к поиску лучшей жизни за пределами украинских земель. В конце XIX - начале ХХ в. наблюдалось массовая, в основном стихийная, трудовая миграция * Украинский в пределах Российской империи. Общее количество переселенцев достигала около двух миллионов человек. Они расселялись в Юго-Западной Сибири и Северном Казахстане. Переселенцы дали этим землям неофициальное название - Серый Клин. Украинские крестьяне переселялись и на Дальний Восток. Они добирались сюда пароходами из Одессы до Владивостока, а впоследствии железной новопостроенной Транссибирской магистрали. На Дальнем Востоке украинские переселенцы в основном селились в Приморском крае, Амурской области, Хабаровском крае. Освоенной территории они дали название - Зеленый Клин. Крестьянские семьи получали здесь бесплатно 100 десятин земли. Однако, райской жизни переселенцы не имели. Суровые климатические условия, удаленность от центров цивилизации, нехватка сельскохозяйственного инвентаря, материальные трудности стали для мигрантов серьезным испытанием. Между 1896 и 1906 гг., На Восток переселилось около 800 тыс. человек. Еврейское население из Правобережья и Полесья эмигрировало в Америку.


Карта. Расселение и эмиграция украинский начале ХХ в.

Определенная часть Украинская из под российской территории искала для себя лучшей доли в заокеанской эмиграции*.  Однако подавляющее большинство эмигрантов составляли крестьяне западноукраинских земель. Они в основном отправлялись в Канаду, США, Бразилии, Аргентины и других стран. За полтора десятилетия перед Первой мировой войной из Восточной Галиции эмигрировало более 302 тыс. лиц, т.е. почти половина всего ее населения. Как отмечало Краевое Управление Буковины 1900 г., эмиграция является «симптомом болезненного состояния,? широкие слои социальной населения в условиях своих карликовых  хозяйств не могут обеспечить своего существования ». По данным исследователя эмиграции украинский в Америку д-ра Дж. С. Вудсворта, 50% эмигрантов не имели никакого капитала, 42% имели менее, как 500 долл., и только 8% имели свыше 500 долл.
Для многих эмигрантов путь через океан превращался в тяжелое испытания, поскольку переселенцам предоставлялись в основном тихоходные пароходы, доставлявшие в Европу грузы и скот. На таких кораблях  эмигрантов ожидала теснота, антисанитария, плохое питание. Многих переселенцев мучила морская болезнь, а учитывая то, что путешествие по океан продолжалась две-три недели, то люди сходили на берег обессиленными. Однако, испытания на этом не заканчивались.

 

Обратимся к источникам

Из воспоминаний закарпатского крестьянина Ю. Галатея о своих впечатлениях от Америки
Когда подплывал я к материку и смотрел на статую Свободы, мне казалось: вот он земной рай. А рай начинался так: загнали нас на большую площадь, огороженную большим решетки с колючей проволокой. Площадь  называлась: «Плац для эмигрантов». Там уже было тысячи людей разных национальностей, в основном славян. Несколько месяцев валялись мы на «Плацу», ожидая кто бы купил нас
Кто является автором документа? Как вели эмиграционные службы  с переселенцами? В каких условиях содержались эмигранты на распределительных   пунктах?

 


Эмигранты из Украины за работой в поле. Канада. 1904г.

  • Какого возраста люди изображены на фото?
  • Как они одеты и какой имеют социальный статус?
  • Какова цель прибытия этих людей в Канаду?

В дальнейшем, получив направление на места проживания, эмигранты подвергались всяких лишений за незнания языка и обычаев нового для них общества. Они тяжело работали и часто становились жертвами местных  мошенников и вымогателей.

 

 

Обратимся к источникам

Из песни украинских эмигрантов в Канаде
Нет там и дня такого, Поэтому избил уголь плечи,
Чтобы что-то не случилось, тот поломало?
Ой, Канада, Канадочко, Ой, Канада, Канадочко,
Какая же ты неверная, Какая же ты лжи.
Не одного мужчину Не одного мужчину
С женщиной разлучила. С мешком пустила.

 

  • Произошли изменения в социальной структуре общества в начале нового века? Какие?
  • Каким было положение господствующих слоев населения?
  • Какие слои составляли трудовое население? Каким было их положение в начале ХХ века?
  • Которые были проявления модернизации повседневной жизни населения?
  • В чем их противоречивость?
  • Какие изменения произошли в начале века в жизни женщин?
  • Опишите основные факты, свидетельствующие о массовости трудовой миграции населения в первые десятилетия ХХ в.
  • Охарактеризуйте и сравните проявления и процессы модернизации повседневной жизни населения Приднепровской Украине и западноукраинских земель между собой, а также с аналогичными общеевропейскими.
  • Объясните, как связаны противоречивые проявления модернизации повседневной жизни украинского населения с ее догоняя характером
  • Объясните, как связаны экономические и социальные аспекты модернизации.