🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

Тема 23. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1917-1921 ГГ. (учебник)

Раздел IV. КУЛЬТУРА И ДУХОВНОЕ ЖИЗНЬ В УКРАИНЕ В 1917-1921 гг

Тема 23. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1917-1921 ГГ.

  1. Новые тенденции и факторы развития культуры в 1917-1921 гг
  2. Культурные достижения украинских правительств в образовательной политике и культурно-образовательная деятельность общественных организаций.
  3. Состояние науки
  • Основные термины и понятия темы

Всеукраинская учительская союз, «Просвиты», Украинская академия наук

  • Основные даты

6 октября 1918, 22 октября 1918, 24 ноября 1918

  1. Какие тенденции были характерны для развития науки и техники в начале ХХ века?
  2. Как они связаны с процессами индустриализации общества?
  3. Какие сдвиги происходили в начале века в области образования?


1. Новые тенденции и факторы развития культуры в 1917-1921 гг

  1. Какие были особенности развития культуры в этот период?
  2. Проиллюстрируйте каждый из факторов, влиявших на развитие культуры, конкретными фактами.


Национально-освободительное движение в значительной степени повлияли на культурное жизни украинского общества. Несмотря на буремнисть политических событий, интерес к культурной жизни не только не угасал, а наоборот еще больше возрос.

Определяющими в развитии культуры периода украинской революции и возрождение украинской государственности стали социально-экономические и политические факторы. Сложные и неоднозначные процессы, связанные с свержением царизма, большевистским переворотом, развертыванием украинский освободительных соревнований оказали значительное влияние на культуру. Бурные события жизни отражались на мировоззрении художников, отражались в неожиданных  формах и произведениях искусства. Надо замечать также, что эти сдвиги осуществлялись и под влиянием нарастающей социально-экономического кризиса охватила все слои и прослойки населения. Вместе с тем, состоялось возрождение всех форм национально-культурной жизни в Украине. Впервые в ее истории возникли условия, когда развитием украинской культуры начали заниматься на государственном уровне.

Каждый из революционных правительств, стремясь к укреплению своей власти, пытался опираться на культурные достояния народа, считал целесообразным не только привлечь на свою сторону интеллигенцию, как основного носителя и творца культурных и духовных ценностей, но и превратить ее в выразителя соответствующих политических идей и интересов. Особенно ярко это проявлялось  в деятельности большевистского режима.

Обратимся к источникам

Из закона Центральной Рады «О государственном языке» (март 1918 г.)

Центральная Рада постановила:

  1. Всякого рода надписи, вывески и т.д. на торгово-промышленных, банковых и подобных заведениях и конторах, должно писаться государственной Украинский язык, кроме других языков ... при тем надписи на украинском языке должны быть на основной части всего надписи, во главу городе.
  2. Это постановление имеет силу и ко всякого рода изделий? изготовленных на территории Республики, имеющих этикетки, надписи.
  3. По всем торгово-промышленных банковых и т.п. заведениях, конторах ... языком в делопроизводстве должен быть государственный украинский.
Когда и при каких обстоятельствах появился документ? О каких «другие языки говорится в документе? Как относилась Центральная Рада к языкам национальных меньшинств? Почему? О чем свидетельствует издание этого закона? Какими были последствия такой политики?

Вместе с тем, ожесточенная классовая и национально-освободительная борьба политизировала сознание, раскалывал общество на враждебные лагеря, искажала мировоззрение людей. В обществе царили нетерпимость, озлобление, неуважение к человеческой жизни. Интеллектуальная деятельность теряла престиж, интеллигенция - источника существования. Потери образованных людей в 1917 - 1921 гг были большими. Тысячи интеллектуалов, деятелей культуры эмигрировали за границу. Интеллигенция пополнялась за счет других социальных слоев населения. В таких условиях культурный процесс в Украина приобретал своеобразные, присущие только этой эпохе формы.

Существенное влияние на культурную жизнь украинского общества производили социальные факторы, отраженные изменениями социальной структуры общества. Изменения политической власти за это время происходили с калейдоскопической быстротой. Каждая из них опиралась на социально и национально близкие ей слои и слои населения, пытаясь поддержать их экономически и политически, соответственно втягивая их в политическое и культурное развитие. А новая социальная структура общества, которую искусственно рожал большевизм, почти полностью изменила социально-культурное заказ и социальный состав самих создателей культуры.

Не менее важными были национальные факторы развития культуры. Освободительное движение с одной стороны приостановили процесс имперского диктата и  подчинения в сфере культурной жизни, с другой - вызвали духовное  подъема украинского народа. Период борьбы за возрождение и сохранения украинской государственности сказался всплеском развития Украинский культуры, стал неотъемлемой составляющей украинского государства.

2. Культурные достижения украинских правительств в образовательной политике и культурно-образовательная деятельность общественных организаций

  1. Какие периоды и чему мы можем выделить в развитии национального образования в 1917-1921 гг?
  2. Какую роль в этих процессах играли общественные образовательные организации, почему?
  3. Какие факты характеризуют развитие среднего и высшего образования?


С образованием Центрального Совета в Украине был взят курс на возрождения национальной школы. Новая власти провозгласила создание единой обязательной, бесплатной, общеобразовательной, светской демократической школы. Происходила децентрализация образования Создавались отделы образования национальных меньшинств и совета образования. Они определяли учительские кадры рекомендовали ориентированное содержание школьного образования, способствовали изданию Украинский учебников, учебной литературы на языке национальных меньшинств.

В короткие сроки на частные и общественные средства Центральная Рада развернула строительство украинской школы, были основаны 53 украинских гимназии, составленные учебные программы, разработан план украинизации школы.

Вместе с тем развитие украинского национального образования вызвал сопротивление со стороны консервативной части педагогов. Особенно сильными были такие тенденции в высшей школе. Но Центральный Совет отнеслась к этой проблемы демократично, стараясь не обострять ситуацию. В высших учебных заведениях обучение осуществлялось смешанным языком. Однако власти прилагала усилия, чтобы поощрять профессоров к чтению курсов Украинский язык. В университетах начинались кафедры истории Украина, украинской литературы, украинского языка и права. Центральная Совет разработал план создания высших учебных заведений с украинским языком преподавания.

Открывались новые украинские высшие учебные заведения. Так, в октябре 1917 г. в Киеве начал работу украинский народный университет, через месяц были основаны педагогические курсы, которые впоследствии переросли в Педагогическую академию. Во времена гетмана П. Скоропадского 6 октября 1918 г. торжественно открылся первый государственный украинский университет в Киеве, 22 октября - в Каменце-Подольском.

Однако, в украинском государстве другим был не только политический режим, но и  образовательная политика. Ориентация на широкое самоуправление уступило жестокой централизации. Отменялись отделы образования национальных меньшинств и совета образования. Назначение учителей, которое раньше было в компетенции местных органов, теперь перешло в Министерство образования.

Однако, гетманское правительство продолжало политику развития украинского школ. Это проявилось прежде всего в открытии новых учебных заведений на средства государства. Кроме того, всячески поощрялось частное инициатива в создании украинских гимназий и других средних школ. По период гетманата была начата около 150 школ. В средних учебных заведениях, которые оставались русскоязычными, вводились украиноведческие предметы: украинский язык, история и география Украины, история украинской литературы.

Обратимся к источникам

Из закона Украинского государства о обязательное изучение украинского языка и литературы, а также истории и географии Украины в средних школах. 1 августа 1918

Принятый Советом Министров закон об обязательном обучении украинского языка и литературы, а также истории и географии Украины по всех средних школах.

  1. По всем средних мальчишеских и девичьих общеобразовательных, профессиональных, коммерческих и других школах, учительских семинарах и институтах, а также духовных семинариях, обязательно преподается украинский язык и литература, ради чего определяется не менее 3 часов недельно в первых 5-ти классах, а в 2-х последних классах - не менее 2 часов, и география и история Украины, для которых должны быть определены не меньше чем за 2 часа недельно в 2-х последних классах каждой школы.
  2. По всем мальчишеских и девичьих, средних, профессиональных, коммерческих  и других школах, учительских семинариях и институтах, а также духовных  семинариях закладывается штатная должность учителя украинского языка и литературы, а также обязательно закладывается зверхштатни должности учителя географии и истории Украины.

Из закона Украинского государства об образовании фонда Национальной библиотеки Украинская держави2 серпня 2 августа 1918

Принятый Советом Министров закон об образовании фонда Национальной библиотеки Украинского государства.         

  1. Для учреждения ... библиотеки ... образуется фонд с целью ... приобретение ... книг, библиотек, рукописей ...
  2. ... При библиотеке должно быть полным образом разработанный отдел Украиника ».
  3. Как аванс в 1 января 1919 ассигновать в фонд ... библиотеки ... 500 тыс. руб. из средств Государственного казначейства.
  4. Для управления фондом. составить Временный комитет по созданию ... библиотеки.
Можно ли доверять этим документам? Какие типы учебных заведений существовавших в украинском государстве? Какая система украинизации общества создавалась по этому документу? Какие выводы относительно политики Гетманата можно сделать? Почему культурная политика гетмана была именно такой?

Центральная Рада постановила:

  1. Всякого рода надписи, вывески и т.д. на торгово-промышленных, банковых и подобных заведениях и конторах, должно писаться государственной Украинский язык, кроме других языков ... при тем надписи на украинском языке должны быть на основной части всего надписи, во главу городе.
  2. Это постановление имеет силу и ко всякого рода изделий? изготовленных на территории Республики, имеющих этикетки, надписи.
  3. По всем торгово-промышленных банковых и т.п. заведениях, конторах ... языком в делопроизводстве должен быть государственный украинский.
Когда и при каких обстоятельствах появился документ? О каких «другие языки говорится в документе? Как относилась Центральная Рада к языкам национальных меньшинств? Почему? О чем свидетельствует издание этого закона? Какими были последствия такой политики?

П. Скоропадский, опираясь на господствующие слои населения, имел большие финансовые возможности чем Центральная Рада. В 1918 г. гетманское правительство оказал значительную помощь университетам и институтам Украине на погашение их долгов, накопившихся за предыдущие годы. Только на содержание в Киеве и Каменце-Подольском двух новых украинских университетов правительство Украинская государства ассигновало 403 тыс. руб. Кроме того, почти 1,5 млн руб. выделялось на организацию обучения, 28 тыс. руб. власть выделила на стипендии и материальную помощь студентам. Украинская высшая школа за суток гетманата пополнялась не только университетами. К тому времени начал свою работу Архитектурный институт, Высший технический институт, Киевский клинический институт и др.

Языком преподавания во вновь университетах была только Украинское. Чтение лекций на русском разрешалось лишь в отдельных случаях и только при условии согласования с министром образования.

После прихода к власти Директории процесс централизации образования снова изменился на децентрализацию. Управления образовательными делами передавалось местным органам. Власть Директории не была крепкой, очень часто она имела условный характер, особенно в образовательной сфере. Министерство образования в настоящее время, переезжая вместе с правительством с одной города в другой, сосредоточилось на разработке программы Единой школы, которая была  начатая еще при Центральной Раде. Согласно этой программе, школа делилась на так называемые циклы - основную школу и коллегию. Основная школа имела две ступени: младшую школу и старшую. Обучение на каждой ступени продолжалось 4 года. Коллегия также предусматривала 4 года обучения. Основная школа совместно с коллегией составляла единую школу, обязательную для всех детей.

Согласно официальным данным, в конце 1920 г. в Украине насчитывалось 21,9 тыс. общеобразовательных школ. Численность учащихся выросла с 1,7 млн. чел. в 1917 г. до 2,25 млн чел. в 1920 г.

Кроме средней школы, значительное внимание уделялось высшим учебным заведениям. В это время продолжалось расширение сети высшей школы. В частности, с целью увеличения учительских кадров течение 1918 г. начинались 9 учительских институтов.

Важным событием в образовательной жизни стало принятие в январе 1919 г.  закона о государственном украинском языке в УНР. Этому способствовал утвержденный Министерством образования новое правописание.

Однако, определить общую результативность образовательной политики Директории, как и других правительств, достаточно сложно, поскольку она разворачивалась на фоне непрекращающихся военных действий, которые в конечном итоге обессилили Украина.

Активным проводником национальных идей в образовании были общественные организации. Так, во времена деятельности Центрального совета была создана профессиональная организация учителей - Всеукраинская учительская союз. Она  организовала сеть курсов по переподготовке учителей для работы в новых  условиях, начала разработку украинских словарей научной терминологии по разным отраслям знаний.

Члены общества "Просвита". 1916

Культурно-образовательные организации «Просвита» создавали библиотеки, различные кружки и курсы, издавали украинские книги и журналы. В апреле и сентябре 1917 г. в Киеве состоялись просветительские съезды. Осенью 1917 г. в Украине действовали вне 900 таких организаций. К июню 1921 численность «Просвет» возросло до 4227.

При материальных трудностей общественность начала принимать на себя дело содержание школ. Осенью 1917 г. средствами населения было открыто 53  средние школы с украинским языком обучения, в том числе 3 Украинский гимназии в Киеве.

Народная школа на Волыни

Большое внимание уделялось изданию украинских учебников. Только Общество школьного образования в Киеве в 1918 г. выпустило в свет 2 млн учебных изданий. Внешкольное образование организовывалась местными «Просвита», кооперативами, крестьянской и учительской союзами. При многих школах создавались украинские детские народные сады.

Культура и духовная жизнь в Украину 1917 - 1920 гг

3. Состояние науки.

  1. Когда и при каких обстоятельствах была основана Академия наук?
  2. Кого из ее деятелей вы знаете?
  3. Какие направления научных исследований были основными в этот период?


Несмотря на неурядицы революционного времени, украинские ученые прилагали значительные усилия, чтобы продолжать исследовательскую работу в различных областях знания. В это время активно работала целая плеяда выдающихся ученых среди них: историк Д. Багалей, геофизик В. Вернадский, филолог А. Крымский, биохимик А. Палладин, градостроитель Е. Патон, химик Л. Писаржевский, педагог А. Музыченко и др.

А. Крымский

В марте 1917 г. М. Грушевский на заседании Украинского научного общества поставил вопрос о создании академии наук Украины. Впоследствии была сформирована подготовительная комиссия, которая провела большую организационную работу.

24 ноября 1918 во времена Гетманщины состоялось торжественное открытие  Украинской академии наук. Она имела три отдела: историко-филологический, физико-математический и социально-экономический. К структуры отделений вошло три института, 26 кафедр, 15 научных комиссий и комитетов. Первым президентом УАН стал В. Вернадский.

В. Вернадский

Обратимся к источникам

Из закона Украинского государства об учреждении Украинской академии наук 14 ноября 1918

Принятый Советом Министров закон об учреждении Украинской академии наук в Киеве.

  1. Принять приложенные к этому устав и штаты украинский академии наук в Киеве и ее учреждения и закон этот перевести в жизнь с 1  Ноябрь 1918
  2. Из перечисленных в уставе научных учреждений академии,  ... творятся в бегущей году: физический институт, Геодезический - институт, лаборатория для попыток над материалами при Институте прикладной  механики, Ботанический сад, Акклиматизационный сад, Демографический институт для выучивания экономической конъюнктуры и народного хозяйства Украина ...
  3. Академии наук дается поручение разработать и представить на утверждение законодатним порядком штаты и обсчет славянской класса  при исторически-филологическом отделе академии?
  4. Первоначальный состав академии составляют 12 академиков, на представление от министра народного просвещения и искусства, назначает господин Гетьман.

В.об. Председателя Совета Министров А. Ржепицький Министр народного просвещения и искусства Стебницкий

Примечание. На документе перед его текстом пометка: «Утверждаю Павел Скоропадский.

Показал: Государственный секретарь Сергей Завадский ».

Какие направления научных исследований должна направлять академия наук? Почему она была создана? Дайте оценку этому факту, учитывая внутренние и  внешние условия ее создания.

В конце 1920 г. в академии работало свыше 200 штатных научных сотрудников, кроме того большое количество исследователей сотрудничала с главным научным центром на общественных началах.

Одним из ведущих деятелей Украинской академии наук был С. Ефремов.

Знакомимся ближе

Сергей Александрович Ефремов (1876-1939) - общественный, политический, государственный, научный деятель, публицист, литературовед. Политическую деятельность начал со студенческих лет. Один из основателей Украинской демократической партии УДП (1904). Принадлежал  к либеральному крылу украинского движения, стоял на национально-культурных позициях, выступал за постепенность и умеренность политической борьбы, с 1908 член руководства Тупу. Одним из  инициаторов и непосредственных участников создания УЦР, заместитель ее председателя, генеральный секретарь межнациональных дел в Генеральном Секретариате. Отрицательно отнесся к Октябрьской революции, видел в ней опасность для украинского движения, выступал за создание единого национального фронта. Осудил гетманский переворот, отказался от сотрудничества с гетманским правительством. Во времена Директории УНР отошел от активной политической деятельности. 1919 работал в украинском академии наук. 1922-1928 гг - вице-президент ВУАН. В 20-е гг опубликовал ряд фундаментальных научных исследований по истории литературы и  литературоведения. Не скрывал своего отрицательного отношения к идеологии коммунистической партии, советского строя. 1929г. арестован, в  апреле 1930 г. осужден по делу СВУ как один из руководителей. Умер в тюрьме. Реабилитирован 1989

  1. Чего вы узнали о жизненном пути и политические взгляды С. Ефремова?
  2. В какой сфере науки он работал?
  3. Какая судьба постигла политика и ученого?


После скоротечного «Ренессанса украинской культуры» периода Гетманата снова для деятелей науки, образования и культуры настали трудные времена. Во времена Директории академия наук переживала не лучшие времена, ибо приверженность ее лидеров к насильственной украинизации, нескрываемая отвращение к наследию прошлого порождали предложения особенно ревностных «Революционеров» ликвидировать «буржуазные» гетманские учреждения, в частности академию наук.

Обратимся к источникам

Историк Н.Полонска-Василенко о положении академии наук во времена Директории

«Материальное положение академии было ужасное? В помещении, что его  получила академия, - В. Владимирская, 54 (бывший пансион графини Левашовой), не топили, чернила замерзали, и его приходилось отогревать хуканням. Но здесь, в холодных комнатах, собирались голодные энтузиасты украинской науки, в потертых плащах, с помороженимы, потрескавшимися руками согреты любовью к Украине, они составляли планы развития украинской науки? На обратных страницах календарей, на старых театральных афишах - так бумаги не было, - чернилами - растворенными в  воде карандашами - они писали свои произведения? "

Почему историк характеризует положение академии как ужасное? Как вы думаете, почему при таких условиях ученые продолжали работать?

  1. Какие основные факторы обусловливали развитие культуры периода Украинская революции и борьбы Украины за сохранение государственной независимости?
  2. Какую культурно-образовательную деятельность проводили общественные организации?
  3. Как развивалась в этот период общеобразовательная школа?
  4. Как развивалась национальная наука?
  5. Начните составлять таблицу:         
    Основные направления развития культуры События и фигуры культурной жизни
  6. Сравните политику УЦР, Гетманата и Директории в области образования? Сделайте выводы
  7. Историк из диаспоры О. Субтельный писал «? Так, по каких-то несколько месяцев Гетманщина имела на своем счету такие достижения в области культуры, о которых мечтали многие поколения интеллигенции ... »Согласны вы с такой оценкой? Почему?
  8. Историк И. Огиенко в книге «украинская культура. Краткая история  культурной жизни украинского народа »(1918 г.) спрашивал:« мы же действительно имеем право на свободную жизнь, или мы имеем право на ту автономию, которой так настойчиво добиваемся вот уже более двух веков? Или народ наш -  отдельный народ, он же имеет свою культуру, - культуру оригинальную, своеобразную? Или в прошлом есть у его своя история, своя жизнь? Или действительно нам нужны отдельные школы с нашим языком, отдельные университеты, или  может это только наши выдумки, как обо всем этом теперь говорят несознательные люди?  Как бы вы ответили на вопрос автора документа? Объясните свое мнение.