Тема 23. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1917-1921 ГГ.
Всеукраинская учительская союз, «Просвиты», Украинская академия наук
6 октября 1918, 22 октября 1918, 24 ноября 1918
1. Новые тенденции и факторы развития культуры в 1917-1921 гг
Национально-освободительное движение в значительной степени повлияли на культурное жизни украинского общества. Несмотря на буремнисть политических событий, интерес к культурной жизни не только не угасал, а наоборот еще больше возрос.
Определяющими в развитии культуры периода украинской революции и возрождение украинской государственности стали социально-экономические и политические факторы. Сложные и неоднозначные процессы, связанные с свержением царизма, большевистским переворотом, развертыванием украинский освободительных соревнований оказали значительное влияние на культуру. Бурные события жизни отражались на мировоззрении художников, отражались в неожиданных формах и произведениях искусства. Надо замечать также, что эти сдвиги осуществлялись и под влиянием нарастающей социально-экономического кризиса охватила все слои и прослойки населения. Вместе с тем, состоялось возрождение всех форм национально-культурной жизни в Украине. Впервые в ее истории возникли условия, когда развитием украинской культуры начали заниматься на государственном уровне.
Каждый из революционных правительств, стремясь к укреплению своей власти, пытался опираться на культурные достояния народа, считал целесообразным не только привлечь на свою сторону интеллигенцию, как основного носителя и творца культурных и духовных ценностей, но и превратить ее в выразителя соответствующих политических идей и интересов. Особенно ярко это проявлялось в деятельности большевистского режима.
Обратимся к источникам Из закона Центральной Рады «О государственном языке» (март 1918 г.) Центральная Рада постановила:
|
Вместе с тем, ожесточенная классовая и национально-освободительная борьба политизировала сознание, раскалывал общество на враждебные лагеря, искажала мировоззрение людей. В обществе царили нетерпимость, озлобление, неуважение к человеческой жизни. Интеллектуальная деятельность теряла престиж, интеллигенция - источника существования. Потери образованных людей в 1917 - 1921 гг были большими. Тысячи интеллектуалов, деятелей культуры эмигрировали за границу. Интеллигенция пополнялась за счет других социальных слоев населения. В таких условиях культурный процесс в Украина приобретал своеобразные, присущие только этой эпохе формы.
Существенное влияние на культурную жизнь украинского общества производили социальные факторы, отраженные изменениями социальной структуры общества. Изменения политической власти за это время происходили с калейдоскопической быстротой. Каждая из них опиралась на социально и национально близкие ей слои и слои населения, пытаясь поддержать их экономически и политически, соответственно втягивая их в политическое и культурное развитие. А новая социальная структура общества, которую искусственно рожал большевизм, почти полностью изменила социально-культурное заказ и социальный состав самих создателей культуры.
Не менее важными были национальные факторы развития культуры. Освободительное движение с одной стороны приостановили процесс имперского диктата и подчинения в сфере культурной жизни, с другой - вызвали духовное подъема украинского народа. Период борьбы за возрождение и сохранения украинской государственности сказался всплеском развития Украинский культуры, стал неотъемлемой составляющей украинского государства.
2. Культурные достижения украинских правительств в образовательной политике и культурно-образовательная деятельность общественных организаций
С образованием Центрального Совета в Украине был взят курс на возрождения национальной школы. Новая власти провозгласила создание единой обязательной, бесплатной, общеобразовательной, светской демократической школы. Происходила децентрализация образования Создавались отделы образования национальных меньшинств и совета образования. Они определяли учительские кадры рекомендовали ориентированное содержание школьного образования, способствовали изданию Украинский учебников, учебной литературы на языке национальных меньшинств.
В короткие сроки на частные и общественные средства Центральная Рада развернула строительство украинской школы, были основаны 53 украинских гимназии, составленные учебные программы, разработан план украинизации школы.
Вместе с тем развитие украинского национального образования вызвал сопротивление со стороны консервативной части педагогов. Особенно сильными были такие тенденции в высшей школе. Но Центральный Совет отнеслась к этой проблемы демократично, стараясь не обострять ситуацию. В высших учебных заведениях обучение осуществлялось смешанным языком. Однако власти прилагала усилия, чтобы поощрять профессоров к чтению курсов Украинский язык. В университетах начинались кафедры истории Украина, украинской литературы, украинского языка и права. Центральная Совет разработал план создания высших учебных заведений с украинским языком преподавания.
Открывались новые украинские высшие учебные заведения. Так, в октябре 1917 г. в Киеве начал работу украинский народный университет, через месяц были основаны педагогические курсы, которые впоследствии переросли в Педагогическую академию. Во времена гетмана П. Скоропадского 6 октября 1918 г. торжественно открылся первый государственный украинский университет в Киеве, 22 октября - в Каменце-Подольском.
Однако, в украинском государстве другим был не только политический режим, но и образовательная политика. Ориентация на широкое самоуправление уступило жестокой централизации. Отменялись отделы образования национальных меньшинств и совета образования. Назначение учителей, которое раньше было в компетенции местных органов, теперь перешло в Министерство образования.
Однако, гетманское правительство продолжало политику развития украинского школ. Это проявилось прежде всего в открытии новых учебных заведений на средства государства. Кроме того, всячески поощрялось частное инициатива в создании украинских гимназий и других средних школ. По период гетманата была начата около 150 школ. В средних учебных заведениях, которые оставались русскоязычными, вводились украиноведческие предметы: украинский язык, история и география Украины, история украинской литературы.
Обратимся к источникам Из закона Украинского государства о обязательное изучение украинского языка и литературы, а также истории и географии Украины в средних школах. 1 августа 1918 Принятый Советом Министров закон об обязательном обучении украинского языка и литературы, а также истории и географии Украины по всех средних школах.
Из закона Украинского государства об образовании фонда Национальной библиотеки Украинская держави2 серпня 2 августа 1918 Принятый Советом Министров закон об образовании фонда Национальной библиотеки Украинского государства.
Центральная Рада постановила:
|
П. Скоропадский, опираясь на господствующие слои населения, имел большие финансовые возможности чем Центральная Рада. В 1918 г. гетманское правительство оказал значительную помощь университетам и институтам Украине на погашение их долгов, накопившихся за предыдущие годы. Только на содержание в Киеве и Каменце-Подольском двух новых украинских университетов правительство Украинская государства ассигновало 403 тыс. руб. Кроме того, почти 1,5 млн руб. выделялось на организацию обучения, 28 тыс. руб. власть выделила на стипендии и материальную помощь студентам. Украинская высшая школа за суток гетманата пополнялась не только университетами. К тому времени начал свою работу Архитектурный институт, Высший технический институт, Киевский клинический институт и др.
Языком преподавания во вновь университетах была только Украинское. Чтение лекций на русском разрешалось лишь в отдельных случаях и только при условии согласования с министром образования.
После прихода к власти Директории процесс централизации образования снова изменился на децентрализацию. Управления образовательными делами передавалось местным органам. Власть Директории не была крепкой, очень часто она имела условный характер, особенно в образовательной сфере. Министерство образования в настоящее время, переезжая вместе с правительством с одной города в другой, сосредоточилось на разработке программы Единой школы, которая была начатая еще при Центральной Раде. Согласно этой программе, школа делилась на так называемые циклы - основную школу и коллегию. Основная школа имела две ступени: младшую школу и старшую. Обучение на каждой ступени продолжалось 4 года. Коллегия также предусматривала 4 года обучения. Основная школа совместно с коллегией составляла единую школу, обязательную для всех детей.
Согласно официальным данным, в конце 1920 г. в Украине насчитывалось 21,9 тыс. общеобразовательных школ. Численность учащихся выросла с 1,7 млн. чел. в 1917 г. до 2,25 млн чел. в 1920 г.
Кроме средней школы, значительное внимание уделялось высшим учебным заведениям. В это время продолжалось расширение сети высшей школы. В частности, с целью увеличения учительских кадров течение 1918 г. начинались 9 учительских институтов.
Важным событием в образовательной жизни стало принятие в январе 1919 г. закона о государственном украинском языке в УНР. Этому способствовал утвержденный Министерством образования новое правописание.
Однако, определить общую результативность образовательной политики Директории, как и других правительств, достаточно сложно, поскольку она разворачивалась на фоне непрекращающихся военных действий, которые в конечном итоге обессилили Украина.
Активным проводником национальных идей в образовании были общественные организации. Так, во времена деятельности Центрального совета была создана профессиональная организация учителей - Всеукраинская учительская союз. Она организовала сеть курсов по переподготовке учителей для работы в новых условиях, начала разработку украинских словарей научной терминологии по разным отраслям знаний.
Члены общества "Просвита". 1916
Культурно-образовательные организации «Просвита» создавали библиотеки, различные кружки и курсы, издавали украинские книги и журналы. В апреле и сентябре 1917 г. в Киеве состоялись просветительские съезды. Осенью 1917 г. в Украине действовали вне 900 таких организаций. К июню 1921 численность «Просвет» возросло до 4227.
При материальных трудностей общественность начала принимать на себя дело содержание школ. Осенью 1917 г. средствами населения было открыто 53 средние школы с украинским языком обучения, в том числе 3 Украинский гимназии в Киеве.
Народная школа на Волыни
Большое внимание уделялось изданию украинских учебников. Только Общество школьного образования в Киеве в 1918 г. выпустило в свет 2 млн учебных изданий. Внешкольное образование организовывалась местными «Просвита», кооперативами, крестьянской и учительской союзами. При многих школах создавались украинские детские народные сады.
Культура и духовная жизнь в Украину 1917 - 1920 гг
3. Состояние науки.
Несмотря на неурядицы революционного времени, украинские ученые прилагали значительные усилия, чтобы продолжать исследовательскую работу в различных областях знания. В это время активно работала целая плеяда выдающихся ученых среди них: историк Д. Багалей, геофизик В. Вернадский, филолог А. Крымский, биохимик А. Палладин, градостроитель Е. Патон, химик Л. Писаржевский, педагог А. Музыченко и др.
А. Крымский
В марте 1917 г. М. Грушевский на заседании Украинского научного общества поставил вопрос о создании академии наук Украины. Впоследствии была сформирована подготовительная комиссия, которая провела большую организационную работу.
24 ноября 1918 во времена Гетманщины состоялось торжественное открытие Украинской академии наук. Она имела три отдела: историко-филологический, физико-математический и социально-экономический. К структуры отделений вошло три института, 26 кафедр, 15 научных комиссий и комитетов. Первым президентом УАН стал В. Вернадский.
В. Вернадский
Обратимся к источникам Из закона Украинского государства об учреждении Украинской академии наук 14 ноября 1918 Принятый Советом Министров закон об учреждении Украинской академии наук в Киеве.
В.об. Председателя Совета Министров А. Ржепицький Министр народного просвещения и искусства Стебницкий Примечание. На документе перед его текстом пометка: «Утверждаю Павел Скоропадский. Показал: Государственный секретарь Сергей Завадский ». Какие направления научных исследований должна направлять академия наук? Почему она была создана? Дайте оценку этому факту, учитывая внутренние и внешние условия ее создания. |
В конце 1920 г. в академии работало свыше 200 штатных научных сотрудников, кроме того большое количество исследователей сотрудничала с главным научным центром на общественных началах.
Одним из ведущих деятелей Украинской академии наук был С. Ефремов.
Знакомимся ближе
Сергей Александрович Ефремов (1876-1939) - общественный, политический, государственный, научный деятель, публицист, литературовед. Политическую деятельность начал со студенческих лет. Один из основателей Украинской демократической партии УДП (1904). Принадлежал к либеральному крылу украинского движения, стоял на национально-культурных позициях, выступал за постепенность и умеренность политической борьбы, с 1908 член руководства Тупу. Одним из инициаторов и непосредственных участников создания УЦР, заместитель ее председателя, генеральный секретарь межнациональных дел в Генеральном Секретариате. Отрицательно отнесся к Октябрьской революции, видел в ней опасность для украинского движения, выступал за создание единого национального фронта. Осудил гетманский переворот, отказался от сотрудничества с гетманским правительством. Во времена Директории УНР отошел от активной политической деятельности. 1919 работал в украинском академии наук. 1922-1928 гг - вице-президент ВУАН. В 20-е гг опубликовал ряд фундаментальных научных исследований по истории литературы и литературоведения. Не скрывал своего отрицательного отношения к идеологии коммунистической партии, советского строя. 1929г. арестован, в апреле 1930 г. осужден по делу СВУ как один из руководителей. Умер в тюрьме. Реабилитирован 1989
После скоротечного «Ренессанса украинской культуры» периода Гетманата снова для деятелей науки, образования и культуры настали трудные времена. Во времена Директории академия наук переживала не лучшие времена, ибо приверженность ее лидеров к насильственной украинизации, нескрываемая отвращение к наследию прошлого порождали предложения особенно ревностных «Революционеров» ликвидировать «буржуазные» гетманские учреждения, в частности академию наук.
Обратимся к источникам Историк Н.Полонска-Василенко о положении академии наук во времена Директории «Материальное положение академии было ужасное? В помещении, что его получила академия, - В. Владимирская, 54 (бывший пансион графини Левашовой), не топили, чернила замерзали, и его приходилось отогревать хуканням. Но здесь, в холодных комнатах, собирались голодные энтузиасты украинской науки, в потертых плащах, с помороженимы, потрескавшимися руками согреты любовью к Украине, они составляли планы развития украинской науки? На обратных страницах календарей, на старых театральных афишах - так бумаги не было, - чернилами - растворенными в воде карандашами - они писали свои произведения? " Почему историк характеризует положение академии как ужасное? Как вы думаете, почему при таких условиях ученые продолжали работать? |
Основные направления развития культуры
События и фигуры культурной жизни