Тема 24. Подвижничество ТВОРЦОВ И ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ, ИХ ВКЛАД В отечественную и мировую КУЛЬТУРУ В 1917-1921 ГГ.
Конструктивизм, Автокефальная церковь
Март 1917, май 1920, октябрь 1921
1. Развитие литературы.
Освободительная борьба и гражданская война вызвали оживление литературной жизни. В украинскую литературу пришло большое количество талантливой молодежи. Среди них П. Тычина, М. Рыльский, В. Чумак, М. Семенко и др. Подавляющее большинство из них принимала непосредственное участие в борьбе за возрождения украинской государственности. В своих произведениях они отражали взрыв национально-освободительного движения, гражданский патриотизм, революционную романтику. Ярким представителем нового поколения Украинский литераторов был Василий Чумак. В свои 16 лет он с восторгом приветствовал начало борьбы за возрождение государственности Украины. В стихотворении «К труду» молодой поэт призывал:
"Вставай милый брат.
Потому стыд нам спать:
Мы спали века - достаточно уже сон!
Василий Чумак отстаивал независимую Украину не только поэтическим словом, но и активной политической борьбой, за был расстрелян деникинцами.
Литература этой эпохи была разноцветной. Ярким представителем романтического направления в литературе был В. Сосюра. События военных лет поэт красноречиво описал в автобиографическом произведении «Третья рота». От Ноябрь 1918 до февраля 1920 г. поэт был воином армии УНР. Поражение петлюровского войска поставила В. Сосюру перед выбором: изгнание на чужбину - или Красная армия. Будущий автор стихотворения «Любите Украину» выбрал последнее. Поспособствовала и тогдашняя политика большевиков, которые начали играть на национальных струнах, «признавать» самостоятельность Украины в «Советской» форме.
Интересным направлением в литературной жизни представляла группа молодых Украинский литераторов «неоклассиков», объединившихся вокруг журнала «Книжник». Среди них были Н. Зеров, М. Рыльский, П. Филиппович, Драй-Хмара, Ю. Клен и др.
Часть творческой молодежи присоединилась к символистов (П. Тычина, Д. Загул, Я. Савченко и др.).
В 1917 г. на фоне недостатка украинских книг и острой потребности общественности в духовном слове в Украине возникло полусотни частных и кооперативных издательств: «Печатник», «Криница», «Время» и др. Кроме того, почти в каждой газете, журнале открывались литературные рубрики. Появилось большое количество литературных журналов «Путь», «Книжник» и др. Увеличилось количество изданий на украинском языке: если в 1917 г. на Украина вышло 747 таких книг, то в 1918 г. - 1084.
Большое внимание развитию литературы и книгоиздательства уделял правительство П. Скоропадского. Его стараниями были сняты все таможенные сборы с литературы, ввозимых в Украину. Значительной поддержки власти предоставили газетам и журналам. Но одновременно гетманское правительство ввело жесткую цензуру, пытаясь подчинить литературный процесс своим политическим интересам.
Во времена гетманата большими тиражами печатались произведения как молодых литераторов (П. Тычины, М. Рыльского и др.), так и украинских классиков (П. Мирного, О. Кобылянской, С. Васильченко, В. Стефаника.
2. Творческие достижения украинского искусства.
Значительных изменений претерпело в этот период украинское искусство и особенно театр под руководством М. Садовского. В его репертуаре были пьесы Т. Шевченко, И. Карпенко-Карого, Панаса Мирного, И. Франко, М. Старицкого, М. Кропивницкого, Леси Украинский, Б. Гринченко и др. Талантливый и вдумчивый режиссер А. Загаров охотно выставлял, пьесы Гольдони, Мольера («Тартюфа») и др..
Кроме авторитетных мастеров сцены пробовала свои силы и театральная молодежь. Она объединилась обществом «Молодой театр в Киеве», которое возглавлял Л. Курбас. В их репертуаре была в основном мировая и отечественная классика. Молодежный коллектив являл собой пример энтузиазма, творческой дисциплины, внедрения передовой технологии авторского искусства. На начала революции с большим успехом в театре шел спектакль Софокла «Царь - Эдип ».
Обратимся к источникам Лесь (Александр) Курбас о главных идеи собственного творчества ... Творит и проводит в жизнь такие формы театрального искусства, в которых вполне могла бы проявиться творческая индивидуальность современного молодого поколения украинского актерства не «украинофильской», а европейской, в национальной форме, культуры, что, вполне порвав с банальными традициями украинского театра, построит свои новые ценности как в искусстве театра вообще, так и в искусстве актера особенности, не будучи одновременно провинциализмом чужих культур О чем идет речь в документе? Каким видел Лесь Курбас соотношение национальной и европейской культуры в творческий деятельности театра? |
Все было непривычно в организации этого театра: и то, что он состоял из актеров с законченным театральным образованием, и то, что с самого начала были сформулированы его творческую платформу, и то, что труппа была юридически оформлена и имела утвержден устав, который регламентировал права художественной совета, права и обязанности режиссера.
Именно в этот сложный период был основан украинский театр драмы и оперы, возникли и другие творческие коллективы. Однако театральное жизнь не ограничивалось только столицей. Продолжали свою деятельность Харьковский городской театр, Одесская русская опера, Мариупольский драматический театр, Полтавское Украинский драматическое общество и др.
Активное участие в создании украинской музыки в это время принимали молодежи художники М. Вериковский, Г. Веревка, В. Косенко, П. Козицкий, А. Кошиц, М. Леонтовича, Б. Лятошинского. Б. Подгорецкий Л. Ревуцкий, К. Стеценко (Автор оперы «Купальные искра») и др.
Обратимся к источникам Н. Гринченко о творчестве М. Леонтовича Вобрав в себя всю красоту украинской мелодии, композитор не отказывается от собственного музыкального мышления; свои средства, свою технику, свою оригинальную индивидуальность вносит он везде, к чему касается, и главной целью его композиторских достижений является дать настроение, дать картину, живописную колоритность народной мелодии для слушатель сразу мог ощутить тот внутренний смысл народной мелодии, который не всегда дается к пониманию, не всегда и не всем ... Которые стороны творчества композитора определяет автор документа? |
Важным событием в украинском искусстве стало открытие в 1918 г. при Гетманата Государственного симфонического оркестра, который возглавил А. Горелый. В советское время его переименовали в Республиканский симфонический оркестр им. Н. Лысенко. Кроме того симфонические оркестры действовали в Харькове, Екатеринославе, Одессе.
По гетманской сутки в Киеве было создано Первый украинский национальный хор под руководством А. Кошица. Он пользовался столь большой популярностью, что было создано Второй национальный хор. С инициативы К. Стеценко В 1919 г. они объединились в Государственную бродячую капеллу (в аббревиатуре - «Мысль»). У1919-1920 основано несколько странствующих хоровых капелл. В ряде городов Украины, в частности Харькове, Полтаве, возникли профессиональные хоры, капеллы бандуристов.
Значительным явлением в украинском искусстве стало открытие в декабре 1917 г. Украинской академии искусств. Учредителями академии были профессора и художники В. и Ф. Кричевские, М. Бойчук, Г. Нарбут, М. Бурачек, М. Жук и др.. Она стала центром подготовки специалистов по живописи, резьбарства, строительства, гравюры и художественных промыслов. Под ее патронатом было собрано талантливую молодежь, хорошо разбиралась в традициях народного искусства. Среди них были: Л. Лазовский, Г. Нерода, И. Падалка, А. Петрицкий и др.
Благодаря деятельности художников академии искусств приобрела своего развития Украинское графика. Так Г. Нарбут (1886-1920), родившегося в г. Глухов, в своем творчестве объединил принципы геометрической композиции В. Кричевского и народного национализма М. Бойчука. Этот мастер приехал на Украину во время революции 1917 г. Он за короткое время своего пребывания на родине, развернул огромную работу и засыпал Украины шедеврами своей новой творчества: рисунки гербов, денег, марок, дипломов, всех сортов книжной графики - иллюстраций, заставок, обложек, заголовков и т.п. Г. Нарбут сумел здесь не только сам создать огромную коллекцию графических рисунков, но захватил своим примером молодежь и за три - четыре года основал целую школу молодых графиков. На Увы, ранняя и неожиданная смерть прервала труд Г. Нарбута на самом подъеме.
Бурно и противоречиво развивалась украинская фольклористика. С одной стороны, создавались фольклорные центры, готовились кадры, выдавались труда, а с другой - идеологический диктат сковывал развитие творческой мысли. Но несмотря на трудности были собраны уникальные архивные материалы, изданные труды Б. Гринченко, К. Квитки, А. Лободы, П. Попова, А. Белецкого, В. Петретца, А. Крымского. В западноукраинских землях в это время работали над исследованием фольклора В. Гнатюк. Ф. Колесса, М. Возняк.
В это время активно развивался и жанр политического плаката. Художники пытались идти в ногу со временем, мгновенно реагировали на изменения в общественной жизни. Художественно оформленные политические плакаты были близкими и понятными широкой общественности.
Во время войны и революции в архитектуре наибольшее распространение приобретает западноевропейский направление конструктивизма.
Конструктивизм - Стиль архитектуры, который основан на принципе функционализма - приспособление каждой части своему практическому назначению, полного устранения декоративных украшений.
Конструктивизм широко пользуется железобетонными конструкциями, стеклом и другими современным на то время строительными материалами, для здания архитектурных сооружений, имеющих элементарные геометрические формы, легкие хорошо спланированной перекрытия, большие гладкие площади, террасные композиции и т.д. До лучших строений конструктивного направления относятся электростанция в Киеве, суконная фабрика в Кременчуге, дома Днепрогэса, дом кассы больных во Львове и огромный комплекс строений «Держтресту» в Харькове.
3. Религиозная жизнь.
Особой сферой духовной жизни была религия. Под влиянием развертывания борьбы за возрождение украинской государственности в обществе стало распространяться стремление к демократизации церковного жизнь и возвращение к статусу автокефалии Украинской православной церкви.
Автокефальная церковь (Греч. autos - сам и kephale - голова) - православная церковь, которая имеет полную самостоятельность в решении организационных и культовых вопросов.
Украинское духовенство высказалось за независимую православную церковь. Еще весной 1917 г. это движение возглавил протоиерей Василий Липкивский. Он основал «Братство воскресения», которое развернуло активную деятельность по создание Украинской автокефальной православной церкви (УАВПЦ). В марте 1917 г. был создан «Исполнительный комитет духовенства и мирян». Цель деятельности комитета - отделение украинских епархий от Русской православной церкви. Однако, все эти события развивались на фоне политической нестабильности и постоянных изменений государственной власти. В частности, захвата большевиками Киева в начале 1918 г. обернулось для Украинский духовенства террором. Приход к власти П. Скоропадского сказался приоритетности Московского патриархата.
Обратимся к источникам Из закона «О временном государственном устройстве Украины» 29 апреля 1918 О Вере
|
Утверждение у власти Директории активизировало движение за автокефалию Украинской православной церкви, в мае 1920 г. на пленуме «Всеукраинского православного церковного совета» она была все же провозглашена. Но поражение УНР обернулась возвращением большевистского режима, который начал новое наступление на украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). Большое количество священников и верующих понесла страшные репрессий. Однако в октябре 1921 г. состоялся Всеукраинский православный церковный собор, который избрал Василия Липкивского первый епископом УАПЦ и митрополитом Киевским и всея Украина.
Итак, в культурной и духовной жизни украинского общества периода освободительной борьбы произошли значительные сдвиги. В это время происходил активный поиск путей развития украинской национальной школы. Она осуществила весомый вклад в образовательный процесс, позволила обеспечить потребности хозяйства квалифицированными специалистами. Возрождалась в это время и украинская наука. Роль координационного центра в ней стала играть вновь Академия наук. Значительные достижения имела украинских литература и искусство, которые были тесно связаны с жизнью народа. Характерными чертами большинства произведений стало новаторство и освобождение от стереотипов. Все это положительно влияло на духовное развитие украинского общества.
Основные направления развития культуры
События и фигуры культурной жизни