Тема 25. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БОЛЬШЕВИКОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ.
Наркомпрос, «единая трудовая школа», рабочие факультеты, Народный комиссариат агитации и пропаганды
Февраль 1919, январь 1919 г августа 1919 г, 1919-1920 гг, 1920 г.
1. Образовательная политика советского правительства. Отношение большевиков к деятельности культурно-образовательных общественных организаций.
После установления советской власти начались так называемые социалистические преобразования во всех сферах жизни украинского общества. Не обошли они и культуру. Правящий режим хорошо понимал, что культура может стать важным фактором в дальнейшей политической борьбе. Советское руководство посчитало целесообразным распространять достижения общечеловеческой культуры, но предоставляло им идеологическую окраску.
В 1919 г. на значительной части украинских земель было установлено советскую власть. Образовательную дело возглавил Народный комиссариат просвещения. Основная его деятельность была направлена
Обратимся к источникам Из декларации Временного рабоче-крестьянского правительства Украины «О задачах Советской власти в области образования» 26 января 1919 ... Так как просвещение масс является одним из первых условий осознания Этими массами Своих классовых революционных задач, то Временное рабоче-крестьянское правительство уделит самое серьезное внимание организации школьного и внешкольному образования. Создание единой трудовой школы, открытие широкого доступа к университетам и специально образованию рабочим и крестьянским массам, организация НАРОДНЫХ университетов - вот в существенных чертах педагогическая программа Временного правительства. Газ. Известия Временного рабоче-крестьянского правительства Украины. - 1919. - 26 января. Кто автор документа? Можем ли мы доверять ему? В чем по тексту документа значение просвещения масс? Каковы основные мероприятия, планируемые советской властью? Как они характеризуют его политику?Из постановления Народного Комиссариата просвещения УССР "О среднюю школу" .1 февраля 1919 Наркомпрос Украины постановил:
|
Но через год позиция Народного секретариата образования изменилась. Учитывая материальные затруднения большинства украинских семей, в обеспечении обучения и воспитания детей, а также большое количество беспризорных, образовательное руководство предложило реорганизовать школу первой ступени, положив в ее основу детский дом, в котором ребенок находился не только под постоянным контролем, но и подвергалась влияние воспитательной системы, основанной на коммунистической идеологии. Школу второй степени имели заступить профессионально-технические учебные заведения, где подростки привлекались к реальному процессу производства и имели выпускаться специалистами из необходимых государству рабочих и крестьянских профессий. Сравнению с 1917 г. количество учащихся в общеобразовательных школах возросла с 1,7 до 2250000 чел. На конец 1920 г. в Украине насчитывалось 21,9 тыс. общеобразовательных школ. Почти в половине школ обучении Украинский язык.
Обратимся к источникам Из декрета ВУЦИК о применении во всех учреждениях украинского языка наравне с великорусской (1920 г.) На всей территории Украинской ССР, во всех гражданских и военных учреждениях должна применяться украинский язык наравне с великорусской. Никакая преимущество великорусской речи недопустима. Все учреждения, как гражданские, так и военные, обязаны принимать заявления и другие дела как на великорусской, так и на украинском языках, и по отказ или уклонение от приема виновные привлечены по всей суровостью военно-революционных законов. 3 постановления СНК об украинском языке в школах и советских учреждениях (1920 г.) Совет Народных Комиссаров постановляет:
|
Значительные изменения произошли с приходом к власти большевиков и в высшей школе.
Обратимся к источникам Декрет СНК Украины «О вступлении в высшую школу» Двери высшей школы открыты для всех желающих получить высшее образование.
Председатель Совета Народных Комиссаров Украины Х. Раковский. Народный комиссар образования В. Затонский. Каковы основные положения документа? Об изменениях в высшем образовании он говорит? Какими должны быть, по вашему мнению, последствия таких изменений для украинской культуры? |
В марте 1919 г. Наркомпрос УССР начал демократизацию управления высшим образованием. Она, в основном, сводилась к ликвидации автономии учебных заведений и закрепление за ними комиссаров. Вместе ограничивались полномочия ученых факультетских советов, они начали формироваться наполовину из студентов. Кроме того, большевики взяли курс на ликвидацию университетов как центров буржуазных настроений в обществе. На базе университетских факультетов начинались институты - отраслевые учебные заведения институты народного образования, должны были готовить учителей для школ. Для подготовки крестьянской и рабочей молодежи к обучению в вузах в 1920 г. были открыты рабочие факультеты (Рабфак). Только в 1920 г. в Украине открылось 20 институтов, 48 техникумов и около сотни курсов педагогического профиля. В конце 1920 г. в Украине действовало 13 рабфаков, 38 вузов, в которых обучалось свыше 57 тыс. студентов и слушателей, в несколько раз превышало дореволюционную количество студентов. За этот год было выпущено только 3 тыс. специалистов с высшим образованием.
Обратимся к источникам Декрет Совета Народных Комиссаров УССР «Об отмене платы за обучение в школах». 4 марта 1919 Плата за обучение в школах всех типов отменяется независимо от ведомства, в нем они пребывают. |
Советская власть, как и все государственные образования, которые действовали в Украине в 1918-1921 гг стремились использовать в своих интересах огромный поезд масс к культуре. Идеологизация культуры началась с создания в феврале 1919 Народному комиссариату агитации и пропаганды в украинский советском правительстве. Он начал регулярный выпуск советских периодических изданий. Газеты и журналы издавались на русском и украинском языках. Суммарное количество отпечатанной в 1920 г. пропагандистской продукции превысила 18,5 млн. экземпляров. При этом «буржуазные» газеты закрывались.
Большевики стремились поставить «Просвиты» под свой контроль, превратив их в орудие коммунистического воспитания. Однако перестроить деятельность «Просвет» не удалось и большевики в 1921 г. пошли на их уничтожения. Во время гражданской войны большевики создали свою систему культурно-просветительских учреждений, которых к концу 1920 г. насчитывалось около 15 тыс. Это были: клубы, народные дома, библиотеки и т.п. В июле 1920 г. было утверждено положение о избу-читальню как опорный пункт просветительной работы в селах.
В 1920 г. была создана республиканская комиссия по борьбе с неграмотностью, которую возглавил председатель ВУЦИК Г. Петровский. Вместе с ней Наркомпрос получил право привлекать к обучению неграмотных на принципах трудовой повинности всех грамотных граждан, освобождались от военной мобилизации. В настоящее время в Украине действовало 7 тыс. вечерних школ и кружков, где обучалось более 200 тыс. человек в возрасте от 8 до 50 лет. Результаты ликвидации неграмотности были подведены демографическим переписи 1920 Если до революции среди жителей Украина грамотных насчитывалось 27,9%, то в конце 1920 г. - 51,9%.
Итак, в период освободительной борьбы в Украине осуществлялся активный процесс формирования национальной системы образования. Политика различных правительств способствовала развитию этого процесса, но каждый из них пытался трансформировать в нем свои идеологические принципы и подчинять его собственным интересам.
2. Влияние украинских советских правительств на состояние науки
Политическая нестабильность, постоянная смена власти и недостаток средств не давали возможности развернуть полномасштабную деятельность Академии. В феврале 1919 г. с установлением в Киеве советской власти президент Украинской академии наук В. Вернадский и секретарь Академии А. Крымский обратились к Народному комиссару образования В. Затонскому с ходатайством о выделения помещения под Академию и предоставления ей материальной и финансовой помощи. Распоряжениям новой власти эту просьбу значительной степени было удовлетворено. Академия получила один из лучших домов по ул. Владимирской - усадьба пансиона графини Левашовой (теперь в этом дома размещается президиум Национальной академии наук).
УАН была поделена на три отдела. Во главе первого отдела стояли Д. Багалей, С. Ефремов, А. Крымский. Объектом исследований его кафедр было духовная жизнь и культура украинского народа. Во втором отделе УАН сосредоточивались учреждения физико-математического и естественнонаучного профиля. Третий отдел УАН имел социально-экономический профиль исследований.
Наиболее продуктивно работали в это время те отделы, которые не были связано с большими материальными затратами на исследовательскую работу, частности историко-филологический, объектом исследований которого было духовное и культура украинского народа. В 1919-1920 гг Академия наук разработала «Новейшие правила украинского правописания». Кроме того, было начато академическое издание произведений Т. Шевченко и И. Франко, развернулась активная подготовка к изданию словарей. Эффективно работала при УАН комиссия по изучению природных богатств Украины, которую возглавил В. Вернадский.
Однако, наряду с поддержкой ученых, советская власть начала против некоторых ученых политические репрессии. В частности, были арестованы академика С. Ефремова лишены гражданских прав В. Косинского, отдельные ученые, не желая уступать своим политическим взглядам, вынуждены были эмигрировать.
3. Культурно-идеологичеий влияние большевиков на искусство и религиозная жизнь
Приход к власти большевиков сказался в театральной сфере национализация, переименованиями и закрытием «идейно-враждебных» заведений. В августе 1919 г. правительство УССР превратил в государственные все лучшие театры.
Обратимся к источникам Постановление Временного рабоче-крестьянского правительства Украины от 18 января 1919 "О передаче всех театров и кинематографов в ведение отдела просвещения "
|
Весной 1919 г. театр драмы и оперы и «Молодой театр в Киеве» были объединены в первый театр Украинской Советской Республики им. Шевченко. Одним из лучших спектаклей объединенного коллектива была инсценировка поэмы великого Кобзаря «Гайдамаки» (автор инсценировки и постановщик Лесь Курбас). На сцене этого театра выросли такие выдающиеся украинские художники, как художник А. Петрицкий, актеры Г. Юра, В. Чистякова, В. Василько, А. Ватуля, П. Самойленко, П. Долина и другие.
В январе 1920 г. в Виннице был основан Новый драматический театр им. И. Франко, во главе которого стал Гнат Юра. Впоследствии этот театр переехал в Киев стал одним из ведущих в Украине.
Большевики придавали большое значение монументальной пропаганде. Чтобы революционная идея в монументальной пропаганде находила путь к умам и сердец, ее часто связывали с национальной традицией. В мае 1919 г. правительство советской Украины принял декрет «О сносе с площадей и улиц памятников, построенных царям и царским прихвостням ».
Обратимся к источникам Декрет СНК СССР от 7 мая 1919 «О сносе с площадей и улиц памятников, построенных царям и царским прихвостням»
|
Наиболее тиражируемыми оказались в Украине памятники К. Марксу и Т. Шевченко. Вместо высокохудожественных памятников коронованным особам начали массово открываться монументы выдающимся революционерам. Подавляющее большинство таких сооружений не имели художественной ценности. Они были нужны новой власти как идеологический символ.
В январе 1919 г. при Народном комиссариате просвещения УССР был создан Всеукраинский комитет кино. Он взял под строгий контроль изготовления и прокат фильмов, киноаппаратуру, запасы импортной пленки.
Большевики отрицательно относились к религии. Члены партии запрещалось верить в Бога. Народный комиссариат агитации и пропаганды вместе с Народным комиссариатом образования развернули в прессе и в учебных заведениях атеистическую воинственную пропаганду, рассматривая религию как способ содержание угнетенных под властью эксплуататоров. Для того чтобы избавить населения от религиозного влияния большевики отделили церковь от государства и школы. Советская власть развернула репрессии против священников которые не признавали ее законность. Одновременно, понимая что большинство населения являются верующими, власть провозгласила свободу совести.