ВселеннаяIТня IСТРIЯ
9 КЛАСС
(О. Гисем,А. Мартынюк)
ВВЕДЕНИЕ
§ 1.Основные тенденции экономического и политического развития мира с конца XVIIIст. до 1870 г.
1. Основные черты истории человечества в прежние времена
Историюпринято делить на древнюю, средних веков, новую и новейшую. От появления человека ичеловеческого общества, возникновение первыйгосударств и цивилизаций, господство рабовладения к аграрно-ремесленного общества и христианскогомировосприятия в эпохусредневековья и далее до индустриального и постиндустриального общества в период новой и новейшей истории -такое поступательное развитиечеловечества. В предыдущие годы вы изучали древнюю историю (С древнейших времен до конца Vст. ), Историю средних веков (конец V - Конец XV ст.) И период новой истории - от начала XVIст. к французской революции конца XVIII ст.
До конца XVIII ст. в истории человечества произошли значительные изменения. Наибольшие сдвиги произошли в Западной Европе (западнохристианскоймире), которая через Возрождение, Реформацию, большие географические открытия вышла на качественно новый уровень не только собственного, но и общечеловеческого развития. Западнохристианской(Новоевропейский) мир добился опережающего развития во всемирноммасштабе. Вокруг него человечество сплачиваться в экономическом, политическом, культурномплане.
В 9-м классе вы завершите изучениеновой истории. Это тот период в истории человечества, в которомоно сделалось единым целым, с общейвзаимосвязанной судьбой. В этом смысле XIX ст. было эпохальным для человеческой цивилизации '.
2. Технический прогресс и капитализм
Период с 1789 г. по 1870 г.,составляет основное содержание историческогоматериала курса всемирной истории в 9-м классе, - это эпоха становленияиндустриального общества. В развитии обпроизводительныхсил произошел переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, что обусловило огромный рост производительности труда. Так, когда в XVIII ст. для получения 10-15 тонн железа нужно было две недели, то в 1870 г. - 10 минут. Значительно усилилась власть денег. В обществе началась погоня за накоплением капиталов любыми средствами, поскольку они былиглавным измерением социального статуса человека. Прагматизм и меркантильность охватили все слои населения и прежде - правящую верхушку.
Изобретение и совершенствование паровоймашины дали мощный двигатель не только для фабричныхстанков, но и для транспорта. В 1830 железнодорожнаясеть всего мира составляла всего 332 км.
Через пять лет длина его возросладо 8 тыс, а в 1870 г. она превышала 200 тыс.км.
В середине XIX ст. большое распространение получил электрический связь - телеграф.
В 60-х гг XIXст. был построен первые двигатели внутреннегонего сгорания,которые играют большую роль и сейчас. Электричество тогда еще не получила распространения в технике, за исключением связи, однако в области электричества были сделаны важные изобретения. Английський ученый Майкл Фарадей открылэлектромагнитную индукцию. На основе этого открытия впоследствии было созданогенераторы переменного тока(Динамо-машины).
По новой эпохи произошли сдвиги и в полеводстве. В средние века оно производилось на небольшой части пригодной для обрабоБитков земли с переложной и трехпольным системами.С тех пор все больше распространялась многопольные система. На селе сталиприменять удобрения в соответствии с определенными научных, вносить в землюбольше навоза, искусственных удобрений - костной муки, извести и др.
В первой половине XIXст. в Англии и в северных штатах СЕЛА, а впоследствии и в других странах начали применять сельскоские машины: для обработки земли - багатолемишниплуги вместо однолемишних, на сев - конные сеялки, для сборазерновых - жатки на конной тяге, длямолотьбы - ионные молотилки.
Впрочем, машины внедрялись всельское хозяйство гораздо медленнее, чем впромышленность. Ведь только крупные хозяйства,работали на рынок, могли использовать их. А в большинстве стран преобладало мелкое крестьянскоехозяйство.
Индустриализация в корне измениласоциальную структуру общества, углубила пропасть между богатыми и бедными. Если буржуазия пыталась превзойти по роскоши аристократию, то рабочие были озабочены тем, чтобы не потерять работу и не умереть с голоду.
3.Политическая жизнь
Почва для революций в СевернойАмерике и Франции, развития капиталистических отношений в странах мира иевропейской общественно-политической мыслиподготовила просветительская идеология XVIII ст. Прогресс человечества просветители связывали со свободой частного предпринимательства и неприкосновенностисобственности, ликэтой сословных привилегий. Эти принципы определили дальнейший социально-экономическое и политическое развитие большинства стран мира.
Абсолютная монархия эволюционировалак просветительского абсолютизму, стремившийся сохранитьнеограниченный характер власти монарха, ссылаясь нанеобходимость создания общества "Общегоблагосостояния "через реформы" сверху ".
Французская революция 1789-1799 внесла огромные изменения во все аспектыжизни общества, стала своеобразным историческим Рубиконом в европейской и мировой истории, ускорилаее хода. Она сломала становой устройство и поставиласоциальное и национальный конфликтыв основу, дальнейшего развития стран Европы и мира.
Начало XIX ст. был связан с наполеоновскими войнами. СтремлениеНаполеона Бонапарта перекроить карту Европы потерпело неудачу. Завершения наполеоновских войн поставило перед монархамиЕвропы задача реставрации королевских династий, создание действенной системыобеспечение мира и стабильности в Европе, предупреждения новых революций.Венский конгресс (сентябрь 1814 - май 1815 г.) положил начало системе международныхотношений в Европе, основанную на принципах равновесия. ее сущность составлялоукрепления собственной безопасности за формирования союзов и отвлечения вниманияпротивника на потенцийних врагов. Кромереставрации и поддержания монархических правлений, страны-победительницы,прежде всего Россия, Австрия, Пруссия, старались максимально удовлетворить собственныеинтересы за счет территориальных приобретений.
В конце XVIII - в начале XIX ст. не менее важным претендентом на господствующееположение в европейской политике стала Великобритания - некая "мастерская мира", где в то время производилась большое в Европе количество угля, чугуна, хлопчатобумажных тканей, машин и оборудования.
Промышленная революция,началась в Англии, впоследствии охватил все другие страныЗападной Европы и Северная Америки, обеспечила английское(Впоследствии европейское) экономическое доминирование в мире. Это позволило европейскимгосударствам создать колониальные империи (наибольшей среди которых сталаанглийский).
Западная Европа и Северная Американа фундаменте основных экономических и технических достиженийсделались производителями основной массы промышленной продукции, тогда как ВосточнаяЕвропа с Россией и Латинской Америки оказались сырьевыми придаткамиЗападной Европы и СПИА. Такая структура мира повлекла становления в ЗападнойЕвропе и на Севере США экономических механизмов регулирования производства идемократии, а в Восточной Европе, Латинской Америке, на Юге США - развитиевнеэкономических методов эксплуатации (рабство, крепостничество, пеонат) и усилениедиктаторских, абсолютистских традиций.
В политическом плане главнымипретендентами на лидерство в мире выступалиАнглия, Франция, Россия, а впоследствии Германия, США, Япония.
Цивилизации стран Востока - мусульманское индийско-южноазиатские,китайско-дальневосточная - благодаря "вызову" европейцив испытывали значительные изменения - как положительных, таки отрицательных. Опираясь на свою экономическуюпреимущество, европейцы жестоко
уничтожали основы традиционных обществ в странах Азии иАфрики.
В конце 40-х гг Францию, Германию, Австрию, Венгрию,Италию захлестнула волна революций, которые, хоть и закончились поражением, имели большоезначение для формирования национального сознания народов Европы, ускорениетемпов социального и экономического развития европейских стран, становлениедемократических институтов власти.
Не менее насыщенной важными событиями оказалась вторая половина XIX ст. Для большинства стран мира это время стало периодом радикальных социально-политических реформ, которые создали предпосылки дляускорения темпов их развития. Мир вступил в период промышленного капитализма с характерным для него чертамы;динамичным экономическим развитием на основе достижений научно-техническогопрогресса, концентрацией производства и капитала, обострением социальныхпротиворечий и конкурентной борьбы за рынки сбыта.
Еще одной чертой XIX ст. стало распространение новых взглядов на место и роль наций вобщественно-политической жизни. Французская революция конца XVIII ст. впервые признала нацию наивысшей ценностью и источником государственной суверенности. Это событие знаменовало завершениядонационального эры в истории человечества и начало новой эры - периода формированиянаций и национального существования народов. XIX ст. стало эпохой развертывания национально-освободительнойдвижений в различных регионах мира.Процессы национального возрождения чрезвычайно активноразвернулись в то время среди славянских народов Центрально-Восточной Европы.Следствием пробуждения национального сознания стало также успешное завершениеобъединения итальянского и немецкого наций во второй половине XIX ст.
Все топериод был временем почти непрерывных войн в различных регионах мира. Крупнейшими вXIX ст. по размаху сражений, количественныйтю жертв и политическими последствиями были наполеоновские войны (конец XVIII ст. - 1815 г.), гражданская война в США (1861-1865 гг) иИнтервенций развитых государств в Китай (1851 -1865гг), Крымская (Восточная) война (1853-1856 гг), войны с участием Пруссии (1866 г. и 1870-1871 гг), России(1877-1878 гг), колониальные войны Франции и Великобритании т.д.
Характернойчертой культурно-исторического процесса, происходившего в странах Западной Европы иСеверной Америки в XIX века, было интенсивное развитие всех отраслейдуховной культуры, национальных литератур иискусства. Черты, воплощались в них, свидетельствовалио формировании в этих странах нового общества с его моралью и культурой,изменениями в экономической и социально-полетические сферах. Так произошлостановления и утверждения индестриальногообщества, тех основных принципов, которые в основных чертах действуют ипоныне.
4. Мир человека XIX ст.
Становление индустриального общества в европейскихстранах и США повлекло значительные изменения условий жизни человека. Если раньше большинствонаселения жила в деревнях и работала круг земли, то отныне быстро рослонаселения городов. В конце XIX ст. по количеству городского населения все страны Европы обогнала Великобритания,где девять из десяти жителей проживали в городах, в других странах население городовтакже росло очень быстро, но все равно в селах проживало еще 70-80% населения.
Высоким уровнемурбанизации (сосредоточение населения и экономической жизни в городах) отличались промышленные районы. Стремительный рост населения в промышленных городахобостряло социальные проблемы. Отсутствие элементарных санитарныхусловий (водопроводов, канализаций) в жилищах городской бедноты превращала их висточник возможных эпидемий. Ужасные условия жизни в перенаселенных городскихкварталах вызывали то, что для многих городстановилось олицетворением разрушения традиционных общественных относин, угрозойдля существующих порядков и одновременно благоприятным местом для распространенияреволюционных идей.
Рост городского населениятечение XIX ст. повлекли такиефакторы:
• развитие фабрично-заводской промышленности вследствие развертыванияпромышленной революции;
• улучшение землепользования и внедрения новых методов ведения сельского хозяйства. Аграрнаяреволюция присвела к появлению большого количества сельского населения,оказалось без работы и вынуждено было искать ее в городах;
• значительный рост численности населения в странах Европы. Вследствие него демографического взрыва численностьнаселенния континента (с Россией включительно) увеличилась с 190 млн человек в 1800 г.до 420 млн в 1900 г.
Признаком новой эпохи в истории человечествастали значительные по размерам миграции (переселения людей как внутри страны, таки за ее пределы). Массы населения покидали родные города и отправлялись в поисках лучшейсудьбы в крупные города или в другие страны.
В течение предыдущего столетия влияниерелигии и церкви на человека значительно ослаб. Под влиянием Просвещения распространялисьвзгляды на то, что церковь должна быть отделятной от государства. Однако в целом существование религии и церкви не отрицалось."Нация без церкви, - провозглашал Наполеон Бонапарт, - как король безкомпаса ".
Французская революция конца XVIII ст. начала в европейськоистранах движение женщин за уравнение их в правах с мужчинами. Борьба женщин заэмансипацию (освобождение от зависимости, угнетения, предвзятогоотношение, отмена ограничений и предоставления равных прав) продолжалась в течение всего XIX ст. Однако общество еще не было подготовленным кгражданской и полетической эмансипацииженщин и относилось к этим идеям враждебно. Редок этого решения женскойпроблемы затягивалось. В Великобритании женщины получили равные с мужчинамиправа только в 1928 г. Изменения, происходившие в то время в Европе и США, должнывсеобъемлющий характер. Вследствие этого XIX ст. в истории этих стран определяют какпериод большой модернизации - изменения во всех сферах общественной жизни,соответствии с требованиями времени.
Документы. Факты. Комментарии
1. Развитие железнодорожной сети стран мира
Годы |
Длина железных дорог (В км) |
1830 |
332 |
1840 |
7700 |
1850 |
38 600 |
1860 |
108 000 |
1870 |
210 000 |
1900 |
790 000| |
1913 |
1102 000 |
Подумайте:
Как приведенные данные свидетельствуют об изменении роли железных дорог вразвитию транспорта?
2. Населения стран Европы и США у XIX ст. (В млн. человек)
№ |
Страна |
1800 |
1900 |
1. |
Германия |
24, 5 |
56, 4 |
2. |
Великобритания |
10, 5 |
37, 0 |
3. |
Франция |
26, 9 |
39, 0 |
4. |
Италия |
17, 2 |
32, 5 |
5. |
Россия |
37, 0 |
125, 6 |
6. |
США |
5, 3 |
76, 2 |
Подумайте:
В какой странеи почему темпы роста численности населения были самыми?
Вопросы и задания
1. Вспомните из изученного впредыдущих классах: какими были особенностиразвития человечества в древней истории, эторедньовиччи и в первый периодновой истории?
2. Чем отличается аграрно-ремесленныйобщество от индустриального?
2. Укажите основныеэкономические и технические достижения в странах Европы и США.
3. Какими были особенностиполитической жизни стран Западной Европы и Северной Америки?
4. Определите основные изменения,произошедшие в мире в XIX ст.