Топливная промышленность объединяет в себе производства, занимающиеся добычей и переработкой минерального топлива
Теплота сгорания различных видов топлива неодинакова. Наивысшую теплотворную способность имеют нефть и газ. Но ценность топлива зависит не только от его теплотворной способности, но и от возможностей его использования: затрат на добычу, переработку, транспортировку и т.д. Поэтому нефть и газ можно считать наиболее экономичными энергоносителями (добыча и транспортировка трубопроводами являются относительно дешевыми. Но недра Украина небогатые на эти ресурсы. В 2006 году добыча нефти и газа в Днепровско-Донецком, Причерноморско-Крымском и Предкарпатском нефтегазоносных регионах составляет 4,6 млн тонн нефти и до 21,1 млрд м3 газа всего на 15-20% покрывает потребности государства. Остальные Украина импортирует из России (нефть и газ) и Туркменистана (газ). Впрочем, наша страна имеет перспективные нефтегазоносные площади на шельфе Черного моря и в глубоких пластах Карпатского региона, разработка которых в будущем ощутимо ослабит энергетическую зависимость государства от России
Мощная нефтеперерабатывающая промышленность Украины, представлена заводами в Лисичанске, Кременчуге, Дрогобыче, Надворной, Херсоне, Одессе, обеспечивает не только потребности государства в бензине и дизтопливе, но и дает возможность осуществлять экспорт светлых нефтепродуктов
Ведущее место среди видов топлива занимает каменный уголь, запасы которого сосредоточены в Донбассе и Львовско-Волынском бассейне, и бурый уголь Днепровского бассейна. Донецкий уголь имеет высокую себестоимость, обусловленную значительной глубиной залегания и небольшой мощностью пластов. Бурый уголь Днепровского бассейна добывается преимущественно менее затратным открытым (карьерным) способом, но оно имеет и значительно меньшую теплотворную способность. Запасы угля Львовско-Волынского бассейна незначительны, поэтому имеют в основном региональное значение. Всего в общей добыче топлива страны доля угля составляет почти 70%
Залежи торфа, сосредоточенные на Полесской низменности, и за своей низкой калорийности используются более химическое сырье и удобрения, а не как топливо
Проблема топливной зависимости для любой страны является актуальной. Для нашего государства этот вопрос является особенно болезненным, учитывая структуру экономики и большой промышленный потенциал. Решение его ведется в нескольких направлениях: диверсификация источников поставки энергоносителей, поиск и разработка новых собственных месторождений, внедрение современных энергосберегающих технологий. В то же время, формирование современной транспортной инфраструктуры (трубопроводы, нефтяные терминалы в портах, танкерный флот) в сочетании с выгодным географическим положением позволит Украине не только улучшить собственное обеспечение топливом, но и увеличить поступления за транспортировку сырья в другие страны