🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

Тема 25. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БОЛЬШЕВИКОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. (учебник)

Тема 25. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БОЛЬШЕВИКОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ.

  1. Образовательная политика советского правительства. Отношение большевиков к деятельности культурно-образовательных общественных организаций.
  2. Влияние украинских советских правительств на состояние науки
  3. Культурно-идеологическое влияние большевиков на искусство и религиозная жизнь.
  • Основные термины и понятия темы

Наркомпрос, «единая трудовая школа», рабочие факультеты, Народный комиссариат агитации и пропаганды

  • Основные даты

Февраль 1919, январь 1919 г августа 1919 г, 1919-1920 гг, 1920 г.

  1. Какой была деятельность украинских правительств в области образования?
  2. Какой была деятельность украинских правительств в области искусства?
  3. Которым было отношение украинских правительств к религиозной жизни?


1. Образовательная политика советского правительства. Отношение большевиков к деятельности культурно-образовательных общественных организаций.

  1. Какой была политика советского правительства в области образования?
  2. Каким было отношение советской власти к деятельности культурно-образовательных общественных организаций?
  3. Почему?


После установления советской власти начались так называемые социалистические преобразования во всех сферах жизни украинского общества. Не обошли они и культуру. Правящий режим хорошо понимал, что культура может стать важным фактором в дальнейшей политической борьбе. Советское руководство  посчитало целесообразным распространять достижения общечеловеческой культуры, но предоставляло им идеологическую окраску.

В 1919 г. на значительной части украинских земель было установлено советскую власть. Образовательную дело возглавил Народный комиссариат просвещения. Основная его деятельность была направлена

Обратимся к источникам

Из декларации Временного рабоче-крестьянского правительства Украины «О задачах Советской власти в области образования» 26 января 1919

... Так как просвещение масс является одним из первых условий осознания Этими массами Своих классовых революционных задач, то Временное рабоче-крестьянское правительство уделит самое серьезное внимание организации школьного и внешкольному образования. Создание единой трудовой школы, открытие широкого доступа к университетам и специально образованию рабочим и крестьянским массам, организация НАРОДНЫХ университетов - вот в существенных чертах педагогическая программа Временного правительства. Газ. Известия Временного рабоче-крестьянского правительства Украины. - 1919. - 26 января.

Кто автор документа? Можем ли мы доверять ему? В чем по тексту  документа значение просвещения масс? Каковы основные мероприятия, планируемые советской властью? Как они характеризуют его политику?

Из постановления Народного Комиссариата просвещения УССР "О среднюю школу" .1 февраля 1919

Наркомпрос Украины постановил:


    1. Всю внутреннюю жизнь ... в рамках постановлений центральной и местной власти средних школьных учреждений всех видов переходит в ведение педагогических советов, пополненных представителями от старших классов - учащихся числом 1 / 3 (состава), педагогов, 2 представителя от низших служащих ...
    2. Учащимся предоставляется полное право образовывать различные ученические организации ...

    1. Должности директоров, инспекторов, директриса, инспектрис и заведующих отменяются.
    2. Зато устанавливаются должности председателя педагогического совета, товарища председателя и секретаря.

    1. По всем школьных учреждениях отменяются переходные и выпускные экзамены. ,
    2. Отменяется также выдача аттестаций.
    3. Вместо аттестаций выдаются удостоверения о слушании курса, школы.
    4. Потребление балльной системы для оценки знаний и поведения учащихся отменяется ...
    5. Курс восьмого класса считать законченным и выпуск провести в ближайшие дни, выдав учащимся удостоверения о прослухання курса школы: седьмой класс в бегущей учебном году считать выпускным.
    6. Отменяется обязательное обучение латинскому языку.
Какие основные мероприятия предусмотрены документом? Можем ли мы считать их  педагогическими? Почему они предлагались? К чему, по вашему мнению могла привести их последовательная реализация? Объясните.

Но через год позиция Народного секретариата образования изменилась. Учитывая материальные затруднения большинства украинских семей, в обеспечении обучения и воспитания детей, а также большое количество беспризорных, образовательное руководство предложило реорганизовать школу первой ступени, положив в ее основу детский дом, в котором ребенок находился не только под постоянным контролем, но и подвергалась влияние воспитательной системы, основанной на коммунистической идеологии. Школу второй степени имели заступить профессионально-технические учебные заведения, где  подростки привлекались к реальному процессу производства и имели выпускаться  специалистами из необходимых государству рабочих и крестьянских профессий. Сравнению с 1917 г. количество учащихся в общеобразовательных школах возросла с 1,7 до 2250000 чел. На конец 1920 г. в Украине насчитывалось 21,9 тыс. общеобразовательных школ. Почти в половине школ обучении Украинский язык.

Обратимся к источникам

Из декрета ВУЦИК о применении во всех учреждениях украинского языка наравне с великорусской (1920 г.)

На всей территории Украинской ССР, во всех гражданских и военных учреждениях должна применяться украинский язык наравне с великорусской. Никакая преимущество великорусской речи недопустима. Все учреждения, как гражданские, так и военные, обязаны принимать заявления и другие дела как на великорусской, так и на украинском языках, и по отказ или уклонение от приема виновные привлечены по всей суровостью военно-революционных законов.

3 постановления СНК об украинском языке в школах и советских учреждениях (1920 г.)

Совет Народных Комиссаров постановляет:             

  1. Поручить Наркомпросе срочно разработать план широкого развития воспитательных и образовательных учреждений всех степеней и разрядов с  украинским языком преподавания.
  2. Немедленно ввести обязательное изучение украинского языка во всех учебно-воспитательных заведениях с украинским языком преподавания.
  3. Вменить в обязанность Государственному издательству позаботиться об издании, по согласованию с Наркомпросом, достаточного  количества учебников на украинском языке, так же, как и художественной литературы и всех других изданий.
  4. Наркомпроду и Наркомзема свою популярную и пропагандистскую литературу выдавать преимущественно на украинском языке.
  5. Вменить в обязанность исполкомам иметь в каждом губернском городе не менее одной украинской газеты.
  6. Наркомпросе через его местные органы немедленно организовать во всех губернских и уездных городах вечерние школы для обучения украинскому языку советских служащих.
  7. Вменить в обязанность всем советским учреждениям позаботиться о привлечении сотрудников, которые знают украинский язык и могут ею удовлетворять запросы населения.
О чем идет речь в документе? Предусматривалось этими документами преобразования украинского языка не единственный государственный? Объясните свое мнение опираясь на предоставлении исторические источники? Какой, на ваш взгляд, была цель  этих постановлений?

Значительные изменения произошли с приходом к власти большевиков и в высшей школе.

Обратимся к источникам

Декрет СНК Украины «О вступлении в высшую школу»

Двери высшей школы открыты для всех желающих получить высшее образование.         
Согласно этому:         

  1. При поступлении в высшую школу запрещается требовать дипломы.
  2. Запрещается требовать какие бы то ни было удостоверения, кроме удостоверения личности и возраста.
  3. Во все вузы принимаются лица независимо от пола, достигшие 16 лет.

Председатель Совета Народных Комиссаров Украины Х. Раковский. Народный комиссар образования В. Затонский.

Каковы основные положения документа? Об изменениях в высшем образовании он говорит? Какими должны быть, по вашему мнению, последствия таких изменений для украинской культуры?

В марте 1919 г. Наркомпрос УССР начал демократизацию управления высшим образованием. Она, в основном, сводилась к  ликвидации автономии учебных заведений и закрепление за ними комиссаров. Вместе ограничивались полномочия ученых факультетских советов,  они начали формироваться наполовину из студентов. Кроме того, большевики  взяли курс на ликвидацию университетов как центров буржуазных настроений  в обществе. На базе университетских факультетов начинались институты - отраслевые учебные заведения институты народного образования, должны были готовить учителей для школ. Для подготовки крестьянской и рабочей молодежи к обучению в вузах в 1920 г. были открыты рабочие факультеты (Рабфак). Только в 1920 г. в Украине открылось 20 институтов, 48 техникумов и около сотни курсов педагогического профиля. В конце 1920 г.  в Украине действовало 13 рабфаков, 38 вузов, в которых обучалось свыше 57 тыс. студентов и слушателей, в несколько раз превышало дореволюционную количество студентов. За этот год было выпущено только 3 тыс. специалистов  с высшим образованием.

Обратимся к источникам

Декрет Совета Народных Комиссаров УССР «Об отмене платы за обучение в школах». 4 марта 1919

Плата за обучение в школах всех типов отменяется независимо от ведомства, в нем они пребывают.
Для школ всех типов, кроме высшей, постановление эта вступает в силу с 1 сентября 1919
Для высших школ - со марта 1919

О чем идет речь в документе? Какие возможности и кому оказывала такая политика советской власти в области образования?

Советская власть, как и все государственные образования, которые действовали в Украине в 1918-1921 гг стремились использовать в своих интересах огромный поезд масс к культуре. Идеологизация культуры началась с создания в феврале 1919 Народному комиссариату агитации и пропаганды в украинский советском правительстве. Он начал регулярный выпуск советских периодических изданий. Газеты и журналы издавались на русском и украинском языках. Суммарное количество отпечатанной в 1920 г. пропагандистской продукции превысила 18,5 млн. экземпляров. При этом «буржуазные» газеты закрывались.

Большевики стремились поставить «Просвиты» под свой контроль, превратив их в орудие коммунистического воспитания. Однако перестроить  деятельность «Просвет» не удалось и большевики в 1921 г. пошли на их уничтожения. Во время гражданской войны большевики создали свою систему культурно-просветительских учреждений, которых к концу 1920 г. насчитывалось около 15 тыс. Это были: клубы, народные дома, библиотеки и т.п. В июле 1920 г. было утверждено положение о избу-читальню как опорный пункт просветительной работы в селах.

В 1920 г. была создана республиканская комиссия по борьбе с неграмотностью, которую возглавил председатель ВУЦИК Г. Петровский. Вместе с ней Наркомпрос получил право привлекать к обучению неграмотных на принципах трудовой повинности всех грамотных граждан,  освобождались от военной мобилизации. В настоящее время в Украине действовало 7 тыс. вечерних школ и кружков, где обучалось более 200 тыс. человек в возрасте от 8 до 50 лет. Результаты ликвидации неграмотности были подведены демографическим переписи 1920 Если до революции среди жителей Украина грамотных насчитывалось 27,9%, то в конце 1920 г. - 51,9%.

Итак, в период освободительной борьбы в Украине осуществлялся активный процесс формирования национальной системы образования. Политика различных правительств способствовала развитию этого процесса, но каждый из них пытался трансформировать в нем свои идеологические принципы и подчинять его  собственным интересам.


2. Влияние украинских советских правительств на состояние науки

  1. Как относилась советская власть к развитию науки и ученых?
  2. Какие отрасли науки развивались?
  3. Почему?


Политическая нестабильность, постоянная смена власти и недостаток средств не давали возможности развернуть полномасштабную деятельность Академии. В феврале 1919 г. с установлением в Киеве советской власти президент Украинской академии наук В. Вернадский и секретарь Академии А. Крымский  обратились к Народному комиссару образования В. Затонскому с ходатайством о  выделения помещения под Академию и предоставления ей материальной и финансовой помощи. Распоряжениям новой власти эту просьбу значительной степени было удовлетворено. Академия получила один из лучших домов по ул. Владимирской - усадьба пансиона графини Левашовой (теперь в этом дома размещается президиум Национальной академии наук).

УАН была поделена на три отдела. Во главе первого отдела стояли Д. Багалей, С. Ефремов, А. Крымский. Объектом исследований его кафедр было духовная жизнь и культура украинского народа. Во втором отделе УАН сосредоточивались учреждения физико-математического и естественнонаучного профиля. Третий отдел УАН имел социально-экономический профиль исследований.

Наиболее продуктивно работали в это время те отделы, которые не были связано с большими материальными затратами на исследовательскую работу, частности историко-филологический, объектом исследований которого было духовное и культура украинского народа. В 1919-1920 гг Академия наук разработала «Новейшие правила украинского правописания». Кроме того, было начато академическое издание произведений Т. Шевченко и И. Франко, развернулась активная подготовка к изданию словарей. Эффективно работала при УАН комиссия по изучению природных богатств Украины, которую возглавил В. Вернадский.

Однако, наряду с поддержкой ученых, советская власть начала против некоторых ученых политические репрессии. В частности, были арестованы академика С. Ефремова лишены гражданских прав В. Косинского, отдельные ученые,  не желая уступать своим политическим взглядам, вынуждены были эмигрировать.

3. Культурно-идеологичеий влияние большевиков на искусство и религиозная жизнь

  1. Каким был культурно-идеологическое влияние советской власти на развитие искусства? Почему?
  2. Как большевики относились к религиозной жизни? Почему?


Приход к власти большевиков сказался в театральной сфере национализация, переименованиями и закрытием «идейно-враждебных» заведений. В августе 1919 г. правительство УССР превратил в государственные все лучшие театры.

Обратимся к источникам

Постановление Временного рабоче-крестьянского правительства Украины от 18 января 1919 "О передаче всех театров и кинематографов в ведение отдела просвещения "

  1. Все театры и кинематографы передать в ведение отдела просвещения.
  2. Возлож на отдел просвещения обязанность разработать инструкцию местным советам в порядке заведовании театрами и кинематографа.
Как вы думаете, почему советской власти были нужны государственные учреждения культуры? Как это отражало общее направление культурных преобразований советской власти?

Весной 1919 г. театр драмы и оперы и «Молодой театр в Киеве» были объединены в первый театр Украинской Советской Республики им. Шевченко.  Одним из лучших спектаклей объединенного коллектива была инсценировка поэмы великого Кобзаря «Гайдамаки» (автор инсценировки и постановщик Лесь Курбас). На сцене этого театра выросли такие выдающиеся украинские художники, как  художник А. Петрицкий, актеры Г. Юра, В. Чистякова, В. Василько, А. Ватуля,  П. Самойленко, П. Долина и другие.

В январе 1920 г. в Виннице был основан Новый драматический театр им. И. Франко, во главе которого стал Гнат Юра. Впоследствии этот театр переехал в Киев стал одним из ведущих в Украине.

Большевики придавали большое значение монументальной пропаганде. Чтобы революционная идея в монументальной пропаганде находила путь к умам и сердец, ее часто связывали с национальной традицией. В мае 1919 г.  правительство советской Украины принял декрет «О сносе с площадей и улиц памятников, построенных царям и царским прихвостням ».

Обратимся к источникам

Декрет СНК СССР от 7 мая 1919 «О сносе с площадей и улиц памятников, построенных царям и царским прихвостням»

  1. Памьячникы, построенные царям и царским прихвостням, не  составляют стоимости ни исторического, ни с художественной стороны, сносятся с площадей и улиц и отчасти переносятся в музейных склепов, а отчасти  утилизируются.
  2. Всеукраинском комитету охраны памятников искусства и старины предписывается этот декрет осуществить.
Почему советская власть издала этот документ? Насколько оправданным было уничтожение памятников? К каким последствиям это должно было привести?

Наиболее тиражируемыми оказались в Украине памятники К. Марксу и Т. Шевченко. Вместо высокохудожественных памятников коронованным особам начали  массово открываться монументы выдающимся революционерам. Подавляющее большинство таких сооружений не имели художественной ценности. Они были нужны новой власти как идеологический символ.

В январе 1919 г. при Народном комиссариате просвещения УССР был создан Всеукраинский комитет кино. Он взял под строгий контроль изготовления и  прокат фильмов, киноаппаратуру, запасы импортной пленки.

Большевики отрицательно относились к религии. Члены партии запрещалось верить в Бога. Народный комиссариат агитации и пропаганды вместе с Народным комиссариатом образования развернули в прессе и в учебных заведениях  атеистическую воинственную пропаганду, рассматривая религию как способ содержание угнетенных под властью эксплуататоров. Для того чтобы избавить  населения от религиозного влияния большевики отделили церковь от государства и школы. Советская власть развернула репрессии против священников которые не признавали ее законность. Одновременно, понимая что большинство населения являются верующими, власть провозгласила свободу совести.

  1. Какие направления развития культуры были основными в политике советской власти в Украине?
  2. Какой была цель культурной политики большевиков?
  3. Чем характеризовался развитие высшего образования и науки в первые годы существования УССР?
  4. Какие отношения сложились между советской властью и украинским Академией наук? Почему? Кого из ее деятелей вы знаете?
  5. Какие направления научных исследований были основными в этот период?
  6. Какие явления были характерны для развития литературы и искусства? Какие задачи решали украинский советские правительства в области культуры?
  7. Как вы думаете, способствовала деятельность большевиков развития украинской культуры, почему? Объясните свое мнение.