§ 19 Нарастание кризисных явлений в образовании, науке и КУЛЬТУРЕ
1. Образование
После смены партийного и государственного руководства Советского Союза в октябре 1964 г. реформаторские процессы в образовании, происходили во времена Н. Хрущева, на время приостановились, но впоследствии реформа образования была продолжена.
В частности, с 1966 г. началось повсеместное введение обязательной десятилетней образования, причем она вводилась не только в общеобразовательной школе, ай в системе среднего специального образования и профессионально-технического обучения.
Вместе усилилась централизация управления системой образования. В 1969 г. было создано Министерство образования СССР, которое взяло на себя выполнение целого ряда функций Министерства образования УССР, чем существенно ограничило прежнее автономное существование последнего.
Заметным признаком 60-70-х гг стала политизация учебно-воспитательного процесса. Кроме того, с 1968 г. было восстановлено военную подготовку в вузах, а с 1972 г. она стала обязательным во всех средних школах республики.
В 1984 г. Верховный Совет СССР одобрил «Основные направления реформ общеобразовательной и профессиональной школы», которые конкретизировали образовательную политику государства «в условиях развитого социализма». Согласно этому документу заметно усилилась идеологизация школьного обучения, однако место продолжали занимать вопросы трудового воспитания, усвоение учащимися конкретных знаний по естественным, экономических и общественных наук.
Количественные показатели развития общего образования в Украине в 60-80-е гг были в целом положительными. И все же чувствовалось, что с каждым годом уровень образования выпускников средних школ неуклонно снижается. Особенно низким был уровень подготовки учащихся сельских школ.
Между тем, острые народнохозяйственные проблемы требовали постоянного пополнения ведущих отраслей экономики, науки, образования и культуры высококвалифицированными специалистами.
Чтобы хоть как-то посодействовать решению этой сложной проблемы в 60-80-е гг была ощутимо укрепленная материально-техническая база вузов, построены новые учебные корпуса, общежития, столовой, спортивные комплексы для студентов.
На базе Донецкого, Симферопольского и Запорожского пединститутов были созданы университеты. Кроме этого, в республике были открыты новые институты. В результате в 60-80-е гг вдвое увеличилось общее количество студентов. Соответственно возросло и число специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве УССР: если в 1964 г. их насчитывалось 2,3 млн., то в 1985 г. 7,3 млн. человек.
Но, несмотря на эти весьма солидные количественные показатели, проблема с квалифицированными кадрами в Украине оставалась достаточно острой.
Значительное количество мест в вузах республики занимали студенты из социалистических стран и развивающихся стран. Так, в 1971 г. только в вузах и техникумах Харькова обучалось свыше 2 тыс. студентов из 22 стран мира.
Кроме того, серьезной проблемой оставалась качество подготовки специалистов. Она, как и ранее, в целом была низкой, особенно на заочных и вечерних отделениях. В начале 80-ых годов, в связи с возрастающими требованиями научно-технической революции, стало особенно заметно, что уровень подготовки специалистов в УССР, как и вообще в СССР, уступал мировым стандартам.
2. Развитие науки
Ведущим научным центром Украины в 60-80-е гг была республиканская Академия Наук во главе с известным ученым Б. Патоном. АН УССР состояла Из трех секций: физико-технических и математических, химико-технологических и биохимических и общественных наук. Именно они определяли Основные направления научных поисков ученых.
В академических учреждениях неуклонно росло число исследователей. Если в начале 60-х годов их насчитывалось 3,6 тыс., то в 1985 г. – уже 15,3 тыс. человек. За эти же годы количество докторов и кандидатов наук в республике возросло в 5,5 раза.
Достижения отечественной науки в этот период были весомыми. В частности, в это время было создано уникальное плавильную установку «Ураган» для изучения плазмы и управляемой термоядерной реакции.
В распоряжении украинских ученых с 1966 был крупнейший в Европе линейный ускоритель электронов.
Теоретические разработки математиков использовались для расчета орбит искусственных спутников Земли.
Отечественными исследователями был открыт механизм передачи генетической информации, что имело большое значение для изучение проблем наследственности.
Институт кибернетики во главе с академиками В. Глушковым, а впоследствии В.Михалевичем стал ведущим в СССР по проблемам создания автоматизированных систем проектирования электронно-вычислительных машин.
Ускорению технологического внедрения перспективных результатов фундаментальных исследований способствовали научно-технические комплексы и инженерные центры, созданы в Академии Наук. Мощнейшими среди них были Институт электросварки, Институт кибернетики, Институт сверхтвердых материалов.
Украинские ученые впервые в мировой практике предложили новые марки высокопрочныхчугуна, безникелевых антикоррозийной стали и др. Благодаря фундаментальным и прикладным разработкам ученых-геологов на территории Украина расширились возможности освоения полезных ископаемых.
С целью повышения эффективности научно-исследовательской работы постоянно совершенствовались организационные основы связей науки с производством.
Особенно распространенным стало заключение хозяйственных договоров научно-исследовательских учреждений с производственными коллективами. Такая форма сотрудничества ученых и производственников приносила значительные положительные результаты, течение 1970-1985 гг в производство был внедрен более 13 тыс. научных разработок ученых Академии Наук УССР. Это дало ощутимый экономический эффект.
Однако практическая реализация научных разработок была нелегким делом. Это объясняется тем, что тогдашняя экономическая система не была ориентирована на внедрение передовых идей и научных технологий. Они находили свое практическое воплощение лишь после применения силовых административных мер, приказов и распоряжений «сверху».
Жесткое планирование, как правило, толкало хозяйственников на поиски более легких, экстенсивных путей и методов, которые приносили быстрые результаты, а не прибегать к перспективным интенсивных средств развития производства.
Вследствие этого значительная часть интересных и перспективных научных разработок так и осталась не реализованной на практике или впоследствии нашла свое применение при пределами Советского Союза.
Единственным исключением здесь были только разработки для военно-промышленного комплекса и глобальные научные исследования. Они имели безоговорочное общегосударственное значение для советской страны, пыталась поддержать свой статус «сверхдержавы».
Достаточно сложным был период 60-80-х гг и для ученых-гуманитариев. На смену одного культа – сталинского –приходили другие – хрущевский и брежневский.
В угоду каждому из них ученых заставляли «творить» науку, услужливый прославляла тот или иной режим. Общеобязательными составляющими частями всех научных исследований обществоведов того времени были так называемый «Классовый подход» и критика вредных и враждебных социализму буржуазно-националистических взглядов и концепций.
Однако вопреки тотальному контролю руководящих идеологических органов и цензуре, некоторым украинским ученым удалось опубликовать ценные по своей объективностью и правдивостью научные исследования.
Среди них следует назвать работы Михаила Брайчевского, посвященные происхождению Руси, возникновение Киева и других древнерусских городов. Высокой оценки заслуживает его ведома полемическая работа «Присоединение или воссоединение», в которой рассматриваются события времен Хмельнитчины.
В ней, в частности, было подвергнуто аргументированной критике официальная интерпретация Украинский-российского договора 1654 и сделана попытка объективно оценить деятельность руководителей казацкой Украины. Эта работа была написана еще во времена хрущевской «оттепели» для «Украинского исторического журнала», но появилась только в 1972 г., и то – за рубежом.
Чрезвычайно ценными для развития отечественной исторической науки были также работы О.Апанович, в которых правдиво рассказывалось об истории украинского казачества.
В 1979 г. завершил работу над известной историко-философской работой «Письмо к русским и украинским историков » Ю.Бадзьо, в которой автор исследовал происхождения трех славянских народов – украинского, русского и белорусского. Правдивые труды по истории украинского народа и его культуры подготовили в это время Є.Пронюк, И. Дзюба и другие отечественные историки, философы и литературоведы.
Кроме этого, в 60-80-е годы научными коллективами обществоведов были созданы такие многотомные публикации, как «История Украинская ССР ». «История украинского искусствоведения», «История украинской литературы ». «Словарь украинского языка», в этот период увидели свет «Украинское советская энциклопедия ». «Советская энциклопедия истории Украины» и др.
Однако далеко не все актуальные проблемы, события и явления нашли объективное освещение в этих изданиях. Вот почему эти фундаментальные труда не получили положительной оценки научной общественности, особенно зарубежной.
Далеко не все подразделения Академии Наук УССР работали эффективно. Некоторые из них были созданы по конъюнктурным соображениям, без достаточных на то причин. Понятно, что «деятельность» таких научных центров не приносила пользы, а лишь распыляла научные силы и вела к расточительству государственных средств.
В условиях монополизации науки группой ученых-администраторов с Москвы и Ленинграда даже незначительные проявления инакомыслия и научной оппозиционности среди украинских ученых сразу же подавлялись.
Многие из них был лишен возможности заниматься научной работой в ходе идеологических «чисток» и политических преследований 70-х годов.
3. Литература и искусство
Украинская литература 60-80-х гг была достойно представлена прекрасными произведениями одного из идейных вдохновителей движения «Шестидесятников» О. Гончара («Собор» «Берег любви», «Черный яр», «Твоя заря» и др.).
Особенно широкое огласку и многочисленные дискуссии в Украину вызвал его роман «Собор », В частности, первый секретарь Днепропетровского обкома партии О.Ватченко узнал себя в одном з отрицательных персонажей романа, В этот период новыми идеями и формами обогатилась также творчество М. Стельмаха («Правда и кривда», «Дума про тебя»), П. Загребельного («Чудо», «Разгон»). И. Билыка («Меч Арея»). Огромный интерес вызвали у отечественного читателя исторические романы Ю. Мушкетика. Р. Иванченко, Г. Федорова.
Документ
Информация Днепропетровского Обкома Партии Первом секретарю ЦК КПУ П. Е. Шелесту об оценке романа О. Гончара «Собор» на собрании партийных организаций области (15 мая 1968)
Коммунисты в Своих выступлениях подверглы принципиальной критике новый роман О. Гончара "Собор". Выражаю сожалению, а во многом возмущение тем, что Зрелый мастер художественного слова, автор известных широком читателю произведений «Знаменосцы», «Таврия »,« Тронка»,« Человек и оружие »в новом романе «Собор» отошёл вот правды жизни и в Кривом зеркале показал труд, быт и духовный мир металлургов и колхозников Приднепровье, провёл какой-то Враждебный водоразделах между руководителями и массами, субъективистскипротивопоставил далекое прошлое современности ...
На некоторых собраниях Отдельные коммунисты возмущались захваливания романа некоторыми киевски и местнымы критиками, в частности в газете "Литературная Украина», Выражалы недоверие Гончару как коммунист и руководителю Союза писателей Украины.
Вопросы документа
1. Что в романе О. Гончара повлекло острую критику со стороны Днепропетровского обкома КПУ?
2. Почему возмущение партийцев вызвал не только сам роман О, Гончара, но и поддержка писателя определенной частью украинский интеллигенции?
Жизненность современной Украинский поэзии убедительно доказали новые сборники стихов Д. Павлычко, И. Драча, В. Коломийца, Б. Олийныка.
Огромной популярностью и настоящей любовью в народе пользовались песни, написанные на слова А. Малышко («Песня про рушник»), М. Ткача («Маричка»), М. Сингаевского («Бархатцы»), Д. палочки («Два цвета »), М. случаю (« Степью, степям »), А. Пушика (« Надо идти до осени ») и многие другие.
Настоящий талант, несокрушимую гражданскую волю и мужество в эти времена обнаружил молодой поэт, литературовед и критик из Донетчины В. Стус, замечательные поэзии которого вследствие преследований автора увидели свет не на родине, а за рубежом.
Несмотря на постоянные гонения и идеологическое давление со стороны властных структур, продолжали работать известные писатели, публицисты М. Руденко, Г.Снегирев. Е. Сверстюк.
Настоящим поэтическим шедевром стал стихотворный роман Л. Костенко«Маруся Чурай», Появившийся в 1980 г.
Творчество украинских писателей, поэтов и драматургов этого времени показал усиление их внимания не только к историческим, но и к современных тем. их новые работы еще раз подтвердили, что уровень отечественных художественных произведений ничуть не уступал тем, что создавались по рубежом.
Творчество О. Гончара, Л. Костенко, Ю. Мушкетика, Д. палочки играла велиисчезли, роль в деле сохранения национальных традиций и воспитания национального самосознания нового поколения украинский.
Рядом с литературой, сквозь ледяную толщу застоя и запретов, преодолевая искусственные преграды, пробивали себе путь новые идеи, традиции, новаторство в отечественном кинематографе, музыке, изобразительном и театральном искусстве.
Выдающимися фигурами в украинском кино в это время стали Ю.Ильенко, С. Параджанов, К. Муратова, Л. Осыка, А. Савченко, Л. Быков, И. Миколайчук и др.
В республике зародилось новое направление киноискусства – так известно «Поэтическое кино». Наибольший успех (но, к сожалению, прежде всего за рубежом) среди кинолент этого жанра выпал на долю фильма «Тени забытых предков» режиссера С. Параджанова. Эта картина, поставленная по одноименной повести М. Коцюбинского, поразила зрителей необычайной глубиной проникновения в сущность народной жизни.
Незабываемый след в отечественном кино оставила также лента Ю. Ильенко «Белая птица с черной признаку », В которой рассказывается о становления советской власти на Буковине. Триумфальный успех этой картины на VII Международном кинофестивале в Москве, где она была отмечена Золотой медалью, на декадах советских фильмов в Париже и Берлине, доказал, что украинский кинематограф достиг мирового уровня.
В 70-е годы огромной популярностью пользовались фильмы режиссера Л. Быкова («В бой идут одни старики» «Аты-баты – шли солдаты »), Л.Осины («Тревожный месяц вересень» и И. Миколайчука («Вавилон-ХХ»).
Но следует признать, что рядом с несомненными достижениями, новыми позитивными национальными чертами, которые проявлялись ее развития украинского кино в 60-80-е гг, в целом отечественный кинематограф находился в состоянии кризиса.
Результате длительных процессов денационализации была уничтожена основа экранного искусства – национальная кинодраматургия. С экрана исчезло украинское слово. Фильмы, которые создавались в Украине, в подавляющем большинстве были далеки от национальной проблематики.
Определенные положительные сдвиги в это время наблюдались в развитии театрального искусства.
Известными далеко за пределами Украины стали театральное И. Франко в Киеве, имени Т. Шевченко в Харькове и им. М. Заньковецкой во Львове, Киевский театр оперы и балета им.Т.Шевченко, Львовский театр оперы и балета имени Ивана Франко, Киевский русский драмтеатр имени Леси Украинский.
В республике плодотворно работали, обогащая театральную культуру, блестящие мастера сцены Н. Ужвий, Д. Гнатюк, А.Соловьяненко, А. Мокренко, Б. Ступка, А. Роговцева, В.Дальский и др. Творческие возможности Украинский театра расширялись за счет создания народных театров, которых в республике было более двухсот.
Однако, как и кинематограф, украинский театр также постепенно терял свой национальный колорит и неповторимость, из него активно вытеснялась украинский язык, результате чего украинское театральное искусство русифицировалось. Почти все областной музыкально-драматические театры и театры музыкальной комедии перешли на постановку спектаклей на русском языке. В высших учебных заведениях республики, готовивших кадры культработников, подавляющее большинство предметов преподавалась на русском языке. Специалисты, которые выходили из них, были далеки вол проблем национально-культурного возрождения Украины.
Хотя справедливости ради следует отметить, что Украинский театральные художники были едва ли не самыми яркими представителями Украинская интеллигенция: они, как правило, общались между собой Украинский язык, носили одежду с элементами национального костюма, одним словом, уважали украинские национальные традиции, тогда как остальные интеллигенции городов Украина основном подверглась русификации, оценивая это как признак собственной просвещения, принадлежности к высшему слою общества.
Процесс развития Украинская музыки характеризовался совершенствованием всех ее жанров, созданием новых опер, оперетт, балетов, симфоний и песен.
С опер самыми заметными были «Тарас Шевченко» и «Ярослав Мудрый» Г. Майбороди, «Мамай», «Вий», «Шельменко-денщик» В.Губаренко, «Украденное счастье» Ю.Мейтуса, «Лесная Песня» В.Кирейко, «Назар Стодоля» А. Данькевича, «Знаменосцы» А. Билаша и др. В эти годы в Украине появляется целое созвездие великолепных оперных певцов и певиц: Д. Гнатюк, Е. Мирошниченко, М. Кондратюк, А. Мокренко А.Соловьяненко, Д. Петриненко, Г.Ципола и многие другие.
Далеко за пределами Украина стали известными Государственный заслуженный академический украинский народный хор имени Г. Веревки. Государственная заслуженная академическая капелла «Думка», Государственная заслуженная академическая капелла бандуристов Украины, Черкасский народный хор. Гуцульский и Буковинский ансамбле песни и танца. Полесский народный хор «Ленок» и ряд других. Лучшие песни А. Билаша, І.Шамо, Г. Майбороды, А. Филипченко, М. Скорика пела почти вся Украина.
>В этот период засиял неповторимый, многогранный талант молодого композитора, уроженца Буковины В. Ивасюка. Заключая стихотворные тексты для собственных же музыкальных произведений, он проявлял огромный талант и к музыке, и к поэзии. Его прекрасные песни «Я пойду в далекие горы», «Червона рута». «Водограй» были популярны далеко за пределами Украины. С легкой руки В. Ивасюка началась блестящая карьера молодых талантливых исполнителей эстрадной песни С. Ротару, В. Зинкевича, Н. Яремчука.
Период своего творческого подъема переживала также и украинских хореография.
Были поставлены новые спектакля: «Тени забытых предков В.Кирейко, «Каменный властелин» В.Губаренко, «Княгиня Ольга »Е.Станковича, «Гимн Киева» М. Скорика и др. Огромную популярность в настоящее время получили такие известные коллективы, как Государственный ансамбль танца Украины имени П. Вирского, а также народные ансамбли «Ятрань» из Кировограда. «Чернобривец» из Мироновки Киевской области, «Дарничанка» из Киева. Они демонстрировали неиссякаемую эмоциональную силу и совершенство Украинский хореографического искусства.
В изобразительном искусстве 60-80-х гг заметное место занимали темы отечественной истории, творческого труда народа.
Настоящие шедевры художественного творчества создали в это время. І.Задорожный, М.Хмелько, М Божией, Т. Яблонская, В. Полтавец, Н. Кривенко и др.
В этот период достигли выдающихся творческих достижений такие известные художники, как скульптор и живописец І.Гончар, художники А. Горская, Ж.Семыкина, А.Заливаха, Г.Севрук, И. Кулик, В. Мельниченко. Наиболее характерными чертами их творчества были высокий профессионализм, поиск новых идей, национальный колорит.
Колодец. Картина А.Заливахи
Особой популярностью в Украине пользовались труды известных народных мастеров М. Приймаченко, К. Билокур, Т Пати, Г. Верес, Г.Василищук.
К сожалению, вследствие того, что многочисленные виды традиционного народного искусства республики находились в упадке, таких талантливых художников можно назвать лишь единицы.
Вопросы и задания
1.Хто из выдающихся украинских ученых работал в 60-80-е годы?
2. Какие достижения украинских литераторов в 60 - 80-е годы Вам известны?
3. Кто из выдающихся украинских кинорежиссеров работал в 60-80-е годы?
4. Расцвет творчества которых украинских композиторов приходится на 60-80-е годы?
5. Какими новыми произведениями обогатилась в 60-80-е годы украинская литература?
6. Назовите самые известные киноленты украинских кинорежиссеров С. Параджанова, Ю. Ильенко. Какое направление киноискусства они представляли?
7. Какие коллективы музыкального и хореографического искусства были широко известными в 60-80-е годы?
8. Которые были проявления русификации украинского театрального искусства в 60-80-е годы?
9. Охарактеризуйте проблемы, существовавшие в развития системы народного образования УССР в 60-80-е годы. Определите причины их появления.
10. Дайте характеристику развития науки в 60-80-е годы. Что препятствовало эффективному внедрению в производство современных научных достижений?
11. В чем заключались противоречия развития гуманитарных наук Украины? Чем они были обусловлены?
12. Какие последствия для экономики Украины имел низкий процент применения в производстве изобретений и достижений современной науки?
13. Чем, по Вашему мнению, была вызвана значительная русификация художественной жизни Украины?
14. Как Вы считаете, 60-80-е годы были периодом упадка или подъема украинской культуры?