🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

27. ПОЛОЖЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ (учебник)

§ 27                                                                           ПОЛОЖЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

1. Изменения в составе населения Украины

Глубокая экономический кризис вызвал серьезные социальные проблемы.

До сих пор привычные гарантии со стороны государства: предоставление работы, стабильной зарплаты, пенсии, материальной поддержки уступили необычным и неприемлемым для большинства бывших советских граждан задачей ежедневной борьбы за выживание.

Экономический спад, происходивший на протяжении 90-х годов, существенно ограничил наполнения государственного бюджета; реальные доходы работающих резко падали, возникали задержки с выплатой заработной платы, пенсий, стипендий и т.п.

Объемы зарплаты, пенсионных выплат существенно отставали от темпов роста цен на товары и продукты потребления. Если до 1992 г. средняя пенсия по возрасту несколько превышала размер минимальной заработной платы, то в декабре 1997 г. она составляла не более 40-50% от этого показателя.

Личные сбережения граждан были обесценены. В 1992 г. текущее потребление населения (пища, услуги, транспорт, жилье) сползло до уровня конца

50-х годов.

Острые проблемы назрели в деле охраны здоровья. К началу 90-х годов Украина была обеспечена медикаментами всего на 30-40%, медицинской аппаратурой на 30%. Возрос уровень сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний. Неуклонно росла категория населения, которая нуждалась социальной защите со стороны государства.

Падение жизненного уровня людей непосредственно повлияло на снижение естественного прироста населения Украины.

Смертность начала превышать рождаемость. В Украине ежегодно умирало на 150 тыс. человек больше, чем рождалось. Особенно эта тенденция стала проявляться после Чернобыльской катастрофы. Детская смертность в Украине оказалась самой высокой в Европе.

По шесть лет посттоталитарного развития населения Украины сократилась на 1,2 млн. человек. В нашем государстве исчезла, образно говоря, целая область.

Резкое уменьшение рождаемости означало острый кризис семьи как социального института.

Количество браков на тысячу жителей Украины уменьшилась в течение 1991-1992 гг с 8,8 до 7,4, тогда как количество разводов увеличилось соответственно с 3,8 до 4,2.

В эти годы в Украине насчитывалось около 15 млн. пенсионеров, более 12 млн. ветеранов войны и труда, 2,3 млн. инвалидов, 3,5 млн. пострадавших от последствий Чернобыльской аварии, около 600 тыс. человек получили статус жертв войны и политических репрессий.

Заметное уменьшение рождаемости повышает показатель старение нации, Свидетельствует об увеличении удельного веса старших поколений по сравнению с средними и младшими. В государстве соотношение работающей молодежи (В возрасте до 30 лет) и пожилых людей составляет 20 к 80. А для нормальной передачи профессионального опыта и одновременно сохранение необходимого динамизма инновационных изменений в производственной деятельности соотношение должно быть 40 к 60.

В целом в Украине доля людей пенсионного возраста составляет 23% от всего населения а в сельской местности даже 29%. В начале 2000 г. молодежь Украина (в возрасте от 14 до 28 лет) составила 22,9% под общей численности населения страны. Считается, что это очень низкий процент.

Необходимость глубокой структурной перестройки экономики з целью его переориентации на потребности человека. Такая возрастная структура населения, с одной стороны, усиливает нагрузка на трудоспособное его часть, а с другой остро ставит вопрос о необходимости внедрение социальных программ, которые бы способствовали росту рождаемости, уменьшению смертности.

И этом должна способствовать глубокая структурная перестройка экономики з целью ориентации ее на человека, на его запросы и потребности.

На ситуацию в социальной сфере влияют миграционные процессы, заметно активизировались. Украина стала открытой в рамках существующего права для въезда, пребывания и передвижения через ее территорию иностранных граждан.

На родную землю начали возвращаться бывшие ее жители, которые по разным причинам оказались за пределами своей родины. Среди них бывшие военнослужащие Вооруженных Сил СССР, репрессированы Украинская, находившиеся в ссылке, депортированные народы. В 1991-1996 гг в Украину из бывших республик Союза прибыло 1,2 млн. человек.

Заметная часть миграционных потоков пошла в Украину из стран ближнего и дальнего зарубежья. Украина впервые за всю свою историю столкнулась с такой проблемой, как массовый въезд иностранных граждан. За последние годы в Украине ежегодно поселяется па постоянное проживание около 200 тыс. человек, среди них беженцы. Первыми начали подавать заявления на получение статуса беженцев представители афганской диаспоры.

После трагических событий в Закавказье летом 1989 г. в Украину прибыло несколько тысяч турок-месхетинцев.

Крупнейший приток беженцев был связан с военными действиями в Приднестровье. В августе 1992 г. Украина приняла свыше 60 тыс. человек, половину из которых составляли дети.

Течение 1995-1996 гг разрешение на временное убежище в Украине получили 1883 беженцев, прибывших из зоны российско-чеченского конфликта.

Кроме того, около 2,5 тыс. беженцев из Абхазии обратились к украинским властям с просьбой решить вопрос об их находиться в Украине.

Кроме выходцев из ближнего зарубежья, в Украине находятся беженцы из многих стран Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Часть из них на законных основаниях находится в Украине и по разным причинам не хочет или не может вернуться домой, но многие иностранцы прибывает в Украину нелегально и «Оседает» в разных городах. По экспертным оценкам в г. Киев и его пригородной юные в мае 1999 г. проживало около 20 тыс. так называемых нелегалов. В связи с этим остро встал вопрос о законодательном урегулировании статуса иностранцев, по разным причинам ищут в Украине убежище.

Экономическая кризис привел к изменению динамики движения населения.

С Украина стали больше выезжать, чем прибывать к ней, В 1994 г. с территории Украины выехало 345,9 тыс. человек, прибыло из-за рубежа 207,7 тыс. Динамика миграционных процессов, как свидетельствуют фактические данные, не уменьшилась и в последующие годы. Из Украины выезжают наиболее дееспособные и образованные люди.

Только в 1987-1992 гг число тех, кто навсегда уехал в Израиль, Германии, США, Другие страны, составила более 300 тыс. граждан. Среди них ученые, научно-технические работники, деятели культуры, квалифицированные рабочие, другие специалисты высокого класса. Характерно, что среди мигрантов из Украины преобладает молодежь: почти 76% из них люди до 30 лет, а среди иммигрантов почти каждый десятый предпенсионного возраста.

Основная часть населения Украины в отличие от европейских стран занята в производственной сфере. В 1990 г. в нашем государстве в производстве было занято 53,8% населения, тогда как, например, в Великобритании 29,6%, во Франции 30,3%.

У сфере обслуживание в Украине занято 26,4% населения, в Великобритании 68,1%, во Франции 62,9%.

На протяжении 1992-1997 гг в Украине количество населения, занятого в сфере материального производства, сократилась с 20 млн. до 15,6 млн. человек, в том числе в промышленности на 2,8 млн. (с 7,8 млн. до 5 млн. человек). Однако это сокращение произошло не потому, что расширилась сфера услуг, а за спада производства.

На социальном положении населения Украины ощутимо сказалась эмиссионная политика государства.

На 1993 предполагалось, что денежная масса в обращении возрастет в 1,9 раз. Фактически же рост составила 18,9 раз. Чтобы сократить эмиссию необеспеченных товарной массой денег, правительство Украины пошло по пути увеличение налогов на прибыль.

В результате в стране была установлена самую высокую в мире ставку подоходного налога с граждан 90%. Это привело к гипертрофированного роста «теневой экономики », доходы от которой не поступали в государственную казну.

 

2. Социальное расслоение населения

Переход к рыночной экономике вилинув на изменение социальной структуры общества: произошло расслоение населения, изменилась общая шкала общественных ценностей.

Если в советскую эпоху среди них доминировали власть и доступ к материальных ценностей, выступавших своеобразным гарантом материального благополучия, то в постсоветский период богатство, финансовая обеспеченность определяют престиж человека и степень его влияния на власть.

В структуре населения Украины заявились нищие, бедные, малообеспеченные слои. Удельный вес их в 1990 г. составила 18,2%, а в 1992 г. уже 63,9% в общем составе населения.

Характерно, что в этот же период наблюдалась тенденция к увеличению доли очень богатых в составе зажиточных слоев (5% в 1990 г., 7% в 1991 г., 8% в 1992 г.).

После проведенной либерализации цен в 1992 г. основная масса населения оказалась за чертой бедности: его доходы резко сократились.

Если в 1990 г. доля заработной платы в национальном доходе составляла почти 60%, то в 1993 г. она снизилась до 39%, а в 1997 г. составляла всего 25 30%.

Возникла большая разница между минимальной и средней заработной платой. В октябре 1992 минимальная заработная плата была в 10 раз ниже средней в народном хозяйстве, тогда как в развитых странах с рыночной экономикой средняя заработная плата, как правило, не превышает минимальную более чем в 3-4 раза.

Изменения в социально-классовой структуре не сформировали среднего класса надежного гаранта общественной стабильности, а наоборот резко возросло общественное напряжение между полюсами «Богатые» «Бедные».

Резко упала покупательная способность населения. В течение 1991-1994 гг она фактически снизилась в 5 раз. Около 70% семейного бюджета стало тратиться на приобретение продуктов питания. В США \, Франции, Италии, например, эти расходы составляют лишь 18-20% доходов.

Верховная Рада Украины своим законом в июле 1991 г. определила так называемый «Потребительский корзину », который, по мнению разработчиков, должен обеспечить гражданам нормальное проживания. По заключению ученых-гигиенистов, заложенные в «корзину» нормы питания рассчитаны на человека, «Которая занята очень легким физическим трудом». А специалисты Всемирного банка пришли к другому выводу: у трети населения Украины (а это 17 млн. человек) общий уровень потребления продуктов почти на 10% ниже уровня физического выживания. И это подтверждает статистика: в 1992 г. за чертой бедности находилось 11% населения, а в 1996 г. уже 74%.

 

3. Обострение всего комплекса социальных проблем

Одной из самых острых и болезненных социальных проблем является безработицы, которое охватило все слои общества и приобретает массовый характер.

Введение рыночных отношений, перестройка структуры производства, сокращение научно-исследовательских учреждений и другие причины привели к тому, что тысяч трудоспособного населения остались без работы.

Уже в начале декабря 1993 службой занятости страны было зарегистрировано 127,4 тыс. граждан, желающих устроиться на работу. Из них 80,5 тыс. имели статус безработных.

В 1995 эта же служба зарегистрировала 526,9 тыс. граждан, не занятых трудовой деятельностью, из которых уже 175,5 тыс. получили статус безработных.

Среди безработных преобладают работники научно-исследовательских и проектных институтов, рабочие и инженерно-технические работники, ранее работавших преимущественно в оборонной промышленности. По данным Всемирного банка 34,5% от общего количества безработных Украине составляют лица, имеющие высшее образование, а в таких индустриальных областях, как Днепропетровска, Донецкая, Харьковская 43-44%, в Киеве 58%.

Течение 1996 ситуация с занятостью населения еще больше обострилась, в стране уже насчитывалось около 400 тыс. безработных. Министр труда Украины заявил: «Мы находимся на пороге массовых несвободная ».

Широкое размах приобрело скрытая безработица. За простоев производства администрация вынуждена отправлять рабочих и служащих в долгосрочные отпуска. В 1996 г. около 4 млн. трудоспособных Украине стали фактически безработными таким способом.

На начале 2000 г. безработицы поразило 4% трудоспособного населения Украины.

В Украине возросло количество несчастных случаев непроизводственного характера.

По период 1991-1998 гг в стране от несчастных случаев непроизводственного характера погибло 567,5 тыс. человек, что в 38 раз превышает количество погибших на производстве, тысячи людей стали инвалидами.

На транспорте смертельно травмировано около 76 тыс. человек, почти 82 тыс. погибло от отравлений, 108 тыс. человек покончили жизнь самоубийством, от насильственных действий пострадали 50,8 тыс. человек, 37,3 тыс. утопилося, 12,7 тыс. погибли при пожарах.

Экономический и социальный хаос привел к рост уровня преступности. За 1994 г. было зарегистрировано 572 тыс. преступлений. Каждый шестой преступление осуществлялся несовершеннолетними. Это в 2-3 раза больше, чем в 70-80-е годы. Значительно возросла экономическая преступность. Наблюдается общее падение морали в обществе. Такие свойства человека, как честность, трудолюбие, доброжелательность стали отходить на задний план. Большую ценность приобретает умение зарабатывать деньги любым путем, включая спекуляцией, обманом, воровством, вымогательством и т.д. Так случилось еще и потому, что честный труд не обеспечивает заработка для нормальной жизни.

Сложной для Украины остается и жилищная проблема. Достаточно сказать, что 13% жителей республики проживают в общежитиях, почти 3 млн. семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Между тем по объемам жилищного строительства Украины в 1994 г. была на уровне 50-х годов.

Большим бременем на жилой сектор экономики Украины легла Чернобыльская авария: за последние девять лет из зоны безусловного (обязательного) отселения в специально построенные жилые дома переселены 14 228 семей и предоставлено жилье 12 828 семьям, которые самостоятельно переселяются, улучшены жилищные условия 4786 семьям инвалидов.

Чтобы хоть немного решить жилищную проблему, в Украине с 1998 г. началась реализация программы долгосрочного финансирования строительства жилья для молодых граждан. Населению стали предоставляться кредиты на строительство жилья.

Отрицательно влияет на уровень жизни населения Украины острая экологический кризис, что поразила большую часть территории республики.

В атмосферу выбрасываются тонны вредных веществ. Во многих городах загрязненность воздуха в 15 раз превышает предельно допустимые нормы. Такое положение экологии ухудшает здоровье жителей Украины: много детей рождается здоровыми, усиливается заболеваемость людей.

Все вышеупомянутое крайне обостряет вопрос о социальную защиту народа Украины.

На начале 90-х годов государство увеличило средства на пенсии, субсидии и социальные услуги. Внедрялись программы денежной помощи и компенсаций. Этим государство пыталась хотя бы частично смягчить удар, нанесенный народу либерализацией цен. В 1992 г. общие средства, выделяемые на социальную защиту, составили более 40% бюджета.

Уменьшение поступлений в бюджет слишком усложняет финансирование мер социальной защиты населения. Финансовые трудности заставили правительство уже в начале 1993 г. отказаться от широкомасштабного и всеобъемлющего социальной защиты и переориентироваться на целевую адресную помощь наименее защищенным слоям населения.

На практике же это означало, что круг тех, кто получал государственную помощь, все сужался, несмотря на то, что погреба в ней мало гораздо больше людей.

 

4. Межнациональные отношения в Украине

Украина полиэтническоегосударство. По данным переписи населения 1989 г. в Украине проживало более 51,4 млн. человек, среди них более 37,4 млн. Украинский, 11,3 млн. россиян, 486 тыс. евреев, 440 тыс. белорусов, 324,5 тыс. молдаван, 219 тыс. поляков, 163,1 тыс. венгров, 134,8 тыс. румын и представителей других народов.

 

Этнический состав населения

 

Всего в Украине проживает около 130 национальностей, народностей и других этнических групп. Особенностью национального состава Украине еще с послевоенных лет было то, что доля украинский в общем числе населения упала с 76,8% в 1959 г. до 72,7% в 1989 г., тогда как доля россиян за этот период выросла с 16,9% до 22,1%.

Увеличилось также количество молдаван, армян, цыган в Украине. Вместе численность некоторых национальностей уменьшилось, особенно евреев (на 23,2%).

Верховная Рада приняла в ноябре 1991 г. Декларацию прав национальностей Украина, в которой провозглашено, что государство гарантирует всем народам, национальным группам, гражданам, проживающим на территории Украины, уровне политические, экономических, социальных и культурных правах. Этим было подтверждено, что Украине становится родиной для всех наций и народностей, сроднились с украинской землей.

Государство гарантирует всем национальностям право на сохранение их традиционного расселения и обеспечивает существование национально-административных единиц, взяла на себя обязанность создавать надлежащие условия для развития всех национальных языков и культур.

Важное значение в консолидации украинского народа должна провозглашенное государством обязательство гарантировать всем гражданам свободно исповедовать свою религию, использовать свою национальную символику, отмечать свои национальные праздники, участвовать в государственной жизни.

Украинский государство своим законодательством запрещает дискриминацию граждан по национальному признаку.

В национальной структуре особое место занимает русскоязычное население страны. Подавляющее большинство его представителей родилась в Украине, социализувалася в двуязычной среде, в определенной степени восприняла ценности украинский культуры.

 

Понятие сроки

            Социализация - Процесс усвоения человеком системы ценностей, норм и образцов поведения, обязательных в определенном обществе, а также навыков, которые дают ей возможность войти в мир общественных отношений, осуществляемых под воздействием среды, человек и воспитательных учреждений.

 

Значительной в составе населения является доля россиян, приехавших в Украину в зрелом возрасте, а это 4,3 млн. человек.

Многим из них трудно смириться, что Украина стала независимой, распавшейся союзная государство, возникли и другие независимые государства. Ведь в сознании многих россиян Украина была лишь частью союзной страны. Но подавляющее большинство русскоязычного населения Украины восприняла ее независимость как независимость своей Родины.

Украинский государство создает благоприятные условия для развития и функционирования российской языка и культуры, а также языков и культур других народов нашей страны.

Заметную роль в гармонизации национальных отношений в Украине играют национально-культурные общества, которых насчитывается в Украине более 300.

С их инициативе и при поддержке государства создаются национальные культурные центры, театры, музеи, школы, факультативы по изучению родного языка и истории. В Украина образовано восемь редакций и Главную специализированную редакцию для выпуска литературы на языках национальных меньшинств.

Украина проявляет заботу о возвращение на земле своих родителей депортированных в времена сталинщины народов.

С инициативы Украины в октябре 1992 г. главы государств СНГ подписали соглашение относительно восстановления прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов.

В Украина создано республиканскую комиссию по делам депортированных народов, существует фонд для депортированных народов Крыма.

В январе 1992 г. правительство Украины рассмотрело вопрос, связанный с возвращением депортированных крымских татар в Крым и их жизнеобеспечением. На июль 1997 в Автономную Республику Крым вернулось более 240 тыс. крымских татар принципиально изменило этническую структуру полуострова.

На Украинский землю вернулось также много болгар, армян, греков это где 12 тыс. человек. В южные области Украина вернулось 552 семьи немцев в составе 1,7 тыс. человек.

Нашей государству удалось создать условия для развития цивилизованных отношений между всеми народами, проживающими на ее территории.

В Украина, в отличие от некоторых других государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, не возникло открытых конфликтов.

Демократический подход к решению проблем межнациональных отношений, в свою очередь, создает предпосылки для решения неотложных проблем социально-экономического и политического развития.

 

Документ

            Выдержка из Декларации прав национальностей Украины (1 ноября 1991)

Верховная РадаУкраина, исходя из Декларации  о государственном суверенитете Украины, из Акта провозглашения независимости Украины, руководствуясь Всеобщей декларацией прав человека и ратифицированными Украиной международными пактами о правах и свободах личности, стремясь утверждение в независимой, демократической Украине священных принципов свободы, гуманизма, социальной справедливости, равноправия всех этнических групп народа Украины;

принимая во внимание, что на территории Украины проживают граждане более 100 национальностей, которые вместе с украинским составляют пьятдесятидвохмильйонний народ Украины, принимает эту Декларацию прав национальностей Украины:

Статья 1. Украинское государство гарантирует всем народам, национальным группам, гражданам, проживающим на ее территории, равные политические, экономические, социальные и культурные права.

Представители народов и национальных групп избираются на равных правах в органов государственной власти всех уровней, занимают любые должности в органах управления, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Дискриминация по национальному признаку запрещается и карается законом.

Вопросы к документу

1. Внимательно прочитайте отрывок из Декларации. Которые права государство гарантирует национальным меньшинствам?

2. Почему, по Вашему мнению, после провозглашения независимости Украины возникла потребность принять Декларацию прав национальностей Украины?

 

Вопросы и задачи

1. Как экономическая кризис повлиял на социальное положение населения Украины?

2. Какие изменения произошли в динамике миграционных процессе за время независимости Украины?

3. Какие социальные явления свидетельствуют о социальном расслоение украинского общества?

4. Представители которых национальностей живут в Украине?

5. Назовите болезненные, на Ваш взгляд, социальные проблемы в Украине в 90-е гг

6. Объясните термин «скрытая безработица».

7. Объясните срок «Социализация».

8. Какое значение имело принятие Верховной Радой «Декларации прав национальностей »для развития межнациональных отношений? Когда было принят этот документ?

9. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в современной Украина.

10. Назовите причины социального расслоения населения Украина. К каким социально-политическим последствиям приводит социальное расслоения?

11. Охарактеризуйте национальную структуру населения Украины. Какие изменения в ней произошли в период независимости?

12. Охарактеризуйте шаги, которые были осуществлены государством для гармонизации межнациональных отношений.

13. Которые реальные шаги, по Вашему мнению, нужно сделать государству для повышения жизненного уровня населения?

14. Почему, на Ваш взгляд, в Украине, в отличие от многих других стран СНГ, во времена независимости не состоялось межэтнических конфликтов? Что Вы можете посоветовать для предотвращения таких конфликтов в будущем?

15. Как, по Вашему мнению, можно решить проблемы безработицы? Какие советы Вы дали бы законодателям и правительства по этому вопросу?