🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

26. Развертывания процессов (учебник)

Тема VI                                                                   УКРАИНА В УСЛОВИЯХ НЕЗАВИСИМОСТИ

 

§ 26                                                       Развертывания процессов

 

1. Становления властных структур

С провозглашением независимости Украины начался переходный период, в который нужно было достичь коренных преобразований во всех сферах жизни, новой степени общественной развития:

        в политической сфере предполагалось перейти от тоталитарной системы к демократии;

        в экономической от командно-директивной к рыночной экономике;

        в социальной сфере от «человека-винтика», которая неусыпно контролировалась системой советской власти, к активному творца собственной судьбы;

        у гуманитарной от классовых к общечеловеческим ценностям;

        у международной от политики конфронтации советское время к интеграции в международное сообщество.

Нужно было предпринять решительные шаги путем системного обновления всех сфер общественной жизни, приобщения украинского народа к достижениям современной цивилизации.

А это означало переход от республики с крайне ограниченным суверенитетом в полной государственной независимости.

Для достижение независимости Украины избрала мирный, эволюционный путь. К Конституцию были внесены изменения: название «Украинская ССР» заменен изначальную название «Украина». Реформировались существующие и создавались новые государственные органы.

В первые месяцы независимости в Украине сложилась своеобразная политическая ситуация.

Правящая Коммунистическая партия была лишена властных функций: ее деятельность была запрещена. Новая система государственной власти еще не была создана в центре и на местах образовался вакуум исполнительной власти.

Возникла острая потребность в усилении президентской власти. Тогдашнюю Конституцию было дополнен положением о том, что «Президент является главой государства и главой исполнительной власти ».

Как глава государства Президент Украины стал гарантом национальной безопасности, свободы граждан, государственного суверенитета, соблюдения Конституции и законов. Он представлял государство в международных отношениях, употреблял меры по обеспечению ее обороноспособности и национальной безопасности.

Для осуществления исполнительной власти было сформировано правительство Украины Кабинет Министров. Общее руководство его деятельностью осуществлял Президент как глава исполнительной власти.

Рядом с Президентом Конституция предусматривала и должность Премьер-министра, который непосредственно руководил деятельностью правительства.

В Украина реформировались министерства, создавались такие институты, как Национальный банк, посольства и консульства, экспортно-импортные организации т.д.

Таким образом, тогдашние законы предусматривали тяготение к сильной власти, создавая при этом предпосылки для формирования смешанной формы правления президентско-парламентской.

Верховная Рада приступила к созданию нового законодательства.

В первые годы независимости был принят ряд важных законов и постановлений о права человека, реабилитации жертв политических репрессий в Украине; о свободе совести и деятельности религиозных организаций; об обеспечении прав национальных меньшинств.

Особое место отводилось формированию собственных Вооруженных Сил.

24 Август 1991 было создано Министерство обороны Украины. Вооруженные Силы формировались на базе воинских формирований, которые были размещены на территории Украина, а это более 700 тыс. военнослужащих.

Парламент Украина от имени народа обнаружил высокое доверие всему личному составу войск, расположенных на украинских землях. Военнослужащие добровольно сделали свой выбор, присягнув на верность Украине.

Развитие Вооруженных Сил базировалась на демократических началах. Военная доктрина государства, одобренная Верховной Радой Украины 19 октября 1993 признает, что Украину осуществляет военно-политический курс согласно национальным интересам своей государства, отказывается от применения своих вооруженных сил для решения политических вопросов на своей территории.

Военная доктрина нашего государства масс четко выраженный оборонительный характер. В ней указано, что Украина не видит в одной из соседних государств своего противника.

 

Документ

С ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ УКРАИНА (1993 г.)

Стратегической задачей Украины в области обороны является защита ее государственного суверенитета и политической независимости, сохранение территориальной целостности и неприкосновенности границ.

Провозглашая свою Военную доктрину, которая имеет оборонительный характер, Украина исходит из того, что она не является потенциальным противником ни конкретного государства.

1. Военно-политические аспекты.

1.1. Военно-политические цели Украины и международные приоритеты в области обеспечение национальной безопасности.

Главной целью военной политики Украины с обеспечения национальной безопасности Украины от внешней военной угрозы, предотвращение войны, поддержание международного мира и безопасности.

Украина строит свои отношения с другими государствами на основе принципов равноправия, взаимоуважения, взаимовыгоды, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права ...

Осуществляя свой внешнеполитический и военно-политический курс согласно национальными интересами, Украина:

не выдвигает территориальных претензий к другим государствам и не признает никаких территориальных претензий к себе;

строго придерживается принципа неприкосновенность существующих государственных границ;

уважает государственный суверенитет и политическую независимость других государств ...

Вопросы и задания

Опираясь на документ, дайте характеристику основным принципам военной доктрины Украины. Чем она отличается от военной доктрины Советского Союза?

 

Важное для построения демократического государства, воплощение в жизнь верховенства права имело проведение судебно-правовой реформы, призванной обеспечить создание сильной, независимой судебной власти.

В июле 1992 г. парламент обсудил направления судебно-правовой реформы, определил компетенцию Министерства юстиции, прокуратуры, адвокатуры.

Судебная власть выводилась за пределы прерогатив Президента. Избрание Верховного Суда, судей областных и Минского городского суда, назначение арбитров Высшего арбитражного суда, арбитражных судей областей и города Киева осуществляла Верховная Рада Украины. Парламент Украины намерен построить принципиально новую систему судебной власти.

Однако формирование судебной власти происходило достаточно медленно и не в полном объеме. На протяжении 1992-1996 гг парламент не принял концепцию судебно-правовой реформы, не был сформирован в эти же годы и Конституционный Суд, хотя закон о его целесообразности был принят еще в июне 1992 г.

Возникла потребность в пересмотре и подготовке новых кодексов Украины; Гражданского, Трудового, Административного и др. Однако парламент из-за расхождения в концептуальных подходах в этом вопросе, вследствие своей чрезмерной политизации оказалось неспособным их принять.

Важным мероприятием в защите интересов независимого государства стало создание правоохранительного органа Службы безопасности Украины (СБУ).

В своей работе СБУ руководствуется конституционными нормами и законом «О оперативно-розыскной деятельности ». СБУ подчинена Президенту Украины и подконтрольна Верховной Раде. Служба безопасности беспартийная, придерживается лишь требований законов Украины.

Верховная Рада утвердила атрибуты государственности:

15 Январь 1992 Государственный Гимн «Еще не умерла Украина» (Слова написал известный украинский поэт и этнограф П. Чубинский а музыку М.Вербицкий);

28 Январь 1992 сине-желтый флаг как Национальный Флаг Украины;

19 Февраль 1992 парламент утвердил своим постановлением трезубец, как Малый Герб Украины, считая его элементом Большого Государственного Герба.

 

Интересно знать

Государственная символика Украины и ее историческое происхождение

Государственными символами Украины являются флаг, герб и гимн, определен статьей 20 Конституции Украины. Описание государственных символов Украины и порядок их использования устанавливаются законом, принимается не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины.

После провозглашения в 1991 г. независимости, фактического и юридического оформления украинской государственности возникла насущная потребность в собственных государственных атрибутах и символике. Мероприятия государственном уровне - визиты, приемы, подписание межгосударственных соглашений - надо было проводить, имея собственные флаг, гимн, герб, печать и т.д. Некоторое время с их отсутствием приходилось мириться. До принятия новых государственных символов органах власти, учреждениях и организациях действовала символика Украинская ССР.

Утверждение новой символики происходило в условиях острой политической борьбы. Развитие событий в стране, стремительное расширение его международных отношений обусловили введение новых символов еще до соответствующих решений Верховной Рады Украины. Уже 4 сентября 1991 над ее домом взвился национальный сине-желтый флаг. Такой же флаг поднимался во время визита Председателя Верховной Рады Украины Л. Кравчука в США и Канады в сентябре-октябре 1991 г.

28 января 1992 Верховная Рада Украина утвердила Государственный флаг. Государственный флаг Украины - стяг из двух равновеликих горизонтальных полос синего и желтого цветов. Эти цвета издавна использовались в символике на украинских землях, а в Галичине XIX в. были признаны национальными. Кое украинские патриоты отдавали предпочтение малиновом и красного цветов. Однако на рубеже XIX-XX вв. утвердился желто-голубой флаг. Он с некоторыми изменениями использовался в период УНР и Украинской Державы гетмана П. Скоропадского, в Западноукраинской Народной Республике, как государственный флаг Карпатской Украины, а также украинский центрами в эмиграции. У1949 г. Украинский Национальный Совет за рубежом решила, что до окончательного установления государственных символов независимой властью Украине национальный флаг является голубовато-желтым (голубой цвет вверху и желтый внизу).

Большой Государственный герб по Конституции Украина устанавливается с учетом малого Государственного герба и герба Войска Запорожского. Главным элементом большого государственного герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого.

В исторической литературе является принятым, что герб - это устоявшееся соответствии с законами геральдики изображения, которое принадлежит государству, городу или семье. Старейший герб украинского государства - земель Владимира Великого и его династии - трезубец, известный с X в. В галицких князей гербом служило изображение льва, а в Войске Запорожском - рыцаря, казака с мушкетом. После Акта воссоединения УНР и ЗУНР в 1919 г. трезубец был принят и на западноукраинских землях. Династический знак Владимира Великого стал символом соборной Украине.

19 февраля 1992 Верховная Рада Украина признала трезубец малым Государственным гербом. Эскиз большого Государственного герба разработаны, однако еще не утвержден.

В XIX в. Украинская, не имевших собственного гимна, пели «Многая лета », песни и стихи «Дай Бог, в добрый час», «Мир вам, братья, всем приносим», «Завещание» Т. Шевченко, молитву «Боже, Великий Единый» и другие произведения. В 1863 г. во львовском журнале «Мета» было напечатано стихотворение П. Чубинского «Ще не вмерла Украина ..." Того же года композитор М. Вербицкий написал к нему музыку. Песня быстро распространилась на украинских землях и за рубежом. А в 1917 г. была официально признана гимном украинского государства.

6 марта 2003 Верховная Рада приняла Закон «О Государственном гимне Украины». Согласно статье 1 этого закона, Государственным гимном Украины является национальный гимн на музыку М. Вербицкого со словами первого куплета и припева произведения Павла Чубинского с незначительными изменениями.

 

В ходе развития независимого государства особое внимание было уделено реорганизации исполнительных структур власти.

Президент своим указом 25 февраля 1992 упразднил институт государственных министров Украина как такой, который не оправдал себя, ликвидировал ряд министерств. 26 министерств было введено в систему центральных органов государственной власти. Эти министерства лишались права непосредственно управлять промышленными предприятиями и имели отвечать прежде всего за проведение государственной политики в соответствующих областях народного хозяйства.

В декабре 1993 г. был принят Закон «О государственной службе в Украине», которым регулировалась деятельность государственных служащих страны. Государственная служба была признана чрезвычайно важным институтом государства. Служащие государственных органов были призваны обеспечивать эффективное функционирование экономики, учреждений народного образования, здравоохранения, науки.

На государственную службу возложена большая ответственность за сохранение стабильности государства, обеспечения прав и свобод граждан. В Украине организованы подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих.

Первые шаги реформирования государственной системы, разумеется, не внесли кардинальных изменений в жизни общества.

Государственный строй Украины сочетал элементы парламентской республики, президентского правления и советской власти. Несмотря на большой объем полномочий, Президент был лишен права самостоятельно формировать правительство, поскольку решение о назначении и освобождении Премьер-министра должны получить одобрение большинства парламента. С согласия парламентариев Президент также назначал ведущих министров.

Особенно слабой и неэффективной оказалась вертикаль исполнительной ветви власти. Правительство практически потерял контроль за регионами, В этих условиях государственный аппарат работал с перебоями, власть на местах оказалась недееспособной. Поэтому было осуществлено реформирования деятельности местных Советов, ограничив их обязанностями местного и регионального самоуправления.

Вместо в марте 1992 г. был образован институт представителей Президента глав местной государственной администрации, сформированной на базе бывших исполкомов местных Советов. Представителям Президента предоставлялись достаточно широкие полномочия, они были призваны осуществлять исполнительную власть в областях и районах, контролировать органы местного самоуправления в плане выполнения предоставленных им государственных функций. Введение института представителей Президента способствовало укреплению вертикали исполнительной власти.

Однако эти реорганизации затронули более формы, оставался неизменным содержание: сохранялась тенденция, законодательная власть подменяла исполнительную.

К тому же у власти оставалась прежняя партийно-советская номенклатура. Выходцы из демократического лагеря составляли незначительную часть управленческого аппарата, не имели практического опыта, были не в состоянии радикально изменить ситуацию к лучшему.

 

2. Перегруппировка партийно-политических сил в условиях независимого государства

На время провозглашения независимости Украины существовало более 20 политических партий. Ни одна из них, выступая за самостоятельное развитие Украины, не смогла воспользоваться благоприятным моментом, чтобы взять на себя ответственность за судьбу нового государства. Одна из причин этого заключалась в противоречивости провозглашенных партиями лозунгов, которые часто не соответствовали реальной ситуации; имели место непоследовательность действий и организационная несформированностьновых партий.

После августовских событий 1991 г. и запрета Компартии в политической жизни Украины стали преобладать партии и движения национально-демократического направления.

На многочисленных собраниях они продолжали осуждать имперский тоталитаризм и выступали за развитие национального государства, их заявления отмечались определенной эйфорией относительно быстрого обновления всех сфер жизни.

Национально-демократические силы обладали в то время политической инициативой, однако не удосужились повлиять на проведение коренных реформ, особенно экономических.

Формирование партий левого политического направления. Осенью 1991 г. заявил о себе левый политический движение.

Активизация его связана с созданием Социалистической партии Украины (СПУ) во главе с А. Мороза. В партию вступила большинство членов КПУ, которая в это время была запрещена.

Еще через полгода провозгласила о своем существовании Крестьянская партия Украины (СелПУ). Она выступила за возрождения крестьянства как основы укрепления нового государства.

В октябре 1993 г. после длительных дебатов в парламенте и на страницах газет возродилась Коммунистическая партия Украины (КПУ).

В марте 1995 г. делегаты второго съезда провозгласили КПУ правопреемницей партии, существовавшей в составе КПСС и была запрещена в августе 1991 г.

К левым относится и Прогрессивная социалистическая партия Украины (ПСПУ), Зарегистрированная в апреле 1996 г. Партия возникла в результате противоречий в руководстве Социалистической партии. Группа социалистов во главе с Н. Витренко вышла из этой партии и провозгласила о создании новой.

Оказалось, что левое движение не потерял еще своего политического влияния. На выборах в Верховной Рады Украины 1994 г. партии левого направления получили 123 мандата (Из 397 избранных депутатов).

Программные положения и требования левых партий были близкими или очень похожими. Они исповедуют приоритет государственных форм хозяйствования, осторожно относятся к частной собственности, осуждают социальное расслоение общества, выступают за ликвидацию безработицы, за развитие системы Советов и предоставления им исполнительных функций власти.

Во внешнеполитических делам выступают за укрепление связей со странамиСНГ и в первую очередь с Россией.

Левые силы заявили, что они намерены мирным путем прийти к власти.

Правое крыло политических сил представляли партии национального и националистического направлений.

К партий этого толка принадлежали Народный Рух (НРУ), Демократическая партия Украина (ГПУ), Украинская Республиканская партия (СРП), Конгресс Украинских Националистов (КУН), Христианско-демократическая партия Украины (ХДПУ), Украинская национальная ассамблея (УНА).

Провозглашение независимости позволило перенести в Украину деятельность Организации украинских националистов (ОУН), которая ранее функционировала за рубежом.

В 1995 общее количество членов партий правой ориентации составляла около 150 тыс. человек. На выборах в Верховную Раду 1994 представители правых партий завоевали 47 депутатских мандатов.

Влиятельным среди партий правой ориентации был Народный Движение Украине. НРУ прошел путь от общественного объединения к политической партии, которая сформировалась в 1992 г. Движение объявил себя оппозицией (но в конституционной, парламентской форме) президентской власти.

На протяжении 1991-1993 гг почти 28 политических партий заявили о своей центристскую позицию. Представители центристских партий больше других были Связанные с президентскими структурами власти, с правительством Украины. Партии центристского направления в 1992 г. основали общественно-политическое объединение «Новая Украина».

Партии, провозгласивших себя центристскими, на том этапе оказались малочисленнымии имели незначительное влияние в обществе.

В 1994 только 6 партий центристской направленности провели своих представителей в Верховную Раду.

Среди политических сил центристского направления лидерство принадлежало Либеральной партии Украины (ЛПУ), Созданной в сентябре 1991 г. В ее состав входили в основном представители восточных регионов страны. Либеральная фракция «Социально-рыночный выбор» в Верховной Раде в 1994 г. насчитывала 27 народных депутатов.

Заметную роль в центристском движении играла Партия труда Украины (НПУ). Некоторые политологи считали ППУ представительницей директората крупных промышленных объединений страны.

К центристского направления сходилось социал-демократическое крыло, представленное Социал-демократической партией Украины (СДПУ) и Социал-демократической партией Украины (объединенной).

В программных документах политических партий, считавших себя центристскими, существенных разногласий не существовало. Эти партии сосредоточили свое внимание на проблемах свободы, справедливости, солидарности, развития социально ориентированной рыночной экономики, использовании достижений науки и техники, привлечении Украины к процессам европейской интеграции.

Партийно-политические силы па этапе провозглашения независимости Украины выступили за развитие независимого государства, однако расходились в приоритетах своей политики.

Президентский курс поддерживали партии центристского направления. Левые и правые силы, по сути, были в оппозиции к президентской власти.

 

Крупнейшие политические партии Украины в начале 1990-х годов

Название

Председатель

Политическое   направления

Коммунистическая   партия Украины

Симоненко Петр   Николаевич

Левая

Социал-демократическая   партия Украины (объединенная)

Медведчук Виктор   Владимирович

Центристская

Всеукраинское   объединение «Батькивщина»

Драченко Виктор   Александрович

Центристская

Народно-демократическая   партия

Пустовойтенко   Валерий Павлович

Центристская

Трудовая партия   Украины

Сирота Михаил   Дмитриевич

Центристская

Украинский   Народный Рух

Костенко Юрий   Иванович

Права

Социалистическая   партия Украины

Мороз Александр   Александрович

Левая

Партия зеленых   Украины

Кононов Виталий Михайлович

Центристская

Народный Рух   Украины

Удовенко Геннадий   Иосифович

Права

Реформы и порядок

Пинзеник Виктор   Михайлович

Центристская

Конгресс   украинских националистов

Стецько Ярослава   Иосифовна

Права

 

Селянская партия   Украины

Довгань Сергей   Васильевич

Левая

Прогрессивная   социалистическая партия Украины

Витренко Наталья   Михайловна

Левая

 

 

3. Экономические проблемы независимой Украине

Реформирование государственных органов власти, появление новых политических партий сопровождались серьезным обострением социально-экономической ситуации в Украине.

Уже весной 1992 г. в стране проявились все признаки глубокого экономического кризиса, которая угрожала разрушительными последствиями. Существенно уменьшился объем произведенной промышленной продукции, товаров народного потребления, падал национальный доход государства. Угрожающий характер приобрел дефицит государственного бюджета. За 1990-1994 гг, производство валового национального продукта в Украине сократилось на 44%, объем промышленной продукции на 41%, национальный доход на 54%.

В 1994 спад производства в Украине достиг своего максимума. Некоторые аналитики считают, что темпы и глубина экономического кризиса Украина не имеют аналогов в мировой истории. Инфляция и высокие банковские ставки делали невозможным накопление средств для последующего их инвестирования в экономику.

Катастрофическое падение экономики Украины обусловлено как объективными факторами, состоянием промышленности и сельского хозяйства, который оставался после распада СССР, так и отсутствием стратегии экономической перестройки государства.

К распада Советского Союза производство конечного продукта в промышленности Украина занимало менее 20%, остальное было с кооперацией и интеграцией. 80% баланса внешнеторгового оборота республики приходилось на Русский Федерацию.

С развалом общесоюзного хозяйственного комплекса нарушилась традиционная производственная кооперация и специализация украинских предприятий. Сотни коллективов остались без материально-технического снабжения, потребителей продукции и финансирования.

Высокая концентрация базовых отраслей производства, а также оборонной промышленности, не давала возможности быстро приспособить их к рыночным условиям.

Одной из ошибок было стремление тогдашних политиков масштабно и сразу же переориентировать развитие украинской промышленности из Востока на запад.

Предприятия оказались не готовы выпускать конкурентоспособную продукцию, она не находила сбыта на мировом рынке.

Экономическую ситуацию крайне затрудняла энергетический кризис.

На начале своего самостоятельного развития Украины могла обеспечить собственными ресурсами только 25% потребностей в природном газе и 10% в нефти. После Чернобыльской катастрофы в Украина несколько сузились возможности использования атомной энергии.

Украинский экономика традиционно ориентировалась на Донецкий угольный бассейн. Между тем угледобыча не рос, а существенно сокращался.

К того же Россия взяла под контроль ценообразование на энергоносители ускорило инфляционные процессы в Украине. Известно, что Украина в свое время принимала непосредственное участие в создании топливно-добывающей промышленности России, вкладывала в ее развитие большие материальные и трудовые ресурсы. Однако Россия отказалась продавать независимой Украины энергоносители за льготным ценам и конце 1993 г. существенно подняла цены на импортируемую в Украину нефть. Рекордная инфляция в Украине, имевшей место в 1994 г. и нанесла экономике ощутимый удар, была связана прежде всего с этим фактором.

Став независимой в определении путей развития экономики. Украина начала переходить к введение рыночных отношений. Этот переход предусматривал существенные сдвиги в отношениях собственности, прежде всего, ее разгосударствления и приватизации. Для решения этих задач закладывалась правовая основа, был принят Закон «О собственности». В начале августа 1992 принимается Государственная программа приватизации имущества государственных предприятий на 1992-1994 гг

В ходе выполнения этой программы стало ясно, что приватизация одна из самых сложных проблем переходного периода. Вокруг ее проведения началась ожесточенная борьба различных политических сил.

Стоимость государственного имущества, которое подлежало приватизации, некоторыми структурами искусственно определялась в заниженным ценам. К проведению приватизации стали подключаться различные финансовые посредники, псевдовласникы, в которых оседали значительные средства и не шли по назначению.

В решении этих задач не всегда последовательной была позиция парламента. Государственных программ приватизации в 1995 и 1996 гг вообще не было принято, а на 1997 г. принято с опозданием на полгода До 1994 г. лишь несколько процентов граждан страны воспользовались своими приватизационными имущественными сертификатами, вследствие чего государство не получило значительные финансовые средства, на которые рассчитывала.

С началом приватизации была введена либерализация цен. Такая политика привела к катастрофическим последствиям: глубокого платежного кризиса. разбалансированности финансово-кредитной системы, наконец к обнищанию основной массы населения.

В цых условиях наиболее прагматическая часть номенклатуры переориентируется из политических интересов на экономические. Она начала создавать при государственных предприятиях различного типа коммерческие структуры, под их прикрытием поднимались цены, «перекачивались» деньги в теневой сектор и за рубеж. Эти процессы сопровождались распространением коррумпированности, экономической и финансовой преступности.

В течение первых лет независимости руководство государства никак не могло найти оптимальной модели рыночных преобразований, которая отвечала бы стартовым возможностям украинской экономики и обеспечила наименьшие потери для населения.

Давалась знать отсутствие у руководителей государства опыта проведения реформ в экономике. На момент получения независимости в Украине не существовало кадрового потенциала для проведение реформ.

Медвежью услугу реформаторам в эти годы сделали отдельные ученые-экономисты, переоценив в своих рекомендациях возможности Украины.

Сложилось противоречие между провозглашенным государством стратегическим курсом, направленным на переход к рыночным отношениям, и тактическими действиями власти для его осуществления. С 1990 по 1994 правительственными органами предлагалось девять государственных экономических программ. Но все они наталкивались на политические споры и экономические неурядицы в государстве.

Каждый из правительств, начиная с 1991 г., определял свои приоритеты. Каждая следующая программа отвергала предыдущую в связи с тем, что она в чем не удовлетворяла потребностей общества.

Негативный влияние на производство производило непрерывное изменение налогового законодательства, вследствие чего оно теряло поощрительную мотивацию.

Чтобы больше собрать денег, государство постоянно поднимала норму налога. А от этого экономический интерес снижался, что отрицательно влияло на деятельность производителей. Кризис также углубляли ошибки в проведении финансово-кредитной политики, организации банковской системы, осуществлении политики ценообразования.

Провозгласив реформационное курс, руководители государства надеялись на быстрый и широкий приток западных инвестиций в экономику Украины. Однако их надежды не оправдались. Несовершенство украинского законодательства сдерживала иностранные поступления в экономику.

 

4. Положение дел в сельском хозяйстве

В октябре 1991 г. законодатели приняли концепцию разгосударствление и приватизации земли.

Предполагалось, что за 1992 г. колхозы и совхозы должны быть превращены в ассоциации или хозяйственных обществах. При этом провозглашалось право каждого колхозника на выход из колхоза и создания собственного частного хозяйства.

На основе этой концепции парламент принял несколько законов, среди которых Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве ». Закон обязывал местные власти изъять часть земель, которая была в пользовании колхозов и совхозов, и образовать специальный фонд для желающих организовать фермерское хозяйство.

Через год парламент признал, что в Украине могут существовать государственная, коллективная и частная формы собственности на землю. Они объявлялись равноправными. Однако законодатели не пояснили содержания коллективной формы собственности на землю.

В результате, колхозы и совхозы продолжали быть основным элементом агропромышленной структуры. Паевания или акционирования имущества колхозов и совхозов не задевало производственных отношений, и земля оставалась в коллективном пользовании.

Фермерское хозяйство в Украине по многим причинам развивалось медленно.

Для нормального развития фермерства нужна четкая законодательная база, реальная помощь государства финансовым кредитам, современной техникой, в частности, малым механизацией.

Но эти условия отсутствовали. В Украине на начало 1993 г. насчитывалось только 14,6 тыс. крестьянских хозяйств, в 1995 г. 32 тыс, в 1997 г. 39,9 тыс а в 1999 г. стало еще меньше 35 тыс.

Тем время в сельском хозяйстве Украины объем продукции неуклонно уменьшался, а ее себестоимость росла.

Сельское хозяйство стало одним из факторов раскручивания инфляционных процессов. В 1999 г. более 85% коллективных сельскохозяйственных предприятий были убыточными.

Потере колхозов и совхозов требовало значительных государственных затрат, безлимитных кредитов, но гарантировало более-менее положительные результаты.

 

5. Финансовый кризис и осуществление денежной реформы.

Подобной помощи требовали и другие отрасли народного хозяйства, включая угольная.

Вследствие этого общая эмиссия денег достигла огромных размеров.

Украина охватила инфляция, которая по своим темпам превысила все имеющиеся пор показатели. Денежные инъекции проводились в условиях подорожания импорта, энергоносителей и уверенного спада производства.

 

Понятия и термины

Эмиссия - Создание и выпуск в обращение денежной наличности, осуществляется государственной казной.

 

Симптомы финансового кризиса были заметны в условиях существования СССР. Чтобы уменьшить социальное напряжение в обществе, советское руководство дополнительно выпустило в обращение денежную массу. Денежные доходы населения стали расти, а выпуск товаров народного потребления падал возник дефицит товаров первой необходимости.

К тому же в странах, избравших самостоятельный путь развития, стоимость рубля была различной.

Пользуясь открытостью границ, с Украиной массово вывозили товары и продукты в соседние государства. К тому же с сентября 1991 вообще прекратилось централизованное поступления в Украину рублевой массы, которая печаталась в России.

В этих условиях Украина вынуждена была выйти из так называемой «Рублевой зоны». Президент Украина 7 ноября 1992 подписал Указ «О реформе денежной системы в Украине ». Чтобы защитить своих граждан от «Вымывания» товаров соседями, в Украине до рублей добавились купоны, без которых на ее территории невозможно было сделать покупку. Со временем в Украине стали выпускать собственные денежные знаки (Купоны-карбованцы.

Вследствие инфляции счет денег пошел на сотни, тысячи и миллионы. Такие деньги потеряли свойственные им функции и стали тормозом социально-экономического развития.

С второй половины 1994 г. в Украине началось обуздание инфляции. В ее преодолении существенную помощь оказал Международный валютный фонд и Европейский банк реконструкции и развития.

Украина взяла курс на внедрение стабильных денег: в сентябре 1996 г. в обращение была введена современная денежная единица гривна.

Однако денежная система Украины функционирует не изолированно, а зависит от состояния национальной экономики, а также от финансовых колебаний на мировом рынке. Эту зависимость показала финансовый кризис в России (Лето-осень 1998 г.), которая привела к падению курса гривны и к ухудшение экономической ситуации в Украина.

 

6. Общественные и социальные проблемы независимой Украине

Глубокая экономический кризис обостряла в Украине социальные проблемы, вызвала противостояние между властью и рабочими коллективами.

Надежды рабочих на улучшение своей жизни исчерпывались, и они прибегли к протесту. В феврале марте 1992 г. состоялась забастовка горняков Криворожского бассейна. Забастовка поддержали шахтеры Донбасса. В начале сентября того же года вместе забастовали горняки Донбасса, Кривбасса и Львовско-Волынского бассейна, авиадиспетчеры и машинисты поездов.

Власть отнеслась к забастовке крайне отрицательно, осудили его и организации национально-демократического направления, обвинив забастовщиков в том, что они позволили себе стать орудием как внутренних, так и внешних антигосударственных сил.

Сентябрьские события показали, что единый фронт национально-демократических сил и рабочего движения, который начал формироваться в борьбе за независимость Украины, оказался расколотым.

Гораздо мощный забастовку всколыхнул Украины в июне-июле 1993

Он начался остановкой нескольких шахт в Донбассе, а вскоре к нему присоединились рабочие других производств региона и за его пределами. Организаторами забастовки выступили не только забастовочные и рабочие комитеты, но и директора заводов, областные, районные и городские Советы.

Под влиянием левых партий СПУ и КПУ Бастующие выдвинули политические требования: проведение референдума о недоверии Верховной Раде и Президенту, местным Советам, поступление на экономический союз СНГ.

Одновременно начали забастовку железнодорожники Кременчуга, Николаева и Полтавы. 9 сентября 1993 на предприятиях Львовщины прошел однодневную забастовку протеста.

Вскоре на площади перед Верховной Радой несколько тысяч пикетчиков требовали отставки правительства и досрочных выборов парламента. На шахтах Донбасса была объявлена предзабастовочное готовность.

Чтобы то изменить ситуацию к лучшему, после бурных дебатов принимается решение о досрочные випоры Верховной Рады и Президента Украины. Тем самым депутаты получили моральное право вновь бороться за депутатские мандаты, а Президент на более решительные действия.

В условиях правительственной кризиса Президент Л. Кравчук взял на себя непосредственное руководство Кабинетом Министров. Именно в это время правительству удалось сдержать углубление кризисных явлений в экономике.

 

7. Некоторые итоги государственного строительства в первые годы независимости.

На протяжении 1990-1993 гг в Украине были заложены основы для формирования и деятельности государственно-правовых институтов, реализации прав и свобод граждан, обеспечения обороны и безопасности государства, существование отдельных институтов гражданского общества.

Одновременно Верховная Рала неспособностью завершить процесс принятия новой Конституции Украины, Не давало возможности провести комплексную реформу государственной власти. Созданы и реформированы структуры НЕ успевали решать назревшие проблемы, отставали от жизненных потребностей общества.

Ситуация осложнялась тем, что па этом этапе государственного строительства давалась знать отсутствие научно-обоснованной программы государства, реформирование экономики, перевод ее па рыночные отношения.

Объективные и субъективные причины обусловили резкое снижение производства падение жизненного уровня народа, вызвали социальный протест. Нарастало недовольство народа уровнем жизни.

Выход искался, в основном, в обновлении высших органов государственной власти, но это, конечно, не срабатывало, и поэтому государственно процесс в первые годы независимой Украины не давал желаемого результата.

Однако неоспоримым является то. что он постепенно все ж таки набирал демократических черт, создавал основу для будущих реформ.

 

Вопросы и задачи

1. Как изменилась политическая ситуация в Украине в начале 90-х годов?

2. Какие атрибуты государственности были введены Верховной Радой после провозглашение независимости Украины?

3. Назовите Известны ли Вам партии, образовавшиеся после провозглашения независимости Украины.

4. Назовите известных Вам лидеров крупнейших политических партий Украины.

5. Как происходил процесс образования украинский властных структур? В чем заключались его особенности?

6. Что такое «эмиссия»?

7. Расскажите о политические цели правых и центристских партий Украины.

8. Определите хронологическую последовательность событий:

- Создание института представителей Президента глав местной государственной администрации;

- Введение в обращение гривни;

- Утверждение Верховной Радой Украины атрибутов государственности;

- Принятие концепции разгосударствления и приватизации земли.

9. Выделите причины экономического кризиса, охватившего Украину в первые годы независимости.

10. Охарактеризуйте аграрную политику Украины в начале 90-х годов и раскройте ее последствия.

11. Охарактеризуйте процесс перегруппировки партийно-политических сил после провозглашение независимости Украины. Какие политические течения появились на политической арене страны?

12. В чем заключалась проблема выбора формы государственного устройства, которая встала перед Украиной по провозглашением независимости? Какая форма государственного устройства, по Вашему мнению, является оптимальной для Украины?

13. Почему, на Ваш, взгляд, в первые годы независимости экономические изменения значительно отставали от политических?

14. Предложите свой путь реформирования экономики Украины. Какие изменения, по Вашему мнению, необходимо для этого внести правительственному курсу?