🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

§ 20. Культура Галицко-Волынского государства (учебник)

§ 20. Культура Галицко-Волынскогогосударства

Обработав этот параграф, вы узнаете:

·        какими были особенностикультуры Галицко-Волынского княжества;

·        в чем особенности галицко-волынского летописания;

·        какие выдающиеся памятники архитектуры и изобразительногоискусства Галицко-Волынского княжества сохранились до настоящего времени.

 

Задача на повторение

1.   Которыеосновные источники культуры Киевской Руси?

2.   Вчем заключаются особенности летописания на Руси?

3.   Назовитевыдающиеся архитектурные памятники Киевской Руси.

 

1.   Особенностиразвития культуры Галицко-Волынского княжества. КультураГалицко-Волынского княжества является составной частью культуры Руси. При томона заметно отличается от культуры других земель, имея собственные самобытныечерты и оригинальность. Даже после монголо-татарского нашествия на протяжениивека Галицко-Волынская Русь не отставала в своем культурном развитииот соседних государств, а в ряде случаев стала родиной творческих достижений, чтообогатили всю тогдашнюю восточноевропейскую культуру.

КультураГалицко-Волынского княжества была открытой для влияний западной и восточнойкультур, но при этом не теряла своей восточнославянской специфики.

Большое влияние накультуру региона имела православная церковь, которая, несмотря на политические неурядицы,сохраняла основные культурные традиции.

КультураГалицко-Волынского княжества стала одной из составных частей формированияукраинской культуры.

Несмотря на точто черты культуры Галицкой и Волынской земель имеют различия, ихразвитие происходило одновременно, а процессы были одинаковыми. Это позволяет ученымрассматривать культуру Галицко-Волынского княжества как целостный феномен.

 

2.   Образование. Для нуждгосударства и распространение и утверждение христианской веры требовались грамотные иобразованные люди. Образование в Галицких и Волынских землях продолжала традицииКиевской Руси. При церквях, особенно при монастырях, епископских кафедрахсуществовали школы. К ним принимали мальчиков с семи лет. Пройдя курсобучения, они работали писарями в княжеской или епископской канцелярии,становились священниками или продолжали дело отцов. Распространенным было и обучениена дому, особенно для детей бояр, обитавших в загородных усадьбах.

В Галицкой и Волынскойземлях также существовали библиотеки при монастырях и княжеских палатах, где можнобыло углубить свои знания. Есть сведения о большой библиотеку князя ВладимираВасильковича.

Граффити на стенах церкви Св. Пантелеймона.

 

Найденные предметыдля письма, надписи на стенах церквей, бересте, вещах, оружия и орудиях труда(Метки) свидетельствуют, что среди ремесленников, купцов, бояр и дружинников былараспространена грамотность. Бронзовые и костяные писала для писания на восковыхтаблицах археологи нашли в Звенигороде, Перемышле, Галиче, Берестье (Бресте)берестяные грамоты - в Звенигородке и Бресте. Сохранились и пергаментные грамотыкнязей.

О значительномраспространение образования, по крайней мере среди состоятельных слоев населения Галицко-Волынскогокняжества, косвенно свидетельствуют памятники древнерусской письменности XII-XIIIст. В одном летописи, кроме Галицко-Волынского, невозможно найти такойколичества упоминаний о писцов, княжеские канцелярии, архивы, грамоты, завещания,купчие и т.п.

 

3.   Литература илетописания. До нашего времени не сохранились памятники светскойлитературы Галицко-Волынской Руси, хотя их существование несомненно. К такимпроизведений некоторые исследователи относят «Повесть об ослеплении Василька».

Летописания вГалицко-Волынском княжестве имело свои особенности. Одни исследователисчитают, что оно было продолжением традиций киевских летописцев, другиеутверждают, что здесь существовала совершенно иная традиция: написание отдельных повестей,своеобразных светских житий князя, которые впоследствии были объединены в единое произведение.

Раннеголетописной достопримечательностью края является «Повесть об ослеплении Василька», написанная 1097неизвестным автором. В ней рассказывается о трагической судьбе теребовлянскогокнязя Василька Ростиславича, который ослепил волынский князь.

Самой яркойпамятником летописания Галицко-Волынского княжества является «Галицко-Волынскийлетопись ». Он был найден в 1809 г. выдающимся русским историком М.Карамзиным.

Особенностьюлетописи является то, что он сначала был литературным произведением без разделения на годы.Хронологию в нем проставили впоследствии переписчики, но с большими ошибками.Кроме художественной самобытности, он выделяется своим глубоким содержанием.Летописцы, которых, по мнению ученых, было не менее пяти, умело передают чертысвоего времени, детали неспокойного времени.

Летописьсостоит из двух основных, различных по объему и характеру частей: ЛетописцаДанила Галицкого (повествует о событиях 1205-1258 гг) и Волынской летописи(1258-1290 гг.) Летопись создан из отдельных повестей, которые были объединеныпозднейшими составителями. Центральной частью произведения жизнь князя ДаниилаГалицкого.

Летопись даетширокую картину событий и соседних земель: Венгрии, Польши, Литвы, других русскихкняжеств, Орды. Сведения летописи - почти единственный источник, который дает возможность восновном воспроизвести события в Мазовецком княжестве и Литве этого периода.

Волынская частьлетописи отмечается особенно высокими литературными достоинствами,эмоциональностью и лиризмом изложения. Здесь много внимания уделено развитию культурына землях Галичины и Волыни.

Идейно летописьбыл направлен против боярского своеволия и прославлял русскую оружие и Русскуюземлю.

Летопись такжеценным источником для изучения древнеукраинской языка, ведь он содержит многохарактерных для нее слов, оборотов, пословиц.

 

4.   Архитектура. Наличиекаменных зданий является весомым свидетельством развития того или иного региона.Галицкие и Волынские города богаты каменные сооружения: храмы, княжескиедворцы, замки, укрепленные дворы бояр.

Сначалакаменными были только храмы и княжеские палаты.

Первые каменныехрамы в Галичине и Волыни появляются довольно рано - с конца IX - начала Хвека, что было обусловлено влиянием чешской архитектуры. Но, увы, подавляющеебольшинство храмов конца IX-XIII вв. навсегда потеряна.

В XII-XIII вв.сформировались Волынская и Галицкая архитектурные школы. На волынских строителейощутимое влияние оказало Киевская школа, а галицкие архитекторы использоваликак традиции Киевской Руси, так и достояние западноевропейских мастеров.

Среди сохранившихсявремя монументальных сооружений является Успенский собор во Владимире-Волынском. Он построенВ 1160 г. киевскими мастерами по приказу князя Мстислава Изяславича. Эташестистопный однокупольная здание имеет простой, но одновременно величественный вид.

Его современник -Успенский собор в Галиче, построенный Ярославом Осмомыслом (1157 г.), - сохранилсядо нашего времени лишь в виде руин. Это был четырехстопный однокупольный храм,окруженный галереями и украшен белокаменной резьбой. Он является яркимвыразителем галицкой архитектурной школы, которая много заимствовала из распространенногов Европе романского стиля.

В Галиче строилине из кирпича, а из местного камня, используя различные породы алебастра иизвестняка. На территории города археологи нашли около тридцати каменныхзданий. К особенностям галицкой архитектуры принадлежит также способоблицовка стен керамическими рельефными плитками с изображением грифонов,орлов, воинов, с растительными и геометрическими орнаментами.

На месте древнегоГалича (теперь здесь размещается село Крылос) до нашего времени сохранился храм Св.Пантелеймона (XII-XIII века), который также является ярким представителем галицкойархитектурной школы.

Об богатства иархитектурные особенности галицко-волынских храмов дает представление описание церквиИоанна Златоуста в Холме (XIII в.)

 

Документы рассказывают

Описание церквиИоанна Златоуста в Холме (за «Галицко-Волынская летопись»)

«Построил онцерковь святого Иоанна, красивую и нарядную. Здание ее была устроена так: четыресводы; в каждом углу - арка, стоявшая на четырех человеческих головах,вырезанных каким мастером. Три окна были украшены римским стеклом (витражами- Авт.), При входе в алтарь стояли два столба из целого камня, а над нимисводы и купол, украшенный золотыми звездами на лазури. Пол внутрибыла отлита из меди и чистого олова, и блистала она, как зеркало ... Узоры,разноцветные и золотые, сделанные умельцем Авдия ... Скульптурные украшения былиокрашены всеми цветами и золотом. Внешние фрески были чрезвычайнохорошие ... Иконы удивительные ... Он (Даниил - авт.) Украсил иконы, привез сКиев, драгоценными камнями и золотым бисером. Колокола он привез из Киева, адругие были отлиты здесь ... »

 

Вопросы к документу

1.   Какие архитектурные особенности малая церковь?

2.   Какие элементы церкви свидетельствуют о влияниизападноевропейского искусства?

 

В Галиче,Звенигородке, Луцке и других городах археологи нашли руины княжескихдворцов.

В XIII в. вГалицко-Волынском княжестве велось активное строительство городов и крепостей. Так,на Волыни рядом с Холмом были построены укрепленные города Данилов, Кременец,Угровск, в Галиции - Ярослав, Сяник. Все они имели оборонительные сооружения, непод силу было одолеть даже монголо-татарам с их осадной техникой.

С конца XIIIст. на Волыни под влиянием западноевропейской оборонной архитектуры начинаетсястроительство нового типа оборонительных сооружений - каменные «башни-столбы». Нанастоящий день сохранились такие башни в окрестностях города Холм (село Стовпье) и вгороде Белая Вежа (бывший Каменец). Эти «столпы» были башнями-донжонами. В XIVст. развернулось строительство каменных замков, первым среди которых был замок вЛуцке, который начали возводить в конце XIII в.

5.   Изобразительное искусство. Живописи принадлежалаведущая роль в художественной культуре Галицко-Волынского княжества. Онапредставлена монументальной живописью (фресками) и иконами.

Фресковая живописьпродолжал киевские традиции. Ими были расписаны главные храмы Волыни иГалича. Однако он не широко распространен - с последней четверти XII в.строятся храмы, в которых не было фресок. К таким сооружениям, например, относитсясобор в Луцке.

В то же время фрескинаходят широкое распространение в княжеских палатах. Существуют летописные свидетельства,которыми были разрисованы палаты Ярослава Осмомысла. Все они имели светскиемотивы.

В XIII -начала XIV в. на Волыни ведется интенсивное храмовое строительство, сопровождающеесявосстановлением традиций создания фресок, но ими покрывают лишь алтарнуючасть храмов.

Однако до настоящеговремени почти не сохранилось значительных фрагментов фресок, за исключением росписиАрмянского собора во Львове, которые датируются ХIV-ХV вв.

 

Интересные факты

Высокий уровеньмонументальной живописи времен Галицко-Волынского княжества подтверждает то, чтов ХIV-ХV вв. мастера выполняли монументальные росписи в Польше, которые сохранилисьв Сандомире (30-е гг XIII век), Кракове - часовня Св. Креста на Вавеле (1470г.), Вислици - костел (XIV века). Фрески замковой капеллы в Люблине назаказу короля Ягайло выполняла группа живописцев, которую возглавлял мастерАндрей с Волыни.

 

При оформлениихрамов на Галичине и Волыни акцент делался на иконах, которые образовывали целыеансамбли.

Сначала храмыукрашались двумя большими по размерам иконами, напоминавшие фресковаяроспись. Позже их количество увеличивается. Образуется иконостас - особаяперегородка, закрывающая алтарную часть и состоит из нескольких рядов икон.

Иконы,распространялись в Галиции и Волыни, имели византийское или киевское происхождение.Впоследствии на Волыни и Галичине появились собственные школы иконописи. Его расцветприходится на вторую половину XIII-XIV вв. Особенностью иконописи этого периода являетсято, что он развивался без жесткого контроля со стороны церкви или власти. Художники,соответственно, пытались отыскать выражение сюжета, иногда нарушая каноны.Изображения на иконах имеют легкую объемность, чем существенно отличаются отвизантийских образцов.

 

Интересные факты

Старейшейиконой, сохранившейся в Галичине, есть фрагмент византийской иконы «Менология»(Конец XII - начало XIII века). Она была найдена в 1930 г. в церкви Св.Николая в Турьи вблизи Старого Самбора, но к ученым попала лишь в 1983г. На ней изображены фигуры святых подчеркнуто удлиненных пропорций с малымиголовами. Одежда святых изображен в темных тонах. Среди них выделяетсявеликомученик Георгий.

 

К лучшимобразцов галицко-волынского живописи этого периода относится чудотворная иконаВолынской Богоматери («Богородица Одигитрия» из Покровской церкви в Луцке,начало XIV века). Она поражает зрителя особой строгостью образов Богоматери ималенького Иисуса, которого не было в иконах предыдущего периода. Свидетельствомпроникновение элементов народного искусства является рубашка Иисуса, украшенная вышитымицветочками.

Еще одним шедевромиконописи того времени является уважаемый в Польше Ченстоховская икона Богоматери (XIVвека), которая была написана в Галичине.

Во Львовскоммузее украинского искусства хранится одна из жемчужин галицкой иконописи«Георгий Победоносец» из села Станыля вблизи Дрогобыча. Ее автор был талантливыммастером композиции и колорита, который смог совместить ощущение общейгармоничной уравновешенности с ритмичным движением, а форму - с цветом.

Известны и другиегаличской живописи XIV века, которым присущи высокое мастерствоживописцев, выразительная индивидуальность, сочетание византийских традиций,древнерусского наследия и струи местного народного искусства. Чрезвычайнопопулярными были иконы с изображением святого Николая и святых мучеников Димитрия,Фрола и Лавра, Бориса и Глеба.

Еще одним видомискусства, который получил распространение в Галицко-Волынском княжестве, быласкульптура. Данный вид искусства развивался в форме рельефа, которым украшалисьхрамы. Ярким образцом скульптуры той эпохи является шиферный рельеф XIII века, которыйизображает Св. Дмитрия. Сейчас он хранится в Каменец-Подольском музее.Во время раскопок руин Успенского собора в Галиче было найдено рельефноеизображение дракона, из пасти которого вырастает пышная ветка. Богато украшенныерельефами также церкви Св. Пантелеймона в Галиче и Иоанна Златоуста в Холме.Их создателем был «большой хитрецах Авдей». Это первое имя мастера скульптуры,которое знает история украинского искусства.

ИскусствоГалицко-Волынского княжества представлено также и книжным миниатюрой,расцвет которой приходится на XIII в. Немногочисленные сохранившиеся миниатюры рукописейпринадлежат исключительно к высокопрофессиональных образцов. Древнейшим иллюстрированнымрукописью галицко-волынской традиции, сохранившийся до нашего времени, является ДобриловеЕвангелие (1164 г.), в котором содержатся четыре миниатюры евангелистов и фонеоборудование мастерские.

АрхиерейскийСлужебник с Перемышля (начало XIII века) украшен тремя миниатюрами(Сохранились две) святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и ГригорияБогослова. Как и предыдущие миниатюры, эти образы являются удлиненными, с маленькими головами- Согласно канонам византийского искусства.

Значительная частьминиатюр XIII в. являются копиями фресок храмов, из которых происходили рукописные книги.

Выразительновыделяются миниатюры Евангелия XIII в. (Неизвестное происхождение). Они многодекорированные прорисованными мелкими деталями. Но подавляющее большинство сохранившихсярукописей имеют значительно скромнее отделка в виде заставок, конечностей,инициалов, организации листов, орнаментации.

На территорииГалицко-Волынского княжества археологи обнаружили много сокровищ со всевозможнымиювелирными украшениями. Чаще всего находят серьги, колты, подвески,браслеты-наручи, подвески. Эти находки свидетельствуют о высоком уровнегалицко-волынских ювелиров, которые хорошо знали разные технические приемы: литье,ковка, чеканку, позолоту, инкрустацию и т.д.

 

Выводы. Культура Галицко-Волынского княжества имела значительныедостижения. Она оставила после себя образцы, которые поражают своим мастерством исовершенством. Будучи частью культуры Руси, она имела значительные различия,были вызваны местными условиями и культурными влияниями соседей.

 

Запомните даты

1157 -строительство Успенского собора в Галиче.

1160 -строительство Успенского собора во Владимире-Волынском.

Конец XIII в .-строительство кирпичных «башен-столпов» на Волыни.

Конец XIII -начало XIV в .- расцвет искусства иконописи.

 

Вопросы и задания

Проверьте себя

1.    Каковы особенностиразвития культуры Галицко-Волынского княжества?

2.    Где вГалицко-Волынском княжестве можно было получить образование?

3.    События которогопериода истории охватывает «Галицко-Волынская летопись»?

4.    Какая идейнаянаправленность «Галицко-Волынской летописи»?

5.    Назовитесамые известные архитектурные памятники Галицко-Волынского княжества. Какие из нихсохранились до наших дней?

6.    Что нового встроительстве оборонительных сооружений начали галицко-волынские мастера?

7.    Какие жанрыизобразительного искусства получили развитие в Галицко-Волынском княжестве?

8.    Назовитесамые известные образцы памятников изобразительного искусства Галицко-Волынскогокняжества.

 

Подумайте и ответьте

1.    Каковы особенностилетописания в Галицко-Волынском княжестве?

2.    Определите чертыархитектуры Галицко-Волынского княжества.

3.    Какие видымонументального искусства были распространены по той эпохи? Объясните почему?

4.    Почему фресковаяживопись конце XIII в. постепенно вытесняется из оформления храмов иконами?

 

Выполните задание

1.   Опишите одну из памятников культурыГалицко-Волынского княжества.

2.   Составьте план рассказа по теме «ИскусствоГалицко-Волынского княжества.

3.   Выясните основные черты культурыГалицко-Волынского княжества.

4.   Определите различия культурыКиевской Руси и Галицко-Волынского княжества. Ответ представьте в виде таблицы.

 

Для любознательных

В чем проявляласьсамобытность культуры Галицко-Волынского княжества?

 

Вопросы и задания для обобщения по теме«Галицко-Волынская держава»

1.    Составьте перечень князейГалицко-Волынского княжества с указанием годов их правления.

2.    Определите хронологическуюпоследовательность ключевых событий истории Галицко-Волынского княжества.

3.    Объясните значение понятий итерминов «боярское своеволие», «монголо-татары, Золотая Орда», «золотоордынскойярмо »,« династия ».

4.    Составьте исторический портреткнязей: Романа Мстиславича, Даниила Галицкого, Льва Даниловича, Юрия И Львовича(По выбору).

5.    Можноутверждать, что правление Даниила Галицкого было эпохой расцветаГалицко-Волынского княжества? Свой ответ обоснуйте.

6.    Кто изгалицко-волынских князей принял титул короля? С какой целью они это сделали?Достигли они своей цели?

7.    Выполните задание поисторической картой:

·         Покажите, с какими государствамиграничило Галицко-Волынское княжество.

·         Покажите на карте границыкняжества: а) в период его наивысшего подъема, б) после нашествия Батыя.

·         Определите города, в разноевремена были главными резиденциями (столицами) галицко-волынских князей.

·         Покажите, где состояласькоронация Данила Галицкого.

Укажите город, вкоторых произошли решающие битвы в истории Галицко-Волынского княжества.

·         Проведите черту, за которой были разделены землиГалицко-Волынского княжества между Польшей и Литвой.

8.    Почему между странами-соседямивелась такая острая борьба за галицко-волынское наследство?

9.    Заполните таблицу «Объективныеи субъективные причины гибели Галицко-Волынского княжества. Сделайтесоответствующие выводы.

Объективные причины

Субъективные причины

 

 

10. Дайте подробное описание одного из памятников культуры Галицко-Волынскогокняжества.

11. Заполните таблицу «Культура Галицко-Волынского княжества.

Отрасль

Основные достижения

Образование

 

Литература, летописание

 

Архитектура

 

Искусство

 

 

12. Считается, чтоГалицко-Волынское княжество стало наследником Киевской Руси. Попробуйтеаргументировать эту мысль.