Вспомните: 1. Как казацкая старшина боролась за восстановление государственных прав Украины в XVIII века? 2. Что такое масонство? Когда оно возникло в Европе и к чему призвало? 3. Каким был национальный Состав населения Приднепровской Украине? 4. Что такое национальное возрождение? На какие этапы его разделяют?
Особенности исторического развития и многонациональный состав населения украинских земель, оказавшихся под властью Российской империи, повлекли развитие освободительного движения, оппозиционного политике царизма, в котором главную роль играли представители украинского, польского и российского направлений:
· Украинская направление объединял сторонников идеи борьбы против имперского господства, за права украинского народа. В течение первой половины века это движение эволюционировал от борьбы потомков казацкой старшины за восстановления автономной Украине к появлению новой интеллектуальной элиты - украинской интеллигенции. Появление Кирилло-Мефодиевского общества стала ее первой попыткой выдвинуть программу национального освобождения украинского народа;
· российское направление отождествлялся с теми представителями российского дворянства, которые добивались либерализации имперских порядков. Подавляющее большинство членов тайных политических организаций, созданных ими на украинских землях, составляли офицеры русской армии. Однако среди офицеров-заговорщиков было немало украинском, которые вступали в этих обществ, исходя из собственных патриотических и национальных чувств. Представители этого направления не признавали за народами, населяющими империю, права на отдельное государственное существование;
· Польский направление был распространен преимущественно в среде польской шляхты на Правобережье. Польские патриоты выдвигали требования восстановления Речи Посполитой уничтоженной конце XVIII в. в ее исторических границах - от Балтийского моря до Черного («от можа до можа»). Понятное дело, что среди украинского большинства населения Правобережья большую популярность эти требования не имели. Однако польское направление имело значительное положительное влияние на развитие украинского движения. Борьба поляков за национальные права стала для молодой украинской интеллигенции, как и для представителей других народов, вступивших в период нации, примером и моделью, с учетом, конечно, собственных особенностей.
Общественно-политическая жизнь на украинских землях в первой половине XIX в.
История национальных движений в период «пробуждения» народов Европы, которые не имели собственной государственности, удостоверяющий наличие некоторых общих черт в их развитии. Одной из них является то, что ведущую роль на различных этапах его развития играли представители местной общественной элиты, сохраняющих черты своей этнической принадлежности. Влекло это то, что вследствие своего высокого положения в обществе они имели лучшие возможности для влияния на большинство населения этой же национальности.
На Левобережье, где началось национальное возрождение в Приднепровской Украине, этой роли отвечала казацкая старшина. Ликвидация имперским правительством автономии Украины в 1781 стала для старой казацкой элиты «моментом истины». Каждый должен был определиться, что делать дальше. Значительная часть казацкой старшины начала выражать протесты. Причиной их оппозиции были опасения потерять давние права и привилегии. В отличие от российских дворян, украинская шляхта была освобождена от обязательной государственной и военной службы. Их имения не подлежали государственной конфискации, а судить их могли только такие же шляхтичи, как и они. Однако, защищая свои сословные привилегии, казацкая элита объективно способствовала развертыванию борьбы за восстановление автономии Гетманского государства.
Пылким протестом против порабощения Родины империей стал поступок выходца из Полтавщины Василия Капниста (1758-1823), который 1782 демонстративно оставил государственную службу на высокой должности в Петербурге и вернулся в Украину. Того же года появилась знаменитая «Ода на рабство», где он оплакивал положение, в котором оказались Украины. В этом произведении В. Капнист соединил осуждения политического порабощения отечества и крепостного права, иго которого покончил украинский имперское правительство.
Когда 1785 императрица Екатерина II распространила на казацкую старшину права и привилегии российского дворянства, оппозиционные настроения среди украинской элиты начали спадать. Но и после этого оставалось немало оппозиционно настроенных малороссийских дворян, которых за их взгляды называли автономистами.
В последней четверти XVIII в. на территории бывшей Гетманщины существовало несколько патриотических кружков дворян-автономистов. Самым известным был кружок в Новгороде-Северском. Кружковцы стремились восстановление автономии Гетманщины, распространяли антиимперские публицистические произведения (так называемые речи гетманов П. Полуботка и И. Мазепы), предоставляли материалы иностранцам для их выступлений в защиту прав угнетенного украинского народа. Полагают, что именно новгород-сиверцы предоставили материалы для выступлений 1795 во французском Конвенте относительно положения, в котором оказались Украинская под властью Российской империи.
Большую работу проводили члены кружка с целью возрождения украинской культуры. Они разрабатывали проекты создание в Новгороде-Северском университета и украинской академии наук («Академического собрания»), помогали собирать материалы к первым работ по истории Украины. Не все планы и замыслы были осуществлены, но все же кружок стал одним из первых известных объединений сторонников нового украинского возрождения.
Поддерживал, вероятно, контакты с новгород-северский патриотами и В. Капнист. В 1788 г. он составил «Казацкий проект», который предусматривал под предлогом войны против Турции восстановление казачьих войск. Тогда этот проект не был осуществлен, однако когда началась война Французской и Российской империй, его фактически реализовали.
В 1791 г. В. Капнист, вероятно по поручению украинских патриотических сил, поехал в Берлин. Целью его миссии была попытка найти помощь и поддержку у прусского короля в случае восстания на Украинский землях против имперской власти. Однозначного ответа он в Берлине не получил, поскольку Пруссия не желала начинать войну против Россией. Это был без, преувеличения, мужественный поступок В. Капниста. В условиях имперской действительности он мог наложить за это головой.
Документы о миссии Украинский дворянина Василия Капниста в Берлин
Обращение Василия Капниста к министру двора и государства Пруссии с просьбой о встрече
«Господин! Умоляю Ваше милость простить смелость, что я позволяю (себе) обратиться непосредственно к Вам. Очень важна дело, которое привело меня в удаленном страны в Вашей милости, требует скорейшего налаживания и максимальной тайны ... »
Докладная записка министра королю по поводу встречи с В. Капнистом
«Считаю своим долгом якнайсмиреннише доложить Вашему Величеству, что ко мне тайно прибыл дворянин из Малороссии или Русской Украины, который называет себя Капнистом ... Он утверждает, что (его) послали обитатели этой страны, доведенные до крайнего отчаяния тиранией, которую российское правительство, а именно князь Потемкин, делали над ними, и что он хотел бы знать, в случае войны могут они надеяться на протекцию Вашего Величества - в таком случае они попробуют сбросить русское иго. Он говорит, что это была страна давних запорожских казаков, от которых забрали все их привилегии, бросив их под ноги русских ...
... Я сказал ему, что не могу ввязываться в предложении такого рода: что Ваша Милость также не захочет об этом слушать, пока вы придерживаетесь мира с Россией; что когда разразится война, тогда им придется думать, что нужно сделать, чтобы искать и получить поддержку Вашего Величества ...
Надо опасаться, это не был эмиссар, подосланный российским двором ... »
Ответ короля Вильгельма министру
«... Я полностью разделяю Ваше мнение, что не надо доверять первому встречному, который приходит с планами, подобными тех, о которых Вы упоминаете ... Вы, очевидно, ответили ему очень хорошо, что в случае объявление войны надо будет тогда посмотреть, его соотечественники будут иметь такие же намерения действовать, как они об этом говорят ... »
Посудите: 1. Какой была позиция прусского министра и короля о помощи украинскую дворянам-автономистам? 2. Чем можно объяснить позицию прусского двора? 3. Вспомните, в либо совместных с Австрией и Россией внешнеполитических акциях участвовала Пруссия в 1772, 1793, 1795 гг Попробуйте связать участие в этих акциях с ответом В. Капнисту.
Попытки дворян-автономистов найти поддержку за рубежом были напрасными. Самым весомым их достижением стало пробуждения в тогдашнем украинском обществе заинтересованности историей и культурой своего периода.
Толчком к национальному возрождение на Левобережье стал рост интереса к истории Украины. Связано это было с необходимостью потомков казацкой старшины подтверждать свои претензии на русское дворянство историческими документами.
Сначала имперское правительство признал, что любая бывшая украинская военная и гражданская служба дает право на дворянство. На 1790 «Дворянские депутатские комиссии», которые разбирали заявления, записали как дворян более 20 тыс. купцов, мещан, казаков и крестьян. Такая большое количество не устраивала российское правительство. По его решению с 1797 вопросы предоставления дворянства украинской шляхте стал решать высокий в империи сенатский департамент Герольдия »в Санкт-Петербурге. Департамент отказался рассматривать дела о предоставлении дворянских титулов без представления достаточных доказательств.
Возмущенные украинские шляхтичи стали обращаться с обращениями непосредственно к императору, обосновывая свои претензии документами из семейных архивов - грамотами польских королей и литовских князей, договорами украинских гетманов с московскими царями. На этой почве в Приднепровье возникло движение, которого возглавили дворяне-автономисты. Украинские патриоты А. Чепа, В. Полетика, Г. Маркович, М. Милорадович, Т. Калинский, В. Черныш не имели нужды искать доказательств собственного происхождения, но «по усердию и любви к своей нации »охотно помогали в этом другим. «Как приятно, - писал Василий Полетика, - работать для славы и добра Родины! Наши собственные чувства, сознание, что мы были неравнодушны к делам Отечества, служат нам наградой. Счастливые будем увидеть новых людей, с тем же пылом защищать права, вольности и свободы своей Родины ».
Борьба за признание прав на дворянство затянулась вплоть к 1835 г. Хотя многие из тех, кто о нем хлопотал, не получили желаемого, это движение имело далеко идущие последствия. Благодаря издание первых этнографических и исторических трудов, написанных исследователями-любителями, сложились условия, способствовавшие «открытию Украина» следующими поколениями борцов за лучшее будущее отечества.
В конце XVIII века - в начале XIX в. в среде дворян-автономистов был создан выдающийся произведение тогдашней украинской политической мысли - «Историю Русов». Точная дата создания и автор остаются неизвестными. Написана она была, вероятно, на Новгород-Сиверщине. Нашли рукопись «Истории Русов» 1828 в одном из семейных архивов на Черниговщине. Долгое время он распространялся в рукописных копиях. Впервые напечатано был 1846 в Москве по инициативе Украинский историка Осипа Бодянского. В яркой напивхудожний форме неизвестный автор этого произведения дает обзор всей украинской истории до второй половины XVIII в. В основе работы - идея неотъемлемого естественного и исторического права украинского народа на самостоятельное развитие. Содержание «Истории Русов» имеет выразительное антироссийское и антипольское направление, поскольку она изображает борьбу украинского народа против московского и польского порабощения. Неизвестный автор от имени Богдана Хмельницкого провозглашает собственные убеждения, что все народы мира всегда защищали свою свободу и собственность, а стремление к свободе предназначенное каждому народу Богом и человеческой природой.
В «Истории Русов» подчеркивалось, что Российская империя нарушила Переяславские соглашения 1654 г. и уничтожил автономию Украины. В этом заключалась ограниченность взглядов дворян-автономистов, которые не подвергали сомнению права империи управлять Украины, не пытались получить государственной независимости, а лишь требовали соблюдения условий Переяславского соглашения. Однако для своего времени это требование соответствовала уровню развития политической мысли в Украинский среде. Через века, когда появились первые обоснования государственной независимости Украины, их авторы также ссылались на нарушения империей соглашения 1654 г. Возможно, предчувствие последствий своей дерзости заставило автора «Истории Русов» скрыть свою фамилию.
Дальнейший импульс развития украинского национального движения дали идейно-политические течения, возникшие в тогдашнем западноевропейском обществе.
Большой популярностью стали пользоваться идеи романтизма. Их сторонники отвергали отношение к народной культуры как к чему низшего и, наоборот, всячески пропагандировали народные традиции и обычаи. Особенно отмечали романтики славянские народы, предрекая им большое будущее вследствие их национально-культурного пробуждения.
Новые европейские идеи получили много сторонников в тогдашнем украинском обществе. Поддерживали их дворяне-автономисты Левобережья. Внимательно следил за событиями на Североамериканском континенте Василий Капнист. Разделяя право американцев освободиться от английского господства и создать собственное государство, он, вероятно, задумывался над судьбой своей Родины. Несколько раз он собирался переселиться в США, однако любовь к Украине побеждала и заставляла искать возможности улучшить его судьбу. Влияние идей французских просветителей, которые считали свободу одним из естественных прав человека, ощутим и в «Истории Русов», автор которой также применяет этот принцип к украинскому народу.
На Слобожанщине ячейкой распространение европейских идей стал Харьковский университет. Преподавать в нем пригласили известных европейских преподавателей.
Отголоски подъема национально-освободительных движений в европейских странах во время наполеоновских войн достиг и Украиной, вызвав восстановление надежд украинский народов на возвращение утраченных прав. Однако, как вы знаете, эти надежды не осуществились. Изменениям в мировоззрениях украинский способствовала их участие в заграничном походе русской армии 1813 Вследствие этого они смогли увидеть обновленную Европу, понять то новое содержание, которое с тех пор вкладывался в понятие «нация» и, вероятно, сравнить его с положением своего народа, порабощенного империей.
Распространению европейских идей в Приднепровье способствовала деятельность масонских организаций, о которых пойдет речь дальше. Отметим лишь, что в XIX в. масонство на украинских землях лишалось своего аполитичного характера. Украинские дворяне сочетали европейские масонские идеалы со своими собственными политическими стремлениями.
Начало украинского национального возрождение на Слобожанщине связан с открытием 1805 Харьковского университета. Это было первое высшее учебное и научное заведение европейского типа на украинских землях, подвластных Российской империи.
Попытки открыть собственный университет несколько раз прибегала казацкая старшина во второй половине XVIII века, однако имперское правительство на это не соглашался. Лишь в начале XIX века, когда новым императором стал либерально настроенный Александр I, разрешение на открытие в Приднепровье современного университета получил Слободской дворянин, общественный деятель и просветитель Василий Каразин (1773–1842).
Василий Назарович Каразин - интересная, влиятельная и несколько подзабытая фигура нашей истории. Он происходил из состоятельной семьи. Природные способности юноши развились благодаря хорошей образовании, приобретенной в Харьковском частном пансионе и Горном институте в Петербурге. Благодаря своим талантам он сделал успешную карьеру и сумел привлечь внимание императора. Александр I включил Каразина к узкому кругу своих друзей, к советам которых относительно реформирования империи он неоднократно обращался. Каразин разработал проект имперской образовательной реформы и получил весной 1802 от Александра I личное согласие на создание университета в Харькове, который «достоин был бы называться центром образования Южной России ». Открытие университета стало главным делом жизни Василия Каразина.
Кроме этого, «Украинская Ломоносов », как называли Каразина современники, был незаурядным ученым и изобретателем. Его перу принадлежат проекты общественно-экономических реформ в Российской империи, которые включали ее перестройку на конституционную монархию и отмены крепостного права. Он неоднократно критиковал унизительную ситуацию, когда Украина вынуждена была вывозить сырье, а получала изготовленную из него продукцию. Каразин отстаивал необходимость создания в Украине собственной промышленности, развития внешней торговли.
Каразин написал почти 60 научных трудов по агрономии, горного дела, метеорологии и т.д. Он был изобретателем различных сельскохозяйственных машин, парового отопления, сушильных аппаратов, технологии добычи селитры и др. По его инициативе был создан Филотехничне общество (1811-1818 гг) в целях содействия развитию Украинский промышленности, распространение достижений науки и техники.
Критика имперских порядков и предложения по их изменению, высказываемые Каразиным, быстро надоели имперским бюрократам. По приказу императора он был на год заключен в Шлиссельбургской крепости, а затем отправлены доживать век под надзором полиции в родовое имение.
В противовес имперскому правительству, в Украинский обществе оценили деятельность Каразина. «Счастьем появления университета в Харькове, - писали в письмах к нему современники, - Украину Вам едином обязана ». В 1905 г. на средства, собранные благодарными соотечественниками в Харькове, недалеко от здания университета был открыт памятник Василию Каразину.
Из имперской бюрократии было немало врагов идеи создания университета на украинских землях, и достичь реализации своей идеи Каразин сумел лишь благодаря поддержке широких слоев населения. Дворяне, мещане, купечество Слободско-Украинская и других губерний собрали необходимые средства, а потомки простых казаков - военные обыватели почти даром предоставили для построения университетских корпусов 125 десятин земли.
Преподавать в Харьковском университете Каразин пригласил известнейших европейских ученых. Постоянно росла также количество профессоров-украинский результате перевода с Московского в Харьковский университет. Среди профессоров Харьковского университета в первое десятилетие его существования 29 были западноевропейского происхождения. Приглашенные в университет немецкие профессора принесли с собой передовые в то время идеи немецкой политической философии. Германия переживала тогда период национального пробуждения и права нации были в центре внимания ученых. С Йенского университета в Германии приехал в Харьков профессор философии Иоганн Шад (1758-1834), кафедру политической экономии обнял Людвиг Генрих-Якоб(1750-1827). И. Шад сразу занял в университете ведущее место среди преподавателей. В университете он читал курс «естественного права», в котором раскрывал природные и неотъемлемые права человека на свободу мысли и совести, свободу университетского обучения, отрицал рабство, выступал против деспотии монаршей власти. Шад обращал внимание на то, что человечество состоит из отдельных наций, и выступал за право народов на создание собственных национальных государств. Он критиковал тогдашние европейские монархии, поскольку их существование препятствовало возникновению национальных государств.
Провозглашаемые немецким профессором мысли приходились по сердцу многим молодым украинским. Однако имперскую бюрократию деятельность И. Шадай совершенно не устраивала, и 1815 его вынудили покинуть империю. Преподавание курса «Природного права »в Харьковском университете были отменены.
Впрочем, почти десятилетнее преподавания европейских идей не осталось без последствий. В конце 20-х гг XIX в. в общественно-политической жизни Приднепровья появилось новое поколение, в котором главное место заняли выпускники Харьковского университета. Под влиянием идеалов романтизма они с увлечением «открывали» народную культуру украинскую, что закладывало фундамент в формирование современной украинского национального сознания.
Превращению университета на колыбель новой украинской культуры, способствовала также его издательская деятельность. Университетская типография течение первой половины века выпустила 646 названий книг, среди которых были научные труды, учебники, произведения художественной литературы. В мае 1812 г. здесь начала выходить первая украинская газета «Харьковский еженедельник ». Сначала харьковские периодические издания были украинский за тематике, но русскоязычными. Постепенно ситуация менялась. На страницах основанного 1816 при Харьковском университете журнала «Украинская вестник »впервые было напечатано на украинском языке произведения П.Гулака-Артемовского и П.Квиткы Кропивницкого - янен-ка. К сожалению, 1819 издание журнала по распоряжению местных имперской администрации было прекращено.
Благодаря появлению университета Харьков превратился в "первую столицу украинского возрождения в Приднепровской Украина ". Культурное возрождение делала наглядной необходимость дальнейшей борьбы за права украинский как нации. По содержанию оно было намного перспективнее, чем борьба дворянства Левобережья за восстановление утраченной автономии Гетманщины.
Во второй половине XVIII в. на украинских землях начало распространяться непосредственно из Западной Европы, а также через Польшу и Россию масонство. При этом Правобережье было польской «сферой воздействий », а Левобережье и Юг - на русском.
Масонство (От англ. mason - каменщик) возникло в Англии в начале XVIII в. Это был наднациональный религиозно-этический движение, сторонники которого призывали к нравственного совершенствования людей и объединения их (несмотря на разницу в религиозной и национальной принадлежности) на принципах братства, равенства, взаимопомощи, верности. Хотя в теории масоны провозглашали свое невмешательство в политическая жизнь, в действительности от конца XVIII в. они играли заметную роль в революционных событиях и национально-освободительных движениях.
Поскольку в масонском движении принимали в основном представители общественной элиты, центрами их деятельности были города, городки и помещичьи имения. В конце XVIII - начале XIX в. масонские ложи (так масоны называли свои организационные объединения) действовали в Киеве, Одессе, Житомире, Харькове, Кременчуге, Полтаве, Немирове, Каменец-Подольском, Львове, Самборе т.д.
Польское и российское масонство существенно отличалось по своему характеру. Деятельность польских масонских лож была пропитана политическими мотивами, поскольку они объединяли ищущих средства для борьбы против поработителей своей родины.
Русское масонство сначала не вмешивалось в политическую жизнь империи. Лишь после завершения франко-российской войны 1812 г. оно постепенно стало приобретать черты оппозиционного отношения к власти. Своей целью русские масоны считали совершенствования имперских порядков на принципах масонской идеологии.
Для украинского дворянства участие в деятельности масонских лож стала формой проявления собственных оппозиционных настроений в условиях имперского господства.
С 1817 г. известными масонскими ложами в Приднепровской Украины были «Понт Эвксинский» и «Три царства природы »в Одессе,« Минерва »в Буцькивцях на Подолье,« Соединенные славяне »в Киеве,« Любовь к истине »в Полтаве,« Осириса к пламенеющей звезды »в Каменец-Подольском. Именно тогда в деятельности отдельных лож начали появляться признаки попыток сочетания идеалов масонства с проблемами украинского национального движения.
К киевской ложи «Соединенные славяне »принадлежали поляки, русские и украинский. Большинство составляли поляки, и все же ложа выражала общеславянские стремление освобождение всех славянских народов из-под власти империй и объединения их в единый союз. Наибольшее количество украинская была в составе полтавской ложи «Любовь к истине». Ее членами были И. Котляревский, В. Капнист, В. Тарновский, В. Лукашевич. Мировоззрение полтавских масонов отражал предпочтения дворян-автономистов Левобережья. Их интересы прежде распространялись на исследование прошлого Украине, об их планы на будущее почти неизвестно. Впрочем, когда слухи даже об этой достаточно ограниченную деятельность достигли имперской столицы, Александр I специальным распоряжением 1819 запретил ее деятельность.
Следующим шагом, который показал углубление украинский направленности масонства, стало основание в первой половине 20-х гг XIX в. на Левобережье «Малороссийского тайного обществах ». Его организатором стал руководитель дворянства Переяславского уезда Василий Лукашевич (Ок. 1783-1866). Ячейки общества существовали в Киеве, Полтаве, Чернигове, Чигирине и других городах.
Подробных сведений о деятельность общества не осталось, потому что когда начались аресты членов тайных организаций, масоны успели уничтожить большинство бумаг. По показаниям арестованных известно, что общество имело целью независимости Украины от Российской империи и восстановление украинской автономии в союзе с Польшей. Эти идеи были изложены в программном документе «Катехизис автономиста», написанном В. Лукашевичем. В своей деятельности «Малороссийское тайное общество» отошло от масонских идеалов, приобретя черты, которые по мнению некоторых историков, позволяют считать его первой украинской тайной политической организацией в Приднепровье.
Деятельность масонских лож и тайных организаций на территории Российской империи была запрещена Александром И в 1822 г. Одной из основных причин этого решения было то, что масонство все больше стало политизироваться, приобретать характер оппозиции к имперской политики.
1. Определите особенности общественно-политической жизни Приднепровья первой половины XIX в.
2. Как происходили попытки дворян-автономистов Левобережья восстановить автономию Украины в конце XVIII века? (Готовя ответ, используйте документ.)
3. Какие события начали Украинский возрождения на Левобережье?
4. В чем заключается положительное значение «Истории Русов» для развития национального сознания украинского? Которые недостатки, на ваш взгляд, ей присущи?
5. Приведите факты, свидетельствующие о значение западноевропейских идей для формирования мировоззрения устоев украинского национального движения.
6. Составьте план рассказа «Начало Украинская национально-культурного возрождения на Слобожанщине »и подготовьте рассказ по ним.
7. Составьте исторический портрет Василия Каразина.
8. Раскройте особенности масонства в Приднепровской Украине.
9. Сравните деятельность Новгород-Северского патриотического кружка и «Малороссийского тайного общества». Объясните, почему последнее считают первой украинской политической организацией.