Вспомните: 1. Определите предыдущие этапы Украинский движения и дайте им характеристику. 2. Кто был лидером громадовского движения? Дайте ему характеристику. 3. Какие последствия для украинского движения имел Валуевский циркуляр?
В конце 60-х гг в условиях ослабление антиукраинской политики происходило восстановление громадовского движения, но уже как нелегального. Центром возрожденного громадовского движения вновь стал Киев, где сконцентрировались значительные интеллектуальные силы. Наряду с прежними громадовская деятелями появилась талантливая молодежь - М. Зибер, А. Русов, С. Подолинский и др., которая добавила динамизма украинскому движению. Задача каждого громадовцы заключалось в конкретных делах по своей специальности: история, языкознание, литература и т.д.
Кроме Киева, общины восстановили свою деятельность в Чернигове, Полтаве, Харькове, Елизаветграде, Одессе. Киевская община координировала их деятельность. В 1873 г. она выступила со своей политической программой, основным тезисом которой было требование федеративного устройства России с предоставлением широкой автономии Украины. В своих убеждениях значительная доля громадовцев придерживалась довольно радикальных взглядов, особенно деятели Одесской общины (Л. Сименський, М. Климовский, М. Боровский, А. Крыжановский, И. Луценко).
Границы нелегальной работы сдерживали развитие громадовского движения. Его проводники постоянно стремились найти легальную трибуну, которая дала бы простор для широкой литературной, этнографической, издательской и другой деятельности.
Павел Житецкий о мировоззренческие позиции киевских громадовцев
«Мы хорошо уже знали, что одной свободы мало - без науки, без европейского образования. Знали мы и то, что национализм в его чистом виде приводит духовный настрой человека к консервативной доктрины. В вопросах национальных мы не шли дальше той границы, которая определяется потребностями самообороны. Очень уродливым нам был так польский, как и московский национализм с инстинктами государственного насилия »
Посудите: 1. Охарактеризуйте мировоззренческие позиции киевских громадовцев. 2. Как относились громадовцы к идеям национализма? Чем такое отношение было обусловлено?
Весомым реальным шагом в этом направлении стало участие в открытии 1871 и работе коллегии Гната Галагана, которая благодаря преподавательской деятельности членов Киевской громады превратилась в лучший учебное заведение Киева. Другим шагом к распространению своей легальной деятельности стало создание в январе 1873 Исторического общества Нестора-летописца. Но наиболее плодотворную деятельность громадовцы развернули благодаря созданию Юго-Западного отдела Русского географического общества, которое стало центром украиноведческих исследований, и приобретение ими газеты «Киевский телеграф» - легальной трибуны для украиноведческой деятельности.
Открытию Юго-Западного отдела Русского географического общества способствовали несколько факторов, а именно:
1. Военное ведомство в условиях обострение международной обстановки потребовало данных необходимых для составления детальных топографических карт.
2. Аграрная реформа и ежедневные потребности ее реализации.
3. Сосредоточение в Киеве значительных научных сил. Здесь действовали: Комиссия для разбора древних актов, а также Комиссия для описания губерний Киевского образовательного округа.
Первая попытка основать отдел на начале 50-х гг XIX в. была неудачной - полицейские предосторожности возобладали. Но время брало свое. В 1869 г. ходатайствами Российского географического общества и лично его вице-президента П. П. Семенова (с 1906 г. - Семенов-Тян-Шанский) П. П. Чубинскому было поручено возглавить экспозицию в Юго-Западный край (земли Правобережной Украине).
Павел Платонович Чубинский(1839-1884) был человеком, в котором сочетались талант поэта, организационный талант и придирчивость исследователя. Несмотря на высокие творческие взлеты, его личная судьба оказалась злой. Его дважды высылали из Киева, следствием чего стала тяжелая болезнь, которая свела 45-летнего деятеля украинского движения в могилу. Поводом к преследования были его украинофильские убеждения, а особенно стихотворение «Ще не вмерла Украина », которому суждено стать национальным гимном.
П. Чубинский родился в Борисполе под Киевом. Учился во 2-й киевской гимназии, затем на юридическом факультете Петербургского университета. Он активно работал в воскресных школах Петербург, сотрудничал в журнале «Основа».
Вернувшись после завершения учебу в Украину, Чубинский стал активным членом Киевского общества. Его активная научная деятельность не раз отмечалась наградами, тогда как общественно-политическая подвергался преследованиям. Будучи в ссылке в Архангельской губернии, он развернул там широкую исследовательскую работу. Авторитет исследователя-этнографа проторил ему путь в родную Украину.
П. Чубинский значительно расширил программу обследований, приобщив к ней, кроме этно-социальных и демографических характеристик, еще и бытовые и культурные особенности населения, а также пространственно - до границ украинской этнической территории, а не только Юго-Западного края.
Начата в мае 1869 г. экспедиция завершилась осенью 1870 г. Она исследовала 54 уезды 8 губерний и собрала богатый этнографический материал - памятники устного народного творчества, записи свадебных обрядов, местных говоров, обычное право Правобережной Украины. Также были собраны данные о занятиях населения, заработную плату, урожаи, состояние торговли и промышленности.
Исследовательская работа Чубинского доказала безосновательность позиции противников открытия Юго-Западного отдела Русского географического общества.
В документе об открытии отдела содержались следующие положения:
«§ 2.? Отдел преимущественно исследует губернии Киевского образовательного округа во всех тех аспектах, которые являются предметом занятий Общества, и особенно исследования по статистике и этнографии.
§ 3. ? отыскивает и доводит до известна уже собраны и те, хранящихся в местных архивах, сведения о край, рассматривает их, решает, как их использовать для науки ».
Торжественное открытие отдела состоялось 13 февраля 1873 Председателем отдела был избран Григория Павловича Галагана, высокообразованного сановника из помещиков Левобережья и популярного в Киеве мецената, человека, который болела за воспитание национальной интеллигенции. Управителем дел единогласно избрали П. Чубинского. Органом отдела стали «Записки Юго-Западного отдела ИРГО». Неформальным органом отдела была также газета «Киевский телеграф», выходившей в 1874-1876 гг В ее редакционного комитет вошли М. Драгоманов, М. Зибер, Ф. Вовк, П. Чубинский, М. Лисенко, П. Житецкий. Газета стала защитником и ревностным пропагандистом большой и плодотворной работы по изучению духовной и материальной культуры украинского народа, которую развернули деятели Киевской громады под эгидой отдела. Газета не пропускала случая, чтобы заклеймить тот или иной антиукраинский выступление российской реакционной прессы.
К работе в отделе были привлечены значительные научные силы. Только действительных членов набралось аж 76, среди них - В. Антонович, М. И. Драгоманов, В. Р. Лысенко и Н. В. Лысенко, А. Д. Ушинский (брат известного педагога) и многие другие. Кроме них, для отдела самоотверженно работала большая когорта сотрудников и провинциальных корреспондентов, которые осуществляли записи о народном быте, традиции, верования.
Кроме издательского дела, отдел осуществил ряд мероприятий. Одним из первых было проведение 1874 однодневного переписи населения Киева. Количество жителей города превысило 220 тыс. Было выяснено и национальный состав города: украинская составляли крупнейшую национальную группу.
Другой важной акцией отдела, получило международную огласку, стало проведение в августе 1874 III Археологического съезда, который показал высокий научный уровень археологических исследований на украинских землях.
Не нарушая никаких законов и циркуляров, употребляя исключительно русский язык, ученые-гуманитарии создали научный центр по украиноведения и широкий научный движение с участием ученых и энтузиастов-краеведов, сборщиков разнообразных материалов и корреспондентов к серьезных журналов. В Украине образовался зародыш национальной Академии наук.
За время существования отдела (1873-1876 гг) было выдано 7 томов «Трудов Юго-Западной экспедиции» (по 1200 страниц каждый, не считая приложений), два тома «Записок Юго-Западного Отдела И.Р.Г.О. », также подготовлено материала на еще три, тома трудов М. А. Максимовича; создан этнографический музей, библиотеку, архив.
Прошло немного времени, и активная украиноведческая труд обеспокоило как царскую охранку, так и представителей украинства, российской общественности, верой и правдой служили царю.
Первый сигнал прозвучал уже в января 1875 г. Киевский цензор Позиревський получил от начальника главного управление по делам печати конфиденциальный приказ: «Ввиду того, что Главное управление получило некоторые сведения о газете «Киевский Телеграф», предлагается вам при цензурирования указанной газеты относиться к ней с особой осмотрительностью и, между прочим, не допускать в ней никаких статей, которые проводят Украинский тенденции ».
Полковник киевского корпуса жандармов Новицкий докладывал: «? С открытием отдела разрозненные украинофилы получили центр и сопротивления, возле которой сгруппировались и стали действовать смелее, так что в течение года их успех стал впадать в глаза ».
Дальше пошли доносы, в которых Украинская движение обвинялся в сепаратизме. Всего усилий для дискредитации Украинский движения приложил Михаил Юзефович - полтавский помещик, бывший член Киевского общества. Будучи преданным служителем империи он не мог согласиться с украиноведческой направленностью деятельности общества.
Наконец, тревожные сообщения встревожили царя. По его поручению была создана специальная комиссия, на которую возлагалась задача выработки средств борьбы против украинофильской деятельности. Комиссия пришла к выводу, что «допустить отдельную литературу на простонародного украинского наречии значило бы положить прочную основу для убеждение в возможности отделения, хотя бы и в далекой будущее, Украина от России ».
Члены комиссии предоставляли Украинский вопросу столь большое внимание, что даже побеспокоили царя, когда он находился на отдыхе в немецком м.Емс. Комиссия подготовила на подпись царю тайный указ, получивший название Эмского акта (от названия города). 18 (30) Май 1876 он вступил в силу.
Эмский указ был выдержан в духе Валуевского циркуляра, но он резко усилил репрессии против украинской культуры, запретив: ввоз книг на украинском языке; печатание и издание в России оригинальных украинских произведений и переводов, пьес для театральных представлений, текстов к нотам, кроме исторических памятников с сохранением орфографии оригинала; общины. Указ ликвидировал Юго-Западный отдел Российского географического общества, установил жесткий контроль над художественными произведениями украинском языке, которые должны были печататься русским правописанием. Запрещалась деятельность театральных трупп с чисто украинским репертуаром, украинская пьеса должна была идти в конце спектакля, после русских, каждый раз спектакля требовали отдельного разрешения. На практике цензура особенно заботилась, чтобы на сцену попадали художественно слабые произведения, а все более или менее достойное внимания запрещалось. Отдельный пункт Эмского указа касался персонально Драгоманова и Чубинского, которым было запрещено жить в Украине.
Вместе предоставлялась материальная помощь москвофильской движению в Галиции, который упорно боролся против движения Украинский.
Отдельно рекомендовалось чиновникам министерства образования особенно осторожно подбирать учителей для школ в юго-западной части империи. Преимущество должна была предоставляться россиянам. Те же учителя-украинский, получившие образование в Киевском, Харьковском, Одесском учебных округах, должны выезжать на работу за пределы Украины.
Надзор за исполнением Эмского указа осуществляло Главное управление по делам цензуры. Не афишируя преследования языка, чиновники следили, чтобы украинские книги не доходили до простого люда.
Эмский указ был тяжелым ударом и для науки, и для украинского движения в целом. Он был направлен на то, чтобы исключить украинскую тематику из серьезных культурных жанров, загнать украинском культуру в тупик провинциальной отсталости, разгромить организационные центры Украинский движения. Украинский были единым народом Российской империи, у которого репрессий понесла национальный язык.
Дикость Эмского указа была несколько смягчена в 1881 г., когда было разрешено печатать на украинском языке словари, правда, на русском алфавиту. Вопрос об украиноязычных спектакля решала времени местные власти. Но в 1884, 1892 и 1895 его дополнили новыми запретами. В 1892 г. цензорам напомнили о недопустимость публикаций украинских переводов с русского языка. В 1895 специальным циркуляром был положен конец печатанию украинский читанок для детей. Их печать также запрещался, даже если содержимое полностью невиновным. В целом Эмский указ сохранял силу вплоть до 1905 г.
Эмский указ имел серьезные последствия для украинского движения, а именно:
1. Он ограничивал средства, с помощью которых можно было влиять на пробуждение национального сознания украинского народа.
2. Сдерживал развитие украинский культуры.
3. Привел к дезорганизации на определенное время украинского движения в Приднепровской Украине, но не к его прекращения.
1. Каковы причины возрождения громадовского движения в 70-е гг?
2. Укажите основные отличия громадовского движения 60 и 70-х гг
3. Какую роль сыграл Юго-Западный отдел Российского географического общества в развитии Украинский движения?
4. Почему украинское движение 60-70-х гг не выдвигал политических требований?
5. Оцените Емскому указу. Чем были обусловлены такие жесткие меры против украинского движения?