Реформы 60-70-х годов XIX в. ускорили экономическое развитие Приднепровской Украине
Начался интенсивное развитие промышленного производства. В конце 60-х и особенно в начале 70-х годов началось развитие Донбасса. В 1871 г: англичанин Джон Юз открыл в Екатеринославской губернии металлургический завод, вблизи которого возник поселок Юзовка (ныне Донецк). С 1861 по 1900 гг. Добыча угля в Донбассе увеличился почти в 100 раз. В Донбассе в 1900 г. добывалось более 2 / 3 общероссийской добычи угля. Здесь сосредоточено почти все производство кокса. В 1881 г. основан иностранное акционерное общество, которое приступило к разработке железной руды на Саксаганском руднике в Криворожском бассейне. На конец XIX в. Кривбасс давал 57,2% добычи железной руды в Российской империи. Во второй половине 80-х годов на базе руд Кривого Рога и коксующегося угля Донбасса началось строительство крупных металлургических заводов в Поднепровье: в Александрийскую (теперь Запорожье), Екатеринославе (Днепропетровск), с. Каменское (Днепродзержинск). Под конец XIX в. Надднипрянська Украины превратилась в основную угольно-металлургическую базу России.
На Правобережье и Левобережье продолжали развиваться сахарная, пищевая, легкая промышленности. В начале 80-х годов, в связи с усиленным внедрением паровой энергетики, сахарная промышленность Украины достигла значительного развития. Производство сахара в Украине за период с 1861 по 1897 г. возросло в 15 раз. В этой области господствующие позиции занимали предприниматели Яхненко, Симиренко, Харитоненко, Бродски. К середине 90-х годов 153 сахарных завода Украины производили 23,9 млн. пудов сахара.
В 90-х гг Украины давала более половины сельскохозяйственных машин. В 1895 г. началось строительство Харьковского паровозостроительного, а в следующем году - Луганского машиностроительного заводов. Уже 1900 эти заводы выпустили 233 паровоза (23,3% общероссийского производства).
Индустриализация способствовала развитию городов. Особенно быстро развивалась Одесса, которая вышла на первое место в Украине по количеству промышленных предприятий и объему промышленного производства. В 1879 г. в Одессе было 159 предприятия, а в 1890 г. - 322 (в т. ч. 14 паровых мельниц, 11 литейно-механических заводов, фабрики джутовых мешков и др.). Одесский порт занял второе место по грузообороту среди морских портов России (после Петербурга)
Промышленное развитие сопровождалось интенсивным железнодорожным строительством. Первая железная дорога длиной 196 верст - Балта-Одесса - была построена в 1865 г. В течение 1866-1879 годов в Украине проложено более 4,5 тыс. верст железнодорожных путей. На конец XIX в. протяженность железных дорог в Украине составляла 1 / 5 всей железнодорожной сети Российской империи; дороги уже связали все главные города Украины между собой и с черноморскими портами и с промышленными центрами России. По рекам Украине ходило 220 пароходов
Индустриализация увеличила долю Украины в промышленном производстве Российской империи (до 20% в 1900 г.), привела к увеличению количества городов (в 1897 г. в городах проживало 16% населения Восточной Украины)
Рубеж XIX и ХХ вв. был в Украине периодом завершения промышленного переворота и перехода к индустриализации, суть которой заключалась в развитии крупной машинной индустрии, качественном изменении структуры хозяйства (промышленность должна была преобладать над сельским хозяйством, а тяжелая промышленность - над легкой. Эти крупномасштабные кардинальные изменения происходили в чрезвычайно сложных условиях. Российская империя, как и большинство передовых стран мира, в 1900-1903 гг в экономический кризис. 1904-1908 гг были годами депрессии, и только в 1909-1913 гг. Началось промышленный подъем.
украинская промышленность, развивающаяся в русле общеимперских экономических тенденций, одновременно в силу ряда обстоятельств (выгодное географическое положение; природные богатства, дешевая, но квалифицированная рабочая сила и др.) имела свои особенности. Экономический кризис, обострив конкуренцию, усилив поляризацию предприятий, заставила буржуазию максимально сконцентрировать и объединить силы. Уже в начале ХХ в. Украина по уровню концентрации промышленного производства в основных отраслях была не только лидером Российской империи, но и заняла одно из первых мест в мире. Пять крупнейших южных металлургических заводов (Юзовский, Днепровский, Александровский, Петровский, Донецко-Юрьевский) производили около 25% общероссийского чугуна. Заводы Бродского, Терещенко, Харитоненко, Ярошинского и Бобринского производили около 60% сахара-рафинада в Российской империи. На крупных предприятиях (более 500 человек) в Украине работало свыше 44% всех рабочих, в то время как в США - лишь 33%.
Концентрация промышленного производства подготовила почву для процесса монополизации и поэтому образование монополий началось сначала именно в наиболее "концентрированных" отраслях - металлургический, каменноугольный, железорудный и др. В начале века вырастают синдикаты "Продвагон" (1901), "П" (1902), "Трубопродажа" (1902), "Гвоздь" (1903). Это были довольно мощные объединения. Например, образованный в 1904 г. синдикат "Продуголь", в который входили 18 отдельных акционерных обществ, контролировал 75% добычи каменного угля в Донецком бассейне. Однако, буржуазии сверхприбыли даже в кризисных условиях, монополии одновременно тормозили хозяйственное развитие, мешали техническому прогрессу, сужали сферу регулирующего воздействия рыночных отношений.
Монополистические объединения Украины были тесно связаны не только с русской буржуазией, но и с иностранным капиталом. Западную буржуазию привлекали огромные природные богатства, дешевая рабочая сила, высокая норма прибыли, широкий рынок. Показательно, что более 25% иностранных инвестиций в промышленность Российской империи приходится именно на Украину. Например, в угольной промышленности 63% основного капитала находилось во владении иностранных компаний, а в металлургии - 90%. Мощный синдикат "Продуголь" фактически полностью контролировался французскими инвеститорами. Это тормозило и деформировало экономическое развитие не только Приднепровской Украине, но и всей Российской империи, ведь отечественный производитель вытеснялся с рынка, а большая часть прибылей, полученных за счет монопольных цен и государственных военных заказов, вывозилась за границу.
Важной особенностью промышленного развития Украины был неравномерное развитие ее регионов. Если юг Украины достаточно быстро перешел на капиталистические рельсы и начал бурно развивать промышленное производство, то юго-западный район ориентировался главным образом на аграрный сектор, и здесь доминировал мелкобуржуазный уклад. Левобережье, где хранились остатки крепостничества, заметно отстало от других регионов Украины.
Постепенно в украинских землях сложилась определенная специализация промышленных районов. Донбасс стал центром угольной промышленности, Никопольский бассейн - марганцевой, Кривой Рог - железорудного, Правобережье и в определенной степени Левобережья - сахарной. Эти центры промышленного производства со временем приобрели общероссийского значения. Этому процессу способствовали значительно быстрые по сравнению с общеимперским, темпы развития ключевых отраслей промышленности. Если за период между 1870 и 1900 г. производство железной руды на Урале доля промышленности в общем объеме продукции всего народного хозяйства составляла 48,2%, в то время как эквивалентный общеимперский показатель составлял лишь 40%. Украинские земли в конце XIX - начале ХХ в. стали одним из ключевых промышленных районов Российской империи. Именно здесь в 1913 г. производилось 69% общероссийской продукции чугуна, 57% стали и 58% проката. На Украину в это время приходилось 20,2% всей продукции машиностроения и металлообрабатывающей промисловости России.
Однако, несмотря на то, что на территории Украины был сосредоточен огромный промышленный потенциал, она все же оставалась сельскохозяйственным районом империи, в котором в селах проживало 80% населения.
Имперский центр, проводя традиционную политику, тормозил и деформировал экономическое развитие Украины, видя в этом регионе прежде мощную сырьевую базу. По некоторым данным, именно на украинскую промышленность в 1913 г. приходилось почти 70% всей сырья и полуфабрикатов Российской империи и только 15% продукции обрабатывающей промышленности
На западноукраинских землях после 1848 г. крепостнические порядки уже не препятствовали экономическому развитию. Однако здесь не наблюдалось столь бурного роста производительных сил, как в других частях империи Габсбургов. Экономическая ситуация даже ухудшилась. Это было вызвано тем, что с 1861 г. (построена железная дорога Львов-Вена), начинается широкое железнодорожное строительство, которое объединило западноукраинские земли с главными промышленными центрами империи. Казалось, это должно способствовать экономическому подъему, как это было в ведущих странах Европы. Но в край хлынул поток товаров из индустриально развитых регионов империи (Австрия, Чехия), который разорил местные промыслы и разрушил всю традиционную систему хозяйствования. Все это происходило на фоне быстрого роста населения
Чтобы спасти ситуацию местная администрация края пыталась преодолеть такую экономическую диспропорцию развитием банковской и кредитной системы и привлечением инвестиций. К началу ХХ в. это способствовало определенным позитивным сдвигам
Интерес иностранного капитала вызвали месторождения нефти, минеральных солей, огромные массивы леса. Вследствие этого стали быстро развиваться нефтедобывающая и лесозаготовительная отрасли промышленности. В конце XIX в. иностранный капитал занял ведущие позиции в экономике западноукраинских земель. Крупные фирмы перебирали торговлю, банки, целые отрасли промышленности.
Восточная Галичина
Северная Буковина
Нижняя Австрия
Примечание . На Закарпатье 85% населения в это время работало в сельском хозяйстве, 10% в промышленности и транспорте
Сельское хозяйство западноукраинских земель развивалось чрезвычайно медленно. Это был не только крупнейший аграрный регион империи, но и край с низким уровнем развития сельскохозяйственного производства. Огромные земельные массивы находились в собственности помещиков, тогда как большинство крестьянства постоянно страдала от малоземелья, несмотря не некоторое расширение посевных площадей. Естественный рост численности населения еще более обостряло ситуацию. Невыносимые условия существования и призрак голодной смерти вызывали выезд крестьян в поисках работы в другие страны
Западноукраинская промышленность развивалась замедленными темпами. Подавляющее большинство промышленных рабочих работала не в большой фабричной промышленности, а на мелких предприятиях и мастерских. По официальным данным, 1885 г. в Восточной Галиции на 175 предприятиях обрабатывающей промышленности с числом рабочих более 20 человек работало только 10 тыс. душ. В Закарпатье тогда же было несколько аналогичных предприятий, а на Буковине вообще не было.
Отраслевая структура промышленности края была однобокой. Основную часть продукции давали отрасли по добыче и переработке местного сырья - лесная, лесопильная, нефтяная, буроугольная, соляная. Крупнейшей отраслью промышленности был нефтяной, которая начала развиваться с 70-х гг XIX в. Центром нефтяной промышленности был Борислав. Контроль над развитием этой отрасли сразу установили австрийские и немецкие предприниматели. Заинтересованность в увеличении экспорта галицкой нефти побудила их к применению технических усовершенствований. Результатом этого стал рост добычи нефти с 20 тыс. тонн в год 1874 до 326 тыс. тонн в 1900 г., что составило 4% мировой добычи. Но венское правительство препятствовало сооружению нефтеперегонных заводов в Восточной Галичине. Галицкую нефть перерабатывали на австрийских и венгерских заводах. Хотя добыча нефти и производство керосина постоянно росли, крестьяне не на что его купить и освещали свои жилища занозой
Наличие большого количества высококачественной древесины (дуб, ель и бук) повлекла во второй половине 60 - начале 70-х гг стремительное развитие лесопильной промышленности. Иностранные предприниматели за бесценок скупали или арендовали у помещиков массивы и вырубали их. К лесных районов Карпат были подведены железнодорожные пути, и красное дерево вывозилась в Германии, Австрии, Италии, Англии, Франции, Турции и других стран. В начале ХХ в. из Карпат ежегодно вывозилось 608 млн куб. м леса
Если лесопильная промышленность развивалась быстро, то темпы развития мебельного производства и других отраслей деревообрабатывающей промышленности были очень медленными. Иностранные предприниматели не желали вкладывать средства в их развитие. Потребности западноукраинского населения в мебели, бумаге и картоне довольствовались импортной продукцией
К числу наименее развитых отраслей принадлежали легкая и металлообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность оставалась на стадии мелкого ремесла и не могла успешно конкурировать с австрийской и венгерской фабричной продукцией. Местные ткачи, сапожники и портные обеспечивали одеждой и обувью только сельское население, а мещане носили одежду из тканей западноевропейских текстильных фабрик. «Изделия из тканей и пряжи, от рубашки до ковра, - писал один из тогдашних галицких экономистов, - железные и металлические изделия, орудия, машины, удобрения ... словом все, чего человек требует от колыбели до могилы, почти все импортируем, покупаем, занимаем в чужих »
Самым предприятиями края были железнодорожные ремонтные мастерские во Львове, Стрые и Станиславе. Однако, сделать в них капитальный ремонт подвижного состава возможности не было, и машины отправляли в Германию. Становление фабрично-заводской промышленности в крае происходило чрезвычайно медленными темпами. Во второй половине XIX в. в крае действовали лишь пять крупных государственных табачных фабрик (в Восточной Галиции - четыре, в Закарпатье - одна), на которых работали 4 тыс. рабочих. В Восточной Галиции работало также несколько спичечных фабрик, металлургических и машиностроительных предприятий.
Развитие промышленности был связан с возникновением нового общественного слоя - промышленных рабочих. В конце XIX в. их количество в крае составила около 55 тыс. Источниками пополнения рабочих были разорены ремесленники и крестьяне.
Положение западноукраинских рабочих было одним из худших в Европе.
Заработная плата промышленных рабочих в крае была в полтора раза меньше, чем в центральных районах империи. По официальным данным австрийских учреждений, плата рабочих во Львове составляла 48-58% заработка их коллег в Вене.
Аграрные реформы, осуществленные на западноукраинских землях во время революции 1848-1849 гг, освободили крестьян от остатков крепостничества, однако их положение оставалось очень тяжелым. За свою высвобождения крестьяне должны были на протяжении 50 лет платить ежегодные платежи. В целом реформы 1848 г. стоила западноукраинском крестьянству свыше 300 млн флоринов
В пользу помещиков решался и земельный вопрос. Хотя согласно реформе за крестьянами должны были храниться те земли, которыми они пользовались, помещики отобрали у них более плодородные угодья. Следовательно после 1848 г. у помещиков осталось в Восточной Галичине - 44% лучшей земли, на Буковине - 54%, в Закарпатье - 70%. Западноукраинские земли стали краем, где в сельском хозяйстве основную картину составляли мелкие крестьянские хозяйства размером 2-5 га (80% крестьянских хозяйств), которые даже не обеспечивали минимальные потребности крестьянина, и крупные земельные владения по 15-20 тыс. га
результате эволюция сельского хозяйства происходила очень медленно. В экономических отношениях между крестьянами и помещиками преобладали отработки - за одолженное зерно, за аренду земли, за дрова и т.д. Лишь в конце XIX в. отработки стали уступать место вольнонаемном труда
Одним из главных вопросов для крестьянина в то время было право пользоваться сервитута. Невозможность нормального ведения хозяйства без использования лесов и пастбищ была очевидной. Но землевладельцы назначали заранее чрезмерную цену за пользование ими, понимая, что деваться некуда. Надежды тысяч крестьян найти справедливость в судах были напрасными. В течение 1848-1881 гг в судах края рассматривались 32 тыс. дел о правах на сервитуты, из которых в пользу землевладельцев было решено 30 тыс.
Невозможность большинства крестьян обеспечить себя необходимым благодаря труду в собственном хозяйстве заставляла их искать дополнительных заработков. Немало уходило батрачить к крупным землевладельцам. Однако за свой труд они получали в четыре раза меньше, чем сельскохозяйственные рабочие в других провинциях империи Габсбургов. Еще одним выходом стала массовая эмиграция
Новой проблемой в полунищенское жизни западноукраинского крестьянства стало ростовщичество. Вынуждены одалживать деньги для уплаты многочисленных налогов, крестьяне быстро оказывались в зависимости от ростовщиков, которые, прибегая к бесстыдного мошенничества, под предлогом уплаты долга и процентов на него (в среднем 150-250%) отбирали их хозяйства. Следствием беспросветного положения крестьян было распространение пьянства. Землевладельцы часто сами толкали их к этому, выдавая вместо платы за работу батракам талоны, которые можно было реализовать только в кабаке. Поэтому неудивительно, что в конце XIX в. в Восточной Галиции один трактир приходился на каждых 230 жителей, в то время как начальная школа - на каждые 1500. Нищета бедного западноукраинского крестьянина стали проблемой, о которой знали и которым возмущались во многих европейских странах
Основной отраслью сельского хозяйства в крае было земледелие. Через обнищание крестьян прогресс в средствах обработки земли был очень незначительным. Новая сельскохозяйственная техника фабричного производства даже в конце XIX в. применялась лишь в некоторых состоятельных хозяйствах. Большое количество дешевой рабочей силы безземельных крестьян делала невыгодным импорт недешевых машин из западных регионов империи или даже из Англии. Медленное внедрение достижений агрономической науки, устаревшая технология возделывания земли обусловливали низкие урожаи. В течение второй половины XIX в. урожайность сельскохозяйственных культур в крае была в полтора-два раза ниже, чем в западноевропейских странах
И все же, хоть и медленно, вид западноукраинского села менялся. Подавляющее большинство крестьян вынуждены были идти на заработки. Формируется новая общественная прослойка западноукраинских крестьян-предпринимателей. В отличие от городской буржуазии и помещиков, крестьяне-предприниматели были в основном украинский
Восточная Галичина
Северная Буковина
Закарпатье
протяжении второй половины XIX в. в сельском хозяйстве западноукраинских земель постепенно происходила аграрная эволюция, в результате которой он переходил на рыночный путь развития. Политика Габсбургской монархии вызывала то, что эта эволюция происходила очень медленно, в сочетании с обнищанием большинства крестьян