украинская культура второй половины XIX века, несмотря на все преграды, продолжала успешно развиваться. Этому способствовали: во-первых, реформы 1860-1870-х годов (отмена крепостного права, судебная, земская, городская, образовательная реформы), во-вторых, бурное развитие капиталистических отношений.
В образовании изменения стали ощутимыми уже на грани 1860-х годов. Молодая интеллигенция, студенты, объединившиеся в общины, активно занимались созданием воскресных школ. В 1862 г. в Украине их действовало свыше 110. Преподавание во многих из них велось на украинском языке, изданные были буквари и учебники, в том числе "Букварь" Т. Шевченко. Но того же 1862 царское правительство решило закрыть воскресные школы, а многие их организаторов и преподавателей было арестовано
Политика реформ проводилась царизмом одновременно с политикой репрессий против украинской культуры. Об этом свидетельствовал и известный Валуевский циркуляр 1863 г., который затормозил развитие украинской культуры. Только с начала 1870-х годов в Украине оживляется культурно-образовательная деятельность. В настоящее время значительную поддержку школьному образованию стали оказывать земства. Они увеличивают ассигнования на содержание и строительство школ. С 1871-го по 1895 ассигнования растут в 6 раз. Новый удар по развитию украинской культуры нанес Эмский указ Александра II в 1876 г. Но и после этого не исчезают прогрессивные тенденции в культуре. В 1865 г. по инициативе Н. Пирогова в Одессе основан Новороссийский университет. Таким образом на украинских землях действовало уже пять университетов. Были открыты также Нежинский историко-филологический институт, Харьковский технологический, Киевский политехнический, Екатеринославский горный институты.
Определенных достижений в области образования были достигнуты на Западной Украине: открыт ряд вузов, в том числе Черновицкий университет (1875), Львовский политехнический институт и Академию ветеринарной медицины, с 1869 г. внедрялось обязательное обучение детей возрасте от 6 до 14 лет
Новым явлением было возникновение общественных научных организаций. При Киевском университете создаются научные общества: филологическое, математическое, физико-медицинское, психиатрическое, акушерско-гинекологическое, общество естествоиспытателей, историческое общество Нестора-летописца. На Западной Украине 1873 г. была создано Литературное общество им. Т. Шевченко, которое в 1892 г. преобразовано в Научное общество им. Т. Шевченко (НОШ). В обществе существовало три ведущие научные секции - историко-философская, филологическая и математико-естественно-врачебная, а также ряд комиссий, в том числе археографическая, библиографическая, этнографическая, правовая, статистическая и др. Выдающийся вклад в укрепление научного потенциала общества внес М. Грушевский, который возглавлял его работу с 1897-го по 1913 гг
Научные исследования проводятся в основном в университетах. Выдающийся вклад в развитие магнетизма электротехники сделал Н. Д. Пильчиков, долгое время работал в Харьковском университете. Н. Бекетов, заведующий кафедрой химии этого университета, впервые в мире стал преподавать курс физической химии. Талантливый биолог И. Мечников, работая в Одесском университете, создал учение о фагоцитозе и защитные свойства организма. 1886 И. Мечников и Н. Гамалея основали в Одессе первую в России и вторую в мире бактериологическую станцию. Во второй половине XIX в. заметное возвышение происходило в гуманитарных науках, особенно в исторической. Широким признанием пользовались работы Н. Костомарова, посвятившего ряд глубоких исследований истории Украины периода "Руины" и Гетманщины. Кропотливую работу над исследованием исторических документов проводил В. Антонович, именно тогда изучал историю украинского казачества и гайдамацкого движения. В 1880-1890 годах началась активная исцька деятельность молодого поколения историков - А. Я. Ефименко, Д. И. Багалея, Д. И. Яворницкого, М. С. Грушевского. В области исследования истории украинского языка, литературы, фольклора плодотворно работал П. Г. Житецкий. Ряд важных работ по проблемам языкознания принадлежит А. А. Потебни.
В 1880-х годах происходит расцвет украинского театрального искусства. Это было обусловлено тем, что только именно в театре был возможным развитие украинского языка. Лучшие драматурги были также ведущими режиссерами и руководителями театральных трупп. Профессиональный украинский театр возник на базе любительских коллективов, действовавшие в 1860-1870 годах. В 1882 г. под руководством М. Кропивницкого в Елисаветграде создана первая украинская профессиональную труппу, в которую были приглашены М. Садовский, М. Заньковецкая, А. Маркова, И. Бурлака и др. В 1883 г. труппу возглавил М. Старицкий, а режиссером остался М. Кропивницкий. На Западной Украине украинский профессиональный театр был основана в 1864 г. А. Бачинским под названием "Русская беседа".
В музыкальном искусстве отличалась творчество С. С. Гулака-Артемовского. В 1862 г. он создает первую украинскую оперу "Запорожец за Дунаем".
Основоположником украинской классической музыки был М. В. Лысенко, который в этот период написал замечательные оперы "Рождественская ночь", "Утопленница", "Недоросль", "Тарас Бульба", оперетту "Черноморце", оперы для детей "Господин Коцкий", "Коза-дереза''т.д. На Западной Украине следует отметить творчество М. М. Вербицкого.
В украинской архитектуре второй половины XIX в. распространяется эклектизм различных стилей. Наиболее значительными достижениями в этот период отмечались архитекторы А. В. Беретти (Владимирский собор, дом Первой гимназии в Киеве), А. Шредер (здание оперного театра и театра Соловцова в Киеве), П. Главка (здание резиденции митрополита Буковины в Черновцах) .
Таким образом, вторая половина XIX в. была сложным и противоречивым периодом в развитии украинской культуры. Несмотря на трудности, культура обогатилась выдающимися достижениями практически во всех ведущих отраслях.
В начале ХХ в. в культурной сфере четко вырисовываются две тенденции - сохранение национально-культурной идентичности (народничество) и пересадки на украинскую почву новейших европейских образцов художественного самовыражения (модернизм). Своеобразной синтезною моделью народничества и модернизма стала "новая школа" украинской прозы (М. Коцюбинский, В. Стефаник, О. Кобылянская, М. Черемшина), которая в своем творчестве органично сочетала традиционные для отечественной литературы этнографизм, рассказ от первого лица и др. с новейшими европейскими достижениями - символизмом и психоанализмом.
в украинской литературе первой модернистские лозунги выдвинул в 1901 г. писатель М. Вороной, который на страницах "Литературно-научного вестника" в программном открытом письме призвал вернуться к идее "настоящей душистой поэзии", тематически и жанрово расширить существующие в тогдашней литературе рамки. Эстафету у М. Вороного приняла группа галицких писателей "Молодая муза" (П. Карманский, В. Пачковский, А. Луцкий и др.), которая в 1907 г. обнародовала свой манифест, содержавший критические замечания относительно реализма в литературе и ориентировался на общеевропейские образцы и тенденции.
конце XIX в. - Начале ХХ в. стиль модерн получает распространение и в украинской архитектуре, что нашло свое выражение в геометрически четких линиях сооружений, динамичности их формы. В этом стиле построены железнодорожные вокзалы Львова, Киева, Жмеринки, Харькова, первый в Украине крытый рынок (Бессарабский). Самыми яркими фигурами архитектурного модернизма были В. Жуков, А. Вербицкий, М. Веревкин и др. Поиски и эксперименты архитекторов-модернистов имели целью обеспечить максимальную функциональность здания, сохранив при этом четкость в линиях фасада.
украинская скульптура начала ХХ века тоже не избежала модернистских начинаний. Под влиянием западных художественных школ формируется целая плеяда украинских скульпторов-модернистов - М. Гаврилко, М. Паращук, В. Ищенко, П. Войтович и др. Их творчестве свойственны контрастные светотеневые эффекты и глубокий психологизм А. Архипенко обогатил язык пластики ХХ века: он заставил пустое пространство стать органичным и очень выразительным элементом композиции. Руке мастера принадлежат "Ступая женщина", "Женщина, причесывается" и другие произведения.
В живописи сторонниками модернистских экспериментаторов были М. Жук, А. Новаковский, В. и Ф. Кричевские и др.
Следует подчеркнуть, что украинский вариант модернизма был довольно своеобразным и имел свои особенности. В силу того, что украинские земли не имели собственной государственности, были разобщены и фактически находилось в статусе провинций, общественное развитие у них был замедленным по сравнению с ведущими европейскими странами, так и конфликты между цивилизацией и культурой, художником и обществом не были такими острыми . Эти факторы и определили приглушенный, слабо выражен, неразвитый характер украинского модернизма. Отдельные всплески мирового уровня только оттеняли общую провинциальность и глубоких традиций украинской культуры.
украинский модернизм не сформировался как национальная самобытная течение, а проявлялся лишь в творчестве отдельных художников. Этот стиль, особенно в литературе, испытал большое влияние романтизма, что объясняется как традицией, так и ментальностью украинского народа, для которого романтизм является органичным элементом мировоззрения в любую сутки. Своеобразие украинского варианта модернизма заключается в том, что он с эстетического феномена превратился в культурно-историческое явление, стал попыткой преодоления провинциальности, второсортности, вторичности украинской национальной культуры, формой привлечения к достоянию мировой цивилизации. Он словно символизировал переход украинского общества от этнографически-бытовой самоидентификации, то есть выделения себя среди других, в национальное самосознание - определение своего места и роли в современном мире.