🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

§ 37. Образование, наука и техника (учебник)

§ 37. Образование, наука и техника

1. Образование

Образование -процесс и последствия усвоения систематизированных знаний, умений и навыков? нужныхдля практической деятельности. Это - необходимое условие подготовки к жизни итруда, основное средство приобщения к культуре. Главный путь полученияобразования - обучение и воспитание в учебных заведениях. Следует отметить, чтосодержание образования, его уровень определяются требованиями общественного производства,обусловливаются общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры иуровнем развития школьного дела и педагогической мысли.

Кначале XIX в. абсолютное большинство людей в мире была необразованной. Это становиласьбольшим тормозом на пути дальнейшего развития индустриального общества. Чтобыпреодолеть это негативное явления с конца XІст. в странах Западной Европы и Америки начали вводитьсистему всеобщего обязательного начального образования, а с начала ХХ в. - Общаяобязательное среднее образование. Существовали различные типы школ: духовные, светские, платныеи бесплатные, начальные, средние, высшие, государственные, частные.

ВXX в. в связи со значительным развитием педагогической науки было сделаноопределенные усовершенствования системы образования - проведен четкую дифференциациюучебных заведений, введены международные дипломы, для общения учителейи учащихся использовались достижения психологии.

Так, вВеликобритании 1918 был принят закон об обязательном обучении до 14лет, а 1944 г. - до 15 лет. Активно развивалась системапрофессионального обучения (начальное и среднее). Центрами высшего образования былиуниверситеты: Кембриджский, Оксфордский, Эдинбургский и др., которые одновременностали и центрами развития мировой науки.

Оксфордский университет

Кембриджский университет

 

В СШАзаконы об обязательном начальном образовании было принято 1918 во всехштатах. С 1920-х ггначался процесс дифференциации образования. Всех учеников были разделены на"Академически способных" и "практически мыслящих", а программыприспособлено к практическим потребностям человека в жизни. Кроме того, развиваласьуниверситетская система. Наиболее известными стали Гарвардский, Колумбийский,Калифорнийский, Иллинойский, Станфордский университеты.

В 30-е гг претерпела изменения и система образования Франции. Тамбыло введено бесплатное обучение в государственных школах. Обязательным сталообучение детей до 14 лет. Французские университеты стали признанными мировымицентрами образования. Мировую славу снискал, в частности, университет в Сорбонне.

Обстоятельнее изменения в образовании в 20-30-е годы произошли в системе образованияСРСР.Вдалося в основном преодолеть безграмотность населения. Было введенообщее начальное, а впоследствии и среднее образование. В 1933 г. восстановленуниверситеты.

Кроме указанных стран высокого уровня образования достигла в Германии, Бельгии.Голландии. Швеции и др.

Несмотря на такие качественные позитивные сдвиги в системе образования ведущих стран мирабольшинства людей на земле она оставалась недоступной. Особенно в колониальных изависимых территориях. Низкий образовательный уровень был присущ и для независимыхстран Азии и Латинской Америки.

2. Развитие науки

20-30-е ггбыли переломными для развития ряда наук. Колоссальный шаг вперед в своемразвития делают ядерная физика: Отсоздание датским физиком Нильсом Бором модели атома к практическому осуществлениюЭнрико Ферми в США в 1942 г. ядерной реакции. Первые реакторы былопостроен в США и в СССР. В годы войны сделано атомную бомбу, которую СШАиспользовали против Японии в 1945 г.

Энрико Ферми

 

Того жегоду был создан первый компьютер - электронно-вычислительная машина(ЭВМ). Это сделал Дж. фон Нейман. Сейчас ЭВМ и другая электронная техника сталинеотъемлемой частью нашей жизни.

Первая мировая война дала толчок развитию химии. Срочно создавалось производствоядовитых газов и противогазов, расширялся выпуск взрывчатых веществ в Германиишли поиски искусственных заменителей недоступных естественных продуктов. В 30-х ггв СССР и Германии был синтезирован каучук, в США - новый вид искусственноговолокна, всемирно известный капрон. На рубеже наук появились новыедисциплины - химическая физика, геофизика.

У биологии интенсивно развивалисьисследования в области генетики. Важный вклад в это дело внесли американецТ.-Х.Морган и советский ученый Н. И. Вавилов. От середины 30-х ггразвитие генетики в СССР замедлился, а потом ее вообще запретили? назвавпсевдонаукой, хотя было создано методы управления наследственностью, незаменимы дляселекции более продуктивные виды сельскохозяйственных культур и т.п.Применение физических и химических методов исследования способствовало созданиюбиофизики и биохимии.

Новыеоткрытия были сделаны в геологии.Предвестником больших изменений в геологии стало обоснование немецким геофизикомВегенером гипотезы о дрейфе континентов. Сравнив противоположные береговые линииАтлантического океана и анализируя геологические и палеонтологические данные, он выразилпредположение, что раньше существовал единый праматерика, который затем раскололся нанынешние. Теоретические разработки дали весомый практический результат. В разведкеполезных ископаемых стали широко применяться новые методы поисковых работ,приборы и инструменты.

Значительныесдвиги произошли в экономической науке.Они были вызваны растущим государственным регулированием экономики. Для егообоснование возникла необходимость пересмотреть классическую политическую экономию, котораярассматривала рыночную экономику как своеобразную саморегулирующуюся систему, что исключаетлюбой внешнее воздействие. Доказательства некорректности такого представления и необходимостьдля поддержки рыночного равновесия государственного регулирования экономики сформулировал английскийэкономист Дж.Кейнс 1936 На основании его работ начал развиваться новыйнаправление в экономической науке - кейнсианство. Одновременно разрабатывалиськонкретные методы планирования и прогнозирования экономики как на Западе, так и вСССР в годы первых пятилеток. В США внедрялась стандартизацияпроизводства.

Значительныедостижения были и в других областях как гуманитарных так и естественных наук.Важным в развитии науки было то, что она все теснее стала сотрудничать спромышленностью, а новые научные и технические достижения стали важным двигателем впостоянному улучшению жизни людей.

3. Электроэнергетика и изменения в технологии производства

ВXIX-XX вв. был электрифицирован значительную часть планеты. Лампочкуэлектрического накаливания изобрел Т. Эдисон. Выходец из Югославии Н. Тесласоздал первую ГЭС.

Электричество,которая до Першоимировой войны была роскошью в быту, постепенно становилась обыденным атрибутомжителей города. Вместе с ней в домах появились и новые электрические бытовыеприборы - пылесосы, утюги, стиральные машины. Производство электроэнергиисделалось важной отраслью экономики. Строились крупные электростанции, в томчисле и гидроэлектрические. Крупнейшей из построенных в те годы была ГЭС Боулдер нареке Колорадо в США. Крупнейшая в Европе ГЭС - Днепрогэс (Запорожье).

Развитиеэнергетики дал мощный толчок развитию производства. В XX в. быловнедрены конвейерное производство. Такой способ производства был рациональными эффективным. Это позволило внедрить технологии массового производства,т.е. технологий по выпуску массовой стандартизированной, относительно дешевойпродукции.

4. Изменения в транспортной отрасли

В первой половине ХХ в. транспорт потерпел стремительных перемен.Наиболее старый вид наземного транспорта - железнодорожный - быстросовершенствовался: росла скорость и грузоперевозки, на смену паровозампостепенно приходили тепловозы и локомотивы на электрической тяге. Железнаяелектрофикуеться.

В 20-30-е годы щвидкимы темпами развивается новый видтранспорта - авиация. К Першои мировой войны она была разновидностью спорта и интересным зрелищем. Вгоды войны она продемонстрировала широкие возможности не только военногоприменения. После войны авиация активно применяется в перевезены почтысрочных грузов, в поисковых зашествиее, а затем и в перевозке пассажиров. Развитие авиации далвозможность совершать полеты на дальние расстояния со значительной нагрузкой. В1927 американец Чарльз Линдберг совершил первый трансатлантическийперелет за 33 часа. Через десять лет советские летчики В. П. Чкалов,Г. П. Байдуков, А. В. Беляков совершили беспосадочный перелет Москва-Северныйполюс-Портленд. Создаются первые авиакомпании. Открываются первыепостоянные маршруты пассажирских перевозок, в частности, и на Украину.

Чарльз Линдберг

 

В конце 30-х годов авиаконструкторыведущих государств мира (США, Англии, Германии, СССР и др.) в погоне заскоростью активно занимаются разработкой реактивных двигателей и ракетной техники. Неполишае человечество и надежддостичь космических высот. Разрабатываются теории космических полетов. К сожалению,течение длительного времени малоизвестными на Родине были разработки в областиракетостроения украинского ученого-изобретателя Юрия Кондратюка (Шаргея). Еготруд "Завоевание межпланетных пространств" (1929 г.), переведеннаяна английском языке по заказу американского космического агентства,использовалась для подготовки полета космического корабля на Луну (60-е годы ХХв.).

Появление авиации была не единственным изменением на транспорте.Автомобиль серьезно потеснил железной дороги. Вместе с развитием автомобильноготранспорта началось создание сети дорог с твердым покрытием. В конце3 -= х годов в Германии началось строительство автобанов. Быстрому увеличениювыпуска автомобилей способствовало введение Г. Фордом для производства автомобилейконвейер, что способствовало совершенствованию и расширению производства и превратилоавтомобиль на удобное средство передвижения.  В1938 в Англии, Германии, США и Канаде было зарегистрировано 6 млнгрузовых и 30 млн легковых автомобилей. Это количество быстроувеличивалась.

5. Развитие военной техники и науки

Все новейшиедостижения в технике и технологии в первую очередь внедрялись в развитиевоенной техники. Первая мировая война показала, что будущее за новыми видамиоружия: танками, Самолетами, подводныеими лодкиами, авианосцыямы т.д. Поэтому, несмотря напацифистские настроения, происходит стремительное перевооружение армий новыми образцамиоружия, разрабатывается новая тактика и стратегия их использования. Армиимоторизуються, их оружие становится более смертоносных.  Осложнения военной техники влечети коренные изменения подготовки солдата и офицера. Уровень технического оснащениявойск дает существенное преимущество перед врагом.

Массовое производство бомбардировщиков вГермании

 

Развитие военной авиации наводит на мысль некоторых военных теоретиков, вбудущей войне она будет играть решающую роль. Армады бомбардировщиков будууничтожать города и промышленный потенциал противника, на население нагонять страх иподрывать его волю к сопротивлению. Другие предпочитали танкам, которые взаимодействуя сдругими родами войск будут наносить решающий удар врага, продвигаясьего территорией. Теоретики войны на море задумывались над тем, надводный илиподводный флот будет играть ведущую и решающую роль.

6. Изменения в быту. Новое качество жизни

В первыедесятилетия ХХ в. с `появилась большое количество изобретений, которые облегчали труди изменяли быт людей. Они делали домашнюю работу более приятной, а досуг- Разнообразнее. А вообще, обеспечивали новое качество жизни. Так в ведущихгосударствах начали с`появляться впродаже такие привычные нам теперь вещи: холодильники, стиральные машины,  электрочайники, электроутюги, фены и другиеелектропобудова техника, радиоприемники и телевизоры. 

Продажа первых женскихбезразмерных сиснтетичних чулок

 

Первыерадиовещательные передачи велись в США в 1919-1920 гг, в Англии иФранции - 1922 гг В Украине радиовещания началось 1924 вХарькове.

Идеюпоследовательной передачи элементов изображения, которая базировалась на инерционности зрениячеловека? впервые высказали независимо друг от друга Н. Санлек (Франция) и А. диПайва (Португалия). На практике эту идею осуществил польский инженер П. Нипков.Дальнейшее развитие телемеханики связан с трудами В. Смита (США). Он соединилявления внутреннего и внешнего фотоэффекта с практическим использованиемэлектронно-лучевой трубки. Практическое внедрение телевидение началось счерно-белых передач, проведенных 1925 Бердом в Англии и Дженкинсом вСША. В Украине первый телепередатчик начал действовать в Киеве 1938

Важнымдля изменений в быту стало изобретение пластмассы (1910 г.), полиэтилена (1933 г.),капрона. Важные изобретения были сделаны и в медицине. Были получены новые лекарства ивакцины, в частности инсулин (1922 г.), пенициллин (1928 г.). Кроме того медицинастала более доступной для широких слоев населения.

 

Таблица. Важнейшие научно-технические достижения вмежвоенный период

1919 г. - экспериментальные подтверждения теории относительности Енштейна.

1922 г. - в Канаде Ф. Бентинг и Дж.Чедвиг выделяют инсулин иначинают делать инъекцийинъекции больным диабета.

1924 г. - удачный эксперимент по расцепление атома.

1926 г. - установлена телефонная связь между Лондоном иНью-Йорком на основе развития радиотехники.

1926 г. - первый перелет через Северный полюс на дирижабле«Норвегия» под руководством Р. Амундсена.

1927 г., 20-21 мая - первый беспосадочный перелет черезатлантический океан американского летчика Ч. Линдберга.

1928 г. - в Англии А. Флеминг изобрел пиницилин.

1929 г. - кругосветное путешествие немецкого дирежабля «Граф Цеппелин».

1929 г. - строительство в Москве Шаболовского металлевй башни (160 м) длярадяопередач по проекту В. Шухова.

1930 г. - открытие планеты Плутон и совокупностиГалактик.

1931 г. - швейцарский физик на воздушном шаре достигаетстратосферы.

1932 г. - начало промышленного производства в СССРсинтетического каучука.

1933 - В Германии Э. Руска конструирует первый электронный микроскоп.

1934 г. - открытие супругами Кюри искусственнойрадиоактивности.

1936 г. - пуск первого в Европе циклотрона в ЛенинградскомРадиевом институте с участием І. Курчатова.

1937 г., 18-20 июня - перелет на самолете через Северныйполюс из СССР в США (летчики В. Чкалов, Г. Байдуков, А. Беляков).

1937 г., 21 мая - 1938 г., 21 февраля - работа вСеверо Льдовитому океане советской дрейфующей станции под руководствомИ. Папанина.

1938 г. - открытие П. Капица надтикучости жидкого гелия.

1938 г. - американец Ч. Карлсон изобрел «сухой методполучения изображения »(по гречески - ксерокс). В 1946 г. был создан первыйкоммерческий вариант копировальной машины.

1939 г., 14 сентября - полет первого вертолетаспроектированного И. Сикорским.

1939 г. - полет первого реактивного самолета, которые досянскорости 774 км /ч (Германия).

1939 г. - создание английскими ученымирадиолокационной станции (РЛС).

 

7. Лауреаты Нобелевской премии

Чтобыувековечить свое имя в памяти человечества, шведский химик и предприниматель Альфред Нобель (1833-1896) завещалбольшую часть своего наследия благотворительному фонду. Нобелевскую премию ежегодноприсуждают Шведская королевская академия наук и другие авторитетные учрежденияШвеции начиная с 1901 г. Премии в области физики, химии, физиологии имедицины, литературы, экономики вручают в Стокгольме, премия мира - вОсло 10 декабря, в день смерти А. Нобеля. На церемонию вручения приглашаютсялауреат и члены его семьи. Лауреат должен произнести перед высоким собранием своюНобелевскую лекцию.

Уникальность награды определяется тем, что она изначальноимеет международный характер. Нобелевский фонд - это независимая, неправительственнаяорганизация. Механизм отбора лауреатов суров, но эффективный. Достаточно высокойявляется денежное вознаграждение. В разные годы ее сумма колебалась от 30 до 200 тыс.долларов.

Макс Планк (1858-1947) родился вгороде Киле, принадлежавшее Пруссии. Имел прекрасные музыкальные способности, но вгимназии учитель математики открыл в нем склонность к естественным и точным наукам.Обучаясь в университетах Мюнхена и Берлина, М. Планк предпочел физике,хоть один из его профессоров утверждал, что там уже открывать нечего. М. Планкувлекся изучением явлений теплоты, механической энергии и преобразования энергии.Он считал, что электромагнитное излучение происходит не сплошнымпотоком, а порциями. Их А. Эйнштейн позднее назвал квантами. Итак, трудаМ. Планка ознаменовали рождение квантовой теории. Это был настоящий переворот вфизике. За открытие квантов энергии ученому 1919 была присужденаНобелевскую премию.

В Германии М. Планк был президентом Обществафундаментальных наук кайзера Вильгельма. Свой авторитет использовал длязащиты ученых, вынужденных эмигрировать. Открыто поддерживал А. Эйнштейна,выдающегося ученого, которого преследовали нацисты. Одного из сыновей М. Планка былоказнено 1944 за участие в покушении на Гитлера.

Заслуги ученого ценились высоко. М. Планк был членоммногих иностранных академий наук, в том числе АН СССР, избирался поА. Эйнштейн, членом Научного общества имени Т. Шевченко, которое былопредшественником Украинской академии наук. Общество, которое он до войны возглавлял,переименовано в Общество Макса Планка.

Альберт Эйнштейн (1879-1955) родился вгороде Ульме, а его детство прошло в Мюнхене. В школе ему не нравилисьзубрежка и чрезмерная дисциплина. Обнаружив способности к математике и физике,много читал самостоятельно. Отец хотел видеть сына инженером, но тот навступительных экзаменах в Цюрихе "провалился" и вынужден был все жезакончить гимназию. В Швейцарии А. Эйнштейн отказался от немецкогогражданства.

Альберт Эйнштейн

 

В 1914 г. его, уже всемирно известного человека, пригласиливернуться в Германию и возглавить Институт физики. За заслуги передтеоретической физикой 1921 А. Эйнштейну была присуждена Нобелевскаяпремию. Его теория относительности полностью изменила представление о пространстве и времени.

В 20-х гг А. Эйнштейн был убежденным пацифистом. Мирон рассматривал как гармоничное целое, похожее на большую и вечную загадку. Ненавистникив Германии называли труда ученого "еврейской физикой", а егодостижение считали такими, которые не отвечают требованиям арийской науки.

А. Эйнштейн узнал о приходе к власти Гитлера, находясьза рубежом. Ученый понимал опасность фашизма, стремился не допустить, чтобыгитлеровцы овладели атомным оружием. В США ему предложили должность профессорафизики, а в 1940 г. предоставили гражданство.

В послевоенный период А. Эйнштейн добивался свободного обменаидеями и достижениями науки между странами и народами, подчеркивалответственность ученого за судьбу человечества. А. Эйнштейна справедливо считаютсамым знаменитым ученым ХХ века

Нильс Бор (1885-1962) родился вКопенгагене. В детстве был заядлым футболистом, позже увлекся лыжами ипарусным спортом. В университете его дипломный проект получил золотую медальДатской королевской академии. Учился в Англии в Дж.Томсон, открывшийэлектрон, и Э. Резерфорда - исследователя радиоактивности элементов и строенияатома. Тогдашние физики не могли выяснить, почему электрон, находясь наорбите, не теряет энергии. Н. Бор доказал, что электрон имеет постоянную орбиту итолько с ее изменением высвобождается энергия. Модель атома Н. Бора было высокооценены в мире.

Н. Бор

 

С 1920 г. до конца жизни ученый руководил основанным имже Институтом теоретической физики в Копенгагене. За заслуги в до-исследованиистроения атомов и их излучения Н. Бор 1922 удостоенНобелевской премии. Благодаря ему получила развитие новая отрасль науки -квантовая механика.

Н. Бор не остался в оккупированной гитлеровцами Дании; еговывезли - сначала в Швецию, а затем в бомбовом отсеке самолета - доАнглии. Далее Н. Бор работал в Лос-Аламосе, США. Он играл ведущую роль вреализации Манхэттенского проекта - проекта создания атомного оружия.Ассистентом Н. Бора был его сын - Оге Бор, который 1975 тоже сталлауреатом Нобелевской премии. Н. Бор пытался убедить премьер-министраВеликобритании У. Черчилля и президента США Ф. Рузвельта откровенничать сСоветским Союзом, установить жесткий контроль над изготовлением оружиямассового уничтожения. Активно выступал за мирное использование атомной энергии и заширокое международное сотрудничество.

Энрико Ферми (1901-1954) родился вРиме. Имел выдающиеся способности к физике и математике. К обучению в университетезнания получал самостоятельно. В 21-летнем возрасте получил степень доктора наук. Основалпервую в Италии школу современной физики. После установления фашистской диктатурыЭ. Ферми покинул Италию и уехал в США. В 1938 г. получил Нобелевскуюпремию по физике за доказательства существования новых радиоактивных элементов иоткрытие ядерных реакций.

Э. Ферми

 

В США Э. Ферми работал над Манхэттенским проектом.Исследования были строго засекречены. Первый в мире ядерный реактор строилипод трибунами университетского футбольного стадиона. Считают, что Э. Фермиоткрыл дверь в атомный век. Он сумел объяснить природу космических лучей иисточник их высокой энергии. После его смерти новый химический элемент втаблицы Менделеева назвали фермием.

Ирвинг Ленгмюр (1881-1957) родился вНью-Йорке. Учился в США и Германии. Компания "Дженерал электрик"предоставила ему возможности для проведения исследований. И. Ленгмюр опровергутверждение, что свечение лампы зависит только от вакуума. Наполнив лампуазотом, он доказал, что его лампа горит лучше, к тому же требует меньшейколичества энергии. Изобретение И. Ленгмюра принес огромные прибыли компании"Дженерал электрик". Впоследствии И. Ленгмюр придумал насос, в сто разсильнее тех, что использовались до этого. Мировое признание как ученыйИ. Ленгмюр получил за открытие и исследование в химии поверхностных явлений. В1932 ему была присуждена Нобелевская премия.

Труды И. Ленгмюра имели большое влияние на развитие химии,биологии, физике. Ученый ввел термин "плазма" для газаобразовывался при применении сильного переменного тока. В годы второймировой войны разрабатывал аппаратуру для создания дымовой завесы, методыпредотвращения обледенение самолетов, интересовался способами контроля над погодой.И. Ленгмюр любил повторять, что свобода, присущая демократии, является необходимымусловием научных открытий.

Ирен Жолио-Кюри (1897-1956) и Фредерик Жолио-Кюри (1900-1958)родились в Париже. Мать Ирен - Мария Склодовская-Кюри впервые сталалауреатом Нобелевской премии по физике совместно с мужем Пьером Кюри. Вторичноона получила награду в области химии. Ирен увлеклась исследованиями своихродителей. Первые опыты она проводила самостоятельно, а с 1931 г. - вместес Фредериком Жолио. Женившись, они не только объединили свои фамилии, но иблестяще продолжили традиции семьи Ирен. В 1935 г. им было присужденоНобелевскую премию по химии за синтез новых радиоактивных элементов -искусственное превращение одних элементов в другие. Это имело большое практическое значение,в частности для создания новых лекарственных препаратов. Вместе возникла угрозаразработок таких цепных реакций, которые могут привести к мировой катастрофе.

В годы войны Фредерик участвовал в движении Сопротивления. В1942 вступил во Французскую коммунистическую партию. Узнав озловещие намерения гестапо, он перешел на нелегальное положение, а Ирэн с двумядетьми уехала в Швейцарию. После войны супруги Жолио-Кюри вело активнуюисследовательскую и политическую деятельность.

Дебай (1884-1966) родился вгороде Маастрихте в Нидерландах. После десяти лет обучения и исследовательскойдеятельности в университетах Германии отправился в Швейцарию к А. Эйнштейна. Тамон стал профессором теоретической физики.

П. Дебай пересмотрел квантовую теорию А. Эйнштейна в отдельных ееаспектах и смог существенно расширить знания о связях между атомами и молекулами.В своих трудах ввел понятие, которое получило название "температура Дебая".Выведена им формула дала возможность вести расчеты физических свойствтвердого тела - тепло-и электропроводности, теплоемкости и т.д. В1936 П. Дебай получил Нобелевскую премию по химии за вклад висследования молекулярного строения веществ. К тому времени он уже работал влаборатории Берлинского университета, читал студентам лекции, был членом рядаиностранных научных обществ и академий наук, в том числе АН СССР.

За отсутствия немецкого гражданства П. Дебая освободилииз лаборатории. Он переехал в США, где возглавил химический факультет Корнельскогоуниверситета. Проведенные им в местных лабораториях исследования сложныхполимеров нашли широкое практическое применение.

Карл Ландштайнер (1868-1943) родился вВене. Изучал медицину, химию. В 1923 г. переехал в США, впоследствии получиламериканское гражданство. В 1930 г. получил Нобелевскую премию заоткрытие групп крови человека. Метод К. Ландштайнер позволил переливатькровь одного человека другому. Изучал особенно опасную болезнь -полиомиелит. Благодаря К. Ландштайнер были открыты новые направления исследований вбактериологии, иммунологии, достигнуты успехи в практической медицине.

 

 

Вопросы и задания

1. Какизменилась роль образования после Першои мировой войны?

2.Охарактеризуйте научные достижения 20-30-х гг

3. В какихобластях науки произошли наиболее радикальные изменения и почему?

4. Которыеизменения произошли в транспорте?

5. Какизменения в технике отразились в быту и качества жизни людей ведущих государствмира?

6. Наоснове дополнительных источников составьте рассказ об одном из лауреатов Нобелевскойпремии.