Введение
1. Что изучает история древнего мира?
История наука о развитие общества от прошлых к нынешним временам. У 5 классе Вы уже познакомились с историей Украины, теперь начинаете знакомиться с историей других стран и народов, с историей всего человечества. История- Одна из древнейших наук в истории человечества. Слово «История» древнегреческого происхождения, переводится как «исследование», «Повествование о событиях».
История человечества от древнейших времен до настоящего времени называется общей или всемирной, историей. История древнего мира - это первый период всемирной истории. Именно его мы и будем изучать в 6 классе.
Он начинается от появления человечества около четырех миллионов лет назад и заканчивается падением Западной Римской империи в V в.
Первая ступень в развитии человеческого общества историки назвали первобытность (некоторые историки разделяют его на два периода дикость и варварство), следующая ступень – цивилизацией.
Основными признаками цивилизованности считается наличие городского жизни, грамотности и государства.
История древнего мира изучает жизнь первобытного общества и первых цивилизаций. В первоначальном обществе люди не превращали окружающей среды, а приспосабливались к нему. То было время собирателей и охотников. Затем на смену присваивающегохозяйству собирателей и охотников пришло воспроизводящее хозяйство земледельцев и животноводов. С этого времени начинается развитие цивилизаций.
Первые цивилизации возникли в долинах крупных рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда, где люди впервые овладели полеводство.
2. Исторические источники
Из истории пятого класса вы уже знаете, как ученые исследуют историю. В этом им помогают исторические источники.
Исторические источники – это предметы материальной культуры, письменные памятники, обычаи, языки давних времен, все то, что дает представление о прошлом.
Документы, рисунки, здания, вещи, предания, обычаи и т.д. помогают историкам устанавливать факты и писать историю.
Исторические источники |
Материальные (вещественные) |
Письменные |
Устные |
Прежде всего они изучают письменные источники. Человек научился писать более пяти тысяч лет назад, и времени накопилось много письменных памятников. Это глиняные таблички, египетские папирусы, берестяные грамоты, рукописные летописи, книги, деловые документы и пр.
Но большая часть истории человечества была бесписьменных. Как же ученые узнали о том далеком прошлом? В этом случае на помощь приходят науки: археология, этнография, антропология и другие вспомогательные исторические дисциплины.
3. Археология и антропология
Наибольшая доля источников составляют разные вещи. Археология – наука, изучающая материальные (Вещественные) исторические источники и воспроизводит с ними прошлое человеческого общества.
Материальные источники - Орудия труда человека, остатки древних поселений, жилищ, зданий, кладбищ, украшения, посуда и другие остатки материальной культуры - следы жизни и деятельности человека на Земле. Пепел от костра древнего человека, пещера, каменный топор, черепок посуды, пирамида, канал, плотина, дорога - все это материальные источники.
Некоторые материальные источники сохранились на поверхности, другие оказались под несколькими слоями земли, песка или ила. Археологи ведут кропотливую работу, чтобы разгадать загадки истории, содержащихся в земле, раскапывая и исследуя их.
Интересно знать
Археологические раскопки - Слишком трудоемкое занятие. Все работы проводятся вручную. Верхний слой земли снимается заступом, а затем работа выполняется с помощью ножей и кисточек, чтобы не повредить найденные предметы; Археологам приходится перебирать руками тысячи тонн земли, чтобы отыскать необходимые материальные источники. Некоторые раскопки ведутся десятки и сотни лет. Так, раскопки древнего города Помпеи, погибли в результате извержения вулкана, идут с 1748 года. Город был засыпан пеплом при извержении Везувия 1979. Оно не потерпело ни от огня, ни от грабителей, поэтому археологам удалось воспроизвести как внешний, так и внутренний вид сооружений.
Для определения времени археологических находок археологи установили систему "Трех веков" – каменный, бронзовый, железный. Такое деление называется истории человечества называется археологическая периодизация, , В основе которой положены изменения в характере основных материалов, из которых изготавливали орудия труда, предметы быта, оружие и т.п. Течение миллионов лет человек производила орудия труда из камня, этот период получил название каменного века. Но за последние несколько тысяч лет важнейшим открытием человека стало изготовление орудий труда из бронзы, а позднее - с металла. Эти периоды археологи назвали соответственно бронзовым и железным веками.
Огромное значение в интерпретации найденного археологами имеет также антропология – наука, изучающая костные остатки первобытных людей. Однако в странах Западной Европы и США под этим термином понимают науки о первобытных людей вообще. Современная наука дает позволяет достаточно достоверно воссоздать образ человека. Ученые создали метод воспроизведение лицо по строению костей черепа. По ним можно воссоздать портрет и современной и древней человека.
4. Этнография
Кроме упомянутых источников, историки первобытного общества исследуют этнографические данные. Этнография – наука, которая исследует быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру.
Ученые и путешественники нашли племена охотников и собирателей, живущих сегодня в разных частях земли: в Южной и Северной Америке - индейские племена, в Австралии - аборигены, в Африке - бушмены, в Юго-Восточной Азии - тоала, Андаманцы, семанги и др.
Эти племена ничего не знают о полеводство, они не имеют домашних животных. Орудия труда изготавливают из камня, костей и дерева. Ведут кочевой образ жизнь. Занимаются охотой и собирательством. Не носят одежды и обуви. Для жилья они используют хищные - курени, которые составляют из веток, камней, земли и жердей.
И хотя эти племена живут на огромном расстоянии друг от друга, они имеют много общего. И это помогает ученым воссоздавать жизнь прошлого, делать выводы о первобытных людей.
Исследование быта более развитых народов также помогают историкам. Разнообразные обряды (свадебные, праздничные, похоронные), одежда, украшения, жилище представляют значительный интерес для изучения истории.
5. Отсчет времени в истории
Изучение истории есть невозможным без определения времени, когда происходила определенная событие. Но время увидеть не возможно. Каким образом люди открыли существование времени и начали его измерять? Вероятно, это произошло в результате их наблюдения за окружающим миром. Происходит смена дня и ночи, времен года и т.п. Именно это позволило человечеству создать календарь.
Календарь – это способ подсчета дней в году, система счисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времен года, фаз Луны, Солнца.
Интересно знать
Долгое время человечество не имело единого календаря. Первые календари были составлены на основе движения Месяца и назывались месячными. Это происходило около семи тысяч лет назад на древнем Ближнем Востоке.
Более точный календарь впервые создана в Древнем Египте, он назывался солнечным и основывался на движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Египетский календарь состоял из 365 дней, 12 месяцев, в нем день и ночь делились на 12 частей. Длительность некоторых частей не соответствовала нашему времени, потому что продолжительность дня и ночи в разное время года была неодинаковой.
Солнечный календарь египтян уточнили римляне и ввели его во времена Юлия Цезаря в 46 г. до н. есть, поэтому он назывался юлианскому.
В XVI ст. римский папа Григорий XIII принял более уточненный календарь, который доставал название григорианского. Этим солнечным календарем пользуемся сегодня и мы. Время, за который Земля вращается вокруг своей оси, составляет сутки. Время, за которое Земля делает один оборот вокруг Солнца, равен году, состоящий из 365 суток, 5 часов, 48 минут и 46 секунд.
Григорианский календарь называют новому стилю, а юлианский - старому стилю. Разница между одной и той же дате по новым и старым стилем в настоящее время составляет 14 дней.
Календари позволяют упорядочивать отдельные факты, установить, какое событие произошло раньше, а какая позже. Историкам определять время определенных событий или их дать помогает наука хронология. Упорядочить события и отразить их в последовательности помогает линия времени. Эта прямая линия разделена на отрезки, которые указывают года, десятилетия, века, тысячелетия. Историки измеряют время веками, Сокращенно обозначаются ст. и пишутся римскими цифрами. Десять веков составляет тысячелетия, которое обозначается тыс. и тоже пишутся римскими цифрами.
Как считают годы в пределах веков и тысячелетий?
I тыс. |
II тыс. |
III тыс. |
||
V в. |
Х в. |
XI в. |
ХХ в. |
XXI в. |
401-500 гг |
901-1000 гг |
10001-1100 гг |
1901-2000 гг |
20001-2100 гг |
Но для осуществления отсчета нужна какая отправная событие.
Интересно знать
Отсчет лет в истории каждый из древних народов проводил по-своему. Поэтому ученым очень трудно установить, когда произошло то или иное событие. Существует более 200 различных литочислень, т.е. нумераций лет. В Древнем Египте годы начинали считать с правления нового фараона, в Японии - с момента вступления на престол императора. В Древней Греции отсчет лет проводился по олимпиадами, а в Древнем Риме - с начала основания Рима.
Было очень трудно соотнести события в различных краенах, это требовало специальных подсчетов, сопоставления одних дат с другими.
Современное летоисчисление началось почти две тысячи лет назад. Оно связано с возникновением христианской религии. Среди христиан было принято делать отсчет времени от Рождества Христова - момента, когда согласно легендам родился Иисус Христос. Это летосчисление распространилось во многих европейских странах, началась христианская эра, которую стали называть новой или нашей эрой. ее приняли даже в тех странах, где христианская религия не получила распространения. Все события, которые произошли после Рождества Христова, называют событиями нашей эры. Все, что произошло до момента рождения Иисуса Христа, считается событиями к нашей эры и записывается сокращенно - до н.э.
В арабских народов был создан мусульманскую эру, ее отсчет начинается с 622 года по юлианскому календарю. У верующих мусульман существует лунный календарь, который на 10-11 дней короче нашего. То есть у нас проходит 32 года, а в них за то же время 33 месячных. Некоторые мусульманские народы еще используют, кроме лунного, солнечный календарь.
Как свидетельствует история, большинство календарей и эр связана с культами богов и царей. Во Франции был создан первый календарь, в котором год начинался не с правления богов или царей, а с осеннего равноденствия. Этот день совпал с днем Французской республики.
Прошло более 1000 лет, прежде чем христианская вера была принята всеми европейскими странами. Было подсчитано, что Иисус родился 753 года от основания Рима. Год рождения Христа стал точкой отсчета нашей эры (н.э.). Все, что происходило до его рождения, считается событиями до нашей эры (до н.э.) Годы нашей эры, как правило. Указываются без добавления "Наша эра " (Н.э.).
Слово эра в переводе с латыни означает исходное число.
Чем раньше до нашей эры произошло событие, тем большее количество лет до н.э. Чем позже произошло событие, тем меньшее количество лет до н.э. Сначала идет девять тысяч лет до н.э.,потом восемь тысяч лет до н.э., затем семь тысяч лет до н.э. и т.д. Когда событие произошло до нашей эры, а необходимо определить, сколько лет назад это было, то к числу лет нашей эры прибавляется количество лет до нашей эры.
Вопросы и задания
1. Что изучает история древнего мира?
2. Как этнография помогает в изучении истории?
3. Почему археологию иногда называют "историей, которая вооружена лопатой "?
4. К какому века можно отнести современные дни, учитывая периодизацию, установленную археологами?
5. Напишите следующие даты: первый период всемирной истории починаеться__ и заканчивается __