§ 21. Культура Двуречья
1. Мифология и религиозные верования
Окружающий мир жители Двуречья не разделялина мир богов и мир людей. Герои их мифов и боги жили рядом с обычнымисмертными. Каждая вещь или явление имела своего духа или покровителя. Шумеры поклонялись более 2 000 различных богов. Почему их былозначительно больше, чем в Египте? Потому что каждый городской житель выбирал для себя бога,который защищал только его. По представлениям шумеров, первоначально существовал первобытныйокеан, из которого родились небесный бог Ану и богиня земли Кі.От их брака родились бог солнца Уту, Богмудрости Энки, Бог месяца Наннаи др.
В большом почете у шумеров был создательВселенной Энлиль, Который научил людей возделывать землю ипасти скот, и богиня любви Инанна (Позже – Иштар). им не только поклонялись, но и приносили жертвы истроили храмы. Мифы и религиозные представления шумеров наиболее ярко отразилисьв эпосе о Гильгамеше.
Эпос о Гильгамеше. Гильгамеш -легендарный царь шумерского города-государства Урук. Оего приключения рассказывает одна из древнейших поэм - «Сказание о Гильгамеше». ее записано на двенадцати глиняных табличках,которые были найдены при раскопках столицы Ассирии - города Ниневия.В поэме описываются как реальные события, так и вымышленные. Гильгамеш – на две трети бог и на одну – человек. Поэтому он всегда был одиноким и не знал, кудаприложить богатырскую силу. Он хотел перекопать горы, повернуть течение рекназад, соорудить башню до грозовых облаков и многое, что не под силу человеку.Народ страдал от его выходок, от его беспокойного сердца. Пожаловалисьжители Урука богам на свою тяжелую судьбу.
Интересно знать
Гильгамеш (С шумер - предок - герой, с Аккад.- Тот, что все видел) - 1. Легендарный царь Урука(Кон, XXVII - нач. XXVI век до н.э.). Известен как строитель укрепленийУрука. 2. Мифический герой; бог справедливости, потустороннего суда;герой эпоса о Гильгамеше.
И решили боги испытать силу Гильгамеше.И послали против него могучего Энкиду – полузверь, Получеловека. Оба герои вступают в поединок,но, наделены одинаковой силой, не смогли преодолеть друг друга. Тогда они заключают между собой дружбу и вечный союз.Подружившись, оба богатыри совершили много подвигов.
Решили Гильгамеш и Энкиду вызволить из плена богиню любви Иштар. Отправились они в далекую страну, в горы, покрытыекедровым лесом. А лес охраняло страшное чудовище Хумбаба Гильгамеш и Энкиду вступают вбой с Хумбабою и убивают его.
Богиня Иштар влюбляется в Гильгамеше. Но тот не отвечает на ее любовь. Оскорбленная и разгневанная Иштарпросит своего отца, бога неба Ну, отомстить героям. И создалбог Ану страшного небесного быка и послал его в Урук.Одним только дыханием бык сжигал несколько сот человек. И все же герои убивают иэтого страшного быка.
Вскоре после победы Энкиду заболел и умер. Гильгамешгорько оплакивал смерть своего друга.
«Закрыл он другу лицо, словно невесте,
Сам, как орел, над ним кружит,
Словно львица, чьи львята в ловушке,
Грозно бросается взад и впередон,
Словно кудель, раздирает волос,
Словно скверну, наряды срывает ».
Подавлен страхом смерти, Гильгамеш отправляется искать траву безсмерти. На него снова ждали опасные приключения и путешествия. Преодолев всепреграды, он оказался на берегу Океана Смерти. Здесь Гильгамешвстретил перевозчика, которого звали Уршанаби. С егопомощью царь попал на другую сторону океана, где встретил бессмертного бога Утнапипитима. Герой спросил у него о секрете вечнойжизнь. Утнапипитим рассказал Гильгамеглу,как ему удалось спастись во время потопа, устроенного разгневаннымибогами, и обрести бессмертие.
Также он сообщил о удивительное растение на дне океана,которая могла вернуть молодость. Тогда Гильгамешпривязал к ногам камень и нырнул в воду. Ему удалось достать растение. И когда,казалось, цели уже были достигнуты, а секрет раскрыт, на пути царю сталазмея. Она украла волшебное растение, и теперь сама могла омолаживаться, сбрасываякожу. А Гильгамеш понял, что люди обречены свремя стареть и умирать. Он горько плакал, возвращаясь в родной дом. Икогда Гильгамеш увидел построенное им величественный город Урук, Услышал хвалебные песни, звучавшие в его честь, онсказал себе: «Я и без цветка жизни останусь в памяти народа навсегда».
Заканчивается поэма разговором Гильгамешес духом своего умершего друга Энкиду.
У вавилонян среди многих богов главным был Мардук.По мифам вавилонян, он создал Землю. А произошло это в битве с богиней Тиаммат. Сначала он вооружился 15 огнями и вызвал7 тайфунов. Собрав их, он сел в колесницу и бросился навстречу опасности. Мардук убил Тиаммат и разделил еетело на две части, создав из них Землю и Небо. Затем он создал звездыи заселил планету людьми.
Наравне с Мардуком в Вавилонечтили Иштар (Инанну).Она была богиней скорби, а также прекрасной богиней любви. Завоеватьприверженность Иштар было нелегко. Она частообижалась и преследовала тех, кто ее обидел. По мнению вавилонян, Иштар наблюдала за людьми в виде планеты Венеры. Этазвезда была символом богини Иштар. Когда она выступалакак богиня войны, то ее символом был лев. Мифы рассказывают также, что,уступив в поединке своей сестре, царицы мира мертвых, Иштардолжна была отдать ей свою голову. Но она приказала своему мужу Думузи, Чтобы он отдал свою голову. Поэтому ее считалижестокой богиней.
Персы поклонялись многим богам. Жрецы приносили им в жертвуразличных животных. Но впоследствии, во времена правления Кира II Великого, у персоввозникла новая религия - зороастризм, в которой главными богами были Анхра-Майнью и Ахурамазда (в переводе с персидского - «мудрыйповелитель »). Основателем этой религии был пророк Зороастр.По легенде, когда ему исполнилось 30 лет, он увидел бога,рассказал о вечной борьбе добра и зла и вечной жизни для праведного человека.После этого он начал проповедовать новую религию. Постепенно зороастризмраспространился в Персидской империи, а сам Зороастр былвлиятельным лицом при дворе царя.
Евреи сначала, так же как иегиптяне, шумеры и вавилоняне, имели много богов. В I тыс. до н.э.они перешли к культу одного бога - Яхве (Иегова).Эта религия получила название иудаизм. Верующие евреи считали себя божьими избранниками.Они строго придерживались в древности и придерживаются сей заповедей (правил),которые определяют жизнь евреев. Основными в иудаизме есть 10 заповедей, что, поубеждению евреев, были записаны Богом на камнях (скрижалях) и хранились в ковчеге (Сундуки) в Иерусалиме. Вот эти заповеди: «почитайродителей »,« не убий »,« не укради »,« не молись идолам »,« не вспоминай имя богабез нужды »,« не работай в субботу »и др.
2. Клинопись
Для деловой переписки нужен был простой и дешевыйматериал. Но папирус на берегах Евфрата и Тигра не рос. Жители Двуречьянаучились писать острой палочкой на маленьких табличках из сырой глины. Еслидокумент был важным, таблицу высушивали на солнце или обжигали. После этогоее можно было хранить очень долго. Много таких табличек сохранилось до нашихдней.
Сначала в Двуречье, как и в Египте, «писали» рисунками.Но на влажной глине трудно нарисовать сложный знак или букву, причем этотребовало много времени. Можно было только выжимать отдельные черточки - клинья.Поэтому письменность жителей Древнего Двуречья называют клинописью. Каждыйзнак составлял
ся из нескольких клиньев. Он обозначал или отдельный склад, либоцелое слово, как и египетский иероглиф. Всего было произведено около тысячитаких знаков. Возникнув в Южном Двуречье, клинопись очень быстро распространилсясреди народов Передней Азии. Знаки клинописи читались одинаково любойграмотным человеком - Шумер, аккадцев, хетто, Ассирийцев, эламиты илиперсом.
3. Школа
Научиться читать и писать в Двуречье было не менеесложно, чем в Египте. Здесь существовали школы для детей, где готовиличиновников-писцов. Школы назывались «домами табличек». Возглавлял школудиректор, которого называли «отцом дома табличек». Ученики назывались «сынамидома табличек », а помощник учителя -« старшим братом ». «Старший брат»изготовлял таблички-образцы, которые затем переписывали ученики. Он проверял письменныезадачи и заставлял учеников рассказывать изученные ими уроки.
В школу записывали 5-7-летних детей, в основномребят. За обучение родители вносили плату, не считая дополнительных подарков.
Жизнь ученика было совсем не райским. Уроки проходилиежедневно и продолжались от восхода до захода солнца. Ученики сидели на циновках,расстеленных на глиняной полу. «Школьные принадлежности» состояло только из комковглины, воды в мисках и палочек для письма.
Классов не существовало, младшие и старшие ученики учились вместе.В одной школе училось 20-30 детей.
Младшие учились разминать глину и лепить таблички.Старшие переписывали слова. Ошибки смывали водой. Старейшие переписывали мифыи легенды, произведения звездочетов и математиков, законы царей.
Учились в школе по-разному. Одни усваивали материалхорошо, другие как попало. Недостаточно способных и ленивых учеников наказывали. Для этого пришколе держали специального надзирателя, которого называли - «владелец кнута» или«Вооруженный дубиной».
Обучение в школе большинство учеников заканчивала в 20-25-летнемвозрасте. Выпускники школ назначались на выгодные должности: чиновник, писарь,военачальник, сборщик налогов и т.д.
4. Научные знания жителей Двуречья
Наибольших успехов жителями Двуречья были достигнуты вматематике и астрономии. День они делили на двадцать четыре часа, однучас на 60 минут, а минуту - на 60 секунд.
Вавилоняне хорошо знали четыре арифметических действия и оставилинам таблицы умножения и деления от 1 до 180 000, которыми широкопользовались в повседневной жизни. Вавилонянам была известна теорема,позже получила название теоремы Пифагора.
В Двуречье был создан календарь, который получил распространениево всей Передней Азии. Год делился на двенадцать месяцев, каждый из нихсостоял то с 29, то из 30 дней, так что год имел 354 дня. Ошибка всравнению с солнечным годом исправлялась введением високосного года,состоял не из двенадцати, а из тринадцати месяцев.
Уже издавна жители Двуречья начали наблюдения за небом.Вавилонские жрецы создали звездную карту. На ней было обозначено все небесныетела, видимые для простого глаза. Тогда же были установлены двенадцать знаковзодиака (Овен, Телец, Дева, Скорпион и др.). Жрецы умели предсказывать солнечныеи лунные затмения.
Земля представлялась плоской плитой,плавает в океане. Сверху ее накрывает прозррый колпак неба, по которому движутся звезды. Вавилоняне считали, что звездывлияют на судьбу людей и народов. Поэтому вДвуречье широко практиковалось гадание позвездах. Люди, которые занимались такимгаданием, називалися астрологами (От «астра» – звезда).
Определенных успехов достигла в Двуречье медицина. Врачиделились на терапевтов и хирургов. Считалось, что причиной болезни являетсявселения в организм человека злого духа, демона болезни. Поэтому врачи-терапевтыдолжны были выгонять их оттуда через заговоры, молитвы, колдовство, сожжениестатуэток ведьм т.д. Из растений изготавливали лекарства: настойки, мази, порошки.
Вавилонские хирурги умели делать сложные операции на глазу.Причем в случае неудачи их ожидало суровое наказание (отрубали кистьруки).
Культура Древнего Двуречья большое влияние насоседние народы и страны. Много культурных достижений, которыми пользуетсясовременное человечество, в зачаточном виде было уже известно шумерам, аккадцев и вавилонянам. От них эти достижения перешли кдругих народов, которые развивали их дальше.
5. Архитектура и скульптура
Войны и неумолимое время уничтожили большинство архитектурныхпамятников Двуречья. К тому же основным строительным материалом для шумеров, аккадцев и вавилонян была необожженного кирпича, к сожалению,недолговечна. Храмы и дворцы строили на искусственных возвышениях, чтобы спасти ихот наводнений.
Каждое здание, жилье, храмы, дворцы, массивные стены сзубцами и башнями были своеобразной крепостью, поскольку приходилось постояннозащищаться от врагов. Сооружения имели квадратную или прямоугольную форму. Внешне вних не было окон, только дверь. Примером может служить Дворец Саргона II в Дур-Шаррукени. Онстоял на высокой прямоугольной насыпной земляной платформе. На ней были такие жеоборонительные Банита, как и на стенах. В центре дворца - большой двор. Слева отнего располагались жилые помещения, прямо - праздничные, справа - хозяйственные.Каждая из этих трех частей имела меньше, чем центральный, дворы, расположенные почтихаотично.
В отличие от шумеров и вавилонян, ассирийцы воздвигалисвои храмы из камня и украшали их скульптурами и рельефами,изображали сцены охоты, военных подвигах царей. Особенно выразительными былиживотные В Нововавилонского царстве художники отказалисьот традиционных сюжетов и достигли совершенства в украшении зданийорнаментами.
6. Музыка
Уже на изображениях шумерских мастеров можно увидетьдуховые, ударные и струнные инструменты. Наиболее распространенной была, очевидно, арфа.Существовали даже специальные «дома музыки», где собирались горожане для того,чтобы насладиться виртуозной игрой музыкантов.
О распространении в Двуречье этого вида искусства свидетельствуетклинописная табличка с древнего города Угарит,на которой были написаны ноты ассирийского песни. Это древнейший, известныйученым, записанный музыкальное произведение, почти на 1500 лет старшепапирус с нотами из Греции.
Вопросы и задания
1. В религиях которых народов Двуречья существовал единый бог?
2. Чем отличались храмы Древнего Египта и Двуречья?
3. Чем шумерская клинопись отличался от персидского?
4. Представьте себя шумерским учеником и опишите свой? Школьныйдень.
5. Какие научные достижения народов Двуречья, по вашемумнению, важнейшие для человечества?
6. Зачем Гильгамеш решилраскрыть секрет вечной жизни?