🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

§ 51. Римская культура (учебник)

§ 51. Римская культура

1. Культура эпохи республики

На становление и развитие культуры Римской республики большое влияние имелигреки, особенно после объединения Италии под властью Рима и захвата имгреческих колоний на юге Апеннинского полуострова. Римляне всегда интересовалисьдостижениями различных народов, можно было практически применить вземледелии, строительстве, корабельной и военном деле, поэтому достижениягреческой цивилизации вызвали большой интерес у граждан Римскойреспублики.

Образование. Первой ступенью в образовании римлян было семейное воспитание. Дети воспитывались вуважении к верованиям и обычаям предков. Они имели беспрекословно подчиняться волеотца. Считалось, что настоящий гражданин - это послушный сын и дисциплинированныйвоин. Обычно нарушения родительской воли строго каралось.

Следующим шагом в получении знаний была школа. В эпоху республики в римскихшколах изучали так называемые семь свободных искусств: грамматику, логику, риторику,геометрию, арифметику, астрономию, музыку. Впоследствии к ним добавили архитектуру.

Существовало три типа школ: начальная, грамматическая и риторическая. В начальной школеучились дети от 7 до 12 лет. Они овладевали письмо, чтениеи математике. Научиться писать было несложно, поскольку слова писали так, как они извучали. Если ученик пропустил хотя бы одну букву в слове, его били розгами.Ценилась не красота написания, а скорость. Девочки тоже ходили в школу иизучали даже больше дисциплин, чем мальчики.

В грамматической школе юноши 12-16 летизучали римскую и греческую литературу, латинский и греческий языки.

Высшей школой можно считать риторическую, где молодые люди 16-20 лет изучали философию,историю, риторику и право. Как и у греков, школы были частными, за обучениеприходилось платить. Престижным считалось обучение в Афинах или на островеРодос.

Научные знания. Тогдашние знания по медицине, продолжая греческие научныетрадиции, обобщил Авл Корнелий Цельс (I в.до н.э.) в сочинении «О медицине».

Философ Тит ЛукрецийКар (95-1955 до н.э.)в книге «О природе вещей» изложил учение греческого мыслителя Эпикура, Который отрицал существование богов. Основными идеямипроизведения были идеи о смертности души, о независимости природы от воли богов,о бесконечности Вселенной. Тит Лукреций Кар первымразделил историю человечества на каменный, медный и железный века. Но наибольшийвклад в мировую научную сокровищницу сделали римляне тем, что создали новыйнаправление в научных знаниях - правоведение. Его «отцом» называют Гнея Флавия (VI век до н.э.). У II в. до н.э. появилисьпервые трактаты по праву. Во времена упадка республики, когда законы частоотменялись, дополнялись или изменялись, возникла необходимость информировать оэти изменения граждан. Со времен Юлия Цезаря на центральную площадь выставляли доску«Ежедневные сведения римского народа», на которой размещали сообщения овоенные победы и содержание новых законов. Копии рассылали во все римскиепровинции. Эту доску можно считать пращуркою современных газет.

Литература и театр. Родная для римлян латинский язык результате римскихзавоеваний превратился в язык межнационального общения в древнеммире. Она стала основой для возникновения современных языков: итальянского,английского, испанского, французского. Латинский язык долгое время был языком науки,а в медицине сохранилась и поныне. Известны латинские крылатыевысказывания: «Карфаген должен быть разрушен», «Пришел, увидел, победил» и многиедр. Латинском языке были написаны лучшие произведения римских авторов.

Римская художественная литература возникла из записей преданий и мифов в III в. до н.э. Одним из ееоснователей был Левой Андроник (? - бл. 204 г. до н.э.), которыйперевел латыни «Одиссею». Литература римлян имела целью воспитатьгражданина и патриота. Но римляне любили и развлекаться, поэтому популярнымжанром была комедия. Отцом комедии считается Тит Макций Плавт (250 - бл. 184 г. до н.э.), которыйнаписал любимые стихотворные произведения латинян «Горшок», «Ослы», «Хвастливыйвоин », где высмеивал слепое подражание греческим образцам.

Настоящая жизнь комедии начиналось, когда ее ставили на сцене. В 240 г. до н.э.состоялся первый спектакль на латинском языке. Это время считается началом римскоготеатра.

Основателем римской прозы считают МаркаПорция Катона (234-149 гг до н.э.).Ему принадлежит один из первых прозаических произведений литературы эпохиреспублики, который сохранился в полном объеме. Посвящен он земледелию исодержит полезные советы земледельцам, а также воспевает сельский образ жизни икрестьян. Именно крестьяне, по мнению Катона, становятся сильнейшими и мужественнымвоинами. Произведение Катона «Начала» был первым изложением истории Рима.

Архитектура. Развивая искусство архитектуры, римляне во многом подражалигреков, но пошли дальше своих учителей. В архитектуре римляне объединилиэтрусском и греческий традиции и добавили восточные элементы. Они разнообразилистроительные материалы. Именно римляне начали использовать прочный соединительныйизвестковый раствор, изобрели бетон, который широко использовали с II в. до н.э. В строительстверимляне широко применяли арку, усовершенствовав ее. Эта дугообразная конструкциямогла выдержать на себе несколько этажей. Воплощая призыв «хлеба и зрелищ!", Вгородах строили театры, где места для зрителей были расположены полукругом.Сводились цирки, где устраивали гонки на колесницах. Римляне первыми началистроить амфитеатры для жестоких зрелищ - гладиаторских боев, травлидиких зверей, а также базилики - большие крытые залы для собраний.

 

2. Культура эпохи империи

Образование. В отличие от эпохи республики, когда большинство учебных заведений быличастными, империя начала контролировать систему образования. Учителя были государственнымислужащими и получали заработную плату. Количество учителей зависела от размерагорода и соответственно количества учеников. В IV в. н.э. все, кто желал учить,должны были получить разрешение императора. Значительную поддержку школам на давалисостоятельные люди, в частности императоры. Продолжали работать греческие центрыучености: афинские Академий и Ликей, Школы вАлександрии Египетской.

Научные знания. Свой вклад в развитие различных областей научных знаний сделалПлиний Старший (23 (24)-79 гг.) Самой известной его работойявляется произведение «Естественная история» В связи с завоеванием римлянами новыхземель развивалась география. Известна труд «География», принадлежащегоперу Страбона. Он собрал в своей книге все имеющиесяв то время сведения о странах и народах - от Британии до Индии.

В мировую сокровищницу вошли произведения КлавдияПтолемея (бл. 90 - бл. 160 гг).Он обобщил астрономические наблюдения и разработал модель мира. Птолемей считал, что центром Вселенной является планета Земля,которая имеет форму шара. Вокруг нее, по мнению ученого, вращаются Солнце и разныепланеты. Его взгляды были распространены в Европе в течение многих последующихвеков.

Императорский Рим мог гордиться своими правоведами. Сформировались юридическиешколы - Сабинианська и Прокулианська,названы по именам выдающихся ученых Сабине и Прокула.Много работ было посвящено строю государства. Среди них наиболее интересными былитруда Цицерош (106-43 гг до н.э.) и Полибия (бл. 200 - бл. 120 pp. до н.э.) в которых онирассуждали о преимуществах и недостатках республиканского строя. Среди римскихфилософов заметны место занимал Луций Анней Сенека (бл. 4 г. до н.э.65 г.) Он былвоспитателем Нерона и политическим деятелем. Но император, заподозрив философав заговоре, заставил его покончить жизнь самоубийством. Сенека разработал учениео достоинстве и самоуважении человека. Он утверждал, что эти качества могутпреподнести раба над свободным, бедного над богатым. Значительное внимание философ уделялвопросам преодоления страха перед смертью, моральной равенства людей, существованиесудьбы. Учение Сенеки иногда считают одним из источников возникновения христианскойэтики.

Римляне бережно относились как к своему государству, так и к ее истории.Историческая наука, благодаря которой история Рима мы знаем до мельчайших деталей,достигла своего расцвета именно в период империи. Историками часто становились люди,занимавшие высокое общественное положение и были хорошо знакомы с событиями встране и за ее пределами. Иногда историками были даже императоры. Так, ЮлийЦезарь написал произведение «Записки о галльской войне». Почти единственным источником дляизучение ранней истории есть произведения ТитаЛивия (59 г. до н.э. - 1917н.э.). Он оставил потомкам сочинение «История Рима от основания города».

Историк Плутарх (46-120 гг.) настолько глубоко зналгреческую и римскую прошлое, что первым решился на сравнение жизни,деятельности, достижений и просчетов самых известных государственных деятелей. В«Сравнительных жизнеописаниях» он рассказал о АлександраМакедонского и Юлия Цезаря, Демосфена и Цицерона и др.

Вершиной римской исторической мысли считают «Историю» и «Анналы» Тацита (бл. 58 бл. 117 p.). В своих произведениях онрассказал об истории Рима времен империи, о варварские племена, с которымиборолся Рим в то время.

Литература. Знаменитым поэтом Древнего Рима был Марон Публий Вергилий (70-1919 до н.э.). «Энеида»,«Поэма о земледелии», «Пастушьи песни» - это произведения, которые прославилихудожника. В них он возвеличивает Римскую империю и мужество, трудолюбие ее граждан.«Энеида» рассказывала об Энее - сына царя Анхиза ибогини Венеры, одного из защитников Трои. Сюжет «Энеиды» не разиспользовали в своих произведениях писатели и поэты, в частности И. П. Котляревский.

Публий Овидий Назон (43 г.до н.э. - бл. 1918н.э.) в «Метаморфозах» рассказывает о превращении людей и богов наживотных и созвездия, в «Фастов»- О римских религиозныхпраздники, забытые его современниками. Овидий считал, что лучшие времена - «золотой век»- Уже прошли, но к ним можно вернуться, если жить, как древние пастухи иземледельцы. Так же воспевал «золотой век» Квинт Гораций Флакк (65-8 гг до н.э.), но, в отличие от Овидия, считал,что лучшие времена в будущем принесет божественный спаситель.

Архитектура. В эпоху империи произошел расцвет зодчества. Каждый император пыталсяукрасить столицу и другие города величественными сооружениями - театры, амфитеатры,базиликами, форумами или термами. Крупнейшими были термы императора Диоклетиана, В которых одновременно могло разместиться 3200человек, и термы Каракаллы, Где отдыхало до 1 800человек. Кроме бань, в термах обустраивали помещения для спорта и гимнастики,залы для отдыха, бесед, помещения для выступлений ораторов, бассейны,библиотеки, внутренний двор с небольшим парком.

Термы Каракаллы имели квадратную форму. В центреодноэтажной террасы располагалась основное. Здесь были бассейн схолодной водой, центральный зал, вестибюль, бассейн с горячей водой. Попериметру размещались индивидуальные ванны. Под ними на уровне земли обустраивалиторговые помещения, к которым можно было зайти только с улицы. Для термнужно много воды, и ее подавали сюда с помощью акведуков. Акведуки,насыщали водой огромный город, имели длину около 440 км. Вода длятерм подогревалась в котлах, расположенных в подвалах, а пара нагревала пол.Украшали термы мозаиками и скульптурами.

Среди дворцов роскошью отличался «Золотой дом» Нерона. В тронном залестояла золотая статуя императора. Сложную и причудливую конструкцию имела потолок.Подвижные пластины, из которых она складывалась, приводились в действие специальнымимеханизмами, и посетители могли видеть на потолке изменения узоров. Самым известнымамфитеатром был Колизей. В нем могли разместиться 50 000 зрителей.Одновременно на его арене могли сражаться 2000 гладиаторов. В подземныхпомещениях располагались тренажерные залы, клетки для зверей, госпиталь дляраненых.

Величественным произведением римской архитектуры было Пантеон - храм в честь всехбогов. Его построили в 118-125 гг по проекту архитектора Аполлодора Дамасского. Пантеон - круглой формы храм.Его купол в диаметре достигает 43 м.Внутри он был украшен белым и коричневым мрамором.

Римляне прославились строительством дорог. В эпоху империи их построили 372.Длина путей составила более 80 тыс. км. Около 30 дорог сходилисьв Риме. Поэтому и возник выражение «Все дороги ведут в Рим». Дороги строили изтесаного камня, гравия, каменной плитки, которые преподавали слоями. Даже существовализнаки, которые сообщали, на каком расстоянии от Рима находится путешественник.Самой известной была «Аппиева дорога ». Она соединялаРим с Капу и простиралась на 330 км.Достижением римских строителей считается мост Траяна (98-117 гг.) Через Дунай.

Образование. Если греческая скульптура прославилась преждеобобщенными образами, которые воплощали человеческую красоту, то в Риме значительногоразвития приобрел жанр психологического скульптурного портрета. Искусство «оживило»историю, оставив портретную галерею ее главных действующих лиц: Юлия Цезаря,Цицерона, Октавиана и др.

Фресковая живопись и мозаика - реалистичные, с богатой цветовой гаммой,отражением объема и глубины пространства - стали известны после раскопок городовПомпеи иГеркуланума, Уничтоженных во времяизвержения Везувия в 79 г. до н.э. Эта трагедия, принесшая гибельлюдям, сохранила жизнь произведениям искусства. Об живописные портреты тех временузнали из археологических находок в Фаюмские оазисе вЕгипте. Портреты были найдены в захоронениях. Написаны на досках (иногда - тканях)на восковой основе, портреты поражают изяществом, а также мастерствомпередачи не только внешности, но и внутреннего мира человека.

Театр. Возникновение театрального искусства в Риме связано с праздниками урожая.Самобытным римским театральным жанром были мимы - бытовые комические сценкис диалогами, пением, музыкой и танцами (своеобразный прообраз современнойоперетты). Позже ставили комедии и трагедии по греческому образцу. Римские актерыпроисходили из среды вольноотпущенников или рабов. Они, как правило, занималинизкое общественное положение. В Риме впервые возникают профессиональные актерскиетрупы и камерные (для небольшого количества зрителей) театральные представления.

 

Понятиесроки

Базилика - Здание,что имеет форму вытянутого прямоугольника и разделена вдоль рядами колонн.

Акведукмостоваясооружение для перевода водопроводов через препятствия.

 

Вопросы и задания

1. Сравните достижения римской культуры в эпоху республики и империи.

2. Опишите римские термы.

3. Чем отличались римские архитектурные шедевры Колизей и Пантеон?

4. Докажите, что римляне использовали культурные достижения древнихгреков.