§ 13 - 14. Обобщение по теме "Религиозное и культурную жизнь средневековой Европы "
Подведем итоги
Эпоха Великого переселения народов разрушила античный мир. Одним из того, что уцелело была христианская церковь. IV-V вв. стали важными для христианской церкви. Она выработала Символ веры - важнее догматы христианского учения, отбросив все еретические.
Духовенство считалось первым состоянию средневекового общества. Ибо они выполняли работу, которую была важнее за любые другие земные дела - заботились о спасении человеческих душ.
Именно поэтому не считаясь с затратами ресурсов, сил и времени, европейцы строили огромные соборы и многочисленные церкви, отдавали духовенству десятину - десятую часть урожая и других доходов. Желая спасти свои души, богатые и бедные дарили церкви свое имущество и земельные владения. Даже больше, общество отдавало церкви наиболее способных и образованных сыновей, посвящали жизнь служению Богу. Первый состояние было единственным, который пополнялся выходцами из разных слоев общества. Почти все известные ученые и мыслители, как и значительная часть писателей и поэтов, художников, музыкантов, принадлежавших к духовенству.
В 1054 г. в некогда единой христианской церкви произошел раскол, восточное (византийское) христианство отделилось от западного (римского). Образовались православная и католическая церкви. Католическую церковь возглавил Папа Римский, а в православная церковь не имела единого лидера и была зависимой от светской власти.
Христианская церковь на Западе быстро поняла, что может играть самостоятельную роль, имея огромные ресурсы. Опираясь на это, Римские Папы в Х - ХIII вв. повели борьбу за объединение всего христианского мира под своим главенством. Постепенно церковь стала крупнейшим землевладельцем в Европе, а жизнь верхушки церкви ни чем не отличалась от светских феодалов. Духовенство стало уже не ограничиваться в своей деятельности только церковной службой и молитвами. Они осуществляли правосудие, участвовали в управлении государством, выполняли феодальные функции, обучали в школах и университетах, финансировали королевские мероприятия. Для многих молитва стала лишь второстепенным занятием.
Христианская церковь в Европе VI-XIIIст.
Яркой страницей Средних веков были крестовые походы. 27 ноября 1095 Папа Римский Уран II в Клермонепризвал христиан освободить Гроб Господень. В Святую Землю двинулось христианское воинство от простых людей к монархам. В результате Первого крестового похода в Палестине появились четыре государства крестоносцев. Всего состоялось восемь походов. Однако уже четвертый показал, что идея священной войны против врагов христианства потеряла всякую привлекательность, а крестовый движение потерял смысл. В 1291 пала последняя крепость крестоносцев в Палестине.
Крестовые походы породили такое явление как духовно-рыцарские ордена. Которые стали весомыми факторами средневековой истории.
В XIII в. католическая церковь достигла вершины своего могущества. Но именно в это время ей стала угрожать древняя опасность - ересь. Различные еретические учения быстро распространялись по Европе. Для борьбы против них церковь применяла любые средства: убеждение, проповеди, инквизицию, крестовые походы. Но обуздать ересь церковь так окончательно и не смогла.
XIV в. стало кризисным для католической церкви. Папы Римские теряют свою прежнюю могущество. Даже на 70 лет попадают в плен к французских королей (Авиньонское пленения). Окончательно могущество пап подорвала Великая схизма.
Раздор в церкви заставил задуматься. Правильным путем шло общество к Богу. Вновь вспыхнул движение еретиков. Сильнейший движение за обновление церкви вспыхнул в Чехии и был связан с учением Яна Гуса. Хотя движение удалось обуздать, неурядицы Католической церкви на этом не кончились. Но это уже другая история.
Культура средневековья была тесно связана с религией и церковью. Потому что именно религия определяла мировоззрение средневекового человека.
Первые века средневековья называли "темными веками" и вряд ли их можно назвать благоприятными для развития культуры. Однако именно в этот период происходило рождение новой европейской средневековой культуры, черпала свое начало из античного наследия, культуры варваров и христианства. Первые результаты такого взаимодействия стали ощутимыми в период «Каролингского возрождение »(Период правления Карла Великого).
В последующие два века (IX-Х века) в культуре снова наблюдался упадок и она "замкнулась" за стенами монастырей. Здесь за стенами размышления монахов породили схоластику - метод логического мышления и познания. Схоласты стремились познать, как взаимосвязаны Бог, Вселенная и человек. Вершиной средневековой схоластики стала деятельность Фомы Аквинского (1225 – 1274).
Образованных людей в средние века было относительно немного. Подъем Европы, началось в X веке, вызвало стремление к знаниям и потребность в образованных людях. Образование начала выходить за пределы монастырей. Начиная с XI в. в Европе зарождались высшие школы, которые впоследствии назвали университетами. В них изучали семьи свободных наук "- грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию. Последняя содержала географию, астрологию, музыку. Первые три науки составляли "тривиум ", Следующие четыре - "квадривиум ".
Сосредоточенность в Средние века на изучении лишь Святого Письма не удовлетворяла людей, которые задумывались над познанием окружающего мира. Так в Средние века зарождаются исследовательские знания, которые стали основой для возникновения науки.
В Средние века была богатой литературное творчество. Она брала свое начало из героического эпоса раннего средневековья. Рыцарские романы, поэзия трубадуров и миннезингеров стали визитными карточками эпохи.
В средние века книги были редкостью. Они были дорогими и переписывались от руки. Но в конце Средних веков произошла настоящая революция. Благодаря распространению бумаги и изобретения книгопечатания (1445 г.) Иоганном Гутенбергом книга стала доступной для более широкого круга людей.
За XI - XV вв. искусство знало два основные художественные стили, которые сменяли друг друга - романский и готический. Первый стиль - романский - господствовал в XI - XII века, второй - готический - В XII - XV вв. Эти стили наиболее ярко проявились в архитектуре замков и церквей.
Средневековые храмы украшались фресками, иконами, скульптурами, впоследствии стали использоваться и витражи.
В ХIV-ХV вв. началась эпоха Возрождения. Родиной его в силу исторических обстоятельств стала Италия. В основе культуры возрождения был гуманизм. К тому времени под гуманизмом понималось все то, что помогает понять и изучить человека. Культура Возрождения изменила средневековое представление о мире, земную жизнь, человека и его достоинства. Человек был поставлена в центре мироздания.
Задача для обобщения
Отрасль |
Основные достижения |
Образование |
|
Литература, летописание |
|
Архитектура |
|
Искусство |
|