В степях к северу от Великой китайской стены проживали кочевые племена сибирских татар. Среди них было племя монголов. Они кочевали от пастбища к пастбищу, жили в войлочных юртах. Находясь еще на догосударственном уровне развития, они делились на большие семьи, связанные между собой общим происхождением, языком и культурой.
С раннего детства всю жизнь монголов (татар) было связано с конем. Один из путешественников, побывавший в их стране, писал: "Татары рождаются и вырастают в седле и на лошади, они сами собой учатся драться, потому что вся их жизнь круглый проходит на охоте".
Соседство с китайской цивилизацией ускорило социальное расслоение и выделение племенной верхушки у кочевников. Это стало основой для формирования государства. Рождение единой Монгольского государства проходило в кровавых войнах между племенами в течение второй половины XII - начала XIII вв. Победителем в борьбе за объединение всех монголов вышел Темучжин, который на курултае (общем съезде монгольских вождей) 1204 - 1205 был провозглашен Чингисханом - "великим ханом" .
Чингисхан был сыном Есугея, который в 50-60-х г. XII в. объединил большинство монгольских племен. Родился он 1162 После того, как его отец был отравлен, а возглавляемое им объединение распалось, семья оказалась в затруднении. Когда Темучжин подрос, он смог собрать жену и продолжить дело отца. В жестокой борьбе Чингисхан объединил монгольские племена, доказав свою переможнисть.
Покорив монголов, Чингисхан провел ряд реформ, обеспечивших ему удачи в завоевательных походах. Он ввел десятичную систему организации общества и армии. Все взрослое население делилось на "тьмы" (10 тыс. душ), тысячи, сотни, десятки. Десяток обычно совпадал с одним монгольским семьей
Такое разделение общества сохранялся как в мирное, так и в военное время. Во главе каждого отряда стояли командиры, которые предназначались из лучших воинов. Было четкое подчинение низшего высшему. Чингисхан создал личную гвардию. Члены семей этих воинов не платили налога. Также он ввел систему управления частным имуществом. Все общество придерживалось строгой дисциплины. Если хотя бы один из десяти бежал с поля боя или изменял своего хана, то наказанию подлежали все остальные, а если виноват весь десяток - каралась сотня