В 1914 году, накануне Первой мировой войны, Киев был одним из крупнейших городов Российской империи. Численность его населения составляла 626 000 человек. Главными факторами стремительного роста Киева в период капитализма были приход в город железной дороги (1870 год) и его превращения в финансовый и промышленный центр. Киевская биржа отличалась прежде всего торговлей главным богатством Приднепровья - сахаром
Когда отделены друг от друга Подол, Старый Киев и Печерск слились в единое целое и «обросли» новыми кварталами. Еще в 1830-е годы возникли новые части города - Липки и Новая Застройка. За три десятилетия, предшествовавшие мировой войне, неузнаваемо изменилась застройка центра. На смену деревянным домикам с садиками и огородами пришли многоэтажные каменные, стоявших вплотную друг к другу. На первых этажах этих сооружений содержались магазины и конторы, остальное занимали квартиры, которые арендовали люди со средним достатком. Самые же киевляне жили в собственных особняках, сосредоточенных преимущественно в Липках. Жители центра стали пользоваться водопроводом, канализацией, электрическим освещением, телефоном. Улицы покрылись мостовой, а в 1892 году пошел первый в империи электрический трамвай. Если раньше над рядовым застройкой господствовали церкви, то теперь город украсила ряд общественных зданий - учебные заведения, театры, музеи. Впрочем, сооруженувалы и новые храмы, причем разных религий - такие как Владимирский собор, костел святого Николая, Хоральная синагога.
Признанным центром городской жизни стал Крещатик. На этой молодой улице сосредоточились модные магазины, популярные кафе, банковские конторы и, наконец, здание городской думы - выборного органа управления. Другим очагом власти находился в Липках дворец генерал-губернатора - правителя трех губерний, которые образовывали Юго-Западный край
Пригород - Куреневка, Лукьяновка, Шулявка, Соломенка, Демеевка, Зверинец - прежнему своей застройкой мало отличались от обычных деревень. Однако значительная часть их обитателей теперь работала на промышленных предприятиях, производивших пищевые продукты, машины и оборудование, строительные материалы. Владельцы крупных заводов начали сооружать для своих рабочих упорядочены поселка - такие, как Чоколовка. Появились и другие поселки - дачные (Святошин, Караваевы дачи, расположенные вне картой Пуща-Водица и Дарница). Сюда летом спешили состоятельные жители центра, уставшие шумом, пылью и загрязненным воздухом - неотъемлемыми спутниками большого города