Борьба за социальное и национальное освобождение способствовала духовному подъему украинского народа. Царская империя распалась, а большевистская не успела сформироваться, и это давало надежды на становление и развитие украинского государства и соответственно, национальной культуры. Однако в условиях жестокой борьбы за власть образование, наука и культура стали заложниками политиков. Жестокие классовые столкновения порождали новую идеологию и мораль, которые не укладывались в традиции украинского народа, исконные общечеловеческие ценности и гуманизм. Массовое деформирования сознания, многочисленные потери среди носителей культуры вследствие гибели или эмиграции оказывали культурном процессу 1917 - 1920 годов в Украине трагический оттенок.
В 1917 - 1920 гг образование в Украине оказалась в центре борьбы различных политических сил. Центральная Рада и Гетманат проводили украинизацию школы. Открывались новые украинские гимназии, вводились учебные программы, которые предусматривали обязательность изучения украинского языка, истории и географии Украины
Зато большевики переделывали учебные планы на свой лад, заботясь прежде всего о воспитании детей в духе преданности идеям социализма. Советская власть с опаской относилась к проявлениям национальной жизни и перечеркнула украинизацию народного образования. Могут достичь желаемого результата мирными средствами, большевики прибегали к насильственным действиям и командных методов. Так, Всеукраинская учительская союз, который не воспринимала советских реформ в школьной области, была распущена. Такая же участь постигла национальные культурно-образовательные организации - «Просвиты». Они были особенно популярны на селе и объединяли всех, кто заботился о украинское культурное наследие
Советская власть пыталась реформировать образование, сделать ее систему подконтрольной и направленной на укрепление большевистского режима. В 1920 г. возросло количество школ и учащихся, определенные успехи были достигнуты в ликвидации неграмотности среди взрослого населения
Активная борьба развернулась за высшую школу. Прежде всего на обучение принимались выходцы из рабочего класса и крестьянства. Университеты были ликвидированы, вместо них появились институты народного образования. Поскольку поступление в вузы требовал определенного уровня знаний, то для подготовки будущих студентов были открыты рабочие факультеты
В эпоху Гетманщины была создана Украинская Академия наук. Ее первым президентом стал В. Вернадский. После установления советской власти некоторые выдающиеся ученые эмигрировали, но большинство продолжала плодотворно работать
Нелегко складывалась творческая судьба украинских писателей и поэтов. Они болели за украинскую национальную революцию, болезненно переживали события гражданской войны. В это время громко заявили о себе талантливые поэты П. Тычина, В. Сосюра, В. Чумак. Немало одаренных поэтов, среди которых О. Олесь, вынуждены были навсегда покидать родину
Много сделал для развития украинской культуры гетман П. Скоропадский. Открывались украинские университеты, библиотеки, театры. В частности, в 1918 г. был основан украинский театр драмы и оперы, Украинскую государственную капеллу под руководством А. Кошица, Государственный симфонический оркестр. Новые музыкально-драматические учреждения и творческие коллективы появились в Украине и в 1919-1920 гг
Заметным стало творчество нового драматического театра им. И. Франко, который возглавлял Г. Юра, коллектива художников во главе с Лесем Курбасом, известных исполнителей А. Марьяненко, Г. Борисоглебской, композиторов М. Леонтовича, Б. Лятошинского, Г. Веревки
Благодаря деятельности Центральной Рады в Киеве в конце 1917 г. было открыто украинское академию искусств, которая объединила выдающихся художников. В настоящее время в Украине творили мастера живописи и графики М. Бойчук (первый ректор академии), В. и Ф. Кричевские, Г. Нарбут, А. Мурашко. Г. Нарбут является автором проектов денежных знаков Центрального Совета и гетманского правительства, государственного герба и печати, почтовых марок, военной формы
В годы революции и освободительной борьбы в среде украинских верующих и духовенства зрело стремление иметь самостоятельную (автокефальную) церковь. Однако Русская православная церковь пыталась не допустить потери контроля над епархиями бывшей царской империи. Провозгласить автокефалию на Всеукраинском православном соборе в январе 1918 г. не позволили большевики. Большевистская партия развернула ожесточенную борьбу с религией и церковью. Закрывались храмы и монастыри, верующие и духовенство преследованиям. Идея провозглашения Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) стала частью украинского национально-освободительного движения