После поражения освободительной борьбы западноукраинские земли оказались в составе Польши, Румынии и Чехословакии. К польской оккупации попали земли Восточной Галиции и Западной Волыни, на которых, по переписи 1931 г., проживало 5600 тысяч украинский. В составе Румынии украинский (790 тыс. человек) проживали в Северной Буковине, Хотинского, Аккерманского и Измаильском уездах Бессарабии. На территории Подкарпатской Руси, которая вошла в состав Чехословакии, проживало более 450 тыс. украинских. Каждое из государств, в состав которых входили украинские земли, должна была определиться в отношении к украинским меньшинства
целом можно определить такие черты политики Польши, Румынии, ЧСР: а) насильственная ассимиляция, б) сдерживание экономического развития, его колониальный характер, в) репрессии против деятелей национально-освободительного движения г) национальный гнет; д) отказ от международных обязательств по предоставлению автономных прав украинском
Формы, в которых осуществлялась эта политика, отличались - от мягкой в ЧСР к жесткой в Румынии. В Польше, где проживало всего украинский, причем с высоким национальным сознанием, украинская вопрос стоял остро. Польское правительство, преследуя стратегическую цель - полное ополячивания захваченных украинских земель, в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств корректировал свой курс. По 1919-1939 гг четко выделяются три периода политики польских правящих кругов относительно украинских земель
В 1919-1923 гг польское руководство пыталось доказать мировой общественности свои права на украинской земле, а также, что Польша якобы обеспечивает все права национальных меньшинств. Польская конституция 1921 гарантировала права украинского на родной язык на бытовом уровне и в обучении в начальных школах. Кроме этого, закон от 26 марта 1922 предоставил самоуправления Восточной Галиции (Львовская, Станиславская, Тернопольское воеводство). Но как только 14 марта 1923 Совет послов Англии, Франции, Италии и Японии признала Восточную Галичину частью Польши, все эти права остались на бумаге. В этот период украинская тоже пытались отстоять свои права, прибегая к акциям протеста, вооруженных выступлений, бойкота переписи населения 1921 г., выборов 1922 г. в сейм. Но в существовании украинской государственности никто в Европе не был заинтересован
В 1923-1926 гг польские правящие круги упорно проводили политику, направленную на ассимиляцию угнетенных народов. Для осуществления этой цели правительство Польши поделил страну на две хозяйственные территории: Польша «А», в которую входили коренные польские земли, и Польша «Б» - преимущественно западноукраинские и белорусские земли. К разным частям соответствии проводилась и разная политика. Относительно Польши «Б» применялась политика искусственного сдерживания социально-экономического развития и полной отмены уступок национальным меньшинствам. 31 июля 1924 был принят закон, по которому польский язык провозглашалась государственной. Началось закрытие украинских школ. Польское правительство пыталось вытравить сами понятия «Украина», «Украинский». На украинские земли переселялись польские колонисты, которым выделялись лучшие земли. В течение 1921-1929 гг сюда переселилось 77 тыс. поляков.
Политическая кризис 1926 г. привел к новому повороту в политике относительно украинского. Третий период (1926-1937 гг) связан с установлением режима «санации» во главе с И. Пилсудским. Новая политика предусматривала некоторые уступки и компромиссы в отношениях с национальными меньшинствами, в частности с украинским. Суть нового курса заключалась в государственной ассимиляции национальных меньшинств и отказе от национальной ассимиляции. Важным элементом новой модели национальной политики стала попытка преобразования Волыни на «колыбель польско-украинского взаимопонимания». Были увеличены государственные инвестиции на Волынь, началось массовое создание двуязычных школ, разрешено определенную украинизацию православной церкви
Такая политика проводилась с целью раскола в среде украинский: между галичанами и Волынью, между сторонниками и противниками взаимопонимания с Польшей. Она должна была составить положительный имидж Польши как государства, толерантно относится к национальным меньшинствам, и предоставить привлекательности для украинства на фоне жесткой антиукраинской политики в СССР в 1930-е гг В 1935 г. крупнейшая украинская партия Украинская народно-демократическое объединение взяла курс на «нормализацию» польско-украинских отношений. Ее лидер В. Мудрый стал вице-маршалом польского сейма. Были амнистированы заключенные концлагеря в Березе Картузской
Но, начиная с 1937 г., польские правящие круги снова меняют курс. Перед угрозой второй мировой войны они боялись, что украинский вопрос станет разменной картой в большой игре, а любые уступки украинским благоприятной почвой для роста сепаратизма. Прокатилась новая волна репрессий
В политике ЧСР по украинским тоже можно выделить несколько этапов. Так, в начале 1920-х гг чешское правительство пытался создать впечатление добросовестного выполнения своих международных обязательств по предоставлению Подкарпатской Руси автономных прав, указанных в Сен-Жерменском договоре. Свои промедление с предоставлением автономии они объясняли неподготовленностью населения края к самостоятельной жизни за низкого уровня образования и отсутствие подготовленных кадров
Во второй половине 1920-х - 1930-е гг правительство ЧСР провел серию реформ, призванных обеспечить внедрение системы образования, проведения земельной реформы и т.д. Осуществляя эти меры, он прилагал усилия, чтобы отвлечь население от борьбы за автономию, сосредотачивая его внимание на «языковом вопросе»
Во второй половине 1930-х гг правительственные круги ЧСР столкнулись с развертыванием новой волне борьбы населения за автономию и наконец под давлением Германии вынуждены были в октябре 1938 г. предоставить краю автономию
Как и в Польше, правительственные круги ЧСР не способствовали развитию экономики края. Они осознавали, что край входит в ЧСР временно и развивали лишь те отрасли, не требовали значительных капиталовложений.
Румыния с самого начала взяла курс на полную ассимиляцию украинская, лишив их всякой возможности развиваться. В экономику края не поступало никаких капиталовложений. Безработица, малоземелье, хищническое использование природных ресурсов - вот чем характеризовалось положение края
Лишь в 1927 г. образовалась партия, которая отстаивала национальные интересы украинском, - украинская национальная партия (УНП). Это была партия либерального толка, действовавшая исключительно легальными методами. Лидером партии был В. Золозецький. Молодое поколение украинских деятелей, недовольное умеренной политикой УНП, в середине 1930-х гг образовало конспиративную радикальную националистическую организацию, близкую по программными принципами и действиями в Организацию украинских националистов (ОУН)
Несмотря на антиукраинскую политику правящих кругов Польши, ЧСР и Румынии, их политические режимы допускали определенную политическую свободу. Используя эту возможность, украинская создали политические партии, призванные защищать их интересы. Так, в Польше в 1925 г. существовало 12 украинских политических партий, представлявших широкий политический спектр. УНДО, образовавшееся в 1925 г., было по сути либеральной партией интеллектуальной элиты края. Лидерами объединения были Д. Левицкий, В. Мудрый, С. Баран, А. Луцкий. УНДО выступало за конституционную демократию и независимость Украины. Весомой политической силой была украинская социал-радикальная партия (ВСРП), образовавшаяся как партия социалистического направления. Ее поддерживали крестьяне, сельская интеллигенция. Радикалы стремились совместить принцип демократического социализма с идеей независимости Украины. Решения важнейших социально-экономических проблем связывалось с завоеванием независимости. Ее лидерами были Л. Бачинский и И. Макух. Еще всветает влиятельной политической силой была Коммунистическая партия Восточной Галиции, которая в 1923 г. превратилась в Коммунистическую партию Западной Украины (КПЗУ) и вошла в Компартии Польши. Во главе КПЗУ стояли И. Клирик, Р. Кузьма. Политика украинизации и нэпа, проводимых в УССР, способствовала росту влияния КПЗУ. Но следующая политика советского руководства (коллективизация, голодомор, репрессии) вызывала критику со стороны членов КПЗУ. Во время пребывания в СССР немало западноукраинских коммунистов были репрессированы, а Компартию Польши, в состав которой входила КПЗУ, по решению Коминтерна распустили
украинский партии пытались максимально использовать легальные возможности влияния на формирование государственной внутренней политики. С этой целью они боролись за места в польском парламенте: если в ноябре 1927 г. представительство украинский в сейме состояло из 25 послов и 6 сенаторов, то в июле 1930 г. - с 50 послов и 14 сенаторов.
После распада Австро-Венгерской империи Закарпатская Украина оказалась в составе Чехословакии. Сен-Жерменскому договору ЧСР должна была предоставить автономию этой территории. Но по Конституции 1920 ЧСР стала унитарным государством. Невыполнение своих обещаний правительство ЧСР объяснял неподготовленностью края к самоуправлению за низкого уровня образования, отсутствие политической элиты
Мюнхенское соглашение 1938 г. заставила правительство ЧСР реорганизовать страну на федеративных началах. Перед Закарпатьем открылась возможность наконец получить автономию. Население края преимущественно поддерживало русофильский движение. Поэтому 11 октября 1938 правительство ЧСР поручил лидеру русинского движения А. Бродий сформировать автономную администрацию. В администрацию автономии вошли и представители народовского (украинский) движения. Через некоторое время лидеру народовского движения А. Волошину поручили сформировать администрацию автономии. А. Бродий был обвинен в сотрудничестве с венгерской разведкой и в стремлении присоединить край в Венгрию. Новая администрация края оказалась в затруднительном положении. От Закарпатья по решению Первого венского арбитража были отторгнуты наиболее экономически развитые районы и города: Ужгород, Мукачево, Берегово и другие, которые были переданы Венгрии
Повсеместно действовали диверсионные отряды из Венгрии и Польши, которые дестабилизировали положение
Несмотря на это, автономная администрация края взялась за активной государственнической деятельности. Не имея достаточной поддержки среди населения, она обратилась за помощью к ОУН, деятели которой заняли важнейшие должности в закарпатской администрации края и принялись за создание вооруженных формирований
Процессы в крае стали разворачиваться по теории интегрального национализма. Так, была запрещена деятельность всех политических партий, кроме Украинского национального объединения. Всех несогласных изолировали в концентрационном лагере (это не был лагерь смерти, которые образовывали нацисты). Выборы в январе 1939 г. были сфальсифицированы, в результате получилось, что за УНО проголосовало 86% избирателей. Попытка создать вооруженные отряды «Карпатская Сечь» вызвала конфликт с чехами. Так, в ночь с 13 на 14 марта 1939 части чехо-словацкой армии нанесли поражение отрядам «Карпатской Сечи», которые пытались завладеть складами с оружием, а впоследствии устранили умеренное руководство Карпатской Украине. Этот конфликт возник накануне вторжения на территорию края венгерских войск. 14 марта 1939 сорокотысячную венгерское войско вторглось на территорию края. Чешские войска по приказу из Праги не стали сопротивляться. В таких сложных условиях на защиту края стали отряды «Карпатской Сечи» (2 тыс. человек). Решающие бои развернулись на Красном поле под Хустом. Между тем 15 марта 1939 в помещении гимназии Хуста собрался Сейм, на котором была провозглашена независимость Карпатской Украины. Сейм принял закон, содержавший следующие положения:
«1.Карпатська Украине есть независимая Государство
2.Название Государства являются: Карпатская Украина
3.Карпатська Украины является республика во главе с президентом, избранным Сеймом Карпатской Украине
4.Державною языке Карпатской Украине является украинский язык
5.Барвамы государственного флага Карпатской Украины является синяя и желтая ...»
Президентом Карпатской Украине избрали А. Волошина. Заседание Сейма происходило в условиях приближения венгерских войск. 18 марта территория края была полностью оккупирована. Правительство Карпатской Украине эмигрировал в Румынию. До конца апреля отдельные отряды, применяя партизанские методы борьбы, сопротивлялись венгерским оккупантам, однако остановить агрессию не смогли. К тому же, Карпатская Украина оказалась в международной изоляции. Сталинское руководство СССР относилось к ней с открытой неприязнью, видя здесь опасный очаг украинскую независимость
Карпатская Украина просуществовала всего несколько дней. Историческое значение независимого государства карпатоукраинцив заключалось в том, что было еще раз продемонстрировано непреодолимое стремление украинского народа к созданию собственного государства. Кроме того, население западной пересвидчилось в несостоятельности и опасности ориентации на поддержку чужих государств. Стало ясно, что заинтересованность Германии «украинским вопросом» была продиктована желанием использовать его в собственных захватнических целях.