После победы в гражданской войне, несмотря на разруху и нищету, большевики не оставляли без внимания вопросы культуры. Составной провозглашенной цели построить коммунистическое общество была "культурная революция", которая должна воспитать человека коммунистического будущего. Первоочередной задачей на этом пути была ликвидация неграмотности. В начале 20-х годов неграмотные составляли более половины населения Украины. Для борьбы с этим явлением создавалась сеть школ ликвидации неграмотности ликбезы, в которых учиться читать и писать имели все лица в возрасте от 8 до 50 лет. К участию в ликвидации неграмотности в порядке трудовой повинности привлекались все грамотные граждане. Одновременно с преодолением неграмотности советские органы власти целенаправленно прививали населению преданность коммунистической идеологии. Все учебные пособия, периодическая печать, литература были проникнуты политическим содержанием. Борьба с неграмотностью оказалась результативной. Уже на 1926 г. основы граммботы овладела большая часть населения. На 1939 г. только 15% населения в возрасте до 50 лет оставались неграмотными
При власти большевиков изменилась по сравнению с дореволюционными временами, и система образования. В 20-е годы она выглядела так: дети от 4 до 8 лет воспитывались в детских садах и домах, с 8 до 15 лет в детских домах и семилетних трудовых школах; с 15 лет подростки вступали в профшколы с двухгодичным сроком обучения, которой завершалась начальное образование. В семилетка основное внимание сосредоточивалось исключительно на подготовке молодежи для производства и не ставилась задача подготовки в вуз. Кроме того изменилась методика преподавания и вся система организации обучения от урока к внешкольной работы
Высшими учебными заведениями в УССР в течение 1922-1929 гг были техникумы и институты. В техникумы принимали лиц от 17 лет. Здесь готовили специалистов узкой специализации. Уже в процессе работы, приобретая стаж, выпускник техникума мог стать инженером, агрономом, экономистом и т.д. В институтах же осуществлялась подготовка администраторов, организаторов производства
С началом 30-х годов школа подверглась новым изменениям. В июле 1930 г. ЦК ВКП (б) принял постановление "О всеобщем обязательном обучения". Чтобы реализовать принцип обязательности, нужны были новые школьные помещения, кадры учителей, учебники и пособия. Для решения этих проблем при СНК УССР создали комитет содействия всеобуча ("всеобщее обучение") во главе с председателем правительства В. Чубарем. Осуществлялась коренная перестройка школьной сети. Начальные школы переводились на семилетнее обучение. Некоторые семилетки на десятилетний срок обучения. В 1934 г. вводилась единая структура общеобразовательной школы трех типов: начальная (четырехлетнее обучение), неполная средняя (семилетнее) и средняя (десятилетнее). Началось массовое строительство школ. Уже в 1932/1933 учебном году 98% детей школьного возраста ходили в школу
80% учащихся в УССР учились в украинских школах. Национальные меньшинства имели свои школы: русские, еврейские, польские, немецкие, болгарские, молдавские, татарские т.д. Но в конце 30-х годов большинство из них перевели на украинский или русский язык обучения. В 1938/1939 уч.г. во всех школах СССР ввели обязательное изучение русского языка. Обучение обеспечивали более 150 тыс. учителей
Претерпела перестройки и система высшего образования. Возросло количество вузов. В 1938/1939 уч.г. их насчитывалось 129 (в 1914/1915 уч.г. было лишь 19). В 1933 г. были восстановлены университеты в Киеве, Днепропетровске, Одессе и Харькове. В конце 1935 г. были отменены ограничения, связанные с социальным происхождением абитуриентов. За годы первых двух пятилеток вузы и техникумы УССР подготовили 300 тыс. специалистов
Развитием фундаментальной науки проникалась украинский (Всеукраинская) академия наук (УАН, впоследствии ВУАН, а с 1936 г. Академия наук УССР), которая с начала 20-х годов все больше становилась государственным учреждением, деятельность которого жестко регламентировалась партийными органами. Все другие научные учреждения, в частности Украинское научное общество, были ликвидированы или подчиненные ей
В 20-30-е годы шел активный процесс огосударствления науки, ее идеологизация. Государственно-партийное руководство стало определять характер идейных, кадровых и организационных изменений в науке. Главным критерием оценки ученого была преданность партии и власти, а не его научные способности
Большевики, получив власть в Украине и других национальных республиках преимущественно насильственными методами, должны были завоевывать благосклонность населения, чтобы удержать ее. С этой целью они начали широкую кампанию, направленную на укоренение своего влияния на местах, создание преданного большевистской партии кадрового потенциала с местного населения. Такая политика, введенная в 1923 г., получила название коренизация. В Украине она осуществлялась в форме украинизации. Украинизация предусматривала распространение марксистско-ленинского образования, привлечение Украинская к партии, предоставления им должностей, поддержку украинской культуры, внедрение украинского языка в партийном и государственном делопроизводстве, расширение ее применения в сфере образования, прессы, издательского дела. Значительный вклад в "украинизацию" сделали наркомы просвещения УССР А. Шумского и Н. Скрипника
Политика украинизации имела весомые достижения. На украинский язык обучения перешли более четверти институтов и больше половины техникумов, работало украинское радиовещание, количество украинский среди служащих государственного аппарата выросла до 54%. Но если среди членов и кандидатов в члены КП (б) У количество украинский увеличилась до 52%, то в ЦК КП (б) У их было не больше четверти, а генеральными секретарями ЦК КП (б) У Украинская не избирались. В 1927-1928 гг почти половину всех студентов республики составляли украинский. Во второй половине 20-х годов делопроизводство на украинском языке велось в 75% государственных учреждений и организаций
Активно осуществлялась политика коренизации в районах Украины, населенных национальными меньшинствами. В октябре 1924 г. в составе УССР была образована автономная Молдавская республика, в течение 1924-1925 гг 7 немецких, 4 болгарских, 1 польский, 1 еврейский национальные районы, а также 954 сельских совета национальных меньшинств, 100 местечковых советов. В настоящее время в Украине действовало 566 школ с немецким языком обучения, 342 еврейским, 31 татарском
Революционный энтузиазм и политика украинизации создали предпосылки для бурного художественной жизни 20-х годов. Появилась целая плеяда молодых и талантливых украинских художников, которые своей творческой деятельностью вызвали настоящее возрождение украинской культуры. Возникли многочисленные центры литературного творчества. Создавались объединения, кружки, студии. В частности, группа неоклассиков во главе с М. Зеровым, союз "Плуг", объединение "Гарт", "Свободная академия пролетарской литературы" (ВАПЛИТЕ) и т.д.
Ярким явлением стало украинское театральное искусство. В 1922 г. в Харькове Лесь Курбас основал театр авангарда "Березиль"
Различным и содержательным было музыкальную жизнь. Плодотворно работали композиторы Г. Веревка, Б. Лятошинский. Активно выступала известная капелла "Думка"
Развивались все виды изобразительного искусства, представленного М. Бойчуком, Ф. Кричевский, А. Петрицкий, В. Касияном
Первые шаги сделало украинское киноискусство. В 1927 г. началось строительство крупнейшей в то время в Европе Киевской киностудии. В 1928 г. свой первый фильм "Звенигора" выпустил А. Довженко
В 1920-х годах украинская литература и искусство переживали бурный подъем. Проникнута национальной духовностью, вопреки идеологическим ограничениям, украинская культура достигала мирового уровня
С утверждением сталинского тоталитарного режима вся сфера культуры подпала под полный контроль партийно-государственных органов. Все творческие объединения художников ликвидировались. Зато создавались союзы писателей, художников, композиторов, которые были под неусыпным оком партии. Вся творческая деятельность литераторов, художников должна была отвечать требованиям единого творческого метода социалистического реализма. Основными его чертами принято считать: присутствие нового героя революционера-пролетария, коммуниста; воспевание коммунистических идеалов; отражение и оценка жизненных ситуаций с точки зрения марксизма-ленинизма; многогранность художественных форм и проявлений. Все, кто не вписывался в данную систему, не имели права на творчество
Поэтому украинские мастера литературы и искусства, которые в своем творчестве имели ярко выраженный национальный характер, стали объектом сталинских репрессий. Их обвиняли в "буржуазном национализме" и уничтожали. Так сам клеймили и украинских ученых, которые осуществляли украиноведческие исследования, преподавателям, учителям и т.д. Вследствие сталинских репрессий почти полностью физически уничтожили поколения художников первой трети ХХ века, что дает основание говорить о "расстрелянном возрождении"
Культурная жизнь на западноукраинских землях, находившихся под властью Польши, Румынии и Чехословакии, имело свои особенности. Ведущее место в развитии национальной культуры на западноукраинских землях принадлежало Галичине, особенно Львову. Здесь сохранялись национальные самобытные традиции, формировались кадры национальной интеллигенции.
Большое влияние на культурную жизнь края имела ассимиляторская политика правительств Польши и Румынии. Наиболее пагубно эта политика отразилась на состоянии народного образования
На территории Восточной Галиции и Волыни к началу 20-х годов существовала довольно широкая сеть украинских школ около 2,5 тысячи, охватывающую большую часть русскоязычного населения. Однако уже к началу 30-х годов в Восточной Галичине украинских школ осталось 360, а на Волыни лишь 4. Зато с появилось более 2 тысяч двуязычных школ (украквистичних), имевших способствовать полонизации украинского населения. Еще хуже положение было на Буковине, входившей в состав Румынии. На 1924 г. здесь не осталось ни одной украинской школы
На этом фоне совершенно иначе выглядел состояние народного образования в Закарпатье, находившееся под властью Чехо-Словакии. Здесь функционировало 463 украинские школы, которые финансировались чешским правительством. Однако серьезной проблемой в этих школах был язык преподавания. Сначала преподавание в них велось на русинском языке. Но после языковой дискуссии середины 20-х годов преподавание в них перевели на литературный украинский язык
Большую помощь в организации народного образования на западноукраинских землях оказывали общества "Просвита" и "Родная школа". Кроме того эти и другие общества удерживали большую сеть читален, детских садов, курсов и тому подобное. P>
Основание национальных высших учебных заведений было для западноукраинской интеллигенции одной из форм освободительной борьбы. Без разрешения и против воли польского правительства во Львове существовали Украинская университет (1921-1925) и Высшая политехническая школа. На базе греко-католической семинарии по инициативе митрополита А. Шептицкого была создана Львовскую богословскую академию единственный в Западной Украине легальный высшее учебное заведение с украинским языком обучения.
Существенную роль в пополнении западноукраинской интеллигенции играли чешские вузы. В 1921 г. в Прагу из Вены переехал Украинский свободный университет. В следующем году в Подебрадах открыт украинский хозяйственную академию. На Закарпатье существовал лишь один вуз Богословский лицей
В 20-30-е годы на западноукраинских землях продолжало существовать Научное общество им. Т. Шевченко (НОШ), которое имело высокий авторитет в мировой науке
На западноукраинских землях действовала большая группа выдающихся украинских литераторов (В. Стефаник, М. Черемшина, Е. Маланюк У. Самчук, Б.-И. Антонич, О. Телига и другие) и живописцев ( И. Труш, А. Новаковский, П. Холодный и другие)