🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

25. ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ (учебник)

§ 25                                                             ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ

 

1. Выборы в Верховную Раду Украины

Чрезвычайно активизировали общественно-политическую жизнь Украины выборы в Верховную Раду и местных органов власти. Выборы открывали возможности для открытой борьбы за власть, По определению государственного статуса Украина.

В обществе обострилось противостояние между национально-демократическим лагерем и бюрократическим аппаратом Компартии.

Оно наметился уже в ходе обсуждения Закона Украинской ССР о выборах, проект которого Верховная Рада обнародовала 10 августа 1989

Законопроект в основном дублировал тогдашний союзный закон о выборах. Он предусматривал квоту для Компартии и общественных организаций, которые были ей подконтрольны. Это означало, что часть депутатов имела не избираться, а назначаться партийной номенклатурой.

Антидемократические положения предложенного закона вызвали массовое недовольство избирателей и протесты общественности, 28 октября 1989 Верховная Рада под давлением демократических сил сняла статьи о квоте, а также положения о созыве Съезда народных депутатов.

Принятый предусматривал проведение выборов на альтернативной основе. Наряду с трудовыми коллективами право выдвигать кандидатов получили также общественные организации.

Верховная Совет Украины и местные Советы избирались в марте 1990 г. Это были первый в советское время демократические выборы в Советы.

На 450 мандатов в парламент претендовали около 3 тыс. кандидатов. Еще в ноябре 1989 г. для проведения избирательной кампании было создано Демократический блок, В состав которого вошли 43 общественные организации, среди них Народный Рух, «Мемориал», украинский Хельсинский союз, Общество украинского языка имени Тараса Шевченко т.д.

Избирательный манифест Демократического блока призвал избирателей голосовать за тех кандидатов, которые выступают за достижение реального политического и экономического суверенитета Украина, принятие новой Конституции, за национальное возрождение украинского народа.

Проведенные выборы показали, что Украина должна реальные возможности выйти на демократический путь развития.

Демократический блок добился значительного успеха: из 443 избранных депутатов Верховной Рады 111 пользовались его поддержкой. Демократы получили подавляющее большинство голосов в пяти областях (Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Волынской и Киевской). Выборы в местные Советов засвидетельствовали победу Демократического блока в Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях.

Монополия КПСС на власть была нарушена. Состав Верховной Рады обновился на 90%, что означало приход новой генерации политиков к властным структурам.

Впервые в истории Украины Верховная Рада начала работу в парламентском режиме. Постепенно депутаты переходили к исполнению своих полномочий на постоянной основе, стали готовить и принимать законы.

Этим был сделан важный шаг к преодолению антидемократической традиции, по которой Верховная Рада была парадно-праздничным органом, традиционно заседала один два дня, а депутаты голосовали за заранее подготовленные решения.

Законотворческая деятельность новоизбранного парламента стала проходить в условиях плюрализма мыслей, острого противостояния различных политических взглядов.

Народные депутаты от Демократического блока объединились на своей платформе и создали парламентскую оппозицию «Народный Совет» (125 депутатов).

Это была первая за годы советской упади политическая оппозиция в высшем законодательном органе Украины. В состав оппозиции вошли как депутаты от организаций национально-демократической ориентации, так и представители депутатской группы «Демократическая платформа Компартии Украины». Председателем «Народного Совета» избрали депутата И. ЮХского.

Парламентская большинство оформилась в депутатскую группу «За Советскую Украину » (239 депутатов). ее возглавил депутат А. Мороз, В ней консолидировались наряду с прагматиками, адекватно реагировали на различные изменения ситуации, и откровенные консерваторы. В их составе преобладали коммунисты, поскольку 85% депутатов Верховной Рады на момент их избрания представляли коммунистические организации.

 

2. Декларация о государственном суверенитете Украины

Выборы в Верховную Раду и местные Советы показали, что население Украины связывало с ними свои большие надежды на изменения 9 общественно-политической жизни республики.

Верховная Рада 16 июля 1990 приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины.

Декларация провозгласила, что суверенная Украина маг развиваться на основе осуществления Украинский нацией неотъемлемого права на самоопределение.

В ней отмечалось, что государственная власть в республике делится на законодательную, исполнительную и судебную.

В Декларации были зафиксированы важнейшие положения, отражавшие содержание понятия государственного суверенитета, который определялся как верховенство и неделимость власти республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних сношениях ».

На территории Украины маг обеспечиваться верховенство ее Конституции и законов, говорилось в Декларации.

Особое значение приобретало положение о том, что изложенные в нем документе принципы должны быть использованы для заключения нового союзного договора.

В Декларации было заявлено о праве Украины на свою долю в общесоюзном богатстве, в частности, в общесоюзном и валютном фондах, золотом запасе.

Предполагалось создание собственной банковской, финансовой, таможенной и налоговой систем, формирование собственного бюджета, введение национальной денежной единицы.

Было провозглашено право Украины иметь собственные Вооруженные Силы, внутренние войска и органы госбезопасности.

Декларация предусматривала, что Украина самостоятельно осуществлять непосредственные сношения с другими государствами, будет равноправное участие в международном общении.

Декларация о государственном суверенитете Украина провозглашала приоритет республиканских законов над союзными и открывала тем самым легальную возможность переборки властных полномочий республиканскими органами власти.

Чтобы сохранить СССР, положить конец «Парада суверенитетов», центральное руководство решает заключить новый союзный договор.

Предложенный проект не признавал государственной суверенитета республик и, более того, запрещал им выходить из состава СССР.

В Украина прокатилась волна протестов, направленных против ее участия в подписании нового договора.

 

Демонстрация в Киеве против заключения

нового союзного договора

 

1 Октябрь 1990 было объявлено обращение Ассоциации демократических Советов народных депутатов и демократических блоков к парламенту и правительству, в котором требовалось от них отказаться от подписания предлагаемого центральным руководством нового союзного договора.

Предлагалось предоставить Декларации о государственном суверенитете Украины статуса конституционного акта, распустить КПСС (КПУ) и национализировать ее имущество.

В те же дни в Украине прошли массовые митинги и манифестации пол лозунгом «Нет союзному договору » В октябре 1990 г. провели длительное голодание студенты. Это была впечатляющая акция, она не оставила равнодушными граждан республики. В ней приняли участие 157 студентов из 24 городов Украины.

Голодающие студенты выдвинули перед Верховной Радой политические требования, среди которых: проведение новых выборов в парламент на основе многопартийности, отказ от подписания союзного договора, возвращение в Украина всех ее граждан, несших военную службу за пределами республики. Студенты требовали национализации имущества КПСС и ВЛКСМ на территории республики, отставки правительства и др.

17 Октябрь 1990 Верховная Рада вынуждена была принять постановление, в котором признавалась преждевременности подписание нового союзного договора до утверждения новой Конституции Украины.

 

Отношение украинского народа к Декларации о государственном суверенитете Украины было высказано на референдуме, проведенном в марте 1991 г.

Стремясь сохранить унитарное государство, консервативная часть депутатов Верховного Совета СССР добилась вынесения на всесоюзный референдум вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности? "

Украинский парламент после длительных дебатов принял решение внести в бюллетень дополнительный вопрос: «Согласны Вы с тем, что Украина масс быть в составе Союза советских суверенных государств на принципах Декларации о государственном суверенитете Украины? "

В ходе референдума на первое запросания утвердительно ответили 70,2%, на второе 80,3%. Этим самым граждане республики, принявших участие в референдуме, подтвердили требования, изложенные в Декларации о государственном суверенитете Украины.

Характерно, что Прибалтийские республики, Армения, Грузия, Молдовы вообще отказались участвовать в проведении всесоюзного референдума.

На поддержку суверенитета Украины, достижения ею полной независимости высказались и рабочие коллективы.

21-23 Июнь 1991 в Киеве состоялся учредительный съезд Всеукраинского объединение забастовочных комитетов. На нем присутствовали 313 делегатов из 23 областей Украины. Они представляли трудовые коллективы, насчитывавших более 1,5 милл. человек.

Рядом с экономическими, съезд выдвинул ряд политических требований, в частности. о выходе Украина из состава СССР, роспуск КПСС и Компартии Украины, прекращение правительством УССР всех финансовых отчислений в центр, проведение в республике на основе нового закона выборов под международным контролем.

В Украина нарастали требования демократических сил обеспечить реальный суверенитет республики, придать ей самостоятельности.

Чтобы спасти страну от развала и сохранить свои властные позиции, кремлевское руководство начало осуществлять отдельные маневры.

Верховная Совет СССР предложила изменения в дополнен в союзной Конституции, которые делали невозможным реализацию права республик не выход из Союза, осуществление принципа республиканского хозрасчета, перераспределяли представительство палаты Совета национальностей в пользу Российской Федерации.

Как и ранее, по союзным руководством оставалось право определять главные направления деятельности республиканских и местных органов. вводить в любом регионе чрезвычайное положение и особые формы правления.

Еще ранее IV Съезд народных депутатов СССР (Декабрь 1990) отказался поддержать решение республик о государственном суверенитете. Конечно же, не была поддержана и Декларация о государственном суверенитете Украины.

В Украина такие действия центра вызвали волну протестов.

Тем тем, в г. Ново-Огареве (под Москвой) проходили переговоры руководителей девяти республик с Президентом СССР М.Горбачевым о содержании нового союзного договора. 23 апреля 1991 было принято совместное Заявление, которое подписали и представители УССР.

В мае между лидерами «девятки» продолжились консультации, в результате которых было в основном согласован текст союзного договора. Он предусматривал создание Союза Суверенных Республик.

Однако Верховная Рада Украины 27 июня 1991 отложила рассмотрение предложенного проекта договора на сентябрь, ссылаясь на необходимость проанализировать соответствие его положений Декларации о государственном суверенитете республики.

Украина оказалась перед и выбором: продолжать путь к собственной независимости или оставаться в составе «обновленной федерации ».

На тайной встрече в конце июля 1991 М.Горбачев предложил президентам России и Казахстана начать написание союзного договора не в согласованные сроки, а раньше 20 августа 1991

Руководство Украина не меняло своей позиции а следовательно, не имело намерения участвовать в назначенной церемонии подписания союз-ного договора.

Политические процессы, которые развивались в республиках, на порядок дневной выдвинули более важный вопрос: «Будет ли дальше существовать СССР, центробежные тенденции приведут его к распаду и образование независимых государств? »

 

3. Попытка государственного переворота в СССР и Украины

Часть высшего руководства СССР. возглавляемая вице-президентом СССР Г.Янаевым. ссылаясь на болезнь М. Горбачева. 19-21 августа 1991попыталась совершить государственный переворот, пытаясь этим не только затормозить ход демократических преобразований в республиках, но и заставить последних остаться в составе Союза.

Сохранить СССР имел антиконституционный, так называемый Государственный Комитет по чрезвычайному положению, известный по русском аббревиатурой как ГКЧП «Государственный Комитет по Чрезвычайно Положению», создан в Москве.

К его состав входили первые лица из высшего партийного и государственного руководства, а справся он на консервативные силы КПСС, правоохранительные органы и военную силу.

Комитет объявил о прекращении деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, запретил проведение митингов, демонстраций и забастовок. В стране. согласно решениями Комитета. устанавливался контроль и цензура над средствами массовой информации.

Принятые ГКЧП решение угрожали суверенитету Украины, уничтожали ростки завоеванной демократии.

Мятежники планировали ввести в Киева, Львова, Харькова, Донецка и других городов Украины войска. Уполномоченный от «гэкачепистов»Генерал армии В.Варенников 19августа в присутствии командующего Киевского военного округа предъявил Председателю Верховной Рады Украины Л. Кравчуку ультиматум: в случае беспокойства в республике, акций протеста, забастовок, не поддержки решений, новоявленного комитета, военные подразделения, которые находятся в боевой готовности, выйдут на площади городов республики. Это означало бы введение чрезвычайного положения.

 

На площади перед «Белым домом» при попытке мятежа

(Москва августа 1991)

 

События, начавшиеся в Москве, всколыхнули общественность во всех республиках СССР.

Заговорщики сразу натолкнулись на решительное сопротивление демократических сил. В частности, в Киеве, Львове, Тернополе, Донецке, Ивано-Франковске началось создание депутатских штаб-квартир. Активно действовала в Киеве штаб-квартира Движения, службы которой оперативно наладили связи с демократами в Москве, Прибалтике. с зарубежьем, иностранными корреспондентами.

Демократические силы Украины расценили действия гэкачепистов как «военно-большевистский переворот ». Заявление о том, что постановления Комитета не имеют юридической силы для Украина, с незначительным опозданием была сделана и Президиумом Верховного Совета Украина.

Под давлением оппозиции было решено созвать чрезвычайную сессию парламента. Но в этот переломное время демократическим силам России не только удалось выстоять, но и за поддержкой демократов всех республик сорвать попытку государственного переворота.

 

Документ

1) Заявление Народного Руха Украины по поводу государственного переворота в СССР.

Народный Движение Украина, отстаивая право народу Украины на независимую правовую демократическую национальное государство, признавая законность и полноту власти на территории Украины конституционно избранных и сформированных органов власти, руководствуясь Декларацией о государственный суверенитет и Конституцией УССР, заявляет:

1. Образован внеконституционный орган власти - государственный комитет по чрезвычайному положению в Москве является незаконным и его решения не могут иметь юридической силы в Украине;

2. Движение не признает ГКЧП и не считает его решение обязательными для себя;

3. Движение призывает всех граждан Украины не подчиняться свободы путчистов, создавать организационные структуры активного сопротивления, которые будут координировать Всеукраинская забастовка, к которому мы призываем как к единой мирной действенной оружия в борьбе за свободу и благосостояние своей семьи, нашей Ук-раинской Государства.

 

2) С Обращение Украинского студенческого союза к верховной Раде и народу Украины.

... Требования комитета противоречат Декларации о Суверенитете Украины, ставят под сомнение действия законно избранных органов власти республики.

Сегодня мы имеем два пути: вернуться к тьмы тоталитаризма и беззакония или сопротивляться путчистам. От нашего выбора зависит наша судьба.

Поэтому украинская Студенческий союз призывает Верховную Раду республики не признавать законными постановления этого комитета, а действовать согласно Декларации о Суверенитет.

Мы призываем молодежь и весь народ Украины не подчиняться приказам самовольного комитета и защитить демократию и независимость, защитить свое будущее.

Вопросы к документам

1. Как оценили Народный Рух и Украинская Студенческий Союз действия ГКЧП? Что общего и особенного в обращениях этих организаций к народу?

2. Какими методами призвали народ Украины противодействовать ГКЧП Народный Рух и Украинская Студенческая Союз?

 

4. Акт провозглашения государственной независимости Украины

Августовские поле вызвали серьезные изменения в государственной и политической жизни страны, чрезвычайно усилили центробежные тенденции в СССР.

Антиконституционные действия заговорщиков, входивших в руководящий эшелона ЦК КПСС повлекших по дальнейшей дискредитации Коммунистической партии и ускорили распад унитарной советской государства.

Мятеж консервативного лагеря в Москве показал серьезную опасность для Украины оставаться в составе СССР. События в Москве чрезвычайно повлияли на изменение взглядов народных депутатов. Большинство з них стада склоняться к необходимости поддержать стремление украинского народа к независимости.

Часть партийно-советской номенклатуры, представленной в Верховной Раде, растерялась: чтобы не потерять власть, решила также поддержать требования о провозглашении самостоятельности Украины Политическая ситуация обусловила применение Украины более решительным меры к защите своего суверенитета.

24 августа 1991 внеочередная сессия Верховной Рады принял Акт провозглашения независимости Украины.

В постановлении Верховного Совета отмечалось: «С момента провозглашения независимости действующими на территории Украины является только ее Конституция, законы, постановления правительства и другие акты законодательства республики ».

 

Документ

С Акта провозглашения НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ (24 августа 1991)

Исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991,

- Продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства в Украине,

Исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами,

- Осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины,

Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного Украинского государства - Украина.

Территория Украины является неделимой и неприкосновенной.

Отныне на территории Украины имеют силу исключительно Конституция и законы Украина.

Этот акт вступает в силу с момента его одобрения.

Вопрос к документу

Сравните, как определялся государственный статус Украины в Декларации о государственном суверенитете и в Акте провозглашения независимости.

 

Итак, этот день открыл новую эру в истории Украины. Такое решение было выстрадано украинским народом в процессе государственных соревнований многих поколений, стало вполне закономерным событием.

В последующие дни Президиум Верховной Рады Украины принял указ о временном прекращении деятельности Компартии, постановления о «департизации» государственных органов, учреждений и организаций, о собственности Компартии на территории Украины.

Принятые постановления ориентировали служащих государственных учреждений на то, что их деятельность должна строиться прежде всего и только на основе законов, а не на партийных позициях.

Руководствуясь положениями тогдашней Конституции Украины и скрывая выводы Временной комиссии, по поручению Верховной Рады проверяла на территории Украины деятельность должностных лиц, органов власти, общественных объединений и организаций в связи с попыткой государственного переворота; Президиум Верховного Совета сделала вывод, что «Руководство Компартии Украины своими действиями поддержало государственный переворот и тем же способствовало его осуществлению на территории Украины ».

30 Август 1991 она приняла Указ о запрещении деятельности Компартии Украины. С прекращением деятельности Компартии было разрыхленной партаппарат, однако почти вся предыдущая государственная, административная и хозяйственная номенклатура оставалась у власти.

 

5. Референдум 1 декабря 1991 года. Выборы Президента Украины

Народ Украина сыграл главную и определяющую роль в решении проблемы провозглашения нового государства.

На Всеукраинском референдуме 1 декабря 1991 он выразил свое отношение к будущей Украине.

В референдуме веер участие 31891742 опрашиваемых, или 84,18% от общего количества включенных в списки избирателей. 28804071, или 90,32% проголосовали поа утверждение Акта провозглашения независимости Украины.

 

I-й Всеукраинский референдум и выборы Президента Украины 1 декабря 1991

 

По ходом референдума следила вся мировая общественность. Референдум убедительно показал, что провозглашение независимости это сознательный выбор народа, который стремится стать хозяином в собственном доме. Волеизъявления народа Украины, как показали международные наблюдатели из многих стран мира, состоялось свободно, демократично и без всякого давления извне. Самоопределение украинского народа проводилось на основе Устава ООН, других международно-правовых документов, определяющих право народа на образование самостоятельного государства.

Еще с провозглашением Декларации о государственном суверенитете перед Украиной встала задача выбора модели своего государственного устройства.

В обсуждении этого вопроса активное участие приняли вновь политические партии. Проходила широкая и достаточно активная дискуссия. Означилося два подхода: Украина быть парламентско-президентской или президентской республикой.

Верховная Совет остановилась на введении в Украине института президентства и приняла 5 июля 1991 Закон об учреждении поста Президента.

Президентская форма государственного правления вводилась в период, когда правящая Коммунистическая партия, которая до этого осуществляла властные функции, была запрещена. Поэтому избрание Президента главы государства мало служить важным фактором повышения политической и государственно-правовой ответственности за состояние дел в обществе.

Введение института президентства начало распределение власти на самостоятельные властные ветви, способные взаимно уравновешиваться: законодательную, исполнительную и судебную. Президентская республика не свернула, а скорее расширила базу для участия граждан в политике, в государственной жизни. Основание президентской республики в Украине, где авторитарный стиль руководства и мышления пустил слишком глубокие корни, свидетельствовало о формировании новых политических традиций.

Выборы Президента Украины проводились 1 декабря 1991 и проходили на альтернативной основе.

Претендентами были: В.Гринев, Л. Кравчук, Л. Лукьяненко, Л.Табурянский, В. Чорновил, И. Юхновский.

Более 61% избирателей высказался за -Л. Кравчука.

 

Фигура

Кравчук Леонид Макарович (1934р.н.) - Политический и государственный деятель. Окончил Киевский университет (1958) и Академию общественных наук при ЦК КПСС в Москве (1970). Кандидат экономических наук (1970). В 1960-1990 - на партийной работе. С 1980 - зав. отделом ЦК КПУ, с июня 1990 - второй секретарь и член политбюро ЦК КПУ, с июля 1990 по декабрь 1991 - Председатель Верховной Рады Украины, с декабря 1991 по июль 1994 - Президент Украины. С сентября 1994 - народный депутат Украины. Председатель Международного союза украинских предпринимателей. Член СДПУ (о).

 

6. Прекращение существования Советского Союза

8 декабря 1991 лидеры Беларуси (С.Шушкевич), России (Б. Ельцин) и Украины (Л. Кравчук) на встрече в Беловежской Пуще признали, что объективный процесс выхода республик из состава СССР стал реальностью: образовались независимые государства.

Было принято решение об образовании Содружества Независимых ГосударствСНГ) объединения, открытого для всех бывших республик. Участники встречи высказались за денонсации союзного договора 1922 г.

 

Документ

Заявление глав Республики Беларусь, РСФСР, Украины о выходе из состава Союза ССР и образования Содружества Независимых Государств.

Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украиной, отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом;

констатируя, что недальновидная политика центра привела к глубокому экономического и политического кризиса, к развалу производства, катастрофическому снижение жизненного уровня практически всех слоев общества;

принимая во внимание рост социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР, что привело к межнациональным конфликтам с многочисленными человеческими жертвами;

осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ, заявляем об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 Декабрь 1991 подписано соглашение.

Содружество Независимых Государств в составе Республики Беларусь, РСФСР, Украина открыта для присоединения всех государств - членов Союза ССР, а также для других государств, разделяющих цели и принципы этого соглашения.

Государства - члены Содружества намерены проводить курс на укрепление международного мира и безопасности. Они гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР, обеспечивают единый контроль за ядерным оружием и его нераспространение.

Вопросы к документу

 Как главы трех республик аргументировали необходимость создание СНГ? Какие задачи, судя по тексту документа, должна выполнять Содружество?

 

 

Верховная Рада Украина 12 декабря 1991 ратифицировала соглашение об СНГ с оговорками, обеспечивавших независимость Украина как субъект международного права.

20 декабря 1991 парламент принял специальную заявление, в котором отрицал возможность превращения Содружества на государственное образование. В заявлении подчеркивалось, что Украина будет создавать собственную открытую экономическую систему путем внедрения своей таможенной, банковской служб и собственной денежной единицы. Парламент подчеркнул, что Украина будет уклоняться от создание институтов, способных превратить СНГ в надгосударственные структуры.

21 декабря 1991 в Алма-Ате состоялась встреча лидеров 11 независимых государств бывшего СССР (за исключением Грузии и стран Прибалтики). В результате был подписан протокол, согласно которому все государства на равноправных началах провозгласили себя учредителями СНГ.

В принятой Алматинской Декларации заявлялось, что с образованием Содружества Независимых Государств СССР прекращает свое существование.

Распад СССР был обусловлен объективными причинами.

Это была над централизованная, тоталитарная и авторитарная страна, несовместимых с принципами демократии, свободного и полноценного развития индивидов и наций. Советское государство держалась на централизме, насилии и жестоком диктате, а цементирующей силой, «хребтом» советской системы была Коммунистическая партия, которая выполняла государственные функции.

Идеологической основой Союза были идеи победы социализма во всем мире, ликвидации всех форм собственности (кроме государственной), ликвидации социальных групп (классов общества. пропагандировалась причудливая идея слияние всех напиток в одну и создание человека нового типа, советской, беи национального сознания, национального языка и культуры. Эти идеи и практика противоречили общечеловеческим демократическим ценностям.

Украинский народ, находясь в составе СССР, потерпел тяжелые потери во время голодомора 1921, 1932-1933 и 1946-1947 годов, массовых репрессий, кампаний по борьбе с «Буржуазным национализмом», уничтожение эксплуататорских классов и «Врагов народа».

Распад Союза был закономерным следствием несостоятельности его централизованных тоталитарных структур обеспечить элементарные права и свободы человека, национальных меньшинств и наций, гарантировать нормальное демократическое развитие общества, материальное благосостояние людей.

Мировая практика подтверждает, что оптимальной формой существования человеческого общества, функционирования в нем демократических институтов является независимая национальное государство.

 

Вопросы и задачи

1. Когда образовался Демократический блок? Какие партии и организации вошли в его состав?

2. Почему законопроект о выборах народных депутатов, предложенный Верховной Радой Украины в августе 1989 года, демократические силы восприняли как антидемократический?

3. Как поражение путча 19-21 августа 1991 повлияла на расстановку политических сил в Украине?

4. Охарактеризуйте политическую ситуацию в Украине накануне выборов 1990 года. Как она изменилась после выборов?

5. Чем выборы в Верховного Совета УССР в марте 1990 г. отличались от предыдущих?

6. Какие последствия имели выборы 1990 года? Как изменилась после выборов политическую ситуацию?

7. Определите хронологическую последовательность событий:

- принятию Акта провозглашения независимости Украины;

- Принятия Декларации о государственном суверенитете Украины;

- решение о образования СНГ;

- Избрание первого Президента Украины.

8. Дайте характеристику Акта провозглашения независимости Украины, принятого парламентом 24 августа 1991 г,

9. Какое значение имело введение должности Президента Украины?

10. Охарактеризуйте последствия Всеукраинского референдума, проведенного

1 декабря 1991

11. Представители некоторых политических сил считают, что в начале 1990-х годов существовала возможность сохранение СССР. Согласны ли Вы с этим мнением?

12. Почему, по Вашему мнению, попытки государственного переворота в СССР в августе 1991 года провалилась?

13. Почему, на Ваш взгляд, СНГ не стала прочным политическим и экономическим союзом типа ЕС? Какие Вы видите перспективы развития СНГ?