🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

29. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ УКРАИНЫ 1993-2000 годах (учебник)

§ 29                                                         ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ УКРАИНА 1993-2000 годах

 

1. Верховная Рада XIII созыва

1993 1999 для Украина насыщенные важными политическом поле. В 1994 прошли досрочные выборы Верховной Рады и Президента Украины.

В марте 1998 г. был избран новый состав государства. В эти же годы совершенствовались избирательные законы. В избирательной кампании активное участие начали принимать политические партии.

Важной политическим событием стала подготовка и принятие новой Конституции Украины.

В стенах Верховной Рады, как и в украинском обществе ощущалось противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти. Основные споры проходили вокруг конституционного процесса, создание законодательной базы рыночных преобразований, приватизации, бюджетно-налоговой политики, определение общегосударственных и региональных (Местных) прав, зВыяснение геополитических интересов Украины.

Решение о проведении досрочных выборов парламента и Президента Украины вызвало острые дебаты вокруг нового избирательного закона.

Демократическая оппозиция требовал выбирать Верховную Раду по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, при которой часть депутатов избиралась бы по партийному списку. Но большинство депутатов парламента высказалась за сохранение мажоритарнойсистемы.

Политические партии, их избирательные блоки вместе с трудовыми коллективами и группами избирателей получили право на выдвижение кандидатов в депутаты.

Принятый 13 ноября 1993 закон о выборах устанавливал, что новоизбранный парламент будет работать на постоянной основе, совмещение депутатского мандата с государственной или административной работой запрещалось. Закон предусматривал уменьшение срока полномочий избранного Верховного Совета с пяти до четырех лет.

Подготовка до выборов стимулировала формирование избирательных блоков и объединений.

Блок левых сил объединил Коммунистическую партию Украины (КПУ), Социалистическую партию Украины (ВНУ) и Крестьянскую партию Украины (СелПУ). В предвыборных лозунгах левые использовали недовольство населения трудностями переходного периода, отсутствием четкой, понятной избирателям стратегии реформ, наличие экономической крыле и существенное падение жизненного уровня населения.

Растерянность обнаружили в этой ситуации организации национально-демократического направления. Они сделали несколько неудачных попыток консолидации. В результате сформировалось Демократическое объединение «Украина». Его возглавил Л. Лукьяненко.

В декабре 1993 г. создается Межрегиональный блок реформ. который возглавили Л. Кучма и В.Гринев. Участники блока участвовавших в выборах, отстаивая необходимость проведения глубоких реформ в политике и экономике, расширение прав регионов с последующим переходом к федерально-земельного устройства Украины, восстановление тесноты союза с Россией.

На 450 депутатских мандатов претендовали 5833 кандидата. На выборах, проходивших в два тура с 27 марта по 10 апреля 1994 был избран 338 депутатов. Из 188 народных депутатов предыдущего созыва, которые баллотировались на новый срок, 138 не были избранные.

Парламент избирался как профессиональный, но полностью таковым не стал, поскольку многие депутаты по разным причинам отказывались перейти на постоянную работу в Верховную Раду. На конец полномочий парламента тринадцатого созыва (5 мая 1998) 17 народных депутатов вообще не оформили своих трудовых отношений с ним, и еще 27 депутатов находились на двух должностях.

В парламенте стало меньше депутатов з научными степенями, зато в его составе увеличился прослойка экономистов, юристов, изложений общеобразовательных учреждений, на 40% возросло представительство национальных меньшинств.

Парламент значительно обновился в плане политического представительства. Если в предыдущем парламенте были представлены 5 политических партий, то в новом 20.

Больше всего мест получила КПУ 101. Союзниками коммунистов СПУ и СелПУ получили соответственно 14 и 18 мандатов. Движение получил 20 мандатов. Остальные партии смогла провести в Верховную Раду от одного до девяти своих представителей.

Левые партии в новоизбранном парламенте контролировали более трети мандатов. Председателем Верховной Рады были избраны А. Мороза.

 

Фигура

            Мороз Александр Александрович (1944р.н.) окончил Украинскую сельскохозяйственную академию и Высшую партийную школу при ЦК КПУ. В 1976-1983 и 1989-1990 работал в Киевском обкоме КПУ, в 1983-1969 - секретарь Киевского облпрофсовета. С марта 1990 - народный депутат Украины, секретарь Комиссии по вопросам агропромышленного комплекса, в 1994-1998 - Голом Верховной Рады Украины. С 1998 - депутат Верховной Рады Украина. Лидер СПУ.

Выборы выявили глубокие разногласия в политических предпочтениях между регионами: если большинство левых победили в восточных и южных областях, то на западе определенный успех имели националисты (УНА-УНСО и КУН).

Последствия выборов отразили глубокое недовольство избирателей политикой правящей элиты, которая не сумела вывести страну и глубокой кризиса. Часть граждан, доведенных до отчаяния тяжелым социальным и экономическим положением, проголосовала за возвращение к прошлому, другая часть возлагала надежду на сильную националистическую власть.

Работа Верховной Рады началась на фоне нарастающего кризиса хозяйства страны, государственной власти.

Верховная Совет XIII созыва приняла 753 закона и 1627 постановлений, среди них Закон «О выборы в Верховную Раду Автономной Республикипублики Крым ». Начато было реформу образования и науки, общеобязательного социального страхования.

В целом парламент ужесточил свои контрольные функции. С этой целью начали проводиться дни правительства, в которые его представители приглашались в парламент и с ними обсуждались вопросы, связанные с работой народного хозяйства, социальной защитой населении, обороноспособностью государства, государственным.

Однако за противостояния политических сил не было окончательно решено целого ряда вопросов, включая земельной реформы, не были приняты Гражданский, Криминальный. Земельный кодексы и др.

 

2. Выборы Президента Украины / июнь 1994 /

26 июня 1994 г, состоялись выборы Президента, а также председателей местных Советов.

Участие в них приняло 70,4% избирателей. В первом туре голосование ни один из семи кандидатов в президенты (В. Бабич, Л.Кравчук, Л. Кучма, В. Лановой, А. Мороз, Иван Плющ, ПетрТаланчук) НЕ получили более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

На основе Закона о выборах 10 июля 1994 было проведено повтпашенное голосование по двум кандидатурам, которые получили наибольшее количество голосов Л.Кравчука и Л. Кучмы. Победил Л.Кучма, он набрал более 52% голосов избирателей.

 

Выборы в Украине. 1991 - 2004 гг

 

Ресниц проводил предвыборную кампанию под лозунгом ускорения рыночных реформ, восстановления экономических связей с Россией га другими странами СНГ, предоставление русскому языку статуса официального, обещают бороться с коррупцией ю и преступностью.

 

Фигура

            Кучма Леонид Данилович (1938р.н.) - Политический и государственный деятель, ученый-конструктор, профессор (1992). Окончил Днепропетровский университет (1960). В 1960-1982 работал в конструкторском бюро «Южное» в Днепропетровске, в 1982-1986 - первый заместитель генерального конструктора, с 1986 - генеральный директор ПО «Южный машиностроительный завод», октябрь 1992 - Сентябрь 1993 - Премьер-министр Украины, декабрь 1993 - июль 1994 - президент Украинский союз промышленников и предпринимателей, с июля 1994 - Президент Украины.

 

Однако  противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти после выборов не только не прекратилось, но и обострилось В основе противостояния лежали разные, нередко даже совершенно противоположные видения путей развития государства.

11 Октябрь 1994 новоизбранный Президент в выступлении на сессии парламента изложил свою программу действий.

Чтобы предотвратить национальной катастрофе, Президент предложил принять решительные меры, которые, по его мнению, должны органично соединить неотложные антикризисные действия с реализацией новой экономической и политической стратегии.

В подходе к трансформации экономики глава государства выдвинул новую формулу: «Ускорение реформирования как единственное условие и основное средство выхода з кризиса и обеспечения экономической стабилизации.

Это означало отказ от предыдущего курса: «Сначала стабилизация и только впоследствии реформирования ».

Президентская программа предусматривала осуществление финансовой стабилизации, преодоления платежного крыле, ограничения дефицита государствного бюджета, ускорение приватизации, развитие предпринимательства и укрепление частной собственности, уменьшение налогового пресса и т.д.

Президент выразил намерение децентрализовать управление экономикой, либерализовать сферу внешнеэкономических связей, усилить социальная защита населения.

Провозглашенный Президентом курс был подкреплен соответствующими указами. В частности, это касалось совершенствование валютного регулирования в стране, усиление контроля за экспортом товаров. Большой резонанс получил указ о создании финансово-промышленных групп.

С ноября 1994 началась либерализация ценовой политики. После более как летнего закрытие было открыто украинское мижбанская валютную биржу. Начала работать аграрная биржа.

Деятельность нового Президента встретила противодействие левых сил.

В то время, когда Л. Кучма представлял свою программу, фракция коммунистов потребовала отмены ранее принятого Президиумом Верховной Рады решение о запрете деятельности КПСС на тертории Украины. Требования коммунистов встретили противодействие демократических парламентских фракций. После двукратного голосования парламент не отменил предыдущее решение.

28 ноября 1994 Президент подписал указ о ускорение приватизации промышленных предприятий, определил их количество. В то же день состоялось заседание ЦК Компартии Украины, на котором было принято решение о переходе коммунистов в оппозицию к президентской власти,

Решение коммунистов мотивировалось тем, что Президент способствует построению в Украину капиталистической экономики.

В знак протеста против предложенной программы экономических реформ перешла в открытую оппозицию к Президенту и Социалистична партия Украины.

В условиях политического противостояние остро встал вопвопросу о систему политической власти и управления в Украине. Между тем, течение 3-х лет в Украине не сформировалась целостная и эффективная система власти, которая отвечала бы переходному периоду.

Сказывались незавершенность распределения функций между закононых, исполнительной и судебной властями, а также попытки левых сил, которые имели большинство в парламенте, вообще реанимировать советскую модель управления.

8 июля 1994 в первом чтении Верховная Рада приняла Покон «О местные Советы народных депутатов », предусматривавший лишения Президента и правительства влияния на региональную политику, подчинения системы Советов Верховной Раде на принципах демократического централизма. Предполагалось упразднить институт местной государственной администрации.

В этой ситуации Президент Л. Кучма своим указом от 6 августа 1994 пытается подчинить президентской власти всех глав областных и районных Советов.

Актуальным стал вопрос конституционного развития государства, вырешение сложных проблем территориального устройства и территориальной целостности Украины. Эти и другие блоки проблем требовали проведения государственно-политической реформы.

22 декабря 1994 Президент издал Указ «О государственной власти и местное самоуправления », в котором предложил подчинить Предента правительство Украины.

Принятие закона о власти стало камнем преткновения в политичесному жизни страны. Дебаты в парламенте по поводу Указа Президента о власти затятись на долгие месяцы. В необходимости распределения системы власти в государстве сомнения не было, суть различий состояла в по-литических вопросов, к выбору формы государственного правления.

Противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти своего пика достигло весной 1995 г., когда парламент отклонил Указ Президента «О государственной власти и местное самоуправление ».

Президент издает Указ о проведении в июне того же года всеукраинского опроса о доверии Президенту и Верховной Раде.

В Украине возникла конституционный кризис. его преодоления требовало решений, которые позволили бы цивилизованно выйти из тупика, в котором оказались обе ветви государственной власти.

8 июня 1995 парламент 240 голосами против 81 принял предложение заключить Конституционные договор между Президентом и Верховной Радой. В условиях отсутствия новой Конституции договор стал основным правовым. докаментом, который закреплял принципы организации и деятельности дерственной власти в Украине.

Президент получил право приОпределять всех министров, половину членов Конституционной Сулу, снимать в случае потребности с должностей избранных населением глав облдержадминистраций. Президент не имел права в течение действия договора задавать вопросы о роспуске Верховной Рады.

Парламент имел право заслуховувыполняемую программу деятельности Кабинета Министров и на ее основе выскажуваты ему доверие

Договор должен был действовать до принятия новой Конституции, но не более одного года со дня его заключения. Принятие Конституционного договору между Президентом и Верховной Радой показало, что острые вопросы

государственной власти можно решать демократическим, цивилизованным путем.

 

Документ

С КОНСТИТУЦИОННОГО ДОГОВОРА Между Верховной Радой И ПРЕЗИДЕНТОМ УКРАИНЫ (8 июня 1995)

... Наличие глубокого экономического, а также политической кризиса Украине приводит к социальной напряжения в обществе, его криминализации и к политическому противстояния властных структур, с целью избежания неузгодженостей между действующими нормами Конституции (Основного ЗаЗакона) Украины и нормами Закона «О государственной власти и местное самоуправление в Украине и введения этого Закона в систему правовых актов, определяющих конституционный строй Украины;

дальнейшего обеспечения развития и успешного заверния конституционного процесса в Украине, стремясь к пообеспечения надлежащего защиты прав и свобод человека и громадянина в условиях кризисного состояния;

создание надежных гарантий существования суверенного Украина, сохранение целостности и неприкосновенности ее территории;

реформирования государственной власти на принципах четкого расделу функций между ее законодательной и исполнительной ветвями как необходимой предпосылки преодоления экономической, социальной и конституционной кризиса;

создание политико-правовых условий для осуществления экономичес реформ, поддержание производства, обеспечения финансовой стабильности и социальной защиты населения;

предотвращения политическом противостоянию властных структур с его возможными разрушительными последствиями для судьбы всей страны и общества;

обеспечение гражданского мира и спокойствия в Украине и создание условий для достойной жизни и труда человека, консолидации всех здоровых сил общества.

Вопросы к документу

1. Почему возникла необходимость заключения Конституционные договора между Президентом и Верховной Радой? Какие из причин заключения Конституционного договора изложены в документе?

2. Какие цели ставили стороны, заключали Конституционный договор? Были, па Ваш взгляд, достигнуты эти цели?

 

3. Принятие новой Конституции Украины

Начие Конституции является одной из основных признаков суверенности государства.

Конституция Украины, принятая в 1978 г., претерпела существенные изменения, в нее Верховная Рада внесла более 200 дополнений.

В Украину принимались законы, которые нередко вступали в противоречие с существующей Конституции, а это подрывало принципы законности, негативно влияло на стабильность в государстве.

Процесс подготовки проекта Основного Закона начался после провозглашения государственного суверенитета Украины.

Создання Конституционной комиссии 17 октября 1990 Верховная Рада пидтиском рабочих коллективов, голодающих студентов, требований оппозиционных сил приняла решение привести действующую Конституцию в соответствие с Декларацией о государственном суверенитете Украины. В июне 1991 г. парламент принял концепцию будущей Конституции, создал Конституционную комиссию.

Наряду с проектом Конституции, разработанным Конституционной комиссией, стали предлагать свои проекты политической партии, отдельные авторы-ученые. В течение 1990-1996 гг было предложено 15 проектов Конституции Украины.

Один из вариантов, предложенный фракцией коммунистов, передбачав сохранение названия УССР, восстановления советской формы правлюния, ограничения прав Президента, вхождение Украины в нового Союза.

Обнародовал свой проект и Конгресс Украинских Националистов, выступавшей унитарное Украинское государство без сохранения Крымом статуса автономии.

У обществе не было единства относительно механизма принятия Конституции (Конституционной ассамблеей или Верховной Радой).

Дискуссии завязались также вокруг форм государственного правления в Украине (президентская, парламентская, парламентско-президентская республика).

Сложными оказались вопросы конституционного определения форм собственности, принципов построения парламента, организации выборшейся системы, вопрос государственного языка и символики т.д.

28 Июнь 1996 Верховная Рада приняла новую Конституцию Украина.

В Основном Законе Украина провозглашена суверенным, независимоной, демократическим, социальным и правовым государством.

Согласно Конституции Украина естьунитарным, есть единым государством. Тем самым идею федерализации Украина, разделения ее земель за счет объединения отдельных областей, которую предлагали некоторые партии, отвергнуто.

Такой подход обусловлен тем, что в условиях, когда общество переживает глубокий кризис, необходимо объединение на общегосударственном уровне всех регионов, использование их ресурсов и совместных усилий.

Украина является национальной державою, поскольку ее образования состоялось на основе реализации украинской нацией, всем украинским народом свою естественного права на самоопределения.

Единственным источником власти в Украине является народ, осуществляющий свою власть как непосредственно, так и через государственные органы.

Конституцией предусмотрено, что народ имеет право сопротивляться любому, кто осуществляет попытку ликвидировать государственность Украины, нарушить ее соборность, государственный суверенитет, конституционный строй.

Система прав и свобод человека, гарантируются Конституцией Украина, разработанная с учетом международно-правовых актов: Общей декларации прав человека (1948 г.), Международного пакта о гражданских и политических правах (1966г.), Европейской конвенции о правах и основных свободы человека (1950 г.), Парижской хартии для новой Европы (1990 г.) т.д.

17 июля 1997 Украина ратифицировала Конвенцию о защите прав и основных свобод человека. Учета этих важных общепризнанных документов стало закономерным, ведь Украина является субъектом международного, частности европейского сообщества.

На конституционном уровне закреплено положение о том, что права и свободы гражданина не могут быть отменены, гражданин Украны не может быть изгнан за пределы своего государства или выданный иностранныеним властям.

Конституция закрепила гарантии прав и свобод человека и граждянина. Одной из них стало введение института Уполномоченаго Верховной Рады по правам человека. На Уполномоченного возлагается задачи с целью осуществления парламентского контроля за соблюденынием конституционных прав и свобод человека и гражданина. Предусно заслушивания парламентом его ежегодных докладов о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украина.

Важнейшим из числа гражданских (Природных) прав является право на жизнь. Никто не может произвольно быть лишен жизни. Гарантами этого права являются, прежде всего, государство и же лицо. Обязанность государства защищать жизни человека. Вместе з тем Конституция признает право каждого защищать свою жизнь и здорозан, жизни и здоровье других людей от противоправных действий.

Гражданину Украины гарантируются свобода передвижения, свободный выбор места жительства, неприкосновенность жилья, таемский переписки, телефонных разговоров, защиту от незаконного увольнения с работы, право на свободу мысли и слова, собственные взглядыды и убеждения.

Приоритетным правом, которое принадлежит гражданам Украина, есть право участвовать в управлении государствими делами, всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Граждане Украины имеют право на свободу объединения в политические организации. Членами политических партий могут быть только граждане Украины. Конституция отмечает, что никто не может быть примушений к вступлению в любое объединение граждан или ограничен в правах по признаку принадлежности к политическим партий или общинских организаций.

Вместе с тем Конституция предусматривает определенные ограничения деятельности политических партий и общественных организаций. В частности, запрещаются партии и организации, программные цели или действия которых спряправлены на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территоной целостности государства, подрыв ее безопасности.

Конституция гарантирует гражданам широкие экономические права. Отмечается, в частности, что никто не может быть лишен права собственности и право частной собственности является неподвижноним. В одной из статей определены: «Каждый имеет право на предпринимательскуюнимательской деятельности, не запрещенной законом ».

Наиболее многочисленными правами, закрепленными Конституции, является социальные права. Граждане имеют право на труд, на забастовку, на образование, на отдых, на социальную защиту, на жилье, право на достаточный жизненный уровень, право на охрану здоровья, медические помощь и медицинское страхование и т.д.

Одним из важных принципов, утверждается в Украину и нашел закрепление в новой Конституции, является многообразие ее развития.

Политическая многообразие (Политический плюрализм) предусчает многопартийность и свободу политической деятельности.

Экономическая многообразие (Экономический плюрализм) признает различные формы собственности и хозяйствования.

Идеологическое многообразие заключается в многообразии идеогий. Цензура в Украине запрещена, и никакая идеология не может опредеваться государством как обязательная, хотя это не исключает наличия погальнонациональнои идеологии.

Государственная власть в Украине осуществляется путем ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Каждый вид власти осуществляется через отдельные органы или через систему органов государственной власти.

Единственным органом законодательной власти в Украине является Верховная Рада Украины. Верховная Рада наделена полномочиями вносить изменения в Конституции, принимать законы, утверждать бюджет, определять ЗАСАды внутренней и внешней политики государства.

Согласно новой Конституции главой государства является ее Президент. Он выступает гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения ее Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент является верховным главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, может прекратить полномочия Верховной Рады, если в течение тридцати дней одной очередной сессии его пленарные заседания не начинаются, имеет право вето в отношении принятых парламентом законов.

Органами исполнительной власти является Кабинет Министров Украины, министерства, другие центральные органы исполнительной власти и местные государственные администрации.

По новой Конституции судопроизводство в Украине осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции.

 

Форма государственного устройства в соответствии с основными законами

Вопросы для сравнения

Конституция 1978 г. с изменениями и дополнениями   1990-1993 гг

Конституционный договор 1995

Конституция Украины 1996 г.

Изменения и дополнения в Конституцию Украины от 8 декабря   2004

Политический режим

Демократический

Демократический

Демократический

Демократический

Форма правления

Президентско-парламентская   республика

Президентско-парламентская   республика

Президентско-парламентская   республика

Парламентско-президентская   республика

Законодательная власть

Верховная Рада Украины

Верховная Рада Украины

Верховная Рада Украины

Верховная Рада Украины

Исполнительная власть

Президент Украины, Кабинет   Министров Украины

Президент Украины, Кабинет   Министров Украины

Кабинет Министров Украины на   главе с Премьер-министром Украины

Кабинет Министров Украины на   главе с Премьер-министром Украины

Судебная власть

Верховный суд Украины

Верховный суд Украины

Конституционный суд Украины,   Верховный суд Украины

Конституционный суд Украины,   Верховный суд Украины

Форма государственного устройства

Унитарное государство и   территориальная автономия область

Унитарное государство и   территориальная автономия область

Унитарное государство и   территориальная автономия область

Унитарное государство и   территориальная автономия область

 

4. Деятельность Верховной Рады Украины, избранной в марте 1998 г.

Новая Конституция заложила правовые основы для активизации законотворческих процессов в Украине. Парламент Украины принял законы, опредечили основы деятельности Кабинета Министров, государственных администраций.

17 апреля 1997 начал свою работу Конституционный Суд. Он начал рассматривать вопрос соответствия Конституции законов и других правовых актов Верховной Рады, указов Президента, постановлений и распоряжений Кабинета Министров, актов Верховной Рады Автономной Республики Крым.

В законодательном порядке была урегулирована деятельность Высшего совета юстиции. Уполномоченного Верховной Рады по прав человека.

Принято в новой редакции Закон «О гражданстве Украины » и Закон «О обращениях граждан ».

Совершенствовалось законодательство в сфере экономики: вопросов, собственности, имущественных отношений, приватизации, предпринимательской деяности, бюджетной и налоговой системы, антимонопольной деятельности.

Верховная Рада расширила свои контрольные функции. Она стала заслушивать ежегодные и внеочередные доклада Президента Украины о внутреннем и внешнем положении государства. Однако противостояние властных структур не прекратилось.

Предвыборная борьба усилилась за нестабильности экономического положения государства.

Продолжалось стремительное падение производства продукции, росла задолженность с выплатой заработной платы, увеличилось количество убыточных предприятий, уменьшился денежный оборот в экономике: повышещувалась удельный вес бартерных операций вследствие постоянной Дестахания, стабилизации национальной денежной единицы.

Явления провоцировали появление лозунгов с требованием «Устранение конституционным путем антинародного режима ».

Обострилась борьба между партиями левого, центристского и правого толка. В внутриполитической аспекте между ними были принципиальные разногласия в вопросах проведения реформ. в зовнишньоптических в вопросах отношения к СНГ и восстановление СССР.

Центристские силы высказывались за проведение реформатырского курса, тогда как левые настроены были на восстановление раСоветской системы.

Политика последних сводилась к восстановлению союза с Россией и другими странами СНГ. Левые силы использовали массовое недовольноления населения своим социальным положением, критиковали власть за неспособность обеспечить минимальный жизненный уровень населения.

Выборы в Верховную Рады Украины были проведены 29 марта 1998

Впервые в истории Украинский парламентаризма они произошли на принципах смешанной (Пропорционально-мажоритарной) системы, которая дала возможность политическим партиям реализовать предоставленное им Конституции ю право.

Количество кандидатов от политических партий и блоков накануне выборов насчитывала 3 539 человек. Новый Закон о выборы. принят 24 сентября 1997, значительно расширил возможности не только кандидатов в народные депутаты, но и избирателей.

Впервые в избирательном законе указано, что участие граждан в выборах является добровольным. Граждане Украина получили право сделать свой выбор не только между отдельными кандидатами в депутаты, но и между политическими партиями.

Согласно новому Законом избранным считался кандидат в депутаты, получивший простое большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В избирательную кампанию включилось 40 политических партий, которые вели борьбу за преодоление четырехпроцентного барьера, чтобы одержать победу по партийному списком.

21 партия на выборах выступала самостоятельно, а 19 объединились в 9 блоков, но только 8 из них получили победу. Это Коммунистическая партия Украина, Народный Рух Украины, блок СПУ СелПУ«По правамду, за народ, за Украину ", Партия Зеленых Украины, Народно-демократическая партия, Всеукраинское объединение «Громада», Огресивних социалистическая партия, Социал-демократическая партия Укны (Об'Объединенная).

Среди избранных депутатов в одномандатных (мажоритарных) округах также были представители политических партий. В целом, из 449 избранных народных депутатов 335 были представителями 22 политических партий, что составляет 74,7% депутатского корпуса.

В новом парламенте левые партии получили 174 места, партии центра 108, праве партии 53. Ни политическая партия не получила явной преимущества в парламенте.

В составе парламента лишь 11% народных депутатов в возрасте до 30 лет. Между тем, молодежь в Украина составляет треть населения. 36 народных депутатов женщины, хотя женщины в нашей подержанные составляют 52% избирателей. Лишь несколько депутатов из числа работников рабочей и сельскохозяйственных профессий (Рабочие и крестьяне составляют более 65% населения Украины).

Треть народных депутатов внепартийные, большая часть из них вошла в различных депутатских фракций. Более трети народных депутатов Верховной Рады нынешнего созыва должна инженерные или родственные им профессии. Около ста предприниматели.

В результате длительного поиска и компромисса разных политических сил Председателем Верховной Рады Украины был избран А. Ткаченко (Предвителя блока СПУ СелПУ), его заместителями стали А. Мартынюк (КПУ) и В. Медведчук (СДПУ (о)).

Новый парламент взвешенно подошел к решения крымской проблемы, периодически обострялась и негативно влияла на стабильность украинского общества.

Дело в том, что с провозглашением независимости Украина в Крим появились региональные политические силы, заявили при умысел приобъединить Крым к России.

С этой целью и была принята Конституция Автономной Республекарства Крым сепаратистского сгороду.

Дестабилизирующее повлияло на ситуацию полуострова избрания в январе 1994 Президентом Крыма Ю. Мешкова, который открыто стал осуществлять сепаратистскую политику, игнорировал законы Украины, намагався создать «государство в государстве».

Нарушая законы и превышая свои полномочия, Мешков самовольно освобождал должностных лиц и на их место назначал своих людей. Между Киевом і Симферополем началась «Война указов».

Крымские власти проигнорировала предложение Верховной Рады Украины по приведению Конституции Крыма в соответствие с Конституэтой Украине. Исходя из своих полномочий, Верховина Рада Украины ликвидировала в Крымской автономии должность Президента.

21 октября 1998 Верховная Рада Крыма принял новую Констиституцию, построенную на концепции автономной республики в составе Украины.

В этом правовом документе предусмотрено, что органы власти Крыму в своей деятельности обязаны согласовывать интересы автоастрономии ii общегосударственными интересами Украины.

В свою очередь центральные органы государственной власти при принятии решений, касающихся Крыма, обязаны учитывать в рамках Конконституции Украины особенности автономии.

З принятием Конституции Автономной Республики Крым и схвалением ее Верховной Радой Украины и Президентом завершился восьмилетний период нестабильности в отношениях между центральной властью и властью Автономной Республики.

Важной событием стало принятие 15 января 1999 закон о столице Украины город-герой Киев.

Закон определил статус города как столицы государства, особенности осуществления в нем исполнительной власти и местного самоуправления. Определил должностные лица и их функциональные полномочия.

Важное значение имеют статьи закона, которые раскрывают осоности взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти столицы з другими органами власти, предприятиями и представительствами.

После длительной политической борьбы в Украине в законодательном порядке определены функции местных государственных администраций

Закон Украины от 9 апреля 1999, установил, что местная государственная администрация является местным органом исполнительной власти и входит в системы органов исполнительной власти. Она в пределах своих полномочий осуществляет исполнительную власть на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также реализует полномочия, делегирован соответствующим Советом.

Местные государственные администрации возглавляют главы соответствующих местных государственных администраций, они назначаются Президентом Украина по представлению Кабинета Министров на срок полномочий Президента.

В последние годы внимание народных депутатов Верховной Рады Украины сосредоточено на Межпарламентской ассамблеи (МПА), в которую входят парламенты стран, возникших на поприще и кожающей СССР.

Вставке корпуса в МПА прослеживалось три подхода: быть ассоциированные членом ассамблеи; быстрее вступить к ассамблее; НЕ поддерживать никаких связей і ассамблеей и отка-виться даже от ассоциированного членства. В ходе дискуссий Верховная Совет в мае 1999 г. большинством голосов решила присоединиться к МПА.

Кроме этого, делегация Верховной Рады Украины принимает участие в работе Ассамблеи Европарламент, в сессиях Парламентской Ассамблеи по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Участие Верховной Совета в деятельности международных и Межгосударственногоних организаций стала для него источником обогащения опытом парламентаризму, показателем повышения своего государствообразующего статуса.

В Украине много сфер жизнедеятельности не обеспечены качественными законами.

По сути в одной из сфер экономической деятельности конце 1999 г. страна не имела логически завершенного системной законодательного обеспечения. Постоянные изменения действующего законодательства подрывали деловую активность.

Особенно разрушительным для экономики стало принятие законов, что не учитывали реальной социально-экономической ситуации, вступили в конфликт Конституции Украины, бюджетом, ранее принятыми законами.

В 1998-1999 гг Президент Украины был вынужден применить право вето к 117 законодательных актов.

Между тем и в начале 2000 г. в Украина не согласовано с требованиями Конституции земельное, жилищное, трудовое законодательство, не принято новых кодексов Гражданского, хозяйственного, налогового т.д. По годы независимости не удалось принять такие важные законодательные акты, как Уголовный кодекс и Закон о трудоустройстве.

 

5. Выборы Президента Украины в 1999 году

В марте 1999 Верховная Рада Украины приняла Закон «О выборы Президента Украины », который предусматривал проведение выборов на основе многопартийности, свободного и равноправного выдвижение кандидатов в Президенты Украины.

Выборы Президента состоялись 31 октября 1999 Избирательный процесс происходил в условиях острой политической борьбы между различными политическим силами вокруг претендентов на высокую должность и их передвиборних программ.

Центральная избирательная комиссия зарегистрировала 15 претендентов на пост Президента, но двое из них в последний момент сняли свои кандидатуры. Среди претендентов находились такие уже известные политические и государственные фигуры, как Л.Кучма, народные депутаты, лидеры политических партий Н. Витренко (Прогрессивная социалистическая партия), Е. Марчук (Блок партий Социал-демократический Союз), А. Мороз(Социалистическая партия), П.Симоненко (Коммунистическая партия), Г. Удовенко та Ю. Костенко (Народный Рух) и другие.

Однако в первом туре ни один из претендентов не набрал необходимого количества голосов.

Во втором туре выборов веяли участие действующий Президент Л. Кучма и лидер коммунистов П.Симоненко. Л. Кучму поддерживал блок политических партий «Наш выбор Л. Кучма », а П. Симоненко блок левых политических сил.

Во втором туре, состоялся 14 ноября 1999 за Л. Кучму было подано более 56% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а за П. Симоненко у 38%. Итак ... Президентам Украины на пятилетний срок был избран Леонида Кучму.

Во время инаугурации Президента Украины, состоявшейся 30 ноября 1999, Л. Кучма в своей обязыке изложил основные подходы к осуществлению внутренней и внешней политики государства.

Свои усилия, заявил Президент, он направляет на углубление кардинального реформирования экономики, на внедрение рыночных отношений, на активное и последовательную социальную политику.

В широком плане Президент Л. Кучма ставит задачи посодержать в экономическую и социальнуюу плоскость центр тяжести государственных и обществильних дел.

Во внешней политике Украины должен придерживаться багатовекторности сотрудничать и укреплять дружеские отношения со странами как Востока, так и Запада.

С избранием Президента состоялось изменение правительства. В декабре 1999 г. Премьер-министром Украины назначен В Ющенко.

 

Фигура


            Ющенко Виктор Андреевич (1954р.н.)
- Государственный и политический деятель. Окончил Тернопольский финансово-экономический институт (1975). В 1977-1985 - управляющий отделением Госбанка СССР в селе Ульяновка Сумской обл. В 1985-1987 - зам. начальника Управления Украинской республиканской конторы Госбанка СССР. С 1988 - начальник управления, с 1989 - зам. председателя Правления республиканского филиала Агропромбанка, с 1990 - зам. председателя Правления, первый заместитель Председателя Правления банка АК «Украина» С 1993 - Председатель Правления, с 1997 - Председатель Национального банка Украины, Управляющий от Украины в МВФ и заместитель управляющего от Украины в ЕБРР. С декабря 1999 по апрель 2001 - Премьер-министр Украины. В 2005-2010 гг - Президент Украины

 

 

6. Украина на грани тысячелетий

Знаменательным разделю, что положительно повлияла на ускорение государственно опроцессов и проведение реформ в Украине стало формирование в составе Сентябрьховной Рады парламентской большинства.

В январе 2000 г. депутаты одиннадцати парламентских групп и фракций, а также некоторые внефракционные парламентарии в количества 237 депутатов заявили о своем стремлении активно способствовать эффективному выполнению Верховной Радой своих конституционных полномочий.

Образование большинства в парламенте значительной степени способствовало прищения опасной для украинского парламентаризма тенденции, существовавшей до этого использования трибуны Верховной Рады для политических баталий, для удовлетворения своих амбиций различными партийно-политическими силами.

Для создания большинства почти в течение восьми лет украинських правительство фактически не имел поддержки в парламенте. На конец 1999 г. на рассмотрение Верховную Раду был внесен 573 проекты законов, а Принято было лишь 171. Из 27 законопроектов, определенных Президентом Украины как неотложные и внеочередные, было принято лишь девять.

Стратегичних задачей большинства стало налаживание конструктивной роботы в парламенте, взятие ответственности за законодательный процесс и за слаженное сотрудничество Верховной Рады з Президентом и Кабинетом Министров.

С образованием большинства в сущности начался новый этап развития парламентаризма в Украине.

Создано уникальную возможность принятие парламентом закононых актов, необходимых для реализации определенного Президентом Украины курса радикальных реформ, изложенных в послании о стратегии экономического и социального развития Украины на 2000-2004 гг

В апреле 2000 г. Верховная Рада одобрила правительственную программу деяности Кабинета Министров «Реформы ради благосостояния ».

Председатель координационного совета парламентского большинства Л. Кравчук информирует депутатов о ситуации (Январь 2000 г.)

 

Сложившаяся большинство Председателем Верховной Рады избрала І.Плюща, а его заступныками В. Медведчука та С. Гавриша.

Было переизбран состав комитетов пармента, внесены изменения в регламент по построке голосования, Із 24 комитетов Верховной Рады в 19 начали домедует Представители фракций и депутатских групп, вошедших в парпарламентскими большинства.

Парламентское большинство сосредоточила внимание на повышении эффективности законодательной работы, консолидации для этого усилий всех ветвей власти. Характерно, что уже в течение трех месяцев деятельности пятой сессии Верховная Рада приняла столько законов, сколько вся предыдущая четверг сессия.

Парламент приступил к обсуждению и принятия кодексов Уголовный, Гражданский и Хозяйственного. Важное значение имеет также принятие Налогового кодекса.

Как свидетельствуют аналитики, наибольшей препятствием для розпитку отечественной экономики стал кризис платежей. Среди причин ее возникние и долговременного существования является чрезмерный налоговый и административное давление на предприятия, слабая развитость кредитно-банская системы и т.д. З принятием Налогового кодекса должны быть устранены эти препятствия.

Верховной Радой внесем изменения в законодательные акты Украины по вопросам использования ядерной энергии и радиационной безопасности.

Проявляя заботу о защита населения і территории от надобычных ситуаций техногенного и природного характера, парламент Украины принял специальный закон. Он предусматривал действия должвых лиц, общественных организаций, государственных органов власти в случае выпроникновения чрезвычайной ситуации.

Принят закон, который устанавливает правовые и организационные основы планирования, застройки или иного использования территории і спрямований на обеспечение устойчивого развития населенных пунктов.

У новой редакции принят Закон «О охрану культурной спадщину ».

Внесены изменения в Закон Украины «О библиотеках и библиотечнойну дело ». Закон определял статус библиотек, правовые га организационные основы деятельности библиотек и библиотечного дела, гарантирует право на свободный доступ к информации, знаний, привлечение к ценностей отечественной и мировой культуры, науки га образования, хранящихся в библиотеках.

Парламент принял также Закон «О компенсации гражданам потери части доходов в связи с нарушением терминов их выплат ».

Существенное значение в социальной поддержке малообеспеченных слоев населения имеет принятия 16 марта 2000 Закона «О государственнойжавну помощи малообеспеченным семьям ».

Граждане Украина впервые в украинской истории воспользовались своим конституцийним правом вносить коррективы в организацию государственной власти в стране 16 апреля 2000 состоялся всеукраинский референдум за народною инициативой.

Более 80% тех кто взял участие у референдуме, высказались за необходимость формирования двухпалатного парламента, а также по меременшення конституционного состав Верховной Рады.

Избиратели высказались за то, чтобы Президент имел право досрочныево прекращать полномочия Верховной Рады, если последняя течение одного месяца НЕ сможет сформировать постоянно действующую парламентскую большинство или в случае неутверждения ею в течение трех месяцев подготовленного и представлен в установленном порядке Кабинетом Министров проекта Государственного бюджета Украины.

Исполнение решений всеукраинского референдума по народной инициативе в повестку дня поставило вопрос о внесении суттевих изменений в Конституции Украины и избирательного законодательства.

На иснения указов Президента проводится административная реформа, цель которой заключается в совершенствовании системы органов государственного управления, повышении эффективности их деятельности и одновременным сокранием расходов на их содержание.

Определяющей задачей административной реформы должно стать утверждение механизмов, способных гарантировать реализацию принципа верховенства права, существенное усиление общественного контроля за деятельностью парламента, правительства, других органов власти. Реформа предусматривает разработку и утверждение положений о министерствах, государственные комитеты, другие органы исполнительной власти.

Суть реформы, в частности, заключается в том, чтобы оптимизировать относыновья правительство министерство, лишил их лишнего бюрократического напогрузка, устранить дублирование функций друг друга и таким путем укрепить исполнительную вертикаль. В свою очередь министерствам делегациявано дополнительные функции и предоставлены их руководителям дополнительных полномочий, что повысило их ответственность за реализацию государственной политики.

Реализация административной реформы требует осуществления реформы государственной службы, повышение ее престижа, совершенствование системы отбора работников. Вводится практика, по которой особы, что впервые зачисляются на государственную службу, принимают присгу государственного служащего.

В местных администрациях, їх структурных подразделениях внедряется кадровый резерв который подлежит ежегодному пересмотру и утверждению. На замещение вакантных должностей вводится конкурсный отбор.

Однако в ходе реформы оказалось, что предполагаемый процесс ликвидации отдельных органов исполнительной власти затягивался, а отдельные кетель министерств децентрализацию функций правительства Украины понялли как децентрализацию его полномочий, право не выполнять или выполняли по своему усмотрению правительственные задания. Это создало существенные переущерба в реформировании управления государством.

В Украине розначался качественно новый этап земельной реформы.

Президент издал 3 Декабрь 1999 Указ «О некоторых неотложных мерах ускорения реформирования аграрного сектора экономики ».

Этим указом органам исполнительной власти поручено провести реформирования коллективных сельскохозяйственных предприятий (КСП) на основе частной собственности на землю.

Власть обеспечивает всем членам КСП право выхода из этих предприятий з выделением им земельных участков и имущества и создание на их основе частных предприятий, сельских (фермерских) ходарств, хозяйственных общин и других субъектов хозяйствования, основанных на частной собственности.

Разрешено на договорной основе передавать земельные участки в аренду з выплатой владельцу пая арендной платы в натуральной или денежной форме.

На основе указа Президента граждане получают сертификаты на право владения земельными участками (паем), а также государственные акты на право частной собственности на землю.

Верховная Рада законом вол 16 марта 2000 списала бюджетную задолженность из коллективных и других сельскохозяйственных предприятий, которые превращаются в частные общества.

У Стране начался новый этап приватизации.

18 мая 2000 Верховная Рада приняла сАКОН о государственной программу приватизации. В ней предусмотрено более рыночные, в поуравнении с предварительным программами, подходы к продажи определенных объектов. Впервые определены ответственность государства за неэффективное управления приватизированными объектами.

7. Перегруппировка партийно-политических сил

На середину 2000 в Украина зарегистрировано свыше 90 партий различной направленности, Последствия президентских выборов, формирования парламентского большинства повлияли на активизацию деятельности политических партий.

На протяжении первой половины 2000 г. состоялись съезды многих политических партий, пересматривались и изменялись их программы, проводились дискуссии, круглые столы вокруг отношение к президентской власти.

22 апреля 2000 состоялся V съезд Народно-демократической партии. Он поддержал политику Президента и определил задачи партии на пепериод до 2004 г.

XV съезд Социал-демократическаяой партии Украины (объединенной) в июне 2000 г. принял новую программу. Объединенные социал-демократы заявили о намерении прийти к государственной власти на следующих парламентских выборах.

На съездах политических партий левого толка особое внимание уделялось выяснению причин поражения левых сил на президентских выборах, определялась тактика их действий на современном этапе.

На съезде Социалистической партии Украины, що состоялся в мае 2000 г., принята новая редакция программы, которая предсказала движение к «Демократического социализма», определила целью деятельности партии установления в Украине народно-демократической системы власти.

Партия заявила о готовности к союзу с теми политическими силамы, которые осмелятся выступить «Против нынешней политики власти ». Своими политическими союзниками в борьбе за новый курс Украины партия признала левые, левоцентристские и центристские силы.

Съезд определил тактику фракции СПУ в парламенте: она инициюватиме поправки в законодательные проектов, расширять гарантии соблюдение властными структурами конституционных прав граждан.

Коммунисты на съезде в июне 2000 г. негативно оценили рыночные реформы, проводимых в стране, которые, по их мнению, повлекли катастрофичне углубления социально-экономической кризиса, пагубное униния жизненного уровня подавляющего большинства населения. Лейтмотивом выступлений делегатов было лозунг «Нельзя выйти из кризиса и идти вперед, не двигаясь к социализму».

Съезды партий показали, что социалисты и коммунисты находятся в оппозиции к президентской власти и пытаться вести борьбу за власть и за решение экономических и социальных проблем конституционным путем.

Политические партии правого и правоцентристського направления (НРУ, УРП, КУН, УНИП и другие) также провели свои съезды. В обнародованных документах они положительно оценили последствия президентских выборов, заявили о поддержку программы действий Президента Л.Кучмы.

В мае 2000 г. состоялся съезд Организации Украинский Националисты. Кроме посланцев из областей Украины, на съезде присутствовали представители 12 стран мира. Националисты поддержали деятельность Президента и правительства.

В Украине продолжается процесс формирование новых политических партий.

Как правило, лидерами вновь партий становятся народные депутаты. 8 апреля 2000 была создана партия левоцентристского направления Всеукраинское объединение «Справедливость». Партия поддержала правительственную программу, направленную на обуздание экономическойной кризиса в стране. Вместе с тем. партия заявила, что перейдет в оппозицию к влили, если действия власти будут проводиться в разрезе з интересами общества. Лидером партии стал І.Чиж.

В июне 2000 г. заявила о себе партия «Солидарность женщин Украина », которая отмечала, что именно женское движение в Украине может стать консолидирующей силой. Партия заявила, что стремится выступать не только как политическая, но и как социальная сила.

Проходит перегрупу-ния молодежного руха Украины, усиливается его политизация.

В марте 2000 г. состоялся учредительный съезд Украинская комунистичнои союза молодежи (ВКСМ). Союз претендует на роль всеукраинской молодежной общественной организации, имеет свои структуры в регио-нах. Организация выступает за обновление коммунистического движения, объединение всех представителей левых сил на принципах развития украинского государства, масс намерены прийти к власти конституционным пухом.

В мае 2000 г. возник политический альянс организаций «Молодая Украина» и «Молодежная партия Украины». Его цель - завоевать места в Верховной Раде на следующих выборах.

 

Вопросы и задачи

1. Когда была принята новая Конституция Украины?.

2. Как решалась крымская  проблема   до 1998 г.?

3. Кто был претендентом на пост Президента Украины во время выборов в 1999?

4. Что Вы знаете о деятельность парламентского большинства, сформированной в январе 2000 г,?

5. Какие избирательные блоки и объединения принимали участие в выборах 1994-го и 1998-го годов? Как изменилась расстановка политических сил на выборах 1998 года?

6. Какие шаги были осуществлены Л. Кучмой по реформированию экономики после избрания его президентом в 1991 году?

7. Когда был заключен Конституционный договор между ПрезиДентом и Верховной Радой? Какое значение имело принятия этого документа?

8. Назовите основные этапы конституционного процесса в Девяностый годы. Почему принятие новой Конституции затягивалось?

9. Дайте характеристику деятельности Верховной Рады Украины XIII созыва (1994 - 1998 гг.) Сравните ее деятельность з деятельностью нынешней Верховной Совета.

10. Назовите причины противостояния между законодательной и выми исполнительной ветвями власти в независимой Украине в 90-е годы.

11.      Охарактеризуйте основные направления внутренней политики Президента Л. Кучмы в 1994 - 1999 годы.

12. В  почему  заключается историческое значение  новой Конституции Украины?

13. С какой целью осуществляются администрациейтивна и аграрная реформы в Украине?

14.      Что, на Ваш взгляд, привело к возникновению противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти в 90-е годы?

15.      Какая из избирательных систем (пропорциональная, мажоритарная, смешанная) является наиболее оптимальной для Украины? Обостуйте свою точку зрения.

16.      Как Вы понимаете выражение Л. Кучмы: "Ускорение реформирования как единственное условие и основной средство выхода из кризиса и обеспечения экономической стабилизации »? Является ли она акактуально сегодня?