протяжении длительного диктатуры Иосифа Сталина любые проявления оппозиционности подавлялись с необычайной жестокостью. В Приднепровской Украины все формы инакомыслия искоренили еще в 1930-х годах, в Западной Украине - до середины 1950-х. В условиях, сложившихся после войны, уже не могло идти о методах борьбы за Украину, предложенные ОУН. Ее активные деятели или погибли, или находились в эмиграции и почти не влияли на события в УССР. Однако причины, которые рождали недовольство коммунистической действительностью, не исчезли. Смерть Сталина и развенчания культа личности на XX съезде КПСС вселили надежду на демократизацию жизни и на возможность плюрализма мнений. Поэтому растерян после поражений и, казалось бы, разгромленный навсегда украинское движение, начал осторожно подниматься. От представителей сознательной украинской интеллигенции начали раздаваться пока робкие голоса за защиту прав украинской нации и прав человека
Главными очагами независимого общественного мнения стали крупные города - прежде всего, Киев. Львов, Харьков, Одесса. Наряду с открытой культурнической и литературной деятельностью, направленной на разоблачение преступлений сталинского режима, и проблематику украинской культуры и языка, возникали и нелегальные организации. Их деятельность касалась возрождения украинской государственности, свободы совести, обращение к демократическим идеалам. Обычно такие организации очень скоро разоблачались органами КГБ, а их участники попадали в тюрьмы по обвинениям в «украинском буржуазном национализме», «антисоветской агитации и пропаганде», «вредительстве»
Наиболее ярким явлением на фоне общественно-политической жизни Украины конца 1950-х начале 1960-х годов была деятельность "шестидесятников". Это были молодые национально сознательные украинские писатели и поэты: Лина Костенко, Василий Симоненко, Иван Драч, Иван Светличный, Евгений Сверстюк, Николай Винграновский, Алла Горская, Иван Дзюба, Василий Стус, Михаил Осадчий, Игорь и Ирина Калинец, Иван Гель, братья Горыни Своими произведениями они пробуждали общественное мнение, указывая на различия между коммунистической теорией и реальной жизнью . их деятельность не выходила за пределы советского законодательства, но составляла потенциальную угрозу существующему строю
Репрессии на оппозиционеров рухнули в начале 60-х годов. В 1961 г. в Уголовном кодексе УССР появились статьи, которые значительно шире толковали понятие «антисоветской деятельности». А в 1965 г. страной прошли массовые аресты вольнодумцев
Одновременно с интеллектуальной оппозицией росло и недовольство трудящихся. Причиной этому стало ухудшение экономического положения в СССР и резкое обострение продовольственной проблемы. Протесты рабочих выражались в стихийных забастовках. При Сталине такие выступления угрожали участникам ссылкой или смертью. Так и в 1962 г. коммунистическая власть прибегла к привычному методу решения проблем, расстреляв демонстрацию рабочих в городе Новочеркасске (Ростовская область)
Приход к власти в СССР Леонида Брежнева ознаменовался попытками свернуть псевдо либеральный курс своего предшественника и ликвидировать плоды "хрущевской оттепели" В Украине погромы и запугивания оппозиционной интеллигенции возобновились в 1972 г., когда Петра Шелеста на посту первого секретаря ЦК КПУ сменил Владимир Щербицкий. Новый импульс диссидентском движении предоставило подписания Хельсинкского соглашения (1975 г), в которой руководство СССР перед всем мировым сообществом обязывалось уважать гражданские права своих подданных. Сразу же во всех союзных республиках, в том числе и в Украине ( Ноябрь 1976), образовались общественные группы по надзору за соблюдением договоренностей, подписанных в Хельсинки. украинский Хельсинкскую группу возглавил писатель Николай Руденко, ее активными деятелями были Петр Григоренко. Нина Пестрая Василий Стус, Левко Лукьяненко, Иван Кандыба, Надежда Светличная ... Вячеслав Чорновил, Святослав Караванский, Оксана Попович. Оксана Миша, Ирина Сеник, Петр Сичко, Даниил Шумук, Юрий Шухевич. Василий Романюк
С возникновением УГГ в Украине впервые появилась открытая общественная организация, которая считала свою деятельность вполне легальной. Это стало качественно новым этапом в развитии оппозиционного движения. Но власть снова, вопреки своим международным обещаниям, продемонстрировала грубость и пренебрежение элементарными правовыми нормами. К 1980 г. большинство активистов Украинской Хельсинской группы оказались в тюрьмах и лагерях.
Другой формой оппозиционности было религиозное диссидентство. Власть за семьдесят лет так и не смогла превратить советское общество на сплошь атеистическое и поэтому должна признавать право на существование хотя бы Русской Православной Церкви. Ее украинский филиал Киевская и Галицкая митрополия-охватывала всю территорию республики. Но полная подконтрольность церкви государству, особенно сотрудничество православных священнослужителей с атеистически настроенным режимом, что само по себе выглядело неестественно, отвлекало от нее многих верующих. В этих условиях возрастала активность сект и протестантских церквей. Их главные центры находились за рубежом, через что советские органы относились к ним с недоверием и всячески препятствовали их деятельности. Особая ситуация сложилась на Западной Украине, где много людей несмотря на официально навязанное им православие тайком оставались сторонниками запрещенной Украинской Греко-Католической Церкви. В 1982 г. образовался комитет защиты УГКЦ, ставил мету добиться ее легализации: В ответ на это режим арестовал активистов Комитета. Однако, по мере дальнейшей кризиса коммунистической идеологии, тяга людей к религии рос, и этот процесс выходил из-под контроля государства.
В 1980-х годах становилось понятным, что ресурс авторитарного правления истощается, и вопреки репрессиям, которые раз от раза применялись против инакомыслящих, общественный оппозиционное движение постоянно питался растущей в обществе усталостью от советского образа жизни и находил все новые формы организации