§ 14. Театр, музыка, архитектура и изобразительноеискусство
1. Какими были особенности развития архитектуры иградостроительства на украинских землях в XVI века? Назовите тогдашниеархитектурные памятники. 2 Какие жанры изобразительного искусства существовали вУкраина в XVI в.? Назовите известные вам памятники изобразительного искусстваэтой эпохи.
1. Театр. В концеXVI - первой половине XVII в. на украинских землях возник школьныйтеатр. В славяно-греколатинських школах ребят учили складывать ипровозглашать стихи и речи. Учителя писали стихи в форме декламаций на светские и духовные темы,а ученики выступали с ними в школах на рождественские, пасхальные, зеленые и другие праздники,в церквях, во время торжественных встреч почетных гостей и т.д. Исполнители выходилии декламировали фрагменты произведения, объединенные общей темой. Впоследствии декламироватьпроизведения стали в форме диалога. В 30-х гг XVI в. во Львовскойбратской и Киевской лаврской школах была начата школьная драма итеатр.
Термины и понятия
Декламация - Искусствовыразительного чтения литературных произведений, в частности стихов.
Драма - Литературнотеатральний произведение, построенв форме диалога без авторской речи и предназначен для сценического исполнения.
Первой из известных памятников украинским пасхальной драмысчитается напечатан 1631 произведение учителя Львовской братской школы Иоанникия Волковича «Размышления о муке ХристаСпасителя нашего ». Развития школьного театра в Киево-Могилянскойколлегиуме способствовали программы обучения в классах поэтики и риторики. В письмах ипроизведениях его преподавателей есть упоминания о школьных спектакли, которые выполнялись учащимисяколлегиума.
В первой половине XVII в. появились первые мистерии - Духовные драмы на библейские сюжеты. Так, в настоящее времяна Волыни или Галиции было создано «Слово о возмущению (разрушению) ада».Мистерии выполнялись на площадях городов и городков странствующими актерами в дни церковныхпраздников. Между действиями мистерии, а впоследствии школьной драмы разыгрывались интермедии. Вэтих комедийных сценках из бытовой жизни значительное место занимала импровизация,т.е. выполнение без предварительной подготовки.
Сроки и понятия
Интермедия - Коротенькаясценка преимущественно юмористически-комедийного характера, выполнялась в перерывахмежду актами серьезной драмы.
Вертеп - Старинный передвижной кукольный театр, гдевыполнялись пьесы на религиозные и светские темы.
Вертеп
В XVII в. в Украине значительную популярность получилрождественский кукольный театр - вертеп. Вертепников странствовалсо специальной сундуком, разделенной на два этажа, с боковыми дверцами, черезкоторые «заводили» кукол. На верхнем этаже разыгрывали сцены, связанные с Рождеством,а на нижнем - сказки, предания, комедийные бытовые сценки. Кукол мастервыпиливал из дерева и разрисовывал. Вертепников водил их с помощью дротиков,разговаривал и пел их. Его помощники пели хором и играли на музыкальныхинструментах. Росту популярности вертепного театра способствовали ученики Киево-Могилянскогоколлегиума, которые ходили с вертепом людным местам, домами и зарабатывали себе напроживание.
2. Музыка. Отражением высокого уровня духовной культуры украинского народа были достиженияв музыкальном искусстве. В песенном творчестве, как и в предыдущие столетия, былираспространены обрядовые, лирические, шуточные, эпические, танцевальныепесни. В эпическом жанре возник ряд таких глубоко драматических песен отатарские набеги, как «За рекой огни горят». Своеобразными песеннымирассказами о важнейших событиях становятся исторические песни. Так, о казацкихвосстания 20-30-х гг XVII в. рассказывается в песне «О Сулиму,Павлюка, еще и о Яцка Острянина ».
Большого мастерства достиг партесный (многоголосый) пение без нот и музыкального сопровождения. Егостали использовать в православных церквях, в противовес католическойцерковной службе, сопровождавшаяся игрой на органе. На смену «знамена» или«Крюкам» для записи церковных напевов пришло нотное письмо. Пению по нотамобучали опытные музыканты и регенты церковных хоров.
Возникли новые жанры светской музыки. На основе стихотворнойпоэзии складывались канты - Церковные и светские песни длятриголосого ансамбля или хора. Существовали торжественно-гостиной, моралистически-обучающие,шуточные, сатирические и другие канты. Развивалась также сольная песня с сопровождением.В этом жанре, в отличие от канта, отображались внутренний мир человека, егожизни и отношение к различным явлениям в обществе. Развитие жанра инструментальноймузыки связан с музыкальными цехами, которые существовали в некоторых городах, вродеремесленных. Основной целью их создания было удовлетворение бытовых нужднаселения в музыке - сопровождение к танцам на народных гуляниях, игра на свадьбах,крестинах, похоронах и т.д. Благодаря музыкальным цехам формировалась народная профессиональнаямузыка. Здесь создавались образцы инструментальной музыки, зарождались характерныесклады ансамблей украинских национальных инструментов, совершенствовалась игра намногих инструментах.
Развития музыкального искусства способствовали также казацкиевоенные музыканты. Они играли во время походов, празднованийпобеды, военных и обычных торжеств. Среди инструментов чащеиспользовались трубы, трубы, котлы, кобзы, торбан. Казацкие музыкивыполняли марши, танцевальную музыку (гопак, казачок) и лирические напевы.
3. Архитектура. С началомXVII в. в украинской архитектуре все отчетливее применяются элементыевропейского стиля барокко, Которые в районах СреднегоПоднепровья сочетаются с местными традициями. В результате этого создаютсяусловия для возникновения своеобразного архитектурного стиля, который называют Украинский барокко. Так, барочные черты в архитектуредеревянных церквей проявлялись в строительстве срубов в форме восьмерки, удлиненияего пропорции и замены палаточного верху на грушевидную баню.
К выдающимся памятникам архитектуры первой половиныXVII в. принадлежат украинские деревянные церкви, в частности церковьПараскевы в с. Радруж и церковь Воздвижения в Дрогобыче.Достопримечательностями тогдашней церковной каменной архитектуры является церковьНиколая Притисско в Киеве (1631 г.), соборМолчинського монастыря в Путивле (Первая половина XVII века), Покровская церковь в Сулимовке (1622-1629 гг), Пятницкая церковь во Львове (1644 г.) и другие.
В первой половине XVII в. в Украине, как и раньше,строилось много оборонительных сооружений. На рубеже XVI-XVII вв. изменился ихвнешний вид. Вместо стеновых замков стали сооружать роскошныемагнатские дворцы, окруженные бастионами.
Термины и понятия
Бастион - Система укреплений из крепостных стен и фортов науглу, окруженная рвом, четырех-или пятиугольной формы.
Бастион Чигиринской крепости
Наиболее интересными образцами сочетание в одно целое дворца ибастионных укреплений, построенными в этот период, считаются замки в Збараже иПодгорцах. Новые черты появляются также в градостроительстве. Строители Брод,Станислава, Полонного пытаются совместить характерную для прежних временшахматную сетку расположения улиц с бастионными укреплениями.
В первой половине XVII в. заподдержке польской власти в Украине сооружаются католические храмы. Так,1610 в Киеве на Подоле большой костел построили доминиканцы, а вокругпостроили здания доминиканского монастыря. Выдающимся памятником архитектурытого времени является костел бернардинцев во Львове, построенный в 1600-1630 гг Ккостела прилегающие монастырские корпуса, образующие замкнутый двор. Споявлением иезуитов во Львове связано сооружение в 1610-1630 гг костелаИезуитов - Первого в городе храма в стиле раннего барокко. В этомстиле построена в 1642-1644 гг львовский костел Сретения. Интереснымиархитектурными памятниками тогдашнего Львова является часовни Боимови Кампианов - Родовые усыпальницы богатых купеческих семей. Их стеныимеют богатое архитектурное убранство, украшенные резными декоративнымикомпозициями, выполненными в стиле барокко.
4. Изобразительноеискусство. В первой половине XVII в. вУкраинский изобразительном искусстве продолжается поступательное развитие тех жанров,которые сформировались в предыдущий период. Основными его видами остаются настенные росписи и иконопись.
Почти полностью сохранились до наших дней росписи, выполненныенакануне 1620 на стенах церкви Святого Духа в с. Потеличе. Вросписях заметно своеобразное сочетание традиционных приемов с новыми реалистичнымичертами. По мнению исследователей, «Страстная» цикл Потелицкий росписей (изображениемук Христа) будто перекликается с идеями «Протестации» Иова Борецкого, где онописывает муки и страдания украинского народа и призывает его к устойчивости вборьбе. До сих пор сохранились росписи Воздвиженской церкви в Дрогобыче.Их особенностью является сочетание библейских сюжетов и декоративных орнаментов сместных цветов барвинка, васильков, ромашки и т.д.
В этот период совершенствуется техникарезьба на камне и дереве. В орнаментах преобладают растительныемотивы. При этом изображения растений имеет определенный смысл. Так, распространенные ворнаментах изображение виноградной лозы и гроздьев в христианстве известны как символверы. Во второй четверти XVII в. растительные орнаменты в памятном резьбеначинают уступать место различным маскам, эмблемам т.д.
Достопримечательностями портретного резьбы того времени является надгробиипортреты. Их композиция усложнилась, углубилось попытки передать чертыхарактера портретируемого. Таким является поколением надгробие киевского воеводы АдамаКиселя, установленный в его родовой церкви-усыпальницы в с. Низкиничи на Волыни.В полный рост, в рыцарских латах изображен Яна и Станислава Жолкевских на ихнадгробии в костеле в Жовкве.
Дальнейшее развитие искусства гравюрысвязан с распространением его светского жанра. Первые вполне светские гравюрыпоявились 1622 как иллюстрации к «Стихов на жалобный нужд. гетманаПетра КонашевичаСагайдачного », написанных К. Саковичем. Среди них изображениягетмана на коне гравюра «Получение Кафы». В «Учительного Евангелия»(1637 г.) помещен гравюру «Притча о богаче и смерти», изображающая трудкрестьян. Выдающимся гравером был мастер Илию какой из1636 работал в Киеве. Его лучшими работами считаются гравюры к«Требника» Петра Могилы и «Печерского патерика».
В украинской живописи ведущее место занимает жанр портрета. Памятников портретной живописи Приднепровья этоговремени почти не сохранилось. Создать представление о его развитии в первой половинеXVII в. позволяют портреты мастеров львовской школы. Кисти Николая Петрахновича приписывают портрет дочки львовскогокупца Варвары Лангиш, считающийся самым привлекательным женским образомтогдашнего украинского живописи. Известный живописец ФедорСенькович является автором портретов представителей украинских кругов, а такжепортретов польской знати - львовского старосты Станислава Мнишекаи подканцлера Томаса Замойского. Отличительной чертой этих и другихУкраинский портретов этого периода является стремление наряду с внешними чертамипередать особенности характера и внутреннего мира персонажа.
Выводы
- В украинском театральном искусстве первой половиныXVII в. развивались жанры декламации, драмы, мистерии, интермедии,кукольного театра-вертепа.
- В музыке получили развитие жанры партесного(Многоголосного) пения, канта, сольной песни с сопровождением, инструментальноймузыки.
- В архитектуре был основан стиль украинскийбарокко.
- Новым типом оборонительных сооружений, вместо крепостей и замков,стали дворцы с бастионными укреплениями.
- В украинском изобразительном искусстве первой половиныXVII в. развиваются жанры настенной росписи, иконописи, резьбы,графики и портрета.
Вопросы и задания
1. Какие жанры театрального искусства развивались в первойполовине XVII века? 2. Где и когда в Украине были начаты школьные драмаи театр? Что такое интермедия? 3. Какие музыкальные жанры развивались в тогдашнейУкраина? Что такое партесный пение? 4. В чем проявлялись барочные черты вУкраинский архитектуре? 5. Какие новые виды оборонительных укреплений появились в этотвремя? 6. Назовите основные жанры украинского изобразительного искусства первой половиныXVII в.
7. Какими были особенности развития тогдашнегоУкраинский театрального и музыкального искусства? 8. Как происходило развитиеУкраинский архитектуры? Какие известные достопримечательности украинской архитектуры первой половиныXVII в. вам известны? 9. Какими были основные достижения тогдашнегоизобразительного искусства Украине?
10. Завершите составление таблицы «Развитие украинскийкультуры в первой половине XVII века », начатой по материалу § 14.
11. Посетите местный художественный музей и подготовьтесообщения о произведениях украинского изобразительного искусства первой половиныXVII века, которые есть в его экспозиции.
Обобщение по теме «Украинские земли в первой половине XVII века»
1. Составьтеперечень событий из истории Украины первой половины XVII века, которые вы считаетеважными. Обоснуйте свой выбор.
2. Объяснитезначение понятий и терминов «латифундия», «товарное производство», «полон», «Хотинскаявойна »,« Куруковская соглашение »,« интермедия ». «Украинское барокко».
3. Назовитевыдающихся исторических деятелей этой эпохи. В чем вы видите их вклад в историюУкраина первой половины XVII в.
4. Выполнитезадачи по исторической картой.
1) Какие новыетерритории были заселены украинским на середину XVII века?
2) Покажитеукраинские земли, которые в первой половине XVII в. изменили свою государственнуюпринадлежность.
3) Где в этопериод была расположена Запорожская Сечь?
4) Укажитеместа, к которым осуществляли свои морские походы казаки-запорожцы.
5) Покажитена карте места, где произошли важнейшие исторические события этого периода.
5. Составьтеразвернутый план «Особенности социально-экономического и политического положенияУкраинский в первой половине XVII века ».
6. Составьтеисторический портрет П. Конашевича-Сагайдачного или П. Могилы (по выбору).
7. Определитезначение казацких восстаний 20-30-х годов XVII века. для борьбы украинский за своиправа.
8. Какими, навашему мнению, были важнейшие достижения культуры Украины первой половины XVIIстолетия? Объясните свое мнение.
Тестовые задания по теме «Украинские земли в первой половине XVII века»
1. Какой изприведенных перечней содержит фамилии магнатов, которые имели большие маеткости вУкраина?
а) Борецкий,Сакович, Гизель;
б) Острожский,Вишневецкий, Хоткевич;
в) Смотрицкий,Копыстенский, Остряница;
г) Федорович,Дорошенко, Сулима.
2. ГородУкраина мало в первой половине XVII в. наибольшее количество населения?
а) Киев;
б) Львов;
в) Луцк;
г) Чигирин.
3. Которыйкороль Речи Посполитой согласился официально признать (легализовать) восстановлениеправославной иерархии?
а) СтефанБаторий;
б) СигизмундII Август;
в) СигизмундIII;
г) ВладиславIV.
4. Которыймитрополит греко-католической церкви объединил греко-католическое монашество вВасилиянський орден?
а) М.Рогоза;
б) И. Потий;
в) И.-В.Рутский;
г) П.Жалоба.
5. Укажитехронологические рамки эпохи героических походов украинского казачества.
а) Последниедва десятилетия XVI века;
б) конецXVI - первое десятилетие XVII века;
в) первыйдва десятилетия XVII века;
г) 20-30-егг XVII в.
6. Когдасостоялась Хотинская битва?
а) 1616;
б) 1620;
в) 1621г.;
г) 1624
7. Ктовозглавлял казацкое восстание в 1630 г.?
а) М.Жмайло;
б) Т.Федорович;
в) И.Сулима;
г) П. Бут.
8. Когда сеймРечи Посполитой принял документ, который отменял на вечные времена все права ипривилегии реестровых, которыми они пользовались в награду за услуги, «предоставленныенашим предкам ...»?
а) 1617;
б) 1625;
в) 1635;
г) 1638г.
9. Которыйучебное заведение было образовано на украинских землях 1632?
а) Острожскаяшкола;
б) Львовскаябратская школа;
в) Киево-Могилянскийколлегиум;
г) Киевскаябратская школа.
10. Кто былавтором выдающегося произведения полемической литературы «Тренос»?
а) П.Могила;
б) М.Смотрицкий;
в) С.Копыстенский;
г) К.Сакович.
11. Какназывают коротенькие сценки преимущественно юмористически-комедийного характера,выполнялись в перерывах между актами серьезной драмы?
а) Декламация;
б) интермедия;
в) кант;
г) мистерия.
12. Что такоевертеп?
а) Духовнаядрама на библейский сюжет;
б) церковнаяпесня для трехголосного ансамбля;
в) передвижнойнародный кукольный театр;
г) многоголосныйпение без нот и музыкального сопровождения.
Энциклопедическая страница по теме «Украинские земли в первой половине XVII века»
1616 г. - Запорожские казаки, возглавляемые гетманом П.Конашевича-Сагайдачного, захватили Кафу
1620 г. - Восстановление православной иерархии наукраинских и белорусских землях в составе Речи Посполитой
1621 г. - Хотинская война
1625 - Выступление гетмана Марка Жмайло против польскойвласти
1630 г. - Казацкое восстание под предводительством ТарасаФедоровича (Трясило)
1632 г. - Основание Киево-Могилянского коллегиума
1632 г. - Начало легализации православной церкви в РечиПосполитой
1635 г. - Разрушение крепости Кодак Иваном Сулимой
1637-1638 гг - Казацкое восстание под предводительством ПавлаБута, Якова Острянина и Дмитрия Гуни
1638 г. - Принятие «Ординации Войска Запорожского»