🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

§ 32. Культура конце XVII - первой половины XVIII века (учебник)

§ 32. Культура конце XVII - первой половиныXVIII в.

1. Каковы основные черты украинской культуры предыдущейсуток? 2. Назовите главные достижения украинской культуры XVII века

 

1. Особенности развития культуры. Украинскийкультура конце XVII - первой половины XVIII века развивалась впротиворечивых условиях. Так, с одной стороны, создание собственного государства, поддержкакультуры со стороны гетманов, общее национальный подъем способствовали развитиюУкраинский культуры, с другой - ее развитие тормозилось мерами царскойвласти и постепенным упадком государства. В 20-е гг XVIII в. вУкраина прокатилась первая волна русификации. Однако в этот период еще преобладалитенденции, обусловившие расцвет украинской культуры.

Культура этого периода основывалась на двух основах:предыдущем развития украинской культуры и влияния западноевропейскогобарокко.

Особенности культуры барокко

Культура барокко

 

 

 

 

 

 

 

 

Причудливое  сочетание деталей, линий, украшений

 

Интерес к  человеческих чувств и общественных поступков

 

Внимание к  символов и аллегорий

 

Театральность,  парадность

 

На украинской почве культура барокко приобрела особыхчерт, что дает основание ученым-искусствоведам утверждать о существовании«Украинский (казацкого) барокко». Кроме того, культура этого периода началабыстро приобретать светских рис.

На характер культуры этого периода повлияли и изменения всоциальной структуре украинского населения. Основную часть культурноразвитого населения составляли уже не шляхтичи и духовенство, а казаки, казацкаястаршина, мещане. Это приводило к расширению почву, на которой развиваласьукраинская культура.

 

2. Образование и книгопечатание. Киево-Могилянская академия. В концеXVII в. образовательный уровень населения казацкой Украины оставался относительновысоким. Здесь действовало большое количество начальных школ, в которых учительствовали дьяки,странствующие студенты Киево-Могилянского коллегиума. Они учили читать, писать,считать, петь. Распространенным было и домашнее обучение.

Именно в этот период на Гетманщиневозникла и получила распространение форма обучения и получения профессиональных знаний приканцеляриях, где выполняли различные поручения и одновременно учились веденияканцелярских дел, составления деловых бумаг. В Украине характернапрофессиональная подготовка подростков через систему ученичества в ремесленных цехах.Такую подготовку получали и казацкие дети в сечевой школе на Запорожье. Онаготовила канцеляристов, кобзарей, трубачей, скрипачей, цимбалистов.

Возникали новые коллегиума, которые были средними учебнымизаведениями: Черниговский (1700 г.), Харьковский (1727 г.),Переяславский (1738 г.). Последний целенаправленно занимался подготовкойдуховенства для православных приходов Правобережья. Значительным образовательным центромстал Харьковский коллегиум. В нем обучалось 800 учеников. Помимо традиционныхпредметов, здесь изучались также инженерное дело, артиллерия и геодезия.

 

Харьковский и Черниговскийколлегиумы

 

В коллегиумах изучали старославянский, украинский,польский, немецкий, французский языки, поэтику, риторику, философию, богословие,математику, физику, медицину, историю, географию, астрологию (астрономию),музыку.

На Правобережье и западноукраинских землях действовалипреимущественно иезуитские коллегиумы - Луцкий, Каменецкий, Львовский,Перемышльский и другие.

Высшее образование на украинских землях была представленаКиево-Могилянский коллегиум (1632 г.) и Львовским университетом(1661 г.).

Киево-Могилянский коллегиум организационной структурыотвечал высшим учебным заведениям Западной Европы. 1694 после длительныхходатайств коллегиум получил царскую грамоту на самоуправление. По грамотой ПетраИ от 1701 он был преобразован в академию как высшее учебное заведение.В 1709 г. здесь обучалось около 2 тыс. студентов. Однако уже через несколько летв силу ограничений и упадка академии их количество сократилось до 165 человек.

Распространения грамотности среди населения способствовало развитиюкнигопечатания. Наибольшей типографией в Украину из 13 существующих былаКиево-Печерская. Среди выпущенных ею книг известна, в частности, «Ифика иерополитика»(1712 г.), в которой объяснялись нормы поведения. Издавались религиозныетрактаты, буквари и другие книги.

На западноукраинских землях продолжала действовать Львовскаябратская типография. Она выдавала буквари и другие книги. Значительный вклад вразвитие книгопечатания сделали Почаевская и Уневская типографии.

Отличительной чертой книгопечатание, несмотря на запреты Синодарусской православной церкви, стал рост печати светской литературы. Авведенный при Петре гражданский шрифт сделал книги более доступными дляширокого круга читателей.

 

3. Развитие естественных наук. ВХVII-ХVIII вв. на украинских землях, как и в других странах Европы, начинаетбыстро развиваться наука. Особенностью науки в Украине было то, что в отличиеот Европы, где она преодолевала сильное сопротивление церкви, здесь ее представителями в своейбольшинстве были церковные деятели, иногда высшие иерархи. Так, Феофан Прокоповичдаже произнес специальную речь «О заслугах и пользе физики» передстудентами и преподавателями Киево-Могилянской академии.

Поэтому выдающиеся деятели того времени сосредоточивали внимание насложных вопросах астрономии, математики, медицины, географии. В частности И.Галятовский пытался раскрыть причины таких природных явлений, как солнечные илунное затмение, облачность, дождь, ветер, молния и т.д. Е. Славинецкий осуществилперевод на славянский язык руководства по астрономии Везалия «Космография», которуюизучали в медицинских коллегиумах. В 1707-1708 гг Ф. Прокопович заключил курс лекцийпо арифметике и геометрии для Киево-Могилянской академии.

Ф. Прокопович

 

В XVIII в. получают распространение медицинские знания.Появился ряд ликаривукраинцив, получивших ученую степень докторамедицины: И. Полетика, Н. Кружень, П. Погорецкий и другие. В 1707 г. в г. Лубныоткрылась первая в Украине полевая аптека.

 

4. Развитие литературы. Із второй половины XVII веканачался период подъема литературного творчества. Для литературы этогопериода характерными были следующие черты:

- Хранился связь литературы с религиозным мировоззрением;

- Искусство слова постепенно становилось самостоятельной отрасльютворчества;

- Все явственнее проявлялись светские и эстетические функциилитературы, вырабатывались новые формы и способы художественно-словесного изображения;

- Главное внимание писателей было сосредоточено на человеке, атакже ее связи с Богом, утверждались новые жанры художественной литературы.

Вторая половина XVII века - Это период расцветаУкраинский литературы стиля барокко.

Наиболее ярко барочные черты проявляются в поэзии.Поэтические произведения этой эпохи разнообразны: он общественно-политических до лирических.

Громадськополитична поэзия связана сНациональновизвольнои войной под предводительством Б. Хмельницкого и Руиной. В этихпроизведениях изображаются исторические события, дается их анализ, высказываютсяразличные точки зрения. Известны следующие произведения: «высыпался хмель из меха», «Похваластихами Хмельницком от народа малороссийского »,« Чигирин »и т.д.

Создателями религийнофилософськои поэзии были представителидуховенства - Л. Баранович, В. Ясинский, Д. Туптало, С. Яворский, Ф.Прокопович и другие. В произведениях этих авторов нарушались морально-этические проблемы.В поэзии этого направления больше всего проявляется стиль барокко - символика,аллегория, игра слов, осложненные ассоциации, натуралистичность деталей. Наибольшуюпоэму (23 тыс. строк) на религиозную тематику составил И. Максимович «Богородице Дево».

Д. Туптало

 

В русле барокко развивалась и панегирическая поэзия.Самыми известными ее представителями были И. Величковский, Л. Баранович.

Большой популярностью пользовались эпиграммы. Средилучших эпиграфисты были Л. Баранович, И. Величковский, Д. Братковский, К.Зиновиев. В эпиграммах часто переплетались религийнофилософськи и бытовыесюжеты.

Лучшие стихи лирической поэзии написаны С. Климковським,И. Бачинским, Д. Левицким, И. Мазепой, Л. Барановичем. Жанрово эта поэзия оченьразнообразна - это и описание социальнопобутових явлений, и описание природы, и любовныеэлегии. Она наполнена народными образами и символами. Любовная поэзия тесносвязана с песней.

Л. Баранович

 

Значительную популярность приобрела и сатирическая стихотворнаялитература. В рукописных сборниках распространялись стихи К. Зиновьева (370 стихов)и И. Некрашевича («Ярмарка», Исповедь »). В них воспроизводились колоритныебытовые сцены, высмеивались недостатки, прославлялась честный трудземледельца и ремесленника.

Среди прозаической литературы наибольшее значение остаетсяза полемической богословской. Среди выдающихся полемических сочинений можновыделить «Фундаменты», «Беседа» И. Галятовского, «Новая мера старой веры» Л.Барановича, «даже» анонимного автора.

К богословской литературы принадлежат и проповеди. Ихавторы используют много художественных приемов, прибегают к сравнению,аллегорий, метафор и т.д. В своих проповедях они разоблачают больные места общества,осуждают аморальные поступки, дают указания по правильной жизни. Да, ониодобряли верность православию, стремление к миру, согласию и спокойствия,осуждали зависть, коварство, предательство, лицемерие, неблагодарность,жажду, моральную разврат. Виднейшими его произведениями были «В истинной вере»,«Мир с богом человеку» И. Гизеля. Также сборники проповедей издал и Л. Баранович«Меч духовный» и «Трубы словес проповидних». Кроме того, проповедями прославилисьД. Туптало, С. Яворский, Ф. Прокопович и другие.

Продолжает развиваться и агиографическое жанр (описание житийсвятых). Перерабатываются жития популярных святых, возникают оригинальные бароковськипереработки житий князей, используются древние легенды «Киево-Печерскогопатерика ». Выдающимся памятником этого жанра является четырехтомный сборник житийсвятых Димитрия Туптало.

С середины XVII века в литературе получил распространениежанр эзоповского басни. Ее изучали в школах, распространяли в рукописныхсборниках. Впоследствии эти байки способствовали формированию новой украинской литературы.

Большой пласт литературного наследия составляет историческаялитература. Среди нее следует выделить «Синопсис» - краткий очерк истории Украиныи Московии от древнейших времен до последней четверти XVII века (Автор неизвестен).

В XVIII в. в украинском обществе существовалбольшой интерес к событиям Национальновизвольнои войны. В 1702 г. появилсяпервый такой произведение - «Летопись Самовидца», созданный одним из деятелей времен РуиныР. Ракушка-Романовскому. Самыми популярными произведениями стали труды С. Величко и Г.Грабянки. В XIX в. их произведения называли летописям, хотя в действительности это былитипичные исторические сочинения XVIII века, написанные в барочном стиле.

Рукописная страница «ЛетописиСамовидца »

 

В своих произведениях «Сказание о казацкой войну с поляками»и «Повесть летописное о малороссийские и частично другие события» С. Величкоподробно описал события украинской истории с 1648 до 1700 г. Онотмечал справедливости Национальновизвольнои войны, остро осуждалраспри и междоусобицы, имевшие место в годы Руины.

В 1710 г. Г. Грабъянка написал произведение «Дийствияпрезильнои брани »(« События выдающейся войны »), в котором основное внимание уделилосвещению событий Национальновизвольнои войны. Он имел большую популярностьсреди казацкой старшины и распространялся в рукописных списках. Г. Грабъянкаотмечал исключительности казацкого сословия и доказывал историчность права насобственную государственность.

 

5. Архитектура. Национальновизвольна война подпредводительством Б. Хмельницкого, события Руины, народные восстания, войны России, РечиПосполитой с турками, татарами, шведами обусловили бурное развитие фортификационногостроительства. Не было такого города, городки, которое бы не имело оборонительных сооружений свалов, рвов, деревянных или каменных стен, цепных мостов, башен. Развитиеартиллерии обусловил и изменения в фортификации. Доминирующими становятся укрепления бастионноготипа, которые сводятся даже вокруг старых крепостей и замков вКаменец-Подольском, Хотине, Львове, Ужгороде и т.д.

Со второй половины XVII ст. новый подъем переживает монументальное строительство, Которое развивалось на прочном грунтемноговековой отечественной культуры и вобрала лучшие достижения европейскогоискусства. На украинской почве его распространение происходило двум направлениям:украинизация западноевропейского барокко и барокизация, предоставление барочноговида украинский архитектурной традиции. Как следствие, искусствоведыутверждают о существовании украинского (казацкого) барокко, имеет свои специфическиечерты.

Для архитектуры барокко были характерны черты торжественнойвозвышенности, грандиозности, склонности к напряженным, подвижных композиций,декоративной насыщенности и требовательности. Указанные черты обеспечивались определеннымиархитектурными приемами - противопоставлением больших и малых размеров, света итени, сочетанием контрастных материалов, фактур и цветов, обретением архитектурнымдекором скульптурной выразительности.

Архитектура барокко в первую очередь повлиял на отделкустаринных храмов, которые, сохраняя предыдущую структуру, получили новый декор -привередливы декоративные фронтоны, обрамления окон и дверей, живописныемногоярусные грушевидные купола, ступенчатые крыши. После реконструкции барочныйвид получили София Киевская, Успенский собор Киево-Печерской лавры,Михайловский Златоверхий собор, Спасский и Борисоглебский соборы вЧернигове. В таком барочном виде эти храмы существуют и сегодня.

Успенский соборКиево-Печерской лавры

 

Михайловский Златоверхийсобор

 

Большинство барочных сооружений в Украине были построены во временагетманства И. Мазепы или его деньги. К лучшим барочных ансамблейкультового назначения относятся Николаевский собор в Нежине (1668), Троицкийсобор Густинской монастыря (1671), Спасо-Преображенский собор в Изюме(1684), Преображенский собор этого монастыря под Лубнами (1684),Покровская церковь в Харькове (1689), Троицкий собор в Чернигове (1679-1695),Всехсвятская надвратная церковь Киево-Печерской лавры (1696-1698), соборыБратского и Николаевского монастырей в Киеве (1690-е годы), Юрьевскийсобор Выдубицкого монастыря в Киеве (1696-1701), церковь Екатерины в Чернигове(1716), Преображенская церковь в Больших Сорочинцяих (1734), костелдоминиканцев во Львове (1745-1749) и другие. К этому перечню можно отнестиколокольню Софии Киевской.

Всехсвятская надвратная церковьКиево-Печерской лавры

 

Кроме церковного строительства разворачивается и светскоекаменное строительство. Строятся трапезные, коллегиумы, магистраты, военныеканцелярии, жилые дома. Среди этих сооружений следует отметить корпус Киевскойакадемии, кельи Киево-Печерской лавры, Троицкого и Евецко монастырейЧернигова, дом Кочубея в Батурине.

Однако основным строительным материалом остается дерево.До наших дней сохранилось немало деревянных храмов того времени, особенно в Прикарпатье,Буковине и Закарпатье.

 

6. Искусство. От второй половины XVII века Украинская живописьбыстро отходит от церковных канонов, в нем начинает преобладать изображенияреальных людей, событий. Доминирующим в творчестве художников этого периода было влияниехудожественного стиля барокко.

В монументальной живописи ярко проявлялись народныетрадиции. Особенно реалистично воссозданы образы людей из народа, пейзажи вотделке церкви Св. Юра в Дрогобыче, а также в росписях деревянных храмов наЗакарпатье. В Софии Киевской созданы новые росписи с использованием сюжетов,показывали борьбу с татарами и поляками. В Успенском собореКиево-Печерской лавры была нарисована целая портретная галерея украинскийзнати этой эпохи. В то же время киевские мастера старались максимально сохранитьстаринные мозаичные и фресковые композиции.

Творчество народных мастеров ярко отразилась в картинах«Страшного Суда». Выдающимся явлением стало обращение к образам казака-бандуриста- Защитника Родины («Казак Мамай»), а также крестьянина-повстанца, борцапротив социального и национального порабощения.

«Казак Мамай»

 

По заказу магнатов монументальными росписямиукрашались палаты и замки, костелы. Такими росписями украшен дворецКонецпольского в Подгорье, дворец Собеского в Жовкве, костел монастыряиезуитов во Львове. Среди украинских монументальных живописцев того временисамым знаменитым был Ю. Семигиновський.

Продолжал развиваться иконопись. Однако на иконах рядомс библейскими персонажами стали изображать реальных персонажей - гетманов,старшин, рядовых казаков, мещан на фоне реальных интерьеров того времени. Так, наодной из самых известных левобережных икон второй половины XVII века -«Воздвижение Креста» - изображены не только церковные деятели, но и мещане, казаки,студенты, крестьяне в непринужденных жизненных позах. На другой известной иконе«Запорожской покровы» изображены запорожцы, военные клейноды, геральдика,оружие и т.п.

Интересным явлением украинский малярного барокко сталадеятельность художественного центра в Жовкве. Среди представителей этой школы можноназвать имена И. Рутковича(1667-1707) и И. Кондзелевича (1667—1740).

 

Иконы И. Кондзелевича

 

 

И. Руткович традиционные сюжеты иконостасов подавал какнапивсвитськи картины с тонким колористическим решением и реалистичныевоспроизведением человеческих образов. Наиболее известными его произведениями являются иконостасыхрамов в Жовкве, Воли-Древлянской, Воле-Высоцкий, Скваряве-Новой. И.Кондзелевич предпочитал сложным монументальным композициям, в которых находилиотражение события реальной жизни украинского народа. Наиболее известны егоработы, созданные для Скита Минявського (теперь экспонируется в Львовскомнациональном музее), Белостокского и Загородская монастырей.

К плеяде Жовквивский художников принадлежат также Ю.Шиманович, Н. Альтамонте, В. Петрович. Их творческое наследие представлена нетолько произведениями сакральной живописи, но и светскими портретами, батальнымикартинами.

На западноукраинских землях в области иконописи работалиИ. Бродлакович, И. Маляр и С. Вышенский. Живописные работы во львовской церквисв. Юра возглавлял воспитанник венской школы Л. Волынский.

В этот период получил развития Украинского портретныйживопись, особенно популярен в среде шляхты и казацкой старшины. Портреткак жанр светского искусства имел национальную особенность. В конце XVII - наначале XVIII века он еще сохранял тесную связь с иконописью. Былисозданы монументальные портреты Б. Хмельницкого и известных казацких старшин.Светские барочные портреты чрезвычайно пышно декорированные, очень часто фигурыизображаемых на них людей выписаны в сплошном сиянии цветного кружева,различные орнаментальные элементы отчетливо подчеркивают имущественное и социальноепроисхождения изображаемых. Расцвет портретной живописи приходится уже на вторуюполовину XVIII века Большой популярностью в те времена приобрел ктиторский портрет - Изображениеоснователей и покровителей храмов.

Заметного развития достигла в этот период графика. Ееразвитие было тесно связано с книгопечатанием. Книги иллюстрировались гравюрами, чтовыполнялись на дереве или металле.

Наибольшую роль в развитии графического искусства того временисыграли братья Тарасовичи. Александр создал портретную галерею выдающихсядеятелей Украины, Леонтий выполнил цикл иллюстраций к «Киево-Печерского патерика»и «Нового завета».

Выдающимся мастером графики был И. Щирский. Его гравюрысложные и затейливые. Растительные орнаменты органично сочетаются с античнымисюжетами и реалистичными изображениями. Интересным типом графического искусствастали большие афиши - объявления о диспуты в Киево-Могилянской коллегии(Академии), выполненные Мирский. Отличился художник и в еще одном типеграфики - изготовлении тезисов, среди которых наиболее знаменитой является тезис в честьпрефекта Киево-Могилянской академии П. Калачинского. Патриотическим содержаниемпроникнута гравюра Мирского «Тезис Обидовского», на которой изображены эпизодыКрымских походов и величественная панорама Киева с архитектурными ансамблями Лавры,Софии, Подола.

Во второй половине XVII века высокого развития достиглодекоративное и прикладное искусство, в частности резьба по дереву. Резные геометрическиеили растительные орнаменты украшали мебель, ткацкие станки, телеги и т.д.

Из всех видов народного художественного творчества или нераспространенными в Украине были ткачество и вышивка, связанные с художественнымукрашению быта, одежды, жилья. Эти виды народного творчества были распространены натерритории Украины как домашнее производство, а впоследствии как ремесло.

 

Немецкий дворянин Ульрих фон Вердум об одеждеи внешний вид украинский (1670-е гг.)

"На Руси мужчины и женщины по селам носяткоричневые епанчи из сукна, которое сами ткут. Шляхта и купцы носят голубые.Казацкие крестьяне, как и татары, летом носят голубые. Казацкие крестьяне потатары, летом носят епанчи из белого сукна, а зимой - из бараньих шкур. Онисоставляют от шеи до пят; вышитые на плечах ремешками из красной, желтой икоричневой кожи, епанчи выглядят очень красиво. Такая епанча у них называетсякожухом, и кое думает, что от этого слова происходит название казаков. Зимой такаяепанча составляет всю одежду казачки. Летом ходят в одной рубашке. В крестьянокона из грубого полотна, в мещанок и состоятельных девушек по вышитой китайки ...Верхняя часть таких рубашек у шеи и пояса собрана складками, словно кафтан, ихорошо окаймленная цветной хлопком. При этом более бедрами ониоперезуються красным, желтым, зеленым или иного цвета поясом, и с нимвыглядят вполне неплохо. По отделке головы, то здесь они отличаютсябольшой ловкостью. Летом украшают ее свежими цветами и зелеными венками,зимой должны вместо них одевать восковые венчики. Носят также многие колецна пальцах, в ушах очень большие серьги, а на шее - украшения из хрусталя, стекла,меди, бронзы - в зависимости от фантазии и состоятельности. На селе мужчины и женщинызимой и летом носят сапоги, мещанки же летом носят также ботинки ".

 

1.       О каких видах народноготворчества вспоминает Ульрих фон Вердум?

2.       Вспомните материалпо всемирной истории и сравните одежда украинском и европейца.

 

Каноны православной церкви, запрещавшие воспроизведенияизображений в виде статуй, довольно долго сдерживали развитие скульптуры. Вместораспространялось декоративное лепка, которым украшали фронтоны и порталы, оконныеи дверные проемы, покрывали стены. Наиболее известными являются отделка Николаевскогои Братского соборов в Киеве, софиевской колокольни, лаврской колокольни наДальних пещерах, церкви в Сорочинцах. Лучший образец отделки керамикойпредставлен главными воротами Спасо-Преображенского монастыря в НовгородСиверському.Для отделки также использовалось деревянная резьба.

 

7. Музыка и театр. В этот период завершается формирование основных черт народной музыкисуществуют и сегодня. Народные думы и исторические песни исполняли кобзари,лирники, бандуристы. Упрочивается народная инструментальная музыка, сопровождающаявсе праздники - троистые музыки. Свое название они получили не за количествоминструментов в ансамбле, а по функции, которую выполняли музыканты: мелодия, ритм,темп.

Бытовой многоголосый песенный жанр - кант (псалма)приобрел национальные черты относительно поэтики и содержания музыки. В нем усиливаютсясветские мотивы. Мелодика кантов служила источником и для культовой музыки тоговремени. Авторами кантов были выдающиеся культурные деятели той эпохи - Л. Баранович,Д. Туптало и другие.

Продолжал развиваться хоровое пение. Наиболее распространеннымстал партерный концерт. Пение проходило без инструментального сопровождения. Онприобрел профессиональных рис. Выступления коллективов проходили в барских дворцах ицерквях. Известны имена таких выдающихся певцов, как К. Коновский, И.Загвойская, А. Лешковський и другие.

Профессиональное музыкальное образование можно было получить в Киево-Могилянскойакадемии, музыкальных школах при магистратах, духовных семинариях, оркестрах. В1738 в Глухове была открыта специальная музыкальная школа.

Принимая вовнимание растущее значение профессиональной музыки, еще Б. Хмельницкий в 1652 г.издал универсал о создании цеха музыки. Впоследствии цеха возникли в Стародубе,Нежине, Чернигове и других городах. Цеховики обслуживали торжественные церемонии,принимали участие в военных походах, выступали во время развлечений в крупных имениях.

Продолжало развиваться и театральное искусство. Наиболеепопулярным, как и прежде, был вертеп. Вертепные представления гораздо разнообразнее -новых персонажей принимали из сказок, легенд, преданий. Значительно расшириласьнароднопобутова часть вертепного действа.

Школьный театр и школьная драма наибольшего развитиядостигли в Киево-Могилянской академии, где написание и разыгрывание драм былообязательной составляющей учебного процесса. Действа школьного театрараспределялись на рождественские и пасхальные. Самыми популярными драмами были «Комедияв день Рождества Христова »Д. Туптало и« Слово о возмущениях ада ». Школьнаядрама постепенно усложнялась, возникали ее различные формы - обучающие и историческиедрамы т.д. Во время представлений использовались декорации, бутафории, сценическиеэффекты.

 

Выводы

- Во второй половине XVII - первойполовине XVIII века украинская культура приобрела небывалого расцвета.Особенно это проявилось в образовании, архитектуре и искусстве.

- В украинской культуре этого периода тесно связанынациональные традиции и западноевропейские влияния, что повлекло винкненнятакого явления, как «Украинский (казачье) барокко».

- Пребывание Украинского казацкого государства в составеРоссии, превращался в империю, стало негативно влиять на украинскомкультуру: запреты, изъятия ведущих деятелей на службу империи, уничтожениенациональных признаков.

 

Вопросы изадачи

1. Какие факторы влияли на развитие украинской культурыконца XVII - первой половины XVIII века? 2. Из которых заведений состояласистема образования в украинских землях? 3. Как было организовано обучение вКиево-Могилянской академии? 4. Что свидетельствовало о развитии книгопечатания наукраинских землях? Назовите главные центры книгопечатания в Украине. 5. Которыежанры характеризуют развитие украинской поэзии? 6. Определите чертыбогословской литературы этого времени. 7. Какая художественная школа доминировала вУкраинский искусстве конца XVII - первой половины XVIII века? 8. Которыеосновные черты искусства барокко? Назовите архитектурные памятники в стиле барокко? 9.В каких формах развивалась скульптура на украинских землях? 10. Какие жанрымузыкального и театрального искусства имели распространение в конце XVII - началеXVIII века?

11. В конце XVII - начале XVIII века на территорииЛевобережной Гетманщины был высокий уровень образованности населения, большаячасть взрослого населения была грамотной. Чем это было обусловлено? 12. Почему ввторой половине XVII - первой половины XVIII века в Украине быстроразвивалось военное строительство?

13. Охарактеризуйте жанровое многообразие украинскойлитературы во второй половине XVII - первой половине XVIII века Ответоформите в виде схемы. 14. Используя дополнительную литературу, составьтеописание одного из археологических памятников той эпохи.

 

 

Обобщение по теме «Украина в конце XVII - первой половины XVIIIвека »

1.            Составьтеперечень событий из истории Украины конца XVII - первой половины XVIII века, которые высчитаете самыми важными. Обоснуйте свой выбор.

2.            Объяснитезначение понятий и терминов «Восстание С. Палия», «Малороссийская коллегия»,«Правление гетманского правительства», «Конституция П. Орлика».

3.            Назовитеимена выдающихся исторических деятелей этой эпохи. В чем вы видите их вклад висторию Украины конца XVII - первой половины XVIII в.

4.            Выполнитезадачи по исторической картой:

а)         определитеадминистративно-территориальные изменения, подвергшихся украинские земли в этот период;

б)         покажитесобытия Северной войны (1700-1721), направления казацких походов,важнейших битв и событий;

в)         укажитетерриторию, охваченную восстанием С. Палия;

г)         покажитена карте места, где произошли важнейшие исторические события этого периода.

5.            Составьтеразвернутый план «Особенности социально-экономического и политического положенияукраинских земель в конце XVII - первой половины XVIII века ».

6.            Дайтеоценку деятельности гетманов Ивана Мазепы, Ивана Скоропадского, П. Орлика, П.Полуботка, Д. Апостола, кошевого атамана К. Гордиенко.

7.            Определитепоследствия Полтавской битвы для дальнейшей судьбы украинских земель.

8.            Какими,по вашему мнению, были важнейшие достижения культуры Украины конца XVII -первой половины XVIII века? Объясните свое мнение.

 

 

Тестовые задания к теме «Украина в конце XVII - первой половины XVIIIвека »

1. Гетман, который занял эту должность после перехода на сторонушведского короля И. Мазепы: а) И. Самойлович, б) П. Орлик; в)И. Скоропадский; г) Д. Апостол.

2. По приказу царя Петра I Запорожская Сечь была разрушена:а) в октябре 1708 г.; б) мае 1709 г.; в) сентябре1710 г) июля 1711 г.

3. Планы гетмана И. Мазепы на освобождение Гетманщиныиз-под власти русского царя перечеркнула событие: а) восстание под предводительством С.Поджигателя б) уничтожение российскими войсками Батурина; в) Полтавская битва; г) подписание Коломакской статей.

4. Город, который был резиденцией гетмана И. Мазепы: а)Батурин; б) Чигирин, в) Глухов г) Киев.

5. Автором «Казацких летописей» был: а) Г. Сковорода; б)С. Величко; в) И. Григорович-Барский, г) В. Боровиковский.

6. Больше сооружений в стиле казацкого барокко в Украинубыл построен в период правления гетмана: а) И. Самойлович; б)И. Мазепа; в) И. Скоропадский, г) К. Разумовский.

7. Территория, на которую не распространялась власть гетманаконце XVII века: а) Левобережья б)Киев, в) Запорожье; г)Слободская Украина.

8. Гетман Данила Апостола находился у власти в течение:а) 1700-1721 гг б) 1709-1722 гг; в)1727-1734 гг; г) 1750-1764гг

9. Первым появился коллегиум: а) Харьковский б) Переяславский;в) Черниговский; г) Киево-Могилянский.

10. Толчком к принятию польским сеймом в 1699 г.решения о ликвидации казацкого войска на Правобережной Украины стало:

а) начало казацкого восстания подруководством С. Палия;

б) заключение между РечьюПосполитой и Османской империей Карловацкого перемирия;

в) поход И. Мазепы на Правобережье;

г) заключение Украины-российскихКоломакский статей.

11. Украинский передвижной народныйкукольный театр, где ставили религиозные и светские пьесы называется: а) цирк б) ярмарка, в) интермедия; г) вертеп.

12. «Вечный мир» между Россией и РечьюПосполитой было заключено: а) 1686; б) 1699; в) 1714 г.; г)1721

 

Энциклопедическая страница

1684-1685 гг - восстановление казацкого устройства наПравобережье

1686 г. - «Вечный мир» между Московией и Речью Посполитой

1687 - первый Крымский поход

1687 - заключение Коломакский статей, началогетманства И. Мазепы

1689 г. - вторая Крымская поход

1692 - выступление антигетманской оппозиции во главе сПетриком

1695, 1696 гг - Азовские походы

1699 г. - принятие польским сеймом решения оликвидации казацкого войска и устройства на Правобережье

1700 г. - Константинопольский мир между Россией иТурцией

1700-1721 гг - Северная война между Швецией и Россией

1701 г. - указ Петра I о предоставлении Киево-Могилянскойколлегиума статуса академии

1702-1704 гг - восстание под предводительством С. Палия

4 ноября 1708 - переход гетмана Мазепы на сторонушведского короля Карла XII

13 ноября 1708 - Разрушение российскими войскамиБатурина

1708-1722 гг - гетманство Ивана Скоропадского

25 мая 1709 - Разрушение российскими войскамиЧертомлицкой Сечи

8 июля 1709 - Полтавская битва

16 апреля 1710 - Избрание гетманом П. Орлика.Принятие «Пакты и Конституции ...»

1711 г. - Прутский поход Петра I. Прутский мир

1711, 1713 - походы П. Орлика на Правобережье

1713 - Адрианопольский договор России с Турцией

1714 г. - мирный договор между Турцией и Польшей.Окончательная ликвидация казацкого устройства на Правобережье

1721 г. - установление контроля Синода русскойправославной церкви над Украинский типографиями. Запрещение печатать книгиУкраинский язык

1722-1727 гг - Первая Малороссийская коллегия

1723 г. - Коломакская челобитная

1727-1734 гг - гетманство Д. Апостола

1728 г. - предоставление гетману Д. Апостолу «Ришительнихпунктов »

1732-1734 гг - попытки ликвидации казацкого устройства наСлобожанщине

1734 г. - основание Новой (Пидпильненськои) Сечи

1734-1739 гг - русско-турецкая война

1734-1750 гг - «Правлению гетманского правительства»