КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI - первой половине XVII в. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
  ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ 
-  Киево-Могилянская академия - первое и славный университет на восточнославянских землях. 
  Хронология событий 
|   1491  |  Издание в Кракове Швайпольтом Фиолем первых украинских печатных книг | 
|   1556-1561 гг  |  Создание Пересопницкого Евангелия | 
|   1574  |  Издание Иваном Федоровичем во Львове Апостола и "Букваря" | 
|   1576-1578 гг  |  Основание князем Константином Острожским типографии и школы, возникновение Острожского литературно-научного кружка | 
|   1581  |  В Остроге Иваном Федоровичем выдано Острожской Библии | 
|   1586  |  Основание во Львове Успенского братства и Успенской школы | 
|   1591  |  Издание типографией Львовского братства "Адельфотес" - учебника церковнославянского и греческого языков | 
|   1596  |  типографией Виленского братства издано три учебные книги Лаврентия Зизания: "Букварь", "Лексис", "Грамматика" | 
|   1615  |  Шляхтянка Галшка Гулевичивна подарила Киевскому братству свой двор с пляцу "на Подоле. Начало деятельности Братской школы в Киеве | 
|   1616  |  Типографии Киево-Печерского монастыря издает первую книгу "Часослов", рассчитанную и для школьного обихода | 
|   1617  |  Основание Луцкого Крестовоздвиженского братства и братской школы при нем. | 
|   1646  |  типографией Киево-Печерской лавры выдано Требник Петра Могилы | 
 
  развитие украинского языка 
 течение XVI - первой половины XVII в. происходили важные сдвиги в развитии украинского языка. Они касались прежде  языка литературного.  Со времен Киевской Руси длительная традиция основания двух литературных языков:   книжная староукраинский   (во второй половине XVI веке ее называли   пр
   Пр
   Язык славяно-русская   - украинская разновидность церковнославянского языка. Церковные книги и впредь писались  церковнославянском языке , которую тогда называли славяно-русской. И хотя она также подвергалась воздействиям разговорной речи украинский, однако оставалась непонятной народу
  Пересопницкое Евангелие 
 со второй половины XVI в. стали появляться переводы  пр
-  Пересопницкое Евангелие (1556-1561) 
-  Креховский Апостол (60-х гг. XVI в .);
-  Волынское Евангелие (1571) и тому подобное. li> 
 Первой известной книгой Священного Писания тогдашней   книжным украинским языком   является   Пересопницкое Евангелие  
-  Перевод греческих и церковнославянских текстов четырех Евангелий совершил архимандрит Пересопницкого монастыря иеромонах Григорий. Списал перевод сын протопопа из Сянока Михаил 
-  Рукопись изготовлен на пергаменте с употреблением черных чернил и киновари. 482 его листе оправлены в дубовые доски, обтянутые зеленым бархатом 
-  Книгу украшен изысканными рисунками-миниатюрами, а также заставками, концовками, инициалами, многими орнаментами, в которых ощутимы мотивы эпохи Возрождения 
-  В памятке засвидетельствовано фонетические, грамматические, лексические и синтаксические особенности живого украинского языка XVI века 
  Образование. Состояние школьного 
-    По традиции школы действовали при церквях и монастырях.   Специально подготовленные дьяки обучали детей письму церковнославянском языке, основам арифметики, молитвам, пению. Первоначально такие школы существовали в крупнейших городах, впоследствии их количество увеличивалось: во второй половине XVI в. они действовали во Львове, Стрые, Ровно, Кременце, Заблудове, Владимире-Волынском, Житомирской 
-  Развертывание реформационного движения обусловило появление   протестантских школ  . В частности, они были основаны в Гоще, Белз, Львове, Берестечко, Хмельнике. 
-    Создавали свои школы и коллегиумы и иезуиты   Главную цель воспитательной деятельности иезуитские учебные заведения усматривали в наверненни можно большего количества Украинская к католической вере 
  Острожская академия 
 Новые черты развития образования ярче воплотились в деятельности острожского культурно-образовательного центра. Он был создан   1576   по инициативе князя   Василия-Константина Острожского  
-  Главную цель своей деятельности он видел в возрождении украинской культуры на основе православия. С этой целью не позднее   1578   в Остроге была создана школа. Древние славянские традиции сочетались здесь с достоянием тогдашнего европейского школьного 
-  В Острожской школе основательно изучались языки - церковнославянский, греческий и латынь. Излагались в ней и "семь свободных наук" - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка 
-   Школьная программа, по которой осуществлялось обучение в Острожской школе, предусматривала начальное и среднее образование с элементами высшего  Собственно, поэтому современники называли Острожскую школу и школой, и коллегиумом, и академией.  Это была первая в Украине "славяно-греко-латинская" высшая школа в Украине и на восточнославянских землях.  
-  Первым ректором Острожской академии был   Герасим Смотрицкий   - знаток литературы, поэт, писатель. По приглашению Константина Острожского он прибыл в Острог и возглавил кружок ученых, которые готовили к печати   Острожской Библии  . Герасим Смотрицкий был главным переводчиком и редактором этого издания 
  Братские школы 
 Образовательные и воспитательные идеи Острожской академии были подхвачены братствами. Необходимость противодействовать наступлению католической культуры привела к появлению братских школ
-  Первая такая школа появилась в   Львове 1586  , а вскоре их стали создавать везде по Украине. В начале XVI в. братских школ насчитывалось около 30. Учиться у них имели право дети всех сословий. Содержались школы средства братств. Дети малоимущих семей и сироты учились бесплатно 
-  Главное назначение братских школ - давать хорошее образование и воспитывать преданность древним традициям и отцовской вере. Именно поэтому большое внимание в таких школах уделялось изучению церковнославянского и книжного украинского языков. Традиционно изучали и греческий язык. В те времена трудно было обойтись и без латыни - языка западноевропейской науки и дипломатии 
-  Братские школы, равно как и Острожская школа, были славяно-греко-латинскими. Кроме названных языков, в них ученики осваивали уже упомянутые "семь свободных наук" 
-  В   1615   появилась   братская школа в Киеве  . До ее основания постарались ученые, писатели и поэты, ведущие деятели православной церкви, которые группировались вокруг Киево-Печерской лавры Елисея Плетенецкого 
-  Первым ректором Киевской братской школы был Иов Борецкий 
-  Осенью   1631   в Киеве возникла еще одна школа -   Лаврская   Основал ее архимандрит Киево-Печерской лавры Петр Могила. Вскоре Лаврскую школу было объединено с Киевской братской. Объединенная школа начала действовать в сентябре   1632   Называлась она коллегией 
  Киево-Могилянская академия 
-  Киевская коллегия (вскоре Киево-Могилянская академия) была высшим учебным заведением 
-  Полный курс обучения длился 12 лет. Всего в академии было восемь классов, а количество предметов превышала 30. Основу предметов составляли те же "семь свободных наук" 
-  В первых четырех классах академии изучались языки: книжный украинский, церковнославянский, греческий, латинский и польский. 
-  Все высшие науки в Киево-Могилянской академии преподавались, как и везде в Западной Европе, латыни 
-  Однако заботились в академии и о надлежащее знание украинского языка: именно научная деятельность преподавателей академии, а также студентов способствовала развитию украинского языка 
-  Киево-Могилянская академия в течение продолжительного времени была единственным высшим учебным заведением для всех сословий Украине, Восточной Европы и православного мира. 
  развитие книгоиздания 
 Основание постоянного книгоиздания в Украине связывают с именем московского первопечатника   Иваном Федоровича (Федорова)  
-  Потерпев преследований в Московии, он в начале 70-х гг XVI в. прибыл во Львов 
-  В 1574 г. во Львове Иван Федорович издал   Апостол   и первый украинский печатный учебник для обучения грамоте -   "Букварь"   
-  В 1581 г. в Остроге Федорович выдал настоящий шедевр среди старопечатных -   Острожскую Библию.   
-  К середине XVII в. в Украине действовало 25 типографий в 17 различных городах и селах 
-  Сначала было немало малых частных типографий, но постепенно издание книг сосредоточилось в крупнейших типографиях - Киево-Печерской лавры, Львовского братства, Михаила Слезки, Львовского иезуитского коллегиума 
-  Крупнейшим центром книгопечатания в Украине в первой половине XVII в. стала   типография Киево-Печерской лавры   
-  Ее основал   1615   архимандрит лавры Елисей Плетенецкий 
-  Лаврская типография издала первую книгу 1616; протяжении второй половины XVII в. в ней были изданы 120 наименований книг - прежде богослужебной литературы, а также буквари, словари, календари, труды по истории и тому подобное. li>
-  прославленных издания того времени -   Требник Петра Могилы   
-  В   1638   в типографии вышла   Тератургима   монаха Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского - неоценимый источник по истории славной обители 
-  Типография Киево-Печерской лавры просуществовала более 300 лет. Изданные в ней богослужебные книги имели свои особенности. Они в основном содержали предисловия, послесловия, посвящения, стихотворные вставки, выразительной чертой которых был украинский характер, что отразилось на языке изданий и их оформлении