🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

§ 7. Образование, книгоиздания и летописания (учебник)

§ 7. Образование, книгоиздания и летописания

1. Какимибыли особенности развития культуры украинских земель во второй половинеXIV-XV века? 2. Назовите основные достижения украинской культуры второйполовины XIV-XV века?

 

1.   Условия развитияУкраинский культуры в XVI в. XVI в. характеризуетсядальнейшим развитием украинской культуры. Однако условия, в которых он проходил,были достаточно сложными. Главной предпосылкой развития культуры любого народаявляется наличие собственного государства. К сожалению, отсутствие государственности в украинском в этотпериод повлекла зависимость развития культуры от политики правительств стран, всоставе которых находились украинские земли.

Вследствие Люблинской унии 1569 г. в пределах однойгосударства оказались большинство украинских земель. Это, с одной стороны, способствовало ихкультурному сближению, а с другой - привело процессы полонизации и окатоличиванияУкраинский. Важное место в культурном развитии этого периода принадлежало церкви.Заключение Брестской унии 1596 г. привело к углублению кризисаправославной церкви и потере ею своего привилегированного положения в обществе,что отрицательно сказалось на развитии украинской культуры. На развитии культурысказалась также борьба разных сословий украинского общества за своинациональные и религиозные права.

В XVI в. украинская культура подвергалась воздействиюкультурноидеологичних течений, господствовавших в это время в Европе. С запада на востокУкраинский землями распространялись веяния, связанные с Возрождением, Реформациейи Контрреформацией. Украинские культурные деятели, воспринимая новые европейские идеиэтой эпохи, искали в них пути решения тогдашних проблем своей Родины.

 

2.   Развитиеукраинского языка. В XVI в. письменный язык украинский и белорусов называли«Русском». В Великом княжестве Литовском она была официальным языком, которымбыли написаны Литовские статуты, велось делопроизводство в судах и государственныхучреждениях.

В текстах многих тогдашних документов исследователиопределяют влияние устного народного языка. Считается, что в XVI в. в русскойязыке под влиянием устной народной речи появляются черты украинскийлитературного языка.

Одной из первых книг, переведенных сцерковнославянского на украинскую речь, было ПересопницкоеЕвангелие, написано в монастыре в с. Пересопница на Волыни. Многихисследователей этого уникального памятника поражает талант и смелостьпереводчиков - архимандрита Пересопницкого монастыря Григория и сынасвященнослужителя из г. Сянок Михаила Василевича. Они не просто заменялислова церковнославянского языка или неславянского происхождения на понятныетогдашним украинским разговорные, но и приводили их толкования и подбирали синонимы.

Несколько позже появляются другиепереводы религиозных текстов на украинском языке - Креховский Апостол (60-е ггXVI век), Волынское Евангелие (1572 г.) и другие.

 

3.   Образование ишкольников. В XVI в. на украинских землях, как и в предыдущиевремена, при церквях и монастырях действовали начальные школы. Дьяки, которые учительствовалитам, учили детей чтению и письму на церковнославянском языке, арифметике ипения.

Дети состоятельных слоев общества имели возможность получитьдомашнее образование. С помощью вчителивбакалаврив, кроме чтения, письма иарифметики, они изучали латинский и греческий языки, основы философии.

В 70-х гг XVI в. на украинских земляхпроисходит становление учреждений среднего образования. В Европе в это время возникалисредние школы, где обучали латинского языка и «семи свободных наук»- Грамматики, риторики, диалектики, арифметики,геометрии, астрономии и музыки. В Украине учебными заведениями такого типастали славяно-греколатинськи школы.

Первую такую школу открыл князь К.-В. Острожский в своемзамка Около 1578 г. Содержалась она на средства князя. Острожский такжеоткрыл в своем замке типографию, организовал научный кружок и начализучения в своей школе основ философии. Это означало, что Острожскаяшкола стала, кроме среднего, давать начало высшего образования. Одновременно сэтим при поддержке князя приглашенные им украинские и греческие филологи и богословыготовили перевод Библии на церковнославянском языке для последующей печати. Созданкнязем К.-В. Острожским образовательный, научный и издательский центр современники суважением называли академией.

Славяно-греколатинськи школыосновывали также православные братства. Первая такая школа на украинском земляхбыла создана 1585 при Львовскомбратстве.

 

Документы рассказывают

Из «Порядка школьного» - Устава Львовскойбратской школы 1587

Богатый к нищему в школе ничем выше не можетбыть, только наукой самой ... Обучать и любить дидасл (преподаватель) долженвсех одинаково - как сыновей богатых, так и сирот убогих, так и тех, которые на улицахпросят пищи, как того, кто имеет более или менее способностей, - но обучая, непредоставлять преимущества одному против другого.

Учитель должен каждый раз следить: когдаб которого отрока не было, должен за ним послать и узнать, почемуне пришел ... Утром, сразу после молитвы, каждый должен отвечать, что онвчера выучил, и показать свое письмо, подготовленное дома.

После обеда ребята должны сами писать натаблицах задачи, которые дал им учитель, кроме малых, для которых должен писать самучитель. А изучив в школе, должны друг друга спрашивать трудные слова, т.е.спорить. А уходя домой, стихотворение повторить, чтобы, придя из школы домой,дети могли перед своими родными. по обычаю школьной науки, прочитать с объяснениемто, что изучили в школе; что учили в тот день, должны дома вечером написать иутром принести в школу, показать своему учителю ...

Если сам учитель или кто-то из учеников непридерживался бы тех правил ... - То такой не только учителем, но и простым жителемздесь не может быть ...

1) Как, согласно Уставу, происходил процессобучения? 2. Можно ли утверждать, что Устав способствовал утверждению принциповсправедливости и ответственности в школьной жизни? Почему? 3. Какие из приведенныхв Уставе правил вы считаете возможными для использования в современной школе?

 

Одновременно с братскими (православными) школами наУкраинский землях возникают иезуитские (католические), протестантские, а послеБрестской унии и грекокатолической школы. Все они предоставляли среднем образовании иодновременно способствовали распространению влияния своих церквей в Украине.

 

4.   Летописания. Развитие книгоиздания. В XVI в. на украинскомземлях продолжалась традиция создания летописей. В КраткомКиевской летописи описываются события, происходившие в 862-1515 ггВероятно, он был создан в конце XV - начале XVI века, посколькуописание событий этого периода отмечается наибольшей обстоятельностью и точностью датирования.

В XVI в. успешно развивалось книгоиздания. Значительныйвклад в его становление сделал московский первопечатник Иван Федоров(Федорович). Переехав во Львов, он выдал за средства Львовского братства в 1574 свои первые книги в Украине - «Апостол»и «Букварь». Предназначен для обучения церковнославянскогограмоты «Букварь» стал первым школьным учебником на украинских землях.

«Апостол»

 

Особенно плодотворной была деятельность И. Федорова в Остроге,куда его пригласил работать князь К.-В. Острожский. В 1581 г. оннапечатал здесь Острожская Библия - Первое полное изданиеБиблии на церковнославянском языке.

Кроме Острожской, до крупных типографий принадлежала типографияЛьвовского братства, которая начала свою работу 1586 Она была создана наоснове типографии И. Федорова, выкупленной братством после смерти печатника.

 

Выводы

- Большое влияние на условия развития украинской культуры вXVI в. имели политические факторы.

- В XVI в. на основе письменного русского языкаУкраинская и белорусов под влиянием устной речи формировалась украинскаялитературный язык.

- Во второй половине XVI в. на украинских земляхсформировался новый тип учебных заведений - славяно-греколатинська школа,отвечала тогдашним образовательным потребностям и способствовала повышению уровня образования вУкраина.

- Развитие книгоиздания на украинских землях способствовалраспространению образования, помогал православным украинским противодействовать полонизации и окатоличивание.

 

Вопросы изадачи

1. Как европейские культурноидеологични течения влияли наразвитие украинской культуры в XVI в. 2. Как называли в XVI в.письменный язык украинский и белорусов? 3. Когда была создана первая братскую школуна украинских землях? 4. Какие предметы входили в «семи свободных наук»? 5. Которыйучебное заведение в те времена в Украине положил начало высшему образованию? 6. Какие летописирассказывают о событиях XVI века в Украине? 7. Какое название имел первый школьныйпечатный учебник на украинских землях? 8. Когда было напечатано ОстрожскуюБиблию?

9. Охарактеризуйте условия развития украинской культуры вXVI в. 10. Как происходило формирование украинского языка? 11. Какие формыполучение образования существовали в Украине в XVI в. 12. Какое значение, по вашемумнению, играл культурноосвитний центр, созданный князем К.-В. Острожским?13. Как развивалось летописание? 14. Какими были достижения украинского книгоизданияв XVI в.?

15. Начните составление таблицы «Развитие украинскийкультуры в XVI веке ».

Отрасль культуры

 

Основные достижения и достижения