Украинский культура первой половины XIX в.
Вспомните: 1. Что было характерно для национально-культурной политики Российской и Австрийской империй по Украинский? 2. Как развивалась образование и наука в Украине в XVIII века?
Основным содержанием процессов, в культуре этого периода, было становление современной украинской культуры. Этот процесс соотносился с украинским национальным возрождением. Отсутствие собственной государственности, национальное угнетение, имперские границы, игнорировали этническую украинскую территорию, имели негативное влияние на развитие культуры.
Культурные взаимоотношения между Украиной и Российской империей в XIX в. приобрели иной характер, чем в предыдущие времена. Выше по уровню развития украинских культура XVI-XVIII вв. положительно влияла на Российское государство и способствовала ее европеизации. Вследствие этого высшие по культурно-образовательному уровню украинские деятели осознавали себя представителями другой национальности, и в Российском государстве такими их считали. В XIX веке, с потерей своей государственности, Украина лишилась и своего культурного превосходства над Россией. Вследствие того, что империя целенаправленно превращала Приднепровье на заурядную провинцию, немало талантливых украинский чувствовали невозможность проявить свои способности на Родине и вынуждены были искать лучших возможностей в имперских столицах. Многих украинских культурных деятелей имперские идеологи совершенно безосновательно отнесли к представителям русской культуры. Однако большинство из них, даже вдали от родной земли оставалась представителями своего народа, продолжала своими трудом и творчеством служить Украине. Поэтому их достижения, хотя и осуществлены за пределами Родины, принадлежат к украинской культуре.
Пребывание под имперской властью повлекло изменения в содержании украинской культуры. Большинство достижений архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства потеряли национальные черты и отныне так или иначе помогали превозносить имперскую власть.
Положительное влияние Украины на культурное развитие России представители российской великодержавной идеологии пытались игнорировать. Олицетворением этих взглядов стало утверждение российского общественного деятеля, Виссариона Белинского, что «слившись навеки с единокровной ей Россией, Малороссия отворила к себе дверь цивилизации, просвещению, искусству, науке ... »Такие мысли, несмотря на их безосновательность, империя последовательно отстаивала, объясняя характер своей национально-культурной политики на украинских землях.
В очень тяжелых условиях развивалась культура на западноукраинских землях, подчиненных Габсбургам, где украинский страдали от онемечивания, которое сочеталось с полонизацией в Галиции, венгризация в Закарпатье и румынизацию на Буковине.
Австрийская империя рассматривала западноукраинские земли как отсталые провинции и целенаправленно хранила их второстепенное положение по отношению к центру. Вследствие этого западноукраинские культурные деятели, как и их братья-надднепрянцы, вынуждены были искать возможности проявления своих способностей за пределами родного края.
Переход украинских земель под власть Российской империи значительно ухудшил образовательный уровень украинский. Во времена Гетманщины одна школа приходилась в среднем на 700-800 жителей. Воздерживались они счет местного населения. Под имперской властью школы массово закрывались, потому крестьяне-крипаки совсем обнищали, а правительство ими не занимался.
С 1803 г. в Приднепровье стали распространять новую общеимперскую систему образования. Устанавливались такие типы общеобразовательных учебных заведений: начальные приходские училища, уездные училища и гимназии. Официально закреплялся сословный характер права получение образования. Приходские училища предназначались для детей «низших сословий» и учили в них только закону Божьему, арифметике и грамоте. Уездные училища предназначались для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей». В гимназиях учились дети дворян, чиновников, богатых купцов. По содержанию новая система образования была направлена на воспитание «верноподданных» в проимперскими стиле. В 1850 г. во всех начальных школах Приднепровья обучалось всего 67 тыс. учеников. Подавляющее большинство населения оставалась неграмотной.
Развитие школьного образования в Приднепровской Украины по правительственным данным за 1856
Губернии |
Школ всех типов (высших, средних, низших) |
Количество слушателей и учащихся |
Учащихся на 100 душ населения |
Волынская |
76 |
3558 |
0,23 |
Подольская |
143 |
4432 |
0,25 |
Киевская |
142 |
9114 |
0,50 |
Херсонская |
168 |
8704 |
0,80 |
Екатеринославская |
161 |
9652 |
0,92 |
Таврическая |
169 |
8867 |
1,34 |
Харьковская |
128 |
7227 |
0,45 |
Полтавская |
160 |
7866 |
0,44 |
Черниговская |
173 |
8867 |
0,34 |
Посудите: Проанализируйте приведенные цифры. Сделайте выводы, как повлияло имперское господство на положение в сфере образования. (На территории семи полков Гетманщины в 17401747 годах было 866 школ)
Среднее образование давали гимназии, обучение в которых было платным. По окончании четырех классов гимназии выпускники получали право на поступление в университет или на государственной службе. Специальным имперским распоряжением было запрещено принимать в гимназии и вузов выходцев из крепостных крестьян. В течение первой половины XIX в. в Приднепровье было открыто 19 гимназий с 4 тыс. учеников.
Особый характер имела система образования на Правобережье. Остерегаясь недовольство шляхты, имперский правительство не вмешивался в деятельность местных польских школ. Образованием украинских крестьян поляки вообще не интересовались. Обучение в школах осуществлялось в пропольской патриотическом духе. Ситуация в крае изменилась после подавления польского восстания 1831 г. Русификация системы образования стала составной приведения Правобережья в соответствии с других губерний империи.
В начале XIX в. в Приднепровской Украины появились первые профессиональные школы - ремесленные училища, фельдшерские школы, училища торгового мореплавания, садоводства, виноделия, пчеловодства и т.д. Появление их было вызвано потребностями экономического развития, но в целом их не хватало.
Единственным высшим внесословной учебным заведением на украинских землях в начале XIX в. оставалась Киево-Могилянская академия. Имперское правительство в 1817 г. специальным решением ликвидировал ее и создал вместо нее Духовную академию, где получали исключительно богословское образование дети духовенства.
Представители украинской элиты протяжении длительного времени вели борьбу за открытие в Приднепровье университета. В 1805 г., как уже отмечалось, в Харькове был открыт университет, состоявший из словесного (историко-филологического), юридического, математического и медицинского факультетов. В течение 1805-1851 гг в нем получили высшее образование 2800 человек.
В 1834 г. было открыто Киевский университет, имевший философский и юридический. Контингент студентов университета постепенно менялся: сначала преобладала польская шляхта, затем - украинское и российское дворянство, а с 60-х гг - украинским молодежь из разных социальных слоев.
Промежуточное звено между средними и вузами составляли лицеи, которые в своем девятилетнем курсе сочетали гимназическое и университетское программы: Волынский лицей в Кременце (1805 г.), Ришельевский лицей в Одессе (1818 г.), гимназия высших наук в Нежине (1820 г.). Создаваемые с разрешения российского правительства в Приднепровье средние и высшие учебные заведения готовили по его замыслу кадры для пополнения имперской администрации разного уровня. Возможность получить образование зависела от состоятельности человека, а потому она была доступна выходцам из привилегированных сословий. Украинский язык использовать в учебных заведениях было запрещено.
Изменения в системе образования произошли в период реформ Марии-Терезии. В 1774 г. был принят закон об обязательной начальное образование для детей 5-12 лет. Спустя несколько времени появился закон о введение новой школьной системы. За ним общеобразовательные учебные заведения разделялись на:
· элементарные: в селах - приходские однолетние, в поселках и городках - тривиальны, или трехклассное. Обучение в этих школах должно было вестись на родном «материнской» языком;
· четырехклассные главные и нормальные школы создавались в крупных городах;
· гимназии с двумя годы обучения. Окончания гимназии давало возможность поступления в высшие учебные заведений - академий и университетов.
Во всех учебных заведениях, кроме элементарных и тривиальных, учние производилось немецки. Государство не финансировало школ, и воздерживаться они должны были средства населения. Активизация польского движения повлекла попытки полонизировать систему образования. Когда австрийское правительство согласилось, что языком обучения должна быть та, которой обладает большинство учащихся, поляки пытались любыми средствами саботировать это решение. Доходило до того, что учителя-поляки отпускали учеников-русыновей из школы в те дни, когда прибывали комиссии, или те убедились, что польских детей большинство. Введенный в заблуждение, австрийский правительство 1805 издал указ, по которому все начальные народные школы Галичины и Буковины передавались под контроль римско-католической церкви. Это решение повлекло обострение борьбы за школу »между поляками и украинский, которая продолжалась в течение первой половины XIX в.
На Буковине румынская верхушка не желала способствовать получению образования украинским крестьянством. Украинский язык в школах не допускалась, происходила румынизация системы образования. Подчинение системы школ римско-католической церкви вызвало то, что обучение стало вестись, наряду с румынским, немецким и польским языками.
Борьба греко-католического духовенства за образование закарпатских русинов благодарила существования в крае добыч среди всех украинских земель системы народного начального образования. В конце XVIII - начале XIX в. в Закарпатье существовало около 300 начальных школ с народным языком обучения, удерживаемых церковными общинами. Во всех других учебных заведениях Закарпатья обязательным было изучение венгерского языка. Несмотря на сопротивление и постоянные протесты греко-католического духовенства, венгерское правительство последовательно проводило мадьяризации Закарпатье. Шагом к окончательной ликвидации русинских начальных школ стал закон 1844 г., по которому во всех видах школ утверждалась венгерский язык.
Обязательное обучение (которое, Кстати, так и не было введено) отменили 1812 Нищенское крестьянство было просто не в состоянии содержать школы. Главная заслуга в том, что русинские начальные школы вообще не исчезли, принадлежала греко-католической церкви. В 1847 в Галиции насчитывалось 741 русинский и 459 русино-польских школ.
В годы «весны народов» в Восточной Галиции и Закарпатье возникали воскресные школы для взрослых, где обучение производилось на украинском языке.
Полное среднее образование давали гимназии. В 40-50-х гг в Восточной Галиции существовало восемь гимназий, в Северной Буковине - одна, в Закарпатье - девять.
Вузами на западноукраинских землях были основан 1661 Львовский университет, реальная (торгоные) академия (1817 г.), техническая академия (1844 г.). Украинский язык в эти учебные заведения не допускалась.
В конце XVIII - первой половине XIX в. в всегда богатой на таланты Украины появилось немало ученых мирового уровня. Начало украинского национального возрождения повлек рост интереса к истории и народной культуры. Следовательно появилось много исторических, языковедческих, этнографических трудов. Кроме своего значения как устоев украинская нации, они также стали толчком к дальнейшим научных исследований.
Развитие науки нуждался создание центров, которые организовывали бы исследовательскую деятельность, способствовали воплощению достижений ученых в жизни и популяризации их идей.
Первым научным центром Приднепровской Украине стало основанное В. Каразиным на Харьковщине Филотехничне общество (1811-1818 гг.) Несмотря на ограниченные за отсутствия каких-либо правительственной поддержки возможности, общество сделало достаточно много. Его члены популяризировали передовые методы ведения сельского хозяйства, новую технику, способствовали созданию предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов. Деятельность Филотехничного общества инициировала появление других обществ.
Значительную роль в развитии научных исследований играло Общество наук при Харьковском университете (1812-1829 гг.) Популяризации взглядов его членов способствовало издание специальных периодических сборников. Однако притеснения местной администрации заставили общество прекратить свою деятельность.
Археологические исследования стали главным направлением деятельности Временного комитета для розыска древностей (1835-1845 гг), созданного в Киеве. Необходимость появления такого учреждения повлекли за собой важные археологические открытия, сделанные археологами-любителями в Киеве. При раскопках здесь были найдены фундаменты Десятинной церкви и открыто руины Золотых ворот. Временный комитет взял под свою охрану эти и другие памятники, установил контроль над ведением раскопок в городе, инициировал создание Музея древностей при Киевском университете. После ликвидации комитета его полномочия были переданы официальном учреждении - Временной комиссии для разбора древних актов (Киевской археографической комиссии) при генерал-губернаторе (1843 г.). По замыслу учредителей, целью ее деятельности было искоренение польских влияний в крае через доведение безосновательности польских претензий фактами исторического прошлого этих земель. Объективно деятельность комиссии способствовала изучению многих ранее неизвестных страниц истории Украина. В составе комиссии были М. Максимович, Н. Костомаров, А. Лазаревский и другие известные ученые. В должности художника по 1845 работал в комиссии Т. Шевченко, зарисовывал найдены археологические памятники. Результатом деятельности комиссии стало издание уникального многотомного собрания «Архив Полденно-Западной России ».
Исследования археологических и исторических памятников Северного Причерноморья и Крыма проводило созданное 1839 в Одессе Общество истории и древностей. Его члены организовывали археологические раскопки античных городов, древних крепостей и курганов. Благодаря связям членов общества с учеными из других стран знания о давней историю украинских земель стали известными в научных центрах Европы.
Наибольшей культурно-образовательной учреждением на западноукраинских землях был основан 1817 поляками Оссолинеум (Народный заведение им. Оссолинских). В его состав входили библиотека, музей и типография. В Оссолинеуме хранились многочисленные архивы польских магнатов, коллекции археологических памятников, оружия, картин, скульптур т.д. Содержались в его собраниях уникальные документы по истории Украины, в частности архивы украинских городов, оригиналы универсалов украинских гетманов и другие документы. Изучая эти материалы, историки узнавали о малоизвестных страницах прошлого Украины.
Первая половина XIX в. стала периодом весомых достижений украинских ученых в естественных науках. Повлекли это как потребности развития общества, так и отсутствие помех со стороны имперских чиновников, которые не видели опасности в деятельности ученых.
Развитию астрономии способствовало основания астрономических обсерваторий в Харькове (1808 г.), Николаеве (1821 г.) и Киеве (1845). Интересные наблюдения небесных явлений было осуществлен профессором Харьковского университета Т. Осиповский (1765-1832). А еще он был выдающимся математиком и создал трехтомный «Курс математики», который на протяжении нескольких десятилетий оставался основным учебником по этой дисциплине.
Выдающуюся роль в развитии химической науки сыграли труды профессоров Харьковского университета А. Ходнеева и Н. Бекетова. Немало научных трудов по ботанике опубликовал М. Максимович. Среди них были учебники для студентов «Основы биологии» и «Основы зоологии», труда «Размышления о природе »,« Систематика растений ». В своих работах ученый впервые в мире сформировал представление не только о эволюционную теорию развития органического мира, а и о клеточное строение организма. Однако открытие украинского ученого не были должным образом оценены в Российской империи.
Максимович происходил из Полтавщины, из давнего казацкого старшинского рода. С детства мальчик увлекался ботаникой, фольклором и украинской историей. Юношеские предпочтения определили круг будущих научных интересов. Высшее образование Максимович получил в Московском университете. Первые два года он учился на филологическом, а два следующие - на природоведческом отделении. В течение 1823-1834 гг Максимович работал в Москве, вел научно-педагогическую деятельность. За этот период он опубликовал около 100 научных работ, получивших высокую оценку европейского научного мира. Захват естественными науками не мешали Максимовичу мнениями погружаться к родной земле. Свидетельством его тоски по Родине стало появление 1827 сборника «Малороссийские песни». После открытия в Киеве университета для Максимовича появилась реальная возможность вернуться в Украину. «Учреждение нового университета, - писал он впоследствии, - потянуло меня непреодолимой силой туда ... где Родина моего рода ». В сентябре 1834 ученого утвердили на должности ректора Киевского университета.
За неполные полтора года своего ректорства ученый сумел многое сделать для организации обучения. Однако деятельность Максимовича вызвала недовольство имперских чиновников, и над ученым установили мелочную опеку. Это заставило Максимовича отказаться от должности ректора.
Следующие десятилетия своей жизни ученый посвятил культуре и истории украинского народа. Именно он был инициатором создания Временной комиссии для разбора древних актов и подготовил ее устав. Максимович выступал против намерений российских чиновников предоставить деятельности комиссии проимперского характера и использовать собранные материалы для оправдания национального угнетения украинский империей.
После выхода в отставку Максимович постоянно работал в архивах и библиотеках. Последствием этого труда стали исследования по истории Киева, Острога, Полтавы, Переяслава и других украинских городов. Немало материалов было собрано ученым из истории Национально-освободительной войны украинского народа против Речи Посполитой в XVII веке, гайдамацкого движения, возникновения казачества. Максимович перевел на украинский язык «Слово о полку Игореве ». Он всячески пропагандировал украинский язык, подчеркивая: «Чтобы науки сроднились с умом народа, надо разрабатывать их родном языке ... »
Не оставлял этой позиции Максимович и во время преследований украинского языка в 60-70-х гг Он решительно выступал против тех, кто отрицал существование украинского языка. Свою любовь к Родины Максимович выразил в поэтических строках: «Не оставлю, пока сгиба, мою Украина! "Этой клятвы выдающийся украинский ученый не нарушил. Умер Максимович 1873 в Киеве. За свою жизнь ученый написал и опубликовал более 260 работ и произведений. Достойным чествованием памяти подвижника украинской науки стало издание его поклонниками произведений Максимовича в трех томах.
По инициативе Каразина течение 1812-1830 гг первые метеорологические станции был открыт в Харькове, Киеве, Николаеве, Полтаве. По данным их наблюдений он считал возможным предусматривать похолодание, бури, засухи и т.д.
Значительную роль в развитии ботаники, садоводства и агрономии играла научно-исследовательская работа в ботанических садах. Учреждались ботанические сады при высших учебных заведениях. В 1804 был заложен старейший ботанический сад Харьковского университета. Кроме университетских садов, большую работу проводил основан 1812 в с.Никита вблизи Ялты Никитский ботанический сад. На западноукраинских землях ботанический сад существовал при Львовском университете. В садах исследовались растения, решались практические задачи по их акклиматизации, выведение новых сортов и т.д.
Успешно развивалась медицинская наука. Основателем украинской хирургической офтальмологии стал профессор Киевского университета, один из основателей его медицинского факультета В. Караваев (1811-1892). Профессор Харьковского университета Н. Еллинський написал двухтомный учебник по основам хирургии, по которым длительное время учились студенты университетов и медицинских академий всей Российской империи.
6. Вклад закарпатских ученых в развитие культуры
Национально-культурное возрождение, которое началось в Закарпатье в конце XVIII века, стало мощным толчком к раскрытию талантов карпатских русинов. В то время многие украинский-русинов получили возможность получить образование. Результат этого появилась группа высокообразованных интеллектуалов, которые благодаря своим способностям и трудолюбию получили образование в западноевропейских университетах. Однако возможностей для научной деятельности на Родине, где тогда еще не было ни одного высшего учебного заведения, не хватало, поэтому им приходилось искать труда на чужбине. Благодаря научным способностям и основательной образованности каждый из ученых-закарпатцев смог внести весомый вклад в развитие страны, где работал. Работая на чужбине, они никогда не забывали родного края и были своеобразными культурными посланцами Закарпатье далеко за его пределами.
Большая заслуга в установлении контактов между талантливым закарпатской молодежью и западноевропейским ученым миром принадлежала Ивану Форгаши(1786-1834). После получения богословского образования в Ужгороде он переехал в Вену, где стал священником церкви св. Варвары. Здесь он примкнул к кружку сторонников идей славянского национального возрождения. Форгаши работал над изучением истории Закарпатья и народного языка. Одновременно он прилагал усилия для организации обучения и научно-педагогической работе закарпатцев в европейских странах. Благодаря его ходатайству, например, получил приглашение работать в Италии ученый-языковед историк М. Лучкай.
Научная деятельность закарпатца Ивана Земанчик, выдающегося физика и математика, была связана с Львовским и Краковским университетами. Он был профессором, деканом и ректором Львовского университета; в Русском институте при университете преподавал народным языком студентам-украинский физику и математику.
Многие ученые-закарпатцев поехали работать в Российской империи. Первым сюда прибыл Иван Орлай. В Российской империи Орлай занимал высокие должности, немало сделал для улучшения системы медицинского образования. Когда там начали реформировать систему образования и искать преподавателей для работы во вновь учебных заведениях, Орлай посоветовал пригласить молодых закарпатских ученых.
Приглашение работать в Российской империи получили три закарпатские профессора: Михаил Балудянский (1769–1847), Петр Лодий (1764–1829), Василий Кукольник (1765-1821). Все они сыграли значительную роль в культурной жизни империи. Избран директором главного педагогического института в Петербурге, Кукольник читал курсы права, физики, химии, сельского хозяйства. Его лекции слушали и в других учебных заведениях Петербурга. Совмещал преподавание логики, моральной философии и права с директорства в Петербургском коммерческом училище П. Лодий. Преподавал политические науки первый ректор основанного в 1819 г. Петербургского университета М. Балудянский. Новые западноевропейские идеи, которые распространяли закарпатские ученые в имперских учебных заведениях, ощутимо влияли на формирование взглядов молодых россиян.
М.Балудянский
Михаил Балудянский в своих лекциях неоднократно осуждал крепостнические порядки, рекомендовал «восстановить естественную свободу и естественный порядок в обществе ». Он считал необходимым высвободить крестьян и дать им землю в бессрочную аренду. Осталась неопубликованной четырехтомный труд ученого относительно способов высвобождения крепостных крестьян в Российской империи.
Когда имперские идеологи поняли, которые «крамольные мысли» пропагандируют приглашены ученые, они ужаснулись. В 20-х гг начались преследования за «вольнодумство». Балудянский на знак протеста против запрета свободно провозглашать свои мысли 1821 подал в отставку с поста ректора университета.
Кроме Петербургского университета, «Дела о вольнодумство» в среде преподавателей и студентов возникли также в Харьковском университете и Нежинской гимназии высших наук. Ко всем этим «Дел» непосредственное отношение имели закарпатские ученые. Их обвиняли в том, что они «укореняют разрушительные идеи» среди студентов. Ладья и Балудянского называли «порождениями революции и мошенниками». Однако закарпатцы держались в течение всего следствия достойно и мужественно. Его последствием стало устранение закарпатских ученых со всех постов.
Закарпатцы принесли в Российской империи идеи, которые вдохновляли лучшие умы тогдашнего западноевропейского общества. Они старались придерживаться свободного обучения, обмена мнениями, научной творчества в то время, когда малообразованный, грубая имперская бюрократия всячески подавляла то, что могло ослабить ее власть. Вследствие этого эти люди европейской культуры пришли в противоречие с имперской действительностью. Но это не умаляет значение деятельности закарпатских ученых для распространения европейских идей в России.
Отдельно стоит отметить деятельность Юрия Гуца-Венелина (1802-1839). За свою короткую жизнь он сумел сделать очень много. Решив посвятить себя изучению жизнь восточных славян, он 1825 прибыл в Москву. Влюбленность в историю закарпатский юноша совмещал с получением медицинского образования. Одновременно с окончанием университета он издал двухтомный труд по истории болгарского народа «Древние и современные болгары». Благодаря этой работе Гуца-Венелин получил признание в тогдашнем научном мире. Труд молодого закарпатца, по мнению историков, начала болгарское национально-культурне возрождение. В знак уважения заслуг Гуци-Венелина в столице Болгарии София ему установлен памятник.
1. Охарактеризуйте особенности развития украинской культуры в первой половине XIX в.
2. Составьте сравнительную таблицу развития образования в Приднепровской Украине и на западноукраинских землях. Критерии сравнения определите самостоятельно.
3. Как новые центры влияли на развитие научных исследований?
4. Охарактеризуйте открытия Украинский ученых первой половины XIX в.
5. Сделайте обобщающую характеристика влияния имперского господства на развитие образования и науки на украинский землях в первой половине XIX в.