Вспомните: 1. С появлением какого произведения связывается начало новой украинской литературы? Почему именно ему придают такого значения? 2. Какими были особенности развития украинской литературы в XVIII века? Назовите выдающиеся литературные памятники этой эпохи. 3. Как развивалось Украинский музыкальное искусство XVIII вв? 4. Что такое классицизм и романтизм?
Основными художественными направлениями, нашли отражение в украинской литературе и искусстве этой эпохи были классицизм и романтизм. Развитие традиций классицизма был связан с творчеством И. Котляревского, П.Гулака-Артемовского, Квитки-Основьяненко. В духе романтизма писали свои произведения члена кружка харьковских романтиков (Л. Боровиковский, А. Метлинский, Н. Костомаров и др.) и галицкие романтики, члены «Русской тройке» (Я. Головацкий, И. Вагилевич, М. Шашкевич), в Закарпатье - А. Духнович. Вершиной романтизма в литературе Приднепровья стало творчество киевских романтиков - Т. Шевченко, П. Кулиша. Вне тогдашними литературными группировками был Е. Гребенка, произведения которого написано как в классическом, так и в романтическом стилях.
Е. Гребенка. Портрет А. Мокрицкого. 1840
Одной из главных заслуг Украинский литераторов-романтиков было то, что они рассматривали украинский как равноправный с другими народ и пытались создать полноценную литературу. Они ввели в украинской литературы два важных тематические комплексы: народной культуры и исторического прошлого (главным казацкого) Украина. Творчество Украинский романтиков отвечала тогдашним европейским традициям романтизма. Вследствие этого своим творчеством романтики способствовали признанию новой украинской литературы в европейских кругах.
XIX в. стало продолжением тех явлений, которые происходили в театральной жизни XVIII в. Основным содержанием процессов, которые разворачивались в первой половине века в развитие украинского театра, было формирование профессионального театра. По содержанию и стилю украинском театр принадлежал к семье европейских театров, сохраняя при этом яркий национальный характер.
Посещение театра стало в этот время обычным явлением, поэтому спектакли происходили постоянно. Возник и новый тип исполнителя - профессиональный актер. В театральных спектаклях на сцене появились женщины, чего раньше не было. Репертуар театров отличался пестротой, спектакли относились украинском, польском и русском языках.
На развитие музыкальной культуры повлияли процессы украинского национального возрождения. Одновременно с изменениями в смысле музыкальной культуры менялись и ее формы. Любительское и домашнее музицирования уступало место профессиональном выполнению; возникали постоянные коллективы музыкантов.
Интересным явлением поэзии классицизма были произведения, написанные в жанре бурлеска (комическая поэзия) и травести (юмористическая поэзия, близкая к пародии). Мастером бурлескно-травестийной жанра и основателем новой украинской литературы, написанной на народном языке, стал Иван Котляревский (1769-1838). В 1798 г. вышла в свет его знаменитая поэма «Энеида». Для своей травестии Котляревский избрал одноименную поэму римского поэта Вергилия. Автор, однако, не только перевел поэму народным языком. Содержание поэмы он перенес на украинскую почву, благодаря чему Эней и его товарищи превратились в запорожских казаков с их кошевым. Все это раскрыто с блестящим юмором, присущим творческой манере Котляревского. Впрочем, наряду с веселыми строками он нашел место и для серьезных. Остро приговорил автор крепостничество, утвердив, что место для господ-владельцев есть только в аду. С тоской Котляревский вспоминал славное историческое прошлое, времена Гетманщины, призвал любить родной край, жертвовать життям ради добра Родины.
И. Котляревский
Поэма Котляревского было огромный успех в Приднепровской Украине. Все читали ее с увлечением. Даже Наполеон, возвращаясь из неудачного похода в Москву, вывез ее экземпляр до Франции. Знали и читали поэму потомки казаков-запорожцев на Задунайской Сечи. Своим произведением Котляревский убедительно засвидетельствовал существование украинского языка, а следовательно и того народа, для которого он является родным. Получить условия, необходимые для его достойной жизни, стало целью тех, кого пробудил из глубокого сна своей поэмой автор. Благодаря «Энеиде» украинская элита, которая все больше русификувалася, нашла родной язык не только как крестьянскую, но и как литературный.
В творчестве Петра Гулака-Артемовского (1790-1865) юмор и сатира убрали форму острой критики социальной несправедливости. Самой известной стала басня «Пан и собака», где автор изобразил жуткую картину жизни украинский крепостных крестьян. Делал Гулак-Артемовский также травестийно и обычные переводы произведений других авторов. Однако наиболее прославились его басни.
П.Гулак-Артемовский
Перу писателя Григория Квитку-Основьяненко(1778-1843) принадлежали повести «Господин Халявский», «Украинские дипломаты», «Маруся», пьесы «Сватовство на Гончаровке», «Шельменко - волостной писарь» и другие произведения. Характер его произведений разный. Были такие, в которых автор смеялся, но без злобы, из недостатков человеческой натуры, и такие, где он углублялся в горки реалии жизни украинского села. Среди последних - повесть «Несчастная Оксана», где он рассказал о судьбе сельской девушки, которую погубил российский капитан. Высоко ценил творчество писателя Шевченко, который посвятил ему свою поэму «К Основьяненко».
Вершиной развития украинской литературы стало творчество Тараса Шевченко (1814-1861). Благодаря своему непревзойденном таланту он стал не только классиком украинской литературы, но и национальной гордостью украинского народа. Писать стихи Шевченко начал в второй половине 30-х гг В 1840 г. в Петербурге вышел его сборник стихов «Кобзарь», а 1841 г. - крупнейшая историческая поэма «Гайдамаки». Написанная в 1843-1845 гг сборник стихов «Три года» содержала произведения, весили всего для украинской национальной жизни. В них Шевченко решительно и остро выступил против социально-национального угнетения народа, корил своим огненным словом всех обидчиков народа - господ, царей, тиранов, «Розпинателив народных». Этот протест стал главной причиной расправы российского царизма с поэтом. Поэтическое творчество в течение этих трех лет стала вершиной Шевченко как украинского национального поэта. Среди произведений, написанных в последующие годы, является не только стихи, но и прозаические (повести «Музыкант», «Художник», «Близнецы», «Капитанша» и др.) и драма «Назар Стодоля». В конце жизни Шевченко создал ряд стихотворений, ставших высокими образцами любовной и пейзажной лирики.
Т. Шевченко. Автопортрет. 1845
Значительное место в украинской литературе занимает творчество Пантелеймона Кулиша (1819-1897). За изобретение алфавита, которой украинский пользуются и сейчас, его называли «отцом украинского правописания». Однако этим культурным вкладом Кулиш не ограничился, оставив след и как общественно-политический деятель и писатель. Его перу принадлежит первый украинский исторический роман «Черная совет ». Незаурядным был также его поэтический талант, о чем свидетельствует уже первая сборник стихов «Рассветы». Особое место занимала поэма «Украине», с которой автор хотел сделать украинский эпос наподобие «Илиады» Гомера, о событиях со времен князя Владимира к гетману Богдану Хмельницкому. Большое значение имел сделан Кулишом перевод на украинский язык Библии. Он работал также над переводами произведений мировой литературной классики, в частности поэм Дж.Байрона и драм В. Шекспира.
П. Кулиш
На западноукраинских землях появление новой украинской литературы связана с деятельностью членов «Русской троицы». Талантливейшим поэтом среди трийчан признавали Маркияна Шашкевича. Смысл его произведений («Тоска», «Отчаяние», «Весновка», «Подлесье») имеет преимущественно меланхолическое окраски, отчасти сочетается с национальными призывами.
Одним из самых талантливых западноукраинских поэтов считали Николая Устияновича (1811-1885). В его работах есть стихи, баллады, песни. Стиль поэта характеризовало использования афористических выражений, ярких высказываний. Романтические картины карпатского жизни разворачиваются перед читателем его новелл «Месть верховинца», «Страстной четверг».
Изменения в украинском обществе под имперской властью привели к появлению новых форм театральной жизни. Вследствие введение в Приднепровской Украине крепостничества российского толка дворяне стали вводить у себя то, что было характерно для быта русских помещиков. Переняли они, среди прочего, и захват крепостным театром. Наперегонки, за большие деньги, кичась друг перед другом, они нанимали иностранных режиссеров, хормейстеров, балетмейстеров, дирижеров и поручали им создать из своих одаренных крепостных театральные труппы, хоры, оркестры. Репертуар крепостных театров был разнообразным: ставились оперы, балеты, драмы. Особой популярностью пользовались балетные спектакли. Это диктовала как тогдашняя мода, так и то, что за преобладания иностранного репертуара невежественным актерам-крепостным было трудно говорить на чужом языке. Кроме того, постановка балетных представлений давала возможность хозяевам поместий поразить гостей роскошью декораций. Актеры-крепостные играли в театрах по принуждению. Ко многим спектаклям музыку также писали композиторы-крепостные.
В Приднепровской Украины было немало крепостных театров, расположенных в помещичьих имениях. Среди известнейших были театры в с.Кибинци на Полтавщине в имении Д. Трощинского и в с.Качановка на Черниговщине у помещика Г. Тарнавского. В имение Тарнавського на театральные представления приезжали Н. Гоголь, М. Маркевич, М. Максимович. В повести «Музикант »театр описал Т. Шевченко, который был хорошо знаком с хозяином театра и его актерами. Театр помещика Д. Ширая с с.Спиридонова Буда на Черниговщине неоднократно гастролировал в Киеве и других городах Приднепровья.
Крепостной театр по характеру и содержанием оставался развлечением замкнутого круга людей, барской прихоти. Однако несмотря на это он готовил кадры профессиональных актеров, создавал основу для дальнейшего развития театрального искусства. Способствовало этому и то, что некоторые помещики, желая заработать деньги на талантах своих крепостных, посылали театральные труппы гастролировать в городах. Но талантливые актеры были совершенно бесправной «крестной собственностью» хозяев. Когда спектакль не нравилась владельцу, он мог ее прекратить или просто дать актрисе прямо на сцене пощечину и приказать высечь розгами.
Следующим этапом становления профессионального театра стал любительский театр. Кружки актеров-любителей существовали в высших учебных заведениях и гимназиях. Известны любительские труппы работали в Полтаве, Харькове, Нежине, Кременчуге и других городах. По языку и репертуаром как крепостной, так и любительский театры не были украинскими.
Путь от любительского к профессиональному театра в Харькове начался 1791 с созданием специального помещения, оборудованного для проведения постоянных театральных представлений. Сначала в спектаклях играли юноши-канцеляристы с губернской канцелярии, выступавшие по собственному желанию без какого-либо вознаграждения. Впоследствии у юношей-любителей сформировалась постоянная труппа актеров, которая получила от местной администрации разрешение принять театр на свое содержания. С тех пор за свой труд профессиональные актеры получали жалованье.
Вторым театральным центром Приднепровья, где возник профессиональный театр, стала Полтава. В 1815 г. здесь появился любительский театр, душой которого был И. Котляревский, часто выступал на сцене. Погодя по инициативе малороссийского генерал-губернатора Николая Репнина был основан профессиональный театр. Спектакли Полтавского театра начались 1818 Именно для этого театра Котляревский, недовольный преобладанием русских пьес в его репертуаре, написал «Наталку Полтавку» и «Солдата-чародея», которые с большим успехом дебютировали на его сцене 1819 Одновременно со становлением профессионального театра появились новые украинские актеры.
По мнению современников, лучшими среди тогдашних театральных актеров были Михаил Щепкин (1788-1863) и Карп Соленик(1811-1851). Щепкин начинал свой творческий путь актером крепостного театра. По инициативе И. Котляревского было собрано значительную сумму денег, чтобы выкупить его из неволи. Лучше давались Щепкину на сцене комедийные образы, иногда с драматическим окраской. Глубоко и ярко умел передать черты украинского характера на сцене Соленик. Посетив спектакль с его участием в Ромнах, Т. Шевченко искренне восхищался талантами актера. Судьба обоих была разной. Щепкин по несколько времени оставил Приднепровье и стал выступать в Малом императорском театре в Москве. Соленик по приглашению играть на сцене Петербургского императорского театра ответил категорическим отказом, объяснив, что любит Украина и никогда ее не оставит. Значение деятельности этих двух выдающихся актеров заключалось в том, что они отказались от старой классической манере игры и создали новую, сочетающей жизненный реализм с украинским национальным стилем.
На западноукраинских землях в 30-х гг XIX в. театральных спектаклей на украинском языке не было. Сразу после присоединения Галиции к Австрийской империи сюда прислали театральную труппу из Вены. Ее спектакли проходили исключительно на немецком языке и имели целью развлекать новых хозяев края. Первую попытку представления народным языком осуществили 1834 во Львовской духовной семинарии при содействии ее ректора Г. Яхимовича. По сборнику русинских песен И. Лозинского «Русское свадьба» семинаристы поставили на сцене крестьянская свадьба с обрядами и песнями. Постановка имела большой успех среди преподавателей и воспитанников семинарии. Первые публичные представления на украинском языке было осуществлено в июне 1848 г. в Львове, Перемышле, Коломыи. Были использованы пьесы Котляревского «Наталка Полтавка »и« Москаль-волшебник », сюжеты которых переработал И. Озаркевича соответствии к местным условиям. Спектакли пользовались успехом у зрителей. В октябре 1848 И. Озаркевич показал спектакль «Девка на выданье» (по мотивам «Наталка Полтавка») перед Собором русских ученых во Львове и одержал крупную приверженность всех присутствующих.
Центрами формирования профессионального музыкального искусства в Приднепровье становились преимущественно крупные города - Киев, Харьков, Полтава, Одесса и т.д. В этих городах сосредоточено театральное жизни, состоялись гастроли оперных коллективов, оркестров и отдельных исполнителей. В гимназиях и высших учебных заведениях, где излагалась музыку танцы, при случае различных событий устраивались любительские концерты и музыкальные вечера. Признаком городской жизни стали выступления военных духовых оркестров в городских садах и театрах. Появились талантливые пианисты и композиторы, которые писали фортепианной произведения - вариации на темы украинских народных песен.
В течение первой половины XIX в. в Приднепровской Украине появились первые музыкальные общества, вели концертную деятельность: Филармоническое общество в Одессе (1842 г.), Симфоническое общество любителей музыки и пения в Киеве (1848 г.).
Однако в целом музыкальная культура Приднепровья в первой половине XIX в. развивалась достаточно медленно. Одной из причин этого было отсутствие собственной консерватории, на что неоднократно обращали внимание представители украинской интеллигенции.
На западноукраинских землях переход под власть Габсбургов способствовал некоторому пробуждению музыкальной жизни. На это влияло установление непосредственных связей с Веной, который был центром тогдашнего европейской музыкальной жизни. Ведущее место в культурно-художественном жизни Львова заняли известные европейские музыканты: учитель польского композитора Ф. Шопена, дирижер немецкого театра И. Эльснер и немецкий композитор и дирижер А. Нанко. Впрочем, в своей деятельности они были далеки от понимания и восприятия местной украинской музыкальной культуры. Пробуждение украинский музыкального искусства было связано с деятельностью в 20-х гг греко-католического духовенства в Перемышле. Благодаря поддержке епископа И. Снигурского здесь 1829 был основан постоянный церковный хор. На базе этого хора сформировалось новое поколение, которое начало «перемишльску школу »- украинский национальный направление в музыкальной жизни западноукраинских земель. Самым известным из ее представителей стал Михаил Вербицкий.
Достижения музыкального искусства первой половины XIX в. создали предпосылки для развития украинского национального направления в музыке второй половины века.
1. Какими были особенности развития литературы, театрального и музыкального искусства первой половины XIX века?
2. Охарактеризуйте достижения Украинский литературы первой половины века.
3. Как происходил процесс становления профессионального театра?
4. Какую роль сыграл украинском музыкальный фольклор в развитии музыкального искусства?
5. Охарактеризуйте процесс становления профессионального музыкального искусства.