Вспомните: 1. Когда было проведено земскую реформу и с какой целью? 2. Какую роль играли земства в государственной структуре Российской империи?
Большую роль в общеимперском освободительном и украинский культурно-просветительском движениях сыграли деятели земского движения.
Земства, которые были выборными всестанового органами местного самоуправления, уже своим существованием были оппозиционными к централизованной системы Российской империи с неограниченным властью царя. Несмотря на то, что в земствах большинство составляли помещики (Около 75%), они в условиях загальнореформаторських настроений, царивших в империи в 60-70-х гг XIX века, стали носителями идей дальнейшей либерализации России и введения конституции. Земства стали основой либерального движения в Российской империи.
В земском движении можно выделить следующие направления деятельности:
· борьба за расширение системы самоуправления;
· внедрение конституции, демократизация общественной жизни;
· повышение материального и образовательного уровня населения.
По своему характеру земский движение был либеральным. В основе либеральной альтернативы общественного развития лежала идея построения экономической жизни общества на принципах свободного рынка и конкуренции. Государство должно стать правовым, оберегать демократические права личности и минимально вмешиваться в экономическую сферу. Идеальной формой правления либералы считали конституционную монархию. Не признавая революционных форм и методов борьбы, в основу своей деятельности положили поиск компромисса с правящими кругами.
Земский движение было общероссийским, однако на Украине он преследовал и такие национальные задачи, как организация начального образования на украинском языке.
Первые пореформенний годы (конец 60 - начало 70-х гг) стали для движения время организационного становления, осознания места и роли среди общественных сил, кристаллизации основной цели и задания. Основную деятельность была направлена на улучшение социально-экономического положения крестьянства, поднятие его образовательного уровня.
На втором этапе деятельности (Конец 70-х - начало 80‑х гг) земства стали центрами либеральной оппозиции. Шел активный процесс объединения усилий земств с целью добиться проведения конституционных реформ в Российской империи.
После убийства царя Александра II, в условиях осуществления политики контрреформ Александром III оппозиционная деятельность земств начала приходить в упадок, а с принятием закона от 12 июня 1890 об ограничении представительства недворянских состояний в земствах она почти прекратилась. Однако в начале ХХ в. они вновь становятся одним из центров оппозиции самодержавию.
Украинские земские организации принадлежали к наиболее влиятельным и радикальных на первых двух этапах земского движения. Весьма активную деятельность земства развернули в Черниговской, Харьковской, Полтавской губерниях. Они объединяли различные силы. Из земских деятелей отличались: на Полтавщине - Ф. Лизогуб (будущий премьер-министр Украинской Державы П. Скоропадского в 1918 г.), философ В. Лесевич, М. Стороженко, В. Науменко, В. Леонтович, Б. Мартос, Туган-Барановский, на Черниговщине - А. Русов, А. Линдфорс, И. Шраг, А. Свечин, граф Г. Милорадович, М. Василенко, А. Лазаревский; в городской земской управе работали М. Вороной, М. Самойленко, Н. Чернявский, Б. Гринченко, М. Коцюбинский.
С начала создания земств часть гласных, неравнодушных к своим обязанностям, серьезно взялась за дело развития хозяйства, медицинского обслуживания, народного образования, ветеринарной службы, связи, страхования, статистики и т.д. Уже первые мероприятия земств обнаружили их ограниченную компетенцию, а с другой - выяснили ужасную картину положения большей части населения. Для реальных дел иногда приходилось выходить за пределы разрешенной им деятельности. В большинстве случаев не предусмотрены законодательством действия земств расценивались властями как крамольные и не разрешались. В течение 1866-1868 гг земства были поставлены под строгий контроль губернаторов. Также было запрещено земствам налаживать между собой связи выносить решения по поводу правительственных постановлений. Таким образом царское правительство пытался не допустить превращения земств на ячейки оппозиции.
Несмотря на такие ограничения, отдельные земства под влиянием своих либеральных гласных не оставляли плодотворной работы и пытались выработать общие меры по устранению причин неудовлетворительного материального положения крестьянства. Так, например, гласные черниговского губернского земства И. Петрункевич и А. Карпинский течение 1869-1875 гг своими запросами, обращениями, жалобами поднимали вопрос о хроническом голодовки крестьян Мглинського и Суражского уездов, предлагали переоценить их земли, снизить выкупные платежи, организовать ссудо-сберегательные кассы, артели и переселить в другие уезды нищий.
На конец 70-х гг пришлась активная фаза земского движения, он набрал политической окраски. Этому способствовали как внешние факторы (активизация национально-освободительных движений балканских народов, русско-турецкая война 1877-1878 гг), так и внутренние (развертывание народнического и украинского национально-культурного движений, антиукраинская политика царизма).
В тот период ведущие деятели земского движения пытались объединить все силы, выступавшие за конституционную перестройку Российской империи. Стремление к консолидации сил проявилось в земских совещаниях и съездах, проходивших в 1878-1879 гг Инициаторами их были известны гласные Черниговского губернского земства И. Петрункевич, А. Линдфорс, А. Карпинский, Н. Константинович и др.
В начале 1878 г. земцы поладили с громадовцами и решили созвать съезд в Харькове под предлогом юбилея Квитки-Основьяненко (100-летие со дня рождения). Совещание в Харькове основала политическую организацию земцев. Было принято добиваться объединения всех сил в борьбе за внедрение конституции в России.
Оживлению деятельности земской оппозиции способствовало обращение царя к общественности с призывом помочь правительству в борьбе против «крамолы» и «зла». В качестве компенсации за помощь земцы потребовали создание представительного органа, внедрение конституции и провозглашения демократических свобод.
В декабре 1878 в Киеве состоялось совещание представителей черниговского земства, народников, громадовцев, польских организаций. На совещании земцы предложили объединиться всем силам, которые борются за конституционные изменения в Российской империи, но потребовали от народников отказаться от террористических методов борьбы. Совещание закончилось безрезультатно.
Не сумев добиться объединения всех оппозиционных сил, земцы обратились к консолидации собственных рядов. В начале апреля 1879 в Москве представители пяти земских собраний (Черниговской, Харьковской, Полтавской, Тверской и Самарской губерний) созвали съезд, имел организационно оформить земский движение в пределах Российской империи. Но этого не произошло.
Впрочем, борьба земцев за конституционные реформы дала свои результаты. 12 февраля 1880 было создано верховную распорядительную комиссию во главе с министром внутренних дел М.Лорис-Меликов, которая должна разработать проект будущих конституционных реформ. Это вдохновило земский движение. Земцы на своих собраниях и съездах разрабатывали и одобряли различные проекты реформ и направляли их в комиссию или царю. Они предлагали внедрение широкого самоуправления, создание представительского законодательного органа - Государственной думы и т.д. Но все эти предложения после убийства царя остались нереализованными. Деятели земского движения подверглись правительственных репрессий. Попытки организовать широкую пропаганду своих идей через организацию издание журнала «Вольное слово» тоже не имели успеха. Земский движение, как и либеральный, так и остался аморфным вплоть до революции 1905 г.
Так, оппозиционная деятельность земств в основном была легальной и мирной. Они использовали такие методы и формы: высказывания требований и предложений на различных заседаниях, съездах, собраниях, печати; преодоление петиций, обращений, просьб к высшим органам власти и к самому царю.
Позиция И. И. Петрункевича в Украинский вопросе
«На Украину моя Родина, там прошла почти половина моей жизни? с Украиной я связан не только холодными идеями права и государственного единства России, но и чувствами, коренящихся в крови, в воспоминаниях и впечатлениях природы, в звуках народного языка, во всем, что накладывает незабываемую печать на человека и обозначает его национальное происхождение. Но все эти местные влияния не заслоняют во мне всей Родины, и единство России для меня не только государственная идея или сожительство двух национальностей, а живет и неделимое целое, имеющее свое удивительное художественное и несомненное отражение в таких одаренных людях, как Гоголь и Короленко, в которых украинская и русская, как отдельное и общее, отразилось с чрезвычайной ясностью. Попробуйте отделить в них украинская от российского: не получится ни того, ни другого, живет будет превращено в мертвое ».
Посудите: 1. Какими были основные мировоззренческие позиции лидеров земского движения на украинских землях? 2. Что в деятельности общеимперского земского движения способствовало развитию украинского?
1. Чем была обусловлена появление земского движения?
2. Какую основную цель преследовал земский движение?
3. Какими были связь и влияние земского движения на украинском?
4. Охарактеризуйте оппозиционную деятельность земств.
5. Мог земский движение существенно повлиять на политическое положение украинских земель?
6. Каковы основные последствия деятельности земского движения?