Вспомните: 1. Каковы основные достижения украинского движения в революции 18481849 гг? 2. Назовите основные особенности украинского движения в Приднепровской Украины в 60-90-х гг XIX в.
В 50-70-х гг XIX в. в Украинский движении Галиции резко усиливался старорусинський направление, ответвлением которого стало москофильство, или русофильство. Основано это направление было еще в 40-х гг В его рядах оказалась почти вся старая украинская интеллигенция, в том числе Яков Головацкий. Социальную базу течения составляли духовенство, помещики, чиновники, интеллигенция. Признанными лидерами москвофилов в разные времена были: в Галиции - Денис Зубрицкий, Богдан Дидицкий, Иван Наумович и Михаил Качковский, на Буковине - Кассиан Богатирець; в Закарпатье - Адольф Добрянский и др.
Значительную роль в становлении идей старорусинства сыграло греко-католическое духовенство, которое в годы реакции стало на защиту староукраинских обычаев, выступило против латинизации церковной и светской культуры, в частности против попыток перевести «русскую мову» на латинский алфавит, заменить юлианский календарь григорианским.
Причинами доминирования этого направлении были:
· усиление польских позиций в Галиции, разочарование украинским в справедливости австрийского императора;
· разочарование в собственных силах, поиск надежной опоры в общественно-политической жизни. Такой опорой усматривалась Россия;
· распространение среди значительной части галицких крестьян в 60-80-х гг наивной веры в русской царя, который якобы выгонит евреев, накажет поляков, отберет землю у господ и раздаст крестьянам;
· консервативный характер украинского общества в Галиции;
· помощь российских войск Австрии в подавлении венгерской революции 1848-1849 гг Как писал один из исследователей: «В той армии было столько своих, понятных населению людей, а то просто украинских братьев. Галичане видели, какая мощная это была сила, перед которой один их национальный враг (мадьяры) без боя составили оружие. Второй национальный враг (поляки) пробовали бунтовать в Варшаве 1830 г., но грозная русская сила ... только сдавила сопротивление »;
· распространение идей панславизма (теория об особой роли слов’ян и необходимость их об’объединение в единой государству);
· падение авторитета имперской власти после поражений в войнах 1859 и 1866;
· обострение отношений Австро-Венгрии с Россией.
Первый раз политического значения старорусинська течение набрала в 1866 г., когда Австрия проиграла войну против Пруссии. Тогда прошел слух, что рано или поздно Австрию постигнет участь Речи Посполитой, а Галичина отойдет к России. Старорусинами четко выразили свою позицию, заявив, что отдельного украинского народа не существует, а галицкие русины являются представителями «единого великорусского народа», проживающего на территории «От Карпат до Урала». Также они отрицали самостоятельность украинского языка; она, без всяких на то оснований, провозглашалась одним из произношений единой русского языка.
На волне роста антипольских настроений старорусинами переняли руководство в общественно-культурных учреждениях Львова - ставропигиальном институте, Народном доме и Галицко-русской матицы, а также в открытой 1861 «Русской беседе».
Для распространения своих идей старорусинами развернули широкую культурно-просветительскую деятельность. По селам и городах создавались читальни, библиотеки, школы, кооперативы, различные общества. Важным направлением их деятельности стала борьба против пьянства. Старорусинами начали издание серии популярных книг для крестьян искусственно созданной на языке, который назвали «язычием». Это была ужасная мешанина русского, украинского, польского и церковнославянского языков. Постепенно на этот суржик переходили и периодические издания, печатали этнографические, научные материалы, произведения русских и местных писателей.
Такое пророссийскую позицию не могли не заметить в Санкт-Петербурге. Царское правительство в поддержку старорусинами направил значительные субсидии. По пророссийскую позицию старорусинську течение стали называть москвофильской. Однако старорусинство был шире явлением и мало солидную опору в галицком обществе. Главным признаком старорусинства была четкая антипольская направленность, сопротивление любым проникновением западных современных влияний. Имея сомнения в способности самостоятельно отстоять свою культуру, а тем более политическое существование, они заявляли: «Если нам суждено утонуть, то лучше сделать это в русском море, чем в польском болоте ». Такая позиция сближала их с русским царизмом и российскими консервативными славянофильскими кругами.
В 1870 г. старорусинами основали политическую организацию - Русская рада, что имела продолжить Главной русской совета 1848-1851 гг по защите прав и интересов населения. Была создана мощная издательскую базу. Органами Русской рады были журнал «Слово» (1861-1887 гг), газеты «Руська совет »(1871-1912 гг), «Наука» (1874-1900 гг) и др.
И все же, несмотря на такой размах и поддержку извне, от 80-х гг старорусинство в Галиции начинало падать. Однако на Буковине, особенно в Закарпатье, это направление доминировал до середины ХХ в.
Взгляды, которые исповедовали старорусинами, не удовлетворяли всех представителей украинского движения, особенно молодежь. Молодежная оппозиция возникла прежде всего под влиянием с Приднепровской Украина - поэзии Шевченко, контактов с литераторами, преимущественно из П. Кулишом, А. Конисским, которые вместе с И. Нечуй-Левицким с 1864 г. начали печататься во Львове. Затем на западноукраинских землях в начале 60-х гг в украинском движении зародилось новое направление - Народовський.
А. Барвинский. Воспоминания из моей жизни. Тернопольская гимназия
«Первые произведения Шевченко, которые мы начали читать, доставшихся нам в руки с «Вечерниц», спустя несколько прочитали мы с «Основы», и с тех пор Шевченко стал нашим «апостолом правды и науки». Его мученическое жизни, и жаль-тоска, что его уже нет на свете, разведки о Шевченко в «Основе» Костомарова, Кулиша, Жемчужникова и других, раскалили эту искру народного сознания и любви к своему народу, до сих пор, как в золе, тлела в наших сердцах, развели из нее ясную пламя, что всех нас мрак, соединенных в «Громаде», и согревала к этой народной идеи Украины-русской, которой таким громким спикером растаял в наших глазах Шевченко ».
А. Барвинский
Посудите: Какой плыл имела творчестве на развитие украинского движения в Галичине?
В народническом движении можно выделить два этапа.
Первый (1860-е - 1879 гг.) - Идейное оформление движения, активная культурно-образовательная деятельность его представителей с целью пробуждения национального самосознания населения.
Второй (1879 - 1890-е гг.)-Активная политическая деятельность, организационное оформление движения.
Народники проповедовали идеи национального возрождения, начатые «Русской троицей» и деятелями из Приднепровской Украине. Они исходили из того, что украинский - это отдельная нация, проживающая на территории от Кавказа до Карпат. Основными целями деятельности народников были развитие украинского языка на основе народной говоры, создание единого литературного языка, повышение культурного уровня народа западноукраинских земель, сплочение национальных интеллектуальных сил. Именно поэтому на первом этапе своей деятельности они сосредоточились на культурно-просветительском аспекте.
Поначалу различия между старорусинами и народниками касались исключительно языку и литературе. В других аспектах сторонники обоих направлений имели много общего и смотрели на споры как на проявления разногласий между старшими и младшими членами одной семьи.
Свою деятельность народники начали из попыток основания периодических изданий и создания общин, наподобие Киевской, из старшеклассников и студентов Львова (первую общину основал в 1863 Д. Тинячкевич). Общины сыграли огромную роль в воспитании галицкой молодежи в духе национального сознания и дали значительное количество деятелей Украинская национально-освободительного движения.
В 1862-1863 гг народовцы организовались вокруг литературного еженедельника «Вечерницы» (Ф. Заревича, Д. Тинячкевич, В. Шашкевич - сын Маркиана, К. Климович, Н. Вахнянин). Через нехватка средств еженедельник обветшал, но воссоздался под названием «Мета» (1863-1864 гг) под редакцией молодого писателя Ксенофонта Климковича. Тогда же под редакцией Костя Горбаля выходил журнал «Нива», а Владимира Шашкевича - «Русалка».
К молодым народников присоединились и старшие деятели - священник Степан Качала, судья Юлиан Лавровский, юрист Иван Борискевич, бывший заместитель председателя Главной русской совета, писатель Корнило Устиянович и Сидор Воробкевич.
В условиях, когда все культурно-образовательные учреждения Галиции находились под влиянием старорусинами, народники прибегли к созданию собственной сети культурно-просветительных учреждений. В 1861 они основали «Русскую беседу», а впоследствии ее театр, который стал первым украинским профессиональным театром. Первую свой спектакль он дал в 1864
Переломным оказалось создание 1868 общества «Просвита», которое должно по уставу: «спомагаты народную просвета в направлениях моральным, материальным и политическим ». В воззвании о основания «Просвиты» отмечалось, что она своей деятельностью должна «основать будущность нашей народности ».
Этапным в деятельности народников стало основание 1873 во Львове Общества им.Шевченко, которое впоследствии, по отсутствия собственной государственности, фактически играло роль Академии наук Украины.
Запрет украинского слова в Приднепровской Украины и гонения царского режима против украинского добавили живости народническом движении. Украинские деятели из Приднепровья пытались превратить Галицию в «украинский Пьемонт», предоставляя как финансовую, так и интеллектуальную помощь национальному движению в Галиции.
От 1879 г., после поражения старорусинами на выборах в Галицкий сейм, народники уже выступали как политическая сила.
Первым политическим актом народников стало издание того же года газеты для крестьян «Родина» под редакцией Юлиана Романчука, что свидетельствовало их стремление приобщить к себе широкие массы населения Галичины.
В декабря 1879 г. на тайной совещании с участием 36 человек под руководством Романчука было решено начать Украинская ежедневная газета «Дело», чтобы, в противовес старорусинському «Слову», «Делом, не словом стремиться к лучшему народу». Главным редактором стал В. Барвинский. Первый номер вышел в января 1880 г.
Того же года с целью обсуждения положения и потребностей украинского общества В. Барвинский созвал во Львове первые украинские массовые собрания (вече), на которые собралось около 2 тыс. человек.
Росту популярности народников способствовал судебный процесс над москвофилами. На скамье подсудимых оказались Адольф Добрянский и его дочь Ольга Грабарь, И. Наумович, В. Площанский и другие москвофилы. Хотя обвиняемых были оправданы, следствие выявило непривлекательные аспекты в деятельности москвофилов, в частности их связи с русским царизмом.
В 1882 г. состоялся громкий процесс Ольги Грабарь, дочери Адольфа Добрянского, закарпатского деятеля древнерусского направления. Ее обвинили в антигосударственной деятельности, поскольку она поддерживала связи с антиавстрийские настроенными российскими политическими силами. На скамье подсудимых оказались Адольф Добрянский, И. Наумович, В. Площанский и другие москвофилы. Ольгу Грабарь суд оправдал, поскольку ее связи были исключительно культурническими. Впоследствии она уехала в Россию вместе с отцом (ее сын - знаменитый художник, академик Игорь Грабарь).
Этот судебный процесс имел и другие последствия. В 1882 г. между старорусинами и народниками было заключено соглашение, в которой определялись основы согласованной деятельности на будущее. С тех пор для ведения дел, «общих всем русинам», имели формироваться комитеты из равного количества представителей обоих течений. Со временем достигнутые договоренности становились все умовнишим, поскольку дальнейшее качественное развитие сторон не был одинаковым. Народовство активно развивалось, тогда как старорусинство, отыграв свою историческую роль в сдерживании процесса полонизации, исчерпало себя и стало анахронизмом.
Активная политическая деятельность народников привела к учреждению ними 1885 своей политической организации - Народного совета, во главе которой стал Ю. Романчук. Ее первое общее собрание состоялось 2 февраля 1888
Завоевание народниками ведущих позиций в украинском движении заставляло их прокладывать тропы к украинским крестьянства - основного источника силы украинского движения; эти тропы не могли обойти сельских греко-католических священников. Компромисс с духовенством и соглашение со старорусинами предопределяли вступления народничеством консервативных рис.
Общественно-политические течения в Украинский движении - старорусинство и народовство - были явлениями чисто украинского происхождения, которые возникли как реакция украинского общества на вызов времени. Впрочем, даже самая активная деятельность народников, и старорусинами не могла обеспечить возвышения украинского общества до уровня других европейских народов.
Предводители украинского движения в Галичине осознавали, что без серьезной поддержки населения любая политическая борьба не будет иметь успеха. С этой целью в течение второй половины XIX в. расстраивался национальную жизнь через создание сети общественно-политических, экономических, культурно-просветительных учреждений, обществ, обеспечивающих культурные и экономические потребности украинского населения, сдерживая одновременно польское влияние на него. Основой этого процесса стало общество «Просвита».
В 60-е гг XIX в. славянские народы Австрийской империи создавали культурно-просветительные общества для поднятия образовательного уровня населения. Назревала необходимость учреждения Украинский образовательного учреждения, инициатором которой и стал Степан Качала. Его поддержали молодые народники.
Поражение Австрии в войне против Пруссии сделала австрийское правительство сговорчивым; 2 сентября 1868 министерство образования приняло устав и позволило основать общество «Просвита». 8 декабря того же года во Львове был созван первый общий сбор общества «Просвита», на котором присутствовали 65 человек. Первым руководителем общества стал Анатоль Вахнянин - музыкант, дирижер, писатель, профессор академической гимназии.
А. Вахнянин
Согласно первому уставу «Просвита» была научно-просветительской организацией, характеру своей деятельности напоминала общины в Приднепровской Украине, но в отличие от них действовала легально и имела четкую структуру. В первые годы численность членов общества не превышала нескольких сотен. «Просвита» предпочитала научным исследованиям в области этнографии, истории, географии и др. К тому же в самом уставе не предусматривалось привлечение широких народных масс к просветительской деятельности. Но такое направление работы общества не соответствовал требованиям времени. Возникла потребность в организации, которая осуществляла бы народную просвета и привлекала широкие массы к национально-освободительного движения. Поэтому уже в мае 1870 было принят другой устав, подчеркнул именно на просветительской деятельности. (Научными исследованиями прониклось Общество им.Т.Шевченко, создано 1873 г.) Местные отделы «Просвиты» постоянно привлекали к организации новых членов.
Основным направлением деятельности «Просвиты» стало книгопечатание. Еще на первом общем собрании решили издавать книги на украинском языке без польских, российских и церковнославянских слов, в простом и доступном стиле. Прежде был издан «Читанку для сельских людей »под названием« Заря », заключенное А. Партицкий. Книга имела успех, ее быстро раскупили. Последующие издания «Что нас погубит, а что помочи может?» С. Качалы, «Катехизис для детей» К. Селецкого, «Народный календарь» и другие способствовали популярности общества и развертыванию его деятельности. Благодаря ходатайству вице-маршала Галицкого сейма Ю. Лавровский «Просвите» предоставлялась государственная дотация.
Развертывание работы общества потребовало совершенствования организационной структуры, разнообразия форм работы. С этой целью в 1876 и 1891 гг принимались новые уставы, которые, наконец, превратили «Просветительство» из небольшого кружка энтузиастов украинский дела в мощную организацию, которая, без преувеличения, творила национальную жизнь края. Кроме издание популярных книг для народа, разрабатывались и издавались Украинский учебники для начальной и средней школы, создавались читальни, ремесленные общества. Кроме того, «Просвита» активно приобщилась к кооперативного движения в крае. Под конец XIX в. не было такого звена культурной и экономической жизни края, с которой разминулось бы общество. В 1897 действовали 18 филиалов общества, 522 читальни, 146 магазинов, 124 ссудные кассы и 60 амбаров. Так были заложены прочные фундаменты развития самостоятельных хозяйственно-экономических и культурных учреждений, которые должны улучшить социально-экономичне положение края. Кроме того, важным достижением «Просвиты» стало то, что к концу века число неграмотных сократилось на 16%.
Одним из направлений развития национальной жизни стало развертывание кооперативного движения, который должен вырвать украинское крестьянство из зависимости от польских панов и лихвалив. Содействовать социально-экономическому развития украинского села.
Кооперативное движение в Галичине, зародился в 60-е годы приобрел своего развития в 80-90-е годы. Пионером кооперативного движения на западноукраинских землях был Василий Нагорный (1847-1921). Долгое время исследуя кооперативное движение в Швейцарии, он развернул активную деятельность по созданию сети кооперативных союзов в крае. Сначала это были кридитни союза, имевших спасли крестьянство от грабительских процентов ростовщиков и трактирщиков (150-250%).
В 1883 г. В. Нагорный основал потребительский кооператив "Народная торговля", который создавал сеть магазинов по селам и городам, где по умеренным ценам можно было приобрести необходимые вещи для хозяйства крестьянина минуя посредников. Таким образом экономя средства крестьян.
В 1892 г. была учреждена страховая компания "Днестр", что дало кооперативному движению стабильности.
Криви кридитування и страхование крестьян кооперативы распространяли среди крестьян современные методы хозяйствования (Общество "Сельский хозяин" (1899 г.)), поддерживали образование, способствовали распространение общественно-политической, учебной и другой литературы.
1. Какими были основные причины Украина-польской конфронтации в Галичине?
2. Выясните причины появления старорусинства в украинском движении на западноукраинских землях и его доминирование в 60-80-е гг
3. Заполните таблицу: «Украинская движение на западноукраинских землях во второй половине XIX века »
|
Старорусинський, москвофильский |
Народовський |
Организационные формы |
|
|
Лидеры |
|
|
Цель деятельности |
|
|
Поддерживались |
|
|
4. Какие успехи в развитии национальной жизни Галичины вы можете назвать?
5. Какова роль общества "Просвита" в развитии национальной жизни?
6. Какой связь между кооперативным и национально-освободительным движениями?