🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

Тема VІІ

Культура Украины во второй половине XIX в.

 

Развитие Украинский культуры во второй половине XIX в.

 

§ 32. Развитие образования и науки на украинских землях в второй половине XIX в.

Вспомните: 1. Каковы основные тенденции развития культуры первой половины XIX века? 2. Какая взаимосвязь в развитии украинского движения и украинской культуры?

 

1. Развитие образования в 70-90-х гг XIX в.

Во второй половине XIX века, как и первое, развитие украинской культуры происходило в условиях колонизаторских политических режимов, которые господствовали в Украине. Больше всего они донимали народной образовании. Начальных и средних школ не хватало. До отмены крепостного права в Российской империи (1861 г.) образование в Украине, особенно начальное, упадок. Дворяне считали, что образование им не нужна. Царское правительство почти совсем устранился от материального содержания начальных школ.

В образовании изменения стали ощутимыми уже на рубеже 60-х гг Молодая интеллигенция, студенты, объединившиеся в общины, активно занимались созданием воскресных школ. В 1862 г. в Украина их было более 110. Преподавание во многих из них производилось Украинский языке, издано было буквари и учебники, в том числе «Букварь» Т. Шевченко. Но того же 1862 царское правительство решило закрыть воскресные школы, а многих организаторов и преподавателей этих школ были арестованы.

 

«Букварь» Т. Шевченко

 

Положение стало улучшаться после проведения реформ. В 70-х гг XIX в. земства содействовали открытию новых школ, заботились содержанию и методике обучения. Они увеличивали ассигнования на содержание и строительство школ. С 1871 г. по 1895 г. ассигнования возросли в 6 раз. Внедрялось изучение истории, географии, математики.

На Правобережной Украине, где земств не было, система начального образования подчинялась Российской православной церкви. Указ 1881 отмечал, «что влияние духовенства должен распространяться на все виды элементарных училищ ». А 1884 вышло Положение о церковно-приходские школы.

Политика реформ проводилась царизмом одновременно с политикой репрессий против украинской культуры. Правительство не позволял учиться на украинском языке. Валуевский циркуляр и Эмский указ четко определили главное направление образовательной политики российского царизма в Украина: не допустить украинский язык в школу. Однако, благодаря распространению начального образования уровень грамотности в украинских селах в конце XIX в. составил около 20%, а в городах - 50%.

Определенные изменения в области образования не обошли и Западную Украину. В 1869 г. правительство Австро-Венгерской империи провозгласил всеобщее обязательное начальное обучение на западноукраинских землях. Но через материальные лишения много украинских детей не имели возможности посещать школу. К тому же в подавляющем большинстве школ обучение велось: Восточной Галиции - на польском языке, в Северной Буковине - немецком, румынском, в Закарпатье - венгерском. Это обусловило то, что уровень грамотности среди украинском населения едва достигал 40%, а в горных районах - 10%.

Значительно больше внимания правительства империй уделяли среднем образовании, ведь она считалась основой высшего образования, готовила специалистов государственного управления, народного хозяйства, культуры и науки.

В системе среднего образования Российской империи существовало несколько типов школ: классические гимназии, реальные, кадетские и духовные училища, семинарии. В одних (классических гимназиях) предпочтение отдавалось изучению греческого, латинского языков и логики, а их выпускники получали право поступать в университеты, в других (реальных) - современным европейским языкам, математике, естественным наукам. В 1859 г. в Киеве был открыт первую женскую гимназию.

На 1876 гимназии существовали во всех губернских, а также в некоторых уездных городах. В 90-х гг в Украина была примерно 150 мужских и женских гимназий.

Для разграничения реальной и классической среднего образования 1871 была проведена реформа средней образования. Реальные гимназии превратились в реальные училища. Они давали четко выраженную профессиональную специализацию, готовили учащихся к практической деятельности. Обучение в реальных училищах продолжалось 6 лет. Седьмой, дополнительный класс давал право поступать в технические вузы. На 1876 насчитывалось 19 реальных училищ. Их количество не менялась до конца века.

На западноукраинских землях основным учреждением среднего образования тоже была гимназия, преимущественно с польской языком обучения. В 1899 г. Украинский гимназии действовали только во Львове, Перемышле, а в Коломые, Тернополе и Черновцах - отдельные гимназические классы.

Специальное среднее образование с развитием промышленности получила значительное распространение. Промышленность, развивалась, нуждалась значительного количества специалистов из разных отраслей хозяйства. В 1888 г. были утверждены «Основные положения о промышленных училищах», согласно которым создавалась система промышленной технического образования. Училища обеспечивали квалифицированными кадрами железнодорожный транспорт, горнодобывающую, металлургическую, сахарную промышленность. Они же готовили специалистов для сельского хозяйства, торговли, флота.

В Российской империи подавляющее большинство средних учебных заведений, особенно специализированных, было закреплено за отдельными правительственными ведомствами: за министерством народного образования - учительские семинарии, министерством внутренних дел - ветеринарные училища, за военным ведомством - кадетские корпуса, военные училища и школы; синод основывал специальные богословские заведения. Немало средних учебных заведений удерживали земства (ремесленные училища) или частные лица. Из последних известной была коллегия Павла Галагана, основана 1871 в Киеве. Она работала по специальной программе и давала широкие знания по общим и украиноведческих гуманитарных дисциплин.

 

Коллегия Павла Галагана (Вторая мужская гимназия)

 

Высшими учебными заведениями на украинских землях были Киевский, Харьковский, Одесский, Львовский, Черновицкий университеты.

В Российской империи после относительной либерализации в 60-70-х, когда университеты пользовались правом внутренней автономии, начался период ограничения их прав. После убийства народниками царя Александра II в 1884 г. был принят новый университетский устав, согласно которому ликвидировались автономия университетов, выборность ректоров, деканов, профессуры отменялась. Весь преподавательский состав подлежал проверке на благонадежность.

Становление индустриального общества, развитие промышленности обусловили появление высших технических учебных заведений: политехнических институтов во Львове и Киеве; двух ветеринарных высшие учебных заведений в Харькове и Львове; других высших учебных заведений - технологического в Харькове, сельскохозяйственного в Одессе, горного в Екатеринославе. И все же, как и первое, высшие учебные заведения оставались учреждениями для узкого круга юношей.

 

Национальный технический университет «Киевский политехнический институт »

 

Государственный университет «Львовская политехника»

 

Итак, во второй половине XIX в. в системе образования на украинских землях произошли положительные сдвиги, обусловленные потребностью времени в образованных специалистах. Был сделан шаг в развитию всеобщего начального образования. Однако имперские правительства Российской империи и Австро-Венгерской монархии не были заинтересованы в развивки украинский культуры, опасаясь роста национального сознания масс.

 

Грамотность населения украинских земель во второй половине XIX в.

 

На всей территории Украины не было ни одного высшего учебного заведения с украинским языком преподавания.

 

2. Развитие науки

В условиях, когда большинство населения Украинский земель не умела читать, а успехи в развитии образования были незначительными, прогресс в науке поражал воображение.

Во второй половине XIX в. в Европе наблюдался расцвет естественных и точных наук: химии, физики, геологии, ботанике, биологии, математики. Центрами научных исследований становились университетские лаборатории. Университеты на украинских землях сделались важными научными центрами как Российской империи, так и Европы.

Развитие наук обусловили такие факторы:

·   развитие промышленности после реформ 60-70-х гг, которых требовал квалифицированных специалистов и новых технологий;

·   общеевропейский прогресс в науке и технике;

·   распространение и дальнейшее доминирование философии позитивизма, которая способствовала поисковые достоверных и точных измерений физических и общественных явлений;

·   отсутствие идеологической окраски в исследованиях, а значит - конфликта с властью, хотя и не всегда.

В течение второй половины XIX в. появилась плеяда выдающихся ученых мирового уровня, которых, к Увы, относимые к русским, полякам или иных народов, на землях которых через различные обстоятельства им пришлось работать. На самом деле они были сыновьями украинский народу, которого не чурались.

Мировую славу снискали: ученый-этнограф М.Миклуха-Маклай, исследование которого Океании, Юго-Восточной Азии, Австралии не потеряли своего значения до сих пор, А. Волощак, который сделал весомый вклад в разработку ботанической географии, исследовал растительный мир Карпат, М. Условий - основатель киевской школы теоретической физики; Н. Бекетов - ученый-химик, который, работая в Харьковском университете, первым в мире стал преподавать физическую химию; математик А. Люпанов; эмбриолог А. Ковалевский, И. Мечников и Н. Гамалея, которые были основателями первой в Российской империи и второй в мире бактериологической станции, а также начали успешное лечение таких страшных болезней, как чума, холера, тиф, туберкулез; М. Пильчиков, который внес значительный вклад в развитие электротехники, начал новую дисциплину - ядерную физику, и многие другие.

 

Н. Бекетов

 

М. Гамалия

 

Одним из выдающихся украинских ученых того периода был Иван Пулюй (1845-1918), который свои способности проявил в электромеханике, а к тому же послужил и Украинский движению. Не обошелся без Пулюя и перевод Священного Писания Украинский язык.

Иван Пулюй родился на Тернопольщине. После окончания гимназии учился на теологическом факультете Венский университет, но, закончив его, не принял сана, а поступил на филологический факультет. Впрочем, его захватила физика. Он переехал в Страсбург, где изучал электротехнику. В 1877 г. получил академическое звание доктора философии по специальности физика. В следующем году на всемирной выставке в Париже Пулюя наградили за изобретения физических и электротехнических приборов. Его пригласили к преподавательской работе. В 1902 г. он стал первым деканом первого в Европе электротехнического факультета. Его творческая индивидуальность особенно ярко проявилась в области электротехники. Да, он усовершенствовал технологию изготовления накаливания нитей для ламп, что позволило возможность создать лампу, которая по техническим характеристикам превосходила лампу Эдисона; был первым в исследовании «холодного света», впоследствии получившее название неонового. По его активным участием запущен ряд электростанций на постоянном токе в Австро-Венгрии, а в Праге - первую в Европе на переменном токе. Он сконструировал трубку для выявления икс-лучей, с чего воспользовался немецкий ученый Рентген, от фамилии которого эти лучи получили свое название.

Кроме научной работы, он развернул широкую общественно-политическую деятельность: принял активное участие в работе Научного общества имени Т. Шевченко, организовал культурно-пропагандистское общество «Сич» для распространения правдивой информации об Украине, основал молодежный кружок для изучения и популяризации украинской истории и литературы.

Не обошелся без Пулюя и перевод Святого Писания на украинский язык.

Во второй половине XIX в. заметное возвышение происходило в гуманитарных науках, особенно в исторической. Широким признанием пользовались работы Н. Костомарова, посвятившего ряд глубоких исследований истории Украины периода Руины и Гетманщины. Кропотливую работу над исследованием исторических документов проводил В. Антонович, какой именно тогда изучал историю украинского казачества и гайдамацкого движения. В 80-90-х гг началась активная исследовательская деятельность молодого поколения историков - А. Я. Ефименко, Д. И. Багалея, Д. И. Яворницкого, М. С. Грушевского. Благодаря их исследованием было произведено общую схему украинской истории от древнейших времен. В области исследования истории украинского языка, литературы, фольклора плодотворно работал П. Г. Житецкий. Низкую важных работ по проблемам языкознания создал А. А. Потебня.

 

М. Грушевский

 

А. Ефименко

 

Д. Багалей

 

П. Житецкий

 

М. Грушевский о начале своей творческой работы над написанием многотомной «Истории Украины-Руси»

«Написание сплошной истории Украина рано, еще в киевских временах, стало моей задушевной мыслью, в некотором меры вопросом чести своей и своего поколения, против того, что и выдающиеся репрезентанты украинской историографии старшего поколения тогда еще считали это вещью, для которой время еще не приспело, недостает материала, зистаються большие пробелы и т.д. В своих мнениях имел я тогда написания истории короткой и загальноприступнои, в трех небольших томика, которые занимали старый, литовско-польский и новый период. Заняв кафедру, я семь семестров по ряду (1894-1897 гг) читал общий курс истории Украины. Повторен потом вторично еще раз с г. 1898-1901, курс этот должен послужить как бы скелетом той задуманной истории. Говорю: скелетом прежде всего потому, что курс этот следил только ведущую нить политической истории, не вдаваясь в историю культуры, учитывая устройства, экономической жизни и т.д., потом заняли такое важное место в окончательной реализации плана.

? Течение 1897 и 1898 был написан первый том и при конце 1898 года был напечатано?

? В Галиции сей начало истории был принят с большим заинтересуванням, можно сказать, с энтузиазмом. Но на Прозьба о допущении к России ответом было абсолютное запрещение ».

Посудите: 1. С какой целью была задумана «История Украины-Руси »? 2. Почему было по разному воспринято труд в Галиции и России?

 

Новым явлением стало возникновение общественных научных организаций. При университетах создавали научные общества: филологические, математические, физико-медицинские, психиатрические, акушерско-гинекологические, естествоиспытателей, исторические. Кроме того, в Приднепровской Украины возникали различные культурно-просветительные общества.

 

3. Вклад Научного общества им.Т.Шевченко в становление национальной науки

Если в Приднепровской Украины наука развивалась как часть общероссийской, то на западноукраинских землях был заложен фундамент национальной украинской науки. Ее средоточием стало Научное общество им.Т.Шевченко (НОШ) - научно-культурная общественная организация, основаны в 1892 г. счет прогрессивной украинской общественности Львова и других городов Западной Украины. Предшественником НОШ было Литературно-научное общество им.Шевченко, основанное в декабре 1873 Общество было сформировано как прообраз Академии наук - с историко-философской, филологической и математико-естественно-врачебной секциями и подсекциями, с изданием научных «Записок», сборников, журналов. Члены общества выбирали действительных и почетных членов. Наряду с научно-исследовательской деятельностью НОШ проводило культурно-просветительскую работу среди населения. НОШ объединяло специалистов разных областей знаний, писателей, культурных и государственных деятелей Западной и Приднепровской Украине, других государств. Членами и активными деятелями НОШ были А. Барвинский, М. Грушевский, И. Франко, В. Гнатюк, С. Томашивский и др.

Главной заслугой общества было то, что при отсутствии украинской государственности оно выполняло функции всеукраинской Академии наук. Творческое наследие НТШ (ЛНТШ) с 1873 г. по 1939 составил 1172 тома разных изданий, в том числе 943 тома серийных научных публикаций. Кроме того, НТШ стало основным издателем украинский учебников. Благодаря НОШ вышедших первые восемь томов монументального труда М. Грушевского "История Украины-Руси».

Важнейшие достижения пришлись на сферу общественных дисциплин: истории (работы М. Грушевского, И. Джиджора, И. Крипякевича, И. Кревецкого, М. Кордубы, С. Томашевского), филологии и литературоведения (Работы М. Возняка, М.Деркач-Футрак, А. Огоновского, К. Студинского, И. Франко), этнографии, фольклористики и искусствоведения (публикации В. Гнатюка, М. Зубрицкого, Ф. Колессы, В. Шухевича), антропологии (Ф. Вовк, И. Раковский), библиографии (И. Левицкий, В. Дорошенко) и др.

НОШ имела неоспоримые заслуги в разработке украинской научной терминологии. Историческая роль общества заключалась в выведении украинской науки за пределы украиноведения. К важнейших достижений членов НОШ в области точных и естественных наук следует отнести открытие И. Пулюем катодной лучей (названного впоследствии рентгеновским), синтез И. Горбачевский мочевой кислоты, работы М. Зубрицкого в области теории математики, вклад С. Рудницкого и В. Кубийовича в исследование географии Украины и др.

В октябре 1989 г. на собрании инициативной группы львовских ученых было восстановлено Шевченко во Львове.

 

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте развитие образования на украинских землях в составе Российской империи.

2. Чем было обусловлено развитие специализированного образования?

3. Какова роль украинских ученых в развития мировой науки?

4. Как происходило становление Украинский национальной науки? Какую роль в этом процессе сыграла НОШ?

5. Составьте рассказ об одном из украинских ученых.