🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

§ 1. Начало Первой мировой войны (учебник)

 

А. В. Гисем, В. Н. Даниленко, А. А. Подобед

 

Всемирная история

1914-1939 гг

 

 10 класс

 

Допущено Министерством образования инауки Украины

(Протокол; 1/11-3404 от13.12.2000 г.)

 

Предисловие

В 10-м классе вам следует ознакомиться с новейшим периодом всемирной истории- Непосредственным продолжением истории нового времени. Между новой и новейшейисторией нет такой ощутимой разницы, как между античной эпохой и среднимивеками. Новейший период начали события второго десятилетия XX века, идлится он до сих пор.

Видтинновейшего периода всемирной истории, который вы будете изучать, сложный ипротиворечивый по содержанию. Он вобрал в себя множество событий и фактов,неоднозначных по характеру явлений и процессов мирового развития, - экономический,технический и интеллектуальный прогресс и изнурительные войны, национально-освободительныеи социальные движения и распад империй, борьбу сил демократии и тоталитаризма,раскол мира на враждующие лагеря, национально-государственное размежеваниеинтернационализацию экономической жизни. На отсчет новейшей истории существенныйвлияние имели революционные события 1917 г. в России, в результате которыхазиатско-европейское государство отошла от эволюционного пути развития и наогромных пространствах осуществила беспрецедентный социальный эксперимент, которыйвынуждена пережить и Украины. Итак, во всемирно-историческом развитиичеловечества в первой половине XX в. преобладало творческое и разрушительное начало, а попыткивеликих держав добиться политического и экономического господства сочетались сборьбой народов за национальную независимость, демократию, право свободноговыбора форм организации общества.

Течениепервой половины XX в. колоссальные по масштабам и качеству сдвиги охватилиэкономическую, политическую, научную и культурно-образовательной деятельности народов планеты.И если бы не мировые войны 1914-1918 гг и 1939-1945 гг, тосоциально-экономический прогресс человеческой цивилизации мог бы быть намного успешнее.С одной стороны, эти войны показали неспособность ведущих держав мирарешать проблемы мирными средствами, а с другой - стали серьезным предостережениемдля будущего сосуществования стран и народов.

 

* * *

Работаянад учебником, авторы руководствовались действующей редакцией Программы по всемирнойистории для средних общеобразовательных учебно-воспитательных заведений. В немподано систематизированное изложение истории общественно-политической и экономическойразвития стран Европы и США, народов Азии, Африки и Латинской Америки,международных отношений 1914-1939 гг. В этом контексте использовалисьфрагменты из истории украинского народа, документы и иллюстративный материал.

Учебникпостроено по проблемно-хронологическому принципу; основными принципами учебногоматериала является его доступность, последовательность, образовательно-воспитательная направленность.Он призван дать базовые знания учащимся, стимулировать их мышление и интереск исторической науке. Большая роль в реализации этих задач принадлежит учителю.

Усвоитьсодержание учебника помогут вопросы и задания к каждому пункту.Ответы на некоторые нуждаются ознакомления с дополнительными источниками.Мировоззрение учащихся расширит обращение к терминологического словаря,рекомендуемой учебной и научной литературы.

Настраницах книги, кроме освещения хода событий и явлений, случается немалоимен, географических названий, дат. Славнее дать являются обязательными длязапоминания, они предоставят знаниям учащихся стройности и конкретности вответах на уроке и на экзаменах.

Изучениевсемирной истории и полученные знания будут способствовать духовному роступодрастающего поколения, лучшему пониманию национальных и общечеловеческихпроблем.

 

Введение

1. Главныечерты мирового развития в 1914-1939 гг

ХХ в.стало важным этапом в цивилизационном развитии человечества. Мировая цивилизацияпродолжила свое движение в направлении дальнейшего становления единства мира вэкономическом, политическом, культурном плане.

По сравнениюс предыдущими веками складывается впечатление, что человечество стало двигатьсябыстрее. Это обусловлено тем, что благодаря прогрессу в технике и науке экономика, а заней и другие области человеческой жизни, стали развиваться значительными темпами. Дажепри жизни одного поколения докорино изменилось все: окружающая среда, быт,техника, поведение и т.д. Так, человек, видевший полет первого самолета (1903 г.)стала свидетелем полета человека в космос (1961 г.). Как и в предыдущем столетии впервой половине ХХ в. наибольшие сдвиги происходили на Западе (Западная Европаи США), который продолжал играть роль локомотива истории. В них завершилосьформирование индустриального общества (машинное производство, массовоепроизводство, урбанизация, окончательное утверждение рыночных механизмов регулированияи др.). Невиданное до того роста производительных сил и производства толкаловедущие страны мира к поиску все новых рынков сбыта и, соответственно, к остройих конкуренции. Передилившы мир между собой, они в своих колониальныхвладениях беспощадно уничтожают традиционные системы хозяйствования, насильно втягиваютнароды Азии, Африки, Латинской Америки в мировое хозяйство. Такая экономическаяэкспансия Запада обусловила то, что экономики стран становятся взаимосвязанысвязанными.Свидетельством этого стала "великая депрессия" 30-х годов, начавшись в СШАохватила почти все страны мира. В первой половине ХХ в. происходит смена лидеров. Если уXIX в. ведущим государством мира была Англия, которую в начале ХХ в. потеснилаГермания, то в 20-е годы окончательно утверждается экономическое лидерство США.

Перваямировая война и особенно экономический кризис 1929-1933 гг приял становлениюсистем государственного регулирования экономики. В некоторых странах произошло полноеогосударствление экономики (СССР), в Италии, Германии и Японии был становленное жесткий государственный контроль, однако вСША, странах Скандинавии был найденый более действенный, опосредованное влияниегосударства на экономику, который не приводил к  деформации ее структуры.

Начинаяс начала века важное место в промышленности ведущих стран начинаютзанимать новейшие отрасли производства: химическая, електотехнична, автомобильная,авиационная, нефтеперерабатывающая и др. Однако выплавка чугуна и стали, производствомашин и оборудования, добычи основных сырьевых ресурсов продолжаютвмступаты главными показателями развития страны. Мировая экономика продолжаетразвиваться по экстенсивному пути.

Началостановления индустриального общества сопровождение значительным упрощениемсоциальной структуры общества предыдущих суток. Главными прослойкамиобщества стали предприниматели и промышленники, с одной стороны, наемные рабочие, сдругое. К началу ХХ в. такая социальная структура претерпела существенных изменений.Среди промышленники и предпринимателей выделилась группа крупных финансистов ипромышленников (финансовая олигархия), которые явились значительным влиятельной силой вполитической жизни, в выработке государственного курса. За ними не отставалипредставители бывших могущественных аристократических родов, сохранивших своибогатства и влияние. Вместе эти две группы составляли элиту общества. Новым явлениемстало формирование среднего класса (средние и мелкие предприниматели, чиновники,творческая и техническая интеллигенция, высокооплачиваемых рабочих - все те которому в случаесоциальных потрясений было что терять), от которого стала зависеть внутренняястабильность общества. Имея свой бизнес, дело или високоплачуему государственнуюслужбу, они были заинтересованы в проведении такой внутренней политики, которая быуниможливила социальные потрясения. Этот слой общества составлял в началевека и основную массу избирателей.

В первойполовине ХХ в. наиболее многочисленной социальной группой продолжали оставатьсянаемные рабочие. Несмотря на все реформы конца XIX - начала ХХ века, ониоставались наиболее бесправными и социально незащищенными. Их социальнаянестабильность наиболее рельефно проявлялась в годы экономических кризисов и другихпотрясений. Получив в ожесточенной борьбе избирательные права, рабочие сталивлиятельной силой в политической жизни. Рабочий составляло основу массовых партийи движений. Умение мунипулюваты их настроениями стало неотъемлемойемким атрибутомполитических лидеров первой половины ХХ в. Но рабочий в ХХ в. уже несоставляло единую социальную прослойку, среди рабочих выделяется достаточно многочисленнаягруппа рабочей аристократии (рабочие с высокими профессиональными навыками и сзначительными доходами). Состоялось расслоение среди рабочих старых и новыхотраслей производства. Последние получали значительно более высокие зарплаты. Состоялосьобщее улучшение жизненного уровня рабочих. Произошло сокращение робочагонедели с 70-60 до 40 часов. С`явилось рабочее законодательство, система охраны труда,отпуска, оплачиваемые т.д. Однако эти позитивные изменения в основном касалисьстран Западной Европы и США, в остальные страны положение рабочих мало чемотличалось от положения в XIX в. В худшем положению было рабочийстран Азии, Африки, Латинской Америки.

Принципиально новая система социальной структуры сформировалась в СССР. Здесь исчезпрослойка собственников. Привилегированное положение заняла партийно-бюрократическаяэлита. Робитницво, которое было провозглашено авангардом общества, гегемоном, нетак уж много получил от революционных преобразований. Уровень жизни оставалсянизким.

Важным явлением в социальном развитии стали значительные темпы урбанизации.Население городов росло значительными темпами. Соответственно сокращалось сельское население.К концу 30-х годов в большинстве стран Европы городское население перевщувалосельское. Наиболее радикальных социальных изменений претерпело крестьянство в СССР.Состоялась насильственная ломка крестьянского уклада. Было физически уничтожено зажиточнуючасть крестьянства. Крестьянство утратило собственность на земля, превратилось вдешевую рабочую силу в искусственно созданных коллективных хозяйствах - колхозах.

В первой половине ХХ в. развернулся процесс эмансипации женщин. В годы Первоймировой войны женщины массово стали к станкам. После войны почти во всех странахЕвропы они получили избирательные права. Однако продолжала сохранятьсядискриминации женщин: они получали меньшую заработную плату чем мужчины зааналогичную работу, первыми увольнялись с работы  случае экономических неурядиц, система социального обеспечения женщиннаходилась в зачаточном состоянии и т.д.

Политическая история европейских стран и США первой половины XX века быланаполнена борьбой вокруг социальных вопросов и проблемы демократии. Разныеполитические силы разному видели решение этих вопросов: одни предпочиталирешению первого вопроса, другие - второму.

Первая мировая война обострила все социальные проблемы. В одних странахнакопившиеся проблемы взрывались революциями, в других - правящие элите отдалипредпочтение проведению достаточно глубоким политическим и социальным реформам.

После 44 лет относительного мира, Европу вновь погрузилась в пучину войн и риволюций.Основной движущей силой революций стали массовые рабочие партии. Социальныереволюции охватили территории Российской и Австро-Венгерской империй, Германии.Значительные социальные выступления состоялись в Болгарии, Италии. Сначала в ходереволюций формировалось стремление создать демократические республики с болеесправедливым социальным устройством. В то же время разочарование  в существующие органы власти и отсутствие политическогоопыта породило стремление создать систему прямого народовластия в форме советов.Но попытки создания советских республик обернулось ограничением, а впоследствииликвидации демократических институтов власти, установлением жестких диктатур(Диктатура пролетариата в советской России). Попытки построить социальносправедливое (социалистическое, коммунистическое) общество обернулось становлениемтоталитарной системы советского образца.

По мере углубления революций нарастала и волна контрреволюции, которая вбольшинстве случаев привела к потере демократических завоеваний первых днейреволюций: установление авторитарных режимов (Венгрия и др.) или кдоминирование консервативных сил в последующие годы (Германия, Финляндия и др.).

В тех странах где удалось избежать революций (Англия, Франция, Скандинавскиестраны и др.) были проведены реформы в направлении дальнейшего развития либеральнойдемократии: расширенные избирательные права, развитие институтов гражданскогообщества, расширения системы социальной защиты и т.д. Правда, в 30-е годы этимстранам не удалось избежать тенденции некоторого ограничения демократических прав,были продиктованы расширением вмешательства институтов власти в экономическуюи другие сферы жизни общества, однако это не стало доминирующей тенденцией.

Послевоенное обострения социальной и политической борьбы, кризис существующихинститутов власти породило и новое политическое явление - фашизм. Фашисты тожепредложили свои рецепты дальнейшего развития общества, но с полнымотрицанием демократии, с насаждением тоталитарной системы фашистского типа.

Таким образом после Первой мировой войны перед миром открылись триперспективы дальнейшего развития: развитие либеральной демократии, строительствосоциализма (коммунизма), фашистская модернизация. Содержание развития мира в20-30-е годы заключается в борьбе этих направлений. Наконец два последних оказалисьтупиковыми ветвями развития человечества. И доказали, что развитие демократии ирыночной экономики не имеет альтернативы.

Значительное влияние на политическую жизнь в межвоенный период производилинационально-освободительные движения. Народы, которые были порабощены или испытывалинациональных притеснений стремились самостоятельно решать свою судьбу. Попыткирешить национальные проблемы  после Первоймировой войны не были успешными. Они лишь породили множество новых проблем.Методы, которыми пытались решить национальные проблемы в 20-30-е годы (отмассового уничтожения народов к попыткам найти понимание) показали, что единственныйпуть решения национальных проблем, предоставление права на самоопределение, илиучет интересов национальных меньшинств и создание такой системымежнациональных отношений, которые бы обеспечивало свободное развитие всех народов безпотери их национальной идентичности.

2.Переодизация мирового развития первой половины ХХ в.

Первая мировая война (1914-1918 гг.)

Войнастала итогом развития международных отношений конца ХIХ - начала ХХ в.Борьба ведущих держав за гегемонию в мире обусловила их агрессивность истремление к внешней экспансии. Наконец гонка вооружений и стремление уничтожитьглавных конкурентов штувхнула мир в пучину войны. Существование военно-политическихблоков (Антанта и Тройственный союз) привело к втягиванию в войну отроге большойгруппы государств. Постепенно она втянула в свою орбиту 36 государств мира (67% населення планеты). Боевыедействия велись в Европе, Азии, Африке на просторах мирового океана.

Особенностивойны:

-         Была мировой;

-         Носила преимущественно захватнический характер (кроме Бельгии иСербии, ставших жертвами агрессии);

-         Массовое использование новейших видов оружия (мощные пушки,пулеметы, самолеты, танки, подводные лодки и т.п.);

-         Существование непрерывных линий фронтов;

-         Мобилизация в армию значительных человеческих ресурсов (70 млнчеловек);

-         Огромные масштабы разрушений (особенно во Франции, Бельгии,западных регионах бывшей Российской империи, восточных регионах бывшейАвстро-Венгрии);

-         Значительные человеческие потери: около 10 млн. человек (из них 10%мирного населения). Так, во Франции погиб каждый 28 гражданин, Англии - каждый57, России - 107;

-         Экономический потенциал и технологический уровень производства какникогда стали одними из решающих факторов в победе в войне;

-         Война требовала соответствующих структурных изменений в системегосударственного управления, осветила все проблемы в государственной структуре власти;

-         Важным фактором войны стала идеология, пропаганда,способность мобилизовать и объективОбъединенный населения вокруг определенной идеи;

-         Внесла коренные изменения в стратегии и тактике войны.

Картины войны

 

Война создала целый ряд прецедентов, которые впоследствии становились обычным явлениемистории ХХ века: создание структуры государственного регулирования экономики; массовыетрудовые мобилизации; насильственное привлечение иностранных рабочих для работы напредприятиях; тотальная война до полного исчерпания материальных и человеческихресурсов); массовые пропагандиськи компании, создание систем запугивания инадувательство граждан; обесценивание человеческой жизни; акты геноцида (уничтожениеармян в Турции в 1915 г.); использования оружия массового уничтожения (химическое)т.д.

Перваямировая война коренным образом изменила мир. По ее окончании он уже не могвернуться к предыдущему состояния.

Послевоенная нестабильность(1918-1923 гг.)

Революции,реформы, пересмотр границ, создание новой системы международной безопасности,политический и экономический кризисы привели к:

·   развертывания революционных процессов, последствиякоторых в разных странах были разными. Так, в Италии к власти доступилися фашисты(1922 г.), в Венгрии установилась авторитарная диктатура(1920 г.), В СССР - коммунистическаядиктатура (1917-1918 гг.); В Германии возникла Веймарская республика (1919-1933гг), Основаннаяна союзе социал-демократии и военно-аристократической верхушки;

·   активизации демократических и рабочих движений,реформаторской деятельности правительств, направленной на снятие социальнойнапряженности в обществе;

·   раскола в рабочем движении, созданиеКоммунистического (который стремился к реализации идеи мировой революции) иСоциалистического интернационала, объединения профсоюзов;

·   разработка и подписание мирных договоров сстранами потерпели поражение в мировой войне, созданиеВерсальско-Вашингтонской системы.

 Стабилизация (1924-1929 гг.)

Вуказанный период страны Европы и США справились с последствиями войны, перевелихозяйство на мирные рельсы, восстановили его и стали увеличивать темпыэкономического развития. На просторах Евразии повезло прекратить вооруженнуюборьбу. Для периода стабилизации были характерны следующие черты социально-экономическогои политического развития страны:

·   модернизация промышленного производства, появление новыхотраслей,внедрение новой техники и технологий, Новых отраслей и методов организации труда(Конвейеризация, стандартизация, массовое производство);

·   стабилизация кредитно-финансовой системы;

·   уменьшение государственного регулирования;

·   изменения в политико-партийных структурах некоторыхстран;

·   установление авторитарных режимов в странахЦентральной и Юго-Восточной Европы, утверждение фашистского режима вИталии; возрождение Российской империи на новой идеологийчний основе в форме СССР;

·   формирования новой системы европейскойбезопасности, ослабление Версальско-Вашингтонской системы;

·   существенные изменения в идейно-политической,культурной, социально-психологической, моральной атмосфере западного общества(Рост роли средств массовой информации, демократизация одежды, особенноженского, развитие спорта, туризма, появление новых жанров искусств - джаза,мюзиклов и т.д.).

3. Великая депрессия (1929-1933 гг.)

В 1929 г. мир оказался перед угрозой невиданнойэкономического кризиса. Она была мировой и беспрецедентной относительно глубины ипродолжительности.

Основные причины кризиса:

·   чрезвычайно высокая степень концентрации имонополизации (надмонополизация) капиталов и производства;

·   переход на технологии массового производства, Что не былоподкреплено массовым потреблением;

·   уменьшение государственного регулирования;

·   неравномерность распределения национальныхбогатств, узость внутреннего рынка.

Кризисохватил все промышленно развитые страны, почти все отрасли экономики и длительнаячетыре года.

Символическое изображение "Большойдепрессии "

 

Главныйпоказатель кризиса - перепроизводство товаров. Это привело к банкротствубольшого количества предприятий, сокращение промышленного производства почти на80%, сельскохозяйственного - на 30, торговли - почти на 70%,рост безработицы (более 30 млн человек), снижение уровня жизни.Обострились национальные проблемы. Выросла схмльнисть общества крадикальным действиям. Активизировалсярабочий, коммунистический, фашистский движения.

Больше всего кризис ударил по тем странам, которые в конце20-х гг имели самые высокие темпы развития экономики - США и Германии.

Единственной страной, не претерпела кризиса, был Советский Союз,который на тот момент начал форсированную индустриализацию.

Назревания второй мировой войны (1933-1939 гг.)

Кризисобострила противоречия между странами. Разные страны искали выхода из кризиса в одиночкуи разными способами, пренебрегая интересами других государств. Это привело квозникновение "торговых войн" и межгосударственных конфликтов.

В действияхправительств различных стран мира можно выделить две основные тенденции. В целом онистремились расширить роль государства в экономической жизни.

Да?США, Англия, Канада, Скандинавские страны осуществили либеральные реформы винтересах широких слоев населения, распространили государственный контроль над экономикой.Были заложены основы "государства процветания".

В Германии, Италии, Венгрии, Болгарии, Японии былоустановлено тоталитарные режимы (фашистского типа), которые искали выхода из кризисаза пересмотра результатов Першои мировой войны и военную экспансию, претендуя намировое господство. Завершилось формирование тоталитарного режима в СССР, ввнешней политике под коммунистическими лозунгами стал на путь территориальной иполитической экспансии.

Это значительно обострило во второй половине 30-х ггпротивостояние демократии и тоталитаризма.

В некоторых странах (Франция, Испания, Чили) на волнеантифашистской борьбы к власти на время пришли Народные фронты, которыепровели радикальные социальные реформы. Над Испанией, которая боролась против фашизма,нависла угроза коммунистической диктатуры; республика была свергнута и установленанационалистически-тоталитарный режим генерала Франко (1939 г.).

Остановить мирными средствами продвижения тоталитарных государств кмирового господства не повезло, и мир был втянут в Другу мировую войну1939-1945 гг

 

Документы, материалы

Развитие промышленного производства в европейских странах,%(В 1929 г. - 100%)

 

                                           1931   1934   1937

 

Германия                                     72       83       116

Австрия                             70       70       103

Франция                              89       78       83

Венгрия                             87     99       130

Италия                                  78       80       100

Польша                             77       77       109

Великобритания                  84     99       124

Чехо-Словакия                          81     67       96

Швеция                              96       110     149

СССР                                161     238     424

 

Вопросы к документу

1.Проанализировав таблицу, выясните: какие страны наиболее пострадали отэкономического кризиса? Какие страны сравнительно быстро вышли из кризиса?

2. Чемможно объяснить различные темпы промышленного развития?

 

Вопросы и задания

1. Огобоснуйте периодизациюмирового развития в межвоенные годы.

2. Определите особенности Первой мировой войны по сравнению с войнамипредшествующих эпох.

3.Раскройте основные причины послевоенной нестабильности.

4. Почемупериод 1924-1929 гг называют стабилизацией?

5. Какповлиял экономический кризис на экономическое, политическое, социальное развитие странмира?

6. Которыегосударства в 30-х гг проводили агрессивную политику?

 

Запомните даты:

1914-1918 гг - Первая мировая война.

1918-1923 гг- Послевоеннаянестабильность.

1924-1929 гг- Стабилизация.

1929-1933 гг- Общая мироваяэкономический кризис.

1933-1939 гг- Обострениепротиворечий между государствами. Назревания Другой мировой войны.

 

Тема И 

Первая мировая война 1914-1918 гг

Редактору! Сделать подобные коллажи качестве заставки перед каждымразделом

 

 

§ 1.Начало Первоймировой войны

Историячеловечества знает множество войн. Но две из них по масштабам разрушений и человеческихпотерь не имеют равных. Обе они произошли в XX веке, и в них участвоваливсе крупнейшие государства мира. Войны пришли из Германии, основные боевые действияразворачивались в Европе.

Болеечетыре года - с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918 длительнаяПервая мировая война. В нее были вовлечены 36 государств с населением более 1 млрд человек. Вкровопролитных сражениях погибло 10 млн человек, 20 млн были ранены илиискалечены.

1.Причины войны и цели государств

До Первоймировой войны привели обострения противоречий между крупнейшими государствамимира и борьба двух военно-политических группировок - Антанты иТройственного союза. Наиболее непримиримыми оказались интересы Германии иАнглии. Они соперничали на суше и на море. Инициаторами развязывания войнывыступили правящие круги Германии и Австро-Венгрии, хотя и другие страныпреследовали конкретные захватнические цели. Гонка вооружений приобрела невиданныйразмах. На военные расходы уходило более половины бюджетных расходов странЕвропы.

 

Военно-политические блоки

Немецкаяимперия стремилась к мировому господству. В ее планы входило захват большихтерриторий в Европе, в том числе Украины и Прибалтики, колониальных владенийАнглии, Франции, Бельгии, укрепление позиций в Турции и на Ближнем Востоке.Австро-Венгрия надеялась покорить Сербию, Болгарию и Черногорию, завладетьнефтяными месторождениями Румынии, господствовать на Черном, Адриатическом и Эгейскомморях. Турция, которую в случае победы собирались разделить страны Антанты,обращала свои взоры на Балканский полуостров, Крым, Закавказье, Иран.

 

Карикатура на мировые посягательствоВильгельма II

 

В свою очередь Англия претендовала на немецкие колонии, турецкие владения вМесопотамии (нынешний Ирак), добивалась усиления влияния на Ближнем Востоке ив Средиземноморье. В интересах Англии было подорвать экономическую мощьГермании, ее возрастающую роль в мировой торговле. Франция намеревалась вернуть Эльзаси Восточную Лотарингию, отобранные у нее Германией 1871 г., захватить богатыйуглем Саарский бассейн и часть Рейнской области Германии. Экономическиослабить Германию стремилась и Россия. К тому же российский царизм преследовалстратегические задачи - установить контроль над черноморскими проливамиБосфор и Дарданеллы, покончить с немецким и австрийским влиянием в Турциии на Балканах. Установить контроль над Восточной Пруссией. Силезией,Галиции и Буковины.

Российская открытка. Женщины символизируют"Сердечную согласие" (Антанту) Франции, России, Англии

 

Большеколебалась в определении своих притязаний Италия. Будучи союзником Германии иАвстро-Венгрии, Италия все же просчитывала, где ее ждет большая выгода.С началом войны она вела длительные переговоры с обеими воюющими сторонами;наконец, страны Антанты пообещали ей большие территориальные приобретения. Англияготова была предоставить большой заем. Это склонило Италию к переходу на сторонупротивников Германии.

 

Причины Первой мировой войны

 

Итак,война имела несправедливый, захватнический характер со стороны государств обоих блоков.Они прикрывались лозунгами защиты отечества и будущего своих народов,уничтожали в пламени войны миллионы невинных обманутых шовинистическойпропагандой людей.

2.Австро-сербский конфликт. Июльский кризис 1914

Поводомдо начала Первой мировой войны стал австро-сербский конфликт. 28 июня1914 Гаврило Принцип, член тайной организации "МладаБосна ", боровшейся за объединение всех южнославянских народов, убилпреемника австрийского и венгерского престола Франца Фердинанда. Эрцгерцогбыл главнокомандующим армии Австро-Венгрии и прибыл в Боснию на военныеманевры. Его провокационный приезд в Сараево и выстрелы 19-летнего сербскогостудента сыграли зловещую роль.

Арест Гавриила Прицип после выстреловв эрцгерцога Франца Фердинанда

 

23июля Австро-Венгрия передала правительству Сербии ультиматум, который нарушалсуверенитет последней, означал вмешательства во внутренние дела. У случае уклонения Сербии отвыполнение требований ей угрожали разрывом дипломатических отношений, войной. Большиегосударства заняли выжидательную позицию, чтобы не быть обвиненными в змовництви. Вустановленный срок Сербия объявила о своем согласии принять условия ультиматума.Исключение составил пункт, где речь шла об участии австрийской полиции в проведенииследствия на территории Сербии. Этого хватило, чтобы угрозы были осуществлены. 28 июля Австро-венгерские войскавторглись на территорию Сербии. Началось артиллерийское бомбардировкиБелград.

 

3.Вступление в войну великих держав

Имперскимамбициям России, правительство которой благосклонно относился к Сербии, был нанесен ощутимыйудара. У частироссийских военных округов, на Черноморском и Балтийском флотах былопроведена мобилизация, которая переросла в общую. В ответ Германия 1 августатоже начала всеобщую мобилизацию, а вечером германский посол вручил вПетербурге российскому министру иностранных дел ноту с объявлением войныРоссии. 3 августа ноту такого же содержания были переданы французскомуправительству. Обвиняя французов в нарушении нейтралитета Бельгии, Германия безпредупреждений вторглась на ее территорию. Это послужило серьезным поводом кнемедленного вступления в войну Англии.

 

Карикатура на австро-сербскийконфликт. Австрийский орел налетает на сербского петуха, а по Кемени притаилсярусский медведь.

 

Посчитанные дни война стала мировой. Она разгоралась по всему земному шару. На сторонегосударств Антанты выступила Япония, имея целью захватить германские колонии вТихом океане и завладеть Китаем. В октябре в Германии присоединилась Османскаяимперия. Образовались новые фронты в Закавказье, Сирии, Палестине. Однакоглавными изначально были Западный и Восточный фронты. На западе немецкимвойскам противостояли английские, французские и бельгийские солдаты. На востокеобъединенные силы немецкой и австро-венгерской армий были направлены против России.

Запись добровольцев ванглийской армии

 

Наначала войны волна патриотизма и национализма захлестнула воюющие державы. Со временемона изменилась унынием и усталостью, привела к усилению социал-демократии ираспространение пацифистских идей. Но пока она создавала благоприятные условия длямобилизации всех сил на фронте и в тылу. Внешним проявлением национальных чувствстали переименование в России городов с немецкими названиями, в частностиСанкт-Петербург стал Петроградом; в Великобритании королевская семья родом изнемецкого Ганновера взяла новую фамилию - Виндзор. Война сопровождаласьострой борьбой различных общественно-политических течений.

 

Выступление на антивоенном митингелидера французских социалистов Жана Жореса. Война началась на второй день послеего убийства

 

 

Вступу стран вПервую мировую войну

Год

Антанта и ее союзники

Германия и ее союзники

1914

Сербия, Россия, Франция, Бельгия, Черногория, Великобритания ее доминионы  и колонии,  Япония, Египет

Австро-Венгрия, Германия, Турция

1915

Италия

Болгария

1916

Португалия, Румыния

 

1917

США,. Куба, Греция, Сиам, Либерия, Китай, Бразилия

 

1918

Гватемала, Никарагуа, Коста-Рика, Гаити, Гондурас

 

 

4. ПланШлиффена

Накануневойны страны Антанты имели преимущество в людских и материальных ресурсах надстранами Тройственного союза. Военно-морские флоты Англии и Франции доминировалина морях. А вот по количеству и качеству вооружений и в мобилизационном аспекте квойны лучше подготовилась Германия. Почти за год до начала военных действий вГермании было подготовлено военно-оперативный план нападения на Францию и Россию.Немецкому императору о нем доложил начальник генерального штабаГермании Г. фон Мольтке. В основу последующих военных действий было положеноплан генерала Шлиффена - начальника германского генштаба в1891-1905 гг

Начальник генерального штаба Г.фон Мольтке на позициях немецкой армии

 

Неизбежностьвойны на два фронта для Германии была очевидной. Поэтому главной идеей стратегического плана былобить противников порознь. На начальном этапе войны на западе (Против Франции)предполагалосьсосредоточить около 80% вооруженных сил Германии, а остальные - на востоке (Против России). Удар по Франциипредполагалось нанести через нейтральную Бельгию севернее Парижа в обходосновных сил французской армии. В результате такого стратегического маневра("Непрямого удара") предполагалось окружить и уничтожить французскую армию еще дотого, как Россия завершит мобилизацию своей армии. После разгрома в течение 4-6 недельфранцузской армии Германия имела перебросить войска на восток и в течениимолниеносной войны нанести сокрушительное поражение России.

 

5.Боевые действия в 1914 г.

У пЭрши же дни войны немецкиевойска вторглись на территорию Бельгии. Взятие крепости Льеж и столицы Брюсселяоказалось недостаточным утешением для немецких армий, и со временем они неожиданнодля себя натолкнулись на ожесточенное сопротивление бельгийцев, которые не желали сдаваться. Начались карательные операциипротив местного населения. Не гнушаясь никакими средствами, немецкое командованиегнало войска на запад. На франко-бельгийской границы потерпели поражениефранцузы, что придало уверенности немцам. Открывался путь на Париж. Французскийправительство покинул столицу и переехал в город Бордо.

Немецкие войска двигаются черезполя Бельгии

 

Атака немецкой пехоты

 

Атака французской пехоты

 

Стратегическийзамысел германского командования казался исполненным. Два немецких армейскихкорпуса и кавалерийскую дивизию был переброшен на помощь на восток в Пруссию, где уженаступали русские армии под командованием генералов Ренненкампфа и Самсонова.Ноэта помощь оказалась лишней, так как россияне потерпели поражение ранее прибылиуказанные части и уже в сентябре были вытеснитопределившиеся из Восточной Пруссии, причем 30 тыс. солдат попали вокружения, а генерал Самсонов застрелился.

В то же время в августе-сентябре успешными были действия Юго-Западного русского фронта, Действовавший противАвстро-Венгрии.После первых успехов австро-венгерские войска терпели поражение за поражением.Русские армии Рузского и Брусилова в результате Галицкой битвы захватилиЛьвов, осадили крепость Перемышль, заняли почти всю Галицию и Буковину вышли к КАрпатский перевалов.

 

Россияне радуются победе вГалицкой битве

 

Послепобеды в Галицкой битве у россиян открывались возможности наступления черезперевалы вторгнуться в Венгрию, либо направить удар из Польши прямо на Берлин.По настоянию союзников россияне направили свой удар против Германии. В тоже время немецкое командование сосредоточило свои войска для удара на Варшаву, чтобыотвлечь россиян и спасти своих союзников австрийцев. В итоге немецкиеи русские войска сошлись во встречном наступлении на фронте в 300 км в районеИвангорода и  Варшавы. Россияне, имеячисленное преимущество, разгромили две армии противника. Путь на Берлин и Венабыл открыт. Положение спасли немецкие генералы П. Фон Гинденбург и егомолодой талантливый коллега Э. Людендорф. Умелыми маневрами и ценой значительныхпотерь они сумели предотвратить российское вторжение.

Убитые российские солдаты в ВосточнойПруссии

 

Французские солдаты ведут оборонительныебои на р. Марне

 

Темвремя 5-12 сентября разгорелась грандиозная битва на северо-восток от Парижареке Марне. Немецкое командование, считая, что французы уже неспособны оказыватьсерьезное сопротивление решило не обходить Париж с севера, как было предусмотрено планомШлиффена, а пойти напрямик. Это им дорого стоило. Немецкие войска нареке Марна натолкнулись на сильное сопротивление французов, которые в короткий сроксумели собрать в нужном месте значительные силы (в переброске французских войскк фронту вилика роль сыграли парижские таксисты). Германское наступление былоостановлено. Когда говорили французы, «чудо на Марне». План молниеноснойвойны провалился. Однако германское командование оценило ситуацию как временнуюнеудачу и стремилось нанести фланговый удар с целью окружить французов и взятьстолицу Франции. Но французские и английские войска, которые прибыли нафронт,  перешли в наступление. Каждая изсторон пыталась обойти противника с флангов, что напоминало "бег к морю".Линия фронта удлинялась и достигла 600 километров - от границШвейцарии до Ла-Манша. Фронт стабилизировался. Это был важный стратегическийуспех союзников.

"Марнское такси". Французскиевойска направляются на фронт с помощью парижских такси

 

Кэтого война была маневренной, теперь она приобрела позиционный характер. И те, ите солдаты зарывались в окопы, перед которыми строились земляные и бетонныеукрепления, недоступные даже для тяжелой артиллерии. Перед окопами протянулисьминные поля и ряды колючей проволоки. Чтобы преодолеть такую оборону при тогдашнейтактике и техническом оснащении войск потребовались значительные людские резервы, которых в то времяу одной стороны не было.

Поля колючей проволоки

 

6.Разрастание масштабов войны

Нииз сторон не владела достаточными средствами, чтобы бесповоротно изменить ход событий.Поэтому они старались как можно быстрее втянуть в эту всемирную бойню другихсоюзников.

Первойсмогли привлечь в войну Японии, которая выступила на стороне стран Антанты. Оназахватила немецкие владения в Китае и на Тихом океане. Страны Антанты требовалипослать японских солдат в Европу, но японское правительство отказалось это сделать.

Российская открытка. Германия тпАвстро-Венгрия толкают Турцию к войне

 

Германиюподдержала Османская империя. Чтобы ускорить вступление Турции в войне, германскиекорабле «Гебен» и «Бреслау» под турецким флагом обстреляли Одессу,Севастополь и другие города. Это повлекло за собой образование еще нескольких фронтов.Российско-турецкий фронт в Закавказье, растянувшийся на 350 км. Здесь наступлениетурок был неудачным. В Сарыкамышской битве (декабрь 1914 - январь 1915)основные силы турецкой армии были разгромлены. Российские войска вступили натерриторию Турции. Вину за поражение турецкое руководство возложило на армян,которые якобы способствовали продвижению русских. Против армян были устроены погромы ирезня. На конец 1915 г. с 2100 тысяч армян в Турции осталось 600 тыс.Такого геноцида человечество еще не знало. Это был первый прецедент, который повлек засобой целый ряд массовых убивст по национальному, расовому признаку ни в чем неповинных людей,произошли в ХХ в. Одними из причин ненависти турок к армянам были: религиознаянетерпимость (армяне христиане, турки - мусульмане), доминирование армян вэкономической жизни империи (80% внутренней и 50% внешней торговли было в ихруках).

Жертвы геноцида

 

Такжевозникли фронта в Палестине и Ираке где турецкая армия столкнулась сангличанами.

Неудачипостигли и австрийскую армию на Балканах, которая дважды принимала Белград, но сербы некапитулировали и вытеснили австрийцев из страны.

Бои наЗападном и Восточном фронтах означали срыв немецкого плана молниеносной войны.Война стала набирать затяжной характер и разрастаться в масштабах. Но ктакой войны ни одна из сторон не была готова. Теперь судьба войны виришував уже нефронт, а тыл (экономический, человеческий потенциал).

 

Документы,материалы

Из речиминистра иностранных дел Германии Бюлова в рейхстаге 11 декабря 1899

"Мыне потерпим,  чтобы какая иностраннаягосударство,  чтобы какой чужеземный Юпитерсказал нам: "Что делать? Мир уже поделен! Мы не хотим никомумешать, но мы и не позволим никому стать нам помешать. Мы не будемпассивно стоять в стороне? в то время,   какдругие делят мир. Мы не можем и не хотим этого терпеть. Мы имеем своиинтересы во всех частях света? Если англичане говорят о Великобритании,французы о новой Францию, русские завоевывают Азию, то мы требуем созданияВеликой Германии? Мы только тогда сможем держаться на высоте, когда поймем,что для нас невозможен благосостояние без большого могущества, без сильной армии, безсильного флота? В следующем веке немецкий народ будет либо молотом, либонаковальней?

 

Вопроск документу

1. Как выпонимаете значение последних слов Бюлова, приведенных в этом документе?

2. Ккаким последствиям привела политика Германии, провозглашенная в этой речи?

 

Австро-венгерский ультиматум Сербии

(Извлечение)

1.Запретить все издания,   подстрекающихненависть и презрение к монархии (Австро-Венгрии) и общие тенденции,направленные против его территориальной целостности.

2. Немедленнораспустить организацию "Народная одбрана", конфисковать все ее средствапропаганды и поступить так же с другими организациями и объединениями вСербии,   которые ведут пропаганду противАвстро-Венгерской монархии?

3. Немедленноисключить из учебных заведений Сербии? преподавателей, учебные пособия, все, чтослужит или может служить поддержанию пропаганды против Австро-Венгрии.

4. Устранитьс военной службы и вообще из администрации всех офицеров и чиновников,виновных в пропаганде против Австро-Венгерской монархии.

5.Согласиться на сотрудничество в Сербии органов императорского и королевскогоправительств в деле подавления вредных движений, направленных против территориальнойцелостности монархии.

6.Открыть судебное следствие против участников заговора 28 июня,   находящиеся на сербской территории.Органы,  уполномоченные императорским икоролевским правительством, примут участие в надлежащем розыске.

7.Срочно задержать майора Войя Танкосича и Милана Цигановича, чиновникаСербского государства, скомпрометированных результатам сараевского следствия.

8.Повредить действенными мерами участия сербских властей в незаконной перевозкеоружия и взрывчатки через границу?

9. Датьимператорском и королевском правительства объяснения по поводу неоправданных заявленийвысших сербских чиновников  как вСербии,  так и за рубежом,   какие? не стесняются высказываться винтервью неприемлемым образом против Австро-Венгерской монархии.

10.Немедленно сообщить императорский и королевский правительство об осуществлении мер,предусмотренных вышеперечисленными пунктами.

 

Вопросы к документу

1. Которыепункты ультиматума были неприемлемы для Сербии и почему?

2. Которыесобытия привели приведенного выше ультиматума?

 

Из письмагерманского императора Вильгельма II к австро-венгерского Франца-Иосифа II (1914г.)

"Вседолжно быть потоплено в огне и крови, нужно убивать мужчин и женщин, детейи старых, нельзя оставлять ни одного дома, ни одного дерева. Эти терорестичниметоды единственные, способные запугать такой выродившийся народ, как  французы; войну будет кончено менее чем за двамесяца ... "

 

Вопрос к документу

Чем былообусловлена такая жестокость, к которой призывал Вильгельм II?

 

 

Из книги дочери английского посла в Петербурге МириэльБьюкенен

? Как полны мы были энтузиазма! Как полныуверенности, что боремся за правое дело, во имя свободы, гуманности, за лучшеежизни на земле. Благодаря нашему приподнятом настроения мы ждали триумфов ипобед.

Российскаяпехота! Британский флот! Французская артиллерия! Результате будет завершено кРождество  и казаки войдут в Берлин!Знаменитую Аллею Победы в Берлине,  с ееблестящими беломраморными статуями курфюрстов и королей из дома Гогенцоллернов,будет разрушен. Союзники продиктуют свои условия мира немецком императору,и за столом, сделанным из "дерева победы", где он росчерком пераотдал приказ о начале боевых действий, он будет вынужден подписать мирныйдоговор ".

 

Вопросы к документу

1. Какоеотносились народы к войне, начавшейся?

2. Почемунадежду на скорейшее прекращение войны не оправдались?

 

Вопросы и задания

1. Которыеосновные причины Первой мировой войны?

2.Выясните планы воюющих сторон и дайте им оценку.

3. Которыйконфликт начал войну? Можно было его решить мирными средствами?

4.Докажите несправедливый и захватнический характер войны.

5.Укажите этапы втягивания великих держав в Первой мировой войне.

6.Охарактеризуйте боевые действия на фронтах 1914 Почему планы немецкогогенерального штаба оказались обреченными?

7. Илибыли взаимосвязанысвязаны события на Западном и Восточном фронтах? Если да, токаким образом?

8.Составьте хронологическую таблицу событий войны в 1914 г.

9. Чтотакое позиционная война?

 

Запомните даты:

28 июня 1914- Убит наследникаавстрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда.

1 августа1914-Начало Первой мировой войны.

Сентябрь1914 ­ Перваябитва на Марне.