§ 12. Соединенные Штаты Америки
1. Изменение статуса США в мире после Першои мировой войны
Перваямировая война не коснулась Американского континента, и страна не подверглась тогомассового разрушения и человеческим жертвам, Какі були в Европе. Американская армия приняла участие в боевых действиях только летом-Осенью 1918 Людские потериСША, по сравнению с другими странами, были значительно меньше: около 120 тыс.убитых и умерших от болезней и около 230 тыс. раненых.
Войнаспособствовала обогащению страны. Общая чистая прибыль монополий течение1914-1919 гг составил 33600 млн долларов. Это позволило осуществитьзначительные капиталовложения в американскую промышленность, создать новые рабочиеместа, уменьшить безработицу.
Промышленныйрост, начавшийся на этой базе, увеличил удельный вес США в мировом промышленномпроизводстве. До 1920 г. доля США составляла около половинымировой добычи каменного угля, 3 / 5 производства чугуна и стали, 2 / 3добываемой во всем мире нефти, 85% выпуска автомобилей.
Итак,США закрепили за собой статус экономически мощной страны мира.
СоединенныеШтаты значительно увеличили экспорт капитала. Главной его формой были военныессуды. Общая их сумма в начале 20-х гг достигла 11 млрддолларов. Кроме того, за годы войны более чем вдвое увеличилась суммаамериканских частных инвестиций за рубежом. Таким образом СШАпревратились из должника в крупнейшего в мире кредитора.
Ростудельного веса США в международных экономических отношениях создало условия дляактивного вторжения Соединенных Штатов в сферу мировой политики. Правительстводемократической партии во главе с президентом Вудро Вильсоном принял в 1917 г.курс на завоевание "мирового лидерства".
Программурешительной активизации внешней политики США было изложено Вильсоном в упомянутыхвыше "14 пунктах". Она содержала ряд коренным новых положений. Еепринятие означало бы революционные изменения в международных отношениях.
Выступаяпротив тайных соглашений, которые были обычной практикой международных отношений вЕвропе, правящиекруги США надеялись заключить другие, более выгодные для них. Они пыталисьреализовать лозунг "равных возможностей", чтобы создать условия длянаступления на позиции европейских колониальных держав в странах Азии, Африки иЛатинской Америки. Для ослабления своих соперников США предлагали ввестипринцип "открытых дверей" во всех владениях Германии и Турецкойимперии, подлежащих разделению, а также в Китае.
Наосуществления этой программы была направлена деятельность представителей США наПарижской мирной конференции 1919 США стремились не допустить чрезмерногоукрепление Англии и Франции. С этой целью они выступили за сохранениедостаточно сильной Германии под влиянием Соединенных Штатов. В расчете наутверждение доминирующего положения США выходили и американские планы организацииЛиги Наций.
Президент США В. Вильсон(1913-1921 гг.)
Решение Парижской мирной конференции оказались не такими, как надеяласьадминистрация президента В. Вильсона. Главные объекты послевоенного раздела мирабыли переданы под управление Англии, Франции и Японии. Соединенные Штаты не получили ни одной измандатных территорий. В Лиге Наций ведущее положение заняли не Соединенные Штаты,а Англия и Франция.
Провалпланов США на Парижской мирной конференции объяснялся тем, чтовнешнеполитические позиции США оставались сравнительно слабыми. К тому же в самихСША существовала серьезная оппозиция внешнеполитическом курсу президента В. Вильсона.
Выступаяпод флагом изоляционизма, республиканцы были против ратификации Версальскогодоговора, призвали отказаться от участия США в Лиге Наций. Они считали вступлениеСоединенных Штатов в союз с европейскими государствами возможным лишь при томусловии, что там изначально будет обеспечено превосходство США. Республиканцы выдвинулилозунг "свободы рук" для США, надеясь постепенно обеспечитьвоенно-политическое превосходство Соединенных Штатов над европейскими государствами иэтим сделать важный шаг на пути к мировому первенству. Острые столкновения междуреспубликанцами (изоляционисты) и демократами (Екчпансионисты) во главе с Вильсоном былиотражением борьбы различных политических группировок по вопросу о методахзавоевания мировой гегемонии.
Вмарте 1920 г. сенат не ратифицировал Версальского договора, который включалположения о Лиге Наций. Это означало, что внешнеполитический курс, взятыйправительством Вильсона в годы Першои мировой войны, потерпел поражение.
Не имелиуспеха и все попытки правительства Вильсона добиться успехов в борьбе против большевистскогорежима в России.
ПоражениеВильсона, представил реформаторское крыло правящих кругов, и одновременнодемократов, на выборах 1920 имела далеко идущие последствия во внутренней политике. В СШАнадолго было заблокировано проведение социальных реформ, А во внешнейполитике возобладал изоляционизм.
2. Политический курс республиканской администрации
Летом1920 в США разразился глубокий экономический кризис, затронувший все отраслипромышленности. Повлекли ее сокращения военного производства и конверсия.Количество безработных в 1921 г. достигла 5,7 млн. Реальная заработнаяплата снизилась в среднем на 20-25%.
Кризиспромышленности переплелась с аграрной кризисом. К весны 1921 г. цены насельскохозяйственные товары в США снизились в 3-4 раза. Это привело не толькок сокращению доходов фермеров, но и к разорению многих из них.
Недовольстворабочих и фермеров их тяжелым положением проявилось во время избирательнойкампании 1920 Этим воспользовались республиканцы. На выборах1920 они одержали победу. Их кандидат на пост президента США УорренГардинг собрал более 16 млн голосов, тогда как кандидат демократов ДжеймсКокс - лишь 9 млн. После восьмилетнего перерыва республиканская партиядоступилася к власти. Гардинг взял курс на возвращение в довоенных порядков("Нормальности", как он говорил). Консервативные тенденции имели двоякийвлияние на внутреннюю жизнь страны. С одной стороны происходит невиданный развитиеэкономики с другой - идет накопление и появление целого ряда проблем, имевшихдалеко идущие последствия.
Президент США У. Гардинг (1921-1923 гг.)
Еще1919 республиканцы заблокировали реформы в сфере трудовых отношений, опредоставление права работникам на забастовку. Администрация Гардинга выступала противполитики государственного регулирования. Однако были созданы все условия для увеличенияприбылей крупных промышленников, банкиров, предпринимателей. У1921 г. было отмененовведенный в период войны налог на сверхприбыли корпораций. Впоследствии были повышенные пошлины на импорт в США важныхпромышленных товаров. Это привело к росту цен на внутреннем рынке. Прибылимонополий сразу подпрыгнули.
Дляувеличение доходов представители крупного капитала не останавливались перед прямымнарушением закона. Курупция государственного аппарата стала всеобъемлющей. В1921-1922 гг большие нефтепромышленники подкупили министра внутренних дели незаконно получили в аренду государственные нефтеносные районы в Калифорнии иВайоминге. На путь мошеннических сделок с монополиями стали министр юстиции,председатель федерального бюро помощи ветеранам войны и другие высокие чиновникиреспубликанской администрации. Действия многих членов республиканскойадминистрации, известных своей близостью к Гардинга, имели столь скандальныйхарактер, что это стало компрометировать самого президента. И только неожиданнаясмерть в августе 1923 г. спасла его от суда и позора разоблачения.
Единственнойсерьезной реформой, осуществленной республиканцами, было предоставление избирательных правженщинам (1920 г.).
Ярчайшимпроявлением консервативных тенденций во внутренней жизни стала поправка кКонституции, которая набирала силу в январе 1920 г., по которому вводилсяСухой закон, запрещающий изготовление и продажу алкогольных напитковна всей территории США. Как следствие в стране с `появились банды организованныхпреступников (гангстеру), что взяли под контроль весь нелегальный бизнес водочныйнапитков, наркотиков, проституции. Расширилось коррупция среди правоохранительныхорганов. Массовым стало такое явление как рэкет. Войны между бандами гангстеру, чтоборолись за контроль над нелегальным бизнесом, стали потрясать крупные городаСША. Одним из найвидомиших тогдашних "королей" преступного отчета стал АльКапоне.
Перехвачена полицией партияводочный напитков, нелегально доставлялись в США
Опятьстал процветать Ку-Клус-Клан, который на юге США контролировал целые районы.Распространение расовая сегрегация. В некоторых южных штатах под запретпопало преподавания тех знаний, которые расходятся с Библией. Так, школьный учительДжон Скопс был привлечен к суду и осужден за преподавание теории Дарвина.
Ввнешней политике республиканские лидеры выдвинули такие принципы, как отказот военно-политических союзов с европейскими странами и активизация экономическойэкспансии Соединенных Штатов.
АдминистрацияГардинга стремилась достичь новыми методами старой цели - утверждениемировой гегемонии Америки.
Вавгусте 1921 г. был подписан сепаратный договор между США и Германией, покоторым за США закреплялись все права, предоставленные им Версальским договором.
Резкоусилилась экономическая экспансия США на Дальнем Востоке, особенно в Китае. Все этосоздавало серьезную угрозу для международных позиций Англии, что привело кнапряжение отношений между двумя странами. Резко обострились противоречия между СШАи Японией. США, которые считали себя "обделенными" в Версале, стремилисьвзять реванш. Уже через два года после Парижской конференции 1919американская дипломатия на Вашингтонской конференции смогла записать в свойактива первую большую победу. На Вашингтонской конференции 1921-1922 ггделегация США, опираясь на экономическую мощь Америки, используятакое важное средство воздействия на другие страны, как военные долги, добилась значительныхуступок со стороны европейских государств. Были приняты доктрина "открытыхдверей "в отношении Китая, договоры об ограничении морских вооружений и онеприкосновенность островных владений государств-участников в Тихом океане, что свидетельствовалоо повышении политического веса США в системе международных отношений. ОтносительноСоветской России правительство Гардинга взял курс на продолжение политики экономическойблокады и дипломатической изоляции. 25 марта 1921 государственный секретарьСША Хьюз заявил, что к осуществлению "коренных изменений" всоциально-экономическом устройстве России о возобновлении торговых, особеннодипломатических, отношений между США и советским государством и говорить нечего. Однако сдийснення в СССР политикинэпа открыло путь к американо-советских торговых отношений.
3. Рабочий и демократический движения
Экономическаякризис 1920-1921 гг дала мощный толчок к активизации рабочего движения.Значительной побуждением к его развертывания стала ликвидация минимальных социальныхпрограмм, внедренных демократами в предыдущие годы ("справедливыйкурс ").
Наибольшейсилы забастовочное движение достигло летом 1922 г., когда он почти одновременноразвернувшегося в текстильных центрах Новой Англии, в угольной промышленности и нажелезнодорожном транспорте. Всего забастовочное движение начала 20-х гг был менееуспешным, чем в первые послевоенные годы. Поражение крупных забастовок потянула засобой окончательную потерю завоеваний первых послевоенных лет, вследствие чего СШАв 20-е гг были страной с самым отсталым социальным законодательством средистран Запада. Только бурный подъем экономики: рост занятости изаработной платы умерило борьбу рабочих за свои права.
Экономическаякризис 1920-1921 гг дала новый импульс и развитию демократического движения.Одним из важных его направлений стал негритянский движение. Тяжелое экономическоеположение негритянского населения, жестокая расовая дискриминация, терроркуклуксклановцев - все это вызвало сопротивление негров, возглавляемых наибольшейнегритянской организацией - Национальной ассоциацией содействия прогрессуцветного населения, созданной еще в 1909 г. Одним из ееруководителей был выдающийся негритянский ученый, писатель, общественный иполитический деятель Уильям Дюбуа.
В негритянской школе
Одновременноразвернулся негритянский движение под лозунгом "Назад в Африку", которыйвозглавил Маркус Гарви. В начале 20-х гг движение Гарви привлек миллионынегров. Но вскоре Харви отказался от своей радикальной платформы. Вместе сним к идее возвращения остыли и широкие массы негритянского населения,поняли, что решение негритянского вопроса заключается не в попытках осуществлениялозунга "Назад в Африку", а в борьбе за улучшение положения негров всамих Соединенных Штатах.
4. Особенности стабилизации в США. "Процветание"
СоединенныеШтаты раньше других высокоразвитых стран вступили в период стабилизации. В1922-1929 гг происходил бурное развитие промышленного производства.В конце этого периода США производили 44% промышленной продукциикапиталистического мира, то есть больше, чем Великобритания, Франция, Германия,Италия и Япония вместе взятые.
Важнымтолчком к росту производства стало распространение конвейерного метода массовогопроизводства.
Впервыес наибольшей эффективностью эти методы были использованы на автомобильных заводахГенри Форда в Детройте. Внедрение новых технологий привело к приумноженияпроизводства. Отдельным предпринимателям было не под силу создание крупныхпредприятий. Поэтому все большую роль стали играть акционерные общества икорпорации - своеобразные формы коллективного бизнеса. Массовое появление акцийспособствовала развитию фондового рынка.
Заводы Г. Форда
Генри Форд
Наиболее интенсивно развивались автомобильная, машиностроительная,электротехническая, химическая, авиационная и некоторые другие отрасли. В каждой из них доминировали 3-4крупнейшие компании. До 1929 г. корпорации объединяли почти половинуфабрик и заводов страны. Количество банков в США уменьшилось за1920-1929 гг с 30 до 24 тыс., а их капиталы увеличились на 21 млрддолларов.
СШАзначительно увеличили экспорт товаров, активно наступая на позиции своихсоперников. Превышение экспорта над импортом в 1921-1929 гг достигло7,7 млрд долларов. Высокие таможенные тарифы защищали американскую промышленностьот иностранной конкуренции. Важным средством финансовой эксплуатации других странбыл вывоз капитала. Американские капиталовложения за границей с 1920 г.по 1931 г. составили 11,6 млрд долларов, причем 40% этой суммы приходилосьна Европу, а 22% - на Латинскую Америку. Получая огромные проценты сссуд и платежей с военных долгов, США превратились в государство-рантье.
Экономическийподъем 20-х гг имело ряд особенностей. Судостроение, производствожелезнодорожного оборудования, текстильная и угольная отрасли упадок. Производственныемощности в машиностроении и металлургии не были полностью загружены.Сельское хозяйство переживало затяжной кризис. В стране было 2-3 млнбезработных. С каждым годом возрастал объем продаж в кредит, за счет будущихдоходов населения, что свидетельствовало о сужении внутреннего рынка и обостренияпроблем сбыта. Хотя тогда было распространено лозунг: «Реклама плюс кредит -процветание навсегда! "
Этообъяснялось неравномерностью распределения национального богатства. Заработная платаедва увеличилась, тогда как прибыли крупных предпринимателей выросли втрое.Богатые стали богаче. Они покупали дорогие машины, дома, яхты, но их быломало и они не могли заменить массового потребителя в условиях бурного развитиямассового производства.
Неустановившейсябыла и финансовая система. В 20-е гг на Нью-Йоркской фондовойбирже - крупнейшей в мире - происходил настоящий бум, вызванныйнебывалым повышением курса акций. Это привлекло на рынок ценных бумаг значительныефинансовые ресурсы. Все стремились купить акции только для того, чтобы потом ихпродать. Когда же этот спекулятивный бум достиг пика, началось обвальноепадение акций, а впоследствии и кризис.
Произошлисдвиги и в политической жизни страны. На выборах 1924 в борьбувступила новая сила. Кроме Демократичнои и Республиканськои партий, в выборах участвовал Прогресивний блок,поддерживал сенатора-республиканца от штата Висконсин Р. Лафоллета. Онбаллотировался как независимый кандидат в президенты. Его поддерживали Американскаяфедерация труда - АФТ, социалистическая партия и несколько общественныхорганизаций. Движение в поддержку Лафоллета был крупнейшим в истории США массовымнародным политическим выступлением, вышедший за пределы двухпартийной системы. Лафоллетсобрал на выборах 4800000 голосов. Вскоре блок, его поддерживал,распался. В 1924 г. впервые в выборах приняла участие компартия, которая выдвинуласвоим кандидатом в президенты В. Фостера.
Президент США К. Кулидж(1923-1929 гг.)
ПрезидентомСША избрали Кулиджа. Новое правительство провозгласил свой девиз: "ДелоАмерики - бизнес ". Он всячески способствовал росту прибылей монополий,снижая из года в год налоги на корпорации и предоставляя крупным компаниямгосударственные субсидии. Вместе Кулидж дважды отклонял законопроект о помощифермерам. Значительные средства тратились на морские вооружения. Экономическое иполитическую жизнь страны находилась под контролем семейств финансовойолигархии - Моргана, Рокфеллера, Дюпона, Меллона, а также чикагской,бостонской и Кливлендской финансовых групп. Важнейшие посты в кабинетеКулиджа занимали представители финансового капитала. Мини-Стром финансов был"Алюминиевый король" Эндрю Меллон, министром торговли - ГербертГувер, близкий к Моргану предприимчивый делец, который получил репутацию одногоиз столпов "просперити" ("процветания").
Президент США Г. Гувер (1929-1933гг)
Очереднаяпобеда республиканцев на выборах 1928 привела Гувера в Белый дом.Значительную роль при этом сыграли обещания уничтожить нищету и обеспечить каждомуамериканцу богатую жизнь. Была популярна книга Гувера о «твердый индивидуализм».
Намеждународной арене США проводили политику экспансии, прикрывая ее"Изоляционистским" флагом. Соединенные Штаты выступали главнымарбитром в решении проблемы репараций. Предложенный ими 1924 планДауэса создал условия для воспроизводства немецкого военно-промышленного потенциала.В 1929 г. вместо него был разработан план Юнга, который способствовал проникновениюамериканского капитала в Европу.
Принимаяучастие в борьбе за господство в Китае, США вместе с другими государствамиподавляли национально-освободительное движение китайского народа.Финансово-экономический нажим на страны Латинской Америки сочетался совооруженной интервенцией, особенно в Центральной Америке и бассейне Карибскогоморя. Агрессия США против Никарагуа в 1913-1933 гг (1925-1927 гг. Американскиевойска выводились из страны) и убийство руководителя национально-освободительного движенияСандино вызвала глубокое возмущение в Центральной и Южной Америке.
В годыстабилизации обострилась борьба между США и Великобританией за контроль надрынками и сырьевыми ресурсами. Американские монополии все ощутимеедавили на английских конкурентов. Усилилось и морское противостояние.
СШАбыли единственной из великих держав, которая отказывалась признать СССР. Однакореспубликанская администрация не препятствовала деловым кругам США в развитииэкономических и торговых отношений с Советским Союзом. Несмотря наотсутствие договорно-правовой основы советско-американской торговли, ееобъем во второй половине 20-х гг неуклонно рос. В 1930 г. СШАвышли на первое место среди импортеров товаров в Советский Союз (главныммашин и промышленного оборудования). Наконец, 1933 г. США и СССР установилидипломатические отношения. Это произошло именно в тот момент, когда сталинский режимпоказал свое настоящее хищническое лицо (миллионы людей в Украины, СеверномКавказе, Казахстане умирали от Голодомору).
5. Великая депрессия
Крах наНью-Йоркской бирже 29 октября 1929 («Черный вторник») сообщил обначало небывалой по глубине и разрушительной силой экономического кризиса. За один деньобщая сумма падение цены акций составляла 10 млрд долл. К лету 1932промышленное производство в США сократилось почти вдвое против 1929 Тысячибанков, промышленных и торговых компаний обанкротились. Но крупные корпорации,которые поглотили много мелких и средних фирм, воздержались благодаря помощиправительства.
Паника на Нью-йоркской фондовойбирже (Уолл-стрит) 29 октября 1929
Кризиспривела к невиданному росту безработицы. На окраинах городов выросли"Гувервили" - поселки с лачуг, в которых жили безработные и ихсемьи, лишены жилья. У благотворительных пунктов по миской похлебки выстраивалисьдлинные очереди голодающих. Сотни тысяч людей бродили страной в безнадежных поискахработы, среди них было немало разоренных фермеров.
Развернулсямассовое движение безработных, организовавших два "голодные походы" наВашингтон. Они требовали обеспечения работой, введение системы социальногострахования и выдачи пособий по безработице, прекращения увольнений, сохранениезаработков работающим, признания права на организацию профсоюзов. Для подавления выступленийправительство применяло войска и полицию, но движения не прекращались.
Безработицавпервые в истории достигло астрономической цифры - 17 млн человек. Недаромкризис остался в исторической памяти американцев символом национальнойтрагедии. Начало и быстрое разрастание ее донимали американцам еще и тем, что,поверив в бесконечное "процветания" 20-х гг, оказавшиесяморально неподготовленными к беде. Кризис вызвал сначала не активнопротиводействие, а растерянность. Усепроникний характер, большая продолжительность, беспрецедентнаяглубина порождали парализующий страх. Положение ухудшалось черезотсутствие в стране системы социального обеспечения, что явилось результатомгосподства индивидуалистической морали. Поэтому кризис экономики стала и кризисомамериканского индивидуализма. Взгляды американцев обратились к государству,вмешательство которой казалось единственным средством выживания.
Характерно,что крупнейшие массовые движения, которые появились в годы кризиса, требовали государственногорегулирования. Безработные требовали создания государственной системы страхования по безработице,ветераны Першоимировой войны - государственной поддержки, фермеры призвали Вашингтон положитькрай снижению цен на их продукцию. Кризис пришелся почти полностью на времяпрезидентства республиканца Гувера. Он занял должность 4 марта 1929за полгода до начала кризиса и покинул Белый дом ровно через 4 года, когда кризисуже прошла свой пик. По иронии судьбы Гувер был одним из самыхсторонников индивидуализма. По его мнению, больше всего, на что могла уйтигосударство, - это стать координатором частной инициативы и независимымарбитром в борьбе конкурирующих социальных и политических групп. Гувер, крометого, считал, что причины кризиса заключаются в расстройстве мирового хозяйства послевойны, американская же экономика вполне здорова и не нуждается сильнодействующихлекарств.
Последствия "Великой депрессии".Один из бывших миллионеров торгует яблоками на улицах Нью-Йорке
Исходяиз этого, президент и формировал свою политику в годы кризиса. Он, например,созвал конференции представителей деловых кругов и профсоюзов для обеспечениясоциальному перемирие, призвал расширять частную благотворительностьдля помощи тем, кто нуждался. От беспокойного мира Америкаотгородилась высоким таможенным барьером. Созданное им федеральное фермерскоеуправление начало закупку излишков сельскохозяйственной продукции. Былопринято федеральную программу строительных работ.
Последствия "Великой депрессии"."Гувервили" на окраинах американских городов
Дальшеуглубление кризиса показало, что этих мер недостаточно, однако администрация Гуверапошла даже на свертывание ее скромных программ. Когда же в бюджете Федеральногоправительства образовался дефицит и положение стало безвыходным, Гувер согласился выдаватьгосударственные ссуды штатам и частным корпорациям для помощи гражданам.
И самакризис, и несостоятельность политики президента ее преодолеть, не могли не вызватьпадение влияния республиканской партии, после гражданской войны длительноевремя доминировала на политической арене страны. Их оппоненты - демократическаяпартия - получили уникальный шанс прийти к власти. В 1930 г. онисделали первый шаг к этому, завоевав большинство в палате представителейКонгресса.
6. "Новый курс" Рузвельта
Попыткойвыхода из кризиса, смягчение социальной напряженности в обществе, попыткой, чтооказалась началом глубоких реформ американского общества, стала политикапрезидента Франклина Рузвельта в 1933-1941 гг, которая вошла в историю подназванием "новый курс".
Рузвельт,будучи с 1928 г. губернатором штата Нью-Йорк, в то время наиболеенаселенного и богатого, совершил программу государственной помощи бедным, неимела аналогов. Став кандидатом демократов на высший государственный пост страны, онподчеркивал необходимость помощи "забытой человеку", подразумеваямиллионы обездоленных кризисом, обещал американскому народу "новыйкурс ", связанный с использованием нетрадиционных методов борьбы с кризисом.Рузвельт не имел законченного программы и считал главной целью предвыборнойкампании склонить на свою сторону всех недовольных. Многие считали, что,придя на избирательные участки в ноябре 1932 г., они проголосовали неза Рузвельта, а против Гувера. Рузвельт, кроме того, пообещал отменить"Сухой закон". Так или иначе Республиканська партия потерпела чувствительное поражение.Рузвельт получил 22800000 голосов, тогда как Гувер - лишь15,8 млн. Демократы к тому же завоевали большинство в обеих палатахКонгресса.
Выбранныйпрезидентом, Рузвельт занял пост только 4 марта следующего года. На этотвремя, время "междуцарствия", выпал самый драматичный этап развития кризиса.Началась волна банкротства американских банков. Толпы граждан буквальнобрали их в осаду, пытаясь спасти свои сбережения, забрать их. В ночь4 марта банки Нью-Йорка и Чикаго - финансовых центров США прекратилиоперации за недостатка наличности. Государство оказалось под угрозой полногопаралича. Банковский кризис не дала Рузвельту времени на адаптацию к новой роли,она побудила его сразу же выявить выдающиеся качества политика: динамизм,решительность и новаторский подход. Чтобы иметь время на подготовку своих предложений иутихомирить страсти, Рузвельт закрыл все банки государства, а затем, получив отКонгресса необходимые полномочия, совершил экстренную программу спасениябанковской системы, помогая одним банкам и ликвидируя другие. После этогобыл проведен первый этап банковской реформы, составляющей которой сталострахование мелких и средних депозитов до 5 тыс. долларов.
Немноговпоследствии, в 1934 г., была проведена девальвация доллара и создана комиссия поторговли акциями, которая осуществляла надзор за деятельностью фондовой биржи с цельюпрекращения спекуляций по завищеною стоимости.
Второйгруппой мер, проведенных на первом этапе «нового курса», быласвязана с попыткой выйти из аграрного кризиса. Центральное место среди них занималзакон о регулировании сельского хозяйства 1933 г. (ААА), который был направленна повышение доходов фермеров за счет увеличения цен на продукциюони производили. В соответствии с законом создавался сложный механизм,был ориентирован на сокращение производства основных видов сельскохозяйственнойпродукции. В качестве компенсации фермеры получали премиальные расходы по особогофонда, который создан за счет нового специального налога.
Президент США Ф. Ркзвельт средифермеров
Центральнымсреди законов 100 дней был закон о восстановлении промышленности (NRА), который был принят летом1933, Его символом был синий орел. Он предусматривал создание государственного регулирования условийпромышленного производства, регулирования трудовых отношений, помощь безработным.
Символ "Нового курса"
Какподчеркивал Рузвельт: «Роль государства осложняется неизбежно, так какусложняется сама жизнь ».
Первыемероприятия «нового курса» спояли определенной стабилизации экономики.
Однаконачало экономического оживления не привел к ожидаемому спаду социальнойнапряженности. Наоборот, парализующий страх людей шло вместе с кризисом, иактивность масс стала возрастать. В стране возникли массовые движения, некоторые - внеобычной форме, отражавшие глубокое недовольство американцев положением,сложившееся. Лейтмотивом всех этих движений было требование их участников больше,надежнее защитить граждан страны, дать гарантии, что пережитые ими бедыбольше не повторятся. В основном все пожелания сводились к решительномувнедрения государственного регулирования социальной и экономической жизни.
Выборыв конгресс 1934 показали, что большинство американцев поддерживает этитребования.
Понимаяобреченность попыток восстановить старый порядок, учитывая настроения масс и расписаниеполитических сил? Рузвельт осуществил "сдвиг влево" в своей политике,составляющей которого стал ряд важных структурных преобразований в американскомобществе. "Новый курс" означал государственное регулирование економикы,вмешательство государства в частнособственническую деятельность. Были закрыты мелкие банки,запрещен вывоз за границу золота. Государство регулировало развитие промышленности, которая делилась на несколько групп. Между ними долженбыл действовать "кодекс честно конкуренции", который определял объемпроизводства, распределение рынков, уровень заработной платы. В области сельскогохозяйства правительство США стимулировал экспорт пшеницы и хлопка, способствовал повышениюцен на сельскохозяйственную продукцию.
"Новыйкурс "предусматривал также проведение социальных реформ. В страневнедрялась государственная система оказания помощи вдовам, сиротам и инвалидам,страхование безработных и пенсионного обеспечения. В 1935 г. было принятонациональный акт о трудовых отношениях (закон Вагнера). Он окончательно закрепилправо рабочих на организацию профсоюзов, проведение забастовок, создал такжесистему государственного регулирования трудовых отношений. Наряду с основнымпрофсоюзныхединением АФП возник Конгресс производственных профсоюзов. Были значительнорасширенные экономические функции государства. Установка государственного контроля надФедеральной резервной системой и превращение ее в своеобразный центральный банкСША завершили банковскую реформу.
Дляобеспечение справедливого распределения национального дохода реформироваласьсистема налогообложения - были повышены ставки налогов на сверхприбыль,наследство и дарственные. Значительно расширена система общественных работ. Ею занималосьАдминистрация развития общественных работ (WPA).
Сдвигвлево в политике "нового курса" сделало более жесткой политическойборьбу. Консервативные силы перешли к открытой конфронтации с правительством. Ихпрославление Рузвельта как спасителя нации изменилось нападками и обвинениямиего в измене. Поэтому предвыборная кампания 1936 выявила почтидиаметрально противоположные позиции двух основных партий в вопросе о реформах, авыборы превратились в своеобразный референдум о судьбе "новогокурса ". Рузвельт одержал на этих выборах убедительное большинство, собрав27800000 голосов против 16,7 млн, поданных за его главного соперникаАльфреда Лэндона. Республиканцы победили только в 2 штатах из тогдашних 48. ВКонгрессе их представительство оказалось наименьшим с начала века. Выборы1936 имели историческое значение: они сделали реформы "новогокурса "необратимыми.
Получивтак убедителен мандат доверия, Рузвельт в 1937 г. сконцентрировал усилияадминистрации на реформе Верховного суда. Его члены, назначаемые на всю жизньпрезидентом, стали главной опорой консервативных сил. Используя правоВерховный суд трактовать Конституцию, они объявили 11 законов "новогокурса "неподходящими ей. Опасаясь, что такая же судьба может постичь изаконы, принятые в 1935 г., Рузвельт предложил обновить состав Верховного судаза счет назначения дополнительных членов по достижении судьями 70-летнеговозраста. Но это предложение было отклонено конгрессом.
Многиеего членов решило, что делая судебную власть более зависимой от исполнительной влице президента, это нарушает основной принцип государственного устройства США -разделение властей. Их не остановило при этом то, что, голосуя против президента, онидействовали против лидера своей партии, ведь абсолютное большинство в обеих палатах была вдемократов. Рузвельт успокаивал себя, то сказав, что проиграв сражение, он выигралвойну, - Верховный суд в 1937 г. всеж признал конституционным и законо социальном обеспечении, и закон Вагнера, но авторитету президента былонанесен ощутимый удар, а демократическая партия оказалась расколотой.
Опираясьна закон Вагнера и привязанность к ним президента, профсоюзы начали штурм двухосновных бастионов антипрофсоюзных сил - автомобильной исталеплавильной промышленности. Ожесточенная борьба рабочих, эпизодами которой был"Сидячий" забастовка на заводе "Дженерал моторс" в Мичигане, исхватка рабочих с полицией в Чикаго, приведшей к человеческим жертвам,оказались в центре внимания общественности. Следовательно коллективный договор спрофсоюзом вынуждены были подписать "Дженерал моторс", "Крайслермоторс "и крупнейшая сталелитейная корпорация" Юнайтед Стейтс стил ".Порой казалось, что этот конфликт грозит сделать недосягаемым социальный мир,которому так стремились реформаторы, а это уже не способствовало росту авторитетаРузвельта. Кроме того, осенью 1937 г. в дополнение ко всем неурядицам, которыерухнули на президента, в стране началась новая экономическая кризис, поставившийпод сомнение экономическую политику "нового курса".
Последолгих Рузвельт 1938 предложил Конгрессу новые реформы.Среди них - закон о справедливых условиях труда, дал Федеральному правительствуправо устанавливать минимальную почасовую ставку заработной платы и максимальнуюпродолжительность рабочей недели. Закон окончательно запретил детский труд. Вместообъявленного Верховным судом в 1936 г. неконституционным закона орегулирования сельского хозяйства было принято другой. Целью государственногорегулирования сельского хозяйства теперь стала борьба за сохранениеплодородия почвы. Для этого фермерам выплачивались премии за сокращениепосевных площадей или за введение севооборотов, которые берегут землю. Одновременноосуществлялся контроль за уровнем производства фермерской продукции. На ростбезработицы администрация ответила расширением общественных работ. Хотя вли-тку1938г.кризис закончился, все перипетии 1937-1938 гг не способствовали дальнейшемуросту авторитета Рузвельта и демократов.
Строительство плотиныгидроэлектростанции в Теннесси
"Новыйкурс "был своеобразным переломным в истории США ХХ века Начатыепрезидентом Рузвельтом преобразования были направлены на выход из кризиса и наподъема экономики. Полностью этой цели так и не была достигнута. Экономикастраны? собственно, находилась в состоянии застоя протяжении 30-х гг Сохранилисьзначительное недогрузка производственных мощностей и массовая безработица.Администрации Рузвельта не повезло овладеть искусством регулирования рыночнойэкономики. Но основные рычаги такого регулирования государство получило именно в тегоды. Значительно весомее были социальные реформы. Впервые в истории США государствовзяла на себя роль гаранта социальной защищенности американцев. Было сделанорешающий шаг к государства "Процветания". Функции государства чрезвычайнорасширились.
С1939 Рузвельт отказался от дальнейших реформ. Вплоть до вступления США в Другу мировую войну егоадминистрация стремилась закрепить уже осуществленные реформы "новогокурса "С началом Другой мировой войны США заявили о своем нейтралитете (5 сентября1939 г.). После нападения Японии на американскую военно-морскую базуПерл-Харбор 7 декабря 1941 США вступили в войну на стороне Антигитлеривськои коалиции.
Документы, материалы
Закон об улучшении положения в сельском хозяйстве (ААА). 12 мая1933
(Извлечение)
Закон оулучшение бедственного положения национальной экономики через повышениепокупательной способности сельского хозяйства, о проведении благоустройстваликвидации акционерных земельных банков и проведения других необходимых мероприятий.
Этимудостоверяется, что Конгресс проводить приведенную ниже политику:
1).Устанавливать и поддерживать такое соотношение между производством и потреблениемсельскохозяйственных продуктов и такие условия их продажи, поднесущихпокупательную способность сельскохозяйственных продуктов относительно предметов,необходимых фермеру, с покупательной способностью этих продуктов в базовыйпериод. За ближайший период ... считается довоенный период с августа1909 по июль 1924
Министр сельскогохозяйства этим уполномочивается заключать оптацийни контракты с производителямихлопка по продаже кому-либо из них такого количества хлопка, которая не должна превышать разницу, которая существуетмежду количеством хлопка, что вырастили, в текущем и прошлом году, во всех техслучаях, когда этот производитель даст письменное согласие сократить производство хлопкав 1933 г. по сравнению с предыдущим годом не менее чем на 30% ...
Каждомутаком производителю, что согласился на уменьшение продукции, министр сельскогохозяйства направит, без права дальнейшей передачи, оптацийний контракт опродажа указанном выше производителю такого количества хлопка из запасов, которыенаходятся в распоряжении и под контролем министра сельскогохозяйства, на которую этот производитель хлопка дал согласие уменьшитьего производство.
Вопрос к документу
1. С какой целью был принят закон о регулировании сельскогохозяйства?
2. Какой механизма регулирования сельскохозяйственногопроизводства предлагал закон? Или оказался он действенным?
Закон о восстановлении национальнойэкономики (NІRА). 16 июля 1933
(Извлечение)
Закон об оздоровлении национальной промышленности,поощрение здоровой конкуренции, организацию полезных гражданских работ идостижения других целей.
... президент может утверждать кодексы о справедливойконкуренцию для данной специальности или отрасли промышленности ..., если он считает:
1) что эти ассоциации или группы не оказывают никому неравныхограничений в принятии своих членов и что они действительно являются представителями указанныхв просьбе профессий или отраслей промышленности, или организаций, к нимвходят;
2) что предложенные кодексы о справедливой конкуренции ненаправлены на развитие монополий, либо уничтожение, либо подавление мелкогопредпринимательства.
Раздел 7. Все кодексы о справедливой конкуренции должныпредусматривать:
1) что все лица, работающие по найму, имеют право наорганизацию и на заключение договоров об ограничении их совместных действий во времяизбрание ими своих представителей или самоорганизации с целью веденияпереговоров о коллективной соглашение или других средств взаимопомощи илизащиты;
2) что какой-либо личности, которая работает или ищет работу по найму,не будет поставлена условием получения ею работы вступление в той иликомпанейским союза или отказа от договоров через представителей, которые были имсамой избраны, и работодатели не смогут вмешиваться, оказывать давление илидругой способ препятствовать вступлению, организации или оказанию помощи рабочейсоюзе, что была выбрана ею по собственному усмотрению;
3) что наниматели согласны с максимальной продолжительностью рабочего дня,минимальным уровнем оплаты и другими условиями найма, которые были одобрены илипредложенные президентом.
Вопрос к документу
1. Назовите причины появления и последствия кодекса о справедливойконкуренцию.
2. Какие положения должны содержать кодексы?
Вопросы и задания
1. Какизменилось положение США после Першои мировой войны?
2. Которыеособенности политического и экономического развития США в 20-е гг?
3. Чем были обусловлено доминирование Республиканской партии в политическойжизни США в 20-е годы?
4. Дайтехарактеристику развитию рабочего движения и движения за демократические права в20-е гг Почему они потерпели поражение?
5. Выяснитепричины и последствия экономического кризиса в США в 1929-1933 гг
6. Которыереформы были проведены Рузвельтом по выводу экономики США из кризиса?
7. Которыепоследствия реформ "нового курса"?
8. Дайтеоценку деятельности Ф.Рузвельта.
Запомните даты:
1922-1929 гг - Период"Процветания (просперети) в США
29 октября 1929 - "Черныйвторник ", крах Нью-Йорской фондовой биржи, начало" великой депрессии "в США (1929-1933).
4 марта 1933- Вступление Ф. Рузвельта надолжность президента США. Начало "нового курса".
1933- Установкадипломатических отношений между СССР и США.
1935- Закон Вагнера.
5 сентября 1939- Заявление правительства США онейтралитет.