Большинство стран Запада быланезаинтересованная в распаде СССР. Они всячески поддерживали попытки Горбачевасохранить империю. Западные страны привыкли к мировому порядку, в котором существуютдве сверхдержавы, где каждая нашла свое место в системе международных отношений.Появление новых государств обуславливала новые международные хлопоты.
Безоговорочной поддержкойпользовались только страны Прибалтики, перед которыми Запад чувствовал моральнуюответственность.
Однако, когдараспад СССР стал фактом, страны Запада стали признавать новые государства. Вместоони выдвинули ряд условий:
- Во вновьгосударствах должны быть гарантированы права человека;
- Ониприсоединятся к договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а Украина,Беларусь и Казахстан в договора по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1).
Новообразованным государствам (кроме России,Беларуси и Украине) пришлось пройти процедуру принятия в ООН.
Международное сообщество,прежде всего страны "G-7" ("Большой семерки"), согласилисьпредоставить странам СНГ финансовую помощь для выхода из экономического кризиса, но приусловии проведения рыночных реформ, введение частной собственности исоблюдение международных соглашений о правах человека.
Страны СНГ заключили между собой договорао дружбе и сотрудничестве. Кроме того, каждая из них расширяет свои международныесвязи. Мусульманские страны налаживают связи с мусульманским миром.Молдавия возобновляет связи с Румынией, Украиной и Россией, Казахстан и Беларусьориентируются на Россию. Украина пытается стать мостом между Западом и Востоком,проводит многовекторную политику.
При создании СНГ лидеры Украины,России, Беларуси договорились, что координирующими органами СНГ станут их Совет главгосударств и Совет правительств. Местом пребывания определены Минск.
Уже на первыхзаседаниях координирующих органов СНГ оказалось, что у членов Содружества разныеподходы относительно дальнейшей судьбы организации.
Так, Украина, Молдова, Закавказскиегосударства, Туркменистан считают, что задача СНГ - подготовить каждую изгосударств к тому, чтобы она стала полностью независимой.
Другую позицию занимают Россия иБеларусь. Они стремятся превратить СНГ в организацию, которая бы напоминалафедеративное государство вроде СССР. На этом пути уже сделаны первые шаги:подписано Ташкентский пакт о военном сотрудничестве некоторых стран СНГ, сцелью унификации законодательства создано Межпарламентскую ассамблею, между Россией,Белоруссией, Казахстаном и Киргизией создан таможенный союз. Россия и Беларусьзаявили о сообществе и согласование действий по многим вопросам экономического иполитической жизни.
Одна из острейших проблем вотношениях стран СНГ является свертывание хозяйственных связей между предприятиями.Главная причина разрушения этих связей заключается в том, что они в советскоевремен создавались для нужд военно-промышленного комплекса (ВПК), который нанастоящее время утратил свое могущество.
Среди стран СНГ наиболеенеурегулированными были отношения между Украиной и Россией, между Азербайджаном иАрменией. Наконец в июне 1997 г. между Украиной и Россией было подписаноширокомасштабный договор, Государственной думой России ратифицировано лишь в декабре1998 В 2003 г. было подписано соглашение о сухопутной границе междуУкраина и Россией. Неопределенной осталась участок морской границы вАзовском море и в Керченском проливе, предварительная договоренность о которой быладостигнута в декабре 2003 г. после конфликта вокруг украинского островаТузла.
Распад СССР и образование новыхнезависимых государств обусловили новую расстановку политических сил в странах СНГ.Основное противостояние ведется между демократическими и прокоммунистическими силами,набирая нередко форм открытой борьбы.
На первом съезде народных депутатовРСФСР 12 июня 1990 была принята Декларация о государственном суверенитете,которая провозгласила, что вся полнота власти на территории России принадлежит ее государственныморганам. В Декларации говорилось о "стремление создать демократическуюправовое государство ".
Из Декларации о государственномсуверенитете РСФСР:
1.РРФСР естьсуверенное государство, созданное народами, исторически объединились в ней.
2.СуверенитетРСФСР - естественное и необходимое условие существования государственности России?
3.Носиемсуверенитета и источником государственной власти РСФСР является ее многонациональный народ.
4.Державнийсуверенитете РСФСР провозглашается во имя высшей цели - обеспечение каждогочеловека неотъемлемым правом на соответствующий жизненный уровень, на свободное развитие ипользование родным языком, а каждый народ - на самоопределение в избрании имнационально-государственных и национально-культурных форм.
5.Дляобеспечение политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСРустанавливается:
- Полная властьРСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни?;
- ВерховенствоКонституции и Законов РСФСР на всей территории РРСФР?;
- Исключительное правонарода на владение, использование и распоряжение национальными богатствамиРоссии;
- Полномочноепредставительство РСФСР в других союзных республиках и за рубежом?
Должность президентаРСФСР была утверждена по итогам референдума, проведенного 17 марта 1991(Одновременно с всесоюзным референдумом о восстановлении и сохранении СССР).
Первые выборыпрезидента состоялись 12 июня 1991 На выборах победил Б. Ельцин.
В основугосударственной политики России в конце 1991 г. были положены три главныхфакторы:
1.Демонстративнийразрыв с прошлым (который сводился к развалу СССР и упрощенного антикоммунизма).
2.Безсумнивнийличный авторитет и престиж Б. Ельцина.
3.Розрахунок набыстрый успех радикальных экономических реформ.
Началорадикальных преобразований, а особенно отмена 6 ст. Конституции СССР(1990 г.) дали мощный толчок к формированию многопартийной системы.
Особенности:
1. Значительное количество партий и движений (более 100).
2. Малочисленность и нестабильность партий.
3. Формирование партий под определенного лидера.
4. Наиболее сильные и многочисленные левые и национал-патриотические партии.
Решающим событием в становленииновой России стал августовский мятеж в Москве 1991 Только благодаря решительнымдействиям Ельцина, который объявил мятеж преступлением, и сплоченности москвичей удалосьбез значительных жертв преодолеть мятежников. Эти события сделали Ельцина "первойчеловеком "в стране, и он в условиях распада Союза сделал решительный шаг кцивилизованного "развода".
Став полностью суверенным инезависимым государством, Россия сразу взяла курс на радикальные рыночные реформы,которые связывают с именем премьер-министра России Е. Гайдара.
Цель реформ:
1.Либерализация цен, отказ от ихгосударственного регулирования, ликвидация "экономики дефицита", насыщенияприлавков товарами.
2.Финансово стабилизация, уничтожение инфляциипутем сокращения государственных расходов.
3.Либерализация внешней торговли.
4.Стимулювання структурнойперестройки в промышленности путем использования рыночных механизмов.
5.Создание устойчивой национальнойвалюты, достижения ее конвертируемости.
6.Приватизация промышленности, земли.Создание класса собственников.
7.Аграрна реформа (становлениечастного фермерства; преобразования колхозов, совхозов в хозяйства, способныеадаптироваться к рыночным условиям, создание кооперативов и укрепления крестьянскиххозяйств).
Последствия реформ:
1.Либерализацияцен.
2.Инфляция.Рост цен. Насыщение прилавков товарами.
3.Зростанняэкспорта (за счет сырья).
4.Зростаннявнешней задолженности.
5.Спадпроизводства.
6.Хроничназадержка с выплатой заработной платы.
7.Зростаннябезработицы.
8.Зростанняуголовной преступности.
9.Падинняжизненного уровня значительной части населения и стремительное обогащение небольшойменьшинстве.
10.Социальнерасслоения населения. Создание класса собственников. Обострение социальныхпротиворечий.
11.Приватизациязначительного количества предприятий.
12.Кризови явлениянауки, культуры, образования.
Против реформаторского курса Гайдарасразу возникла оппозиция, которую возглавили председатель Верховного Совета РоссийскойФедерации Хасбулатов и вице-президент Руцкой. Их союзниками выступилинационал-патриоты, которые мечтали о возрождении империи, и прокоммунистические силы.
Антиреформаторы сплотили вокругсебя большинство депутатов ВР и начали ограничивать полномочия президента.
Первое серьезноестолкновение произошло на VII съезде народных депутатов РФ (1-11 декабря1992 г.), после которого Гайдар ушел в отставку. Новым главой правительства сталВ. С. Черномырдин.
После некоторого затишья политическаяборьба между ветвями государственной власти РФ разгорелась с новой силой.
20 марта 1993 Ельцин ввыступлении резко охарактеризовал действия Верховной Рады и Съезданародных депутатов РФ, которые, по его мнению, мешали продолжению реформ.
В ответ на это законодательная властьсрочно созвала внеочередной Съезд народных депутатов, где была поставленавопроса об отстранении президента от власти. Но импичмента не получилось. Противникипрезидента не набрали нужного количества голосов. Тогда было принято решениео проведении 25 апреля 1993 референдума, на который выносились вопросыо доверии президенту и Верховной Раде Российской Федерации.
На референдуме большинство голосовбыло подано за переизбрание Верховной Рады, чем президента. Следовательно, населениеподдержало курс рыночных реформ.
Понимая, что противостояние ВР и президентаможет привести к двоевластие в стране, Ельцин 21 сентября 1993 в"Обращении к гражданам России" сообщил, что подписал Указ "Опоэтапной конституционной реформе в РФ ", в соответствии с которой распускаласьВерховная Рада, и предназначались выборы в новый представительный орган власти -Федеральное собрание.
В ответ Верховный Совет РФсобралась на экстренное заседание, а вице-президент А. Руцкой квалифицировал действияЕльцина как государственный переворот и заявил, что принимает на себя полномочияпрезидента.
Призывы общественности к мирномуразрешение конфликта путем одновременных выборов парламента и президента властямине были услышаны. Лидеры непримиримой оппозиции вывели своих вооруженных сторонниковна улицы Москвы.
Президент ввел в Москву войска,подавили выступление оппозиции. Центр оппозиции - здание Верховной РадыРоссийской Федерации ("Белый дом") был расстрелян из танков, а затембыл взят штурмом. Лидеры оппозиции были арестованы.
Подавив выступление оппозиции, Ельцинпровел конституционную реформу.
12 декабря 1993 нареферендуме была принята новая Конституция РФ и одновременно были проведены выборыв высший представительный и законодательный орган - Федеральное собрание, которыесостоят из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. В выборахактивное участие принимали лидеры оппозиции и лидеры ГКЧП, которые были амнистированы.Относительное большинство мест в Федеральных собрании заняли представителиЛиберально-демократической партии России (ЛДПР) во главе с Жириновским, коммунистыи национал-патриоты. Демократические силы были представлены незначительным количествомдепутатов.
В 1995 г. состоялось очередноевыборы в Государственную думу, на которых большинство набрали коммунисты во главе сГ. Зюгановым, второе место заняла ЛДПР, третье - правительственный блок "Наш дом Россия", Четвертое - демократы.
По новойКонституцией значительно расширились полномочия президента, что дало ему праводействовать относительно самостоятельно, не считаясь с мнением Федерального собрания.
Болезненной проблемой современной России являетсяотношения с субъектами федерации, некоторые из них проявляют сепаратистскиетенденции. Стремление сохранить единство России привело к трагедии в Чечне, вкоторой в 1992 г. утвердился режим Джохара Дудаева. Он повел политику повыход из состава России и создание независимого государства Ичкерии.
В декабре 1994 г. русскоеруководство после неудачной попытки разжечь в республике гражданскую войну ипривести к власти силы, лояльные России, удалось к вооруженной интервенции.Интервенция, задуманная как полицейская акция, вылилась в длительную войну. Еежертвами стали более 50 тыс. человек. Отряды чеченцев оказывали упорное сопротивлениефедеральным войскам. Попытки мирным путем преодолеть конфликт не имели успеха.Боевые действия вспыхнули в разных районах Чечни и даже за пределами республики(Рейд чеченских формирований на Буденновск и Первомайск). В начале1996 Б. Ельцин обнародовал программу мирного решения чеченского кризиса.Российское руководство согласилось на прямые переговоры с Д. Дудаевым, от чегоранее отказывалось. Между тем российские спецслужбы сумели уничтожить проводникачеченцев Д. Дудаева, который погиб от прямого ракетного удара. Акция в Чечнестала бы предупреждением другим субъектам Федерации, Кремль никогда непозволит им выйти из состава России. Войну в Чечне осудили российские демократыи мировая общественность. России пришлось вывести войска из Чечни. Решениячеченского конфликта было отложено на будущее.
В августе 1999 г. вспыхнулаВторая чеченская война. Поводом к ее решению стало вторжение чеченскихформирований, которые были последователями ваххабизма (течение в исламе), в Дагестан сцелью стимулировать сепаратистские, антироссийские силы в республике. Последлительных ожесточенных боев чеченские и дагестанские формирования были разгромлены ибыли вынуждены отойти в Чечню. В 2000 г. русские войска развернулиширокомасштабную операцию по захвату Чечне. В результате кровавых боев свооруженными формированиями чеченцев, которые умело применяли партизанскую тактику,русским войскам удалось овладеть ключевыми районами республики,ликвидировать органы власти прежнего режима, однако подавить сопротивление чеченцев имне удалось. Независимость Чечни добыта во время Первой войны была уничтожена.Однако чеченцы не сложили оружие, боевые действия продолжаются по настоящий день.Отчаянным шагом чеченцев в новой войне стал теракт в Москве (осень2002 г.). Группа боевиков-смертников захватила помещение театра во время мюзиклаНорд-Ост. Заложниками стали более 600 чел, которые содержались три дня.Российские спецслужбы ние ядовитый газ провели операцию по освобождениюзаложников. В результате операции боевики были уничтожены, но от отравленияпогибло более 120 заложников.
Кроме отношений с субъектамифедерации, в России острой остается экономическая проблема. Летом 1998 г.ее поразила финансовый кризис, потащила за собой инфляцию, новый спадпроизводства, массовое разорение частных предприятий, особенно банков. С кризисомне сумели справиться правительства во главе с А. Кириенко и Е. Примакова. Но уже наВесной его сменил С. Степашин, а летом премьер-министром стал В. Путин. 31Декабрь 1999 в телевизионном обращении к российскому народу Б. Ельцинобъявил о своей отставке, а уже в марте 2000 г. новым президентомРоссии был избран В. Путина. которого переизбрали в 2004 г.
За период президентства В. Путинабыл стабилизирован экономическое положение и обеспечен стабильный подъем. Этопозволило российскому капиталу усилить экспансию в страны СНГ и занять болеежесткую позицию во внешней политике.
Деятельностьроссийских правительств
Президенты
|
Председателя правительств (годы деятельности) |
Позитив в деятельности |
Негатив в деятельности |
Б. Ельцин |
Е. Гайдар (Июнь - декабрь 1992 г.) |
Осуществления «шоковой» терапии: закладки основ рыночной экономики, наполнение магазинов товарами формирование класса частных собственников и предпринимателей; легализация доллара; введение частной собственности на жилье. |
Резкий рост цен; обесценивания вкладов; появление безработицы; денежная реформа; ваучерная приватизация; разгул преступности |
В. Черномырдин (Декабрь 1992 - март 1998 г.) |
Товарное изобилие, расцвет «челночного» бизнеса, стабилизация курса рубля; вхождения России в «Большую восьмерку»; привлечение иностранных инвестиций. |
Долги по зарплатам и пенсиям; расцвет и крах финансовых пирамид, доступ олигархов к бюджетным грошей; «черный вторник », стремительное падение курса рубля; война в Чечне и поражение в ней. |
|
С. Кириенко (апрель-август 1998 г.) |
Положил начало финансовым государственным пирамидам; попытка сбалансировать бюджет |
Забастовки, которые сопровождались «рельсовой войной »(перекрытия движения на железных дорогах), 17 августа - дефолт, падение рубля; |
|
Е. Примаков (сентябрь 1998 г. - май 1999 г.) |
Политическая стабилизация; удержание курса рубля; погашение задолженности по пенсиям и зарплатам; антикоррупционные уголовные дела |
Рост напряженности в отношениях со странами Мероприятия; отсутствие западных кредитов; конфликт с президентом и СМИ |
|
С. Степашин (май-август 1999 г.) |
Получение кредитов, восстановление экономического роста; реструктуризация долгов СССР; потепление отношений с Западом |
Бензиновый кризис; обострение положения на Северном Кавказе (боевые действия в Дагестане) |
|
В. Путин (Август-декабрь 1999 г.) |
Стабилизация положение в стране, разгром отрядов боевиков в Дагестане. |
Начало Второй чеченской войны; |
|
В. Путин |
Касьянов (январь 2000 - 2003) |
Борьба с олигархами и организованной преступностью. Установление государственного контроля над основными финансовыми потоками; рост производства, защита государственных интересов России в экономических отношениях с другими государствами; проведение прагматической политики; относительная стабилизация в Чечне |
Неуверенность экономического роста; падение экспорта, преобладание в экспорте сырьевых ресурсов; неурегулированность отношений с соседними государствами |
М. Фрадков (2004 г. -? |
Продолжил курс своего предшественника. |
|
Среди стран, образовавшихся натерритории бывшего СССР, Азербайджан поставил своеобразный рекорд по количествугосударственных переворотов и мятежей. Такая нестабильность объяснялась борьбойразличных политических сил, которые опирались на зарубежных покровителей. Основное,вокруг чего шла борьба, это нефть. Политическая борьба усиливаласьмежнациональным конфликтом между армянами и азербайджанцами, который вылился вдлительную войну 1988-1994 гг
Перестройка в СССР способствовала возникновениюв Азербайджане национального движения, оформившийся в Национальный фронтАзербайджана. НФА стал в оппозицию к существующему коммунистического режима. НФАобъединил в своих рядах весь спектр националистических сил - от умеренныхк радикальным.
Демократические процессы, начатыев СССР, позволили НФА принять участие в парламентских выборах 1990 г. НФАимел настолько сильную поддержку, что коммунистические лидеры утратили контроль надситуацией.
Нежелание коммунистов уступитьвластью привело к тому, что в НФА восторжествовали радикальные элементы, которые сталиинициаторами ряда акций:
- Осенью1989 был инициирован забастовочное движение;
- Силовое давление навластные структуры республики;
- Инициированоуничтожение пограничных заграждений и укреплений на границе с Ираном.
Попытка Москвы урегулировать проблемупутем переговоров между конфликтующими сторонами не имела успеха. Напряжениенарастала с каждым днем. Масло в огонь подливала вражда между армянами иазербайджанцами. 20 февраля 1988 сессия Совета народных депутатовНагорно-Карабахской автономной области, в которой проживало 98% армян, обратиласьс просьбой в Верховный Совет СССР передать НКАО в состав Армении.
В начале декабря в Баку началисьпогромы помещений армян. Через три дня после завершения погромов и эвакуацииармянского населения в Баку введены войска под предлогом защиты армян. Вгороде начались бои между войсками и отрядами НФА. О настоящей цели этойвооруженной акции впоследствии выразился маршал Язов: уничтожить структуры НФА, что и былодостигнуто.
На парламентских выборах1990 в условиях чрезвычайного положения, победили коммунисты. ПрезидентомАзербайджан стал А. Муталибов. Продержаться у власти ему удалось до февраля1992
Распад СССР лишил коммунистовосновной опоры - армии, и на выборах в феврале 1992 г. победил НФА.Президентом страны был избран А. Ельчибей. Была распущена Верховная Радареспублики. Власть передана мини меджлиса (национальный совет из 50 человек).
Коммунисты не смирились с поражением и15 мая 1992 сторонники Муталибова вернули его к власти. Правилон страной лишь к утру 16 мая.
НФА, вернувшись к власти, принялкурс на сближение с Турцией и с другими исламскими государствами. Былразработан контракт с западными нефтяными компаниями о разработке залежейнефти на шельфе Каспийского моря.
Сторонники Муталибова прибегли кгосударственного переворота с целью устранить Эльчибея. 4 июня 1993командующий азербайджанскими войсками в Карабахе полковник С. Гусейнов в городеГянджа поднял мятеж и направил войска в Баку. Ельчибей, лишенныйподдержки военных, оставил Баку.
В то время, как на Баку двигалисьотряды Гусейнова, власть в столице перехватил Гейдар Алиев, бывший руководительКоммунистической партии Азербайджана. Гусейнову осталось вступить в союз сАлиевым. Но этот союз был неестественным.
Осенью 1993 г. Г. Алиев подписалнефтяной контракт, сразу вызвало мятеж, центром которого стала опятьГянджа и возглавил его снова Гусейнов. На этот раз мятеж был подавлен. Алиевзакрепился у власти.
Придяк власти, Алиев осуществил шаги, которые обеспечили ему поддержку населения:
- Были прекращены боевые действия с Арменией и переведеноконфликт в режим дипломатических переговоров;
- Продолжались рыночные реформы;
- Азербайджан вступил в СНГ;
начал осуществляться проект по добыче и транспортировкекаспийской нефти.
В октябре2003 состоялись выборы президента, на которых победил сын Гайдара АлиеваИльгам Алиев, за которого проголосовало 80% населения.
Демократические процессы в СССР имелизначительное влияние на Грузию. Началось формирование оппозиционных движений, в которыхдоминировали антикоммунистические настроения. В апреле 1989 г. состояласьдемонстрация в Тбилиси под демократическими лозунгами. Против демонстрантов былиброшены войска. Это привело к усилению антикоммунистических настроений. На выборах1990 победил альянс "Круглый стол - Свободная Грузия". Напервых президентских выборах президентом был избран Звиада Гамсахурдия,писателя, бывшего диссидента.
Гамсахурдия взял курс на развитиенезависимого унитарного Грузии. Началось создание собственной армии -национальной гвардии. Против такого курса выступили национальные меньшинства(Осетины, абхазы и т.д.), союзное, а затем и российское руководство.
Первым актом на пути к созданиюунитарного государства стала отмена автономии Южной Осетии, в которой господствовалисепаратистские настроения и стремления объединиться с Северной Осетией, котораянаходилась в составе России. Такая акция привела к напряжению в отношениях междуосетинами и грузинами, а впоследствии и до начала боевых действий. Основным местом боевстал административный центр Южной Осетии - город Цхинвали. Для прекращенияэтого конфликта в район противостояния были введены советские войска, которые впервыебыли использованы в миротворческой миссии.
Постепенно этническое противостояниеперекинулось в Абхазию, где сепаратистские движения начались еще в 1988 г. Наглаве абхазских сепаратистов стал Ардзимба, председатель Верховной Рады Абхазии.
Наряду с национальными проблемамиГрузию поразили и экономические неурядицы.
Не имея возможности справиться спроблемами, Гамсахурдия обратился к диктаторским методам правления: запрещаласькритика в его адрес, ограничивались демократические свободы. Против оппозицииприменяются силовые методы.
В ответоппозиция переходит от мирных методов борьбы к вооруженной противодействия.
Значительное влияние на события в Грузиипроизвел августовский мятеж 1991 в Москве. Лидеры ГКЧП предъявили ультиматумГамсахурдии о немедленном роспуске Национальной гвардии. Напуганный возможностьювооруженной акции против Грузии Гамсахурдия принял ультиматум. Но командующийНациональной гвардией Грузии Китовани отказался выполнить указ президента. Такпроизошел раскол в лагере «звиадистив».
Подавление мятежа в Москве непривело к прекращению противостояния в Грузии. Оппозиционные силы в декабре1991 осуществили мятеж против Гамсахурдии. В Тбилиси начались бои.Почти месяц оппозиция пыталась захватить Дом правительства, где находилсяГамсахурдия. В январе 1992 г. он бежал в Западную Грузию, где сформировалотряды своих сторонников. В Грузии началась гражданская война.
Тем временем Абхазия фактическиотделилась от Грузии.
Государственный совет, который пришел к властив Тбилиси, не имела авторитетного общенационального лидера. Все ее членыбыли в возрасте до 30 лет и склонялись к экстремистским действиям.
Политика Государственного совета принципиальноне отличалась от политики Гамсахурдии. Грузия отказывалась от вступления в СНГ,была враждебно настроена к России; во внутренней политике проводила репрессии против«Звиадистив» и стремилась возродить единую и неделимую Грузию. Экономика страныбыла в полном развале: началась невиданная инфляция, не хватало предметовпервой необходимости, продуктов питания.
Чтобы поднять авторитет новогогосударственного органа, Председателем совета был приглашен М. Шеварднадзе, бывший министриностранных дел СССР.
Стремясь преодолеть сепаратистскиедвижения, Государственный совет прибегла к вооруженных акций против Абхазии. В феврале1992 был осуществлен первый поход против Абхазии. Дойдя до реки Псою,отряды под руководством Каркарашвили через две недели вернулись в Грузию. Этаакция устрашения имела обратный результат. В Абхазии при поддержке Россииусиленно вооружались и создавали вооруженные формирования.
Летом 1992 Грузия получилаоружие бывших советских войск, расположенных на его территории, и 14 августа1992 начала войну против Абхазии. Грузинские войска овладели городомСухуми и подошли вплотную к городу Гудауты. Отряды абхазцев упорносопротивление. На их стороне воевали наемники из России, Чечни. "Абхазскийбатальон "во главе с Басаевым сыграл решающую роль в разгромегрузинских войск. Абхазские войска, в которых появились авиация и тяжелое оружие,в начале 1993 г. перешли в наступление, летом захватили город Сухуми ивытеснили грузинские войска из Абхазии.
Поражением решили воспользоватьсясторонники Гамсахурдии, которые активизировали свои действия на западе Грузии, но былиокончательно разгромлены. Гамсахурдия перебрался в Чечню, где впоследствии погиб при невыясненныхобстоятельств.
Шеварднадзе понял, что единственныйспособ выйти из затруднительного положения - это лишить Абхазию поддержки России.Он дал согласие на вступление Грузии в СНГ и начал переговоры о размещениироссийских баз в Грузии, впоследствии было заключено соглашение о создании 4 российскихбаз.
Россия, добившись своего, заставилаАбхазию пойти на мирные переговоры с Грузией. На встрече лидеров стран СНГ вдекабре 1995 г. было принято решение о введении экономических санкцийпротив Абхазии. Ее лидеры, оказавшись в сложном положении, сделалиотчаянный шаг - провозгласили независимость Абхазии. Но ее никто непризнал. Абхазии осталось одно: согласиться на пребывание в составе Грузии направах автономии, как это предлагало правительство в Тбилиси.
Расправившись с оппозицией и заручившисьмеждународной поддержкой своих действий, Шеварднадзе повел борьбу за укреплениевласти и наведения в стране порядка.
После ряда кадровых перемещенийШеварднадзе устранил своих конкурентов, сумел обуздать преступные группировки.Началось проведение радикальных экономических реформ. Была разработана ипринята новая Конституция. Осенью 1995 г. Шеварднадзе избран президентом.В Грузии установилась долгожданная стабильность. Однако дважды на президентастраны было совершено покушение. Это свидетельствует, что в нынешних руководителей Грузии естьсерьезные противники.
Кроме абхазского сепаратизма,грузинскому руководству аналогичные проблемы придется решать в ЮжнойОсетии и Аджарии.
Помимо проблем сепаратизма Грузииприходится преодолевать экономические проблемы и проблемы с Россией (присутствиероссийских войск на ее территории и чеченцы беженцы).
Во внешней политике Грузияопределила приоритетным западное направление. В 1999 г. Грузия заявила о своемжелание вступить в НАТО и активно движется в этом направлении. Особенно тесные отношениясложились между Грузией и Украиной и США.
В декабре 2003 г. Грузиювсколыхнули события, получившие название «революция роз». На выборах в парламентпобеду одержала оппозиция. Однако, существующая власть во главе с Шеварднадзе пыталасьфальсифицировать результаты выборов. Это вызвало вспышку народного возмущения.Наконец Шеварнадзе подал в отставку. 4 января 2004 состоялисьвнеочередные президентские выборы, на которых победу одержал Михаил Саакашвили.Перед Грузией открылась перспектива стать на путь демократического развития.Перед новым руководством стоит много проблем, главная из которых восстановлениеединства страны. Первым испытанием для нового президента стал конфликт сруководством Абхазии, из которого он вышел с честью, восстановив грузинскийсуверенитет над этой автономной республикой.
В тяжелом положении находиласьАрмения. Находясь в окружении конфликтующих сторон, она оказалась визоляции. Ей пришлось вести изнурительную войну с Азербайджаном, через которыйпроходят пути сообщения со странами СНГ. В этой войне Армения сумелаовладеть 1 / 10 частью Азербайджана. Значительную помощь стране предоставила армянскаядиаспора, что помогло ей выстоять в трудные времена. Первым президентом страныстал Леон Тер-Петросян. После правительственного кризиса 1998 г. он вынужден был уйтив отставку. Новым президентом Армении избран Роберта Кочаряна, который победил ина следующих выборов 2003 г. Однако его правление чем дальше все большевызывает недовольство. Весной 2004 г. состоялись массовые акции протестаорганизованные оппозицией, которую вдохновлял пример соседней Грузии. Протестующиезаявляли, что результаты выборов 2003 г. были подтасованы.
После распада СССР борьба за властьв Таджикистане тоже набрала трагических форм.
Первым президентом страны былоизбран бывший секретарь ЦК Компартии Таджикистана Рахмона Набиева. Он былвыходец из Ходжента (бывший Ленинабад), одной из самых областей.Его поддерживал также кулябський клан.
Демократические и экономическиепреобразования в России оказали значительное влияние на формирование демократической оппозициикурса Набиева на хранение в завуалированном виде советских порядков. Вменее развитых районах страны формировалась исламская оппозиция, которая опиралась наподдержку афганских таджиков.
В мае 1992 г. оппозицияорганизовала непрерывный митинг на центральной площади в Душанбе. Под давлениемдемонстрантов было запрещено Коммунистическую партию, демонтирован памятникЛенину, таджикский язык объявлен государственным.
Сторонники Набиева организовалипараллельный митинг. За короткое время политическое противостояние переросло в кровавуюрезню. Когда отчаявшиеся люди пришли к Набиева, их встретили танки российской201-й дивизии.
Наконец Набиев согласился уйти вотставку и издал указ о создании коалиционного правительства. Но мир не наступил.Ситуация вышла из-под контроля.
Ходжентского и кулябськи кланыобразовали Народный фронт во главе с С. Сафаров. В стране началасьгражданская война. Между тем в оппозиции произошел раскол.
В июле 1992 г. в Хороге былаподписано соглашение о прекращении огня, но она была сорвана бойней в кишлакахСарипули Курган-Тюбинськои области. Через некоторое время отряды НФ захватили городКурган-Тюбе.
Для урегулирования конфликта враждующиестороны при посредничестве Москвы сели за стол переговоров. 24 октября1992 спикер парламента С. Канджаев со своими отрядами ушел на Душанбе изахватил власть в городе. Он небыл поддержан и мятеж провалился. В настоящее время в Ходженте было созвано ХVIсессию Верховной Рады, на которой спикером парламента избран Эмомали Рахмонова,который одновременно возглавил НФ. НФ и оппозиция заключили мир. Душанбе, который находился вруках оппозиции, ждал нового правительства. Рахмонов вошел в Душанбе с помощьютанков. Оппозиция была разгромлена. Бои были кровавыми и сопровождалисьзверствами с обеих сторон: погибло более 20 тыс. человек, 350 тыс. были вынужденыэмигрировать в Афганистан.
Новая власть запретила все политическиепартии, кроме коммунистической. Были закрыты все оппозиционные журналы и газеты.Оппозиционеры были объявлены уголовниками.
Потерпев поражение, оппозиция не сложилаоружие. Доминирующее положение в ней заняли фундаменталисты во главе с СаидАбдуллой Нури. Получив материальную и военную помощь от афганского правительства инекоторых исламских стран, они начали партизанскую войну на территорииТаджикистана.
Основная тяжесть борьбы с отрядамиоппозиции лег на российских пограничников, охраняющих таджикско-афганскуюграницу. В настоящий день отряды оппозиции превратились в хорошо вооруженную иобученную армию, которая может развернуть широкомасштабные действия.
Таджикский правительство, поняв, чтоигнорируя оппозицию, он втягивает страну в жестокую гражданскую войну, в которой неимеет шансов выиграть, вступил в переговоры с оппозицией, стремясь одновременно клегимитации своего режима. В 1995 г. были проведены выборы, на которыхпобеду одержал Рахмонов. Рахмонову удалось осуществить прорыв на дипломатическомфронте, его признало несколько исламских стран (Иран, Пакистан).
Таким образом, в Таджикистане вборьбе за власть победили прокоммунистические силы, которые содержатся во властиво многом благодаря поддержке Москвы. Страна все время находится на гранигражданской войны. Мятежи, вооруженные рейды оппозиции, полный экономический хаосстали обычным явлением. Несколько стабилизировало положение в Таджикистане свержениярежима талибов в соседнем Афганистане. Именно талибы поддерживали исламскоевооруженную оппозицию в Таджикистане.
Избранный президентом РеспубликиМолдова Мирча Снегур стал на путь создания независимого государства. Однако частьнационал-радикалов требовала присоединения Молдовы к Румынии. Такая перспективапугает российское и украинское население, которое компактно проживает на левобережьеДнестра, которое некогда принадлежало Украине и было передано в состав Молдовы поприказу Кремля. Здесь сосредоточен основной энергетический и промышленный потенциалМолдовы. Население Приднестровья опасается принудительной румынизации, еслиосуществятся планы национал-радикалов.
На эмоциях приднестровцев сыгралинекоторые пророссийские политики. Они искусственно нагнетали антимолдавской настроения вПриднестровье, особенно после принятия закона о языках, который требовал от должностныхлиц знание государственного молдавского языка. В распоряжении лидеров Приднестровьяоказались большие средства, на которые они начали формировать отряды вооруженныхгвардейцев и противопоставлять их молдавской полиции.
Когда кишиневский правительство попыталосьвосстановить в Приднестровье законную власть, гвардейцы оказали сопротивление. Былапровозглашена Приднестровская Молдавская Республика. Ее лидеры требовали отКишинев признания своей республики, а также гарантий, что в случае присоединенияМолдовы к Румынии Приднестровье сможет самостоятельно решить свою судьбу. ПопыткиМолдовы силой ликвидировать незаконную республику привели к тяжелым ожесточенныхбоев, продолжавшихся весну и лето 1992 Погибло более 600 человек.
В этой ситуации Россия, зная опророссийские настроения в Приднестровье, использовала 14-ю армию, чтобы развестивраждующие стороны. Российские войска прекратили кровопролитие, но остались наприднестровском территории. В 1995 г. Снегур добился подписания соглашения сРоссией об их выводе с территории молдавского государства, а в 1997 г. запосредничества России и Украины было подписано соглашение относительно Приднестровья.Молдова сохранила территориальное единство.
Совместно с приднестровцам противвхождение в состав Румынии выступила одна из этнических групп Молдовы -гагаузы. Этот небольшой народ разделен государственными границами между Молдовой иУкраина. Во времена существования Союза такое разделение не мешал ему. Оказавшись вразличных независимых государствах, гагаузы опасаются за свою национальную целостность иназад начали движение за автономию на территории Молдовы.
Прекращение этнического противостояния неостановило политической борьбы внутри руководства Молдовы. Во время новыхпрезидентских выборов Снегур потерпел поражение и новым президентом стал ПетруЛучинский. В феврале 1999 г. в стране разразился политический кризис, который усилилавлияние левых сил, особенно коммунистов. На очередных президентских выборахпобеду одержал их лидер Владимир Воронин. Приход к власти для коммунистовоказался относительно легким, однако вопросы, которые нужно было им решатьоказались слишком сложными. Помимо экономических проблем, наиболее болезненным длястраны является проблема Приднестровья. В решении этой проблемы международнымпосредником выступает ОБСЕ, странами-гарантами - Украина и Россия. Переговорныйпроцесс, длящийся уже несколько лет упирается в вопрос устройства государства.Лидеры МПР выступают за федеративное устройство государства, лидеры Молдовы этоотрицают, настаивая на унитарном устройстве.
В 2003 г. в процесс урегулированияПриднестровской проблемы вмешались США и ЕС. Запретили въезд на своютерриторию 17 представителей Приднестровья. Усилилось давление на Россию, чтобыускорила вывод частей 14 Армии.
На весны 2004 г. в Молдовевновь активизировалось политическую жизнь, связано с приближением новых выборов.Примечательным признаком стало объединение почти всех антикоммунистических сил.
Узбекистан как и другие союзныереспублики получил независимость в 1991 г. Среди новообразованных странСредней Азии Узбекистан занимает ключевую позицию благодаря своим природнымресурсам и развитом аграрному сектору. При обретении независимости странаизбежала потрясений и гражданской войны. У власти оказался бывшийкомпартийный лидер Каримов, который сразу сменил свое имя на "Ислам". 85%населения исповедуют ислам. Узбекистан формально многопартийная страна. Наряду справящей Демократической партией (бывшая коммунистическая) существуют и другие. Особоеместо среди них занимает Исламское движение Узбекистана, который правящий режимфактически загнал в подполье.
И. Каримов для развития страны выбралстратегию сочетание с одной стороны - прозападной ориентации, с другой светскийавторитарный режим. Но такая стратегия не дала положительного результата дляпростых граждан, большинство из которых живут на грани бедности. Большинствонационального богатства была просто разбазарено. Это стало хорошей основойдля исламского экстремистского движения во главе которого стал ИДУ. В 1999 г.произошли взрывы в Ташкенте, на территорию страны вторглись партизанские отрядыисламистов. Тоже повторилось и в 2000 г. Хотя партизанское движение удалосьподавить, ситуация остается сложной. Режим приобрел еще более авторитарногохарактера. В 2001 г. Узбекистан поддержал США в антитеррористической операциив Афганистане, предоставив США военные базы. Это дало новый импульс исламистам, которыестали обвинять Каримова, что он «американская марионетка» В 2004 г.состоялось новое обострение ситуации, прогремели новые взрывы.
Самый жесткий режим послеобретения независимости среди стран СНГ установился в Туркменистане. Бывшийкомпартийный лидер Сапармурад Ниязов под оболочкой независимости сохранил старыетоталитарные порядки, привлекая на помощь ислам и мусульманское духовенство.Так, Ниязов был провозглашен Туркменбаши (отец туркмен), а также пожизненнымпрезидентом (1999 г.). Экономической основой режима личной власти стализначительные природные богатства страны, в частности залежи газа и нефти. Еще однимбогатством страны является хлопок. Огромные суммы тратятся на строительство дворцови восхваления имя Туркменбаши.
Интересно знать
Имя президента Ниязова увековечено вназванию города, двух районов, корабля, академии сельхознаук, в названиях улиц,школ, колхозов (более тысячи). В центре Ашхабада была построена 60-метроваяАрка Нейтралитета, 12 метров которой приходятся на позолоченную фигуру президента.Арка один раз в сутки полностью оборачивается вокруг своей оси. Он является докторомполитических и экономических наук, академиком Академии наук. Его портрет изображенна национальной денежной единицы - маната. Его чеканный профиль содержится намонетах. Также Ниязов возглавляет исполнительную и законодательную власть, является генералом армии.Глава туркменских мусульман назвал его почти «наместником Аллаха». Даже былапопытка представить его кандидатуру на получение звания Нобелевского лауреата.
Однако Ниязов не забывает, что безподдержки народа власть может выскользнуть из его рук. Ниязов заявил, чтопревратит страну в азиатскую Швейцарию. Четырехмиллионного населения былодаровано много благ: оно было освобождено от уплаты за обучение, газ,электроэнергию и воду.
В середине страныоппозиции почти не существует. А и существовавшей, или арестована, или была вынужденаиммигрировать.
После получения независимостиКазахстан оказался в сложном положении: страна не имела каких государственнотрадиций, казахи составляют только 40% республики и на страну сильное давлениеосуществляет Москва. Кроме того страна не имеет прямого выхода к Мировому океану,значительно затрудняет ее экономические отношения с остальным миром. Однако страна имеет ицелый ряд положительных факторов: значительные залежи природных ресурсов (нефть, рудыт.п.), развитое сельское хозяйство и промышленность.
Руководителемнезависимого Казахстана стал бывший компартийный лидер Нурсултан Назарбаев.Сначала Казахстан принимал участие почти во всех интеграционных начинаниях России,которая пыталась сохранить свое влияние на просторах СНГ, но уже скоро руководствостраны осознало собственные государственные интересы и начало активно их отстаивать. Ксерьезных столкновений с Россией привели проблемы границ, транспортировкаказахской нефти и т.д.
Отсутствие демократических традиций,позволило Н. Назарбаеву укрепить свою единоличную власть, закрепив еезаконодательное. Для формирования новой политической элиты Назарбаев предпринялреализации амбициозного проекта - строительство новой столицы страны - Астаны.
Киргизии главой государства сталпредставитель демократических сил академик Аскар Акаев. В своей внутренней политикеон пытался реализовать курс на проведение рыночных реформ, а во внешнейвзял курс на сближение с Западом и США. В середине СНГ проводит курс надистанцирования от России. Однако, как и в других бывших союзных республиках,реформы осуществлялись путем проб и ошибок. Это привело к падению жизненногоуровня подавляющей части населения и росту недовольства. Для удержаниявласти А. Акаев стал прибегать к антидемократическим действиям.
После получения независимостиБеларусь оказалась в сложном экономическом положении. Экономика страны, теснозавязана на поставщиках из других союзных республиках, выполняла рольсборочного цеха. Почти не имея значительных экономических ресурсов, она оказаласьперед угрозой полного экономического краха. К тому же руководствореспублики выявило полнуюнекомпетентность в проведении рыночных реформ. В такой ситуации умелоиспользуя демагогию и играя на ностальгических чувствах по СССР, к власти встране приходит А. Лукашенко. Доступившись к власти, он фактическиустановил в стране единоличную власть, подавив любую оппозицию. Длязавоевания симпатий населения было сохранено значительную часть социальных гарантийсоветских времен, сохранен значительный государственный сектор. Приватизация проведеначастично, частный сектор составляет незначительную часть в экономике страны.Благодаря таким действиям удалось удержать процесс развала экономики, избежать массовогобезработицы. Для удержания предприятий в рабочем состоянии, Лукашенко умело сыгрална демагогических заявлениях об интеграции с Россией. Выступал с антизападными,антидемократическими заявлениями. Российское руководство, стремясь удержать Белоруссиюпод своим контролем, шло на значительные уступки в экономической области: были снятытаможенные границы, что дало доступ белорусским товарам на российский рынок;А для Белоруссии российские газ и нефть отпускались по значительно меньшимиценам, чем другим т.д. Однако, когда встал вопрос о реальной интеграции,белорусско-российские отношения стали обостряться.
Зачастую эти три государства объединяютединым названием - страны Прибалтики. Однако эти страны имеют разную историческую судьбу,заселены разными народами, которые отличаются языком и культурой. Объединяющим дляних является то, что в составе СССР они несколько отличались от остальной территории Союза и внаселения были сильные стремления к независимости, своевольно растоптаннойСталиным. Поэтому во время перестройки именно в этих странах развернулось массовое движение занезависимость. Именно они первыми вышли из состава Союза.
После восстановления независимостистраны Прибалтики взяли курс на построение демократического общества, интеграциюв евроатлантические структуры. Благодаря научно обоснованным экономическим реформамбыл быстро преодолен экономический кризис, были созданы предпосылки для обеспечениястабильного экономического роста и достижения европейского уровня развития.Самой сложной проблемой для стран Прибалтики стало русскоязычное население,которое поначалу не желало мириться с новыми реалиями. Опираясь на Россию, оновыступало против жестких законов о гражданстве в этих республиках, противязыковой политики и т.д.
Не обошли республики и политическиебаталии. Самый громкий политический скандал разгорелся в 2003-2004 гг в Литве,приведший к импичменту президента республики.
Успехи в проведении реформ даливозможность странам Прибалтики претендовать на вступление в ЕС, состоявшемся в2004
Судьба стран, вставших на территориибывшего СССР, в 1991-2004 гг складывалась по разному. Так страны Балтиисумели провести удачные экономические и политические реформы и в 2004 г. сталичленами ЕС, Грузия, Армения, Азербайджан, Россия, Таджикистан, Молдова пережиливойны и вооруженные конфликты. Остальные страны СНГ, хотя и избежали вооруженногопротивостояния, не избежали острой борьбы между сторонниками демократии иавторитарных методов правления. Стойкой стало стремление некоторых государственныхруководителей утвердить единоличную власть. Да, это удалось осуществить вТуркменистане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане. В Азербайджанедаже удалось передать власть от отца к сыну.
Вопросы и задания:
1. С какой целью был создан СНГ? Или сыграла она ту роль, которая на нееполагалась?
2. Чем были обусловлены межгосударственные и внутренние вооруженные конфликты во многихстранах СНГ?
3. Охарактеризуйте экономическое развитие Российской Федерации после обретениянезависимости.
4. Каковы причины политического кризиса в России в 1993 г.? Как она быларешена?
5. В чем суть чеченской проблемы? Каков ее влияние на развитие России?
6. Чем завершилась армяно-азербайджанская война? Почему было достигнуто именнотакого результата?
7. За новейшую историю независимой Грузии там неоднократно вспыхивалигражданские войны, которые привели к фактическому распаду страны и обнищаниянаселения. Что обусловило именно такой путь Грузии?
8. Какова роль «революции роз» в новейшей истории Грузии?
9. Охарактеризуйте развитие новообразованных государств Средней Азии.
10. Составьте сравнительную таблицу: «Развитие стран СНГ и Балтии»
Страны СНГ и Балтии |
Основные черты |
|
Экономического развития |
Политического развития |
|
Азербайджан |
|
|
Беларусь |
|
|
Армения |
|
|
Грузия |
|
|
Казахстан |
|
|
Киргизия |
|
|
Туркменистан |
|
|
Таджикистан |
|
|
Молдова |
|
|
Узбекистан |
|
|
Украина |
|
|
Россия |
|
|
Латвия |
|
|
Литва |
|
|
Эстония |
|
|