§ 40. Греческие наука и искусство
1. Научные знания
Эллададала человечеству многих выдающихся ученых. Главной наукой греки считалифилософию, которая первоначально объединяла знания по всем областям. ее истоки восходят VI в.до н.э. В основу греческой философии и искусства положены представления осилу и красоту человека, его личность, находится в гармонии с природнымсредой и обществом. Известными философами были Фалес (625-547 ггдо н.э.), Анаксимандр (611-547рр до н.э.),Гераклит (530-470 гг до н.э.), Пифагор (582 (580) -500 ггдо н.э.), Сократ (470-399 гг до н.э.), Платон (427-347 ггдо н.э.).
Большефилософы стремились выяснить, из каких элементов сотворено в этом мире. Фалессчитал, что из воды, Гераклит - из огня, Анаксимандр - Своздуха. Позже Демокрит (460-370 ггдо н.э.) создал учение об атомах - мельчайшие частицы, из которыхсостоит вся природа. Сократ ввел само понятие «философия» - «любовь кмудрости », и всех мыслителей того времени стали называть философами. Посвободомыслие Сократа обвинили в «поклонении новым богам», осужден насмерть, и он принял яд. Не написав ни строчки, Сократ свои мыслипередал следующим поколениям через своего выдающегося ученика - Платона,продолжил его дело.
Грециябыла родиной математики. Одним из первых математиков считаютФалеса. Он объяснил возникновение жизни в мировом океане без помощи богов, атакже движение планет, вычислил высоту египетских пирамид. С помощьюматематических расчетов предсказал солнечное затмение 585 г. до н.э.Фалес и Пифагор сформулировала первые теоремы.
В Элладеродилась еще одна наука - история. ее отцом называют Геродота (484 – бл. 426 до н.э.). Ученый посетил Египет,Сицилию, Малую Азию, Северное Причерноморье. Он поставил целью описать славныедеяния греков, чтобы они остались в памяти потомков. Его девьятитомнатруд рассказывала о греко-персидские войны, историюЕгипта, население Северного Причерноморья. Еще одним историком был Эратосфен (бл. 279-194 ггдо н.э.). Он установил время первой Олимпиады и Троянской войны.Ему принадлежит создание нового календаря, который имеет 365 дней и високосный год.Этим календарем, с некоторыми, пользуются и поныне.
Основоположникоммедицины был Гиппократ (460-370 гг до н.э.). По егомнению, медицина должна способствовать сохранению здоровья и продлению жизни. Гиппократпытался установить причины болезни, чтобы вылечить ее. Он считал, чтоосновной принцип врача - «Не навреди!" Высокие моральные принципы Гиппократа,его ответственное отношение к больным стали образцом для врачей всего мира.И сейчас все, кто посвящает себя этой важной профессии, приносят клятвуГиппократа.
2. Древнегреческое искусство
Достояниедревнегреческой архитектуры наиболее ярко воплощены в греческих храмах, которые идоныне являются примерами изысканности и красоты. Древнейшие храмы строились из дерева икирпича-сырца. Деревянными были колонны и крыша. Впоследствии этот материал был замененнадежным и прочным - камнем. Основой храма служил подготовленныйплощадка. На нем с внешней стороны устанавливали колонны. Они состояли изтрех частей: базы (опоры), ствола и капители (верхней части). Сверху наколонны опирался крышу.
Вгреческой архитектуре преобладали два стиля - дорический и ионический.
Дорическомприсущи простота, лаконичность, массивность. Он олицетворял силу, мужество,надежность. Особенностью этого стиля было то, что колонны не имели базы, а устанавливалисьсразу на площадку. их ствол покрывали вертикальные желобки - каннелюры. Обычно желобков было не больше 20. Капительсостояла из двух элементов: круглой каменной подушки - эхина - и квадратнойплиты - абаки, лежавшую на подушке.
Ионическийстиль был сложнее дорического. Колонны ионического стиля были изящными истройными и состояли из большего количества деталей. В отличие от дорических,они имели базу, а количество желобков увеличилось до 24. Так же, как и дорические,капители ионических колонн состояли из эхина и абаки, но были болееорнаментированы. Абака напоминала закрученный свиток или бараний рог. Оба стилеразвивались параллельно, их даже пытались совмещать. В V в. до н.э.на основе ионического возник коринфский стиль. Он был еще изысканным предыдущих. Колонны стали еще стройнее,капитель выше, чем в ионическом. Она напоминала перевернутый вверх колокол.Эхина украшали тонкие мелкие завитки, напоминающие листья лотоса.
Шедеврыархитектуры украшали Афинский Акрополь. На небольшой площадке(300x130 м) греческие художники построили великолепные храмы и скульптуры.Сначала те, кто поднимался на Акрополь, проходили Пропилеи - Парадныйвход на Акрополь. Он имел два дорических портики, к которымпристроено библиотеку и картинную галерею. Далее виднелся второй поразмером храм - Эрехтейон, Посвященный легендарномуцарю Эрехтей. Украшением Акрополя были такженебольшой, но изысканный храм богини победы Ники и самое большое здание Афин - храмПарфенон.
Парфенон (современный вид)
Понятия и термины
Портик - Размещена перед входом в здание открытагалерея, образованная колоннами или столбами, поддерживающими перекрытия.
Внутриокруженного портиками храма возвышалась 12-метровая скульптура богини Афины. Основастатуи была сделана из дерева. Лицо покрывали пластины слоновой кости. Наодежда и вооружение богини скульптор Фидий потратил около 2 т золота. ФризПарфенона украшала скульптурная композиция длиной 160 м - торжественнаяшествие афинян.
Не толькоАфины, но и другие города Греции имели собственные архитектурные шедевры. Чудом светагреки называли храм Артемиды в Эфесе. Он был построен на месте болот.Чтобы защитить храм от землетрясений, греческие архитекторы положили в основумного смешанной с углем шерсти. Но они не смогли его защитить от злогочеловека. В 356 г. до н.э. храм был подожжен Геростратом и погиб впламени пожара. Другим чудом света эллины считали храм Зевса Олимпийского. Егоукрашала статуя Зевса из золота и слоновой кости, которая достигала 18 м в высоту. Попомощью лифта Зевсу подносили ритуальную пищу.
Председатель Зевса из Олимпии
В VI в.до н.э. древние греки сделали еще один гениальное изобретение - театр. Театральноеискусство выросло из праздников в честь бога Диониса.Первый театр появился в Афинах. Сначала представления происходили на площади. Впоследствиина южном склоне Акрополя построен каменный театр. По расчетамархитекторов он должен вместить всех жителей города. т.е. около 17 тыс.человек. Театр состоял из трех частей: Театрон - Мест для зрителей, орхестры -места для хора, скены - Места,где размещались декорации и выступали актеры.
Зрительские места располагались полукругом и разделялись на ярусы исектора. На спектакли в театр допускали как граждан, так и тех, кто быллично свободным, но не имел гражданских прав, а также иностранцев. Женщины такжеимели право прийти в театр, но им не разрешали смотреть комедии, поскольку вних иногда говорилось об общественной жизни.
Некоторыепредставления продолжались целый день, поэтому зрители брали с собой еду, а если былохолодно, то и теплую одежду. Играли в спектаклях только мужчины. Они выполнялипо несколько ролей, в том числе и женских, используя большие и яркиемаски. Спектакли сопровождались песнями, музыкой, танцами. Зрители, если имнравилось, аплодировали, а если нет, - громко ругали актеров и стучали ногами.
Живопись ДревнейГреции дошел до нас в рисунках на вазах и фресках в общественных сооружениях.В искусстве росписи были распространены два стиля: чернофигурная(Чернолаковую) та краснофигурный. Первый назывался так потому, что на керамическое изделие наносили рисунокчерным лаком, второй - потому, что изделие закрашивали черным цветом, аоставались рисунки природного красного цвета обожженной глины.
Скульптура.Скульпторы изображали главным образом людей и богов. Прославленными мастерамибыли Мирон (V в. до н.э.), Поликлет (V в. до н.э.) та Филиалов (500-431 ггдо н.э.). Мирон работал преимущественно с бронзой.Известна его скульптура «Дискобол». Поликлетизображал атлетов-победителей и воинов. Этот художник стремился подчеркнуть гармониюи красоту человеческого тела. Фидий работал в Афинах, Дельфах, Олимпии. Он принималучастие в реконструкции Акрополя и украшал Парфенон.
Уникальнойбыл греческий литература, особенно поэзия. В Древней Греции высокоценилось искусство стихосложения. Стихи писали и жрецы, и политики, и военные.Иногда даже научные книги и законы записывали стихами. В начале VII в. до н.э. появилась лирическая поэзия - Стихи о чувствах,настроения, переживания человека.
Стихотворнымибыли и трагедии и комедии. Трагедия - торжественный жанр,обращенный к богам. ее создателем считается Эсхил (525-456 гг н.э.).Он написал около 90 произведений, из которых сохранились лишь семь. Самые известные изних - «Прикованный Прометей», «Агамемнон». Афинский поэт Софокл (496-406 гг. до н.э.)создал около 120 трагедий. В своих произведениях он отражал взглядысостоятельных граждан. Наиболее известны его трагедии - «Царь Эдип»и «Эдип в Колоне. Творцом комедии был сын крестьянина Аристофан(бл. 445-385 г. до н.э.). Комедияотражала жизнь греческого общества и высмеивала человеческие недостатки.
Чрезвычайноценилось у древних греков ораторское искусство. С помощью убедительногослова греческие ораторы склоняли на свою сторону народные собрания, призвали к отражениюврагу, поднимали демос на восстание против тиранов, доказывали правоту в суде.Известными ораторами были Исократ, Гиперид, Эсхин, Перикл, Демосфен.
Вопросы и задания
1. Представьтесебя путешественником, который посетил Афинский Акрополь. Опишите свои впечатления.
2. Назовите самых известных греческих философов.
3. Расскажите о дорический стиль в греческой архитектуре.
4. Что вы знаете о греческий театр?
5. Раскройте всемирное значение греческой культуры.