§ 4. Средневековое европейское общество
Вы узнаете
· Как родилось феодальное общество?
· Какие состояния существовали в средние века?
· Что такое Заком и кто его жители?
· Как жили феодалы и крестьянин в средние века?
· Почему крестьяне выполняли повинности и какие?
· Что такое крестьянская община?
1. Феодализм
На конец VII - на начало VIII в. завершилось объединений богатых и знатных людей варварского и римского обществ. Они превратились в мощный слой землевладельцев. Среди этих землевладельцев было немало представителей верхушки церкви, а также богатых членов германских родов. Именно эти крупные землевладельцы и стали основой для формирования господствующего прослойки общества, на который опиралась королевская власть.
По Верденскому разделении сплоченных и прочной частью бывшей империи Карла Великого было Западно-Франкское королевство - будущая Франция, как ее стали называть с Х - ХI ст.
Столицей нового государства стал Париж, расположенный на р Сене. Власти последних Каролингов воздержалась здесь дольше, до конца Х ст. Она, Однако, ослабевала, и они теряли контроль своими Володинниями. Ускорили руину внешняя опасность. С конца VIII в. Страны Европы стали подвергаться нападения норманнов, которые кораблями пересекали море и грабили прибрежные страны, нагоняя ужас на население. К этому добавились опустошительные набеги арабов и венгров, в IX в. осилилися в Паннонии.
Представители местной власти обязывали крупных землевладельцев в случае опасности появляться со своими отрядами для отражения нападения. Одновременно дрИбни землевладельцы сами стали искать спасения от набигов и переходить под защиту сильных покровителей. Таких людей называли вассалами. За предоставление защиты они составляли клятву верности своему покровителю - сеньору (Лат. senior - старший) и обязывались служить ему, прибывая вооруженными по его требованию.
Чтобы иметь в своем Распоряжение отряд тяжеловооруженных всадников (рыцарей), крупный землевладелец мог часть своей земли раздать воинам за службу, которые, в свою очередь, если позволял размер владения, могли передать его на службу своим вассалам. Таким образом выстраивались отношения между сенйорамы и вассалами, которые напоминали лестницу или пирамиду. На вершине этой лестницы (пирамиды) был король, который считался вассалом Бога. Некоторые короли были вассалами папы римского. Историки такой порядок называют "Феодальной лестнице" или "Феодальной иерархия".
Когда приступы норманнов участившихся Карл II Лысый 847 р. обязал"Каждую вильну человека выбрать себе сеньора ". Права сеньора над своими вассалами приравнивалась к власти короля над своими пидданимы. А еще через 30 лет был признан наследственность бенефициив и графских титулов. Теперь бенефиции превратились в наследственные владения - феоды. Слово "феод", от которого происходят "феодал", "феодализм", означает "Земельное владение", предоставленное (подаренное) хозяином - сеньором своему вассалу (пидвладний человеку), который за это должен был служить хозяину. Владение феодом, подобно бенефиция, требовало службы, преимущественно военной. Обладателей феодов стали называть феодалами. Каждый феодал имел большую власть, а последние Каролинги были бессильными: они не имели ни авторитета среди феодалов, ни войска для борьбы против внешних врагов. Начали образовываться графства, напоминавшие маленькие королевства. Пора феодальной раздробленности. Король уже был лишь "первым среди ривних ". Постепенно такой порядок распространился на все страны Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.
В средние века слова "феодал" и "феодальное общество" не использовались. Их придумали позже, в ХVII-ХVIII ст .. Поначалу они имели бранное значение, для обозначения отсталого общественного строя и тех людей которые его защищали. В исторической науке эти слова стали использоваться еще позже, но набили широкого применения.
2. Три состояния середньовичного общества
По Х - ХIII вв. в Западной Европе окончательно сформировались основные состояния средневекового общества. Каждая из этих социально групп имела свои взгляды, образ жизни, занимала определенное положение. Общественная структура едризнялася как от существовавших в германцев, славян и других европейских народов, так и от той, что была в Древнем Риме, на руинах которого возникли государства средневековой Европы.
Образованные люди средневековья еще тогда пидмитилы, что общество делится на разные социальные группы со своими правами и обязанностями. Средневековое общество не знало равенства в правах и обязанности`связях. Наибольшее распространение получила теория о разделение общества на три сословия: "молящихся" (Священники и монахи), "воюющих" (рыцари), "работающих" (крестьяне, ремесленники и др.). Социально статус наследовался от отца к сыну.
По мнению средневековых мудрецов, каждое состояние имел свои важные обязанности и был необходимым для других. Они не могли существовать друг без друга. Так, духовенство пиклувалося о душе, рыцари защищали страну, а крестьяне всех кормили.
Епископ Адальберона Лански о трех состояния (XI в.)
Первый состояние - воины, защитники церкви и народа, всих без исключения, как сильных, так и слабых? Второе состояние - крестьяне; эти несчастные люди имеют то лишь ценой тяжелого труда. Всем - деньгами, одеждой, продовольствием - обеспечивают они весь мир. Ни свободный человек не смог бы прожить без крестьян? Крестьянин кормит хозяина, который утверждает, что это он кормит крестьянина… Так дом Божий (общество) делится на три части: одни молятся, другие воюют, еще какие работают. Три? части не страдают от своей обособленности: услуги, предоставленные одной из них, создают условия для работы двух других; соответственно каждая часть пиклуеться о целом. Так этот тройственный союз остается единым, благодаря чему господствует закон, а люди наслаждаются миром.
1. Чем епископ Адальберт объяснял такое разделение общества?
2. Что было положено в основу такого деления общества?
3. Что, по мнению епископа, обеспечивало единство общества?
4. Какие отличия такая структура общества имела от римского или германского?
Предложенная средневековыми мудрецами система деления общества и их взаимоотношений не выдержала испытания временем. Реалии жизнь выяснили, что общество делится не на три слоя, каждый слой делится на более мелкие группы, которые имели свои права, привилегии и обязанности. С появлением городов и увеличением их роли в жизни средневековой Европы система отношений между социальными группами еще более усложнилась. Большое влияние на разделение общества на социальные слои стали производить земельные владения и деньги. Все те, кто имел богатства и статус в обществе стали относиться к аристократии. Так с появляется сельская, городская аристократия. Каждый, кто считал себя аристократом стремился еще и доказать давность своего рода, его могущество.
Говоря о месте женщины в обществе английского историка Р. Марджори образно утверждал: "В средние века женщина постоянно балансировала между сточной ямой и пьедесталом ". |
3. Духовенство
В упомянутой схеме деления общества на три состояния на первом месте стояли монахи и священики. Их главной задачей было пиклуватися о спасении христианских душ. Это занятие в воображении людей того времени было важнее любыеи земные дела.
Средневековое общество на протяжении веков оставалось бедным. Голод был частым гостем. И все же, не считаясь с затратами ресурсов, сил и времени, европейцы строили огромные соборы и многочисленные церкви, отдавали духовенству десятину - десятую часть урожая и других доходов. Желая спасти свои души, богатые и бедные дарили церкви свое имущество и земельные владения. Более того, общество отдавало церкви наиболее способных и образованных сыновей, которые посвящали жизнь служению Богу. Первый состояние было единственным, который пополнялся вихидцямы с ризних состояний общества. Почти вси известные ученые и мыслители, как и значительная часть писателей и поэтов, художников, музыкантов, принадлежали к духовенству.
Для борьбы против своих врагов церковь использовала отлучения и интердикт. Для средневекового человека отлучение от церквибыло страшной карой. Фактически это означало потерю всех прав члена общества. Человек не имел возможности участвовать в христианских обрядах, занимать любые должности, никто не имел права ей помогать, ее могли даже убить. Если церковь считала, что в непослушанием виноваты не только отдельные люди, она могла отлучить целые деревни, города или даже страны. Такое отлучение называлось интердикт.
В городах и странах, Отлученных от церкви, закрывались храмы, запрещалось осуществлять христианские обряды - крещение, венчание, похороны и под. К таким стран церковь впоследствии начала организовывать вооруженные экспедиции - крестовые походы.
Церковь была огромной политической, экономической и духовной силой. Опираясь на это, римские папы в Х - ХIII ст. повели борьбу за объединение всего христианского свиту под своим верховенством. Постепенно церковь стала крупнейшим землевладельцем в Европе, а жизнь верхушки церкви ни чем не отличалась от светских феодалов. Духовенство стало уже не ограничиваться в своей деятельности только церковной службой и молитвами. Они осуществляли правосудие, участвовали в управлении государством, выполняли феодальные функции, обучали в школах и университетах, финансировали королевские мероприятия. Для многих молитва стала лишь второстепенным занятием.
4. Феодалы. Замки
Всех крупных землевладельцев, живших благодаря труду зависимых крестьян, принято называетсяти феодалами. Они составляли 2 - 5% населения, посидаючы господствующее положение в обществе. Между феодалами, как уже упоминалось, сложилась своеобразная система отношений, получившая название вассалитет. Между сеньором и вассалом существовала своеобразная устное соглашение: вассал обязывался преданно служить хозяину, а тот, взамен обещал вассалу поддержку и защиту. Этот догурзаключался при свидетелях и считался незыблемым.
Если вассал нарушал догур, Он должен был сломать над своей председателем ветку и разбрасывать ее вокруг. Вассалы нуждались как феодв, Так и сильных, знатных защитникав, а могущество сеньора зависела от количества преданных и боеспособных вассалов. Богатство - земли и деньги - сами по себе еще ничего не решали. В феодальном обществе они потребовались для раздачи вассалам.
Здесь следует Нагадаты, что система вассалитета (зависимости) напоминала лестницу или пирамиду, вершиной которой был король. Прямыми вассалами короля зачастую были герцоги, вассалами герцогов - маркизы, вассалами маркизов - графы, далее бароны и рыцари. Рыцарей обычно в походах сопровождали оруженосцаі-юноши с рыцарских семей, которые еще не получили этого звания. Хотя считалось, что король является сеньором для всих, однако во Франции существовало правило: "Вассал моего вассала - не мй вассал ". То есть король не должен был вмешиваться в отношения междугерцогами и маркизами и т. д.
Но такая четкая система усложнялась, если, например, некий граф получал дополнительный феод от самого короля или от другого графа. Дело так запутывалась, что вообще было трудно понять, кто чей вассал. Такие путаницы приводили к многочисленным столкновений между вассалами, сеньорами и вассалами. Победа была на стороне сильнейшего. Такие мижусобици наиболее негативно отражались на крестьянах, которые становились объектами грабежей и насилия.
В IX - XI вв. стримки нападения арабов, венгров, норманнов привели к появлению в Европе новых видов оборонительных сооружений - замков. Замок был одновременно и крепостью, и жилищем феодала.
В настоящий день во Франции сохранилось 4969 замков, большинство из них в разрушенном виде. По известным в настоящее время письменными источниками и находками археологов известно о существовании еще 4788 средневековых замков, уже навсегда исчезли.
Замки строились преимущественно на холме, который возвышаетсяв над местностью. Окруженный рвом с водой, с высокими стинами и башнями в несколько рядов, замок был достаточно надежным фортификационным сооружением. Даже несколько сотен его защитников довольно успешно сдерживали осаду многотысячного войска.
Над всеми постройками замка возвышалась главная башня - донжон. Она была предназначена как для жизни феодала, так и для обороны. Ее пидвалы приспосабливали для хранения припасов. Также там часто выкапывали колодец либо устраивались в`тюрьмы. Верхние этажи были залами, где жил феодал со своей семьей и слугами. Важным элементом башни был тайный ход, позволял хозяину в случае необходимости уйти в безопасное место. Сама башня могла обороняться самостоятельно даже тогда, когда другие укрепления замка захватил враг.
Вместе с замками в Европе появились и трудно вооруженные профессиональные воины - рыцари. Они были главными действующими лицами всих войн эпохи средневековья. Рыцарь был не просто наездником, а самостоятельной боевой единицей. Был одет у кольчугу - рубашку из скрепленных между собой металлических колец. Впоследствии ее заменили кованые латы, защищавшие рыцаря с ног до головы. Кроме того, воин прикрывался в бою щитом, на котором была изображена герб - опознавательный знак его рода и девиз - Краткое выражение, объясняющим смист герба. Вооружение рыцаря состояло из длинного тяжелое копье и меч (ридше боевого топора или палки). Боевой конь всадника тоже снаряжался доспехами. Итак, рыцарь на коне становился своерадной подвижной крепостью. Все это вооружение стоило дорого, равнялось стоимости от 20 до 45 корев.
Основной целью рыцарей в бою было не убить противника, а, выбив его из седла, разоружить и взять в плен. За знатного пленника можно было получить значительный выкуп. Победитель покрывал себя славой, а это было самым важным. Через то у войнах Х - ХIII вв. армии были немногочисленными, а потери среди рыцарей - незначительными.
Славу непобедимого воина можно было получить на войне или пид время рыцарских турниров- Военных соревнований в силе и ловкости. Их устраивали короли или знатные феодалы. На колокольнеры с'Съезжались как те, кто желал принять участие, так и те, кто хотел увидеть зрелище. Эти соревнования длились по несколько дней.
Первого день участники демонстрировали ловкость и силу. На следующий день устраивались поединки со специальной турнирной оружием между пИшим рыцарями или всадниками. Иногда, когда соперники решали выяснить какую нерешенную между ним спор, оружие было настоящим. В таких поединках случались и жертвы. На третй день вели бой уже группами, чаще - 50 на 50. Участники объявляли, что борются за приверженность прекрасных дам, на которую после боя они могли рассчитывать. Победитель получал славу и признание, почетные призы, а также лошадей и оружие побежденных. Поскольку остаться без оружия и коня считалось позором, победитель возвращал их побежденным за выкуп.
Постепенно турниры потеряли тренировочную цель и превратились в аристократические праздники.
Чтобы стать рыцарем, следовало пройти специально процедуру посвящения. Старший сын, который наследовал отцовский феод, не пидлягав деления, в молодости был оруженосцем, обучаясь верховой езды и техники владение оружием. Достигнув 18 лет, он один или вместе с другими будущими рыцарями проводил ночь у молитвах. Следующий день сеньор при многих свидках вручал меч и шпоры. Посвящен в рыцари давал клятву верности, обязывался защищать вдов, сирот и тех, кто служит Богу. В ризних странах обряд имел свои особенности, сначала он был простым, впоследствии усложнялся. В конце XI ст. к этому обряду присоединилась и церковь.
Религийний обряд посвящения в рыцари (XI в.)
Сначала епископ благословляет флаг (Рыцаря). Молитва: Боже вечный и всемогущий… Освяти небесным благословением этот флаг, готов к бою, чтобы он был сильным борьбе против неверных и мятежных народов, и чтобы за твоего покровительства он навевал ужас на врагов народа христианского ...
Соединены рыцарем копье и флаг епископ освящает святой водой. Далее он благословляет меч: "Позволь благословить этот меч на поясе раба твоего, чтоб он мог охранять и защищать церковь, вдов, сирот и всих служителей Богу, против жестокости врага, и чтобы он внушал ужас на всех тех, кто выступил против него.
1. Кто объявлялся главными врагами рыцаря и церкви?
2. З какой целью церковь проводила обряд посвящения рыцарей?
5. Крестьяне и сеньория. Хозяйство крестьянина
Крестьянство было многочисленной слоем средневекового общества. Оно низкий положение в социальной структуре феодального общества, но важен и необходим. Крестьяне находились вне феодальной иерархии, они были не вассалами, а подданными. Если в древнем мире труд презирали как недостойное свободного гражданина, то по средневековья тружеников уважали. Церковь освящала физический труд - "Добывания хлеба насущного в поте лица своего ". Но это касалось только крестьян, которых тем самым сдерживали от социально выступлений. Господствующие слои общества к физическому труду относились пренебрежительно. Хоть оно кормило все слои, жизнь его была нелегкой.
Жизнь в средневековой Европе было наполнено опасности и крестьянину приходилось искать защиты у могущественного сеньора. В обмен сеньор присваивал право на землю крестьянина и заставлял его видбуваты повинности: платить оброк или отрабатывать барщину. Барщиныою назывались все дармовые работы крестьян в хозяйстве сеньора. Они обрабатывали барские поля, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Оброк - часть продуктов крестьянского хозяйства (зерно, скот, птица и т.п.), которую обязан был крестьянин платить своему сеньору. Оброк мог быть и в денежной форме.
Повинности |
Барщина |
Оброк |
Другие |
Труд на поле сенйора, в хозяйстве сенйора, на перевозке грузов, на ремонте дорог, мостов и замка сейора т.д. |
Натуральный: часть урожая зерновых, фруктов, овощей, птицы, яиц, ремесленных изделий, сена, дров т.д. Денежный: определена сумма денег.
|
Молоть муку в мельницы сенйора, печь хлеб в печи сенйора, давить виноград на прессе в сенйора подлежать суду сенйора т.д. |
Кроме того, сеньор судил крестьянина своим судом. Селянин не имел права переселяться в другую местность без разрешения т.д.. Но он на средневековом Западе все же не был бесправным и исключенным из системы права. Если крестьянин исправно трудился, сеньор не мог отказать ему в пользовании земельным участком, на котором работали его предки.
Все эти ограничения свободы долго не воспринимались крестьянами как слишком обременительны. Размеры повинностей, оброка, не менялись веками и были записаннымиВоспринимались людьми как обычай - мощная регуляционные сила средневековья, с которой считались все. Любые отклонения от традиций приводили к проявлению недовольства или к выступлениям крестьян.
Не все крестьяне были одинаковыми по своим правам. Крестьяне делились на лично зависимых крестьян (крепостных) и лично свободных. Лично зависимых крестьян (Крепостных) в средние века называли серв. В древнем мире слово серв означало раб. Главной повинностью сервов была барщина, как составляла 3-4 дня в неделю. Кроме того он должен был платить и оброк. Собственностью сенйора считалась не только земля, но и имущество Серва. Если серв хотел что-то продать, он должен был получить разрешение от сенйора, заплатив определенный налог. Если умирал серв-отец, то сын должен был уплатить сенйору лучшую корову или лошадь. Иначе сенйор имел право забрать землю в Серва. Жениться серв тоже мог только с разрешения сенйора. Каждый год серв в замок сенйора имел относить петуха. Как символ того, что он полностью повинуется власти сенйора.
Несколько больше прав имели лично свободные крестьяне. Они как правило платили только оброк. Такой крестьянин даже мог продать свой земельный надел, но уже новый хозяин должен был платить сенйору оброк.
Начиная с XII в. Западноевропейские крестьяне развернули борьбу против обременительной залежностии на конец XIVст. Сервов почти не осталось. Как правило крестьяне получали свою личную свободу за выкуп или процессе ожесточенной борьбы (крестьянские восстания).
Все права в отношении крестьян, имевший сенйор отношении крестьян составляют общее понятие сеньория.Сеньория - это земля, которую крестьяне получали во владение от сенйора, это сами зависимые крестьяне, это власть сенйора над ними, это повинности крестьянина в пользу сенйора. Сеньория является важным признаком средневекового европейского общества.
С "Поемы о версонських вилланов *" Естуле гоза (XII в.)
Первая работа в году - до Иванова дня (24 июля). Вилланы должны косить луга, сгрибаты и собирать сено копны и складывать их в стог ..., а потом везти на барский двор. Если скажут ...
Но наступает август и с ним новая работа ... Они обязательства`связанные барщиной и о ней нельзя забывать. Вилланы должны жать хлеб, собирать и с`связывать их в снопы, складывать скирдами по среди поля и отвозить немедленно к амбру. Эту службу они несут с детства, как несли ее предки. Так работают они на сенйора ...
Затем они снова должны отработать барщину. Когда они розпахалы землю, то идут по зерном в амбар, сеют и боронуют.
К Рождества нужно сдать кур ...
На Пасху снова барщина ...
После этого нужно ехать в кузницу подковать лошадей.
Затем на них лежит печной бан, и это хуже всего. Когда жена виллана туда отправляется и исправно платит свой оброк, приносит свое тесто, то пекарша, надминна и пренебрежительное, ворча, а пекарь недоволен и ругается, он клянется Господни зубами печь будет протопленную плохо и что им не придется есть хорошего хлеба - он будет не пропеченным.
* Виллан - (от лат. Villa - Вилла, имение) - лично вильнв но земельно зависимые от землевладельца крестьяне.
1. О чем рассказывается в этом отрывке поэмы?
2. Какие повинности крестьян вспоминает этот документ?
3. Что такое "печной бан"?
Хозяйство крестьянина по своему характеру было натуральным, Т.е. все необходимое для жизни производилось на месте: от продуктов питания до ремесленных изделий. Только по некоторые товары, в частности за солью или железо, приходилось отправляться в места, где они производились, и там выменивать их на продукты своего труда. Деньги у крестьян были ридкистю. Однако со временем все менялось. В ХV ст. происходило разрушение натурального и становления товарного хозяйства, когда то, что произведено или выращено преимущественно идет на продажу.
6. Крестьянская община. Брак и семь`я крестьянина
Жить одному в те времена было сложно, поэтому крестьяне в средневековой Европе жили общинами. Так легче было вести хозяйство, отстаивать свои интересы перед сеньором, хранить бытовые и культурные традиции.
Община решала общие хозяйственные дела. Чтобы все члены общины имели одинаковые условия для ведения хозяйства, ниву разбивали на участки с ризною качеством почвы, и каждому выделялись полоски земли на разных участках. Из этих полосок и состоял надел крестьянина. Периодически происходило перераспределение участков. Леса, пастбища, сенокосы, ричкы, озера были в общем пользовании всех членов общины.
Община помогала бедным, вдовам, сиротам, защищала тех, кого обидели чужаки. Община часто выбирала своего старосту, строила церкви, удерживала священников, ухаживала за дорогами, мостами, вообще за порядком на своих землях. Сельские праздники также устраивались у бильшости случаев за счет общины. У свадьбах, похоронах участвовали все. Самым страшным наказанием было изгнание из общины. Такого человека лишали всих прав и поддержки. Вообще крестьянин не представлял своей жизни вне общины. У общину объединялись жители одного или нескольких сел. Сначала села были совсем небольшими - десяток-полтора дворов. Каждое село имело своих ремесленников, прежде кузнецов и мельников. Были свои специалисты по гончарства, ткачества и т.д.
Крестьянская община |
Регулирует порядок использования земли |
Распределяет повинности между крестьянами |
Решает все вопросы жизни села и общины. Решение`Обязательства мелких конфликтов |
Помогает вдов и сиротам |
В средние века крестьян, живших в одиночку было очень мало. Если теряли мужчину или женщину, то пытались вступить в новый брак. Как правило выбирать невесту или жениха по расчету. Ценилась не красота, а работоспособность, здоровье`есть и приданое. Брак как правило устраивали родители. Договариваясь о кандидатуре невесты заблаговременно. Жених дарил родителям невесты подарок. В свою очередь за невестой давали приданое. С римских времен были распространены ранние браки: девушки с 12-13 лет, юноши с 14-15 лет. Супружеской равенства не существовало. Человек считался глав семь`ї. Детей рождалось много, однако выживала до десяти лет только каждый второй ребенок. Воспитание детей, которых было много, состояла в раннем приучуванни к посильной труда. В наполненном кожнодневною трудом жизни родители редко проявляли к детям теплые чувства. Образование своим детям крестьяне обычно дать не могли, потому школ не было. Лишь немногим удавалось научиться у местного священника.
7. Мир крестьянина
Крестьянин ридко выезжал за пределы своей деревни. Поэтому его представление о свит часто простиралось лишь на расстояние нескольких дней перехода от родной околицы. Время в селе шло медленно. За летом приходила зима, за зимой - лето. За вспашкой - страда, по жатвой - пахота. Сдавало-ся, что жизнь течет привыкло. А если что и менялось, то очень незаметно.
Новости в селе ограничивались местными событиями. Кое проезжие купцы, паломники, бродяги рассказывали о чудесах, которые якобы видели в других краях. Со всего села грамотой владели, кроме священника, несколько человек. Особой нужды в ней не чувствовалось, к тому же Библия была написана на латыни, которую не понимали.
Вся жизнь крестьянина зависело от урожая, приплода скота, а поэтому все вращалось вокруг этого, даже христианские праздники. Непонимание многих природных явлений усиливало веру крестьянина во всевозможных духов, добрых и злых. Для нормализации привычной жизни крестьяне прибегали до магії - Особого порядка действий с целью добиться желаемого. Надеялись, что магия поможет уберечь от засухи, неурожая, болезни и т.д. Пытались влиять не только на погоду. Зависть могла вызвать желание всячески навредить счастливчику, любовь - приворожить неприступное сердце. В каждомуселе были свои "специалисты" по магии и колдовству (ведьмы и колдуны). Таких людей боялись и в то же время уважали, обращались за помощью.
Не менее злых ведьм в Западной Европе боялись вурдалаков (В германских народов их называли "Вервольфа" - людинововкамы). Для защиты от всяческой нечисти крестьяне тоже пользовались колдовством и всевозможными оберегами. Одним из распространенных оберегов в Европе все еще остается пидкова, прикрепленная над входом в дом. В средневековой Европе не было такого человека, который не мечтал бы иметь оберег, который защищал бы ее от различных проблем.
Всевозможные нечистые часто упоминаются в сказках - одном из наиболее распространенных видов народного творчества (фольклоре). Кроме сказок, среди крестьян были распространены писни (праздничные, обрядовые, трудовые, героические), переводы, рассказы, поговорки и т.д. В рассказах о уворов прослеживается человеческое поведение.
Тяжелый труд рожала мечты крестьян о страну, Где можно не работать и одновременно наслаждаться всем, чего пожелаешь. Эту страну, где текут молочные ричкы в кисельных берегах, в Италии называли Кукканья, в Англии - Кокейн, Франции - Кокань, Германии - Шлараффия. Любимыми героями крестьянских рассказов, сказок были бедняки - справедливые и хорошие; веселые дураки - Жак Простак, Телепень Ганс, Великий Дурак; благородные разбойники - Робин Гуд т.д..
Проверьте, как запомнили
Подумайте и ответьте
Выполните задание
Для любознательных
Можно назвать социальное устройство в Средние века справедливым? Свое мнение обоснуйте.